Как трофимов относится к раневской
Петя Трофимов — образ и характеристика героя пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
Характеристика образа Пети Трофимова дана неоднозначно и противоречиво. Такие же неоднозначные чувства вызывает он сам.
Внешность
Петя Трофимов не является главным героем пьесы, но его портрет выписан ярко и подробно. Этого молодого человека легко представить по многочисленным репликам и диалогам других персонажей. Даже главные герои не предстают перед нами так чётко, как этот «вечный студент».
Петя Трофимов — молодой человек 26–27 лет, выглядящий старше своего возраста. У него редкие волосы, он безбород и носит очки. Одет он бедно, и неопрятно, студенческий мундир у него поношенный, калоши грязные.
Несмотря на не очень молодой возраст этот герой не имеет авторитета: он всё ещё для окружающих Петя, а не Пётр Сергеевич, над ним всё время смеются или подшучивают.
Двойственность образа Пети Трофимова
Положительные черты характера
Если рассматривать образ Пети Трофимова с положительной стороны, то можно заметить такие черты, как незлобивость, незлопамятность, умение сопереживать, сочувствовать, трудолюбие, скромность, стеснительность.
Стоит рассмотреть каждое из этих качеств по отдельности.
По ходу пьесы можно заметить, что над Петей не раз насмехаются, произносят в его адрес такие эпитеты: «вечный студент», «облезлый барин», «чудак». Варя и Лопахин относятся к нему с презрением. Но Петя не сердится на них, а во время прощания с Лопахиным, говорит о своих тёплых чувствах к нему и даёт дельный совет.
Остро развито у Трофимова чувство сопереживания, сочувствие к людям. Однако они проявляются не всегда. Когда молодой человек говорит о том, как тяжело живётся простому народу, в его словах чувствуются боль и отчаяние. Но в то же время, он равнодушно и рассеянно слушает стенания старшей Раневской по поводу торгов, только делая вид, что сочувствует. И искренне жалеет её, лишь только она заговорила о погибшем сыне.
Петя — «вечный студент», его два раза выгоняли из университета. Но, скорее всего, не потому, что ленив, а за его революционный настрой. Как всякий интеллигент он не приучен к физическому труду, зарабатывает на жизнь переводами статей.
Петя скромен и тактичен. Его приняли гостить на лето в имение Раневской, но он предпочитает спать в бане, чтобы никого не стеснять.
Кроме того, Трофимов бескорыстен и целеустремлён, грамотен и умён («Какой вы умный, Петя», — говорит Раневская).
Отрицательные качества характера
Петя беспринципен, хотя много говорит о своих принципах. Он живёт у Раневских, ест, пьёт за их счёт и при этом презирает их образ жизни.
Трофимов не честен с собой. Он ругает интеллигентов, но сам является их ярким представителем: рассеян (теряет калоши, падает с лестницы), начитан, не приучен к физическому труду, не умеет ухаживать за собой (грязные калоши, неухоженный вид).
Петя говорит, что он «выше любви», но, вероятно, влюблён в Аню Раневскую. Как можно не любить молодому человеку юную, чистую девушку, которая с восторгом смотрит на него, внимая каждому слову, и не замечая его некрасивой внешности.
Трофимов — человек, неспособный видеть прекрасное. Его не пленяет великолепный вишнёвый сад. Он во всём видит только грязь, отсталость, дикость, пошлость. Это мечтатель, который смотрит в будущее, не видя красоты настоящего.
Вывод
В целом, образ Пети Трофимова выписан Антоном Павловичем с большой симпатией. Он уверен, что за такими молодыми людьми, думающими о народе, будущее России. Они не смогут повести за собой, но укажут путь, по которому нужно идти.
Характеристика образа Пети Трофимова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
История создания пьесы
На пороге первой Русской революции 1905 года у Чехова возник замысел трагикомической пьесы «Вишнёвый сад», которая является последним крупным произведением писателя. В 1901 году Чехов писал своей супруге Ольге Книппер, что приступил к работе над новой пьесой, которая будет «непременно смешной, очень смешной, по крайней мере, по замыслу».
К моменту создания сочинения Чехов был уже известным драматургом. В отличие от предыдущей пьесы «Три сестры», написание «Вишнёвого сада» было мучительным и долгим — вследствие тяжёлого заболевания писатель был вынужден часто делать перерывы в работе.
Истоки и определение замысла ведут к посещению Чеховым в 1889 году имения Линтваревых, где в округе писатель неоднократно замечал запущенные и умирающие дворянские усадьбы. Там же драматург наблюдал и подмечал для себя характеры, которые наиболее ярко проявляются в тяжёлых для людей обстоятельствах.
Символ дворянского сада на участке как-то, что объединяет разные поколения людей, сформировался у писателя задолго до написания самой пьесы. Тему для этого давало подрастающее «третье сословие», имеющее жёсткую деловую хватку и цинизм, которое вытесняло с жизненной арены людей старой закалки, сентиментальных и привязанных к традициям.
Чехова интересовали не внешние детали жизни «последних дворянских семей», а их внутренняя суть, скрытые конфликты и настроения, незаметные для взгляда посторонних людей. Заканчивая работу над пьесой в 1903 году, Антон Павлович неоднократно переписывал, вычёркивал и дополнял характеры участников действия. В произведении появилось множество внесценических персонажей — Дашенька, Дериганов, парижский любовник —, связующих весь сюжет в единое целое.
Первая постановка прошла 17 января 1904 года в Московском театре. По воспоминаниям Станиславского, Чехова не устраивала интерпретация режиссёра, в которой произведение становилось трагедией, а не комедией. Несмотря на это, пьеса имела оглушительный успех у публики, обеспечив себе бессмертие в мире искусства.
Характеристика образа
Пётр Трофимов изначально задумывался писателем как положительный персонаж, который, несмотря на это, не лишён мелких недостатков и отдельных дурных качеств. Для того чтобы понять, в чём двойственность образа Пети Трофимова, необходимо обращать внимание не только на его реплики, но и на окружающую разговор обстановку. Сам персонаж имеет следующие характеристики:
Петя относится к второстепенным персонажам пьесы, однако его роль от этого не умаляется; вечный студент является представителем поколения, которому безразлична судьба «Вишнёвого сада», так как с ним у него не связаны никакие воспоминания. Другие персонажи относятся к молодому человеку с иронией и долей комизма. Трофимов смотрит на жизнь преимущественно с сарказмом, но без негативизма. Вместе с тем он любит в своей речи использовать пафосные выражения («Человечество идёт к высшей правде и я в первых рядах!»), которые на деле ничем не подтверждаются.
Качества героя
У Чехова нет однообразных и плоских персонажей; не является исключением и бедный студент. Петя Трофимов раскрывается писателем как «вечно устремлённый в будущее» человек, которому нет дела до прошлого и даже до настоящего. Среди его качеств стоит назвать:
Мечтания Пети сводятся к свободе — однако в его понимании свобода означает «отказ от надоевших обязанностей». Несмотря на высокопарные реплики, Трофимов не боится размышлять и вступать в дискуссию с людьми, умудрёнными опытом. Он имеет чувство юмора и может вызывать у людей улыбку — «недотёпа и смешной урод», «Смешной вы, чудак!».
Представитель нового класса
Помимо пространных рассуждений о счастье и свободе, Трофимов яростно критикует и обличает интеллигенцию, которая, помимо разобщённости, отвыкла от труда и ничего не способна сделать без рук крестьянина. Студент недоволен распространившейся по всей России «пошлости, грязи и азиатчины»; он справедливо считает, что этому не место в прекрасном будущем страны. К другим подобным заявлениям Пети относятся:
Таким образом Пётр Сергеевич Трофимов, несмотря на свой несерьёзный образ, в целом является прототипом «революционного человека», его предвестником. Его смешные и дурные качества указывают на то, что революционер ещё не сформировался, однако ситуация в стране настолько накалилась, что даже непутёвые интеллигенты вроде мечтателя Трофимова готовы присоединиться ко всеобщей борьбе.
Взаимоотношения с персонажами
Несмотря на то что в пьесе ни Трофимов, ни Аня не являются главными персонажами, их взаимоотношения раскрываются достаточно подробно. Молодые люди одинаково безразличны к вишнёвому саду, уходящей эпохе, и в произведении они противопоставлены «отжившим свой век Раневским, Гаевым и Лопахиным».
Петя способствует духовному росту Ани, раскрывая ей глаза на неприглядные моменты дворянского прошлого, скрытого за красивой поэзией и внешней красотой родовых поместий. Любовная линия обозначена скорее намёком, что указывает как на нерешительность Трофимова, свойственной ему во всех делах, так и на неустойчивость их отношений. При этом их характеры дополняют друг друга — Аня, полная сил и внутренней увлечённости, но без вектора развития, и Петя, с его революционными идеями.
Любовь Раневская относится к Трофимову с теплотой, несколько иронично; владелица поместья не воспринимает его речи всерьёз, если они не затрагивают любимый вишнёвый сад. В диалогах с ней Петя в наибольшей степени раскрывается как человек со своеобразными взглядами на жизнь — он не может понять чувств дворянки, старающейся сохранить своё поместье («Почему? Да там вся моя жизнь!».
Вместе с тем эти два характера объединены общими чертами — неспособностью решать насущные и бытовые проблемы, а также склонностью к мечтательности; разница в том, что Раневская мечтает о прошлом, Трофимов — о будущем.
Персонажем, который противопоставляется бедному студенту, является Ермолай Лопахин. Он один из немногих людей в пьесе, кто действительно занимается реальными делами, — купец с коммерческой жилкой всюду видит возможность для прибыли. Ермолай свободен от ностальгии по прошлому и в вишнёвом саду видит лишь очередную сделку.
Лопахин всюду представляется антиподом Трофимову — тот говорит про отказ от тщеславия и гордости (сам при этом являясь гордым человеком), а Ермолаю эти качества как будто вовсе не присущи. Однако Лопахин, имея возможность делать реальные перемены, не имеет заинтересованности в них, если он не наблюдает прибыли. Взгляд Ермолая узок, в отличие от Трофимова, который мыслит глобально. Сам Петя так цитирует своё отношение к Лопахину: «Как-никак, всё-таки я люблю тебя. Я так понимаю, вы скоро будете миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, так и ты нужен…».
Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе «Вишневый сад» Чехова
Петя Трофимов является двадцатипятилетним мужчиной, который был учителем сына Раневской. Мальчик утонул, а Петр так и продолжал жить в поместье. Он очень яркий персонаж в этом произведении, хотя и второстепенный. Петр ничем серьезным не занимается, только плывет по течению, предпочитая ни к чему не стремиться. Петя так и не может закончит университет, он считается вечным студентом. А зарабатывает он себе тем, что занимается переводом иностранных языков.
Петр человек добрый и с широкой душой. Также он скромный, всегда боится кому-то помешать или отвлечь от дел, и его не волнует, что он беден, наоборот, даже может этим погордиться. Еще Петр любит свободу и всех призывает к ней. Мужчина ведет дружбу с дочкой Раневской. Анна очень любила его слушать, она была просто влюблена в то, что он говорит. В их отношениях нету любви, Петр считает, что они выше этого чувства.
Петр умный и честный и совсем неприхотлив, его не смущает то, что он живет в бане. Также он очень открытый человек, не боится высказывать свою точку зрения. Считает ее правильной и истиной. Но несмотря на это, его действия бывают противоречат своей же точке зрения. Слушатели охотно его слушают. Петр именно и любил то, чтобы его слушали и старались не перебивать.
Внешне Петя не очень привлекателен, у него редкие волосы, к тому же он рассеянный, носит очки и бедно одет. Герой не любит вишневый сад, и запрещает это делать Ане и не задумывается о том, что все ее детство прошло именно там. Он не задумывается о чувствах Ани, а ведь ей может быть больно потерять сад. Он буквально ненавидит помещиков и старый режим, а также осуждает их. Он также осуждает и Аню, что та привыкла жить на всем готовенькое и что она выходец из семьи помещиков. Также Петр не приветствовал ленивых людей и осуждал пьянство.
Петр скорей всего является положительным персонажем, несмотря на некоторые недостатки, а также слегка комичным, так он порой смешит окружающих людей.
Восприятие мира у Петра всегда негативное, у него странные взгляды на жизнь. Но почему он осуждает других, когда сам ничего не смог добиться в жизни, у него нет жилья, отучиться он тоже не смог. Такой человек тоже не может стать примером кому-то, а также научить чему-то Аню. Он призывает девушку к хорошему будущему, но сам не знает с чего начать. Что будет, если вырубить вишневый сад, если просто убрать его с этого места, а за ним и все прошлое, то разве сможет повлиять это на чью-то нравственность.
Другие темы: ← Аня Раневская в пьесе Вишневый сад↑ ЧеховПо произведению Крыжовник →
Роль студента
А.П.Чехов старательно выписывает персонаж Петра. Он признается друзьям, что боится не суметь показать всю многогранность характера. Как намекнуть на исторические корни зарождающегося класса? Автор пытается написать так, чтобы читатель увидел судьбу Трофимова: ссылки, отсутствие работы, минимум средств для жизни, но великое упорство и оптимизм. Петра дважды выгоняют из университета. Пьеса проходит по временному промежутку так быстро, что сложно показать судьбу будущего революционера в нескольких актах и редких выходах на сцену. Гениальный классик сумел дать такое описание. Читатель понимает Трофимова, верит ему, надеется на его силу.
Введение
Петр Сергеевич Трофимов, или, как все его зовут, Петя, первый раз появляется в пьесе в «поношенном студенческом мундире и очках». И уже с первого выхода героя на сцену в характеристике Трофимова из «Вишневого сада» становятся видными две основные черты. Первая – студенчество, ведь Петя – так называемый вечный студент, который уже несколько раз выгонялся из университета. А вторая черта – это его потрясающее умение входить некстати и попадать впросак: приезду Пети все радуются, опасаясь, однако, как бы вид его не пробудил у Раневской тягостных воспоминаний. Когда-то Трофимов был учителем ее маленького сына, который вскоре утонул. С тех пор Петя и прижился в имении.
Петр и Анна Раневская
Два молодых человека дружат с детства. Расставание на годы не изменяет их отношения друг к другу. Такая связь интересна тем, что это не любовь в привычном понимании. Аня и Петр отрицают возможность любви. Великое чувство для них низко и пошло. Молодые люди выше любви. Ирония автора звучит в этих словах, но сколько ученых и идеологов пыталось доказать низменность любви, не сосчитать. Детское понимание действительности сопровождает разговоры Петра о любви. Покоряет читателя и зрителя вера в правильность и искренность своих слов. Читателю хочется видеть Аню и Петра вместе в будущем. Увлеченность девушки должна помочь Петру донести до народа его мысли о свободе и счастье. Молодые люди так чисты, что сложно подобрать для них других спутников жизни.
«Укажу другим путь»…
Разумеется, есть в Пете и симпатичные черты. Он сам с горечью говорит о себе: «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! И все же… Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…». И в этот момент через маску строителя светлого будущего проглядывает настоящий человек, желающий лучшей жизни, умеющий верить и мечтать. Заслуживает уважение и его несомненное трудолюбие: Петя работает, получает деньги за переводы и последовательно отказывается от предложенного Лопахиным одолжения: «Я свободный человек! И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху». Впрочем, патетичность этого высказывания несколько нарушают выкинутые Варей на сцену калоши: Трофимов потерял их и немало за них тревожился… Характеристика Пети из «Вишневого сада», по сути вся и сосредоточена в этих калошах – здесь отчетливо проявляется все мелочность и нелепость героя.
Трофимов – персонаж скорее комический. Он сам понимает, что не создан для счастья и до него не дойдет. Зато именно ему поручена важная роль указать другим «как дойти», и это делает его незаменимым – как в пьесе, так и в жизни.
Тест по произведению
Мечты Петра
Студент Петр Сергеевич призывает к свободе. В его понимании свобода – это отказ от привычных обязанностей. Варе он предлагает выбросить ключи от имения, стать свободной как ветер. Варя бросает ключи, но от горя. Ветер гуляет в голове юноши, но часть идей могут вывести людей из российских проблем. Ситуация с вишневым садом требует другого подхода. Простое выбрасывание ключей – не решает проблемы многих членов семьи. Варя, оставшись без дома, вынуждена уйти в экономки в чужую семью. Девушку ждет не обещанное счастье от свободы, а одиночество и бедность.
Петр говорит, что идет к «высшему счастью». Он сравнивает себя с пушинкой, парящей в воздухе и выбирающей самостоятельно свое направление. Никто не имеет над ним власти, он горд и силен от того, что сам руководит судьбой. Трофимов идет в первых рядах к высшему счастью на Земле.
Герой-разночинец
Образ Пети Трофимова в пьесе «Вишневый сад» задумывался как образ положительного героя. Разночинец, сын аптекаря, он не связан заботами об имении или своем деле и ни к чему не привязан. В отличие от непрактичной Раневской и вечно занятого делами Лопахина Петя имеет уникальный шанс посмотреть на все события со стороны, непредвзято их оценив. По первоначальному замыслу Чехова именно Петя и воодушевленная его идеями Аня должны были указать на разрешение конфликта пьесы. Искупление прошлого (в частности – греха владения живыми душами, который Трофимов осуждает особенно строго) «необычайным, непрерывным трудом» и вера в светлое будущее, в котором вся Россия превратится в цветущий вишневый сад. Таково жизненное кредо Трофимова. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы позволил себе ввести в повествование настолько однозначно «правильного» персонажа. Нет, жизнь куда сложнее любых шаблонов, и образ Трофимова в пьесе «Вишневый сад» еще раз об этом свидетельствует.
Характер Трофимова
Философ и ученый умен и добр. Он неприхотлив, поэтому живет в бане. Скромность юноши удивляет окружающих, он боится стеснить, помешать, отвлечь от дел. У Петра чистая честная душа, он открыт для окружающих, не боится высказываться и размышлять. Слова студента воспринимаются слушателями. Они восхищаются и понимают его. Петр говорит «хорошо». Он оптимистично настроен на будущее и пытается поселить надежду в душе Ани. Петр предчувствует улучшения, он ждет счастье для себя и всех людей. Петр понимает, что нельзя быть счастливым в одиночку. Он обещает лучшее время Ане.
Показывая ученого, автор вносит в образ чудачество. Это типично для России. Многие воспринимали первых идеологов как людей, оторванных от реальности. В обращении к Петру часто повторяется эпитет «смешной». Значит, Петр умеет шутить, чудить и вызывать улыбку. Для кого-то чудак – смешной урод. Возможно, Петр не всегда понимает правильно происходящее, углубляется в смысл и начинает выглядеть нелепо.
История создания пьесы
На пороге первой Русской революции 1905 года у Чехова возник замысел трагикомической пьесы «Вишнёвый сад», которая является последним крупным произведением писателя. В 1901 году Чехов писал своей супруге Ольге Книппер, что приступил к работе над новой пьесой, которая будет «непременно смешной, очень смешной, по крайней мере, по замыслу».
К моменту создания сочинения Чехов был уже известным драматургом. В отличие от предыдущей пьесы «Три сестры», написание «Вишнёвого сада» было мучительным и долгим — вследствие тяжёлого заболевания писатель был вынужден часто делать перерывы в работе.
Истоки и определение замысла ведут к посещению Чеховым в 1889 году имения Линтваревых, где в округе писатель неоднократно замечал запущенные и умирающие дворянские усадьбы. Там же драматург наблюдал и подмечал для себя характеры, которые наиболее ярко проявляются в тяжёлых для людей обстоятельствах.
Символ дворянского сада на участке как-то, что объединяет разные поколения людей, сформировался у писателя задолго до написания самой пьесы. Тему для этого давало подрастающее «третье сословие», имеющее жёсткую деловую хватку и цинизм, которое вытесняло с жизненной арены людей старой закалки, сентиментальных и привязанных к традициям.
Чехова интересовали не внешние детали жизни «последних дворянских семей», а их внутренняя суть, скрытые конфликты и настроения, незаметные для взгляда посторонних людей. Заканчивая работу над пьесой в 1903 году, Антон Павлович неоднократно переписывал, вычёркивал и дополнял характеры участников действия. В произведении появилось множество внесценических персонажей — Дашенька, Дериганов, парижский любовник —, связующих весь сюжет в единое целое.
Первая постановка прошла 17 января 1904 года в Московском театре. По воспоминаниям Станиславского, Чехова не устраивала интерпретация режиссёра, в которой произведение становилось трагедией, а не комедией. Несмотря на это, пьеса имела оглушительный успех у публики, обеспечив себе бессмертие в мире искусства.
Вечный студент
Трофимов не успел завершить обучение в университете, можно предположить, что он страдает за свои мысли и идеи. В пьесе студент — гимназист 2 класса. Серьезных дел у парня нет, он подчиняется судьбе, которая бросает его из стороны в сторону. Деньги получает за переводы. Их немного, но у юноши нет желания брать в долг у Лопахина. Петра считают умным, никто не отрицает его знаний в науках. Новый купец Лопахин интересуется, что Трофимов думает о нем. Почему ему так важно мнение какого-то недоучки? Вероятно, прозорливый ум привлекает мужчину, считающему себя «ученым болваном». Трофимов голодает и болеет, зима пугает мужчину. Он поменял много мест, пытаясь выжить. Вечный студент не потерял веры, кроме того он продолжает искать единомышленников, распространяя свободолюбивые мысли.
«Недотепа»: комический образ Пети Трофимова
Сложно не заметить несколько ироническое отношение к Трофимову, как со стороны автора, так и со стороны героев пьесы. «Недотепа» – так называет Петю обычно снисходительная к людям Раневская, а Лопахин насмешливо добавляет: «Страсть, какой умный!». Другие определения, применяемые к этому герою, еще больше усугубляют картину: «смешной урод», «чистюлька», «облезлый барин»… Петя нескладен, некрасив (и по собственному утверждению, совсем и не желает таковым казаться), у него «негустые волосы», вдобавок он рассеян. Такое описание резко контрастирует с тем романтическим образом, который возникает после прочтения его речей. Но и речи эти при внимательном анализе начинают смущать своей категоричностью, морализаторством и вместе с тем – абсолютным непониманием текущей жизненной ситуации.
Обратим внимание на то, что пафосные речи Трофимова по ходу пьесы все время прерываются. То застучат топором, то заиграет на гитаре Епиходов, то окликнет заслушавшуюся Аню Варя (это, кстати, вызовет у Пети неподдельное возмущение: «Опять эта Варя!
»)… Так исподволь Чехов передает свое отношение к тому, что говорится Петей: это нежизнеспособные вещи, боящиеся проявлений обычной жизни.
Еще одна неприятная черта в Трофимове – это его способность видеть во всем «только грязь, пошлость, азиатчину». Удивительно, но восхищение Россией, ее «необъятными полями и глубочайшими горизонтами» звучит из уст, казалось бы, ограниченного купца Лопахина. А вот Петя говорит о «нравственной нечистоте», о клопах и только мечтает о светлом будущем, не желая видеть настоящего. Оставляет его равнодушным и красота главного образа-символа в пьесе. Трофимов вишневый сад не любит. Более того, он не разрешает любить его и юной Ане, чья душа пока еще очень трепетно откликается на красоту. Но для Пети сад – это исключительно воплощение крепостного права, от которого стоит поскорее избавиться. Ему и в голову не приходит, что в этом саду прошло детство Ани, что ей может быть больно потерять его – нет, Петя весь захвачен своими идеями и, как это часто случается с такого рода мечтателями, за ними не видит живых людей.
А уж чего стоит презрительное заявление Пети о том, что он «выше любви». Эта фраза, которой он хотел показать свое превосходство, как нельзя лучше выявляет обратное – нравственную, духовную неразвитость героя. Будь он внутренне целостной, сформированной личностью – и ему бы простилась его неловкость и нескладность, как прощается неграмотность Лопахину с «широкой душой». Но сухость Пети выдает в нем моральную несостоятельность. «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа» – говорит ему Раневская, в силу своей чуткости сразу же Петю разгадавшая. Любопытно, что Петя, протестующий против старого уклада жизни и любых форм владения, не стесняется, тем не менее, жить у Раневской в усадьбе и отчасти за ее счет. Он покинет имение только с его продажей, хотя и предлагает в начале пьесы Ане бросить ключи от хозяйства в колодец и уходить. Получается, что даже на собственном примере Трофимов свои идеи подтвердить пока что не готов.
Сочинение Петя Трофимов
Те, кто читал произведение Чехова «Вишневый сад», наверное, должны помнить о том, что один из героев называл себя «вечным студентом». И этим главным героем был Петя. Он относится к положительному образу героя. Кроме этого он никогда не задумывается над тем, чтобы о чем-то думать или заботиться и живет всегда только в свое удовольствие. На все что происходит в мире, он смотрит со стороны и на все у него имеется своя точка зрения и свое мнение.
Хотя главному герою всего лишь тридцать лет, но он до сих пор учится в Московском университете и никак не может его закончить. А все, потому что он однажды пошел против власти и теперь она не дает ему покоя. Он постоянно что-то замышляет против власти и не дает им закончить свои дела. Много раз ему предлагали деньги, но еще ни одному человеку не удалось его подкупить. Также он считает, что если он будет жить по старым понятиям, то ему удастся справиться с правительством. Кроме этого ни одна проблема или беда не проходит мимо него, и он всегда попадает в разные ситуации.
Многие описывают его как бедного человека, у которого имеется только одна одежда, которую он носит постоянно, а другой у него просто нет и купить новую он не может. Вот только он, поэтому поводу совсем не комплексует, а считает это вполне нормальным делом. Часто бывает, что герой винит в своих ошибках других людей, но при этом себя он ни в чем виноватым не чувствует.
Все что он умеет это переводить с разных языков разные тексты. И для этого ему приходится мотаться из одного города в другой или даже в другую страну.
Вишневый сад для него не значит, ничего и он был бы очень рад поскорее от него избавиться. Ведь он напоминает ему рабство.
Вот только его отношение к своей любимой девушке делает его отрицательным героем. Ведь кроме себя он больше никого не любит. У него имеется огромное количество идей, которые он мог бы воплотить в жизнь, но не может по различным причинам и чаще всего эти причины просто его нежелания что-то менять в своей жизни. Но, не смотря на это, он верит, что все вскоре пройдет и наступят лучшие времена. Вот только когда же они наступят никому неизвестно.
Другие сочинения: ← Характеристика и образ Яши в пьесе Вишнёвый сад↑ Чехов А.П.Семья Туркиных в рассказе Ионыч →
Несколько интересных сочинений
Вариант 2
Пётр Сергеевич Трофимов — один из участников пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Это не главная роль, но всё равно имеющая довольно большой вес для сюжета.
Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, точно этого не известно, по профессии он разночинный, который учил сына Раневской до того, как тот скончался. За Петей также закрепилось прозвище «вечного студента» или «гимназиста», потому что он никак не может окончить курс, всё учится да учится.
Из того, что говорят окружающие его люди, можно понять, что он выглядит старше, чем есть на самом деле, что он весьма беден, потому что одежда его поношена, а сапоги вовсе грязные и неухоженные, хотя он сам гордится своей бедностью в одной из сцен.
Петр носит очки, что придаёт ему интеллигентный вид, а это, в свою очередь, очень важная деталь, потому что Трофимов считает интеллигенцию дворянства — пережитком прошлого, что будущее за рабочим классом, а то устоявшиеся общество и его нормы, которые есть сейчас, давно себя изжили. И всё бы ничего в этих рассуждениях, но только это вылетает из уст человека, который в своей жизни и сам привык только думать, а не работать физически. Из уст человека, который всем только говорит, как было бы лучше, задаёт вектор, но не делает шагов к тому, чтобы исполнить свои рассуждения.
Пётр Сергеевич — самый настоящий интеллигент, который винит всю интеллигенцию вокруг, не замечая того, что винить в таком случае нужно и себя. На все эти речи о новом будущем, о бесполезности дворянства и интеллигенции, невероятной симпатией отвечает дочка Раневской, Аня, которая по уши влюбляется в Петра Сергеевича.
Стоит отметить также и то, что Трофимов — очень добрый, умный и скромный человек, который живёт в бане у Раневской, чтобы не смущать никого своим присутствием. По жизни же он зарабатывает переводами с различных языков, скитаясь с места на место. Раневская-старшая указывает ему на то, что ему уже достаточно лет, чтобы влюбиться, остепениться и начать жизнь семьёй, а он всё только учится и не может окончить университет.
Сам Чехов писал в письме к своей жене, что ему очень сложно дался образ Трофимова, потому что у этого персонажа неопределенная жизнь, его выгоняют из учебного заведения, он в ссылке, поэтому изобразить это Чехову было трудно.
Бездеятельным, беспомощным владельцам вишнёвого сада и удачливому дельцу Лопахину в пьесе противопоставлен студент Петя Трофимов. Это противопоставление само по себе говорит о значении образа Трофимова в идейном замысле пьесы.
Петя Трофимов — бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Трофимов рассказывает: «Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Скрытый смысл этих слов расшифровывается в реплике Вари: «Вечный студент! Уже два раза увольняли из университета!»
За что Трофимова увольняли из университета, догадаться нетрудно. В конце XIX и начале XX в. в высших учебных заведениях России всё чаще и чаще стали возникать волнения и забастовки, носившие политический характер. Правительство сурово расправлялось со студентами, прибегая к их увольнениям, арестам и ссылке. Дважды уволенный из университета Трофимов принимал, очевидно, самое активное участие в борьбе молодёжи с правительством.
Чехов искал своего положительного героя обычно в среде трудовой, передовой интеллигенции. К таким передовым труженикам принадлежит и Трофимов. Он честен, умён, горд, трудолюбив, жаждет работы. Искупить тяжёлое прошлое народа, по его убеждению, можно только непрерывным трудом. Но и настоящее обездоленного трудового люда вызывает в нём грустные мысли. Трофимов говорит: «У всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота…»
Трофимов живёт верой в светлое будущее родины. «Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперёд! Не отставай, друзья!»- страстно восклицает он.
Когда он начинает говорить о светлом будущем родины, речь его звучит вдохновенно и образно. «Вся Россия наш сад,- восклицает он, обращаясь к Ане.- Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест (пауза). Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой ветки в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов?» Трофимов видит, что за поэзией вишнёвого сада скрывается что-то уродливое и страшное. Слова его — приговор этому саду.
Образ Трофимова, правда, несколько противоречив. Трофимов обличает дворянский паразитизм и в то же время живёт месяцами в дворянской усадьбе. Он смотрит на Лопахина как на хищника и в то же время говорит ему: «Как-никак, всё-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа!» У него недостаёт непримиримости к классовым врагам, присущей сильному борцу, революционеру. И представление о будущем страны у него носит отвлечённый характер.
Мало того, у Трофимова есть даже комические черты, снижающие его образ. Раневская называет его недотёпой, а Варя — облезлым барином. Он очень рассеян и вообще несколько чудаковат. «Я не желаю быть красавцем!»-наивно восклицает он.
Автор, таким образом, не идеализирует его, изображая в его лице обыкновенного, среднего интеллигента, человека безусловно передовых убеждений, но не лишённого слабости и недостатков.
Сам Чехов признавал, что образ Трофимова у него не доработан в силу цензурных соображений. В одном из писем он объяснял: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как изобразишь сии шутки?»
Писатель, следовательно, сознательно снизил образ своего положительного героя, ослабив критический смысл его речей. Тем не менее осуждение Трофимовым дворянского паразитизма, буржуазного хищничества и серенькой, пошлой жизни обывательской интеллигенции и убеждённости его в близости новой, светлой жизни делают его человеком новой эпохи.
Продолжая разговор с Лопахиным, Трофимов заявляет: «Человечество идёт к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!
Трофимов: Дойду (пауза). Дойду или укажу другим путь, как дойти».
Трофимов прав. Его горячий призыв к борьбе за новую жизнь уже зажёг Аню, дочь Раневской.
Аня — семнадцатилетняя девушка, всем своим прошлым связанная с вишнёвым садом. В комедии нет прямой характеристики прошлого Ани. Однако отдельные детали пьесы позволяют в известной мере восстановить историю её духовного роста.
Аня получила обычное дворянское воспитание под руководством гувернанток. Она — хотя и «ужасно», по её определению,- говорит по-французски. Конечно, гувернантки типа Шарлотты, в прошлом цирковой акробатки, вряд ли могли дать девушке серьёзное образование и раскрыть глаза на мир. Но полученное ею образование давало главное, что нужно вдумчивой девушке: возможность по книгам изучать жизнь. Остальное довершило время.
Вполне допустимо, что некоторое направление мыслям Анн мог дать Петя Трофимов, когда он был учителем её маленького брата. А жизнь в тихой усадьбе, где всё дышало красотой, жизнь в стороне от шумного дворянского общества городов сохраняла девушке много времени для раздумий.
Пушкин в своё время писал о дворянских девушках, «выросших под яблонями и между скирдами, воспитанных природой и нянюшками» («Роман в письмах»). Прекрасная природа помогла сохраниться и чистой, обаятельной натуре Ани.
В характере её ещё много полудетской непосредственности. «А в Париже я на воздушном шаре летала!»-с детской радостью сообщает она.
Основное, что характеризует душевный облик Ани, это её непосредственность, искренность и красота чувств и настроений. Трофимов раскрывает ей правду о том, чем была поэзия вишнёвого сада, с каждого листка которого глядели глаза крепостных рабов. Для чуткой девушки выход был один: порвать с прошлым и начать совершенно новую жизнь. Это не был случайный порыв под влиянием неотвратимой гибели вишнёвого сада. Трофимов, которого она знала ещё шесть лет тому назад и который теперь около полугода прожил рядом с ней в усадьбе, имел время и возможность разбудить в душе Ани красивую мечту о новой, счастливой и прекрасной жизни. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить собственным трудом.
Прощаясь с матерью, полная веры в новую жизнь, Аня восклицает: «Мама. Мама, ты плачешь. Пойдём со мной, пойдём, милая, отсюда, пойдём! Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься, мама!»
В этом восторженном, полном глубокого чувства и поэзии восклицании Ани речь идёт, конечно, не о разведении нового вишнёвого сада в какой-либо усадьбе, а о цветущем, роскошном саде, в который должна будет превратиться вся Россия.
Трофимов и Аня — это молодая Россия, Россия будущего, которая идёт на смену России Гаевых и Лопахиных.
Так выразились в «Вишнёвом саде» веяния нараставшего освободительного движения и страстная мечта Чехова о свободном человеке и прекрасной жизни.
ВИШНЁВЫЙ САД. ОБРАЗ ЛОПАХИНА → |
Еще по данной теме::
ЯЗЫК РАССКАЗОВ ЧЕХОВА Чехов пишет языком простым и ясным, понятным любому слою читателей. Прос…
ЧЕХОВ КАК МАСТЕР РЕАЛИСТИЧЕСКОГО РАССКАЗА Какие же основные свойства характеризуют рас-Реализм…
ЧЕХОВ КАК ДРАМАТУРГ-НОВАТОР Чехов в первых же пьесах выступил как новатор. Он хорошо видел и…
ЧЕХОВ И МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА Чехов, как и Тургенев и Толстой, ещё при жизни был признан писателе…
ЧЕХОВ ДРАМАТУРГ Рассказ можно считать основным литературным жанром Чехова. Именно в многочисле…