Как танцевать армянские танцы девушке
Феномен армянского танца
Комитас однажды сказал о феномене национального танца: «Танец выражает характерные черты каждой нации, особенно её нравы и уровень цивилизации».
Армянский национальный танец зародился ещё в древние времена, на территории Армянского нагорья. С момента его создания, он выражал народный быт, мышление, отношение людей к жизни и природе.
Об армянских традициях и, в особенности, о танце, первым рассказал Плутарх. Он свидетельствовал, что в 1 веке до нашей эры армяне построили амфитеатр, где устраивали сценические представления и исполняли танцы. В то время танцоры были разделены по полу и возрасту, и выступали раздельно. Всё зависело от праздника, обряда или предмета поклонения.
Свидетельства о танцах можно также найти в петроглифах. На камнях можно увидеть силуэты людей, исполняющих некоторые элементы танца. Эти рисунки изображают даже ритм и динамику движения. Заметны шаги, положение ступней и повороты.
Важным направлением в изучении армянских танцев является национальный костюм — тараз. Помимо того, что тараз является частью жизни людей, он также является важной составляющей национальных танцев. Тараз — это отдельная культура, которая во время танца своей значимостью служит, как вторая мелодия.
Каждый народ, создавая и передавая свои национальные танцы, со временем внёс в них некоторые изменения. Таким образом, армянские танцы подверглись некоторым изменениям, но сохранили свои уникальные музыкальные и выразительные элементы, которые отличаются от танцев других народов и характерны только для армянской культуры.
Ритуальные танцы
Ритуальными называются те танцы, которые исполнялись в быту и были связаны с ежегодными праздниками, свадьбами, похоронами и другими церемониями. Своими структурными элементами эти танцы наибольшим образом обобщали внутренний смысл и значение данного ритуала. Есть ритуальные танцы, которые исполнялись только один раз в году, во время ежегодного праздника.
С помощью танцевальных движений люди пытались изобразить определённые процессы и выполнить серьёзные ритуалы. Через эти танцы они просили дары от богов. А когда получали желанные дары, снова с помощью ритуальных танцев они выражали свою благодарность.
Армяне относились к танцам очень серьёзно и осторожно. Поскольку танцы имели ритуальное значение и были посвящены богам, то любая ошибка в танцевальном движении могла рассердить богов.
Ритуальные танцы также отличались уникальной символикой своих движений. Изначально танцы были круговыми. А что символизирует круг? Он является символом бесконечности и вечности. Движения назад и вперёд в танце символизировали непостоянство, и интересным фактом является то, что такие танцы в основном исполняли женщины. Мужчины редко участвовали в таких танцах.
Существует также специальный вид танцев с хлопками. Хлопая, народ выражал не только радость и ликование, но и боролся против зла, пугая тем самым силы зла.
Траурные танцы
Народ Армении вкладывал смысл в каждое движение и его направление. Во время танца движение вправо означало движение в правильном направлении. А правильным считается движение к добру и процветанию. Движение влево означало невезение, неудачу.
В старину, во времена засухи, когда земля не приносила никакого урожая, люди оплакивали эту потерю, исполняя танец, направленный влево — танец засухи, который также назывался «обратный танец».
В древние времена траурные танцы исполнялись и во время похорон.
Через один или два месяца после смерти родственника, чтобы вывести семью из траура, друзья и родные погибшего собирались, навещали скорбящих родственников, заставляли их есть, пить и танцевать. Эта церемония символизировала завершение траура. Явление так и называлось — «вывести из траура».
Военные танцы
Военные танцы исполняли не только военнослужащие, но и обычный народ, провожая солдат на войну, встречая их, отмечая победу или оплакивая поражение.
С древних времён военные танцы исполнялись не только мужчинами, но и женщинами. Так было у многих народов. Пока мужчины сражались, женщины танцевали военные танцы и верили, что этим они «обеспечат» победу своих мужей.
В военных танцах движения назад и вперёд символизируют отступление и атаку, ожидание и победу солдат.
Военные танцы исполнялись также во время похорон, особенно если покойный при жизни был связан с военным делом.
Ярхушта
Этот танец в основном был распространён в Сасуне. Легенда о танце Ярхушта гласит, что противник, услышав звуки зурны и дхола и увидев гордый военный танец армян, отступил и покинул поле боя, даже не сразившись. По некоторым свидетельствам, войска генерала Андраника и Геворга Чауша встречались перед боем и, чтобы понять, чьи войска сильнее, танцевали ярхушту. Танцевали до тех пор, пока ладони одного из войск не повреждались от сильных ударов.
Ярхушта является одним из немногих танцев, который со временем не подвергся никаким изменениям.
Кочари
Самым распространённым танцем, дошедшим до наших дней с языческих времён, является кочари. Этот танец посвящён поклонению овну. В то время армяне считали, что если будут бесстрашными, как овен, то никто не сможет их поработить. До 19 века кочари танцевали только мужчины определённого возраста, а когда танец потерял своё ритуальное значение, его начали танцевать все. Существует много разновидностей танца кочари, так как разные регионы танцуют его по-разному. Своеобразные движения кочари изображены на петроглифах Сюника, которым не менее 12 тысяч лет.
Ритуальные движения танца кочари воплощают в себе идею жизни и укрепления божественных и человеческих положительных взаимоотношений.
В 2017 году армянский танец кочари был включён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Из памяти и повседневной жизни людей уже давно исчезли представления о том, что по сей день, они танцуют те танцы, которыми однажды околдовывали врагов или причиняли вред злым духам. Армянский национальный танец стал неотъемлемой частью повседневной жизни людей, их праздников и сценических представлений.
Ряд национальных танцев давно носит светский характер, многие из них были искоренены и забыты, но феномен национального танца продолжает оставаться уникальным и отличительным культурным элементом любой нации.
«ՍԱՍՆԱ ԾՌԵՐ» #aripariqochari #արիպարիքոչարի
Sevak Amroyan — Yarkhushta / Յարխուշտա
Армянские танцы: красота и отточенность
В богатом и многогранном армянском народном творчестве важное место занимают танцы. Они сложились в далекую пору первобытно-общинного строя и, видоизменяясь в той или иной степени, дошли до нас, сохранив красоту и отточенность форм.
Геворг Григорян (Джотто). «Танец», 1961. Национальная галерея Армении
О популярности народно-профессионального искусства упоминают историки и писатели Армении. По Мовсесу Хоренаци, провинция Гохтн (Нахичеван) славилась сказителями, певцами, танцорами и музыкантами. Плясуны сопровождали свои выступления игрой на музыкальных инструментах, чаще всего на бамбире (вид струнного инструмента). С V века многие деятели церкви стали официально выступать против искусства гусанов, чтобы народ не посещал «нечестивых зрелищ». Хотя духовенство боролось с игрищами, правители понимали, что во время массовых шествий и коллективных плясок укрепляется единство народа.
В праздничные дни исполнялись коллективные и сольные пляски, технические трудности которых могли преодолеваться путем постоянных упражнений. Как правило, руководили занятиями лучшие танцоры и люди преклонного возраста. Пляски и песнепляски исполнялись в различных помещениях жилого дома — в очищенном хлеву, на церковном дворе, на плоской кровле, дворе, улице, площади, току, кладбище, лужайке, поле, на склоне горы, на летнем пастбище, в местах богомолья.
По числу участвующих армянские пляски и песнепляски делятся на сольные, дуэтные, групповые и коллективные, часто всенародные. Пляски взрослых делятся на мужские, женские и совместные. В старину дети в плясках взрослых не участвовали: существовали специальные детские пляски — светские и обрядовые.
В обрядовых плясках строго соблюдается число, пол, возраст участников, состояние в браке, вдовство.
В коллективных плясках обычно построение в круг, полукругом, реже — в два ряда.
В старину было принято, чтобы сначала исполнялись скорбно-поминальные пляски в память предков. К началу XX века они приобрели уже светское содержание. Издавна считалось, что построение в круг оберегает от злых духов. Желая «поймать» их, движениями ног очерчивали сеть, переплетения, узлы. Узлы и сеть вместе с тем некогда живописали тяжелую судьбу человека.
Существует много армянских плясок с эпическим, лирическим или бытовым светским содержанием. Плясовые песни насчитываются тысячами, причем новые тексты обычно сочетаются со старинными припевами.
Веик Тер-Григорян. «Армянский танец», 1944. Национальная галерея Армении
Армянскому танцевальному искусству присуши определенные закономерности и ряд характерных особенностей. Таково — основное (превалирующее) направление движения участников. В армянских плясках встречаются шаги как вправо, так и влево: но одно из направлений, как правило, превалирует. Направление перемещения — одна из фундаментальных характеристик: она связана с магической функцией танца. Наибольшее число плясок в армянском народном творчестве имеет преобладающее продвижение участников вправо: так воплощается идея правильности, благополучия, удачи. Обратное направление — влево — символизирует неудачу. Армяне опасались произносить ĵах (дзах) — «левый», предпочитая рукой указывать направление и добавлять «туда» либо использовать слово t’ars (тарс) — «наоборот». Народное мышление нашло отражение в названии вида плясок с преобладающим продвижением влево: t’ars par (тарс пар) — «обратная пляска». Важно было также, с какой ноги начать движение.
Характер плясовых фигур. Образующие танец фигуры могут быть простыми, сводимыми к одной плясовой фразе, либо сложными. Последние объединяют ряд плясовых фраз, каждая состоит из нескольких движений.
Число исполнителей и семантика числовой символики. В большинстве плясок могли участвовать все присутствующие, без каких-либо ограничений. Это — коллективные пляски, исполнявшиеся на свадьбах, годовых праздниках, общественных сборах.
Если танцевала часть присутствующих, то такие пляски назывались групповыми. В зависимости от пола участников они могли быть мужскими, женскими либо смешанными. В смешанных плясках в построение сначала вставали мужчины, за ними следовали женщины, но последний мужчина и первая женщина должны были состоять в родстве.
В системе обрядовых плясок сохранилась символика чисел — чаще всего это 3, 4, 7, что характерно для традиционных верований армян. Числу 3 соответствует плясовая фигура erek votk’ (ерэк вотк), т.е. состоящая из трех шагов. Это означает сделать два шага-приставки, один шаг — вернуться. Разновидности этой фигуры: в три шага с прыжками, в три шага с ударами, в три ноги с переменным переносом тяжести тела.
В общественных танцах этот тип движений исполнялся в начале обряда как память о предках. Преобладало продвижение вправо. В свадебных танцах обязательным было трижды обойти круг. Исполнители несли зажженные свечи с тремя разветвлениями. Повторение числа 3 имело, по всей видимости, связь с трехчастной структурой древа жизни.
Другая распространенная плясовая фигура — č’ors votk’ (чорс вотк), т.е. состоящая из четырех шагов, что означает: два шага вправо и столько же — влево. В армянской танцевальной традиции, как и у многих народов, понятие правого связано с мужчиной, левого — с женщиной. Уравновешенность правого и левого была обязательной для свадебных обрядовых плясок: в них участвовали только супружеские пары, и число танцующих было непременно четным.
Григор Ханджян. Иллюстрация к поэме Геворга Эмина «Танец Сасунцев», 1975. Национальная галерея Армении
Методическое пособие » Армянский народный танец»
Муниципальное бюджетное учреждение
«Дом детского творчества»
Н.Р. Мурадян, педагог
Армянский народный танец
Данное пособие предназначено в помощь педагогам дополнительного образования, которые руководят хореографическими, культурологическими и социально-педагогическими объединениями. В данной разработке собраны сведения об истории народного армянского танца, о разных видах и жанрах танцевального искусства народа Армении.
Педагог ДО МБУ ДО «ДДТ» г. Алексин
Рассмотрено и рекомендовано
к применению в образовательном процессе
методическим советом МБУ ДО «ДДТ»
1. История Армянского народного танца
2. Характерные особенности Армянского народного танца
3. Виды Армянских народных танцев
1. История Армянского народного танца
В богатом, многогранном армянском народном творчестве большое место занимают танцы. Они сложились в далекую пору первобытно-общинного строя и, видоизменяясь в той или иной степени, дошли до нас, сохранив красоту и отточенность форм.
Вначале танцы выполняли определенные функции в обрядах язычников-армян. Многие предания и мифы пелись, разыгрывались в плясках и пантомимах.
До нас дошли сведения о широкой сети культурных центров на территории Армении III—II вв. до н. э. Наиболее значительными из них были Армавир, Еревандашат, Арташат, Вагаран, Ани, Аршамашат, Арсамея и др. Там были священные рощи-прорицалища. Нет сомнения, что в храмах этих городов наряду со жрецами и жрицами, танцовщицами и танцовщиками важные общественные функции несли и народные знатоки танцев, которые во время общенародных праздников руководили вереницей пляшущих.
Историки и писатели Армении упоминают о популярности народно-профессионального искусства. По МовсесуХоренаци (V в.) провинция Гохтн славилась сказителями, певцами, танцорами, музыкантами [1]. Плясуны сопровождали свои выступления игрой на музыкальных инструментах, чаще всего на бамбирне (инструмент вроде кастаньет).
Известно также, что старейшины из рода Арама в V в. во время празднеств разыгрывали представления на мифологические сюжеты с ряженьем и плясками, как, например, сошествие Ноя и его сыновей с Арарата. Во дворцах феодальной знати выступали наемные танцовщики и танцовщицы. Странствующие гусаны (мимы, скоморохи) пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, исполняли всевозможные акробатические номера.
В первобытно-общинном строе «обучение» велось посредством обрядов-инициаций, которые проводились половозрастными союзами.
Деление общины по возрасту (дети, подростки, юноши и девушки, холостые и незамужние, молодые женатые и замужние, мужчины и женщины среднего возраста, старики и старухи) послужило основой для возникновения соответствующих плясок внутри каждого союза. Более того, ряд исторических, письменных и устных источников указывает, что эти союзы являлись хранителями многих обрядовых, эпических, лирических плясок и театральных представлений. Они, видимо, были основным звеном в передаче традиционного фольклорного искусства от поколения к поколению.
Можно заключить, что союзы сыграли большую роль в формировании, сохранении и развитии духовной культуры народа. Более того, возможно, именно благодаря их упорному стремлению сохранить «дедовскую» культуру до нас дошли многие танцы, которые являются жемчужинами народного искусства.
Первые шаги в изучении танцевального и театрального фольклора Армении были сделаны довольно поздно. Лишь с середины XIX в. начали систематически издавать этнографические материалы и исследования, в которых приведены тексты плясовых песен, даны описания игр и народных представлений, изредка — записи мелодий; упоминаются названия некоторых танцев с характеристикой формы и содержания, указаны время и место их исполнения, но движения не зафиксированы.
Подлинное изучение армянского фольклора началось после установления Советской власти. В 1923—1924 гг. в Тифлисе была организована студия ритма и пластики, которой руководила СрбуиЛисициан. В программу обучения учащихся были включены городские танцы народов Закавказья и Северного Кавказа. Большинство из них было сценически обработано, как, например, «Шалахо», «Наз пар» и др.
В эти же годы В. А. Аведиковым, С. Т. Mxитаряном в Ереване были открыты школы танцев. В концертах учащихся этих школ-студий исполнялись сольные и дуэтные кавказские танцы. Наиболее популярны были «Шалахо», «Лекури», «Мирзаи», «Энзели», «Таракяма», «Узундара» и др. В 20-е годы большую роль сыграл этнографический ансамбль студии танца, руководимый В. Аристакесяном. О его выступлении восторженно отозвался А. М. Горький.
Начиная с 1957 г. интерес к народному танцу вновь стал усиливаться. Толчком послужило выступление на Республиканском фестивале самодеятельного коллектива с. Ашнак Талинского района (руководитель А. Аристакесян). В его репертуаре были подлинно народные и обработанные для сцены пляски Сасуна. Появление на сцене подлинных армянских плясок было встречено общественностью и прессой с большим интересом. Репертуар танцевального коллектива с. Ашнак оказал заметное влияние на репертуар профессиональных и самодеятельных коллективов Армении.
В настоящее время путем экспедиционного собирания материалов сотрудниками Института археологии и этнографии АН АрмССР записано свыше трех тысяч плясок, театральных представлений, игр, праздников и обрядов различных регионов Армении.
Наряду с собиранием проводится большая исследовательская работа. Изучение этого богатства позволило узнать особенности танцев той или иной области или района, определяющие их своеобразие и красоту.
2. Характерные особенности Армянского народного танца
Армянские народные танцы делятся на коллективные, групповые, дуэтные и сольные. В коллективных число участников практически не ограничено. Часто пляшут всем селом. Однако число участников находится в прямой зависимости от сложности танцевальных фигур и темпа танца. Так, если там много прыжков, темп быстрый, то, естественно, для правильного исполнения его необходимо ограниченное число участников. А в медленных коллективных плясках могут участвовать почти все желающие.
В групповых плясках участвуют не более восьми-десяти человек. Это сложные по своим движениям и ритму танцы, которые могут исполнять лишь талантливые танцоры.
Замечательное место в групповых танцах занимают пляски-состязания, где участники делятся на две партии. Число пар обычно не превышает четырех-шести.
В дуэтных плясках участвуют мужчина и женщина или лица одного пола.
Сольные пляски могут исполнять как мужчины, так и женщины. Чаще всего они женские. Как правило, эти пляски трехчастные. Медленная часть может быть в начале либо в середине. В старину сольные пляски начинались с медленного темпа. Сейчас наблюдается обратное явление, сложившееся, по-видимому, под влиянием городского танцевального фольклора или сценических танцев.
Деление участников по полу и возрасту — одна из наиболее характерных черт армянского танцевального фольклора. Пляски бывают по составу смешанные, мужские, женские и детские. В смешанных плясках прослеживаются два вида построения: сначала мужчины, потом все женщины или мужчины и женщины вперемежку.
Предводителем (ведущим), чаще всего был мужчина среднего возраста. За ним следовали женатые, далее холостые парни, женщины и, наконец, девушки. Причем последний мужчина и первая женщина должны были состоять в родстве или свойстве. В таком построении явно проступает определенная иерархия, отражающая правовое положение в обществе. Важно и то, что даже в круговых плясках, где нет фактически ни первого, ни последнего танцора, мужская половина ассоциировалась с «головой», авангардом, а женская — с концом, «хвостом».
В построении в ряд это деление на «голову» и «хвост» было уже явным. Вообще считалось более почетным стоять ближе к ведущему. Это было местом самых уважаемых людей и лучших танцоров. Не менее почетным было стоять в построении самым последним. Им тоже обязательно был мужчина.
Ряд плясок в древности был связан с верованиями, обрядами. Очень часто содержание этих плясок зависело от пола исполнителей и их возраста. Как показывает изучение плясок конца XIX и начала XX в., ограничение по полу и возрасту особенно строго соблюдалось во время праздников, имевших связь с циклом сельскохозяйственных работ, и на свадьбах. Так, например, «Махохапури пар» исполняли в первый день великого поста только мужчины преклонного возраста. Они же исполняли «Пыпызов пар» (ползунок). Интересно, что оба танца содержат элементы пантомимы.
В воинственных и военных плясках участвовали только мужчины. Участие в них женщин — явление довольно редкое.
В театрализованных действиях, конных состязаниях, в шествиях с ряженьем, играх, ряде церемоний с плясками участвовали в основном холостые парни и девушки. Особенно велика была их роль во время свадьбы, в частности на девишнике и мальчишнике. Молодежь всегда была в центре внимания и на праздниках годового цикла. Она организовывала игры, пляски во время масленицы, сбора полевых цветов и съедобных трав, устраивала гаданья, обливание водой и так далее. Но все-таки за правильностью исполнения всех перечисленных действ строго следили наиболее знающие мужчины и женщины. Холостые и незамужние девушки имели право участвовать со старшими в смешанных по составу плясках.
Детям не разрешалось плясать со взрослыми. Изредка они участвовали в наиболее легких коллективных плясках.
Уже к середине XX в. регламентация по полу и возрасту в большинстве своем стала забываться. Танцы приобрели светский характер. Но старшее поколение еще помнит многие существовавшие правила. Расспрашивая знатоков фольклора, можно восстановить былой вид танца, определить его содержание.
В армянских коллективных плясках важную функцию выполняли танцоры, стоящие впереди построения и в конце его. Первого называли параглух, что означает глава пляшущих, корифей, предводитель, последнего танцора — пари поч: «хвост» пляшущего ряда, замыкающий.
В коллективных плясках был необходим руководитель, который вел бы всех за собой, давал команду для перехода от одной части танца к другой, следил за правильностью исполнения движений, ритмом, вокальным сопровождением и соблюдением общего направления движения участников.
Все танцоры должны были располагаться так, чтобы видеть предводителя. Поэтому он стоял впереди вереницы или полукруга. Женщина могла быть предводителем только в женских плясках. Лишь изредка в смешанных плясках разрешалось быть предводителем очень талантливой, искусной в пляске и всеми уважаемой женщине.
Замыкающим тоже должен быть хороший танцор, чтобы руководить стоящими в конце, помогать им выравнивать построение, сохранять общий рисунок танца путем увеличения ширины или длины шага и пр. Замыкающим во всех плясках, за исключением женских, был мужчина. Если, танцуя, все поворачивались в обратную сторону, он становился предводителем. Иногда бывало даже так, что последний танцор, замыкающий, своим искусным мастерством мог увлечь всех и изменить направление пляски на обратное. Это означало поражение предводителя, рассматривалось как оскорбление, а иногда, как, например, в обрядовых плясках, считалось дурной приметой.
В коллективных плясках, кроме замкнутых круговых, у предводителя и замыкающего одна рука всегда свободна. Обычно эти танцоры держат в руках по большому цветастому платку. Кончик платка зажимают между указательным и средним пальцем, поддерживая его большим. Во время танца предводитель и замыкающий помахивают им на уровне выше плеча.
Поскольку в круговом построении предводитель не выделялся из общей линии пляшущих, то в некоторых случаях он мог выходить в центр круга и становиться распорядителем. Тогда он выполнял функции предводителя и замыкающего, становясь главой всех пляшущих. Возможен другой вариант — распорядитель и предводитель.
Распорядителем обычно был уважаемый всеми остроумный человек, умелый и талантливый танцор.
В ряде районов в конце XIX в. у распорядителя была палка, которой он размахивал, подавая команды. Если кто-либо часто сбивался, то распорядитель движением палки выводил его из круга. Когда надо было подать сигнал закончить пляску, он палкой разъединял сцепленные руки пляшущих. Иногда танцоры не хотели останавливаться. Тогда распорядитель, видя, что его не слушают, удалял музыкантов.
3. Виды Армянских народных танцев
Армянский Народный Танец Узундара
Узундара – это танец, в котором отображена вся женственность армянской женщины. Женский сольный танец произошел в Арцахе, который был танцем невесты. С этим танцем невеста прощалась с родительским домом и готовилась к новой жизни. Узундара – медленный танец, в которой раскрывается вся грация и женственность девушки.
Армянский народный танец Кочари
Если Вы хотите поближе познакомиться с армянскими народными танцами, советуем принять участие в народных гуляньях и праздниках. Ни одно массовое гулянье не проходит без народных танцев, в которых радужно принимают участие как взрослые, так и дети. Гости обожают собираться в круг и танцевать кочари. Танец – это уникальный язык, который сближает и лучший способ узнать народ.
Кочари самый популярный и, несомненно, самый главный из армянских народных танцев. Изначально, кочари танцевали перед битвой, чтобы разогреть солдатов, и придать дух. Сегодня же, кочари танцуют на всех праздниках – составляя длинную цепь из танцующих и синхронно повторяя шаги.
Армянский народный танец Ярхушта
В танце “Ярхушта” проявляется весь темперамент армянского народа. Именно танец Ярхушта уходит корнями в языческую Армению. Танец сопровождается барабаном. В танце участвуют двое, которые с воинственными криками приветствуют друг друга и начинают биться.
Армянский Народный Танец Берд
Еще один воинственный танец, в котором участвуют только мужчины, исполняется с мечами, саблями или заостренными палками. Это еще одно представление о том, как сражались воины и как героически побеждали. Танец с саблями исполняли перед битвой для придания духа и храбрости солдатам.
Кавказские танцы отличаются темпераментом, который волнами передается как зрителям, так и танцующим. Армянские народные танцы несомненно темпераментные, танцы подчеркивают несокрушимый дух армян. История армянского танца стара, как сама Армения и не менее интересна. Сегодня мы попробуем рассказать самое интересное об истории армянских танцев.
В языческой Армении танцы имели особое значение. С помощью танцев рассказывалась история и проходил обряд. Именно с тех времен ни один армянский праздник не проходит без народных танцев. Это своеобразный обряд для поднятия духа и сплочения народа.
В языческой Армении и даже в средневековой Армении с помощью танцев рассказывались целые легенды. Кроме танцоров, в представлениях участвовали медведи, обезьяны, артисты и гусаны (музыканты).
Одним из особенностей армянского танца в том, что у каждого региона есть свой особый вид танца и костюмы. С помощью танца они рассказывали о своих обычаях, традициях и культуре. Изучая ту или иную армянскую провинцию, необходимо изучить танцы – как неотъемлемую часть народа.