Как тренировать память ребенку 7 лет
Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»
Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться. Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель.
Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.
Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.
Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка
Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.
Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.
Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т. д.
Способ 2. Читайте с ребенком книги
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их.
Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.
Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка
Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.
Способ 5. Освойте метод Цицерона
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.
Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций
Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.
Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык
Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.
Способ 8. Отдайте ребенка на спорт
Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.
Способ 9. Приучите малыша напрягать память
Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.
Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.
Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины
Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет
Способ 10. Составьте правильный рацион питания
Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.
Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:
– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.
Консультация «10 способов улучшить память ребёнка» Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Однако существуют несложные способы, при помощи которых.
Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям) «Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям)» Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем, что подсчитать.
Консультация для родителей «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.
Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет Ваш малыш подрос. С волнением думаете о новой ступени в его жизни. Начинаете готовить ребенка к школе, в том числе учить его читать. И у.
Советы родителям по сохранению здоровья ребенка Советы родителям Как испортить здоровье с детства: вредные советы Даже самые любящие родители, заботясь о детях, допускают ошибки. Мы собрали.
Советы родителям «Как научить ребенка любить книги» В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Им на смену всё чаще и чаще приходят компьютеры и телевизоры. Книги.
Советы родителям по организации двигательной активности ребенка Движение-это жизнь. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Но очень часто родителей раздражает и утомляет чрезмерная.
Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Музыка создает необходимый энергичный фон для ребенка, помогает ребенку почувствовать.
Как развить память у ребенка
Память – ценная когнитивная функция мозга, без которой невозможно познавать мир, развиваться и осознавать себя полноценной личностью. Чем лучше она развита, тем выше успехи человека в жизни. Особо важную роль эта способность мозга играет в детстве, когда человек интенсивно обучается, познает мир [1].
Критический период для ребенка наступает с момента поступления в школу. В начальной школе, тренировка памяти у детей 7-8 лет – важнейший элемент воспитания и развития. Уделять этому внимание родителям нужно ежедневно. Рассмотрим с позиций педагогов и нейропсихолога, что развивает память у детей. Используя эти методы и приемы, можно не только поддержать первоначальный уровень, но и укрепить навык запоминания.
Виды памяти, которые необходимо развивать
Под термином «память» скрывается сложные процессы, с помощью которых человек усваивает информацию. Чтобы добиться результата и избежать ослабления этой функции мозга в будущем, нужно уделять время развитию всех ее сторон.
Разнообразие упражнений для мозга и памяти ребенка впечатляет как раз из-за того, что существует несколько видов памяти:
Даже если мнестические возможности мозга школьника не очень высоки, можно улучшить результаты с помощью упражнений, тренировок.
Что влияет на качество памяти?
Родители нередко уже в первые годы обучения ребенка в школе сталкиваются с проблемами в учебе. Школьник невнимателен на уроках, не хочет выполнять домашнее задание.
Типичная ситуация, когда вечером ребенок вроде бы учит уроки, но на следующий день приходит с неудовлетворительной оценкой.
Корень проблемы не всегда лежит в лени или неспособности ученика. Суть в необходимости активного развития памяти у детей 7-8 и 10 лет.
Понять, что у школьника проблемы с запоминанием, несложно. Понаблюдайте за ним и поищите косвенные признаки:
Привести к такому явлению как слабая память у школьника, могут несколько факторов [3]:
Родителям, у детей которых отмечаются проблемы, стоит узнать, какие способы развития памяти у детей существуют, и практиковать их. На фоне системных тренировок, положительные результаты отмечаются уже через 2-4 недели. Заметить успехи можно будет по улучшению успеваемости в учебе.
Разумеется, органические повреждения мозга после травм, эпизодов гипоксии, скорректировать не так просто. Тем более, что у таких деток страдают не только мнестические, но и другие когнитивные способности мозга.
Специальные упражнения
Как конкретно развить память и внимание у ребенка 8, 9 или 10 лет или помочь улучшить долговременную память школьнику 12-13 лет, должен подсказать специалист, который проведет осмотр, оценит интеллектуальные особенности маленького пациента.
Также существуют универсальные упражнения для развития памяти ребенка 8 лет, позволяющие развить когнитивные способности:
Даже спрашивая вечером о том, как прошел день, и выслушивая подробный рассказ, мы развиваем память у детей. Формируем навыки вербального общения, развиваем ассоциативное мышление.
Поэтому очень важно общаться с ребенком, давая ему высказываться, интересуясь его мнением по разным вопросам.
Полезные советы
Для развития способностей важны не только занятия для развития памяти у детей, но и сбалансированный ритм жизни. Психологи и врачи дают родителям советы, благодаря которым результат от упражнений будет выше:
Применяя проверенные практики, нужно учитывать особенности запоминания у конкретного школьника. Лучше, если о том, как тренировать память у ребенка с особенностями развития 6 – 7 лет, родителям расскажут специалисты, после тестирования и уточнения, какая категория памяти требует улучшения [5].
Как улучшить активность мозга у школьника
Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.
Елена Анциферова врач-педиатр, кандидат медицинских наук
Низкая успеваемость ребенка в школе и нежелание ходить на занятия – распространенная проблема во многих семьях. Причиной этому могут быть большие нагрузки школьных программ и неумение учителей подать информацию в интересном виде. Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.
Таблетки для памяти
Низкий уровень успеваемости в школе вполне может быть из-за рассеянного внимания. Решить проблему помогут ноотропные препараты для улучшения памяти, они позволяют повысить кровообращение мозга и концентрацию внимания. Ноотропы оказывают положительное воздействие не только на интеллектуальные способности детей и взрослых, они также нормализуют общее состояние нервной системы. Такие лекарства для улучшения памяти содержат нейромедиаторы, витамины и аминокислоты. Еще один активный компонент данного средства – глицин. Это вещество уменьшает психоэмоциональное напряжение и положительно влияет на умственные способности. Купить ноотропный препарат можно после консультации с врачом.
Вещества, которые имеют прямое отношение к памяти: кальций, йод, медь, марганец, железо, магний, цинк, ниацин, фолат, холин, лецитин, витамины В1, В6, В12 и С. Эти вещества содержатся в биологически активных добавках (БАД), которые не являются лекарственными средствами, а также в натуральных продуктах.
Мозг состоит из воды на 85%. Дефицит даже 2-3% воды может существенно понизить активность мозга. Чтобы иметь возможность быстро решать задачи и запоминать правила, подростку нужно выпивать не менее двух литров воды в день.
Головной мозг, как и тело, нуждается в постоянных тренировках, иначе он просто теряет тонус.
Развитие памяти у детей: упражнения для мозга
Существуют различные игры на развитие памяти, логики с интересными заданиями и головоломками. Полноценный сон, хорошая двигательная активность, правильное питание – все это важные условия для улучшения памяти и работы мозга.
10 простых способов улучшить память ребенка
Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.
Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.
Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка
Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.
Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.
Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.
Способ 2. Читайте с ребенком книги
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка
Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.
Способ 5. Освойте метод Цицерона
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.
Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций
Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.
Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык
Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.
Способ 8. Отдайте ребенка на спорт
Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.
Способ 9. Приучите малыша напрягать память
Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.
Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.
Способ 10. Составьте правильный рацион питания
Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.
Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:
– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано econet.ru
Автор: Наталья Обрядина
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Игры на развитие памяти и внимания у детей 6-7 лет
Ребёнок часто отвлекается, переключает своё внимание с одного предмета на другой, не может запомнить предложенную ему информацию. Действительно ли малыш такой невнимательный или ему просто неинтересно на занятиях? На что стоит обратить внимание родителям, и как развить произвольную память ребёнка.
Содержание
Память у ребёнка 6-7 лет развивается очень интенсивно. Дошкольники могут запоминать внушительный объём информации. При этом часто это бывает услышанная реклама, имена любимых персонажей или марки автомобилей, а вот материал, который преподают на уроках, даётся с трудом. Почему так происходит? Всё дело в произвольном и непроизвольном внимании. Всё, что вызывает интерес, запоминается само собой, без особого труда. А то, что требует воспитатель или учитель, основывается на произвольном запоминании. Этот навык необходимо тренировать.
В зависимости от того, как мы воспринимаем информацию, память можно поделить на несколько видов: моторную, образную, эмоциональную и вербальную. В свою очередь, образная память подразделяется на: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Развивать каждый из видов памяти лучше всего в игровой форме. Предлагаем вам десятки интересных заданий, которые помогут улучшить память ребёнка 6-7 лет.
Игры и упражнения для развития двигательной памяти
Двигательная или моторная память помогает человеку запоминать, сохранять и воспроизводить разные движения. С помощью неё формируются такие умения и навыки, как ходьба, письмо, езда на велосипеде, печатание на клавиатуре, плавание и т.д. Двигательная память работает с самого раннего возраста, когда малыш начинает ползать, вставать, ходить, кушать ложкой, пить из кружки.
Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий.
«Слушай и исполняй». Родитель придумывает несколько движений и называет их ребёнку не показывая. Задача малыша – понять, о чём идёт речь, и воспроизвести действия в нужной последовательности. Например: подбеги к столу, попрыгай на одной ноге, подбрось мяч и сделай хлопок, присядь, ляг на спину.
«Повторяй за мной». Ведущий встаёт в центр и начинает показывать комплекс движений под музыку. Ребёнок повторяет за ним. Как только один круг упражнений будет пройден, музыка ускоряется. Нужно продемонстрировать всё тоже, но быстрее.
Увеличиваем скорость до тех пор, пока малыш не начнёт путаться. Чем больше количество движений в комплексе, тем сложнее.
«Лабиринт». Ребёнок становится в любом месте комнаты – это будет «отправная точка». Взрослый диктует ему маршрут: 2 шага вправо, 1 вперёд, 3 назад, 2 влево и т.д. Малыш запоминает указания и двигается в соответствии с ними. В зависимости от того, как ребёнок будет справляться с заданием, можно увеличивать маршрут, дополняя его новыми деталями: прыжками, приседаниями, хлопками.
«Крокодил». Популярная игра для больших компаний. Ребёнок загадывает любое животное. Затем выходит в центр и пробует с помощью жестов и движений описать того, кого загадал. Участники начинают по очереди угадывать загаданное животное. Тот, кто ответит верно, становится на место ведущего. Игра продолжается. Можно усложнить правила, отведя на угадывание определённое количество времени, например, 5 минут.
«Птицы – цветы – деревья». Дайте малышу задание: когда прозвучит название цветка, нужно присесть, если услышал про птицу – взмахни руками, названо любое из деревьев – сделай руки в бок.
Пример для игры: ворона, роза, тополь, колокольчик, синичка, липа, филин, астра, ромашка, воробей, ива, одуванчик, ёлка, цапля, лилия, берёза, василёк.
Игры и упражнения для развития образной памяти
Образная память тесно связана с нашими органами чувств. Соответственно разделяют пять видов этой памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную. Развиты они неравномерно.
Одному человеку легче запомнить информацию, слушая её, другому читая, третьему – трогая. Чтобы выяснить, какой вид образной памяти лучше развит у ребёнка, поиграйте с ним в разные игры.
Зрительная память
Такой вид памяти ответственен за хранение и воспроизведение зрительных представлений. Он особенно хорошо развит, к примеру, у художников. Для детей-визуалов отлично подходят всевозможные наглядные пособия. Чтобы развить зрительную память, предлагаем несколько заданий.
«Найди отличия». Одна из самых распространённых игр – поиск отличий на картинках. На двух схожих изображениях есть несколько различных деталей, которые сразу и не заметишь.
Чтобы справиться с заданием, нужно быть внимательным и сосредоточенным. Выбирайте картинки с любимыми героями ребёнка или интересными ситуациями. Дошкольнику 6 лет вполне под силу отыскать порядка 10 непохожих друг на друга элементов. Когда малыш начнёт без труда справляться с заданием, предложите ему картинки с множеством мелких деталей. Можно устроить поиск отличий на время. Подборку заданий можно скачать у нас на сайте по ссылке ниже.
«Чего не хватает?». Покажите малышу рисунок с недостающими элементами, например, дом без окна, автомобиль без колеса или кошку без хвоста. Уберите картинку и предложите ребёнку назвать, какие детали забыл изобразить художник.
«10 картинок». Положите перед ребёнком 10-15 карточек, на которых изображены хорошо знакомые ему предметы. Дайте время всё внимательно рассмотреть. Затем спрячьте карточки, подождите полминуты и попросите малыша вспомнить, что он видел. Так можно проверить работу кратковременной памяти. Если ребёнок назовёт 6-7 предметов, то это хороший результат. Затем дайте посмотреть те картинки, которые остались забыты.
Спустя 10 минут, а потом ещё через час попросите снова назвать карточки. На этот раз начнёт работать долговременная память. Хорошо, если ребёнок вспомнит 7-8 предметов из 10.
«Расставь точки». Подготовьте два квадрата. На одном расставьте несколько точек и покажите ребёнку в течение нескольких секунд. Первый квадрат закройте. Задача ребёнка – расположить точки в том же порядке на втором пустом квадрате.
Слуховая память
Про тех ребят, у которых преобладает слуховая память, часто говорят «схватывает на лету». Для запоминания ребёнку достаточно послушать, о чём говорят, дополнительно просматривать изображения и схемы уже не требуется. Чтобы развить этот вид памяти, предлагаем несколько простых игр.
«Игра в слова». Назовите ребёнку несколько слов и попросите запомнить их. Например: весна, ворона, вечер, вода, ворота, вишня. Предложите воспроизвести слова в том же порядке. Есть ли у них что-то общее? Напиши букву «В».
«Читаем и спрашиваем». Выберите любой рассказ или сказку, интересную ребёнку. Прочтите один абзац или страницу, затем остановитесь и спросите у малыша: «что произошло в истории?», «как зовут главного героя?», «куда отправилась девочка?». Пусть ребёнок попробует рассказать своими словами, о чём вы только что прочитали.
Возможно, сначала малышу будет сложно, помогите ему справиться с заданием и продолжите чтение. Не нужно останавливаться на каждой странице, устраивайте подобные тренировки время от времени. Так ребёнок не утомится и не потеряет интерес к совместному чтению.
«Рассказываем сказку». Все участники игры садятся в круг. Первый человек начинает придумывать историю, произносит 1-2 фразы. После чего ход переходит к следующему по часовой стрелке, тот продолжает рассказ, добавляя свои предложения. Игра длится до тех пор, пока сказка не завершится логически.
«Запретное слово». Такая игра отлично развивает внимательность малыша, его сообразительность. Заранее определите, какое слово будет запретным, например, при ответе нельзя говорить «Нет». Родители задают вопросы, часто с подвохом: «Брюки носят на голове?», «А корова любит конфеты?», «Когда ты ложишься спать, на улице светло?». Задача ребёнка – отвечать «не носят», «не любит», «темно».
Если же малыш собьётся и скажет «Нет», он проиграет. Многим мамам и папам знакомы подобные забавы с детства, к примеру «Да и нет не говорите, чёрное с белым не берите». Пришло время поиграть в них со своими детьми.
«10 цифр». Продиктуйте ребёнку цифры от 1 до 10 в любой последовательности. Задача малыша – постараться запомнить порядок и повторить за вами.
Обонятельная и осязательная память
Тактильная или осязательная память – это умение вспоминать ощущения после прикосновения. Обонятельная – это то, что мы чувствуем, как запоминаем запахи.
«Узнай предмет». Соберите в непрозрачный пакет 10 разных вещей. Это может быть карандаш, губка, пуговица, ключи, игрушка, носок. Ребёнок закрывает глаза и начинает по очереди вытягивать предметы из мешочка. Его задача – без подсказок догадаться, что у него в руках. Когда все предметы будут угаданы, попросите перечислить всё, что было в мешке, в той последовательности, в которой ребёнок доставал вещи.
«Запахи и звуки». Предложите ребёнку представить, что на улице дождливо. Какие образы у него в голове возникают? Попросите рассказать, что он видит. Помнит ли он, как шумит дождь?
А что происходит с природой, когда начинает выглядывать солнышко? Какие запахи чувствует малыш? Можно ли их с чем-то сравнить?
«Что растёт в лесу?». Вам понадобятся ёмкости, в которых будут «храниться» разные лесные ароматы. Например, еловая веточка, сирень, смола. Если природный материал взять проблематично, то для игры вполне можно использовать ароматическую соль. Предложите ребёнку закрыть глаза и мысленно пройтись по лесу. На него нельзя посмотреть, но можно ощутить запахи. Дайте понюхать каждую баночку и определить, какое растение так пахнет.
«Запомни фигуру». Разложите перед ребёнком несколько разных геометрических форм, например, куб, шар, звезду, цилиндр и т.д. Малыш должен с завязанными глазами ощупать их, назвать, что за фигура перед ним и запомнить порядок, в котором они лежат. После чего дошкольник открывает глаза, находит нужные формы и выстраивает их в той же последовательности.
«Тёплый – холодный, сухой – мокрый». Приготовьте несколько предметов, которые будут отличаться качеством: температурой, рельефом, мягкостью. Это может быть кусочек льда, грелка, влажная тряпочка, кусочек сухой ткани, мягкая игрушка, камень и т.д.
Пусть ребёнок потрогает каждый предмет и расскажет, что он собой представляет. Затем закройте ему глаза и предложите потрогать те же вещи, описав их по ощущениям. Например, я взял мокрую и прохладную губку.
Вкусовая память
Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов. Для тренировки вкусовой памяти предлагаем следующие игры.
«Вкус фруктов». Попросите малыша представить лимон. Пусть попробует вспомнить, как он пахнет и какой у него вкус. Какие ощущения возникают, если вообразить, что лимон лежит в руке? Предложите нарисовать фрукт.
После чего попросите таким же образом представить апельсин. Чем отличаются фрукты, а чем похожи?
«Я бы съел…». Все участники игры усаживаются в круг. Каждый задумывает что-нибудь съедобное. Затем игроки по очереди описывают этот продукт. Задача остальных – понять, о чём идёт речь.
«У меня на язычке…». Подготовьте фрукты и овощи. Затем завяжите ребёнку глаза, положите ему на язык небольшой кусочек апельсина, банана или морковки. Малыш должен понять, что же у него во рту.
Игры и упражнения для развития эмоциональной памяти
Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета, занимаясь определённым делом. С помощью этого вида памяти человек, вспомнив события из жизни, может заново ощутить эмоции: радость, огорчения или испуг.
Например, когда малыш обжигается об утюг или его кусает собака, то в будущем эти впечатления, как правило, ограничивают его любопытство. Эмоциональная память важна для нравственного воспитания детей. Для совершенствования эмоциональной памяти важно гулять по новым местам. Обращайте внимание малыша на незнакомые запахи, звуки, цвета, ощущения.
«Эмоции персонажей». Для занятия подготовьте несколько картинок с разными эмоциями. Скачать карточки с эмоциями можно у нас на сайте по ссылке ниже.
Разложите их перед ребёнком. Начните читать рассказ. Малыш должен внимательно слушать, в тот момент, когда кто-то из персонажей огорчится или, наоборот, обрадуется, ребёнку нужно поднять соответствующую картинку. Следите за тем, чтобы поднятая карточка верно отражала эмоциональное состояние героя.
Для усложнения игры можно попросить ребёнка самому выдумать историю, в которой персонажи будут испытывать эмоции, показанные на картинках.
«Снежки». Предложите ребёнку вспомнить игру в снежки. Пусть он представит снег, как он хрустит под ногами, блестит на солнышке. Вообразите, что вы делаете шарики из снега и играете. Что малыш чувствует при этом?
«Важное событие». Сядьте рядом с ребёнком и вместе вспомните события прошлого дня. Что вчера было? Что запомнилось больше всего и почему? Какое у тебя было настроение? Затем подготовьте несколько семейных фотографий, которые были сделаны неделю, месяц или полгода назад. Это может быть поездка за город, в гости к бабушке, поход в кино, прогулка по парку и т.д. Спросите, что это за события? Что понравилось, а что огорчило ребёнка?
Важно выбирать те происшествия, которые оставили яркий след. Ведь именно сильные эмоции запоминаются лучше всего. Малыш, рассматривая фотографии, снова будет мысленно переживать испытанные в прошлом чувства.
«Плохое и хорошее». Подберите изображения, которые вызывают положительные и отрицательные чувства. Например, сладости или картинка с мальчиком, который разбил коленку. Затем по очереди показывайте их ребёнку. Малыш должен рассказать о своих эмоциях при виде этих карточек. Когда речь будет заходить об отрицательных чувствах, поинтересуйтесь, как бы ваш ребёнок помог тому, кто нарисован на картинке. Затем предложите ребёнку вспомнить собственные положительные и отрицательные чувства, которые он испытывал в последнее время.
Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти
Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия. Принцип смысловой организации памяти начинает работать в старшем дошкольном возрасте. Именно этому виду памяти отводится одна из главных ролей при усвоении материала в школе.
«Послушай и запомни». Придумайте пять пар слов. В каждой паре слова должны быть связаны логически. Например: море – корабль, туча – дождь, медведь – мёд, краски – альбом, автомобиль – путешествие.
После чего называйте по одному слову из каждой пары, ребёнок должен вспомнить второе слово. Затем поменяйтесь ролями. Чтобы усложнить задание, увеличивайте количество пар.
«Сравни». Придумайте два близких по смыслу предмета, например, цветы – трава, комар – бабочка, кошка – леопард. Попросите дошкольника рассказать, что у них общего, и чем отличаются. Ребёнок в 6-7 лет способен выделять и называть главные признаки предметов.
«Пары картинок». Возьмите 5-6 пар карточек и разложите их перед ребёнком. В каждой паре картинки связаны друг с другом по смыслу. Так, изображение дерева находится рядом с рисунком леса, а резиновые сапоги в паре с зонтом. Пусть малыш в течение 1-2 минут внимательно рассмотрит все карточки и запомнит их. Затем спрячьте один ряд картинок и попросите ребёнка назвать недостающую пару.
«Рисуем стихотворение». Прочтите ребёнку небольшое стихотворение. После чего попросите его изобразить с помощью красок на листке бумаги то, о чём там говорилось. В завершение выучите стихотворение.
«Четвёртый лишний». Перед ребёнком разложено четыре изображения. Три из них объединены по общему признаку, четвёртое отличается. Малышу нужно понять, что в ряду лишнее и почему. Выбор для ребят старшего дошкольного возраста должен соответствовать их знаниям и не быть слишком очевидным.
Например, на карточках изображены четыре животных: зебра, жираф, носорог, корова. Лишней здесь будет корова, потому что это домашнее животное. Другие – животные Африки.
Встречаются и неоднозначные варианты ответов. Если ребёнок может логически объяснить, почему он выбрал тот или иной предмет, это тоже будет правильно.