Как танцуют балерины на пуантах
Балерина Большого театра: «Танцевать на пуантах уже не так больно»
Анастасии Ложниковой 21 год, и она балерина Большого театра Беларуси. Сколько часов работы кроется за красивой картинкой на сцене? «АиФ» узнал у Анастасии несколько закулисных фактов о балете и получил рекомендации, какие спектакли посетить в первую очередь.
Танцы на пальцах
– Вы мечтали стать балериной в детстве? Как давно работаете в Большом театре?
– Мне было 10 лет, когда я связала свою жизнь с балетом. В Большом театре я работаю уже четвертый год.
С раннего детства я занималась художественной гимнастикой и тогда о балете ничего не слышала. Но запомнила, как наш педагог рассказывала про хореографическую гимназию-колледж, в которой можно многому научиться.
Когда я была в четвертом классе, к нам на занятия пришли люди, которые искали потенциальных учеников для этого колледжа. Они заметили мои способности. Я сказала родителям, что хочу попробовать поступить, но они сначала не поняли, почему я хочу бросить гимнастику. Ведь они учили меня, что нужно доводить дело до конца, развивать силу воли, не сдаваться, когда трудно. Но я ясно ощущала, что больше не хочу заниматься гимнастикой и готова пробовать себя в чем-то новом.
Благодаря отличным данным я поступила в колледж, и там узнала про балет. Для меня всё было огромным открытием: пуанты, пачка. Первое время я не могла поверить, что танцевать нужно на пальцах! Думала: как? Это же невозможно! Фантастика! Но начала учиться и поняла, что к чему. Мне всё время было интересно, и за 8 лет учёбы я очень полюбила балет.
– Как проходит ваш день балерины?
– В неделю у нас шесть рабочих дней – со вторника по воскресенье. На отдых у нас есть полтора дня в неделю. Стандартный рабочий день состоит из двух вызовов: утреннего – с 10 до 14 и вечернего – с 18 до 21.
Каждое утро начинается с часового балетного классического урока. Это неизменно, даже когда вызов к 16.00. Первый час всегда занимает класс – или урок, как мы его называем. Классический урок состоит из разогрева, определенных упражнений у станка. Затем – на середине зала, дальше – прыжки. В женском классе могут быть ещё упражнения в пальцевой обуви.
После урока у нас репетиции. В зависимости от предстоящих спектаклей по репертуару можем репетировать от одного до трех спектаклей. Балетных спектаклей у нас от трех до четырех в неделю, но между ними можем участвовать и в некоторых операх.
– Расскажите об одежде балерины и пуантах. Правда ли, что сейчас пуанты стали делать из удобного материала, более мягкого?
– В рабочей репетиционной одежде у нас много разнообразия. Есть стандартный вариант: балетный купальник, трико, шифоновая юбка на запах или шорты. В целом каждый выбирает для себя то, в чем чувствует себя комфортно – в рамках балетной одежды, разумеется. Также у нас есть специальная одежда для разогрева, различные комбинезоны, кофточки, штаны и «разогревочная» обувь. Её называют по-разному: валенки, чуни, сапожки, тапочки.
Пуанты, или, как мы их называем между собой, «пальцы», сейчас действительно изготавливаются из других материалов. Стельки и коробочки пуантов сделаны из термопластических эластомеров – синтетических материалов, обладающих прочностью и гибкостью.
Внутренняя поверхность пуантов выполнена с использованием пенополиуретана, который обеспечивает более высокий комфорт и поглощает шум, снижает силу удара при прыжке.
Жёсткость стельки можно выбрать в зависимости от подъёма и силы стопы балерины. Дополнительно мы приобретаем специальные удобные вкладыши в пуанты, а свои потенциальные места мозолей на стопах заранее заклеиваем пластырями. Танцевать балет теперь не так болезненно, как раньше.
Выход к зрителю
– Что вы чувствуете до, во время и после спектакля?
– Всегда присутствует лёгкое волнение. Образ, настроение, точность исполнения хореографии – всё должно быть в порядке. Я каждый раз чувствую ответственность перед зрителями.
До спектакля я настраиваюсь на то, что впереди – работа, хоть и любимая. Вместе с тем я испытываю приятное предвкушение. Во время спектакля я чувствую в основном максимальное удовольствие. Чем увереннее я в своих действиях на сцене, тем лучше.
После спектакля – особенно в момент поклонов и завершающих аплодисментов – это непередаваемое ощущение счастья, радости, благодарности и любви. Здорово, когда в зале много зрителей, и им всё понравилось.
– Могу сказать только, что театр функционирует в рабочем режиме. Репетиции идут, репертуар готовится.
– В каких спектаклях вы играете? И на какие постановки рекомендуете попасть зрителям?
– Я занята в 90% репертуара. Образ, в котором я чувствую себя максимально комфортно, это, как бы смешно ни звучало – ребенок на новогоднем празднике в постановке Александры Тихомировой «Щелкунчик, или Ещё одна рождественская история». К сожалению, сейчас этого спектакля нет в репертуаре, но в нем я по-настоящему проживаю каждый момент.
Александра Владимировна наполняет души артистов любовью и пониманием своей профессиональной ценности. Она умеет зажечь искру вдохновения в каждом участнике спектакля – от артистов кордебалета до ведущих солистов. С этой искрой мы выходим к зрителям и передаем свой внутренний свет. Для меня такая работа – настоящее искусство.
Что бы я порекомендовала посетить? Пожалуй, новую оперу «Виллисы. Фатум», а из балетов: «Анна Каренина», «Маленький принц», «Анюта», «Корсар», «Жизель», «Эсмеральда», «Дон Кихот», «Спартак», «Сотворение мира». Приходите, будем ждать!
«Встречаетесь с партнерами?», «Голова не кружится?», «Лучшее средство от мозолей?». Задаем дурацкие вопросы балерине
При знакомстве молодые люди спрашивают у балерин, могут ли они сделать шпагат, и зря так поступают. Артисткам уже надоело. Мы красавчики, ничего такого не спросили и вообще вели себя в Большом театре Беларуси максимально хорошо. Артистка кордебалета Диана Рожкова сразу обозначила себя смелой девушкой и заявила, что не боится улететь в оркестровую яму. Просто потому, что балерины работают по центру сцены, а ее край — это для стендапа, который в академических театрах пока не практикуют. Призраки, пенсионный возраст, романы с партнерами и лучшее средство для лечения мозолей — почувствуйте нашу любовь к бредовым вопросам.
— Если у балерины перевес, ее пускают на сцену?
— Смотря какой перевес. У каждой балерины есть норма. Общепризнан следующий стандарт: минус 120 от роста. Но все немножечко сложнее. Нужно учитывать возраст балерины и ее рост: 178-сантиметровой артистке крайне трудно весить 50 килограммов, надо же где-то брать силы и энергию для работы. В подобных случаях граница допустимого не столь строгая.
Но нас постоянно взвешивают, контролируют, чтобы все были в форме. И в принципе, общая часть труппы показывает примерно одинаковые значения — 47—50 килограммов. Кто-то весит 51—52, 52 — своеобразная граница, которую стараются не нарушать.
— Балерины поджирают?
— Перед спектаклем, если он предполагает много прыжков и бега, едим минимально. Тело должно быть максимально легким. Допустим, обед — это кусочек мяса, салат, гарнир по желанию и что-то сладкое, чтобы мозги работали эффективнее, с горячим чаем.
В общем и целом, стараемся питаться правильно. Хотя после спектакля можно прийти домой и ночью навернуть пиццы. Просто нужно понимать соотношение физнагрузки, которую мы получаем, и количества потребленных калорий. Я работаю в нескольких местах и везде отдаюсь максимально. Значит, могу позволить себе прямо постоянно жевать и не сильно задумываться, что я ем. Хочется вредного — будет вредное. Просто от полезной пищи организму больше толку.
В моем представлении самый сложный спектакль — «Лебединое озеро». После него можно съесть все. Но слона навернуть не получится. После спектакля в первую очередь мучит жажда. Приходя в магазин, скупаешь воду. Сразу не до еды. Но в целом это как спорт: если не ешь — значит, работаешь некачественно. Энергию же надо откуда-то брать.
— В опере есть призраки, а в балете?
— Нет, я ни одного не встречала.
— Есть лишний билет?
— Как правило, нет. Но вопрос задают часто — я всех отправляю в кассы. Артисты не знают ничего о количестве проданных билетов. По крайней мере в кордебалете так. Солисты могут получить какие-то пригласительные, но это не очень распространенная практика.
— Можете передать привет со сцены?
— Могу и иногда очень хочу, особенно если знаю, где сидят мои близкие. Так и хочется что-то сделать, но все движения должны быть в контексте спектакля. Посреди «Лебединого озера» поднять крыло и начать махать родственникам в любом случае не станешь. Это может быть какой-то деликатный жест, о котором вы предварительно условитесь со своим зрителем, и он среагирует на увиденное.
Правда, не факт, что ты при этом видишь зал. Все зависит от освещения — оно разное для разных постановок. Когда сцена не очень наполнена светом, все видно. Правда, мы зрителя не разглядываем. Есть задача смотреть поверх голов. Мы как бы находимся в глубине спектакля, но с посылом зрителю.
— Что такое рабочий день балерины?
— По-разному. Иногда весь свой рабочий день можно назвать одним неприличным словом. Потому что очень тяжело. А иногда ты порхаешь и получаешь постоянное удовольствие. Восприятие работы зависит от спектакля, над которым работаешь прямо сейчас.
А вообще, кордебалет приходит на работу к 10:00. Как правило, в 9:30, потому что надо переодеться и разогреться перед уроком классики. С 10:00 до 11:00 — урок классики. До 14:00 — репетиция. Перерыв — с 14:00 до 18:00.
В это время кто-то занимается бытовыми вопросами, кто-то преподает, кто-то в студиях танцевальных работает, кто-то занимается репетиторской работой, кто-то спортсменов консультирует. Все очень по-разному. У меня вот был опыт: помогала бодибилдерам. Они ограничены в плане пластики и растяжки. Так что стало модно обращаться к специалистам, чтобы подготовить произвольные программы. Весело было, как будто медвежатам движения показываешь. Очень хорошие ребята, очень старались.
Если вечером спектакль, надо появиться примерно к 18:00. Ты постепенно готовишься: грим, прическа, костюмы. И в 19:00 все начинается. В воскресенье спектакль начинается в 18:00, все сдвигается на час.
— Сколько балерина может заработать?
— Как и в любой профессии, чем больше ты занят, тем больше денег. Чтобы держать себя в отличной форме, хватает. Получается от 300 до 800 рублей. Может, 900 — потолок, если ты задействована во всех спектаклях. Это артисты кордебалета. У солистов зарплата выше. Но точно не скажу какая. Мы редко делимся этой информацией друг с другом.
— Халтуры бывают?
— Да, но я слово это не люблю. Халтура — это что-то плохо выполненное, а нас приучают делать качественно.
В последнее время стал популярен образ балерины. Иногда зовут на свадьбы или корпоративы каких-то крупных компаний. И это не просто выйти и покрутиться. Стали заказывать какие-то грандиозные и очень эффектные номера. Красивые костюмы, большой масштаб, сильная музыкальная обработка — может быть и так.
Но этим занимаются далеко не все. Каждый решает для себя. У кого-то масса вопросов бытового характера, у меня вон студия. Для многих подработки на корпоративах — это уже нет. А для студенческих лет — очень актуально.
— Балеринам пенсионный возраст тоже продлили?
— Нет, слава богу, мы еще можем уйти из профессии красивыми и молодыми. Приблизительно в 40 лет. Начало карьеры — в 18—19. Стаж работы — 20 лет. А если декрет, то годы нахождения в нем артистка должна доработать.
Отпуск у нас 48 дней, только летом. Весь год идет активная работа театра. Максимальное количество артистов должно находиться здесь. У нас зима — важный период, когда труппа уезжает на гастроли.
Летом какое-то время уходит на реабилитацию, потому что за год появляются вопросы со здоровьем. Колени отвалились или спина болит — у каждого свое.
— Выступали когда-нибудь на уколах?
— И не раз. Спектакль — замены нет, еще и зрители свои сидят в зале. Уйти со спектакля — без вариантов. Были очень разбиты пальцы на ногах. Когда балерина работает, чаще всего разбиваются ногти — до очень крупных гематом. Сильно болят. По ощущениям, это нестерпимо и не сравнимо ни с чем. Ты продолжаешь прыгать всем весом на ногтях, а все движения нужно делать легко и воздушно. Так что без обезболивающего никак.
Это укол — либо в место, которое болит, либо в мышцу. Нам колют «Кеторол» или другие препараты. У нас в театре есть врачи, которые всегда рядом и всегда могут оказать помощь. Обезболивающее держит часа четыре. Можно позволить себе нагрузку и какие-то сложные вещи. Можно забыть про проблемы на срок примерно до шести часов. Это точно.
— Балерине есть смысл делать педикюр?
— Есть. Сейчас очень много модных покрытий, они действительно крепкие, долго держатся. Это своего рода барьер. Можно избежать всех этих ужасных историй про отбитые ногти.
Вряд ли балерины могут шокировать мастеров по педикюру. Плюс я стараюсь человека предупредить, что там все нормально. Просто профессия накладывает отпечаток. На косточках есть натруженные мозоли, которые визуально кажутся деформацией суставов. Но это самая настоящая трудовая мозоль. Как от ручки на пальце, если долго писать. То есть я говорю мастеру: «Танцую, это мой рабочий инструмент, там все нормально».
Бывает, снимаешь пуанты после спектакля, а они полны крови. Необязательно, чтобы были повреждения, просто от нагрузки может лопнуть какой-то сосудик. Но не литрами мы эту кровь вычерпываем. Естественно, понемножку.
И поверьте, каждая артистка следит за ножками. На педикюр приходит не Фредди Крюгер. Это обычные ноги. Просто натруженные. Потому никакой катастрофы. Картинки, которые бьются в интернете, с жуткими разодранными пятками, вывернутыми наизнанку пальцами — это что-то сказочное. Нужно совсем не следить за собой, чтобы довести себя до такого состояния.
— Лучшее средство от мозолей?
— Я спасаюсь розовым маслом. Мало кто знает, но если просто покапать на мозоль эфирное розовое масло (говорю об откровенной ране), то все очень быстро затягивается. Можно жить.
Знаете, я не считала, сколько метров пластыря тратит за сезон одна балерина. Но вы же понимаете, что количество приличное. Если заблаговременно подумать о ногах и внимательно следить за ними, конечно, пластырь можно сэкономить. Но когда что-то все-таки случилось, начинается лечение. Это катушки пластырей и тейпов — метров по 5—10.
— Дома перед зеркалом танцуете?
— Да, те же движения, что и на дискотеке. Только не балет, совсем не балет. Я целыми днями исполняю его на работе и слушаю классическую музыку, но музыка эта, кстати, не надоедает. Просто есть композиции, которые нравятся и которые совсем не нравятся.
— Голова не кружится?
— Кружится при резких сменах положения. Есть очень амплитудные движения. Нужно после долгого статического состояния резко изменить позу. В такие моменты, бывает, начинает шатать. Учитывая покат сцены, кажется, что не удержишься. Но потом собираешься и все-таки остаешься в нужном положении.
Самое интересное, что после фуэте никогда не падала. Фуэте — это вращение на одной ноге. В балете это считается трюком, потому что только сильнейшие артистки владеют им. И важно не столько умение выполнять движение, сколько количество повторов. Минимум 32 — это признанная норма для ведущей солистки. Но сейчас чистые фуэте крутят редко. Это двойные или тройные туры с переменой положения рук. Чтобы произвести впечатление на зрителя, движение максимально усложняют.
А падала я конкретно во время фуэте — прямо на пятую точку. Хорошо, что это было еще в училище перед госэкзаменами. А еще партнер меня как-то ронял. Правда, искренне следом падал под меня, чтобы я не разбилась. Естественно, руки иногда устают. Видимо, где-то мышца подрасслабилась, чуть-чуть не удержал. Возможно, рука с купальника соскользнула. Выбор одежды для репетиций не всегда бывает удачным. Но снова-таки партнер шлепнулся первее, так что я приземлилась на него сверху.
— Артисты балета мутят друг с другом?
— У нас есть семейные пары, есть ребята, которые встречаются. Да, это очень широко распространено. Потому что постоянно рядом, сутками в театре, многие интересы только здесь. Но для меня это табу. Думаю, было бы тяжело постоянно находиться вместе и дома, и на работе.
— Почему балет так долго идет?
— Раньше было долго. Спектакли шли по четыре-пять часов. Это тяга из прошлого. Это достояние искусства. А для современного зрителя их укорачивают. Все понимают, что смотреть на балет некогда, но очень важно окультурить людей. Потому многие постановки сжимают.
— А мужикам из балета трико не натирает?
— Это спросите у мужчин. Есть другой элемент одежды, с которым имеются проблемы. Но он очень личный. Вряд ли артисты станут об этом говорить.
— В футболе и политике все разбираются, а в балете?
— Тоже все, но не все об этом знают. Просто балет — это же не только танцы. Это и музыка, и декорации, и вся атмосфера театра. У нас, в принципе, большинство людей не доходило до театра. И новые знакомые удивляются, когда узнают, где я работаю: «А у нас есть такое?» Хотелось бы, чтобы такого было меньше.
baleto_mamki
Забалетная жизнь (правила в профиле)
Теперь на них стоит весь мировой балет. А 180 лет назад на них впервые встала французская балерина Мария Тальони. Согласно легенде, восторженные поклонники купили её балетные туфельки на аукционе и. съели их с соусом. И кстати, до сих пор в производстве пуантов не используется вредных для здоровья ингредиентов.
За один театральный сезон прима-балерина буквально «вытанцовывает» несколько сотен балетных туфелек. Пуанты – это всегда эксклюзив. Ручная работа и только из натуральных материалов. Однако и 180-летние пуанты не обошла стороной область высоких технологий. Наряду с их классическим вариантом сегодня производят и абсолютно бесшумные, способные сохранять форму в самом влажном тропическом климате.
Что же такое пуанты, и как создают эту красоту?
Балерины словно рождаются в этих красивых атласных туфельках с жестким носком. Великая Ольга Спесивцева станцовывала их за сезон до тысячи пар. Другая великая, Агриппина Ваганова, считала их важнейшей составляющей классического женского танца. Пуанты как люди. Зовутся по-разному: «ковками» и «касками» в Петербурге, «пальцами» в Москве. Послужив, старятся и становятся «мертвыми».
До пуантов танцевали в туфлях на каблуке по моде эпохи Людовика ХVI или в греческих сандалиях. Стремясь к воздушности, балерины поднимались на пальцы (отсюда термин sur les pointes, танцевать на кончиках пальцев): для этого они клали в туфли кусочки пробки. Такую хитрость вместе с лонжами, помогавшими «летать» над сценой, в 1796 году использовал француз Шарль Дидло. Ему вместе с итальянцем Карло Блазисом, описавшим эту технику танца в книге «Танец Терпсихоры», приписывают изобретение пуантов. Первой балериной, танцевавшей в 1830-м балет «Зефир и Флора» только на пуантах, считается итальянка Мария Тальони. Первой русской балериной на пуантах в 1840-е годы стала прима Большого театра Екатерина Санковская.
Умению шить пуанты нигде не учат: мастерство сборки балетных башмачков передается из поколения в поколение. И гарантия качества балетных туфель — уникальные руки мастеров, ведь до 90% манипуляций при изготовлении пуант остаются ручными.
Балетная туфелька состоит более чем из 50 деталей, которые, будучи собраны в готовый пуант, должны идеально облегать колодку. Верх пуантов выкраивается из атласа и бязи. Бязь используется как самая гигиеничная ткань. Атлас на пуантах должен быть прочным, чтобы долго не протираться, и податливым, чтобы идеально облегать носок. А еще он должен не бликовать под лучами софитов и не отвлекать насыщенным цветом зрителей от собственно танца. Поэтому после долгих исследований в НИИ шелка был выбран состав из вискозы и хлопка персикового полутона. Подошва пуанта вырубается из натуральной кожи.
Самую важную деталь пуантов — «коробочку», или «стакан» (так называют жесткую часть над опорным пятачком), делают из шести слоев обыкновенной мешковины и текстиля, наклеивая их одну за другой на вывернутый носок, как в папье-маше. Надев сырую и податливую заготовку на колодку, мастер оглаживает ее, придавая нужную форму, а потом и полирует специальным молотком. Клей варят в основном из натуральных компонентов.
Давайте посмотрим на процесс создания пуантов (с 1:45 до 5:50):
Балерина проводит на пуантах большую часть своей профессиональной жизни. Две трехчасовые репетиции в день или разогрев, а затем идущий около трех часов спектакль, за который исполнительница главной партии «наматывает» по сцене до одиннадцати километров!
А вот что рассказывает о танце на пуантах великий Валерий Михайловский:
Дальше попробую ответить на наиболее часто задаваемые вопросы о пуантах.
В каком возрасте можно начинать заниматься в пуантах?
В последние годы многие школы стали «ставить» детей на пуанты в 6-7 лет. Но лишь опытный педагог может решить, насколько готовы стопы ребёнка к работе в пуантах. Нельзя также забывать о разнице в физиологическом развитии детей, например, севера и юга Европы. Если «южане» могут «встать» на пуанты в 6-7 лет, то «северянам» не рекомендуется экспериментировать с пуантами до 8-9 лет.
Как правильно подбирать пуанты, как они должны «сидеть» на стопе и можно ли пуанты покупать «на вырост»?
Пуанты должны плотно «сидеть» на стопе, чтобы стопа в них не болталась. Пуант должен «держать» стопу. Конечно, нельзя туфельки подбирать на вырост, но в то же время они не должны пережимать стопу и вызывать болевые ощущения.
Надо ли «разбивать» пуанты?
Нет. Разбивая пуанты, вы нарушаете целостность конструкции, и туфельки быстрее изнашиваются. Разбивали пуанты балерины в прошлом веке, т.к. тогда «коробочку» делали из жесткого клея. Коробочка «натирала» пальцы балерины и на них образовывались кровавые незаживающие мозоли. Сейчас для изготовления пуантов используют клей, который быстро принимает форму стопы (приформовывается) и не вызывает таких сильных потертостей стоп.
Как правильно ломать стельку?
Стельку ломать не надо. Если она для вас жесткая, необходимо руками прогнуть пяточную часть стельки. В конструкцию стельки заложена «рабочая часть пятки», которая хорошо «подламывается» под стопу и придает стопе в туфельке более изящный вид.
Если пуанты слишком жесткие, возможно просто стоит перейти на более мягкие стельки.
Как делают пуанты
Пуанты. Пожалуй, это – самая первая ассоциация, которая приходит в голову на словах «балет» или «балерина». Мы, зрители, ошибочно считаем пуанты частью традиционного костюма танцовщицы. Но обувь – самое важное, что надевает артистка балета и на репетициях, и на сцене.
Производители называют пуанты «жесткой балетной обувью». Бывает ещё «мягкая»: то есть балетки или чешки.
Ольга Бубнова, корреспондент:
«Балерины танцуют в пуантах уже более 150 лет. С годами менялись и требования самих танцовщиц, и технология производства. Например, вот пуант, в котором танцевала Майя Плисецкая. А вот – пуант современной балерины. Видите, как они отличаются по форме и ширине».
Ортопеды утверждают: за последние десятилетия стопы у людей стали шире, а мышцы – мягче. Поэтому изменились и пуанты. Сегодня узнаем технологию, по которой в 21 веке делают главный атрибут классического танца. Полный цикл создания пуантов занимает около двух недель.
Ольга Монахова, бригадир швейного участка:
«Вот так выглядит заготовка. Вот я её окантовала, надеваю я её на колодку. – И это у нас какая получается колодка? – Это получается у нас четвертая полнота».
Ирина Минченко, руководитель департамента рекламы и маркетинга фабрики по изготовлению пуантов:
«В нашей компании существует пять видов колодок – от самой узкой до достаточно широкой. Они ещё подразделяются по типам рынка: например, азиатские стопы – более широкие. Тогда как европейские – более узкие. Китай, Япония и Корея – они предпочитают пуанты smart point: это новые пуанты наши, они более широкие, они приспособлены для более широкой стопы с низким подъемом».
Ширина будущего пуанта влияет и на размер объемной заготовки, которую формируют в соседнем цеху.
Дмитрий Воронов, административный директор фабрики по изготовлению пуантов:
«Мастер затягивает заготовку на колодку, придавая ей объемный вид. По характеру заложенных складок можно навскидку определить, кто был мастером».
До появления фабрик пуанты изготавливали в мастерских при театрах. Тогда мастера знали индивидуальные требования каждой танцовщицы. Сегодня существуют два основных способа сборки пуантов: классический – когда всё делают вручную; и новый – прошивной – когда заготовку на 40 процентов собирают при помощи механического оборудования. Но в любом случае большая часть работы – ручной труд.
При прошивном методе уже затянутая заготовка с предварительно прикрепленной подошвой возвращается к швеям. Они подошву пришивают. Но до полноценного пуанта нашей заготовке не хватает ещё стельки, специальных звукопоглощающих деталей и, главное, коробочки. Её делают вручную, промазывая мешковину специальным клеем.
Ольга Бубнова, корреспондент:
«Здесь пуанты производят «от и до». На фабрике даже клей варят сами. Это декстриново-мучной клей. Им промазывают все детали для изготовления жесткой основы (то есть «коробочки») пуанта. «Стакан», в котором как бы «стоит» нога балерины, держит свою форму как раз благодаря этому натуральному клею. Его делают из крахмала и муки. На фабрике уверяют: такой клей даже можно есть … Немного сладкий… Действительно, съедобный».
Попробовать клей съемочной группе за кадром предложил директор производства; ни один журналист после «клейкой дегустации» не пострадал.
Пока в одних цехах раскраивают атлас и собирают заготовки, в других – делают подошвы, стельки и коробочки.
Ольга Бубнова, корреспондент:
«Не существует школ, в которых учат, как правильно создавать пуанты. Поэтому мастеров обучают прямо здесь. Ученик 3 месяца работает только «в стол», затем начинает делать балетную обувь на продажу. Скорости профессионального мастера новичок достигает приблизительно за год. Из 10 учеников только 2 или 3 остаются работать на производстве».
Сергей Мурза с балетной обувью работает уже 18 лет. Говорит, собрать коробочку пуанта – довольно объемный труд. Это – методика 19 века, дополненная современными технологиями. Коробочка должна быть эластичной и подстраиваться под стопу балерины. Но при этом – держать жесткую форму.
Сергей Мурза, мастер-сборщик балетной обуви:
«Тут может и от жесткости мешковины зависеть, и как всё проложено: то есть чуть-чуть может съехать, буквально на миллиметр, и это всё будет чувствоваться. У балерины ноги чувствительные, там по миллиметрам всё».
Ещё одна важная деталь – стелька. Стельки подразделяют не только по размеру, но и по степени жесткости.
Дмитрий Воронов, административный директор фабрики по изготовлению пуантов:
«Это означает hard – жесткая. Это для балерин, которые уже профессионально, много лет в балете. Коробочка является «сердцем» пуант, а стелька является её «позвоночником».
Остается только подошва. Её делают из натуральной кожи. Специальное горячее тиснение в виде решетки уменьшает скольжение балерины по полу. Также на подошве помечают важную для покупателя информацию: размер, полноту и жесткость обуви. Например, эта подошва – для пуанта средней жесткости – M.
Дмитрий Воронов, административный директор фабрики по изготовлению пуантов:
Александр Кошелев, мастер классического метода сборки обуви:
«Набиваю подошвы на колодки, накалываю, вот, потом надеваю заготовки на колодку, делаю складочки, а потом прошиваю».
Опытный мастер вручную собирает один пуант примерно за час. Здесь важно всё: даже сила, с которой затягивают стежки. Работа очень трудоемкая. Поэтому на стадии финальной сборки женщин нет. Только у мужчин хватает сил затянуть и вывернуть обувь. Завершающий этап – балансировка. Мастер проверяет пуант на устойчивость и отправляет его дальше.
И, наконец, пуанты «выпекают». В сушильном шкафу пары жесткой балетной обуви проводят по 12 часов. Но прежде, чем попасть к заказчику или покупателю, пуанты проходят жесткий контроль.
Дмитрий Воронов, административный директор фабрики по изготовлению пуантов:
– То есть балерина даже может узнать своего мастера, который изготавливал для неё этот пуант?
Ирина Минченко, руководитель департамента рекламы и маркетинга фабрики по изготовлению пуантов:
«Существует понятие, что балерина – она должна чувствовать боль, когда танцует. И боль, и изуродованные ноги – это норма. На самом деле это не так, требования сейчас изменились, потому что балерины стали более трепетно относиться к собственному здоровью. Силиконовые вкладыши позволяют минимизировать чувство трения, или есть вкладыши, которые прокладываются специально между подошвой и пуантом для того, чтобы не было натоптышей».
Российская компания поставляет пуанты в 75 стран и входит в тройку лидеров по производству. А это значит, что для лучшей балетной школы мира делают достойную обувь.
Ольга Бубнова. Владимир Брагин. «ТВ БРИКС».