Как только в начатой вещи
О ракетостроении
В качестве завязки пара эпизодов из «Золотой розы» Паустовского.
«Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.
Сказанное выше не относится, конечно, к изучению материала научного и познавательного, необходимого писателю для той или иной книги. Речь идет только о наблюдениях живой жизни.
Жизненный материал – все то, что Достоевский называл «подробностями текущей жизни», – не изучают.
Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого материала-живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.
Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей) исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном «записывателе» и соглядатае жизни.
Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со своими записями («как бы чего не забыть»), конечно, наберет без разбору груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками.
Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать. Наблюдать, так сказать, «по долгу службы», из чисто деловых побуждений.
Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место. Писатель часто бывает удивлен, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы».
«Что же происходит с самыми точными, продуманными и выверенными писательскими планами? Правду сказать, жизнь у них большей частью короткая.
Как только в начатой вещи появляются люди и как только эти люди по воле автора оживают, они тотчас же начинают сопротивляться плану и вступают с ним в борьбу. Вещь начинает развиваться по своей внутренней логике, толчок для которой дал, конечно, писатель. Герои действуют так, как это соответствует их характеру, несмотря на то, что творцом этих характеров является писатель.
Если же писатель заставит героев действовать не по возникшей внутренней логике, если он силой вернет их в рамки плана, то герои начнут мертветь, превращаясь в ходячие схемы, в роботов.
Эту мысль очень просто высказал Лев Толстой.
Кто-то из посетителей Ясной Поляны обвинил Толстого в том, что он жестоко поступил с Анной Карениной, заставив ее броситься под поезд.
Толстой улыбнулся и ответил:
– Это мнение напоминает мне случай с Пушкиным. Однажды он сказал какому-то из своих приятелей: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». То же самое и я могу сказать про Анну Каренину. Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы! Они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».
В качестве развязки мои мысли по поводу. Составление планов и портретов – это как ступени у ракеты. Они обязательны, необходимы, но лишь для того, чтобы вывести на орбиту главный модуль. Потому и не надо за них переживать – пусть сгорают, в том и фишка.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Задание 19 из ЕГЭ по русскому языку. Страница 8
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда я вернулся домой (1) ёлку тотчас зажгли (2) и в комнате на…
В каком предложении перед союзом КАК ставится запятая?
В каком предложении запятая перед союзом КАК не ставится?
В каком предложении запятая перед союзом КАК не ставится?
Укажите все цифры, на месте которых необходимо поставить запятую.
Левитану казалось (1) что ночь будет длиться вечно (2) и что он сослан в эту грязную деревушку (3) и обречён всю ж…
Укажите все номера, на месте которых нужно поставить запятую.
Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и что (3) если он протянет руку в окно (4) то с кустов посыплется рос…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Обычно в таких случаях писатель вытаскивает рукопись, кладёт её на стол, тороп…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Кто испытал это на себе (1) и кто знает (2) как дышится в прогретых солнцем со…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра всего (1) так что (2) когда …
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После десяти часов вечера (1) когда спустился туман (2) и луна ещё не вставала…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сумерки в Средней России — лучший час суток (1) когда ложатся в нежнейшем возд…
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не знаю (1) было ли это щегольство у него в натуре (2) или он сч…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Как только в начатой вещи появляются люди (1) и (2) как только эти люди по вол…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были выстроены вр…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ложные друзья (1) подобно тени (2) следуют за нами по пятам (3) пока мы ходим…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Старик вспомнил (1) что много лет не чинил плетень вокруг сада и огорода (2) …
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Какую бы глупость вы ни придумали (1) всегда найдётся человек (2) который эту…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мудрость состоит не в том (1) чтобы подавлять наши страсти (2) а в том (3) чт…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лишены прозорливости не те люди (1) которые (2) не достигают цели (3) а те (4…
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Наше предназначение не в том (1) чтобы пытаться ясно разглядеть то (2) что уд…
Проверочный тест № 1
Проверочный тест № 1
Внимание! В текстах работайте только с пронумерованными предложениями
(1)Можно представить себе, что человек, подобрав на улице измятый рубль, начнет с этого рубля свой роман, начнет как бы шутя, легко и просто. (2)Но вскоре этот роман пойдет вглубь и вширь, заполнится событиями, светом, красками и начнет литься свободно и ровно, подгоняемый воображением, требуя от писателя все новых жертв, требуя, чтобы писатель отдавал ему драгоценные запасы образов и слов.
И вот уже в повествовании, начавшемся со случайности, возникают мысли, возникает сложная судьба людей. (3)И писатель уже не в силах справиться со своим волнением. (4)Он, как Диккенс, плачет над страницами своей рукописи, стонет от боли, как Флобер, или хохочет, как Гоголь.
(5)Как только в начатой вещи появляются люди и как только эти люди по воле автора оживают, они тотчас же начинают сопротивляться плану и вступают с ним в борьбу. (6)Вещь начинает развиваться по своей внутренней логике, толчок для которого дал, конечно, писатель. (7)Герои действуют в соответствии с их собственным характером, несмотря на то, что творцом этих характеров является писатель. (8)Если же писатель заставит героев действовать вопреки внутренней логике, если он силой вернет их в рамки плана, то герои начнут мертветь, превращаясь в ходячие схемы и роботов.
Эту мысль очень просто высказал Лев Толстой. Кто-то из посетителей Ясной Поляны обвинил Толстого в том, что он жестоко поступил с Анной Карениной, заставив ее броситься под поезд. Толстой улыбнулся и ответил:
— Это мнение напоминает мне случай с Пушкиным. (9)Однажды он сказал какому-то из своих приятелей: (10)«Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». То же самое и я могу сказать про Анну Каренину. Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы! (11)0ни делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется.
12)Случается, что второстепенный герой вытесняет остальных, сам становится главным, поворачивает весь ход повествования и ведет его за собой. (13)Вещь по-настоящему, со всей силой, начинает жить в сознании писателя только во время работы над ней. (14)Поэтому в ломке и крушении планов нет ничего особенного и ничего трагического.
(15)Наоборот, это естественно и свидетельствует только о том, что подлинная жизнь прорвалась, заполнила писательскую схему и раздвинула и сломала своим живым напором рамки первоначального писательского плана.
1. Какое высказывание противоречит авторскому замыслу?
1) Толчок для развития произведения дает писатель.
2) Если писатель заставит героев действовать по плану, то они начнут мертветь.
3) Писатель тщательно продумывает план своего произведения, не отступает от него во время работы над ним.
4) В крушении писательского плана нет ничего особенного и трагического.
2. Определите стиль речи и тип текста.
1) научно-популярный стиль; повествование
2) публицистический стиль; рассуждение и повествование
3) художественный стиль; рассуждение
4) разговорный стиль; рассуждение
3. Укажите, в каком предложении использовано слово с устаревшим значением.
4. Укажите номер предложения, в котором есть синонимы.
5. Каким способом образовано слово однажды в предложении 9?
6. Укажите номер предложения, в котором есть три местоимения.
7. Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью примыкание.
8. Среди предложений 1—8 найдите такое, в котором есть однородные члены и обособленное определение, и укажите его номер.
9. Среди предложений 12—15 найдите безличное предложение и укажите его номер.
10. Сколько сложных предложений с двумя придаточными однородными частями есть в первых трех абзацах?
11. Среди предложений 1—8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора, указательного местоимения и сочинительного союза. Укажите его номер.
12. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в тексте? Напишите порядковые номера этих средств.
1) ряды однородных членов;
2) развернутые сравнения;
4) риторический вопрос;
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Люблю весеннюю пору (1) когда глубокие колеи лесных дорог полны водой (2) когда говорливые ручьи круглосуточно поют свои песни (3) и пробираются множеством шустрых струй прямо по моховому покрову болот.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чудилось (1) что в этом далёком и сказочном городе живут радостные люди (2) вся жизнь (3) которых похожа на музыку (4) у которых даже задумчивость и грусть очаровательно нежны и прекрасны.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Герои моих книг делают то (1) что должны делать в действительной жизни (2) а не то (3) что мне хочется (4) и я навязываю им.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дремучий лес (1) в тёмной чаще (2) которого (3) уже несколько месяцев прятался от нас диковинный зверь (4) по-прежнему хранил свои тайны.
В каком предложении запятая перед союзом КАК не ставится?
Он сразу же поехал домой и укрылся в своей квартире (1) как загнанный зверь в берлоге.
Плоды фейхоа содержат йод и применяются (2) как лечебное средство.
Гладкая поверхность воды отражает всё (3) как в зеркале.
Солнце здесь часто закрыто туманами (4) как занавесью.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мудрость состоит не в том (1) чтобы подавлять наши страсти (2) а в том (3) чтобы заставлять их содействовать нашему счастью.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
С восьми утра (1) когда рассвело (2) и началась первая немецкая атака (3) и до семи вечера (4) когда стемнело (5) и всё кончилось (6) прошло одиннадцать томительных часов.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда я приехал (1) я был убеждён (2) что все обратят на меня внимание (3) и что в короткое время я сделаю блистательную карьеру.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Выкопайте колодец среди чистой поляны (1) вокруг которой (2) на километр не росло ни одной крапивинки (3) тотчас ваш колодец окружит зелёной толпой неизвестно (4) откуда взявшаяся крапива.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Старик вспомнил (1) что много лет не чинил плетень вокруг сада и огорода (2) что сломана калитка (3) и (4) что вообще немало дел (5) которые требуют сильных рук и хозяйского глаза.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Настоящий патриотизм не тот (1) который суетится (2) и чванится в торжественные минуты (3) а тот (4) который ежедневно и неутомимо заботится об общем благе (5) и не бахвалится этим.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Глядя на сыплющийся снег (1) он говорил (2) что сейчас на юге весна (3) что можно мысленно охватить взглядом огромные пространства (4) что литература призвана делать это во времени и пространстве (5) и (6) что нет в мире ничего более покоряющего, чем литература.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я выходил ночью на палубу (1) и мне казалось (2) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (3) и что (4) если сойти с парохода, то тут же затеряешься.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Осина бывает хороша только в иные летние вечера (1) когда (2) возвышаясь отдельно среди низкого кустарника (3) она приходится в упор рдеющим лучам заходящего солнца (4) блестит (5) и дрожит (6) с корней до верхушки облитая одинаковым жёлтым багрянцем (7) или (8) когда в ясный ветреный день она вся шумно струится и лепечет на синем небе.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Как только в начатой вещи появляются люди (1) и (2) как только эти люди по воле автора оживают (3) вещь начинает развиваться по своей внутренней логике (4) толчок для которой дал писатель.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Он даже не кивнул ей головой на прощанье (1) и (2) чтобы показать (3) что разговор окончен (4) начал перебирать цветные карандаши в стоявшем на столе чайном стакане.
«Родиться в богатстве и с привилегиями — самая дьявольская вещь»
Леди Гага не боится, что роль убийцы негативно скажется на ее карьере, предпочитает истории, которые можно рассказать с женской позиции, и ради правды образа пользуется косметикой из 1980-х. Об этом певица и актриса рассказала «Известиям» на волне успеха кинодрамы «Дом Гуччи», где она сыграла роль Патриции Реджиани, организовавшей убийство своего мужа Маурицио Гуччи. В третью неделю российского проката фильм Ридли Скотта о семейной трагедии законодателей моды остается среди лидеров бокс-офиса, уступая только «Матрице» и «Человеку-пауку».
«Мне интересны арки характера»
— Ваша героиня Патриция Реджиани 19 лет провела в тюрьме. Какие моменты из ее жизни вам — как актрисе — было наиболее интересно играть?
— Мне интересны прежде всего арки характера моей Патриции. Какой она была в юности, до брака с Маурицио? Какой стала после развода с ним? И какой стала, совершив убийство? При этом я как бы двигалась от конца в начало. Это как пазл — чтобы получить полную картину, не имеет значения, с какого места ты начнешь его собирать, главное — не пропустить ни одной детали. Поэтому мне было безумно интересно понять всю ее жизнь.
— С чего вы начали процесс понимания?
— С того, какую огромную роль в формировании характера моей героини сыграла ее мать Сильвана Реджиани. Она буквально выступала сводницей, не просто знакомя дочь с богатыми молодыми людьми, но как бы предлагая ее им. Патриции было 12 лет, когда это случилось в первый раз. То есть она в буквальном смысле была жертвой абьюза, насилия над малолетней.
Мне кажется, эта женщина просто хотела быть замеченной — членами семьи Гуччи, самим Маурицио, чтобы все они обратили на нее внимание, чтобы к ее голосу прислушались. То есть превратиться из «ничто», из «вещи», из «игрушки», кем она была в своей бедной юности, в мощную силу, с которой считаются. Она была в этой игре одна против всех этих богатых привилегированных мужчин семьи.
Я вообще думаю, что родиться в богатстве и с привилегиями — это самая дьявольская вещь в мире. И пока все родственники были заняты борьбой за наследство, они настолько не обращали на нее внимания, что как раз и пропустили момент, когда с ней произошла эта страшная болезненная трансформация, которая в результате привела ее к убийству.
Простите за такой длинный ответ, но я не могу выделить какую-то одну часть ее жизни, моя героиня интересна мне в каждом моменте, но особенно в те узловые эпизоды, когда она была обижена, травмирована, спровоцирована.
— Многие женщины переживают подобные чувства, но на убийство идут единицы.
— Конечно, отнюдь не каждая женщина, подвергшись унижениям, оскорблениям, превращается в убийцу. Но женщина, живущая на острие бытия, в тяжелых условиях, единственная цель которой просто выжить… В какой-то момент в ее сознании вспыхнет «стоп-сигнал» и она скажет своим мучителям: «Хватит меня избивать» или «Хватит морить меня голодом». Вот это для меня самое важное в этой истории!
Патриция на деле была честным человеком и не скрывала от своего окружения, что очень хочет стать Человеком с большой буквы. Но в ответ получила крайне жестокий отказ. И я не могу не сравнить ее ситуацию с историями многих женщин. Вот ты вроде живешь, у тебя есть семья, муж, ребенок, ты счастлива. Но однажды проснулась — и ничего этого больше нет. Адвокат, который был другом семьи 30 лет, уничтожает тебя в суде. Над твоей дочерью издеваются одноклассники. У тебя больше нет дома, нет друзей, ты никому не нужна. Мне кажется, это катастрофа для каждой женщины. И не каждая может это просто пережить. Таких семей, наверное, миллионы, просто о них не пишет мировая пресса. А о драме в семье Гуччи услышал весь мир.
«В ее сердце загорелся огонь»
— Прекрасная женщина-ангел в одно мгновенье превратилась в дьявола-убийцу или это был медленный процесс перерождения?
— Я думаю, это произошло, когда они с Маурицио переехали в Нью-Йорк, чтобы работать в семейном бизнесе под управлением дяди Маурицио, Алдо Гуччи. Отношения с Алдо оказались очень важны для моей героини. Между ними возникла духовная близость — какая-то невероятная смесь почтения к нему, как к отцу, сексуальной тяги, как к привлекательному мужчине, и плюс к этому глубокое интеллектуальное взаимодействие.
То есть именно в этот момент и именно через отношения с Алдо она смогла наконец-то ощутить себя нужной в семье, и это было для нее счастьем. Но потом она обнаружила, что у бренда существуют подделки и они неплохо продаются, о чем она сообщает Маурицио, думая, что спасает бизнес. Не получив вразумительного ответа, спрашивает Алдо, понимает ли он, что эта торговля подрывает доверие к бренду, а он отвечает ей, что «это не женский бизнес, детка». Именно тогда, я думаю, в ее сердце загорелся огонь, который потом приведет к извержению вулкана.
То есть она думала, что ее роль в бизнесе очень важна. А он ее как бы опустил на землю. И хуже всего, что это произошло на глазах у Маурицио и тот даже не попытался ее защитить. Потом было много других ударов, но этот оказался, пожалуй, самым жестоким.
— Ваше мнение о книге, на которой основывается фильм? Вы прочитали ее до того, как получили сценарий, или после? Что удивило вас больше всего в истории Патриции Реджиани?
— Спасибо, Елена, за важный вопрос. Я провела большое расследование как журналист, прочитала очень много книг и статей о ней и ее семье. Хотела понять, какой была ее мать? Каков был ее отчим? Чем отчим зарабатывал на жизнь? Какие отношения были между отчимом и матерью? Как в семье отмечали дни рождения? Как она чувствовала себя в школе? Как складывались ее отношения с одноклассниками? С мужчинами? За что она полюбила Маурицио? За что Маурицио полюбил ее? Я даже встретилась с гадалкой-предсказательницей, которая знала семью близко. Единственное, к чему я решила не прикасаться ни в коем случае, это собственно книга (сценарий фильма написан по книге Сары Форден «Дом Гуччи. Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности». — «Известия»).
Потому что я знала — автор книги имеет свой очень четкий взгляд на всю историю, и я не хотела, чтобы он повлиял на мою работу, не хотела, чтобы мне кто-нибудь объяснял, какой была моя героиня, хотела сама понять. И вот, когда я буквально превратилась в Патрицию, я поняла то, чего, как мне кажется, не понял никто из ее биографов: она безумно, по-настоящему, всей душой любила своего мужа Маурицио. Он для нее был всем. И она искренне верила ему и верила в него.
— Вы нашли ответ на вопрос, за что Маурицио Гуччи полюбил вашу героиню?
— Он любил в ней огромную силу и охотно подчинялся ей, слушался ее советов. Ведь до того, как превратиться в убийцу, она была просто умной женщиной, которая пыталась выжить в мире, управляемом мужчинами. Она подстегивала его, помогала ему. Она понимала, что империя Гуччи — это огромная ответственность, страшный груз, который он унаследовал. Как бы говорила: «Маурицио, мне не повезло родиться с твоими возможностями. Но тебе повезло! Так не упускай же свой шанс! Я верю в тебя!»
На съемках фильма с Адамом Драйвером, сыгравшим Маурицио Гуччи
— Но вы же не могли не понимать, что вам предлагается роль убийцы. Не опасались, что такой персонаж может оказать негативное влияние на ваш имидж и даже на всю карьеру?
Чтобы понять мою героиню, я даже изучала психологию животных. Ее характер развивался от домашнего котика до лисы на охоте, которая, прежде чем проглотить мышонка, весело с ним играет. Ее мышонком был Маурицио. И уже потом она превратилась в хищную и опасную пантеру — убив свою жертву, та издает торжествующий вой.
«Ридли Скотт напоминает дирижера»
— Как вам работалось с Ридли Скоттом?
— Он словно архитектор и математик в одном лице. Когда он расставляет камеры — это какая-то космическая геометрия. Не банальная восьмерка — фраза одного актера через плечо другого и затем ответ другого через плечо первого. Нет! Он расставляет камеры одному ему понятным способом. Порой принимает спонтанные решения прямо в процессе съемок.
Мы можем много раз прогонять сцену, и когда, казалось бы, всё уже отрепетировано и можно наконец снимать, он вдруг делает полный стоп — и всё меняет. Он напоминает дирижера симфонического оркестра. А мы, актеры, — инструменты. Мы все звучим по-разному. Плюс эта дивная музыкальность итальянских акцентов. Ведь заметьте — мы все, американские актеры, говорим в фильме по-разному, в зависимости от того, из какого региона Италии родом наши герои.
Аль Пачино, Леди Гага, Ридли Скотт и Джаннина Фасио на премьере кинодрамы «Дом Гуччи»
У меня итальянские корни. И я пыталась найти разницу между итальянцами в Америке и итальянскими американцами. Что-то отличает нас, но что-что есть и очень похожее. Патриция, например, родом из Виньолы. Это север Италии. Мы с Ридли работали над моим акцентом очень долго. И он добивался мельчайших нюансов. Например, обратил мое внимание, что в юности у Патриции был высокий звонкий голос, а с возрастом он стал ниже и грубее. Так же ее акцент и интонации меняются в зависимости от того, с кем она в данный момент разговаривает. Например, говоря с Пиной (ее играет Салма Хайек), Патриция подстраивается под ее неаполитанский диалект.
— Разрешите выразить восхищение этой вашей буквально ювелирной работой с языком. И еще одно уточнение о работе с Ридли Скоттом. Он известен как очень жесткий режиссер, требующий от актеров строжайшей дисциплины. А вы очень креативный человек. Вам не хотелось иметь больше свободы, импровизации?
— Когда у тебя такой потрясающий режиссер, ты получаешь возможность выразить себя по полной, но ты также должен знать сценарий на зубок, постоянно учиться, делать свое домашнее задание. И только тогда ты можешь начать импровизировать, и только тогда на площадке случится чудо.
Работать с Ридли — учить сценарий, планировать сцену, репетировать, калибрировать акцент… Это очень важно, конечно. Но также важна импровизационная свобода актеров, когда единственное, что их контролирует, — это возникающая между ними алхимия взаимоотношений. С моими партнерами по фильму (Джаред Лето, Аль Пачино, Джереми Айронс, Адам Драйвер, Сальма Хайек. — «Известия») такие импровизации — это не просто счастье. Это — священнодействие.
«Мы были в самом эпицентре, в «красной зоне»
— Патриция Реджиани, отбыв наказание, по сей день здравствует. Она признала, что ваше внешнее сходство с ней — идеально.
— Знаете, моя гримерная на съемочной площадке порой напоминала научную лабораторию. По стенам были развешаны десятки фотографий Патриции — всё, что смогли найти. Мы с Ридли, с гримершей Сарой Танно и стилистом Фредериком Аспирасом садились каждое утро и прорабатывали предстоящую сцену с точки зрения моей внешности. Мой грим никогда не наносили просто так. Ридли стремился к правдивости в каждой детали. Сара Танно ухитрялась сама делать косметические средства, которые были в ходу в те годы. В 70-е годы была одна косметика, в 80-е — совсем другая. И всё это мой гример делала своими руками.
— Вы приехали снимать в Италию, в Рим, в конце февраля этого года — в самый разгар противоковидных мер. Как протоколы и ограничения повлияли на вашу жизнь?
— Да, я этого никогда не забуду. Я чувствовала, что живу не в реальной жизни, а внутри какой-то сюрреалистической инсталляции. Мы были в самом эпицентре, в «красной зоне». Нас возили из отеля на локацию и обратно. Это была не жизнь. Жизнь была только внутри фильма. Там, далеко, в 70-х и 80-х.
А вообще я чувствовала себя прекрасно, потому что меня уважали, к моему голосу прислушивались. На площадке всегда больше мужчин, чем женщин. И быть услышанной как женщина со своим взглядом на происходящее было очень важно для меня. Если у меня были предложения по той или иной сцене — я могла быть уверена в том, что Ридли выслушает их. Это был для меня как супербоул — только не в спорте, а в кино. И вообще — потрясающие актеры, потрясающий режиссер и потрясающая история сама по себе! Такая не могла быть придумана ни одним писателем, только самой жизнью.
Леди Гага — певица, продюсер, актриса — начала творческую карьеру в ночных клубах. Под влиянием Дэвида Боуи, Майкла Джексона, Мадонны и Queen создала свой яркий стиль, который использует в видеоклипах и выступлениях. Имеет множество наград, среди которых шесть премий «Грэмми», 13 MTV Video Music Awards и 8 MTV Europe Music Awards, занимает четвертое место в списке 100 величайших женщин в музыке по версии VH1. Обладательница премии «Оскар» за лучшую песню в фильме «Звезда родилась».