чуйский тракт рейтинг national geographic
Автор
В 2016 году российское издание National Geographic составила свой рейтинг 10 самых красивых автодорог мира. И 5-е место в этом ТОП-10 занял Чуйский тракт. Сегодня нам предстоит путешествие по самой красивой дороге России.
Включение Чуйского тракта в ТОП-10 самых красивых дорог мира редакция National Geographic сопроводила таким комментарием:
«Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно, что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию.
Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы».
Понятно, что приехав на Алтай, мы не могли не прокатиться по легендарному Чуйскому тракту. И так получилось, что мы его проехали весь. Ведь Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (до 2018 года трасса М52) начинается не в Бийске, как пишет National Geographic, а в Новосибирске, куда мы прилетели и откуда на машине отправились в Горно-Алтайск. А заканчивается Чуйский тракт в селе Ташанта на границе с Монголией. Хотя нет, заканчивается именно автодорога Р256, но продолжается трансазиатская магистраль AH4 Новосибирск – Карачи (Пакистан), одним и отрезков которой и является Чуйский тракт.
Длина Федеральной автомобильной дороги Р256 «Чуйский тракт» 968 км. Она пересекает Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Сразу скажу: к Чуйской долине дорога не имеет никакого отношения. Свое название Чуйский тракт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части Республики Алтай.
Самый интересный для туристов участок трассы – от Бийска до Кош-Агача протяженность 630 км. Это собственно и есть исторический Чуйский тракт. Его условно разделить на две части. Среднегорная часть – от Бийска до Акташа – это туристический центр Алтая с хорошей инфраструктурой, большим количеством сел, туристических баз и достопримечательностей. Высокогорный отрезок от Акташа до границы с Монголией практически необитаемый до самого Кош-Агача.
Уже сама поездка по Чуйскому тракту – незабываемое приключение. Виды по дороге открываются просто умопомрачительные, особенно на высокогорных участках. А еще по пути есть несколько удивительных мест, на которые мы заглянули. Итак, вот то, что нам удалось увидеть.
Семинский перевал(582-й км Чуйского тракта). Первая остановка на нашем пути – Семинский перевал. Высота перевала 1717 м. Подъем на него довольно затяжной и не очень заметный. Сразу и не поймешь, что ты поднимаешься вверх. Видно только, как меняется растительность и постепенно появляется лежащий вдоль дороги снег. Ну и уши закладывает.
Свое название перевал получил от Семинского хребта, который пересекает дорога. На вершине перевала стоит стела в честь 200-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи.
Есть также небольшой рынок, кафе, туалет.
В одном из кафе мы попили чай на алтайский травах и попробовали местный вкусняшку чох-чох, которую. местные называют «алтайской рафаэлкой».
Памятник суслику-кормильцу. В Каракольской долине недалеко от села Бичикту-Боом в Онгудайском районе стоит необычный монумент – памятник суслику-кормильцу.
Скульптура представляет собой образ босоногого мальчика, полуодетого в алтайскую шубу, в руках он бережно держит маленького суслика. Это животное в голодные военные и послевоенные годы в буквальном смысле спасало многих алтайцев от голода.
С сопки, на которой стоит памятник, открывается красивый вид на Каракольскую долину.
На вершине перевала есть смотровая площадка, а также кафе, сувенирные лавки и прочая сопутствующая инфраструктура.
До начала XX века дорога через перевал проходила в другом месте. И со смотровой площадки ее можно увидеть.
С 1996 года перевал относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения.
Больше четырех тысячелетий назад древние народы, кочевавшие по просторам Алтая, установили эти стелы, как ритуальный комплекс. Возможно, стелы устанавливались в культовых местах или в родовых святилищах. Позже стелы были использованы другими народами для создания оленных камней.
На двух больших стелах выдолбили горизонтальные линии, которые схематически разделяют камень на голову и пояс. На поясе самой большой стелы можно увидеть выдолбленное изображение кинжала. Все стелы обращены символическими лицами на север.
Возможно, каменные стелы использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. В нескольких метрах от стел находится курган. Примечательно то, что вокруг огромное поле, на котором нет никаких камней, из которых мог бы быть возведен этот курган.
Место слияния Чуи и Катуни (712-й км Чуйского тракта). Чуя и Катунь – две главные реки, две святыни Горного Алтая. Место слияния этих рек с древних времен является святым и почитаемым на Алтае.
Это место даже получило имя — «Чуй-Оозы», что в переводе с алтайского «устье реки Чуя». Сюда еще с древних времен тянуло людей, величественные реки вдохновляли и очаровывали. И в наше время о остается одной из популярнейших достопримечательностей на Чуйском тракте.
Смотровая площадка находится недалеко от дороги. С вершины холма можно увидеть как сливаются воды реки Чуя и Катунь.
При слиянии Чуи и Катуни происходит смешение двух крупных потоков разного цвета, но не сразу. Какое-то время уже единое течение имеет четкую границу между мутной водой Чуи и бирюзовой Катуни. Завораживающее зрелище.
Кроме того, со смотровой площадки над слиянием открывается потрясающая панорама долины рек.
Тут же стоит беседка, вокруг которой на деревьях повязаны ритуальные белые ленты — дьаламы, и рядом выложены камни в небольшие горки — обоо таш. Все говорит о том, что и сейчас это место особенно почитаемо среди коренных жителей.
До начала XX века памятник оставался незамеченным, так как старая дорога проходила выше современной части Чуйского тракта. Памятник был открыт лишь в 1912 году художниками Д. И. Кузнецовым и Г. И. Гуркиным, которые частично описали его и сделали первые зарисовки петроглифов, что положило начало изучению древних изобразительных памятников Алтая. Серьезное же научное описание петроглифов урочища началось только в 80-х гг. XX века.
Здесь же, на территории памятника, находятся 30 строк уникальных рунических надписей — и это самое большое скопление рунического текста в России. Их относят к IX-X вв.
Калбак-Таш был священным местом для народов, проживающих здесь в разное время. Солярные символы, распознаваемые в петроглифах, наводят на мысль, что это место использовалось и как обсерватория, и как некий храм.
Памятник шоферу Кольке Снегиреву (744-й км Чуйского тракта). В этом месте мы не останавивались, а лишь притормозили сделать фото. В этом памятнике увековечен герой старой песни «Есть по Чуйскому тракту дорога». Она посвящена простому шоферу Кольке Снегиреву, который водил по Чуйскому тракту грузовик «АМО». На основе этой песни 30-х годов даже сняли кинокартину «Ехали два шофёра».
Гейзеровое озеро (797-й км Чуйского тракта). Для меня это одно из самых удивительных мест на Алтае. Гейзеровое озеро находится в 6 км от села Акташ Улаганского района, у подножия высокой сопки на южном склоне Курайского хребта.
Проход к озеру платный через базу отдыха.
От трассы до озера примерно полкилометра. Путь проходит через болотистую местность, но оборудован деревянными настилами.
Озеро сравнительно небольшое – в диаметре не больше 30 метров, глубиной не более 2 метров.
Раньше, до туристского бума озеро называлось Голубым. Свое название оно получило благодаря необычным разводам, образующимся на поверхности воды из-за процессов, происходящих на дне. Если кратко: со дна озера, из глубин, периодически выходит смесь песка с голубой глиной, которые и формируют круглые и овальные разводы. Сама же вода в озере чистая и имеет бирюзовый оттенок.
Вода в озере не замерзает даже зимой. Причина — шесть родников, из которых один весьма крупный. Они и приводят в движение смесь на дне озера. Также в озеро впадает ручей.
На сегодняшний день происхождение Гейзерового озера и его возраст не установлены. Не известна и история происхождения названия озера. Однако оно точно не соответствует значению слова. Назвать озеро гейзером нельзя. Это не горячий источник, он не выбрасывает горячую воду и пар. Но название прижилось и притягивает сюда многочисленных туристов.
Подобные водоемы встречаются в Йеллоустонском парке в США, но там их наличие обусловлено вулканической активностью. Здесь же, на Курайском хребте Алтая, вулканов нет.
Пейзажи Кызыл-Чина, или Алтайский Марс (865-й км Чуйского тракта). В Чуйской степи, в окрестностях села Чаган-Узун, есть необычные разноцветные горы, напоминающие марсианский ландшафт. Но туда мы заглянем только через два дня.
Уже затемно мы приехали в Кош-Агач, в контору Сайлюгемского национального парка. Несмотря на поздний час, радушные сотрудники парка устроили нам шикарный прием в национальном стиле и накормили ужином.
При конторе нацпарка есть и небольшая, но очень комфортабельная гостиница, где мы и расположились на ночлег. Утром нас ждет поездка в Сайлюгемский парк.
Чуйский тракт рейтинг national geographic
Журнал «National Geographic» опубликовал список самых красивых автомобильных дорог мира. Чуйский тракт (М-52) занял пятое место в этом рейтинге:
1. Франция: ущелье Вердон
2. Киргизия, Таджикистан: Памирский тракт
3. США: Далтон-Хайвей
4. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе
5. Россия: Чуйский тракт
6. Норвегия: Атлантическая дорога
7. Китай: Дорога больших ворот
8. Аргентина: Трасса 40
9. Плато Колорадо. США: Большой круг
10. Австралия: Великая океанская дорога
Федеральная трасса М-52 сейчас носит название «Чуйский тракт» (Новосибирск Бийск Ташанта), начинается в городе Новосибирске и заканчивается на границе с Монголией. Длина трассы 962 км. Но если вспомнить историю, долгое время Чуйским трактом называли дорогу, которая начиналась в Бийске (там сейчас памятник «Нулевой километр») и шла в сторону Чуйской степи и далее в Монголию. Общая протяженность тракта (от Бийска до границы с Монголией) 597 км, причем основная часть данной автодороги расположена в Горном Алтае.
Чуйский тракт имеет давнюю историю, не случайно в Бийске открыт «Музей Чуйского тракта». Считается, что на месте Чуйского тракта тысячелетие назад существовала тропа, по которой религиозные паломники совершали восхождение к священному дереву в верховьях Катуни. Постепенно наладился обмен товарами между паломниками и местными жителями. А в период освоения Алтая русские купцы взяли торговлю в свои руки, основав селение Кош-Агач, куда на ежегодную ярмарку приезжали торговцы из Китая и Монголии. Серьезное строительство Чуйского тракта началось в 1901 году, тогда дорогу сделали пригодной для небольших телег, затем дорогу не раз расширяли, выравнивали и выпрямляли. Еще Чуйский тракт известен тем, что в 30-ые годы прошлого столетия и в послевоенные годы здесь работало множество заключенных, и это одна из самых печальных страниц истории Чуйского тракта и нашей страны. Сейчас это асфальтовая трасса хорошего качества, с хорошей разметкой, что вызывает уважение к местным автодорожникам.
Автодорога от Бийска идет с севера на юг, затем поворачивает на юго-восток, проходит через различные климатические зоны и ландшафты. Чуйский тракт проходит недалеко от родины писателя В.М. Шукшина села Сростки и идет вдоль реки Катунь. Здесь Катунь имеет вид равнинной реки: плавно течет по холмистой местности с березовыми рощами и деревеньками.
На границе Алтайского края и Республики Алтай пейзаж меняется: холмы вдоль автодороги сменяют небольшие горы со скалистыми уступами, покрытые лиственничными и кедровыми лесами. Дорога начинает петлять, повторяя изгибы реки, изобилует прижимами к скалам и обрывами. Катунь радует глаз светло-бирюзовым цветом (хотя в сезон дождей река становится мутной) и бурными водами. То и дело приходится проезжать по мостикам через горные речушки, впадающие в Катунь.
За Горно-Алтайском Чуйский тракт идет вдоль нового искусственного озера в ОЭЗ «Долина Алтая», а между селом Манжерок и поселком Известковый сразу за мостом находится теплое озеро «Бирюзовая Катунь» и Талдинские пещеры с огромными гротами.
Настоящий восторг туристы испытывают от перевала Чике-Таман. Сейчас на перевале отличная двухполосная дорога со смотровой площадкой на самом верху. А совсем недавно, в начале 80-ых перевал считался труднодоступным и небезопасным: в некоторых местах с трудом разъезжались две автомашины, пропуская друг друга. Увидеть старый участок дороги можно поднявшись чуть выше смотровой площадки. На Чике-Тамане сейчас несколько кафе и множество сувенирных лавочек. На смотровой площадке часто многолюдно и есть возможность пообщаться с туристами-экстремалами. В июле 2014 года Туристка.Ру встретила здесь колонну мотоциклистов из Красноярска, которые ехали в сторону Кош-Агача, а также познакомилась с путешественником-одиночкой из Германии. Пожилой немец был на мотоцикле, успел побывать на Байкале, и намеревался съездить в Киргизию и Таджикистан.
Еще одним местом паломничества туристов является место слияния Чуи и Катуни. Достопримечательность можно обозревать, поднявшись на скальный массив над рекой, а можно обогнуть массив и выйти на вертолетную площадку, откуда также открываются сказочно красивые виды на «столовые» горы и место слияния рек.
Преодолев два красивейших перевала Семинский и Чике-Таман туристы попадают сначала в Чуйскую а затем в Курайскую степь. Это одни из самых живописных мест Горного Алтая, поражающие своей величественностью. Со всех сторон дорогу обступают скалы самых разнообразных форм и расцветок. Вдали видны белые вершины гор Северо-Чуйского и Курайского хребтов.
На скалах, расположенных вдоль дороги, встречаются наскальные рисунки, одно из самых известных мест с петроглифами урочище Калбак-Таш.
В сторону Кош-Агача и Ташанты степь становится каменистой, деревья теперь встречаются очень редко. Несмотря на самое большое количество солнечных дней в году по России в этом районе (даже дома с плоскими крышами в этих краях), в самый разгар лета здесь может выпасть снег. В этих местах еще заметны следы сильнейшего землетрясения 2003 года, особенно сильно пострадал поселок Бельтир.
От Чуйского тракта отходит множество региональных дорог: в сторону Усть-Коксы к рериховским местам и горе Белухе, в сторону Телецкого озера, дорога идет на Улаганский перевал и далее в долину Чулышмана и юг Телецкого озера и др.