Как тучка была в пустыне
Евсеев Иван «Как Тучка была в пустыне» (сказка о месте, где нет воды)
Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)
Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.
— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…
Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.
— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…
Сильнее стало припекать солнце.
— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…
Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.
Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.
Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.
Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.
Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.
СОБСТВЕННОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ
Загрустила Тучка. Неужели в пустыне совсем нет ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов. Ведь если здесь нет самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.
Налетела однажды Желтая пыльная буря и захватила тучку с собой. Целые сутки несла буря тучку, и когда она стихла, то тучка увидела перед собой прекрасную картину. Меж песками располагался островок прекрасной растительности и воды. Это был оазис! Тучка очень обрадовалась, что всё же в пустыне есть жизнь.
СОР 3 класс
Список вопросов теста
Вопрос 1
Прочитай текст и выполни задания.
Как Тучка была в пустыне
Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.
— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…
Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.
— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…
Сильнее стало припекать солнце.
— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…
Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.
Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.
Заплакала Тучка. Нет здесь самого главного – воды, а, значит, нет и жизни.
Выбери верный ответ.
1.Куда попала Тучка?
Варианты ответов
Вопрос 2
В каком предложении выражается основная мысль текста?
Варианты ответов
Вопрос 3
Определи жанр текста
Варианты ответов
Вопрос 4
Составь 1 вопрос по содержанию текста.Соблюдай орфографические нормы.
Вопрос 5
Укажи какое слово должно быть в каждом предложении
Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)
Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.
— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…
Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.
— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…
Сильнее стало припекать солнце.
— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…
Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.
Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.
Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.
Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.
Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.
Экологические сказки для старших дошкольников
Березовая Елена
Экологические сказки для старших дошкольников
Экологические сказки для старших дошкольников.
Воспитатель МБДОУ №245 Березовая Е. Н.
«Сохраняя воду, сохраняем жизнь!» (детские экологические сказки)
В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было
услышать его грустную песню:
«Я Водяной, я Водяной.
Никто не водится со мной.
В моём пруду – болото,
Пришёл бы ну хоть кто-то
Вокруг меня жестянки,
Бумага, банки, склянки.
Услышали печальную песню дети:
— Как это? Почему в пруду склянки? А куда исчезли лягушки?
Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно.От воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:
— Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.
Жалко стало детям несчастного Водяного.
А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.
История одной Капли (грустная сказка о воде)
Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.
Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.
Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.
Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.
Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.
Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.
А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.
Всё это было. Но было, кажется, так давно!
За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.
Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.
«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»
Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)
Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.
— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…
Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.
— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…
Сильнее стало припекать солнце.
— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…
Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.
Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.
Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.
Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.
Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.
Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)
Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.
— Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.
Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.
Надоела жара. А Дождя всё не было.
Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.
А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных,заволновалось:
— Помогу лужайке и её обитателям!
Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.
Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.
Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг
питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.
А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.
История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)
Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.
— Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.
Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:
— Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!
Но никто не отозвался.
— Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть! Вот вам!
И он скорчил забавную гримасу.
Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.
— Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.
— Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!
А про себя подумал:
— Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!
Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)
Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.
Жили уже тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.
Раз пошёл Старик к озеру.
Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною.
Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором,
и было его тут видимо-невидимо.
В третий раз закинул он невод – показалась
из воды старая автомобильная шина.
Удивился Старик,испугался:
«Тридцать лет я рыбачил и три года,
а такого ни разу не лавливал.
Раньше-то всё рыбка попадалась».
Хотел уж было Старик
воротиться к своей Старухе,
да услышал за спиной всплеск слабый.
Вновь закинул Старик в воду невод.
Пришёл невод с одной Рыбкою.
С непростою Рыбкою – еле живою.
Как тут взмолится Рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Спаси, старче, озеро наше,
сохрани живым для потомков».
Задумался Старик:
«Жил я у озера тридцать лет и три года
что творится у самого моего порога.
Уничтожали озеро постепенно,
сваливая мусор у берегов,
забрасывая его в прозрачную воду
что губят озеро и его обитателей».
Отбросил Старик невод,
собрал вдоль берегов банки, бутылки,
бумагу и целлофановые пакеты,
выкатил из воды автомобильные шины.
Стал он кликать Рыбку.
Приплыла к нему Рыбка,
но ничего не сказала,
лишь хвостом по воде плеснула
и ушла в глубокое озеро.
И с тех пор приходит Старик к озеру,
а охранять покой Рыбки,
ведь очень сильно обидели её люди,
ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.
Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)
История этого родника началась очень давно. Ещё в 1827 году.
На пологом берегу Хопра много деревьев наросло, кустарников. И вот одна девчушка набрела как-то раз на кустик, а на нём висела странная дощечка с рисунком. Девочка рассказала о находке местному священнику. Когда люди пришли на берег за дощечкой, её не было на месте. Пропала! Только после молитвы вновь оказалась странная дощечка на месте. И это была не просто дощечка, это была икона Божьей Матери. Иконку назвали Явленной, потому как явилась она людям на радость.
Так гласит легенда.
Но есть у легенды продолжение с тех времён и по сию пору.
На месте находки появился из земли родничок. Он был маленький, но живой. Нашёл он маленькую ямку и наполнил её водой чистой, прозрачной, студёной. Жил родник, радовал путников и паломников, которые часто стали приходить к этому святому месту.
Но не долгим оказалось безоблачное существование родника.
Пришли злые люди, которые завидовали, что есть на земле Хоперской такое чудесное место, засыпали родник землёй, чтобы не посмел на свет показаться. Но пробился упрямый родничок сквозь преграду, показался на радость людям из земли.
Тогда злые люди пришли снова к роднику и заковали его в бетон. Только напрасно. Родничок так любил жизнь, что никакой бетон не удержал его. Просочился через бетон и забил радостным фонтанчиком. Не посмели больше злые люди обижать родник. Ведь оказался он сильнее зла и зависти.
Место у родника стали называть Святым источником – ИСТОЧНИКОМ ВЕРЫ, ЛЮБВИ И ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ.
И сейчас приходят к Святому источнику и стар, и млад, просят Явленную о защите, пьют чистую родниковую воду и верят, что вода эта прибавит им силы и здоровья.
«Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный проект для старших дошкольников в Год Японии в России Легенды и сказки Древней Японии». Литературно-познавательный Проект для старших дошкольников в «Год Японии в России». Соавторы: Минчукова.
Конспект интегрированной НОД по рисованию «Любимые сказки» для старших дошкольников Интегрированное НОД по художественному творчеству (рисование) На тему «Любимые сказки» с детьми старшего дошкольного возрастаЦель:Обогатить.
Сценарий новогодней сказки для старших дошкольников «Маша и Медведь». Музыкальный руководитель: Малеева Н. П. Ведущий: Колобова С. В. Ёлка за ширмой, в зале полумрак, ёлка не горит, звучит завывание.
Постановка спектакля «Как Ослик счастье искал» по мотивам одноимённой сказки Е. Каргановой для старших дошкольников Режиссер-постановщик: воспитатель Ковальчук Надежда Николаевна. Спектакль проходил в детском саду «Сказка» на мероприятиях: открытый просмотр.
Постановка театральной сказки по экологическому воспитанию «Жалобная книга природы» для старших дошкольников Цель: Формировать у детей экологическую культуру природопользования посредством театральной деятельности. Задачи: • Закреплять знания.
Сценарий театрализации для старших дошкольников «Добрые сказки» Сценарий театрализации «Добрые сказки» Цель : создать условия для формирования и развития эмоциональной отзывчивости,интереса к сказкам,.
Театрализованное представление для старших дошкольников «Прогулка в летнюю и зимнюю сказки». Часть вторая Продолжение представления. Сказочница Интересно, куда же на этот раз попадет Буратино. Вот куда… Возле леса на опушке Трое их живет в избушке,.
Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» для старших дошкольников (фотоотчёт) Вот и кончилось весёлое, тёплое лето. На смену пришла яркая, разноцветная осень и, конечно же, осенние праздники, которые проходят у нас.
Экологические игры для дошкольников «Дикие и домашние животные» Становление первоначальных основ экологической культуры происходит в дошкольном детстве. Важным аспектом является формирование у детей понимания.
«Утес» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – метафоры, стихотворный размер, лирический герой, эпитеты
Стихотворение “Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ “Утес” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Утёс.
История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.
Тема стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.
Стихотворный размер – пятистопный хорей с опоясывающей рифмой.
Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.
Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.
Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.
Выразительные средства в стихотворении Утес Лермонтов
1 ответ
В стихе “Утес” есть такие средства выразительности.
Эпитеты: тучка золотая, влажный след.
Олицетворения: ночевала тучка, она умчалась, он (утес) стоит, задумался глубоко, тихонько плачет.
Метафоры: на груди утеса-великана, в морщине старого утеса, по лазури весело играя.
Аллитерация (повторение согласной “т”): тучка, утеса, утром, тихонько, стоит, плачет, остался, пустыне.
Ассонанс (повторение гласной “о”): утром, стоит, тихонько, глубоко, рано, одиноко, старого.
Оценка: 4 ( 30 голосов)
История создания
Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.
Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.
Жанр, направление и композиция
Данное стихотворение относится к пейзажной лирике, которая у автора соответствует канонам эпохи романтизма. Природа в стихотворениях М. Лермонтова – это иллюстрация глубоких внутренних переживаний лирического героя.
В пейзажи он вкладывает собственные философские раздумья, а также воспоминания о прошлом.
В результате из-под пера поэта выходят удивительно одухотворенные и притягательные образы.
Для произведения характерен описательный тип композиции. Исходный момент лирического повествования – тучка ночует «на груди» утеса-великана. Затем она улетает, оставляя лишь влажный след на камне.
Дальнейшее развитие сюжета происходит уже в эмоциональной плоскости: утес страдает, осознавая свое одиночество. Кульминация – это слезы каменного утеса, на которые он, казалось бы, не должен быть способен.
Происходящее обусловлено сюжетными нормами романтической поэзии.
Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.
Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.
Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
Тема и идея стихотворения
Сюжет стихотворения повествует об одиноком и старом утесе, вынужденном провести всю жизнь посреди жаркой пустыни. Однажды ночью озорная тучка решила передохнуть на его груди, но уже утром она продолжила свой путь.
Утес снова остался один, оплакивая утраченную надежду найти спутницу и познать настоящее счастье.
Данное произведение иллюстрирует взаимодействие двух типов людей: беззаботных и избегающих привязанностей (вероятно, тучка каждую ночь останавливалась на очередном утесе на своем пути), а также замкнутых, но способных на глубокие переживания (в ожидании интереса со стороны окружающих утес не может двинуться с места, из-за чего очень страдает).
На фоне этого и раскрывается тема стихотворения – одиночество.
Всего в восьми строках автор сумел искусно передать всю скорбь, отчаяние и муку от скоротечности симпатий, которые заключает в себе это чувство.
В «Утесе» М. Лермонтов призывает читателя задуматься о том влиянии, которое даже случайная встреча или разговор могут оказать на человека. Основная мысль стихотворения состоит в том, что множество людей в мире чувствуют себя одинокими.
Своим отношением мы способны либо стать для них необходимой поддержкой, либо разбить им сердце. Важно внимательно присматриваться к тем, кто нас окружает.
Композиция
Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.
В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.
Стихотворение «Утес» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.
Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.
Тема
Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.
Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.
Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
Композиция
Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.
В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.
Жанр
Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.
Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.
Средства выразительности
Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:
Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.
Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.
Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.
Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.
Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.
Вариант 2
Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».
Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике: в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.
Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения. Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко». Этой же цели служит употребление слова «пустыня», традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.
В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес), частицы «но» на стыке строф.
Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя», то утес «одиноко стоит», «задумался глубоко», «тихонько плачет». Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.
Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка», уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.
Стихотворение имеет различные трактовки. Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.
Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало — человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне». Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.
«Утес» написан пятистопным хореем, двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку.
Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес), перифраз («влажный след» — слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».
Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.
Это интересно: «Песнь о купце Калашникове» читать краткое содержание поэмы М. Ю. Лермонтова.
Вариант 3
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Утес» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841году. Напечатано оно было через два года после гибели поэта. В.Г. Белинский считал его одним из лучших стихотворений Лермонтова.
Жанр «Утеса» — лирическая миниатюра, стиль — романтический. Пейзаж здесь философски осмысливается поэтом, рождает в душе его мысли об одиночестве, кратковременности счастья.
Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. М.Ю. Лермонтов использует прием олицетворения, изображая отношения тучки и утеса. Утес-великан — символ бесконечного одиночества. Поэтому так дорого ему редкое посещение тучки:
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
Однако тучка юна и беспечна, она не задумывается о его чувствах. И покинутый ею утес «тихонько плачет… в пустыне». «Одиночество… так велико и тягостно, что камень может заплакать… Этот ведущий мотив «прочитывается одновременно в двух планах: как неразделенность любви и как непрочность человеческих связей вообще. В «Утесе» кратковременность чувства не нуждается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена несходством самих жизненных судеб, неизбежной разнородностью духовного опыта», — замечает С.И. Кормилов.
Композиционно мы можем выделить в произведении две части (построфно). Первая часть — описание самого события, вторая часть — размышление о последствиях события, описание чувств утеса, вновь оставшегося в одиночестве.
Стихотворение написано пятистопным хореем. Поэт использует скромные тропы: эпитет («тучка золотая»), олицетворение («И тихонько плачет он в пустыне»).
Стихотворение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений поэта-романтика о недолговечности и непрочности счастья, об одиночестве — таких стихотворений, как «На севере диком стоит одиноко», «Листок», «И скучно и грустно…», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…».
Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.
Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.
Композиция и построение стиха
Стихотворение, состоящее из двух четверостиший и композиционно состоит из двух частей. Первая часть посвящена золотой тучке, и она настраивает читателя на беззаботную радость. Вторая часть повествует об утесе. К хорошему легко и быстро привыкаешь, и когда тучка покинула утес, боль одиночества стала ощущаться еще больнее и острее. Читатель ощущает тоску утеса, горечь его одиночества.
Все произведение изложено пятистопным хореем. Этот стихотворный размер формирует ощущение легкости. Рифмовка стиха – кольцевая, с женскими рифмами.
Средства выразительности
Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:
Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.
Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.
Анализ стихотворений«Чудный град порой сольется» анализ стихотворения Баратынского по плану кратко – тема, эпитеты, метафоры, идея
Анализ стихотворений«Учись у них – у дуба, у березы» анализ стихотворения Фета по плану кратко – тема, идея, жанр
Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (Ночевала тучка золотая…)
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес» речь идет о двух персонажах. Ими являются «тучка» и «утес», они, могут быть рассмотрены иносказательно, как герои жизненных ситуаций. Стихотворение начинается со слов: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», эти строки указывают нам на то событие, над которым размышляет наш герой – «утес».
Начало стихотворения достаточно интересное, М.Ю. Лермонтов использует метафору для описания персонажей: тучка – «золотая», а утес – «великан», призывая читателя обратить внимание на ценность тучки для утеса, и на мощь и силу утеса в сравнении с ней.
Тучка символизирует легкость – то, что может в любой момент раствориться и улететь, а утес – основательность – то, что имеет опору и с трудом поддается каким-либо переменам. Благодаря выбору именно данных персонажей автор обращает наше внимание на взаимоотношения людей, на их особенности характера, жизненный опыт и стиль жизни.
В стихотворении, как и, часто случается, в жизни, один герой динамичен, в силу своего характера – «тучка», а другой статичен – «утес». Что мы и замечаем из следующих строк: «Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя». Тучка продолжила свой путь, легко и радостно покинув свой ночлег. Данные строки показывают, что женский персонаж в данном стихотворении относится к жизни легко и непринужденно, воспринимая окружающий мир слегка легкомысленно и интуитивно. Мировосприятие утеса, наоборот, отличается способностью мыслить и размышлять, основательностью и твердостью.
Это показывают следующие строки: «Но остался влажный след в морщине старого утеса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Утес переживает момент ухода тучки, ему становится грустно и одиноко, но изменить что-либо утес уже не может. Мужской персонаж имеет другой жизненный опыт и другие условия, которые отличаются от взглядов на жизнь «героини». В стихотворении М.Ю. Лермонтов показывает различие между тучкой и утесом, из-за которых они не смогут быть вместе. Утес остается печальным персонажем, глубоко переживающим это: «остался влажный след в морщине», «тихонько плачет он».
Тема одиночества присутствует в стихотворении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам.
Философская составляющая смысла стихотворения
Невероятно притягательные пейзажные зарисовки, изображенные автором всего в четырех четверостишиях, имеют несколько трактовок с выраженным философским смыслом.
Наиболее часто смысл стихотворения «Утёс» объясняется следующим образом:
Как видим, смысл стихотворения «Утёс» многогранен. После прочтения его хочется поразмышлять о бренности нашего существования, общечеловеческих и вечных ценностях, а также о необходимости умения каждого создавать счастье для себя из простых, окружающих его вещей. Одинокий утес стал символом сильного, хоть и лишенного общества, человека. Умение радоваться тому, что мы имеем, перестать взваливать на себя ответственность за ошибки и действия других людей позволят сделать жизнь более оптимистичной и радостной.