Как сыграть на детской гармошке
Самостоятельное обучение игре на гармошке
21-й век на дворе, а голосистая гармошка, как и много лет назад, радует нас своими переливчатыми, задорными напевами. И протяжная мелодия, исполняемая на гармони, не оставит равнодушным ни одного слушателя. Самостоятельное обучение игре на гармошке доступно каждому, кто любит ее звучание и очень хочет исполнять музыку на этом инструменте.
Для любителей закрепились несколько методик освоения гармони. И поэтому первое, с чем необходимо определиться на начальном этапе обучения, какой методики придерживаться.
Первый способ – обучение «с рук»
На просмотре видео уроков опытных мастеров, наблюдении за их игрой со стороны, и опоре на свой музыкальный слух собственно и строится первый способ обучения игре на гармошке. Он заключается в том, чтобы, минуя этап изучения нотной грамоты, приступить сразу к игре на инструменте. Такой вариант подходит для любителей народной музыки, которые никогда не занимались профессионально, но от природы наделены неплохими музыкальными данными.
В этом случае, как нельзя, кстати, будут записи авторитетных исполнителей в видео-формате, их обучающие видео-материалы. Кроме того, пригодятся аудио песен и наигрышей для подбора мелодий по слуху. А игру на инструменте по нотам вы сможете освоить и позднее, когда решены будут уже многие технические моменты.
Посмотрите видео-урок Павла Уханова:
Второй способ – традиционный
Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов. В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют. Главное, не отчаивайтесь!
Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. Кроме того, от нашего сайта вы можете получить в подарок отличный самоучитель по нотной грамоте (дарится всем желающим)!
Оба описанные выше варианта обучения игре на гармошке, при регулярных и осмысленных занятиях дадут хороший результат. Скорость обучения, конечно, зависит от ваших способностей, количества и качества тренировок. Ну а если же вы воспользуетесь тем и другим способом, заранее спланировав их гармоничное сочетание, то результат не заставит себя долго ждать.
Правила начинающего гармониста
Ну вот, пожалуй, и всё для начала. Дерзайте! Вдохновляйте себя, слушая популярных исполнителей и задорные напевы! Трудитесь ежедневно, а результатами ваших трудов будут песни, которым, несомненно, порадуются родные и близкие, собравшись за семейным столом!
Табы для губной гармошки
Губная гармоника славится тем, что на ней можно научиться играть, даже не зная нот. Опытные музыканты, разумеется, возразят, что это совсем не так. В помощь тем, кто хочет быстро научиться играть несколько любимых песен, чтобы удивить своих друзей, или просто в свое удовольствие поиграть, была создана табулатура. Использовать табы для губной гармошки – лучший вариант для начинающих познакомиться с инструментом в короткий срок.
Табулатура, либо табы – удобный и доступный способ записи музыкальных произведений, не использующий нотные обозначения, обозначения пауз и длительностей. Табулатуры существуют для многих инструментов, в их число входит гитара, бас-гитара, губная гармоника. Табы, используя интуитивно понятный язык символов, прямо указывают музыканту, что ему нужно делать с инструментом. В случае гитары – на каком ладу какую струну зажать, а в случае губной гармоники – как и в какое отверстие дуть.
Как читать табы для губной гармошки
Табулатура губной гармошки содержит информацию о том, в какое отверстие, и каким образом следует дуть. Однако, табы не говорят о длительностях нот, паузах и других музыкальных тонкостях, поэтому, для правильного прочтения табулатуры, необходимо хорошо помнить мелодию песни, либо включить её на фоне, непосредственно во время обучения.
В целом, табы представляют собой ряд символов и цифр, которые читаются слева направо. Цифры в табулатуре обозначают порядковый номер отверстия, символ «-» означает вдох, символ «+» означает выдох. Правда, иногда встречаются и другие обозначения одного и того же явления. Давайте подробнее разберемся во всех наиболее часто встречающихся обозначениях табулатуры для гармоники.
Условные обозначения табулатуры для губной гармоники:
«4» – порядковый номер отверстия, слева направо;
«b» или «’» (одинарная кавычка) = бенд на один полутон. Музыкант как бы вытягивает ноту;
«Bb» или «»» – бенд на два полутона;
«bbb» или «»’» – бенд на три полутона;
«(345)» – аккорд на вдох (соответствующие номера отверстий губной гармошки пишутся в скобках);
«[345]» – аккорд на выдох;
» – вибратто через четвертое отверстие на вдох;
«o» = оверблоу, или передувка (сильный выдох, повышающий тон на одну ноту). Пишется как 1 o, 2 o, 3 o и тд. Кроме того, символ оверблоу может располагаться над номером отверстия.
«В лесу родилась ёлочка» для губной гармошки
Для примера возьмем табы русских песен для губной гармошки, а именно – табулатура «В лесу родилась ёлочка», известная каждому:
В лесу родилась елочка,
(4) 2 2 4 4 ((3) (3)» (3)быстро) (2)
Зимой и летом стройная,
Как видно, в данной схеме вдох и выдох изображен при помощи скобок – число со скобками означает вдох, число без скобок – выдох. Бенды указаны кавычками. Давайте рассмотрим другой вариант табулатуры этой песни, с иным написанием:
В лесу родилась елочка,
Зимой и летом стройная,
В этот раз мелодия играется несколько иначе. Кроме того, изменилось и написание табулатуры. В сети вы встретите несколько различных вариантов написаний одной и той же мелодии. Со временем вы научитесь понимать их все, ведь их не так много.
Простые табы для губной гармошки
Мы решили прикрепить к статье популярные мелодии для губной гармошки, написанные в виде табулатуры. Используя наши условные обозначения, вы легко разучите понравившиеся композиции.
«Августин» на губной гармошке табы
O, du lieber Augustin, Augustin, Augustin,
Ах, мой милый Августин, Августин, Августин,
O, du lieber Augustin, alles ist hin.
Ах, мой милый Августин, Всё прошло, всё!
Geld ist weg, Mäd´l ist weg, Alles hin, Augustin.
Денег нет, счастья нет, Всё прошло, Августин!
O, du lieber Augustin, Alles ist hin.
Ах, мой милый Августин, Все прошло, все!
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Урок3: простые мелодии для правой руки и «соединение» двух рук
Здравствуйте, уважаемые начинающие и не очень гармонисты. Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!»
В предыдущих уроках(урок1 и урок2) мы познакомились с правой и левой клавиатурой гармони-хромки. Я долго думал, о чем лучше сделать третий урок и решил, всё-таки, рассмотреть тему, обозначеную в названии этого материала. Давайте попробуем разучить простые однокнопочные мелодии из тех, что являются традиционными для исполнения на гармони.
Что значит «однокнопочные мелодии»? Поясню: так я называю мелодии в простейшем варианте, которые исполняются без аккордов и переборов. Просто чистая, голая мелодия. Самое то для начала обучения игре на гармони.
Начать предлагаю с затасканной уже, наверное, всеми начинающими «Частушки»…
Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и Цыганочки
Тут, на всякий случай, сделаю небольшое отступление: дело в том, что название «Частушка» здесь очень и очень условное, так как оно с полным правом может применяться и для многих других народных наигрышей. А данная мелодия(которую мы будем изучать сейчас) отчетливо прослушивается, хоть и под «слоем» украшений(аккордов, переборов и других технических приемов), во многих общерусских наигрышах, имеющих, казалось бы, совсем разные названия: Подгорная, Елецкого, Страдания, Досада и некоторые другие.
В нижеследующем видео сначала звучит Частушка, затем идут Барыня, Матаня и Цыганочка.
Привожу цифровую запись этих мелодий для правой руки(смотрите цифровое представление клавиатуры гармони):
Частушка: (19-19-8-19)-(7-7-19-7)-(18-18-7-18)-(6-5-5)
Барыня: (19-18-18)-(7-19-18)-(8-7)-(19-18-18)-(7-19-18-8)
Матаня: (18-18)-(6-6)-(18-18-6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5-6)-(18-18)-(6-6)-(18-18)-(6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5)
Цыганочка: (20-8-20-8)-(8-19-8-19)-(19-7-19-7)-(7-18-7-18)-(18-6-18-6)-(6-17-6-17)-(6-6-18-6)-(17-19)
Цифровую запись этих мелодий для левой руки смотрите в Уроке2, где мы знакомились с левой клавиатурой. Эти мелодии вы уже давно должны знать и исполнять без «затыков»(по кайней мере те, кто ознакомился со вторым уроком в момент его опубликования два месяца назад и кто следовал приведённым там рекомендациям).
Добавляем аккорд в конце
Теперь давайте добавим в конце каждой разученной вами мелодии аккорд. Вернее, не добавим, а заменим аккордом нажатие одной кнопки, которым мы завершали эти мелодии. Здесь аккорд будет применяться, как акцент, подчеркивающий завершение куплета. Этим самым мы начнем понемногу учиться применять аккорды в игре.
Цифровая запись этих аккордов(добавляем их вместо последней цифры в оцифровке):
Частушка: 5-6-7
Барыня:17-18-8
Матаня:5-6-7
Цыганочка:17-18-19
Синхронизация,соединение двух рук при игре на гармони
К сожалению, ни один самоучитель не останавливается подробно на этом моменте. Почему-то считается, что обьединение игры двух рук пройдет для начинающего гармониста быстро и безболезненно.
Мне не раз приходили просьбы обьяснить, как обьединить игру левой и правой рукой… Хм… Ну что тут сказать нового?… Вспоминая свой личный опыт в этой области, скажу, что у меня это стало получаться после долгих и упорных попыток на примере тех же Барыни и Частушки. Но было это давно, лет 13 назад, когда играл я урывками на дедовой гармони и о серьезном изучении данного инструмента даже не помышлял. Просто был какой-то азарт…
Для начала могу посоветовать вот что: учите мелодии для левой руки, оцифровка которых приведена во втором уроке, где мы знакомились с левой клавиатурой. Как я уже не раз говорил, эти мелодии нужно отработать до полного автоматизма, чтобы вы, не глядя на клавиатуру, не задумываясь о моменте смены направления движения меха, без проблем играли их быстро и четко.
А нужно это для того, чтобы, начиная соединять руки, вы уже не пытались разделить внимание на обе руки и не думали, куда и в какой момент должна нажимать левая рука. Вы сосредоточитесь на исполнении мелодии правой рукой, под аккомпанемент, исполняемый левой.
Знайте, в мелодии правой руки в определенный момент времени звучат те же самые звуки, что и в левой руке. Только в левой они гораздо ниже и по научному это называется звучание «в октаву». В следующем видео показано на примере вышеупомянутых мелодий, какие именно звуки правой клавиатуры созвучны каждой паре бас-аккорд аккомпанемента(сначала я играю эти созвучия, а потом-саму мелодию обеими руками). Как вы можете увидеть в этом ролике, на каждые два нажатия в левой клавиатуре приходится одно нажатие в правой и длится это нажатие, пока звучат оба звука(бас и аккорд) в левой. Попробуйте и вы это повторить.
Цифровая запись:
Частушка: 19-7-18-5
Барыня: 19-7-19-8
Матаня: 18-6-17-6-17-5
Цыганочка: 8-19-7-17
Понимаете, о чем я? Повторюсь: для начала вы должны отработать до автоматизма партии левой руки в простейших мелодиях и научиться играть под этот аккомпанемент правой рукой КАК ПОД ЗАПИСЬ.
Левая клавиатура-ведущая!
Наверное поэтому и советуют начинать изучение какой-либо мелодии по нотам или подбор её на слух именно с левой клавиатуры(по поводу изучения по нотам могу согласиться полностью, а вот если подбирать на слух, то лично я предпочитаю начинать с мелодии, а затем-подбирать к ней аккомпанемент, что, возможно, и неправильно, но мне почему-то так легче).
На следующем видео я играю те же самые мелодии, но уже двумя руками. Я специально подобрал их так, чтобы на один звук в левой клавиатуре приходился ровно один звук в правой. Это самый простой вариант для соединения двух рук в игре(гораздо труднее, когда на одно нажатие в левой будет приходиться несколько нажатий в правой). Смотрите и повторяйте.
Напоследок покажу на примере Частушки,как её можно «развить» в процессе игры от простого к более сложному с помощью различных вариаций(это видео просто для ознакомления):
На этом позвольте считать третий урок законченым. Не забывайте, что для того, чтобы у вас что-то начало получаться, нужно пробовать, пробовать и, еще раз, пробовать. Кто ничего не делает, тот ничего и не сможет добиться. А я надеюсь, что этот урок будет полезен хоть кому-нибудь, кто желает научиться играть на гармони. До новых встреч!
Методическая разработка музыкально-дидактических игр «Веселая гармошка» для детей старшего дошкольного возраста
Людмила Медведева
Методическая разработка музыкально-дидактических игр «Веселая гармошка» для детей старшего дошкольного возраста
Цель и назначение музыкально-дидактических игр-формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В соответствии с этим музыкальнодидактические игры имеют следующие задачи:
*Развитие звуковысотного слуха
*Развитие чувства ритма
*Развитие тембрового и динамического слуха
*Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
*Развитие творческой активности
*Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.)
*Обогащение новыми впечатлениями.
*Укрепление сердечно сосудистой, двигательной систем
*Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной
*Развитие быстроты двигательной реакции.
Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, срав-нить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкальнаяигра имеет следующие задачи:
СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
«Веселая гармошка»
В руки мы гармонь возьмем,
То растянем, то сожмем.
С нами поиграть он рад!
Педагог: Все они разного цвета и конечно же, у каждого разного характера. Вот, напри-мер, у эта красная нотка вот такая, посмотрите.
(Педагог прикладывает изображение к нотке.)
Педагог: Ребята, какое у неё настроение?
Дети: Весёлое, радостное.
Педагог: Красная – задорная, озорная, звонкая.
Весело хохочет, веселиться хочет.
Педагог: Ребята, назовем нотку «Веселушка». У неё для вас есть любимая музыка. Вот по-слушайте, она называется «Клоуны», а написал ее композитор Дмитрий Дмитриевич Каба-левский. (Дети прослушивают музыкальное произведение.)
1. ИГРЫ НОТКИ «ВЕСЕЛУШКИ». (Ладовая)
Вариант 1 (Возраст детей от 4 до 5 лет).
Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера. Учить различать смену характера музыки, форму музыкального произведения
Игровой материал: Карточки с изображением клоунов веселого и грустного.
Муз.материал: «Клоуны «Д. Д. Кабалевского.
Ход игры.
(Дети слушают музыку и определяют ее характер.)
Педагог: Дети, какая музыка по настроению?
Дети: Веселая, задорная, озорная.
Педагог: Ребята, как меняется характер произведения?
Дети: В начале, музыка весёлая, задорная, в середине меняется, звучит тихо, неуверенно, а потом снова весело.
Педагог: Ребята, а почему произведение называется «Клоуны», а не «Клоун»?
Дети: В музыке рассказывается о двух клоунах.
Педагог: А какие это клоуны?
Дети: Веселый и грустный.
Педагог: Молодцы! Первый клоун веселый, умелый, а второй – грустный, неумеха, все у него валится из рук. Ребята, посмотрите, у нашей гармошки есть вот такие кармашки с разноцветными нотками на них. Это «домики наших ноток. Посмотрим, что «Веселушка» нам приготовила! (Педагог показывает на левую часть гармошки, где расположены кар-машки с разными цветами ноток – «домики». Достает из кармана карточки с изображе-нием Клоунов –веселого и грустного.)
Педагог: Ой, ребята, посмотрите, Веселушка для вас приготовила игру! Здесь лежат кар-тинки. Кто на них изображен?
Дети: Клоуны, веселый и грустный.
Педагог: И они пришли с вами поиграть. Пока будет звучать музыка, вы будете угадывать и показывать мне, когда танцует веселый клоун, а когда грустный.
Педагог: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием нотки Веселушки.
Вариант 2: Возраст детей от 5 до 6 лет.
Игра «Угадай, что звучит?»
Цель: Развитие у детей ощущения эмоционального настроения произведения. Закреплять ощущение динамических оттенков, мелодических интонаций. Находить выразительные тембры инструментов, передающих настроение музыки.
Игровой материал: Карточки с изображением музыкальных инструментов: бубна, коло-кольчика и барабана по 6 карточек. Музыкальные инструменты: бубен, барабан, коло-кольчик. Ширма.
Музыкальный материал: «Клоуны «Д. Д. Кабалевского; «Вальс – шутка» Д. Шостакови-ча.
Ход игры.
Дошкольники слушают все произведение, определяя его ритм, настроение. Затем детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов: бубна, барабана, коло-кольчика.
Во время слушания произведения, педагог за ширмой подыгрывает на каком-либо инстру-менте, изображенном на карточках. Дети должны прослушать и угадать какой инструмент звучит за ширмой и правильно показать карточку с изображением того или иного инстру-мента.
Вариант3: Игра «Веселый оркестр».
Цель: Развитие музыкального творчества, чувства ритма, внимания.
Оборудование: Три карточки с изображением музыкальных инструментов: бубна, бара-бана, колокольчика. Наличие перечисленных музыкальных инструментов.
Муз.материал: «Клоуны «Д. Д. Кабалевского; «Вальс – шутка» Д. Шостаковича.
Педагог предварительно дает детям прослушать музыкальное произведение. Детям разда-ются музыкальные инструменты: бубен, барабан, колокольчик, по выбору ребенка. Во время слушания педагог показывает дошкольникам карточку с одним из предложенных музыкальных инструментов. Задача детей, озвучить карточку соответствующим инстру-ментом.
2. ИГРЫ НОТКИ «СКАЗОЧНОЙ» (характерная)
Вот оранжевая нотка, яркая как радуга.
В ней загадок нам не счесть,
Таинство в ней, дети, есть.
Педагог: Посмотрите, ребята, какая она загадочная, таинственная. У «Сказочной» нотки есть для вас сюрприз. Она приготовила для вас сказку, не простую, а музыкальную. Она называется «Петя и волк». А написал к ней музыку С. С. Прокофьев. Каждый персонаж сказки изображается каким – то похожим на него по характеру инструментом. У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая всегда звучит, когда он появляется. У птички – своя, и у кошки – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. (Дети заранее слушали сказку, и она им знакома.)
Игра «В гостях у сказки».
Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи ее содержанием и разви-тием музыкального образа.
Игровой материал:Картинки с изображением героев сказки: Петя, птичка, утка, кошка, дедушка, волк, охотники. Карточки с музыкальными инструментами: флейта, гобой, фагот, валторна, кларнет, струнные инструменты, ударные инструменты.
Муз.материал: Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»; темы персонажей.
Педагог: Дети, посмотрите, у Сказочной нотки в домике припасены для вас сюрпризы.
(Педагог достает из кармашка карточки с картинками персонажей сказки. Дети полу-чают картинки на руки и прослушивают темы героев сказки.)
Ход игры.
Дошкольники слушают все темы героев, определяя их характер, настроение.Затем детям раздаются карточки с изображением героев сказки: Пети, дедушки, птички, утки, волка и охотников. Во время слушания произведения, дети каком-либо инструменте, изображенном на карточках. Дети угадывают по звучанию музыки Героев сказки и поднимают опреде-ленную карточку. Можно предложить дошкольникам сыграть театральную постановку сказки, когда они хорошо ее выучат.
3. ИГРЫ НОТКИ «ГРУСТИНКИ». (Ладовая)
Это нотка – голубая, плачет слезы утирая.
И всегда печальная, плаксивая, страдальная.
Вы Грустинку успокойте, нежно песенку ей спойте.
Педагог: У нотки грустинки есть своя любимая музыка, послушайте ее.
Дети прослушивают произведение П. И. Чайковского «Болезнь куклы».
Педагог: Какая музыка по характеру? (Грустная, печальная, нежная.)
Педагог: Ребята, назовите инструмент, на котором исполняется произведение? (Фортепи-ано.)
Педагог: Какие динамические оттенки вы услышали в музыке? (Мелодия в начале тихая, потом звучит громче, затем снова затихает.)
Педагог: Правильно, эмоции меняются на протяжении всего произведения. Ребята, а сейчас мы поиграем с Грустинкой. Посмотрите у нее в домике есть два колокольчика, один Боль-шой, другой маленький. (Педагог достает из кармашка картинки с колокольчиками.)
Цель: Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо и громко.
Игровой материал: Картинки с колокольчиками разного размера.
Муз.материал: П. И. Чайковского «Болезнь куклы»; Г. Свиридов «Ласковая просьба».
Ход игры.
4. ИГРЫ НОТКИ «Мелодичная». (жанровая)
Эта розовая нотка, нежно песенку споет
И станцует с вами польку, и вальсировать пойдет.
Цель: Учить различать средства музыкальной выразительности, оттенки настроений. Раз-личать эмоциональную окраску песен, имеющих сходные изобразительные моменты, но разный характер танцевальной (полька, вальс).
Муз.материал: И. Штраус «Вальс весенние голоса» И. Штраус «Императорский вальс». Р. Н. п. «Во поле береза стояла» И. С. Моцарт «Колыбельная». М. И. Глинка «Полька»
Подготовка к игре: Педагог знакомит с детей с музыкальными произведениями, опреде-ляют их характер, жанр, настроение.
Игра «Танцуем и поем».
Цель: Научить различать дошкольников жанры музыки: танец и песню.
Игровой материал: Карточки с изображением поющих и танцующих детей.
Муз.материал:По выбору педагога детские знакомые детям песенки: «Антошка», «Улыб-ка». И. Штраус «Вальс весенние голоса» И. Штраус «Императорский вальс». Р. Н. п. «Во поле береза стояла» И. С. Моцарт «Колыбельная». М. И. Глинка «Полька»
Ход игры.
Вариант 1. Ритмическая.
Дошкольники прослушивают отрывки произведений. Угадывают их название и определяют жанр. Если звучит песня, дети прохлопывают ее ритм в ладоши,если танец: вальс – кру-житься, а полька – протопать ритм ногами.
Дети прослушивают отрывки музыкальных произведений. Детям раздаются карточки с изображением поющих и танцующих детей. Объясняется назначение пособия. Звучат му-зыка, дети
определяют ее жанр и поднимают соответствующую картинку.
5. ИГРЫ НОТКИ «МАРШ». (жанровая)
Вот в мундире на парад гордо шествует она,
Ноточка зеленая четко отбивает шаг!
Цель: Познакомить детей с различными видами марша, научить различать их.
Игровой материал: Карточки с изображениями марширующих солдат, спортсменов, де-тей, оловянных солдатиков.
Муз.материал: П. И. Чайковский «Марш оловянных солдатиков» П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» «Детский военный марш»; «Спортивный марш»; «Марш Победы»; «Марш Славянки».
Ход игры.
Значение музыкально-дидактических пособий и игр у детей дошкольного возраста «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» «Игра.
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма (старший дошкольный возраст) Марина Савельева «Воздушные шары» Цель:.
Картотека музыкально-дидактических игр для старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр (старший дошкольный возраст) Марина Савельева «Ассоциации» На развитие музыкального слуха Цель:.
Картотека музыкально-дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста Д. М. И. №1 «Где мои детки?» Цель: развитие звуковысотного слуха. Игровой материал: четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу.
Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук «Экология» Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Экология» Подготовила воспитатель.
Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Экологический Лэпбук» Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Любите и охраняйте природу» Подготовила.
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Методическая разработка по теме: мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Цель мастер-класса:.
Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» В настоящее время возрастает приоритет народной педагогики как уникально-комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития.
Методическая разработка театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста «Репка» Методическая разработка театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Репка» для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста» Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: обучить детей дошкольного.