Как толковать сон по фрейду
Фрейдистский механизм работы со снами
Как мы уже говорили, бессознательное было известно еще до Фрейда. Но важность, которую Фрейд приписывал бессознательному, была поистине революционной. Сила бессознательного открылась Фрейду, когда он работал с истеричными пациентами. Он увидел, что их истерия была следствием эмоциональной травмы, о которой сами пациенты уже не помнили. Их болезненные воспоминания и неприемлемые желания были вытеснены и удерживались глубоко в бессознательном. Защитное вытеснение запретных желаний было причиной того, что его пациентам реальность представлялась искаженной. Ум восставал против своих собственных желаний, чтобы избежать столкновения с безжалостным внешним миром. Фрейд не только считал истерию своих пациентов иллюзией, но и использовал их страстные излияния, чтобы изучить их бессознательное и обнаружить основные подавляемые желания. Такое открытие неизменно приводило к излечению.
Что такое бессознательное по Фрейду?
Позже Фрейд утверждал, что бессознательное вторгается не только в сознательную жизнь пациентов–невротиков. Бессознательное проявляется и в жизни нормальных людей. Материал, вытесненный в бессознательное, прорывается на поверхность явлением, с которым мы сталкиваемся ежедневно и ежечасно. Все мы совершаем незначительные, но досадные ошибки — забываем имена, путаемся, неправильно читаем слова, слышим не то, что было сказано, иногда ошибается наш язык, а иногда — перо. В основе таких ошибок лежит страх, память или желание, которые были вытеснены из области сознательного мышления, которые чаще всего не исчезают, а ищут способ вернуться в сознание. «Случайная ошибка», скорее всего, окажется вытесненным материалом.
В повседневной жизни мы повсюду встречаемся с проявлениями бессознательного. Ошибки не имеют ничего общего с болезнью и наблюдаются даже у очень здоровых людей. Фрейд называл их оговорками. Шутки и анекдоты — это следствие работы подобных бессознательных механизмов. Наши сны — еще одна игровая площадка, где бессознательное может выразить себя. Более того, для Фрейда сновидения стали прямым путем к бессознательному любого человека, способом разглядеть его бессознательные мысли и воспоминания. Фрейд был уверен, что каждый сон — это желание, стремящееся к воплощению.
Как интерпретировать детские сны по Фрейду?
Простые и ясные детские сны становятся все сложнее и сложнее, по мере того как ребенок растет и учится скрывать свои желания и побуждения. Необходимость быть скрытными приходит, когда детей приучают к горшку. Они быстро понимают, что любоваться своими экскрементами нехорошо. Наоборот, это считается «грязным». В равной степени это относится и к генитальному влечению, которое также следует сдерживать.
По мере того как ребенок растет, родительский контроль усиливается. Родители предлагают ребенку свою любовь и угрожают ему наказанием. Постепенно ребенок усваивает эту внешнюю сдержанность. Родительский авторитет сменяется самоцензурой — сознанием. У ребенка не возникает стремления к некоторым действиям, если он осознает, что они вызовут неодобрение. Если же ребенок все же нарушает запрет, это вынуждает его к притворству, и тогда сознание наказывает его чувством раскаяния или вины. Хотя сам ребенок этого и не понимает, механизм, который ему внушили, не только оценочный. Он помогает цензору предупреждать неприемлемые желания.
Понемногу ребенок понимает, какие желания ни в коем случае не могут быть исполнены, и потому их даже невозможно сформулировать, а какие желания следует выражать скрытно. Вот так, постепенно, возникает конфликт между желанием и чувством вины, который продлится всю жизнь. Возможно, что аналогичный механизм работает и во сне, где дети учатся создавать похожую маскировку. По крайней мере, когда они становятся взрослыми, их сны больше не выражают непосредственное желание, а, как и при симптомах истерии, в сновидении несбывшееся желание предстает » искаженном виде.
Скрытая подмена происходит во сне неосознанно, и кажется, что сновидение не имеет ничего общего с желанием, требующим воплощения. Искажение — это работа тех же защитных сил сопротивления внутри человека, которые в обычной жизни помогают скрывать внутренние импульсы, а иногда и вовсе предотвращают их проявление. Так что «спящий может понимать смысл своих снов не более, чем истерик может понять взаимосвязь и значение своих симптомов».
Фрейдистское разделение снов по уровням
То, как Фрейд разделял сновидение на два различных уровня, принципиально отличалось от всех предпринимавшихся ранее попыток расшифровать сон. Все аналитики со времен античности рассматривали только явные образы сновидения. Они полагали, что этого вполне достаточно, чтобы объяснить смысл сновидения. Все интерпретации основывались на преобразовании явного содержания. Фрейд обратил внимание на совершенно новый материал, лежащий между образами сна и их интерпретацией — латентное содержание или мысли сновидения. «Именно из мыслей сновидения, а не из явного содержания сна мы извлекаем его смысл». Как только мы узнаем латентное содержание, сон немедленно становится понятным. Человек обычно пытается понять сон исходя только из манифестного содержания и приходит к ошибочному заключению о его смысле.
Фрейд сравнивал содержание сновидения с ребусом, мозаикой. Можно считать разрозненные образы нелепыми, абсурдными и потому бессмысленными картинами. Но лучше оставить в стороне критические замечания по поводу несовершенства композиции сна и попытаться заменить каждый его элемент чем–то другим. Когда все встанет на свои места, сон перестанет казаться бесполезным и обретет смысл.
Классификация снов по группам
Сновидения, по мнению Фрейда, можно разделить на три обширных группы в зависимости от степени искажения их латентного содержания. «Прежде всего, мы можем отличить те сны, которые имеют смысл и в то же время доступны для понимания». Их смысл легко понять в контексте нашей повседневной жизни. Обычно такие сны кратки и не содержат ничего необычного или странного. «Вторая группа состоит из снов, которые, несмотря на то, что они связны и явно осмысленны, все же приводят нас в замешательство, поскольку мы не можем понять, как соотнести их смысл с нашей умственной жизнью. Наконец, третья группа состоит из снов, которые лишены всякого смысла и совершенно непонятны, которые кажутся несвязными, запутанными и бессмысленными».
Классификация Фрейда близка к той, что была предложена нами ранее. К первой группе относятся буквальные сновидения из нашей классификации, а вторая и третья группы соответствуют категориям символических и незначительных снов. В древности толкователь должен был сначала убедиться, что сон поддается интерпретации. Если же смысл полностью отсутствовал, то такое сновидение считалось епиртоп. Фрейд изменил приоритеты и сосредоточился на поисках смысла в «несвязном» и «запутанном» епирпюп.
Очевидно, что только во второй и третьей группах, обозначенных Фрейдом, мы сможем установить разницу между латентным и манифестным содержанием сна. Сны, относящиеся к первой категории, вполне понятны, так как их явное и латентное содержание совпадают. Детские сны, как мы уже говорили, в большей степени обладают этим свойством, поскольку в них отсутствует всякая маскировка. Обычно третья группа вызывает наибольшее замешательство. В таких снах маскировка настолько эффективна, что латентные мысли полностью скрыты в образах сновидения.
Метод маскировки снов по Фрейду
Фрейд утверждал, что существует непосредственная связь между сложной природой сна и тем, как понимается его основное латентное содержание. Мы уже рассмотрели, как с помощью внутренней цензуры сон маскирует бессознательное желание, чтобы оно могло миновать цензора. Эта уловка напоминает детскую игру, когда дети разговаривают между собой на «птичьем» языке, чтобы взрослые не поняли, о чем они говорят. То есть дети скрывают то, что может вызвать наше неодобрение. Способ маскировки очень прост — после каждой гласной в слове вставляется «пи». Тогда вопрос той перепуганной матери (Что ты делаешь?) будет звучать примерно так: «Чтопи тыпи депилапиешь?» (Основным слогом в каждом слове становится «пи».)* Простой вопрос превратился в абсурдный набор звуков.
Можно ли объяснить странность сна тем, что в нем используется фиксированный и систематический метод перестановки мыслей сновидения, скажем, такой как «пи–язык» или программный код? Метод маскировки и сновидениях не только сложен и изменчив, но и затрагивает обширные области. Абсурдные сновидения, по Фрейду, — это результат чрезвычайно сложного процесса. Внутренняя цензура и засекречивание мыслей сновидения не может быть единственным механизмом, искажающим сон. Должно существовать еще что–то, некий фактор, придающий сновидению странные качества.
Фрейд назвал процесс трансформации латентного содержания в явное работой сновидения. Интерпретация, таким образом, стала обратным процессом исправления искажений, появившихся в результате работы цензора и работы сновидения. Работа сновидения, целью которой является маскировка неисполненных бессознательных желаний, состоит из четырех компонентов. Первый процесс — это сгущение, когда работа сновидения объединяет несколько элементов в одно бессознательное желание и представляет его в виде отдельного образа.
Сгущение и смещение сновидений
Сгущение исключает некоторые элементы из мыслей сновидения, или использует только их фрагмент, или объединяет два или более элемента в одно целое. Сгущение также применимо к месту, объектам и событиям. Чем менее знакомым кажется образ сновидения, тем он более странен. К тому же каждый образ может соответствовать множеству мыслей сновидения. Ни один механизм не делает сон настолько странным и непонятным, как изменение приоритетов — смещение. В первую очередь именно смещение искажает основные идеи и создает явные образы сна. Работа этого механизма рождает множество шуток.
Остается еще два процесса, говорит Фрейд, которые работают над искажением мыслей сновидения еще до того, как они будут восприняты спящим. Их работа станет более понятной, если мы продолжим рассмотрение нашего примера, который уже искажен двумя процессами — сгущением и смещением. Сны не говорят, они показывают. Для этого работа сна задействует еще один механизм, находящийся в ее распоряжении, визуальное представление, которое превращает текст мыслей сновидения в образы, и тем самым сон подвергается дальнейшим изменениям.
Вы замечали, как отличается книга от сценария к фильму, даже если это удачный сценарий? Визуальное представление может изменить наш пример, изобразив, как папа надевает шляпу. Команда становится частью священной церемонии. Наконец, механизм вторичного изменения ставит последнюю точку, и содержание сна становится связным повествованием.
Механизм работы со сновидениями Фрейда
Возможно, здесь будет уместно сделать короткую паузу и рассмотреть в более широкой перспективе выработанный Фрейдом механизм работы со сновидениями. Все мы знаем, что в языке сновидений есть некая странность. Сны содержат причудливые элементы, которые одинаково потрясают воображение святых, прорицателей и ученых. То, как они толковали сновидения, привело к появлению огромного количества теорий. Однако все они приписывали происхождение снов источнику, чуждому нашему бодрствующему сознанию.
Фрейд соглашался, что сны не зарождаются в сознании. Они происходят из бессознательного, и разрозненные образы сна указывают на основной подтекст, латентные мысли сновидения — смесь инстинктивных импульсов и запретных желаний. Их следует маскировать, чтобы обойти цензора. Работа сновидения — это механизм, который создает маскировку. Последующее искажение воспринимается во сне как абсурдный элемент, вот почему мы часто рассуждаем о таинственном мире сновидений. Образность, присущая снам, для Фрейда не просто особый язык, а результат намеренного искажения смысла основных желаний. Сновидение, таким образом, становится родом патологической умственной деятельности, аналогичной формированию невротических симптомов.
Практическая часть работы со сновидениями
Значение этих теоретических положений станет очевидным, если мы обратимся к практической части интерпретации сновидений. Поскольку сны скрывают истинные мотивы спящего, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций, чтобы прийти к верной интерпретации. Каким бы соблазнительным ни было явное содержание сна, его следует целиком отложить в сторону. И, напротив, при свободном ассоциировании каждый фрагмент сна следует рассматривать независимо, как если бы он требовал отдельной оценки. При этом человек должен оставить критические замечания и подробно и по порядку рассказывать обо всех ассоциациях, которые приходят ему на ум в связи с каждым отдельным элементом сна. Цепочка ассоциаций будет складываться как бы сама по себе, и каждая ассоциация будет связана с предыдущей.
Человека просят привести цепочку словесных ассоциаций, связанных с одним из элементов сна. Как только этот поезд трогается с места, становится очевидно, что ассоциации в обратном порядке воспроизводят работу сновидения. Сложный образ может разбиться на несколько отдельных воспоминаний, причем в каждом будет нечто общее для всех, так что первоначальный образ действительно покажется сгущенным. Иногда в этот процесс вовлечены чувства, которые имеют контрастную эмоциональную окраску по сравнению с оригинальным образом. Или ассоциации могут привести нас к воспоминаниям, которые очень далеки от первоначальной картины, то есть происходит смещение.
Разрозненные ассоциации, естественно, не будут связными. Цепь ассоциаций в первую очередь разрушает результаты вторичного изменения, которое из нескольких воспоминаний составляет насыщенную сюжетную картину сновидения. В основном в визуальной картине сна отсутствуют очевидные связи с жизнью человека, но при свободных ассоциациях образы обретают словесное выражение, которое обычно сконцентрировано вокруг детских нарциссических комплексов. Это показывает, как работает во сне механизм визуального представления. Фрейд предположил, что свободные ассоциации могут в обратном порядке показать все, что происходило в процессе формирования сна, и в таком случае их можно использовать как ценный ключ к подсознательным импульсам, поддерживающим сон.
Свободные ассоциации не обязательно совпадают с латентными мыслями сновидения. Это просто инструмент, который помогает обнаружить информацию, переходы и связи для того, чтобы распутать сложную картину сна. Вскоре поток ассоциаций резко обрывается, и это происходит именно в той точке, где раскрывается основная мысль сновидения. В этой точке вмешивается аналитик, он проникает в образовавшуюся брешь, выносит бесспорное, но не окончательное заключение и подробно описывает то, что подсказали ему ассоциации. Вкратце свободные ассоциации раскрывают процесс работы сновидения, чтобы достичь латентного содержания.
Символы и ассоциации во фрейдистской теории трактовки снов
Фрейд убедился, что некоторые части сновидения могут быть понятными и без ассоциаций. Это устойчивое соотношение между элементом сновидения и его смыслом было описано Фрейдом как «символическое», а элемент сна как «символ» бессознательной мысли сновидения. Устойчивое символическое соотношение не заменяет ассоциативную технику, а дополняет ее. И действительности символы и ассоциации стали двумя звеньями одной цепи, которая связала явный сон с его основным и единственно важным латентным содержанием.
Для чего используются символы?
Тропинка ведет от сновидений к бессознательному, к инстинктивной жизни, а далее к сексуальности. Этот последний шаг — утверждение, что символы заведомо сексуальны, и сексуальная жизнь человека начинается не в период полового созревания, с психическим взрослением, но гораздо раньше, в детстве, и проявляется в отношениях ребенка с матерью, — возможно, вызвал наибольшее сопротивление идеям Фрейда. Он, тем не менее, настаивал на своей позиции и даже приводил экспериментальные доказательства.
Эксперимент проводился на глубоко загипнотизированных объектах, которым велели видеть сны на сексуальные темы. Их сны содержали те же символы, что и в теории Фрейда. В других экспериментах пациенты рассказывали вульгарные истории сексуального свойства и, когда их просили повторить, описывали сексуальные органы с помощью тех же символов, о которых упоминал Фрейд. Интересно, что некоторые пациенты представляли сексуальную связь как лестницу, что трудно объяснить одной лишь сознательной эвфемизацией. В свадебном ритуале панджаби в Индии, который совершается и сегодня, невесту украшают плащом (чунни). Его дарит жених, после особой церемонии освящения плаща.
Фрейд нарушил традицию, когда объяснил необычную форму сновидений не тем, что они содержат послания из мира сверхъестественного, а работой защитных сил. В интерпретации его интересовала не расшифровка некоего сообщения из внешнего источника, а распознавание внутренних импульсов, искаженных цензором. Сновидение, изгнанное из христианского мира, стало одним из рациональных инструментов анализа и терапии.
Для чего нужны сны по Фрейду?
Функция сновидения, согласно утверждению Фрейда, состоит в том, чтобы охранять сон. Сновидение должно надежно защищать спящего от двух сил — внешней и внутренней. Внешнее раздражение, например звонок будильника, может стать частью сновидения, скажем далеким звоном церковного колокола, таким образом, сон будет продолжаться. Защите от внешних раздражителей во фрейдистской теории отводится небольшая роль по сравнению с более важной защитой от внутренних стимулов, соматических (кровяное давление, головные боли) и психологических (пробудившиеся воспоминания). Как уже было замечено, Фрейд придавал наибольшее значение защите от пугающих внутренних импульсов (памяти), стремящихся вырваться наружу из бессознательного.
Концепция Фрейда о сновидениях и психологии известна как психоанализ и отличается от других психологических школ развития личности. Психоанализ — не только теория личности или сознания, но также и метод терапии, который направлен на понимание снов с помощью изучения взаимодействия сознательных и бессознательных элементов. В классическом варианте методология психоанализа опирается на свободные ассоциации пациента. Таким образом, вытесненные желания, лежащие глубоко в бессознательном, выходят на поверхность, после чего с ними можно взаимодействовать.
Психоанализ Фрейда на основе снов
Психоанализ — это достижение западной цивилизации, и его действие не ограничивается профессиональной областью изучения умственного здоровья. Оно простирается гораздо дальше. Фрейд всегда старался понять связь между разумом и телом. Он заставил нас осознать, что каждое телесное состояние воздействует на разум, и все, что происходит в разуме, влияет и на тело. Только после Фрейда мы начали думать о телесных недугах как о связанных с разумом.
Фрейдистское разделение разума на сознательное и бессознательное повлияло на все аспекты жизни. Термины Фрейда, такие как подсознание, подавляемые влечения, торможение, фиксация и отождествление, перешли в повседневную речь. На психологических разоблачениях (в художественном понимании) строится содержание множества литературных произведений. Писатели, знакомые с процессом работы сна и особенностями бессознательного, эксплуатируют эти идеи в своем творчестве. Художники тоже вступили в спор с психоаналитиками и принялись свободно выражать элементы бессознательного в своих полотнах и скульптурах.
Толкование сновидений Фрейда теперь считается не просто книгой о сновидениях. Она излагает теорию Фрейда о разуме и показывает его движущие силы. Несмотря на то что идеи Фрейда вначале вызывали сопротивление, его теории оказались настолько убедительными, что захватили множество областей современной мысли: гендерные исследования, изучение памяти, литературную критику, описание устройства личности и так далее. Психоанализ освободил людей от запретов, налагаемых традиционной моралью, и привел к изменениям в обществе и сексуальной раскрепощенности. Он создал язык, на котором еще многие поколения будут обсуждать тему сексуальности.
Кем был Фрейд? Мастером сновидений, психологом, практикующим врачом, философом, социальным деятелем? В начале своей жизни он усвоил один урок условности — это смешно. Он спрашивал обо всем. Почему мы видим сны? Почему люди заболевают и как их излечить? Почему происходят войны? Почему некоторые группы людей подвергаются преследованиям? Он стремился понять и объяснить многие загадки природы и общества. Обладая редкой остротой зрения, он неустанно искал все, что могло приблизить его к решению. Как сказал о нем У. X. Оден, Фрейд «теперь уже не человек, а общественное мнение».
Как толковать сновидения по Фрейду
Как же толковать сновидения? К сожалению, научиться этому непросто. Для этого нужна определенная сноровка и месяцы тренировок. В первую очередь необходимо научиться мыслить психоаналитически – это означает умение видеть за привычными рациональными вещами нечто более глубинное. Сновидения в основе своей нелогичны, а потому нужно стараться отключить логику и при их интерпретации.
Фрейд: «От сновидца требуются две вещи: усиление внимания к своим психическим восприятиям и выключение критики, с которой он обычно просеивает появляющиеся мысли».
Толкование сновидений основано на открытом Фрейдом методе свободных ассоциаций – проговаривания всего, что приходит в голову. Это очень непросто. Стоит попробовать начать это делать, даже наедине с собой, – и сразу же может возникнуть необычный ступор. С детства нас учат четко структурировать свою речь и мысли, рассуждать логически, а не нести бессвязный бред из слов. Как только человек начинает пробовать «свободно ассоциировать» – как тут же у него или пропадают всяческие мысли и слова, или он считает их непонятной ерундой, чепухой и даже неприличными вещами, и не считает нужным их высказывать. Чтобы преодолеть это, необходимо выключить внутреннего цензора и логика. Сделать это очень непросто. Попробуйте – и убедитесь сами.
Человеку мешает не только отсутствие привычки свободно ассоциировать, но и неосознаваемое внутреннее сопротивление, за которое ответственна все та же цензура, и которое всегда стремится сделать так, чтобы истинные смыслы сновидения остались не «узнанными». Если же человек учится нести подобную «чушь» – он довольно быстро начинает понимать, что «скрыло» от него первобытное мышление, и как полезно иногда отключать логику, чтобы погрузиться в архаику собственной психики, в то, как «мыслили» наши предки. В конце концов, это просто интересно.
Для того чтобы сделать первый шаг – сфокусировать внимание стоит не на всем сновидении в целом, а лишь на отдельных его фрагментах. Вот теперь стоит начать высказывать свои ассоциации, мысли, вообще все, что приходит в голову по поводу того или иного фрагмента. Пусть это будут даже любые отдельные и «не относящиеся» к делу слова. Самое главное здесь – не думать вообще. После определенного количества тренировок вы научитесь лучше понимать свои сны, а значит, себя и людей, которые находятся рядом с вами.
Часто сны, правда, очень непросто рассказать, они туманны, приблизительны, неясны. Но для толкования снов это не имеет ровным счетом никакого значения. Сны нелогичны и неясны в принципе, поэтому все, что придет человеку в голову в состоянии бодрствования, когда он рассказывает сон, как ни парадоксально, тоже относится к «мыслям» сна. Ведь когда мы погружаемся в свободные ассоциации, мы практически грезим наяву. Наши сны – порождение нашей же психики, это та же фантазия, которую мы можем придумать и в реальности. Наши ассоциации по поводу снов – тоже порождение нашей психики, поэтому опасаться, что мы неточно передадим сон, не стоит.
Впрочем, иногда ступор – показатель того, что перед вами – символ, который, как правило, трактуется для всех одинаково. Но пользоваться только символикой для толкования снов – совершенно бессмысленно, поскольку символы – лишь очень малая часть «идеи» сна.
Кроме того, сновидение практически никогда нельзя трактовать без участия свободных ассоциаций самого сновидца: никто не может знать сон лучше его самого. Поэтому вопросы типа: «Что означает мой сон?», задаваемые не самому себе, не имеют смысла. Хотя какое-то направление мыслей опытный психотерапевт дать все же может, но, опять же, выслушав, для начала, самого сновидца.
Именно поэтому Фрейд намеренно разбрасывал по своим работам необычные символы и их значение – чтобы не спровоцировать создание очередного сонника. Традиционного толкования снов, как правило, не существует – большинство из них уникальны и имеют очень конкретное значение для конкретного человека. Если люди или предметы в сновидении маленького роста – это может означать, что нечто было давно.
И все-таки, существуют сны, которые в большинстве случаев имеют единое значение для всех и снились практически каждому. Вот они:
1) О наготе и непорядке в одежде. При этом окружающие не обращают никакого внимания на наготу сновидца.
2) О смерти близких родственников. Эти сновидения, в свою очередь, делятся на две группы: сопровождаемые эмоциями (горя и печали) и не сопровождаемые эмоциями.
3) Об экзаменах. Обычно снятся накануне каких-то испытаний, хотя это и необязательно. Страх в таких снах связан с детскими воспоминаниями о наказании за невыполнение порученного дела. Если такой сон снится перед реальным экзаменом, то во сне вы увидите себя на экзамене, который в свое время успешно сдали. Во сне же этот экзамен вы проваливаете или сдаете очень плохо. Когда же вы просыпаетесь – с облегчением понимаете, что тот экзамен вы все-таки сдали, и сдали хорошо. Несмотря на тревожный характер, цель этих снов успокоить вас: «Если уж ты тогда сдал экзамен – сдашь и сейчас».
Во сне, по легенде, великий химик Дмитрий Менделеев увидел свою таблицу. Но причем здесь скрытое желание? Более того, получается, что во сне возможна даже интеллектуальная работа, а это значит, что ни о каком архаичном мышлении не может быть и речи. На самом деле, в предсознательном (психической инстанции, находящейся между сознанием и бессознательным, там, где «находится» наша память) таблица уже была в голове ученого. Он все время думал о ней, работал над ее созданием много лет. Таблица уже готова была стать «осознанной», и просто проявилась во сне. Она стала результатом кропотливейшей работы, а вовсе не посланием небес. Так же, как и вторая часть Фауста Гете, песня Yesterday Пола Маккартни, структура атомов Нильса Бора, гениальная 40-я симфония Моцарта и т. д. Сновидение просто опередило процесс: то, что было еще скрыто, но вот-вот должно было появиться в сознании – явилось во сне. Что же касается желания, то все эти сны выражают его более чем наглядно. И Менделеев, и Моцарт, и Бор – давно шли к своим открытиям и страстно хотели их совершить.
4) Об опоздании на поезд. Такие сны часто снятся неврастеникам и трудоголикам, которые всю жизнь влачат на своих плечах груз какой-то бесконечной работы, в ожидании дня, когда все это закончится, но, к сожалению, такой день так и не приходит. Отъезд – символ смерти, а опоздание – утешение: «Ты не умрешь». Такие сны обычно провоцируются сознательным или бессознательным страхом смерти, который по какой-либо причине дал о себе знать накануне.
Близкие по сюжету сновидения – когда сновидец провожает на поезд близких родственников – трактуются как скрытое пожелание им смерти.
5) О полетах. Истоки этого необычного сна лежат в детских радостных ощущениях от подкидывания и подбрасывания младенца (а теперь сновидца) вверх, от качания на качелях. Если такой сон снится подростку (особенно мальчику), значит, он хочет вырасти, или возвыситься над окружающими иным образом. Могут означать органические переживания. Часто связаны с невозможностью достичь чего-то в реальности, склонностью к фантазированию и прожектерству.
6) О падении. Такие сны часто связаны со страхом. Например, со страхом поддаться какому-либо искушению и упасть в глазах окружающих. По Юнгу, они могут быть связаны с боязнью смерти.
Ни один уважающий себя полководец древности не отправлялся в поход, не имея при себе толкователя сновидений. В обязательном порядке входили они и в царскую свиту. Как известно, по дороге в Египет у Александра Македонского не получилось взять маленький город Тир. Он решил, что сделает это на обратном пути. Но Тир не сдался и во второй раз. Вскоре Александру приснился сон, что Геракл (по легенде, предок македонского царя) со стен крепости приглашает его войти. Обнадежившись сновидением, Македонский устроил осаду. Она длилась девять месяцев, после чего царь стал терять терпение. Но вскоре вновь увидел сон: на его щите плясал и издевался сатир. Неизвестно, чем кончилась бы такая сновидческая «дерзость», если бы Македонский не пришел со своим сном к толкователю – Арестандру. Тот, недолго думая, написал слово satyros и разделил его чертой на две части, получилось два слова: Sa Tyros, что означало: «Твой Тир». На следующий день Тир пал. Такой лингвистический подход достаточно распространен и сегодня.
7) О плавании, наводнениях и пожарах. Вызваны, как ни странно, воспоминаниями о детском энурезе. Связаны с привитием навыков чистоплотности.
8) О прохождении через узкий проход. В таких снах человек заново переживает собственное рождение, причем они могут появляться даже у тех, кто появился на свет посредством кесарева сечения. Здесь, скорее, следует говорить о каких-то проблемах, связанных со стадией рождения, причем необязательно физического, но, возможно, психологического, становления себя как личности и т. д.
«Я не вижу сны»: рецепт избавления от этого «недуга» прост. Чаще думайте о своих снах, и они к вам обязательно придут. Многие жалуются и на то, что забывают сны. Для того чтобы успеть их запомнить – тоже достаточно всего лишь почаще думать о них, попытаться сконцентрироваться на сне сразу после пробуждения. Сон можно записать. А еще если человека разбудить во время фазы парадоксального сна, он практически во всех случаях расскажет вам свое сновидение. Таких необычных фаз за ночь может быть около пяти.
Имеются многочисленные данные о том, что сновидения могут отражать как психические, так и соматические патологические процессы задолго до их проявления в реальной жизни. Впрочем, устойчивые маркеры того или иного заболевания выделить пока невозможно. Все перечисленные ниже сны могут сниться всем без исключения, речь, скорее, идет не о самом факте наличия таких снов, а о том, как часто снятся те или иные группы сновидений.
Чаще всего депрессию связывают с невозможностью отреагировать на гнев и агрессию вовне. В связи с этим происходит поворот агрессивного импульса на себя. В сновидениях это может отражаться в сценах с агрессивным поведением персонажей по отношению к сновидцу, и наоборот. Очень распространен образ собаки, кусающей за левую руку. Частое появление в снах продуктов, особенно молока. Могут наблюдаться сцены с нахождением в грязной, испорченной воде с невозможностью выбраться из нее. Возможны сновидения с появлением умерших родственников, иногда зовущих за собой.
Сны таких людей можно разбить на три группы: неготовности к экзамену, преследовании, катастрофы (землетрясения, наводнения и пр.). Могут появляться тревожные сюжеты с попаданием в чужую страну без денег и документов, сюжеты об опоздании (в том числе на поезд), о ситуациях потерянности (например, блуждания в лесу).
В сновидениях часто появляются грязь, кровь, фекалии, дурные запахи и т. д. Либо это будут сны, связанные с контролем и управлением (странное управление автомобилем, езда на нем без водителя и т. д.). Сюда же относится классический сон про лифт, который не слушается и взлетает наверх, реже – падает вниз.
Центральная характеристика снов таких людей – необычность. В них появляется то, что не встречается ни в природе, ни в мифологии. Например, необычные существа – животные без кожи, тяжелые контаминации живого и неживого в существах (люди с колесами вместо ног, животные со «встроенными» болтами и гайками и т. д.). Могут появляться сюжеты с разваливанием и рассыпанием на части тела как самого сновидца, так и кого-то другого.