Как туризм влияет на экономику страны

Влияние туризма на экономику страны и региона

Туризм помогает трудоустроить множество людей, так как индустрия туризма имеет очень разветвлённую сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов.

Кроме того, действующий рынок туристских услуг может стать источником финансирования работ по охране исторического наследия и способствовать сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.

Туризм положительно влияет на экономику регионов и страны. Это связано с тем, что расходы туристов из других регионов и стран представляют собой вклады в экономику принимающей их территории. Так, например, туристы из Франции, получив свои доходы на родине, путешествуют по России и расходуют часть этих доходов здесь, тем самым, внося определённый вклад в экономику нашей страны. Иначе говоря, расходы иностранцев-туристов в стране представляют собой для России туристский импорт. Туризм как торговлю услугами на мировом рынке называют «невидимым импортом», вносящим соответствующий вклад в платёжный баланс страны. Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты в страну превышает сумму её вывоза.

В заключение этого вопроса следует отметить, что развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала. Вместе с тем бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определённое сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Поэтому при оптимизации развития этой сферы необходимы учёт мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики. Требуется осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2223 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Влияние индустрии туризма на структуру экономики

Экономические науки

Похожие материалы

Туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели внутренними причинами. Но туризм является также и важнейшим катализатором экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места [1, 96].

В настоящее время туризм в мировой экономике, в экономике отдельных стран приобретает все более важную роль, так как является наиболее развивающимся экономическим комплексом, а также важнейшим катализатором экономического роста. Стремительное развитие туризма способствует развитию и таких отраслей экономики как: торговля, транспорт, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство, строительства и других.

Туризм также оказывает большое воздействие на экономику региона, в котором он развивается. Можно выделить три основных направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное.

Экономическое значение туризма рассматривается с двух сторон:

В современном мире туризм: имеет индустриальную форму; выступает в виде услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться; характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций; является пионером хозяйственного освоения новых районов; выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия; совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

Известно, что доход от иностранного туризма в развитых странах в два раза превышает доход от международной торговли цветными и черными металлами [4, 127].

Существует 2 вида влияния туризма на экономику субъекта. К ним относится прямое и косвенное влияние.

Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет их воздействие на местную экономику. Обычно не весь доход, полученный от расходов туристов, бывает использован: некоторая часть его откладывается, а другая наоборот тратится за пределами данного субъекта. Отсюда можно сделать вывод: чем больше доходов от туризма реализуется в пределах субъекта, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать такие доходы в пределах субъекта зависит от состояния местной экономики.

Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы включают оплату:

Перечисленные туристские расходы оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода [4, 76].

Сферами воздействия туризма на экономику страны и общество в целом являются:

Потребительская и доходная сферы. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения [5, 25].

Благодаря туризму развиваются местные предприятия, в том числе: Культурные и развлекательные (музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, шоу-бизнес, кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу региону и местному населению:

Валютная сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.

Производственная инфраструктура. Туризм создает структуру отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для местного населения. Появление новых туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Роль внутреннего туризма в экономике страны

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль современного туризма в развитии экономики

Данная наука изучает вопросы развития туризма, факторы, которые влияют на экономику, а также влияние туризма на иные общественные отношения, его роль в развитии экономики. Компоненты, которые характеризуют экономику туризма, следующие:

Позитивную роль в развитии регионов играют любые формы туризма, особенно направленные на привлечение иностранного капитала в страну. Помимо туристкой сферы, в обслуживание туристов вовлекаются и другие сферы, например, промышленный, сельскохозяйственный и производственный сектора экономики. Дальнейшее вовлечение туристов возможно при учете денег, которые туристы потратили на покупку услуг и продуктов туристического производства, учитывается их влияние на бюджет государства.

Обоснование туриндустрии как самостоятельной отрасли необходимо для осознания основных факторов, которые определяют туриндустрию как производственную сферу. Рост туризма влечет за собой такие положительные факторы, как увеличение оттока денег из страны, создания новых объектов туристской инфраструктуры, создание определенной категории потребительских товаров, которыми пользуются местные жители и туристы. Туризм способен оказывать негативное воздействие только на непосредственные общественные отношения, так как в ходе туристского взаимодействия возникает смешение ценностей, культуры и традиций.

Готовые работы на аналогичную тему

На туризм влияют следующие экономические факторы:

Рисунок 1. Роль туризма в государстве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Влияние туризма на экономику

Туризм влияет на экономику прямо и опосредованно. Прямое воздействие заключается в увеличении доходов региона, в том числе за счет расходов туристов на отдых, проживание, питание и развлечения. Затраченные туристами деньги вкладываются в инфраструктуру региона и страны, позволяя развивать новые области, открывать новые туристские объекты.

Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает свою туристскую политику, которая выступает в качестве составляющей социально-экономической политики государства. Туристская политика выступает в качестве совокупности направлений воздействия государства на туристическую область с целью достижения конкретных целей и реализации поставленных задач. В настоящее время в России выделяют следующие направления туристской политики России:

Государство, которое развивает туризм, стремится достичь максимальную экономическую эффективность в области туризма. На сегодняшний день успешное развитие туризма также обусловлено падением рубля, так как он падает по отношению к доллару и другим валютам. Таким образом, доллар в России обретает все большую покупательскую способность, по сравнению с другими странами. Данный фактор, несомненно, привлекает иностранных туристов, способствуя, таким образом, увеличению валового национального продукта (ВВП). Например, доход от гостиниц в Москве ежегодно составляет не менее 10% от общего бюджета города. Фирмы, которые обслуживают туристов, стимулируют продажи не только турпродукта, но и сопутствующих ему, таким образом помогая экономике.

Экономически России выгодно привлекать туристов из-за рубежа, поощрять прибытие туристов, чем отправлять наших граждан в путешествия за границу. Однако для привлечения иностранных туристов необходимо стимулировать развитие области туризма, в том числе средств размещения туристов, транспорта разных видов, сферы питания, которые должны отвечать международным стандартам.

Учитывая протяженность территории России, необходимо учитывать, что для равномерного развития туризма в регионах потребуются большие туристские вложения. Необходимо учитывать специфику каждого региона. Например, на Сахалине развит горнолыжный спорт, на Алтае имеются туры по горам, интересные мистические туры, отражающие специфику региона. Курорты Краснодарского края и Крыма развивают оздоровительный и горный туризм, дайвинг и т.п. Для Москвы и Санкт-Петербурга характерен исторический, культурный туризм, так как на территории данных городов имеются старейшие архитектурные экспонаты и музеи.

Источник

Реферат: Влияние туризма на экономику страны

Глава 1 История развития туризма 5

1.1. Первые путешественники 5

1.2. Первые достопримечательности 8

1.3. Первые турагенства 9

Глава 2 Влияние индустрии туризма на экономику страны или региона 10

2.1 Влияние туризма на экономику России 10

2.2 Преимущества и недостатки туристской деятельности на примере региона Кавказских Минеральных Вод 21

Глава 3 Эффект мультипликатора туристской деятельности 25

3.1 Сущность мультипликационного эффекта 25

3.2 Мультипликационное влияние туризма на экономику

страны или региона 26

Список используемой литературы 29

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

На развитие туризма в мире оказывают влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.

Тема курсовой работы “Влияние туризма на экономику страны (региона). Мультипликационный эффект туристской деятельности “. В ней рассматривается проблема влияния туризма на экономику страны (региона) и мультипликационный эффект в туристской деятельности.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в ней рассматривается влияние туризма на экономику России и региона Кавказских Минеральных Вод, что позволит произвести анализ туристической отрасли и произвести более точную оценку ее состояния.

Целью курсовой работы является изучение развития туристического бизнеса и его влияния на экономику страны Россия и региона Кавказских Минеральных Вод.

Задача курсовой работы:

· Изучить влияния туризма на экономику России и региона Кавказских Минеральных Вод

· Изучить сущность и влияние мультипликационного эффекта на экономику страны региона.

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Массовый туризм является феноменом XX века, так как приобрел современный вид в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями.[1] Однако люди путе­шествовали уже с незапамятных времен, главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности. Останки первых людей были найдены в Западной Европе, Афри­ке, Китае и Джаве. Этот факт указывает на замечательную способность древних людей путешествовать на дальние расстояния без каких-либо средств передвижения.

Изобретение денег финикийцами и развитие торговли, начавшееся в 4-м тысячелетии до н. э., можно определить как начало современной эры путешествий. Финикийцы также изобрели письменность и колесо, так что их по праву можно считать родоначальниками «туристского бизнеса».

1.1. Первые путешественники.

Жители Средиземноморья . В древней колыбели Западной цивилизации путешествия с целями торговли, коммерции, религиозной, лечения или обучения совершались с давних пор. В Ветхом Завете существуют многочисленные упоминания о путешествиях торговцев на караванах.

С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот, V в. до н.э.) и исследователи других стран (Пифей, IV в. до н.э.).

Начиная с 776 г. до н.э. ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместиться и отдохнуть атлеты и зрители.

Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г. до н.э.-20 г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168 гг. н.э.).

Древний Рим внес свой вклад в историю туризма: богатство, изобилие и огромные территории империи были первостепенными составляющими, необходимыми для туризма. Римляне построили великолепную сеть дорог, по которым они могли путешествовать на лошадях на расстояние более 100 миль в день, чтобы посмотреть знаменитые храмы в регионе Средиземно­морья, особенно пирамиды и памятники Египта. В период расцвета Римской империи для римлян из богатых семей поездка в Грецию зачастую была связана с необходимостью дополнить свое образование. Позднее путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер: страна привлекала туристов фестивалями, атлетическими соревнованиями и другими видами увеселений и развлечений. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками.

Еще в 1 в. до н.э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.

В правление Александра Великого (с 334 г. до н.э.) город Эфес в Турции стал важным торговым центром и одним из главных городов в античном мире, куда стекались туристы, чтобы полюбоваться на акробатов, жонглеров, волшебников, которые переполняли его улицы.

Однако упадок Римской империи (1 в. н.э.) сопровождался и упадком туризма. Поток богатых путешественников сократился, дороги пришли в негодность, страна стала наполняться бандитами, ворами, сделавшими путешествия небезопасными. В течение последующих веков и до середины XV века главным видом путешествий было паломничество европейцев, которые путешествовали по святым местам континента.

Европейцы. Наиболее массовое передвижение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и па­ломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных. Представители привилегированных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Подробные описания увиденных ими рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб и др.

Американцы . В XVI веке огромный континент Северной Америки исследовался испанцами, которые для своих путешествий использовали лошадей.

Первые путешествия американцев по стране осуществлялись пешком или на лошадях, в дальнейшем стали использоваться маленькие лодки и каноэ. По мере того как строились дороги, стали распространяться поездки на почтовых каретах. Строительство железных дорог по всей стране привело к еще большей популярности путешествий. В 1850 г. была основана компания «Америкэн Экспресс», которая стала пионером в использовании дорожных чеков (1891 г.) и различных туристских услуг.

Одним из самых важных событий в истории путешествий по Америке являются поездки, совершенные во время второй ми­ровой войны: более 12 млн. американцев обслуживали вооруженные силы с 1941 по 1945 г.

1.2. Первые достопримечательности.

С древнейших времен достопримечательности были главной целью туристов. Многие из нас слышали о семи чудесах света, к которым относятся:

1. Древнеегипетские пирамиды, включая Сфинкса (единственное чудо, сохранившееся до наших дней).

2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (сейчас Ирак).

3. Мавзолей в Галикарнасе (Турция).

4. Статуя Зевса в Олимпии (Греция).

5. Статуя Гимоса, так называемый Колосс Родосский (остров Родос, примыкающий к Греции).

6. Маяк в Александрии (Египет).

7. Храм Артемиды, или храм Дианы, в Эфесе (Турция).

— Великая китайская стена,

— город Петра (Иордания),

— гигантские пиктограммы (Перу),

— комплекс буддийских храмов Боробудур (остров Ява).

Как в античные времена путешествовали для того, чтобы посмотреть чудеса света, так современные туристы путешествуют, чтобы увидеть чудеса природы: Великий Каньон, Ниагарский водопад, национальные парки, океаны, озера, а также чудеса, построенные человеком: великие города, музеи, памятники.

1.3. Первые турагентства.

В 1822 году Роберт Смарт из Бристоля (Великобритания) сообщил о себе как о первом пароходном агенте. Он начал регистрировать пассажиров на пароходы, курсирующие по Бристольскому каналу, а также в Дублин (Ирландия).

В 1841 году Тома Кук организовал массовую прогулку (570 человек) от Ланкастера до Лонгоборуга железнодорожным составом, по цене 1 шиллинг с каждого пассажира. Это был первый публично рекламируемый экскурсионный поезд, а Кук – первый агент экскурсионных поездов. С 1847 года компания Кука стала распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубежом. В 1863 году Кук организовал большое туристское путешествие в Швейцарию, в 1868 году – в Северную Америку. В настоящее время компания Кука остается одной из самых больших туристских организаций в мире.[2] Первым специалистом в организации индивидуальных эксклюзивных поездок был Томас Беннет, англичанин, который служил секретарем у британского консула в Осло (Норвегия). Находясь в этой должности, Беннет организовал индивидуальные театральные туры в Норвегию. С 1850 года он стал называть себя «организатором поездок» и предоставлял индивидуальным туристам маршруты, транспорт, питание и туристское снаряжение, заранее договаривался о лошадях и гостиничных номерах для клиентов.

ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ ИЛИ РЕГИОНА.

Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса. Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий, свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал доступен широким массам.

2.1 Место туризма в экономике России

В настоящее время в России работают более 15000 организаций основой деятельностью, которых является туризм, и более 35000 – туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической деятельности, демонополизации отрасли, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи, производства товаров народного потребления), а также конституционных прав граждан на отдых.

Туризм – одна из динамично развивающихся отраслей России, хотя его государственная поддержка производства по остаточному принципу. [3] В туристической индустрии с 1991 по 1996 годы создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест.

По данным Всемирной туристической организации (ВТО) комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах. От 2,2 до 3,3 млн. дополнительных рабочих мест могут быть созданы уже в ближайшее время в этом секторе.

Каждый год число вакансий в туристической отрасли увеличивается на 1 %, что делает туризм крупнейшим производителем рабочих мест в Европе наравне с телекоммуникационной и мультимедийной отраслями. По мнению экспертов Европейской комиссии (ЕК) в период до 2010 года интернациональный туризм будет развиваться интенсивнее, чем туризм внутри стран континента. Европа планирует принимать к 2010 году 527 млн. туристов. Прирост числа прибылей по сравнению с 1995 годом должен составить 60%.

С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг – в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте.

Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства, на которую приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % суммарных капитальных вложений, 11 % мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. К 1995 году каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм.

На долю международного туризма приходится около 7% от мирового экспорта. В абсолютном выражении это уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей.

Рост туристической активности (по данным ВТО), измеряемый в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах), представлен в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1 Рост туристской активности

Рост числа прибытий

Рост доходов от обслуживания туристов, %

При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туризма по прогнозам ВТО достигает 11 – 12%.

Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15 – 35 % (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия).

Испанию посетило в 1995 году более 70 млн. туристов, что намного больше собственного населения страны. Италия получила от туризма в 1995 году более 25 млрд. долларов. Граждане Германии в 1994 году совершили рекордное число туристских поездок за рубеж – 65 миллионов (США – 47 миллионов).

В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (для обслуживания одного туриста требуется 9 человек).

Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитии данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока.

В 1994 году дефицит платежного баланса туристской отрасли России составил около 8 млрд. долларов, т.е. прибыль рот выездного туризма 4 млрд. долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд. долларов. В 1995, 1996 годах экономика отечественного туризма постепенно стабилизируется. Меняется и отношение государства к туризму. В 1995 году принят Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». Разработана федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», а также создана Национальная туристская корпорация.

В рамках стран СНГ принят законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма».

По прогнозам, в ближайшие 10 – 15 лет туризм мы бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Например, к 2005 году число прибытий иностранных туристов в Москву может достичь 10,6 млн. человек, валютные поступления при этом могли бы составить 2,4 млрд. долларов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

По данным Госкомстата РФ в 1995 году в России побывало 10 млн. 290тыс иностранных граждан, что в 2,2 раза больше, чем в 1994 году. Из них из стран дальнего зарубежья прибыло 4 млн. 506,5 тыс. человек (43,8%) из стран СНГ – 4 млн. 979,3 тыс. человек (48,4%) из стран Балтии – 804,3 тыс. человек (7,8%).

Таблица 1.1.2 Рост прибытий в 1995 году

Из стран дальнего зарубежья

Структура поездок в Россию иностранных граждан по целям поездки выглядит следующим образом:

— Служебные – 2899,0 тыс. человек (28,2%)

— Туризм – 1837,0 тыс. человек (17,9%)

— Частные – 3903,1 тыс. человек (37,9%)

— Транзит и обслуживание транспорта – 1651,1 тыс. человек (16%)

Название: Влияние туризма на экономику страны
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат Добавлен 22:10:31 18 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 1161 Комментариев: 12 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Как туризм влияет на экономику страны. 9405770. Как туризм влияет на экономику страны фото. Как туризм влияет на экономику страны-9405770. картинка Как туризм влияет на экономику страны. картинка 9405770. Туризм помогает трудоустроить множество людей, так как индустрия туризма имеет очень разветвлённую сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов.

Диаграмма 1.1.1 Структура поездок в Россию иностранных граждан

В 1995 году по сравнению с 1994 годом с целью туризма Россию посетило в 1,9 раза больше из стран дальнего зарубежья, в 10,3 раза – из стран СНГ и в 3,3 раза – из стран Балтии.

Таблица 1.1.3 Основные страны по въездному туризму в 1995 году

Количество (тыс. чел.)

По туристическим визам в Россию из всех стран мира в 1999 г. было отмечено 4502,1 тыс. прибытий, что на 2257,8 тыс. больше, чем за 1998 г. Прирост составил 100,6 %. Из стран дальнего зарубежья прибыло 2088,3 тыс. человек – на 203,8 тыс. больше чем за 1998 г.

Число прибывших из стран СНГ, воспользовавшихся услугами туристских фирм увеличилось на 2054,3 тыс. человек, т.е. выросло в 6,7 раза.

Доля туризма в общем мировом потоке оставила 26,3 %, в потоке из стран дальнего зарубежья – 28,9 %, из стран СНГ – 24,5 %. При этом на страны, вошедшие в первую десятку приходилось 92,3 %.

Таблица 1.1.4 Основные страны, поставщики в Россию

Число прибытий (тыс. человек)

Как туризм влияет на экономику страны. 9405771. Как туризм влияет на экономику страны фото. Как туризм влияет на экономику страны-9405771. картинка Как туризм влияет на экономику страны. картинка 9405771. Туризм помогает трудоустроить множество людей, так как индустрия туризма имеет очень разветвлённую сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов.

Диаграмма 1.1.2 Распределение числа прибытий с целью туризма из всех стран мира за 1999 год

В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен. Грамотно построенная маркетинговая стратегия России, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы.

Согласно оценкам ВТО в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:

— экологический туризм, в связи, с чем ООН официально объявила 2002 г. годом экологического туризма;

— культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;

— тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и др. и обеспечивающий продажу всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг.

Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма. Приграничное месторасположение ряда регионов Российской Федерации создает особые условия для развития туризма, ориентированного, в основном, на рынки прилегающих стран. Основными приграничными регионами, имеющими высокий туристский потенциал, являются Калининградская область, Ленинградская область, Хабаровский и Приморский края. Необходимыми условиями успешного развития внутреннего туризма в России так же, как и въездного туризма, является формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. Как пример можно привести «Пещеры Степана Разина», которые являются не только историческим памятником, но и одним из наиболее посещаемых объектов культурно-познавательного туризма России.

Для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь, в развитие туристской инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.

Также отметим важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только средства размещения, но и туристские достопримечательности, транспорт, в том числе прокат автомобилей, дороги, автостоянки, аэропорты, предприятия питания, сувенирную продукцию, средства связи и др. Инвестирование в развитие перечисленных объектов туристской индустрии должно осуществляться с привлечением средств как федерального и регионального бюджетов, так и внебюджетных источников. Так, например, строительство, реконструкция и содержание аэропортов, автомагистралей федерального значения, реставрация памятников архитектуры с целью превращения их в объекты туристского показа и общие мероприятия по сохранению и развитию исторических центров должны финансироваться государством, региональные и местные власти отвечают за развитие местной инфраструктуры и благоустройство туристских центров, расположенных на их территории.

Практика действия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» принятого в 1996 г., показала несоответствие некоторых его положений сложившемуся опыту деятельности в туризме, а также на необходимость его существенного дополнения. Многие термины и определения, приводимые в законе, устарели и требуют новых формулировок, соответствующих международной практике и новому российскому законодательству. Одним из важнейших моментов является усиление финансовой ответственности туроператоров, формирующих, продвигающих и реализующих туристский продукт, перед потребителями посредством введения системы обязательных финансовых гарантий. Некоторые положения закона, касающиеся сертификации услуг туроператоров и туристских агентов, морально устарели и требуют изъятия. В то же время необходимо внесение положений о добровольной сертификации средств размещения туристов, формировании системы сертификационных правил, включая положение о классификации гостиничных услуг, и передаче полномочий по разработке и проведению сертификации федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.

В соответствии с существующими международными требованиями необходима разработка стандартов дорожных и иных указателей, в том числе информационных табло, знаков и надписей, в местах прохождения туристских потоков и туристских центрах, в которых бы содержался не только русский текст, но и транскрипция на латинице.

ГЛАВА 3 ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Сущность мультипликационного эффекта

Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.

3.2 Мультипликационное влияние туризма

на экономику страны или региона

По оценке швейцарских ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма существенно дифференцируется в зависимости от страны или региона и составляет от 1,2 до 4,0.

Как сфера экономической деятельности туризм, с одной стороны, определяется спросом со стороны посетителей, а с другой стороны, он относится к товарам и услугам, которые производятся с целью удовлетворения этого спроса. Таким образом, туризм охватывает широкий диапазон различных видов деятельности, включая международный и внутренний транспорт, размещение, общественное питание, развлечения, шопинг (для личного потребления, а не для перепродажи в коммерческих целях), услуги туроператоров и турагентств. Таким образом, туризм — это комплексная индустрия, находящаяся на стыке различных отраслей мировой экономики. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на другие секторы местной экономики: сельское хозяйство, информационные технологии, торговлю, производство товаров народного потребления. Все это расширяет рынки сбыта для местных производителей товаров и услуг, что положительно отражается на уровне жизни местного населения. Туризм ускоряет социальные и культурные процессы, оживляет местную культурную жизнь, способствует возрождению местных культурных ценностей, развитию народного творчества, традиций, обычаев и ремесел.

В заключение можно сказать, что Россия имеет большой запас туристических ресурсов, но использует их только около 1/5 части. Причиной тому является климатические условия, т.к. на данный момент самый популярный вид отдыха это отдых на берегу моря, а другие виды туризма только начинают приобретать популярность. Поэтому для России крайне важно вложение средств в туризм, т.к. 80% туристических ресурсов это памятники истории и культуры, экологически чистые районы, живописные места и т.д., которые в недалеком будущем будут пользоваться большим спросом.

Таким образом России необходимо разработать стратегию развития туризма, которая включала бы в себя не только всевозможные экономические расчеты, инвестирование в объекты туризма находящиеся в ведение государства, но программу поддержки объектов туризма находящегося в собственности негосударственных предприятий.

Изучив влияние туризма на экономику России можно сделать вывод: развитие туризма в России так слабо, потому что туризм в России сравнительно молодая отрасль народного хозяйства, которая еще не получила должного признания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.: ил.

3. Кватальнов В.А, Романов А.А Международный туризм: политика развития: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 1998.

5.Аналитическая справка к проекту «Концепции развития туризма в Российской Федерации» от 11.04.2002 при правительстве РФ

6. Питер-Т. Электронный бюллетень для профессионалов турбизнеса. Выпуск 46, 18 марта 2003 г.

[2] Кватальнов В.А, Романов А.А Международный туризм: политика развития: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 1998.

[4] Аналитическая справка к проекту «Концепции развития туризма в Российской Федерации» от 11.04.2002 при правительстве РФ

[5] Питер-Т. Электронный бюллетень для профессионалов турбизнеса. Выпуск 46, 18 марта 2003 г.

статистика, 2001.-320 с.

[7] Отделение, где лечат больных, с применением минеральных вод и грязей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *