Как тормозить на горных лыжах
Торможения
Торможение лыжами применяют для регулирования скорости спуска и остановок за счет постановки лыж на канты под углом к направлению движения. Сила торможения зависит от величины угла, степени закантовки лыж и давления на снег. В зависимости от направления и условий спуска тормозить можно плугом или боковым соскальзыванием на прямых спусках, а также полуплугом (упором) или боковым соскальзыванием на косых. Рекомендуя те или иные способы торможения, мы, однако, не ограничиваем лыжников в возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
Торможения, особенно на высоких скоростях, отнимают много сил. Поэтому они чаще всего кратковременны, и лыжник подбирает наиболее подходящее из них. Из всех приемов наиболее эффективны боковые соскальзывания на параллельных лыжах. Но они не всегда применимы. Поэтому рассмотрим разные способы торможения.
Торможение плугом. В плуге лыжи образуют угол с разведенными в стороны пятками. Биссектриса этого угла совпадает с направлением движения, что достигается на прямом спуске ровной загрузкой лыж. Плугом снег уплотняется, срезается и перемещается, повышая трение и вызывая торможение. Величина тормозящих сил определяется шириной плуга и степенью кантования лыж.
Чтобы облегчить постановку лыж в положение плуга, их разгружают с помощью подскока (рис. 35). Обычно постановка лыж на ребра соответствует углу плуга, но допустимы и варианты за счет боковых движений коленей и стоп. Поскольку удержание плуга требует большого напряжения мышц, рекомендуется по возможности стопу, голень и бедро сохранять в одной плоскости, перпендикулярной скользящей поверхности лыжи.
Чтобы лучше удерживать положение плуга, туловище лыжника должно быть прямым, концы палок разведены в стороны. При сильном кантовании носки лыж стремятся разойтись, что уменьшает тормозящий эффект. При плоской постановке лыж, наоборот, носки сближаются легче, но торможение также уменьшается. Поэтому надо умело регулировать угол атаки (кантования), чтобы лыжи могли подминать под себя сдвигаемый снег и достигать в то же время максимального тормозящего эффекта.
Спускаясь в плуге, уменьшением давления и раскантовкой можно вернуть лыжам параллельное положение, но для более быстрого выхода из плуга целесообразно сделать подскок.
Освоение плуга полезно начинать с имитационных упражнений на ровном месте, разводя и сводя пятки лыж с каждым подскоком. При этом надо следить, чтобы ноги по возможности не занимали иксообразного положения, а сгибались и разгибались в коленях в направлении носков лыж.
Разучивая плуг в движении, следите за симметричностью следа и четкостью переходов из одного положения к другому (рис. 36). Заканчивая упражнение остановкой на склоне, следует энергично переносить вес тела на одну из лыж с боковым проскальзыванием пятки и разворотом ее поперек склона. Верхняя лыжа приставляется в параллельное положение.
Торможение упором. В отличие от плуга на прямом спуске сопротивление движению в упоре оказывает только одна лыжа, поставленная под углом к направлению движения. Назовем ее упоровой лыжей: отодвигается ее пятка, она слегка выдвигается вперед и кантуется на внутреннее ребро. Другая лыжа, также слегка закантованная, неся большую часть веса лыжника, будет ведущей лыжей. С отодвиганием пятки упоровая лыжа получает дополнительную нагрузку и начинает срезать слой снега, стремясь в поворот, а ведущая лыжа в силу своей закантованности противодействует ей. Соотношение загрузки и кантования лыж зависит от необходимости создания того или иного тормозного усилия и состояния снега.
При упоре туловище находится в основном над ведущей лыжей и опорная нога согнута больше упоровой. Палки держат соответственно положению лыж (рис. 37).
Торможение упором в косом спуске отличается от торможения по линии ската и осуществляется обычно нижней лыжей. Здесь вес тела предварительно переносится на верхнюю по склону лыжу, чтобы создать противодействие нижней лыже, отводимой в упор. Для достижения желаемого эффекта торможения в определенных условиях ведущая лыжа может лежать плоско или даже быть закантованной на внутреннее ребро. Крутизна склона и направление спуска будут решающими факторами в этом случае.
На пологих склонах иногда бывает удобным тормозить и верхней лыжей. Поза лыжника и положение лыж при этом очень схожи с плугом на косом спуске.
В процессе совершенствования плуга и упора лыжник должен научиться, манипулируя своим весом и кантованием лыж, свободно переходить от одного способа торможения к другому, с учетом изменения условий спуска и минимальной утомляемости.
Имитация упоровых упражнений на месте помогает быстро их освоить. Сочетания с упругими сгибаниями-разгибаниями ног, упорами верхней и нижней лыжей подводят лыжника к следующему этапу — освоению поворотов на параллельных лыжах различными способами, в частности входом в поворот из плуга или упора.
Боковое соскальзывание. Торможение боковым соскальзыванием на параллельных лыжах применяется как в прямых спусках, так и в косых. Разучивать боковое соскальзывание лучше на относительно крутом склоне из положения траверса, достаточно опустить долинные ребра лыж, как начнется боковое движение вниз — его и называют боковым соскальзыванием в отличие от скольжения. В таких соскальзываниях отрабатывается чувство канта и загрузки лыж по их длине. В разделе взаимодействия лыж со снегом мы уже говорили о влиянии угла кантования и загрузки лыж на движение при боковом соскальзывании. Здесь будет уместно повторить: плосколежащая лыжа будет быстрее соскальзывать вниз загруженной частью, а закантованная — наоборот: загруженные носок или пятка будут сильнее тормозить, а разгруженные соскальзывать вниз. Только хорошо попрактиковавшись на месте, целесообразно переходить к отработке соскальзывания в движении.
Для того чтобы поставить лыжи поперек движения прямого спуска и заставить их, соскальзывая, тормозить, лыжник сгибанием-разгибанием ног облегчает их, придав вращение ногам и лыжам. Для более быстрого действия хорошему лыжнику достаточно одного сгибания — в миг облегчения его ноги вращают лыжи (или смещают пятки), а туловище компенсаторно поворачивается грудью от склона. Такой прием требует меньше места и времени, чем разгибание-сгибание (рис. 38).
С постановкой лыж поперек хода скольжение заменяется боковым соскальзыванием с торможением, что заставляет спортсмена занять соответствующее положение с боковым сгибанием; вначале загруженной оказывается больше верхняя лыжа, а затем нижняя. В момент остановки во избежание опрокидывания лыжник может опереться на нижнюю палку.
Для перехода к боковому соскальзыванию в косом спуске одновременно с более плоской постановкой лыж смещаются под склон их пятки, а туловище компенсаторно еще больше разворачивается грудью в долину. Чем больше смещение пяток и сильнее кантование, тем энергичнее торможение. Внимание лыжника сосредоточивается на загрузке лыж, чтобы не перейти от косого соскальзывания в поворот к склону или, наоборот, вниз под склон.
Стойка бокового соскальзывания очень близка к стойке косого спуска, она отличается лишь меньшей закантовкой лыж, которая резко возрастает в момент остановки.
Совершенство владения боковым соскальзыванием (рис. 39) демонстрирует на снимке один из корифеев горнолыжного спорта в недалеком прошлом Отмар Шнайдер (Австрия). Уменьшая кантование лыж в процессе поворота на параллельных лыжах, он регулирует кривизну дуги, чтобы в нужной точке и под нужным углом обойти древко.
Спускаясь по бугристым склонам, изъезженным «туристами», мастер, применяя боковые соскальзывания вперемежку со скольжением, виртуозно преодолевает их. Совершенствование техники комбинирования поистине беспредельно. Так родилась одна из разновидностей фристайла — спуск по бугристому склону. Умение сочетать скольжение и боковое соскальзывание полезно всем спортсменам, а также судьям, участвующим в подготовке трасс.
Упражнения в косых и прямых соскальзываниях в сочетании со скольжением, боковые сбрасывания пяток с «врубанием» кантов и другие приемы требуют четкой работы коленных и голеностопных суставов. Вариантов здесь много. Горнолыжнику очень важно уметь дозировать поперечное смещение с продольным скольжением, научиться тонкому восприятию деформаций снега под лыжами. Так, если боковое соскальзывание происходит на сильно закантованных лыжах, то его целесообразно называть «жестким соскальзыванием», а если на лыжах, лежащих почти плоско, — «мягким соскальзыванием». В первом случае торможение будет ощутимым, во втором оно будет походить больше на заглаживание снега с меньшей потерей скорости.
Разучивая боковые соскальзывания, надо всегда помнить, что они являются вспомогательными приемами, облегчающими преодоление склонов в некоторых критических ситуациях, и делают более универсальным механизм поворотов на параллельных лыжах.
Хочу подчеркнуть, что на этом этапе освоения скольжения и соскальзываний особенно зримыми становятся способности и спортивная перспектива ученика. Умение скользить, чувство снега, дозированных нагрузок, равновесия — это элементы талантливости. Нельзя упускать возможности «нащупывать» легко усваиваемые учеником приемы, учитывать его личные качества: преобладание трусости над смелостью, пассивности над активностью, инертности над агрессивностью. Так подспудно закладывается фундамент дальнейшей специализации.
По тому, насколько смело лыжник переходит от скольжения к боковому соскальзыванию, энергично ставя лыжи поперек хода и наоборот, можно видеть, на что он способен. Однако это не значит, что надо сразу ставить крест на «слабых» — многие качества наживные, если развивать их, как говорится, с умом. Даже грани врожденной смелости расширяются — она растет по мере технического совершенствования.
Тренеру следует помнить и то, что сочетание элементов скольжения и соскальзывания будет постоянно встречаться при освоении поворотов на лыжах. К числу наиболее употребимых можно отнести переход от мягкого соскальзывания к резкой закантовке в предповоротах или при остановках в конце дуги. Освоение переходов от прямолинейных спусков к торможениям или поворотам приучит ощущать эффект действия инерционных сил, возникающих при этом: в торможениях — от снижения скорости, в поворотах — от центростремительного ускорения. Поэтому не следует засиживаться на упражнениях в торможении, а смело переходить к следующему этапу.
Способы торможения на лыжах
Любители зимнего отдыха любят горнолыжные курорты. Дилетантам предлагаются уроки с инструктором. Правильный спуск с уклона, поворот, притормаживание должны выполняться правильно.
Тормозящие манипуляции на лыжах — как правильно осуществить
Как тормозят на горных лыжах? Лыжное торможение применяется для регулировки скорости, остановки. Осуществление остановки обусловлено правильной постановкой снаряжения на ребро, выдерживая угол по отношению к движению. От чего зависит сила притормаживания?
Ситуации спусков и направления диктуют правила при выборе способа торможения на лыжах. Метод приостанавливания движения подбирается исходя из ситуации и мастерства. Торможение плугом на лыжах, боковые соскальзывая, используются на прямом трассе. Полуплуг и соскальзывание используются на косых спусках.
Инструкторы не ограничивают горнолыжников рекомендуемыми способами подъема, притормаживания, спуска со склона. Туристы могут пользоваться иными разновидностями техник на свое усмотрение.
Замедляться на значительной скорости сложно, требуется много усилий. Спортсмены делают выбор в пользу бокового соскальзования параллельным снаряжением. Это способ не всегда удается применить. Каждый экстренный вариант подбирается по ситуации.
Способы тормоза в лыжных спусках
Виды торможения на лыжах, общие характеристики:
Торможение полукругом (упором)
Торможение упором проделывается с применением одной лыжи (немного снижается скорость). Пятка другой лыжи отводится вбок, ставя снаряжение, выдерживая угол, закантовываясь внутренним кантом. Благодаря такой манипуляции продвижение притормаживается. Скорость снижается в зависимости от:
Выполнение манипуляции торможения полукругом для предотвращения заворотов носки лыж располагаются на уровне друг от друга. Для предотвращения торможения, притормаживающая лыжа ставится рядом к снаряжению идущему прямо.
Притормаживание плугом
Как тормозят на лыжах плугом? Плуговой тормоз проделывается на сбитом снегу прямого спуска. Техника выполнения плуга обусловлена разведением пятками на обеих лыжах по бокам, ставя снаряжение на внутреннюю реберную часть (вес распределяется равномерно на обе ноги). Носки скрещивать запрещено.
Соскальзывание боком
Боковой тормоз проделывается по крутым склонам. Снаряжение ставится поперек спуска, упор приходится на верхние канты (сходно восхождению лесенкой). Закантованный угол уменьшается, выполняется скольжение.
Притормаживание палками
Палки используются при невозможности или нерациональности приостанавливания лыжами. Этим способом удается сбросить беговой ход во избежание наездов на впереди движущихся горнолыжников. Замедление хода проделывается активными прижимами к снегу с удерживанием их поближе кольцами к корпусу.
Притормаживание с применением падения
Крайний способ остановки используется на спусках с неожиданно возникшим препятствием (для резкой остановки). Главное, правильно падать, так как горный спорт не обходится без травматизма. Падение должно контролироваться. Во избежание заносов, переворотов, требуется присесть, лыжи быстро ставятся поперек спуска, штыри палок направляются назад, крепко удерживаются в руках. Падать следует на сторону (боком).
Торможение плугом на лыжах: пошаговая инструкция
Перед спуском с уклона проводятся подводящие упражнения в качестве тренировки. Отрабатывается прием торможения:
Обучение притормаживанию проводится на среднем склоне. Перед притормаживанием лыжник отклоняется назад. Пройдя тренировку на учебной дистанции, разрешается совершить спуск с крутого склона.
Ошибкой является проба проделать плуг с прямыми ногами.
Случаи применения
Большой опыт горнолыжников позволяет тормозить с разными ухищрениями. У неподготовленных спортсменов возможны казусы с высокими скоростями (не справляются на ходу). Притормаживания плугом применяются при неожиданных препятствиях, на резком спуске, в неизвестной местности. При помощи плуга спортсмены справляются с быстрым темпом и остановкой.
С чего начинать?
Применение плуга начинается с принятия правильной стойки для контроля скорости и торможения. Начинающие спортсмены без труда справляются с упражнением плуг. Носки лыж сводятся, задники разводятся по сторонам. Расстояния между носками 7 сантиметров. Ноги сгибаются в коленных суставах, голеностопах. Корпус смещается вперед, руки в локтевых суставах чуть согнуты, вытянуты перед туловищем. Вес сосредотачивается одинаково, палки по направлению назад.
Торможение плугом в движении
После испробования стойки притормаживание испытывается в передвижении, учась остановке на финише склона. Маршрут подбирается по длинному, прямолинейному спуску (предупреждение травмирования при резком падении).
Поднявшись на склон, спортсмен становится в позицию (основная стойка), начинает движение книзу по спуску. Набрав скорость, подготавливается к выполнению приостанавливания плугом:
Совершается притормаживание с переносом веса на ребра лыж (внутренние). От первых проб у учеников устают ноги, позже дискомфорт проходит.
Совершенствование торможения
После осваивания упражнения тормоза на беговой трассе с небольшим склоном, разрешается опробование крутой трассы или спуска с измененным рельефом. Ошибка новичков в погрешностях:
Техника упором
После освоения плуга, притормаживание упором дается легко. Способ предназначается для выполнения манипуляций на склонах искоса — перевертывание лыж или одностороннее скольжение.
Спортсмен слегка присаживается, проделывает резкое толкательное движение вперед, выпрямляется (снятие нагрузки с лыж). Голеностопные суставы поворачиваются для разворота оснащения на сторону под углом. При выполнении движении работает туловище с плечами. Сила торможения зависит от величины развернутого угла. Для полной остановки, лыжа ставится поперечно спуску. Этот способ используется опытными горнолыжниками.
Управление падением
Когда отсутствует возможность применения техники упора и плуга, двигаясь на значительной скорости по трассе с неожиданным препятствием необходимо срочное торможение. Для этого используется преднамеренное падение. Такая манипуляция проделывается в случае близкого приближения к препятствию. При умелом управлении преднамеренным падением, травмирование исключается. После падения лыжник быстро поднимается и продолжает движение.
В неординарной ситуации применяются хитрости управления падением. Спортсмен присаживается, пытаясь откинуться на сторону или назад разворачивая снаряжение поперек хода. Поднимается спортсмен, опираясь на палки, после продолжается катание.
Если во время притормаживания падением снаряжение перекрестилось, лыжники ложатся на спину, поднимают ноги кверху, направляя снаряжение в правильное положение. Перевернувшись набок, спортсмен поднимается.
Существуют ситуации, когда падение не рационально. Горнолыжники тормозят с помощью палок (трасса с большим количеством снега). Однако этот способ используется любителями, в гоночных соревнованиях палки не применяются.
Приехав на горнолыжный курорт, даже новичок с помощью инструктора сможет освоить необходимую технику спуска с торможением. Зимний отдых с лыжами — это захватывающий досуг для взрослых и детей.
Торможение на лыжах
Спорт
ПолезныеСоветы
Обучение
Лыжные походы, поездки на горнолыжные курорты – любимое занятие большинства отдыхающих в холодное время года. Забравшись на склон, нужно суметь не только устоять и съехать с него, но и правильно затормозить, чтобы не получить массу травм и не покалечить окружающих, подробнее о безопасности на горнолыжном склоне.
На сегодняшний день самыми распространенными способами торможения на лыжах выступают:
Осуществляя маневр, призванный остановить движение, необходимо соблюдать следующие принципы:
Торможение полукругом (упором)
В данном случае остановка спортсмена происходит с применением одной лыжи, за счет чего постепенно снижается скорость передвижения. В ходе выполнения этого правила пятка одной из лыж отводится в сторону, образуя определенный угол и кант, за счет чего происходит замедление. Следует отметить, что носки лыж при этом находятся на одном уровне.
Торможение плугом
Если спортсмену предстоит спускаться по сбитому снегу на прямом спуске, то этот вариант подойдет идеально. Для торможения потребуется развести пятки в сторону. Ни в коем случае не скрещивайте ноги. Достаточно равномерно распределить вес тела и поставить лыжи на внутреннюю поверхность ребра.
Торможение боковым соскальзыванием на лыжах
Этот вариант замедления скорости передвижения лыжника применим только на крутых склонах. Используя этот способ торможения, необходимо поставить снаряжение поперек спуска. При этом важно делать упор на верхние канты.
Техника торможения на лыжах с помощью палок
В случае если спортсмену не удается снизить скорость передвижения на лыжах стандартными способами, то в ход могут пойти палки. Важно правильно использовать их при торможении чтобы не получить травмы и не нанести их окружающим. Снижение скорости достигается путем работы рук: необходимо активно прижимать палки к снегу кольцами рядом с корпусом.
Торможение падением на лыжах
В случае если на пути спортсмена возникло препятствие, то для резкой остановки можно прибегнуть к падению. В ходе этого метода торможения необходимо правильно упасть. Чтобы исключить завороты и заносы, рекомендуется присесть, расположить лыжи поперек спуска, палки направить назад, крепко удерживая их в руках. Падать нужно строго в сторону, боком.
Остановка с помощью сведения и разведения ног
В этом случае остановка будет происходить плавно. Для этого следует разводить и сводить ноги, ставя их при этом на внутреннее ребро. Лучше всего тормозить данным способом, если на пути не возникает никаких преград и препятствий.
Экстренное торможение на лыжах
Бывают случаи, когда спортсмену требуется резко остановиться во избежание серьезных проблем и травм. Для этого прибегают к экстренному торможению. В подобных случаях выполняют резкий разворот поперек спуска, устанавливая при этом лыжи ребром.
К методам экстренного торможения также относят остановка с помощью бокового падения, торможение палками.
Способы торможений
Торможение «плугом» выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.
Овладев равномерным торможением, можно перейти к регулированию силы торможения путем разведения или сведения пяток лыж. Далее совершенствуют торможение на горе, размеченной ориентирами, которые обозначают часть склона, проходимого без торможения, место его начала, окончания или полной остановки. Изменяя эти расстояния, можно усложнить или облегчить задание в зависимости от подготовленности учащихся.
Затем лыжники выполняют торможение уже по команде преподавателя.
Постепенно можно перейти к совершенствованию торможений на более крутых склонах и на спусках с меняющимся рельефом. У лыжников при изучении этого способа торможения наиболее часто встречаются следующие ошибки: перекрещивание носков лыж; ведение лыж плоско, не на ребрах; неравномерное давление на обе лыжи, что приводит к изменению направления движения; недостаточное разведение пяток лыж; мало согнуты и не сведены колени и др.
Для исправления ошибок вновь несколько раз принять положение «плуга» на ровном месте. Далее торможение «плугом» повторяется и совершенствуется на склонах разной крутизны, с меняющимся рельефом и различной глубиной снежного покрова. Следует обратить внимание на жесткие удержания лыж в положении «плуга», особенно носков, с тем, чтобы избежать наезда их друг на друга.
Рис.2. Торможение упором |
Торможение упором (рис. 2) чаще применяется при спуске наискось. Лыжник переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением «полуплугом».
Лыжники, хорошо освоившие торможение «плугом», обычно легко овладевают торможением упором. При изучении этого способа необходимо предварительно проимитировать движения стоя на месте, приняв несколько раз описанные положения. Методы обучения и ошибки, встречающиеся при торможении упором, аналогичны ошибкам, встречающимся при торможении «плугом». В дальнейшем лыжники должны овладеть торможением на склонах в обе стороны (с разных ног).
Торможение боковым соскальзыванием (разворотом лыж) применяется, когда спортсмену необходимо остановиться и спуститься дальше по склону, добиваясь бокового скольжения за счет раскантовки лыж.
Торможение выполняется следующим образом. При спуске наискось лыжник слегка приседает, затем довольно резким толчком вперед выпрямляется, снимая нагрузку с лыж, ставит их более плоско и боковым движением голеностопных суставов выводит пятки лыж в сторону. Помогают этому встречное вращательное движение туловища и плеч, а также дополнительная опора на палку. После выведения задников лыж в сторону величина тормозящего усилия зависит от угла кантования лыж: для резкого торможения или даже полной остановки необходимо поставить лыжи поперек склона и круто на ребро. Для изучения торможения боковым соскальзыванием используются подводящие упражнения, применяемые для поворота на параллельных лыжах из упора. При обучении девушек этому способу торможения необходимо избегать очень крутых склонов.