Как труд ученого помогает экономике

Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков 2 часть стр 45

👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Обсудим!

Какова роль в экономике профессий ваших родителей, близких, знакомых?

Профессии моих родителей и близких выполняют важнейшие роли в экономике.

Мой папа – инженер в нефтегазовой компании, а мама – бухгалтер на строительном заводе.

Моя старшая сестра работает продавцом в продуктовом магазине, а мой дядя – электрик.

Как связаны между собой труд шахтёра, сталевара и парикмахера?

Шахтёр добывает уголь, сталевар применяет этот уголья для получения стали, из стали изготавливают ножницы, которые нужны для работы парикмахеру. Парикмахер стрижёт такими ножницами представителей различных профессий, в том числе шахтёров и сталеваров.

Как труд учёного помогает экономике?

Труд учёного помогает экономике, ведь он разрабатывает новые технологии, которые позволяют снижать стоимость продукции, улучшают экологическую обстановку в стране, увеличивает производительность труда.

Проверь себя

Почему природные богатства и труд мы называем основой экономики?

Природные богатства и труд мы называем основой экономики, т.к. они нужны для производства товаров и услуг.

Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?

В хозяйственной деятельности людей используются такие природные богатства, как: вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные.

От чего зависит успех труда людей в экономике?

Успех труда людей в экономике зависит от трудолюбия, решительности, усердности и целеустремлённости.

Задания для домашней работы (на выбор)

Запиши в словарик: природные богатства, труд.

Природные богатства – это все блага природы, служащие в интересах людей.

Труд – общественная деятельность человека, которая имеет цель и требует умственного и физического напряжения.

Выбери у себя дома какой-нибудь из предметов (например, пуговицу, ложку, тетрадь). Попробуй с помощью взрослых изучить и коротко описать (устно) «рождение» этого предмета: какие природные богатства и оборудование были использованы для его изготовления, люди каких профессий трудились. Узнать это можно из дополнительной литературы. Интернета.

Бумагу, из которой изготовлена тетрадь, делают из дерева. Деревья отправляют на бумажный комбинат, где из дерева получают бумагу, отправляют ее в типографию или в издательство, где изготавливают тетради, а мы люди, покупаем их в магазине.

В производстве тетради принимают участие люди следующих профессий: лесорубы, транспортировщики, варщики.

Источник

Сообщение. как труд ученого помогает экономике

Как труд ученого помогает экономике. answer avatar. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-answer avatar. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка answer avatar. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Как труд ученого помогает экономике. answer avatar. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-answer avatar. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка answer avatar. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Как труд ученого помогает экономике. answer avatar. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-answer avatar. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка answer avatar. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Как труд ученого помогает экономике. answer avatar. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-answer avatar. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка answer avatar. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Тис я́годный, также Тисс ягодный[1] (лат. Táxus baccáta), зеленица, негниючка, негной[2], красное дерево — вид деревьев рода Тис семейства Тисовые (Taxaceae). Высота 10—20 м, в отдельных случаях до 28 м. Растёт медленно, при этом отличается большой продолжительностью жизни — по данным разных авторов, от 1,5 до 4 тыс. лет[3]. Одним из старейших в Европе считается растущий в Шотландии Фортингэльский тис, под сенью которого, согласно местной легенде, прошли детские годы Понтия Пилата[4].

Как труд ученого помогает экономике. answer avatar. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-answer avatar. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка answer avatar. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

На территории заповедника произрастают 430 видов высших сосудистых растений, 222 вида мхов и 265 — лишайников.

Облик Таймырского заповедника определяют тундры — яркие и обильные летом, суровые и безрадостные зимой, субарктические и арктические. У природы не хватает здесь сил поддерживать сплошной растительный покров, поэтому в кустарниково-моховых тундрах на возвышенных местах обычны участки голого грунта. Южнее распространены кустарниково-моховые и кочкарные тундры, встречаются островки кустарниковых тундр, занятых ёрником и кустарниковыми ивами. Много болот разного происхождения. В высоких, сглаженных горах Бырранга, которые заходят в заповедник по левобережью Верхней Таймыры, есть вкрапления арктических пустынь. Эта часть самая суровая.

Лесотундра представлена двумя участками: Ары-Мас и Лукунский. Там растут продвинувшиеся далеко на север даурские лиственницы. Деревья в Ары-Масе достигают 10 метров высоты, и, оказавшись внутри этого уникального лесного массива, трудно поверить, что он расположен выше 72-го градуса северной широты[2].

Фауна [править | править вики-текст] Краснозобая казарка в Таймырском заповеднике

В заповеднике отмечен 21 вид млекопитающих. Существует самое крупное в мире стадо дикого северного оленя. Более двадцати лет назад в таймырской тундре начали эксперимент по расселению овцебыка. Теперь около 8 тысяч этих животных, первые особи которых были завезены из Канады и США, расселились по восточному Таймыру.

Встречено 116 видов птиц, 74 из них гнездятся, в реках и озёрах водится свыше 15 видов рыб. Здесь водятся лососёвые, в основном семейства сигов — чир, нельма, муксун, ряпушка, сиг ледовитоморский, омуль; в озёрах встречаются гольцы Обычны также налим, хариус сибирский, пелядь, корюшка сибирская.

В заповеднике много водных птиц — гусь-гуменник, гага-гребенушка, тундровый лебедь, чернозобая и полярная гагары, различные кулики и чайки. На крутых обрывистых берегах рек гнездятся хищники.

Источник

Как труд ученого помогает экономике?

Как труд ученого помогает экономике. answer avatar. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-answer avatar. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка answer avatar. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Труд ученого действительно может помогать экономике государства, если этот ученый работает успешно в области разработки новых технологий, которые снижают стоимость продукции, увеличивает производительность труда, работает над технологиями, которые будут улучшать экологическую обстановку. Эти разработки могут быть предложены к продаже другим странам, если они будут патентоспособные. Всё это принесет определенные доходы в казну государства и улучшит качество жизни граждан страны.

Как труд ученого помогает экономике. answer avatar. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-answer avatar. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка answer avatar. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Ученые изобретают способы сэкономить затраты на производительность продуктов и изделий. Чем меньше затраты на производство, тем больше экономится количество времени, денег и человеческих ресурсов.

Ученые изобретают новые машины, потребляющие меньше электричества и более простые в обслуживании.

Как труд ученого помогает экономике. answer avatar. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-answer avatar. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка answer avatar. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Прибавочная стоимость это разница себестоимости чего-то, к тому за сколько это что-то продают. Она является основой любой прибыли.

Как пример можно привести производство какого то товара. Допустим овощей. Предприниматель нанял работников которым нужно очистить овощи от грязи. Чистые овощи стали дороже на энную сумму, чем грязные. Но предприниматель заплатит работникам не эту энную сумму, а чуть меньше. Эта разница и будет считаться прибавочной стоимостью.

Это в бизнесе. А вообще прибавочную стоимость можно встретить в нашей жизни везде, это и различные проценты, пошлины, акцизы, налоги, ренты и так далее.

Думаю что придумали её много веков назад тогдашние предприниматели, чтобы не быть в убытке.

А более детально изучил эту тему Карл Маркс в своих многотомных трудах.

Как труд ученого помогает экономике. answer avatar. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-answer avatar. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка answer avatar. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

В стоимость также обычно закладывается государством определённая маржа, так называемый «налог на добавленную стоимость», которая добавляется к расчётной стоимости производителя. Этот налог, равно как и все другие, идёт в казну, откуда тратится на некоммерческие расходы. Ведь армия, образование, медицина, фундаментальные научно-технические проекты и прочие бюджетные организации не производят коммерческий продукт, позволяющий им самоокупаться.

Поэтому мы платим в том числе и на их содержание.

Как труд ученого помогает экономике. answer avatar. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-answer avatar. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка answer avatar. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Они применяли субъективно-психолог­ ический подход к объяснению экономических категорий. Предлагали отказаться от поисков объективно существующих законов, стремились применить теорию эволюции к общественному развитию.

А. Маршалл и его работы положили начало современному макроэкономическому направлению политической экономии. Основное внимание уделялось изучению закономерностей развития отдельных частных рынков. А. Маршалл в своих работах доказывал возможность бескризисного развития, отсутствие объективных причин безработицы и нищеты. Его последователь А.С. Пигу одним из первых экономистов продвигал теорию «государства всеобщего благоденствия».Полож­ ения Кембриджской школы используются в современной политической экономике в различных концепциях.

Источник

Окружающий мир 3 класс 2 часть Природные богатства и труд людей — основа экономики стр. 42 – 45

1. Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств.

Раскройте значение богатств природы для экономики по плану: значение воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных.

Подготовьте сообщение классу.

Сообщение «Значение природных богатств для экономики» для 3 класса

Любые богатства природы используются для производства товаров, а значит необходимы экономике.

Например, воздух. Это не только то, чем мы дышим, но и среда, которая может использоваться в различных приборах и механизмах.

Воздух может двигать машины и перемещать почту. Движение воздуха — это ветер, а он используется, чтобы получить дешёвую электроэнергию.

Вода также очень важна. Она сама способна быть теплоносителем и доставлять в дома тепло, а может использоваться для получения электроэнергии. Мало того, вода сама может быть топливом, причём безопасным и экологически чистым.

Полезные ископаемые — основа промышленности. Из них получают металлы, топливо, энергию.

Почва используется в сельском хозяйстве.

Растения дают нам пищу и строительные материалы, бумагу.

Животные также используются в пищу.

2. Раскройте роль труда людей в экономике по плану: для чего нужен труд людей, какие профессии необходимы в экономике, от чего зависит успех труда людей.

Сообщение «Роль труда людей в экономике» для 3 класса

Никакое богатство природы само по себе не превратится в нужный человеку товар. Это богатство придётся добыть, использовать, переработать. А для этого нужен человек.

Труд людей помогает превратить богатства природы в материальный конечный продукт, который может быть использован другими людьми.

Разнообразие природных ресурсов приводит к разнообразию профессий людей. И, оказывается, среди всех этих профессий нет ненужных, все они важны для удовлетворения потребностей общества. И люди, занимающиеся умственным трудом, приносят не меньшую, а то и большую пользу, чем те, кто работает физически.

Успех любого труда зависит в первую очередь от умения и мастерства человека, а значит от уровня его подготовки, его образования. А также успех труда зависит от заинтересованности человека, от его настроения и здоровья.

Если человек приступает к работе с хорошим настроением, если он чётко представляет как её выполнить, то и конечный продукт получится лучшего качества.

Обсудим!

1. Какова роль в экономике профессий ваших родителей, близких, знакомых?

Мой папа — строитель.

Он строит дома, в которых будут жить люди.

Его труд очень важен для экономики.

Ведь потребность в жилье одна из основных для всякого человека.

Моя мама медицинская сестра и её труд очень важен для экономики.

Ведь она помогает людям оставаться здоровыми, а значит принимать участие в любом экономическом процессе.

2. Как связаны между собой труд шахтёра, сталевара и парикмахера?

Шахтёр добывает уголь.

Он занят в добывающей промышленности.

Уголь, добытый шахтёром, используется, в том числе в металлургической промышленности.

Его применяют для получения стали.

Это уже работа сталевара.

А из стали делают самые разные полезные вещи.

И в том числе ножницы, которыми работает парикмахер.

И парикмахер стрижёт этими ножницами и шахтёров, и сталеваров.

Значит эти профессии связаны между собой через продукты своего труда.

3. Как труд учёного помогает экономике?

Учёный открывает новые законы, закономерности и придумывает, как их использовать для пользы общества.

Новые открытия делают нашу жизнь более комфортной.

Открытия учёных позволяют получать более совершённые приборы и машины, использовать новые процессы, производить больше различных товаров и услуг.

Проверь себя

1. Почему природные ресурсы и труд мы называем основой экономики?

Без этих богатств и труда человека мы не получили бы товар.

А значит без них не было бы никакой экономики.

2. Какие природные ресурсы используются в хозяйственной деятельности людей?

В хозяйственной деятельности используются все доступные богатства — солнце, воздух, вода, почва, полезные ископаемые, геотермальное тепло, животные и растения.

3. От чего зависит успех труда людей в экономике?

Успех труда зависит от образования, уровня подготовки, желания трудиться, от здоровья человека.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик определение: природные богатства, труд.

Природные богатства — это ресурсы, используемые человеком для производства товаров.

Труд — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека.

2) Выберите у себя дома какой-нибудь из предметов (например, пуговицу, ложку, тетрадь) и попробуйте изучить и коротко описать его «рождение»: что за природные ресурсы и оборудование были использованы для его изготовления, люди каких профессий трудились. Узнать это можно из дополнительной литературы, интернета, учебника окружающий мир.

Сообщение «Рождение пуговицы» для 3 класса

Я взяла обычную пластиковую пуговицу от куртки. Как она появилась?

Сначала нефтяники добыли нефть, потом химики переработали её и получили пластмассу.

Потом из пластмассы уже были сделаны пуговицы.

Для этого использовались специальные станки.

Для получения пуговицы использовалась нефть и продукты её перегонки.

Трудились нефтяники, химик, станочники.

Как труд ученого помогает экономике. Rozhdenie pugovicy. Как труд ученого помогает экономике фото. Как труд ученого помогает экономике-Rozhdenie pugovicy. картинка Как труд ученого помогает экономике. картинка Rozhdenie pugovicy. 👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 3 класс учебник 2 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Сообщение «Рождение ложки» для 3 класса

В моём доме много обычных стальных ложек.

Чтобы их изготовить требовалось добыть железную руду и превратить её в сталь.

А потом на специальных станках изготовить ложки.

Для получения ложки использовались железная руда, уголь, сталь.

Трудились рудокопы, шахтёры, сталевары, станочники.

Сообщение «Рождение тетради» для 3 класса

Я использую для письма обычную школьную тетрадь.

Чтобы её изготовить нужно было срубить дерево и превратить её в бумагу.

Потом на полиграфическом комбинате сделать из бумаги тетрадь.

Для получения тетради использовались древесина, целлюлоза.

Над изготовлением тетради трудились лесорубы, работники целлюлозного комбината, полиграфисты.

На следующем уроке

Вспомни урок «Заглянем в кладовые Земли» во 2 классе. С какими горными породами и минералами мы познакомились? Как люди используют богатства земных кладовых?

Во 2 классе мы познакомились с такой породой, как гранит, которая состоит из трёх минералов — полевой шпат, слюда, кварц.

Богатства подземных кладовых люди используют для строительства, получения металла, тепла, как топливо, для украшений.

Источник

Глава 1. Как эволюционировали экономические взгляды на роль труда в обществе

Глава 1. Как эволюционировали экономические взгляды на роль труда в обществе

Как было отмечено ранее, роль труда в жизни общества оценивалась учеными и государственными деятелями с первых дней зарождения экономической мысли. Поэтому имеет смысл рассмотреть взгляды именно на роль труда различных мыслителей всех времен и народов, оставив за рамками их взгляды по другим экономическим вопросам.

В первом разделе мы уже кратко рассмотрели взгляды древних мыслителей и средневековых ученых на роль труда и трудящихся в экономической жизни общества. Проанализируем теперь учения экономистов XVI– XIX веков.

Взгляды экономистов просвещенного феодализма

В период с начала XVI века, когда товарноденежные рыночные отношения практически заменили и вытеснили натурально-хозяйственные, до начала XVIII века особое развитие получило экономическое учение меркантилизм (от латинского слова mercari – торговать). Меркантилистская концепция характеризуется появлением новых типов экономических субъектов – собственников-предпринимателей и наемных работников.

Основными представителями экономического учения меркантилистов являлись в Англии У. Стаффорд (1554– 1612) и Т. Мен (1571–1641) и во Франции А. Монкретьен (1575–1621), введший в оборот термин «политическая экономия» и Ж. Б. Кольбер (1619–1693), главный суперинтендант финансов короля Людовика XIV, известный нам по роману А. Дюма «Десять лет спустя».

Экономические взгляды меркантилизма характеризовались накоплением богатства, под которым понималась золото и серебро, для этого было необходимо увеличивать внешнеторговые обороты, продавая как можно больше и импортируя, как можно меньше готовой продукции. В то же время приветствовался импорт более дешевого сырья. Такая политика проводилась путем государственного протекционизма и ввода таможенных пошлин на ввозимые товары. С точки зрения взглядов на труд меркантилисты считали, что должно поощрять рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы, как условия приумножения богатства. Подобно сторонникам феодального порядка, они не допускали идеи коммерциализации труда и земли – исходного условия формирования рыночной экономики. Сдерживалось развитие фермерства.

Прогрессивность взглядов меркантилизма состоит в ориентации на развитие капиталистической мануфактуры, т.е. промышленности, при этом сельскохозяйственному труду уделялось мало внимания, что привело к структурному сдвигу в экономике стран (Англии и Франции) и ухудшению материального положения трудящихся. Проблема безработицы для меркантилистов была несущественной. Основной причиной «добровольной безработицы» была либо «ленность», либо «развращенность», порождающие нежелание работать в цехах или на фабриках, ради собственного досуга.

Эпохе просвещенного феодализма свойственны также учения утопического социализма, представителями которого были писатель-гуманист и крупный государственный деятель Англии Т. Мор (1478–1535) и итальянский монах-философ Т. Кампанелла (1568–1639).

Оба ученых независимо друг от друга пытались нарисовать картину идеального государства, построенного на принципах справедливости и всеобщего благоденствия. Т. Мор нарисовал картину такого общественного устройства на якобы существующем острове Утопия. Утопийцы работают по 6 часов в сутки, и остальное время посвящают умственному труду, науке, искусству и литературе. В Утопии нет бедных и богатых. Выборные должностные лица следят за тем, чтобы все занимались полезными делами.

Кампанелла в работе «Город Солнца» также излагает идеал общественного порядка, основанного на отсутствии частной собственности на орудия труда, обязательность 4-часового физического труда для всех, где нет нищеты, эксплуатации, невежества, так как осуществлено творческое содружество всех тружеников общества. Все добытые продукты распределяются по потребностям.

Идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы носили утопический характер грубо-уравнительного коммунизма, однако отражали стремление трудящихся масс к уничтожению несправедливости и созданию новых общественных отношений.

Взгляды на роль труда ученых – приверженцев классической политической экономии.

Классическая политическая экономия (КПЭ), пожалуй, один из самых основных и значимых периодов в развитии экономической теории. Начавшись в ХVII веке, основателем ее был английский экономист Уильям Петти (1623–1687) и закончившись в ХIX веке, завершителем КПЭ был Карл Маркс (1818–1883), идеи КПЭ не потеряли актуальности и сегодня, когда в экономической теории господствует неоклассическое направление, вобравшее в себя все самое лучшее, что было сделано представителями КПЭ. К КПЭ помимо упомянутых ученых принадлежали такие столпы экономической науки, как Адам Смит, Давид Рикардо и другие. В 90-е годы мы не раз слышали призывы «Назад к Смиту!», настолько сильны были впечатления от его взглядов на свободную рыночную экономику.

Именно благодаря представителям КПЭ, экономическая теория приобрела статус научной дисциплины.

С точки зрения оценки человеческого труда, именно представители КПЭ первыми в истории экономической мысли (У. Петти и П. Буагильбер, независимо друг от друга) выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости любого произведенного блага является количество человеческого труда, затраченного на производство той или иной товарной продукции. В отличие от представителей меркантилизма они видели основу богатства и благосостояния государства не в сфере обращения, а в сфере производительного труда его граждан.

Уильям Петти высказал убеждение широко известное в наши дни: «Труд есть отец и активный источник богатства, а земля его мать»

В главе 10 «О наказаниях» своего знаменитого трактата «О налогах и сборах» для увеличения богатства страны Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением, необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров», а также лиц, приговоренных к смертной казни, отдавать «в рабство», т.е. заставлять трудиться. Это означало в противовес мнению меркантилистов, имевших в то время еще сильные позиции, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами.

Поскольку Петти признается первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков КПЭ в целом, то следует остановиться на его взглядах. Петти выдвинул несколько трактовок теории стоимости. В одной из них говорится, что стоимость товара создается трудом по добыче серебра и является его «естественной ценой». Другая трактовка гласит, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли. Сам Петти говорил: «нам следовало бы говорить, что стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, такого-то и такогото количества труда, потому что ведь оба – и корабль, и сюртук произведены землей и человеческим трудом». Т.е. в основе цены товара, по мнению Петти, лежит затратный метод. В теории доходов Петти и его последователи характеризовали заработную плату как цену труда рабочего, представляющего минимум средств для его существования и его семьи.

Отдельным этапом в развитии КПЭ можно считать школу физиократов, основоположник которой Франсуа Кенэ (1694–1774) был придворным медиком короля Людовика XV. Физиократы также считали, что основой экономического процветания является труд, но делали приоритет в сторону сельскохозяйственного труда. В Учении о чистом продукте Ф. Кенэ считал, что источниками чистого продукта (в сегодняшнем понимании – национального дохода) являются земля и приложенный к нему труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта.

В теории классов Кенэ исходил из выдвинутого им положения о производительной сущности различных социальных групп общества – классов.

По его мнению «нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного». К первому он относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве (крестьян и фермеров), к классу собственников – землевладельцев, включая короля и духовенство, к бесплодному классу – всех граждан вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг. При этом Кенэ считал, что «трудолюбивые представители низших классов вправе рассчитывать на работу с выгодой». Таким образом, Кенэ недооценивал предпринимательские способности, не считая их за труд, а делал упор только на сельскохозяйственный продукт, уподобляясь в этом авторам Древнего Мира. Такой же точки зрения на труд придерживался и другой представитель школы физиократов – экономист и государственный деятель Франции А. Тюрго (1727– 1781), однако, поддерживая разделение общества на классы выдвинутое Кенэ, он считает производительный и бесплодный классы «работающими или занятыми классами», полагая, что каждый из них распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату. При этом именно бесплодный класс включает в себя членов общества, получающих заработную плату за свой труд.

Взгляды А. Смита на роль труда в обществе

А. Смит – величайший английский ученыйэкономист XVIII века (1723–1790). Именно он первый выдвинул теорию саморегулирования рынка, без вмешательства государств, споры, вокруг которой не затихают до настоящего времени. Его основной труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшая в 1776 году и принесла автору всемирную известность.

Пушкинский Евгений Онегин

И был глубокий эконом,

То есть, умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.»

Одним из основных положений учения Смита является «Теория разделения труда», с которой и начинается «Богатство народов». На примере «булавочной мануфактуры», описанном нами в первой главе, Смит показывает, как разделение труда, по меньшей мере, трояко повышает производительность труда.

В теории стоимости Смит сделал вывод, что «труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным, мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах».

В теории производительного труда, автор сформулировал его как труд, который «…увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает», а также «…закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует, по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд». Соответственно непроизводительный труд, по мнению А. Смита – это услуги, которые «исчезают в самый момент их оказания», а труд для их оказания «ничего не добавляет к стоимости… имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения… не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи». Эта концепция Смита о производительном и непроизводительном труде, не оспаривалась почти ни кем из представителей КПЭ, включая К. Маркса, от которого затем перешла в марксистско-ленинскую политическую экономию. На самом же деле любой труд является производительным, так как приносит определенную пользу и увеличивает богатство страны, через взимаемые с него налоги.

В теории заработной платы Смит считал, что доход рабочих – заработная плата находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны, при этом в отличие от У. Петти и Д. Рикардо он отрицал так называемую законность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума. «При наличии высокой заработной платы мы всегда найдем рабочих более деятельными, прилежными и смышлеными, чем при низкой заработной плате». В то же время он отмечал что «хозяева всегда и повсеместно находятся в своего рода молчаливой, но постоянной и единообразной стачке с целью не повышать заработной платы рабочих выше ее существующего размера»

Другой яркий представитель английской КПЭ Д. Рикардо (1772–1823) был одновременно и последователем и оппонентом теоретических положений наследия А. Смита. Его главный труд «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.)

В теории стоимости, с которой начинается его труд, Рикардо настаивает на том, что только «труд» лежит в основе стоимости. В соответствии с его взглядами «стоимость товара или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд».

В теории доходов Рикардо обогатил КПЭ характеристиками сущности ренты, прибыли и заработной платы. Характеризуя «естественную цену труда» как возможность рабочего содержать за свой труд себя и семью, оплачивая расходы на пищу, предметы насущной необходимости и удобства, а рыночную цену труда» как плату, складывающуюся с учетом реального соотношения спроса и предложения на труд, Рикардо сделал пессимистический прогноз по поводу перспективы уровня заработной платы относительно темпов роста народонаселения. Он писал «При естественном движении общества заработная плата имеет тенденцию к падению, поскольку она регулируется спросом и предложением, потому что приток рабочих будет постоянно возрастать в одной и той же степени, тогда как спрос на них будет увеличиваться медленнее». При этом он делал оговорку, что предсказываемая им тенденция заработной платы к падению может иметь место только в условиях «частной и свободной рыночной конкуренции», когда заработная плата не будет контролироваться законодательными постановлениями государства.

Представитель французского направления КПЭ Жан Батист Сэй (1767–1832) выдвинул теорию трех главных факторов производства, которая по своей сути является первой моделью экономического роста. Под экономическим ростом мы понимаем рост уровня благосостояния граждан страны и рост производства, что в конечном суммарном итоге приводит к повышению уровня национальной экономики. Теория Сэя состоит в том, что в общественном производстве взаимодействуют три главных фактора: труд, земля и капитал. При этом степень участия каждого из факторов в создании стоимости товаров и доходов общества зависит от того, кто из трех классов – рабочие, капиталисты или землевладельцы владеют соответствующим фактором. Сэй считал, что в условиях свободной рыночной экономики будет достигнуто наиболее эффективное взаимодействие этих факторов и отношения между классами будут гармоничными. Фактор «труд» в создании стоимости порождает заработную плату как доход рабочих, которая, как известно, составляет до 70 % себестоимости продукции. Доходы предпринимателя по определению ученого, представляют собой «вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство».

Томас Мальтус (1766–1834) видный английский ученый, известен своей знаменитой теорией народонаселения. Основной вывод этой теории состоит в том, что численность населения увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как количество продуктов питания, способных удовлетворить потребности населения – в арифметической прогрессии. Гитлер взял на вооружение теорию Мальтуса, для экономического обоснования своих человеконенавистнических идей.

В своих взглядах на труд Мальтус придерживался концепций других деятелей КПЭ, в частности Смита и Сэя. Личный вклад Мальтуса в развитие экономической теории, помимо упомянутой теории народонаселения состоит в том, что недостижим достаточный спрос и полная реализация общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и «непроизводительных классов». Мальтус выступал против абсурдных мыслей о паразитизме огромных масс людей, относимых к непроизводительному классу из-за их службы в армии или полиции, деятельности в религиозных или административных учреждениях. По его мнению, чиновничество и другие непроизводительные слои общества представляют собой совокупность «третьих лиц», содействующих и созданию, и реализации общественного продукта. (Под общественным продуктом в более узком смысле понималось то, что сейчас носит название валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. одного из основных показателей экономического роста страны).

Завершителями КПЭ были Дж. С. Милль (1806– 1873) и Карл Маркс (1818– 1883). Милль в своих взглядах на труд полностью солидарен с теорией производительного труда А. Смита, добавив в нее нового лишь тот факт, что производительным следует признать также труд на охрану собственности и на приобретение квалификации, позволяющей наращивать накопление. По его утверждению доходы от производительного труда имеют производительное потребление, если это потребление «поддерживает и увеличивает производительные силы общества». Любые доходы от непроизводительного труда это только простое перераспределение дохода, созданного производительным трудом. Даже потребление заработной платы рабочих, по мнению Милля, производительно, если оно доставляет минимум средств, необходимых для поддержания рабочего и его семьи, и непроизводительно – в той части, в какой оно доставляет «предметы роскоши».

Экономическое учение Карла Маркса оказало большое влияние на жизнь России, начиная со второй половины XIX столетия, когда отечественная экономическая мысль, выражаемая передовыми революционными демократами формировалась под влиянием идей марксизма. В конечном итоге марксизм перерос в марксистско-ленинскую теорию, приведшую Россию к Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года. Как бы мы не относились сегодня к этому событию, называя его переворотом или революцией, недооценивать его нельзя, так как его последствия определили почти на весь ХХ-й век жизнь не только миллионов наших сограждан, но и миллионов людей во всем мире. В появившемся же государстве СССР, марксизм-ленинизм стал единственной господствующей идеологией не только в экономической, но и во всех остальных сферах жизни на срок более 70 лет. Сейчас современные экономисты и политики в России пытаются отвергать и отрицать учение Маркса, однако оно нуждается не в отрицании, а в переосмыслении.

В связи с вышеизложенным, необходимо остановиться подробно на взглядах Карла Маркса на роль труда в жизни общества.

Основой учения Маркса выступает его концепция о базисе и надстройке. В «Критике политической экономии» (1859 г.) он заявляет: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».22

Другими словами, упрощая Маркса, можно сказать, что в основе всей жизни человека лежит его материальная деятельность, а, следовательно, его труд.

По убеждению Маркса капитализм, исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель, и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. Что касается подлинной свободы вне труда, т. е. свободного времени, то оно, по мнению Маркса, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме.

В теории классов Маркс делит современное ему капиталистическое общество на два класса: буржуазию (господствующий класс) и нищий трудовой пролетариат. Однако подавляющая численность пролетариата позволит ему превратиться в класс большинства и совершить пролетарскую революцию в пользу всех. Чем это кончилось на самом деле – мы хорошо знаем из отечественной истории.

Теория стоимости у Маркса – это трудовая теория стоимости, заимствованная у классиков, но Маркс формулирует тезис о принципе обмена товаров с ценностью, пропорциональной требуемому количеству труда. С учетом качественных различий труда, т.е. не-одинаковой интенсивности и квалификации труда, далее вводится положение о среднем общественном труде, а точнее – «общественно необходимом рабочем времени», или о затратах времени «при среднем в данное время уровне умелости и интенсивности труда». Таким образом трактование стоимости, основанной на измерении трудовых затрат является по Марксу единственно правильной.

В теории прибавочной стоимости – одном из основных достижений Маркса, доказывается, что хотя рабочая сила как товар продается по стоимости, однако этот товар является тем единственным и специфическим товаром, ценность которого (в товарах, необходимых для рабочего и его семьи) не может устанавливаться при капитализме в точном соответствии с принципом трудовой теории стоимости. Вывод автора «Капитала» однозначен: источником прибавочной стоимости является только «неоплаченный труд» производительных рабочих, продающих свою силу. Механизм таков: в течение «необходимого времени», которое всегда меньше фактически отрабатываемого времени, рабочий отрабатывает своим необходимым трудом ценность своей рабочей силы, чтобы получить ее в форме заработной платы, а в течение «прибавочного времени» имеет место уже «прибавочный труд», который и создает желанную капиталистами «прибавочную стоимость», т. е. прибыль. Этот принцип действительно оправдан в любом обществе.

Теория прибавочной стоимости служит у Маркса основой для определения «производительного труда» и разделения его на «конкретный» и «абстрактный». В «Капитале» он трактует, что труд производителен, вопервых, если производит прибавочную стоимость, растущую в форме не «абсолютной», а «относительной прибавочной стоимости», которая позволяет удешевлять стоимость (ценность) жизненных средств; и, вовторых, если признать, что производительный труд может создавать прибавочную стоимость только в сфере производства, а не в сфере обращения.

В теории доходов Маркс трактует получение рабочим заработной платы, как результат обмена с капиталистом за продаваемую «рабочую силу», а не за сам труд, как полагали основоположники КПЭ. Согласно теории Маркса, заработная плата эквивалентна количеству товаров для поддержания жизни рабочего и его семьи. Ее уровень зависит от производительности труда, которая в свою очередь обусловлена степенью механизации и технологического оснащения производства.

В заключение этой главы, следует рассмотреть взгляды противников классической политической экономии, так называемых экономистов-романтиков.

Симонд де Сисмонди (1773–1842), написавший «Новые начала политической экономии» (1819).

В теории производительного труда Сисмонди характеризует труд почти также как А. Смит, но выводы сделанные автором совершенно другие, чем у Смита. Он считает, что благодаря безграничному увеличению производительного труда происходит «лишь увеличение роскоши и наслаждений праздных богачей» и «чем большего развития достигает нация в области ремесла и промышленности, тем больше неравенство между трудящимися… чем больше трудятся одни, тем больше роскошествуют другие». Что касается «непроизводительного труда», то автор подчеркивает «что общество нуждается во всех «охранителях» установленного обществом порядка, каждый из которых, «начиная с главы государства и кончая последним солдатом», хотя ничего и не производит, но без их труда «богатства, созданные производительными рабочими были бы расхищены… производство прекратилось бы»23

В теории разделения труда Сисмонди предупреждает что разделение труда являясь «наиболее мощной причиной увеличения его производительности» все же делает очевидным «значением рабочего не более, чем значение машины», поскольку машина «в действительности может его заменить», кроме того, он считает, что само существование машин приводит к нехватке рабочим работы из-за упрощения операций труда настолько, что их вместо рабочих способны выполнять дети в самом раннем возрасте».

В теории реформ Сисмонди предлагает государству направить свою деятельность на реализацию следующих проектов: – создать условия «городским» и «сельскохозяйственным» рабочим для взаимодействия на принципах коалиции и свободной кооперации;

– запретить общественный труд в воскресные дни; – ввести возрастной ценз на наемный труд малолетних детей и сократить продолжительность рабочего дня взрослых рабочих; – обязать нанимателей содержать рабочих на период их болезни, безработицы и старости.

Экономические воззрения социалистов-утопистов.

Утопический социализм – течение, зародившиеся в начале ХIХ века и предназначавшееся для борьбы с эксплуатацией в обществе. Родоначальниками этого течения были Р. Оуэн, К. Сен-Симон и Ш. Фурье.

Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество, как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.

Р. Оуэн (1771–1858), английский ученый, будучи длительное время крупным фабрикантом, организовал для своих рабочих такой порядок труда, который опередил на 50 лет фабричное законодательство. Он сократил рабочий день с 17 до 10 часов, отказался пользоваться трудом детей в возрасте до 10 лет, создав для них школы абсолютно светского характера, уничтожил штрафы, обычные для того времени.

В 26 законах так называемой рациональной конституции, он вывел такие условия, как: широкое применение в ассоциациях машин для замены ручного труда в различных сферах, включая домашнее хозяйство, и превращения труда в единственное мерило ценности.

К. Сен-Симон (1760–1825) считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые). Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: «От каждого по способности, каждому по труду».

Шарль Фурье (1772–1832) – французский социалист-утопист, считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно 4/12 – капиталу, 5/12 – труду, 3/12 – таланту. С укреплением и развитием такого общественного строя – эти пропорции по предположению Фурье будут изменяться в пользу труда.

На второй половине ХIХ века (на учении К. Маркса) можно закончить рассмотрение взглядов экономистов на роль труда. Экономические школы маржинализма не занимались вплотную проблемами труда, так как с конца 19 века рынок свободной конкуренции сменился монополистическим и олигополистическим рынками, где требовалось вмешательство государства и общественных институтов в тех или иных формах влияния на экономику в целом. Институционалисты, а также представители основных течений ХХ века – кейнсианства и монетаризма, уделяли больше внимания регулированию экономики с помощью процентной ставки или налогов, чем проблемам чистого труда, однако и их взгляды на регулирование спроса и предложения на рынке труда будут рассмотрены в следующей главе. В двадцатом веке появились, проблемы, связанные с инфляцией, влиянием экономических циклов и безработицей. Проблемы безработицы также будут рассмотрены в следующей главе.

Проблемы же, связанные с человеческим фактором, и получившие развитие в различных теориях мотивации труда, хотя и относящиеся к экономическим, будут рассмотрены в отдельных главах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 1. Как философия трактует роль труда в развитии общества?

Глава 1. Как философия трактует роль труда в развитии общества? Источник саморазвития социальных систем, связан с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека. Для философского анализа труда в жизни общества центральным вопросом

Каковы сходные взгляды на роль организации в обществе и политической партии можно обнаружить в исследованиях М. Я. Острогорского и создателя теории управления А. А. Богданова?

Каковы сходные взгляды на роль организации в обществе и политической партии можно обнаружить в исследованиях М. Я. Острогорского и создателя теории управления А. А. Богданова? Одной из характерных черт общественных наук в XX в., особенно после первой мировой войны,

Глава 8 Теории формирования власти «нового класса» в индустриальном обществе

Глава 8 Теории формирования власти «нового класса» в индустриальном обществе М. Вебер о социализме. Взгляды Л. Д. Троцкого на причины формирования политической бюрократии в СССР, Технократическая теория управления Т. Веблена. Идеи Дж. Бернхэма о «менеджериальном» типе

Глава 1 Экономические основы эффективного управления ценообразованием в фирме

Глава 1 Экономические основы эффективного управления ценообразованием в фирме 1.1. Концепция спроса и практика бизнеса:полезна ли экономическая теория для практического ценообразования;как строить шкалы спроса;какие параметры стоит учитывать в многофакторных моделях

Глава 3 Затратное ценообразование: экономические основы

Глава 3 Затратное ценообразование: экономические основы 3.1. Экономическая логика затратного ценообразования:все ли постоянные издержки так уж постоянны;как рассчитывать маржинальные издержки;почему маржинальные издержки могут расти;чем ценоискатели отличаются от

Роль и значение бизнеса в современном обществе

Роль и значение бизнеса в современном обществе Еще совсем недавно, в конце 80-х – начале 90-х годов история развития бизнес-сообщества в западноевропейских странах, Японии или США интересовала, в основном, специалистов-историков и политологов. Никто из нас не задумывался о

Глава 1. Современные финансово-экономические кризисы: причины, проблемы и поиск путей выхода

Глава 1. Современные финансово-экономические кризисы: причины, проблемы и поиск путей выхода Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис – когда работу теряете вы. Сегодня можно услышать множество различных рассуждений о кризисе в России. Проблему рассматривают с

Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное пособие для нашей жизни

Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное пособие для нашей жизни Вопрос. Какой вид досуга наиболее популярен в мире?Ответ. Просмотр телепередач. Каждую неделю американцы проводят перед телевизором 15 из 39 часов, которые составляет у них в среднем свободное

Расширяем взгляды… От поколения Y – к поколению C

Расширяем взгляды… От поколения Y – к поколению C Зачастую мы воспринимаем социальные средства массовой информации или мобильные устройства как магнит для успешного привлечения потребителей. В итоге ведь именно к этому приковано все наше внимание.Но чтобы пробудить

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *