Как танцуют девушки на кавказе
Кавказский бал: три главных танца
Попасть на карачаевский и балкарский той — так называются балы с национальными танцами — не так сложно, как кажется. Их проводят и в Москве, и в Санкт-Петербурге в дни национальных фестивалей, а уж в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии и вовсе устраивают почти на каждый праздник. Присоединиться к танцам может любой желающий, даже не зная всех правил и движений. Осуждать за ошибки здесь не принято, особенно новичков. Но все же стоит помнить, что это не обычная вечеринка, а настоящий бал со множеством национальных традиций.
Этикет: никаких «белых танцев»
Фото из личного архива Мариям Тамбиевой
Начнем с одежды: строгого дресс-кода на тое нет. Надо просто одеться соответственно событию — свадьба ли это, семейный или государственный праздник в городе или на природе. Универсальное правило одно: откажитесь от чересчур облегающего и открытого наряда — для танца он неуместен.
Начинается той всегда одинаково: участники выстраиваются в круг, образуя в центре подобие танцпола, а все желающие танцевать выходят внутрь этого круга и встают группами друг напротив друга. Девушки с одной стороны, молодые люди — с другой. Раньше это правило соблюдалось строго, сейчас — по ситуации. На городских площадках, где много людей, становятся обычно вперемешку, компаниями с которыми пришли.
Организованный той от стихийного отличить легко. В первом случае всегда есть распорядитель танцев. Он и за диджея, и за балетмейстера, и за ведущего. На эту «должность» назначают человека, который разбирается в национальной музыке, хорошо танцует и знает правила. Его всегда можно попросить включить определенную песню или что-то объяснить.
Все, кто стоит в кругу, — участники тоя. Они, даже если не танцуют сами, должны поддерживать пары аплодисментами в такт музыке. А вот громко смеяться и говорить на посторонние темы в кругу считается неприличным.
Важное правило — в первый ряд становятся только те, кто готов танцевать. Имейте в виду, отказывать, если вас пригласили на танец, считается проявлением невоспитанности — это унижает достоинство и того, кто пригласил, и того, кто отказал. Поэтому, если пляски в ваши планы не входят, становитесь в задние, зрительские, ряды.
Фото из личного архива Мариям Тамбиевой
Теперь следующий этап — приглашение на танец. Так уж заведено, что приглашать на карачаево-балкарских балах могут только мужчины. Никаких «белых танцев». Девушка, не уронив своего достоинства, может попросить станцевать с ней только брата.
Если к вам подошел молодой человек и с легким поклоном протянул руку — поздравляем, вы приглашены. Здесь важно не оплошать: ни в коем случаем не подавайте руки в ответ. Самое строгое правило карачаевского и балкарского тоя — прикасаться к партнеру нельзя: ни в танце, ни вообще когда-либо (исключение только одно — танец абезек). Даже соприкасаться одеждой строго запрещается. Чтобы принять приглашение, просто сделайте пару шагов навстречу своему кавалеру, слегка наклонив голову.
Помните, что половина успеха в кавказских танцах — это осанка и посадка головы. Не сутультесь, спину нужно держать ровно, голову горделиво приподнять. Для девушки смотреть в упор на партнера считается неприличным, поэтому глаза должны быть полуопущены. А мужчина, наоборот, должен смотреть только на партнершу. А вот отвлекаться на что-то во время танца для кавалера — дурной тон.
По окончании танца кавалер должен проводить партнершу к ее месту и только потом снова занять свое место в шеренге.
Хотя хорошие танцоры на Кавказе всегда в большом почете, проявлять пренебрежение к тем, кто менее искусен, считается постыдным. Наоборот, правило хорошего тона — всячески подбадривать новичков, особенно если это гости. Разобраться в рисунке танца достаточно легко, нужно только понаблюдать за другими танцующими.
Три главных танца
Вплоть до 20-х годов прошлого века каждому событию в жизни карачаевцев и балкарцев полагался свой танец. До наших дней дошли упоминания около 150 танцев. В них отображался эпос, жизненный уклад (свадебные, охотничьи, пастушьи танцы), были обрядовые и даже магические танцы. Со временем многие потеряли актуальность и теперь исполняются лишь ансамблями на сцене. Некоторые выдержали испытание временем — их можно увидеть на любом празднике в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
В большинстве случаев в программу тоя входят три танца. Это массовый танец абезек, исполняющийся в самом начале или, наоборот, в самом конце вечера, а также парный танец тюз тепсеу и зажигательное соло — истемей.
Победа, вызов, страсть, кинжал, осел и демоническая сила
Лезгинка похожа на сам Кавказ. Все о ней слышали, многие мнят себя знатоками, а присмотришься — ускользает, оборачивается скопищем небылиц. То, что казалось старым как мир, было придумано недавно, а современные байки подчас основаны на правде.
Осел, козел и аварский староста
Парадоксы начинаются с самого названия «лезгинка». Его придумали в первой половине XIX века русские, служившие на Кавказе. Так они окрестили множество местных танцев — с разными стилями и названиями. Просто их видели в Дагестане, а дагестанцев тогда всех без разбора называли лезгинами. Ирония судьбы в том, что настоящие лезгины — народ, живущий на юге республики, — предпочитали совсем другие танцы, больше похожие на азербайджанские пляски или русский хоровод. Лезгинку они называли «авар кавха» — «танец аварского старосты».
Фото: Айдемир Даганов
Знающие люди легко определяют, какому народу принадлежит лезгинка, — по четким, стремительным движениям чеченцев и плавной манере табасаранцев, распростертым рукам даргинок или поднятым к голове — у кумычек. Проще всего различить танцы южного и западного Дагестана. В первых больше свободы, во вторых главенствуют осанка и собранность. В горах движения резче, на равнине — плавней. Балетмейстер Федор Лопухов объяснял это тем, что шаг горца короче. На крошечном годекане развернуться негде, вот и приходится компенсировать недостаток места выразительностью жестов.
Многие представляют лезгинку преимущественно как парный танец. Мужчина в черкеске парит, подражая горному орлу, а девушка в длинном платье плавно ускользает, словно лебедушка. В действительности танцевали в основном раздельно — особенно во времена имама Шамиля, наказывавшего музыкантов и запрещавшего парные танцы. Зато мужская лезгинка в ту пору оттачивалась до совершенства, нередко становясь состязанием в силе и выносливости. До сих пор агулы и рутульцы вызывают друг друга на «танцевальный батл» под азартные хлопки друзей.
Из животных танцующие дагестанцы подражали, как правило, ослам и козлам. От последних, по мнению некоторых исследователей, грузинская и кумыкская мужская лезгинка унаследовали танец на носках — след древних мистерий, когда плясуны делали вид, что у них есть копыта.
Победный танец горянки и мужской стриптиз
Танцы кавказских девушек далеко не везде были смирными. Путешественник, побывавший в конце XIX века в Осетии, вспоминает: «Женщины танцуют гораздо бравурнее мужчин. В их движениях, в особенности в движениях рук, больше смелости и энергии, и смотрит женщина (собственно, девушка, потому что женщина не танцует) во время танца отважней, как побеждающая, а не побеждаемая…» Платья горянок часто заканчивались чуть пониже колена и не скрывали ножки в шароварах. Дагестанки перебирали ими с ловкостью, которой позавидует иная профессиональная танцовщица. У многих народов уйти с круга раньше партнерши было неприлично, и порой девушки сознательно доводили парней до изнеможения.
Фото: Владимир Севриновский
Лезгинка танцует лезгинку
В окрестностях Шатоя чеченки в белых рубашках с палками в руках плясали ночами, пугая людей в подражание демонице Алмасты. До сих пор в некоторых горных районах движения девушек далеки от плавных и кротких, а в лакском танце кьиссу женщина ведет мужчину.
Фото: Владимир Севриновский
Полярный исследователь Фритьоф Нансен, гостивший в ауле Тарки, увидел в лезгинке привет с далекой родины: «Мужчина в кавказской форме, в шапке из овечьей шкуры, вращался некоторое время короткими ритмичными шагами, вытянув руки в обе стороны. Потом он приглашал из круга зрителей партнершу. Она семенила перед ним с серьезным видом, со слегка опущенной головой и кокетливой стыдливостью, мужчина следовал за ней, пританцовывая, а девушка „увиливала“ от него. Танец изображает домогательство мужчины. Движения целомудренны и без всякой дикости. Оба танцора, каждый по-своему, обаятельны: у него мужская сила, у нее — стыдливая женственность. Ноги двигались легко и живо, как барабанные палочки, в такт музыке, тело при этом оставалось спокойным. Сходство с норвежскими быстрыми танцами налицо. У мужчины та же энергичная гибкость, у девушки — грациозность и нежность. Только ритм и движения ног иные. Кроме того, в лезгинке мужчина не обнимает партнершу. На востоке близкий публичный контакт двух полов невозможен».
Опасная папаха
Этот запрет, как и всякие ограничения, будил изобретательность. Чеченцы рассказывают, что в старину парень, желавший понравиться девушке, приближался к ней в танце вплотную и перекидывал папаху из руки в руку за спиной избранницы. Но стоило случайно коснуться партнерши, и его убивали оскорбленные родственники девушки. Так юноша показывал, что готов рискнуть за красавицу жизнью. Существовал ли такой обычай в действительности, сложно судить, но чеченцы, аварцы и кумыки действительно порой обхватывали партнершу, не касаясь ее. А если девушка сама проводила рукой над головой парня, будто сбивая с него шапку, это считалось оскорблением и грозило тяжкими последствиями.
Впрочем, чтобы присмотреться к избраннице, необязательно было танцевать с ней самому.