что такое ввц в москве
Что такое ввц в москве
Что такое ВДНХ?
Выставка достижений народного хозяйства — крупнейший экспозиционный, музейный и рекреационный комплекс в мире. С момента открытия 1 августа 1939 года название менялось несколько раз — ВСХВ, ВДНХ СССР, ВВЦ. Сегодня ВДНХ — уникальное пространство музейно-выставочных проектов, международных деловых выставок и конгрессов, фестивалей и праздников.
Именно на ВДНХ можно увидеть выдающиеся архитектурные шедевры, которые вместе представляют собой памятник советской эпохе и образец господствующих в разное время стилей. Среди них монумент «Рабочий и колхозница», фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок», павильоны «Земледелие», «Советская культура», «Космос» и другие.
История ВДНХ
1935–1941 годы
Решение строить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) приняли на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Она должна была открыться к 20-летию советской власти на 100 дней. Идея Выставки во многом носила символический характер. Для доказательства успеха колхозного строительства было решено создать изобилие на огороженной территории Останкинского парка.
Во второй половине 1935 года началось строительство. Здания из типовых деревянных деталей возводили медленно. Но к июлю 1937-го уже были готовы павильоны Белоруссии, Украины, общий павильон закавказских республик, Татарии, Туркмении, механизации, Главный павильон, павильон свеклы, овощей и др. Открытие перенесли на год, поскольку успеть к юбилею советской власти не удалось. Временные деревянные павильоны, рассчитанные на 100 дней, переделывались так, чтобы они смогли простоять пять лет (позднее этот срок будет увеличен до бесконечности). Одновременно устранялись следы модернизма. К назначенному сроку снова не успели и озвучили новую дату открытия — 1 августа 1939 года.
В июле 1938 года с выставки «Экспо-37» в Париже привезли скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Менее чем за месяц монумент смонтировали на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ. Скульптуру вместо оригинального 34-метрового павильона-постамента, как в Париже, установили на 10-метровый куб, что существенно исказило общий архитектурный облик монумента.
Среди построенных к этому времени павильонов часть была реконструирована, усовершенствована, дополнена новыми архитектурными изысками. Выставочные павильоны стали отображать наиболее характерные черты национального стиля каждой из союзных республик, а также регионов РСФСР. Забытый и неприметный пустырь северо-восточной границы Москвы превратился в уникальный выставочный город, где на 136 га были представлены 52 не похожих друг на друга павильона и еще 200 различных строений.
1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была наконец торжественно открыта. На церемонии присутствовали 10 тыс. человек, а в первые 85 дней работы ВСХВ увидели более 3,5 млн посетителей.
Выставка стала привычным местом отдыха москвичей и туристов. Она продолжала работать практически без изменений вплоть до немецкого вторжения в СССР.
1941–1945 годы. Великая Отечественная война
1 июля 1941 года по распоряжению Совета народных комиссаров СССР Выставку закрыли. Весь скот, представленный колхозами и совхозами для показа на ВСХВ, был оперативно вывезен. Остальное — уникальное собрание библиотеки ВСХВ, фотолабораторию и архив — эвакуировали в Челябинск. Павильоны законсервировали. Из персонала остались лишь люди для охраны и обслуживания оставшихся экспонатов. Другие сотрудники Выставки ушли на фронт. Погибли 127 из 260 работников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, ушедших в народное ополчение 13-й Ростокинской дивизии. 10 июля 2019 года на ВДНХ в их честь открыт монумент.
На базе производственно-технических мастерских ВСХВ разместили цеха военно-ремонтного завода №20. За один день на его конвейерах собирали до 60 мотоциклов для фронта. Почти весь жилой фонд ВСХВ во время ВОВ был занят рабочими и служащими военно-оборонных предприятий.
После войны
В 1948 году Совет министров принял решение возродить ВСХВ к 1950 году. Но реконструкция заняла не два года, а шесть. Открытие состоялось лишь в 1954 году. К этому времени территория Выставки выросла до 207 га.
Появилось несколько фонтанов: «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос». Построена пятикилометровая магистраль с троллейбусным движением. Большинство павильонов перестроили. Изменилась планировочная структура Выставки, поэтому переместился Главный вход. Трехпролетная триумфальная арка, которая раньше была Главным входом, теперь стала называться Северным. В качестве нового Главного входа архитектор Иннокентий Мельчаков построил еще более монументальную пятипролетную триумфальную арку. Сверху на арку входа поставили скульптуру «Тракторист и колхозница», но вместо серпа и молота они держали большой сноп колосьев.
Главный павильон был полностью перестроен в виде здания со шпилем. Павильон Московской, Рязанской и Тульской областей реконструировали по проекту архитектора Д. Чечулина: здание приобрело более строгий вид, а устремленная в небо 52-метровая башня, увенчанная звездой, придала ему легкость и возвышенность.
Павильон «Украинская ССР» к 1954 году в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией был увенчан шпилем в виде золотого снопа. Павильон Белоруссии снесен, и на его месте построен новый, окруженный открытой колоннадой и завершенный ротондой со скульптурой «Родина-мать», которая символизирует благодарность воинам Советского Союза за спасение в Великой Отечественной войне.
Легкий, открытый, конструктивистский эллинг павильона «Механизация» дополнили купольным залом и тяжелым монументальным фасадом.
1958–1967 годы
В 1958 году окрыленный полученным гран-при за архитектуру советского павильона в Брюсселе Никита Хрущев подписал договор с Эйзенхауэром об обмене выставками между СССР и США.
Американская выставка в Москве должна была проходить с 25 июля 1959 года в течение шести недель. Одновременно в нью-йоркском «Колизее» планировалась советская выставка.
Сельскохозяйственная выставка, цель которой была убедить население СССР в успехах колхозов, стала выставкой потребительских товаров, первоначально адресованной не столько москвичам, сколько вице-президенту США Ричарду Никсону. Однако на него Выставка не произвела впечатления. Проезжая по ВДНХ в открытом лимузине, он улыбался и приветственно махал рукой. А затем отправил Эйзенхауэру секретную телеграмму, в которой было всего два слова: «Ничего выдающегося».
В 1963 году Совет министров принял постановление «О перестройке работы ВДНХ СССР». Выставка становилась круглогодичной.
В это время изменился сам принцип показа, сельское хозяйство уступило место науке и промышленности. Именованные по географическому принципу павильоны изменили названия. Белоруссия стала «Электротехникой», Литва — «Химией», Латвия — «Физикой», Молдавия — «Стандартами», Казахстан — «Металлургией», Армения — «Здравоохранением», Украина — «Земледелием». Попутно некоторые павильоны облачались в модернистские одежды. Азербайджан, например, сначала стал «Вычислительной техникой», а потом был украшен штампованными алюминиевыми панелями примерно того же типа, которым раньше обновили павильон «Радиоэлектроника».
В 1966 году построили павильон для Международной выставки сельскохозяйственных машин, позднее ставший «Химической промышленностью». Это было уже современное архитектурное сооружение, хотя и не вполне оригинальное — критики отмечали влияние классика модернизма Миса ван дер Роэ.
В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции возвели павильон «Товары народного потребления», тоже современное и неоригинальное здание. В этом же году появился павильон «Газовая промышленность», содержащий очевидную отсылку к знаменитому шедевру Ле Корбюзье — капелле Роншан. Самым заметным прибавлением к модернистской части Выставки стал огромный павильон СССР, привезенный с Монреальской выставки 1967 года и смонтированный на добавленной к Выставке территории.
1970–1980 годы
С каждым годом экспозиции приобретали все более интересные и впечатляющие формы. Тысячи экспонатов заполняли новые павильоны. В 1971 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Выставки орденом Красного Знамени. Отныне на всех официальных документах значилось «Ордена Трудового Красного Знамени Выставка достижений народного хозяйства СССР».
В семидесятые годы один из членов брежневского политбюро посетил Чехословакию. Его привезли в ресторан. Там на дюжину киноэкранов одновременно проецировались цветные изображения: пальмы, подводный мир и виды Земли из космоса.
Об увиденном доложили Брежневу. Генсек потребовал соорудить нечто подобное в Москве, придав новому проекту «яркое социалистическое начало». В качестве места появления первого советского полиэкранного зрелища под названием «Мы — советский народ» выбрали павильон «Центральный» на ВДНХ. А осуществить проект должны были специалисты из Чехословакии. За достаточно короткий промежуток времени в круглом зале павильона «Центральный» были смонтированы несколько десятков автоматических диапроекторов и управляющий ими компьютер. При участии советских консультантов-идеологов написали и утвердили сценарий с типовыми фразами и лозунгами дикторского текста, собрали тысячи негативов и слайдов в московских архивах, произвели досъемки и озвучили фильм. На премьеру прибыл и Брежнев.
В этот период также прошли знаковые для СССР и Москвы события. Местом их проведения была выбрана ВДНХ. Это Международный фестиваль молодежи, выставки «Автопром», «Научно-технический прогресс» и «60 лет Советского кино», открытие первого в Союзе океанариума и другие.
Зарубежные выставки, проводившиеся на ВДНХ, привлекали огромное количество посетителей. И пусть это были в основном экспозиции социалистических стран, но и они представляли большой интерес для советских людей.
1988–2013 годы
В 1988 году ВДНХ была переведена на хозрасчет, а затем и вовсе лишилась государственного финансирования. Предстояло выживать самостоятельно, искать новые источники финансовой поддержки.
Руководство приняло решение о сдаче павильонов и других полезных площадей в аренду. Получив в аренду павильоны с живыми экспозициями, некоторые арендаторы тут же освобождали от них полученную «полезную» площадь, превращая их в точки продажи ширпотреба и даже склады. Под уничтожение попали экспозиции павильонов «Центральный», «Культура» (бывшего «Узбекская ССР») и другие. Даже в ресторане «Золотой колос», который в советское время считался одним из самых престижных наряду с «Прагой» и «Москвой», организовали складское помещение.
В 1992 году ВДНХ СССР была переименована в акционерное общество «ГАО ВВЦ». Позже эту эпоху в народе окрестили «эпохой Всероссийской шашлычной».
К 1994 году в павильонах ВВЦ были закрыты практически все экспозиции, за исключением разве что павильонов отраслей животноводства. Да и те к первой половине 2000-х были ликвидированы. Нетронутым остался тогда лишь парк аттракционов.
Некоторые павильоны сохранить так и не удалось. В 2005 году пожар уничтожил памятник архитектуры — павильон «Охота и звероводство», а в 2011 году сгорел и павильон с уникальными росписями В.А. Фаворского «Ветеринария».
В начале 2000-х руководство ВВЦ захотело изменений. Решено было развивать выставочное направление. В 2009 году в дополнение к трем выставочным павильонам (№20, 57 и 69) открылся мультимедийный павильон №75 («МосЭкспо»). Он отвечал всем современным требованиям выставочного комплекса международного уровня. Павильон стал центром проведения международных мероприятий и собственных выставочно-конгрессных проектов, которые демонстрировали новейшие технологии в области здравоохранения, инноваций, энерго- и ресурсосбережений.
Параллельно стало развиваться международное сотрудничество со странами — республиками бывшего Советского Союза. В республиканских павильонах можно было купить все что угодно, произведенное в этих странах. В 2002 году принято решение Совета глав государств СНГ о создании на базе ВВЦ постоянно действующих выставок государств — участников СНГ. В 2010–2011 годах Правительство России приступило к заключению ряда межправительственных соглашений об организации на территории комплекса торгово-выставочных павильонов республик, принявших приглашение к сотрудничеству.
Тем временем в Правительство Российской Федерации — основному владельцу акций ОАО «ГАО ВВЦ» — и в Правительство Москвы (обладателю 30% пакета акций) десятками в год поступали предложения и концепции от частных инвесторов о том, что следует сделать на территории Выставки. Восстановление комплекса было не в приоритете. Проекты предполагали в том числе и строительство до 500 000 кв. м жилой недвижимости. По состоянию на ноябрь 2013 года около 30% земель и объектов ВВЦ уже находились в частной собственности.
ВДНХ сегодня
Весной 2014 года на ВДНХ были проведены противоаварийные работы в павильонах — спасены от разрушения более 50 исторических павильонов и объектов, снесены и ликвидированы торговые точки, вывезены тонны мусора. На территории более 125 га обустроены новые газоны.
В 2015 году открылись новые пространства — центр океанографии и морской биологии «Москвариум», исторический парк «Россия — моя история», развлекательно-образовательный центр «Городская ферма», «Робостанция» и другие.
В 2016 году Выставка пополнилась павильоном «Умный город», открылся Парк ремесел.
В 2017 году начался второй этап возрождения — масштабная реконструкция и благоустройство территории. Завершена модернизация инженерных сетей, обновлено более 130 км инженерных коммуникаций, проложено 20 км новых труб. В рамках программы «Чистое небо» под землю спрятано 26,9 км проводов.
К лету 2018-го завершились масштабные работы по благоустройству Центральной аллеи. Здесь снова заработал отреставрированный комплекс 14 фонтанов в восьмигранных чашах, облицованных красным гранитом. Все работы проводились в строгом соответствии с проектом 1954 года.
Также значимыми событиями 2018 года стали появление крупнейшего в современной России космического музейного комплекса — центра «Космонавтика и авиация» в отреставрированном павильоне «Космос», образовательно-досугового комплекса «Техноград», в котором можно освоить более 40 специальностей, флагманского Дворца госуслуг «Мои документы» в отреставрированном павильоне №71 «Атомная энергия». Отреставрирован и запущен впервые за последние 30 лет фонтан «Золотой колос».
В 2019 году Главная выставка страны отметила 80-летие. В юбилейном сезоне для гостей приготовили более 100 праздничных событий: фестивали, концерты, выставки, а еще открытие после реставрации исторических павильонов, новых культурных, образовательных и спортивных пространств.
2019-й год стал годом новых открытий. В январе в обновленном павильоне №9 «Юные техники» открылся Театр сказок, в феврале в специально переоборудованном здании №317 расположились мастерские и арт-резиденции музея «Гараж», в апреле в павильоне №13 «Здравоохранение» (бывшем «Армянская ССР») открыт Музей Востока.
Старт празднования 80-летия Выставки дан 30 апреля с торжественным запуском фонтанов «Дружба народов» и «Каменный цветок», которые предстали перед гостями во всем блеске после первой за 65 лет комплексной реставрации. Они остаются визитными карточками ВДНХ и Москвы и любимыми точками встреч посетителей Выставки.
В мае в отреставрированном павильоне №58 «Земледелие» (бывшем «Украинская ССР») открылась современная музейно-просветительская и образовательная площадка международного уровня — Центр славянской письменности «Слово». Его экспозиция посвящена истории, настоящему и будущему кириллической письменности.
В день 80-летия Выставки — 1 августа — в правом крыле Главного входа открылся Музей ВДНХ. В нем можно узнать, как на протяжении разных эпох создавалась и работала Главная выставка страны, как формировался ее ансамбль и менялось содержание.
Накануне Дня города открылся учебно-методический центр «Нефть» в павильоне №25 «Нефть». Его новую экспозицию, соблюдая преемственность, посвятили истории и современным достижениям одной из ведущих отраслей отечественной экономики.
К осени 2019 года отреставрированы 20 из 49 объектов культурного наследия. В 14 из них завершена комплексная научная реставрация: это арка Северного входа, павильоны №13 «Здравоохранение» (бывший «Армянская ССР»), №34 «Космос», №58 «Земледелие» (бывший «Украинская ССР»), №18 «Белорусская ССР», №62 «Охрана природы», №84 «Дом культуры», №71 «Атомная энергия», фонтаны «Золотой колос», «Дружба народов», «Каменный цветок» и комплекс из 14 фонтанов Центральной аллеи, памятник В.И. Ленину и система цветочных партеров.
Шесть интересных фактов из истории ВДНХ
1. Чудо инженерной мысли
Перед открытием Выставки в 1939 году архитекторы готовились воздвигнуть статую «Тракторист и колхозница» на 50-метровую башню Главного павильона. Статуя из бетона весила 70 тонн. Установить ее на деревянную башню было невозможно. Но строители этого добились. Они соорудили железобетонный фундамент, на который поставили металлический каркас для усиления башни. За десять дней до открытия Выставки «Тракториста и колхозницу» начали поднимать. Статуя состояла из отдельных элементов ног, туловища, рук, голов и снопа. И тут выяснилось, что кран грузоподъемностью 6 тонн не в состоянии поднять сноп весом 9 тонн. В итоге фактически за два дня изготовили новый сноп — точно такой же, но из дерева.
2. «Свинарка и пастух»
В 1941 году режиссер Иван Пырьев снимал кино «Свинарка и пастух», ставший потом культовым. Фильм рисовал идиллические картины изобилия, процветания и дружного труда советских граждан на благо Родины. Главные герои встречаются на Выставке, влюбляются друг в друга и договариваются встретиться здесь ровно через год. Лучшую площадку для съемок, чем ВСХВ, трудно было найти. И режиссер Иван Пырьев приехал со своей съемочной группой на закрытую в период войны Выставку. Главные сцены сняты на площади Колхозов (позже Дружбы Народов), в павильоне «Свиноводство», в теплице павильона «Грузинская ССР» и в других местах ВСХВ.
3. Героические страницы истории
С мая по июль 1942 года на запрудной территории ВСХВ проводилась подготовка истребительного мотострелкового полка НКВД к ведению боевых действий в прифронтовой полосе и за линией фронта. В конце июля 1942 года эти подразделения отправились в действующие части армии. Бойцы полка истребили в тылу врага 4838 фашистов. В результате 121 человек награжден орденами и медалями, 82 представлено к награде.
4. Памятник Сталину
После войны Выставку решили возрождать. Один из проектов реконструкции предполагал установку 30-метровой бронзовой статуи Иосифа Сталина в центре площади перед Главным павильоном. Пьедестал скульптуры и прилегающая к нему трибуна должны были быть сделаны из красного полированного гранита. Грандиозный проект не осуществился — в 1953 году, после смерти вождя, многие проекты, связанные с его именем, были ликвидированы. А открытие обновленной Выставки состоялось в 1954 году.
5. Пожар
В 90-е годы павильоны Выставки использовали варварским образом, а выставочная работа фактически прекратилась. Несмотря на это, удалось сохранить большую часть архитектурного комплекса. И «помог» этому пожар, который случился весной 1993 года на площади Дружбы Народов в павильоне «Профтехобразование». Сразу после пожара на государственную охрану поставили 49 павильонов и сооружений, каскад искусственных прудов со всей прилегающей территорией, Мичуринский сад, Дубовую рощу, Каштановую рощу и цветочные партеры. В 1994 году список рекомендовали увеличить еще на 35 объектов.
6. Одежда для «Рабочего и колхозницы»
В 1998 году никому не известная швейная фирма изготовила комбинезон и сарафан 540-го размера цветов российского флага. В них одели знаменитую статую «Рабочий и колхозница». Рядом со скульптурой растянули транспарант: «Одели рабочего, одели колхозницу и вас оденем оптом и в розницу!» Эта возмутительная реклама не продержалась долго. Мэр Москвы Юрий Лужков выразил свое крайнее неудовольствие, и всего за три часа «одежду» со скульптуры сняли.
Что такое ввц в москве
Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) — главная выставка страны, построенная 70 лет назад и три раза менявшая название. Изначально здесь демонстрировали достижения народного хозяйства, теперь все на свете. ВВЦ проводит 150 мероприятий в год и претендует на право проведения всемирной выставки Ехро-2020.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Помимо экспозиций, музеев и торговых точек на ВВЦ есть огромные современные спортивные площадки, аттракционы, летний кинотеатр, дельфинарий и пока еще не снесенные уникальные объекты сталинской архитектуры. Сюда очень хорошо приходить с детьми.
Около Северного входа теперь находится недавно отреставрированная 24-метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Скульптура также стала символом киностудии «Мосфильм». Существует легенда, что на Мухину во время работы над скульптурой «Рабочий и колхозница» один из коллег написал донос, в котором утверждалось, что в складках юбки колхозницы просматривается профиль Троцкого.
Главный вход
Павильон № 1 «Центральный»
Выставка открыта ежедневно с 10.00 до 18.00
Павильон № 2 «Народное образование»
Фонтан «Дружба народов»
Кинопарк
Рядом с фонтаном «Дружба народов» у павильона N9 2 работает летний «Кинопарк» под открытым небом. Он рассчитан на 200 зрительских мест. Современные кинофильмы на 16-метровом экране в окружении старинных колонн с лепниной и под звездным небом приобретают совсем иной, романтический и ностальгический колорит.
Всю информацию о репертуаре и расписание сеансов можно посмотреть на сайте www.kinopark.net. Стоимость билетов: от 200 до 400 руб.
Павильон № 4 «Кыргызстан»
Павильон № 5 «Физика»
Бывший павильон Латвийской ССР сегодня превратился в площадку организации «Лига здоровья нации». Здесь есть Центр здоровья, который иногда проводит бесплатные акции вроде проверки сердца.
Аттракционы «Аттрапарк»
Будни 10.00-22.00, выходные 10.00-23.00
Павильон № 7 «Семена»
Павильон № 8 «Юные натуралисты»
При советской власти в этом павильоне со стеклянным куполом были залы юных техников, животноводов, растениеводов, оранжерея и экспонатный участок. Сейчас тут работают Выставка экзотических птиц и музей сказок «Жили-были».
Экзотические птицы порхают в оранжерее среди тропических растений. Гости могут понаблюдать за жизнью и поведением амадин, астрильд, амарант и пернатых из Африки, Азии, Австралии, Америки и Океании. В гнездах установлены видеокамеры, чтобы любой желающий мог полюбоваться рождением птенцов.
В музее «Жили-были» проводятся театрализованные экскурсии, во время которых дети путешествуют по страницам любимых русских народных сказок, а также произведениям российских и зарубежных писателей. Через сказки гости знакомятся с культурой разных народов, обычаями и традициями. В эти необыкновенные путешествия дети отправляются с любимыми персонажами, проходят испытания, чтобы преодолеть зло и помочь восторжествовать добру. В течение экскурсии ребята играют, танцуют, перевоплощаются в былинных героев, знакомятся со старинными предметами. Коллекция музея представлена предметами быта, костюмами, старинными куклами, книгами. Все доступно для тактильного восприятия и активно используется во всех программах.
Дельфинарий
Павильон № 9 «Юные техники»
Павильон №13 «Здоровье»
До войны здесь был павильон Армении, теперь все помещение занимают торговые ряды фармацевтических фирм. Здесь есть абсолютно любые товары по данной теме и дешевле, чем в городских аптеках. У входа встречают медики-консультанты с предложением подсказать информацию о требуемом товаре или провести бесплатную диагностику. Находясь внутри, поднимите голову выше вывесок щитов и полюбуйтесь сохранившимися элементами декора бывшего армянского павильона.
Павильон № 16 «Гидрометеорология»
Павильон вместе с метеостанцией был построен к послевоенному открытию ВВЦ в 1954 году у Хованского входа. Станция до сих пор изучает метеорологические явления и составляет прогнозы погоды. Когда-то рядом с ней находился автоматический информатор, и любой желающий мог узнать прогноз погоды, опустив в монетоприемник советский пятачок. Зато сейчас слева можно увидеть настоящую пушку для «разгона туч». Правда, в самом павильоне теперь торгуют семенами.
Павильон № 17 «Лесное хозяйство»
Экспозиция отсутствует, но павильон классически красив, и экскурсоводы ВВЦ рекомендуют зайти внутрь посмотреть интерьер.
Павильон № 18 «Белоруссия»
Павильон находится на этом месте с 1939 года! Сегодня здесь работает «Белорусский торгово-выставочный и информационно-маркетинговый центр».
Площадь промышленности
В самом начале проектирования ВВЦ на площади был выстроен гигантский павильон-небоскреб «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Затем доминантой стал грандиозный 25-метровый монумент-повторение «Сталин» работы Меркурова, который сразу после смерти вождя был демонтирован. Вместо него создали большой круглый пруд, а павильон «Механизация» полностью изменил свой вид и стал очень похож на купольную базилику. Позже место в центре пруда, где находилась статуя Сталина, заменила модель ракеты «Восток», на которой 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин взлетел в космос. Также на площади появились и три самолета, из которых до наших дней сохранился только «Як-42».
Галерея «Самолет»
Именно на этом опытном образце авиаконструкторы и летчики тестировали Як-42 перед запуском в серийное производство. По одной легенде, чтобы оказаться на ВВЦ, этот летательный аппарат вышел на посадку со стороны Останкинской башни и приземлился прямо на Главной аллее, откуда был отбуксирован к павильону «Космос». По другой легенде, самолет приземлился у Рижского вокзала, катился по проспекту Мира и заруливал на Выставку через Главные ворота.
В 2009 году в салоне легендарного лайнера открылась новая арт-площадка. Одна из жемчужин отечественного авиастроения, которая произвела фурор в 1979 году на международном авиасалоне в Ле Бурже во Франции, а в 1981-м установила мировой рекорд по дальности беспосадочного полета, сегодня переживает второе рождение. Правда, галерея «Самолет» работает только в теплое время года, с середины апреля и до середины октября.
Будни 11.00-20.00, выходные 10.00-22.00. Зато смена экспозиций происходит раз в 4-6 недель
150 руб. Кроме выставок на базе галереи проходят различные акции, флешмобы, воркшопы и мастер-классы
Павильон № 20 «Химическая промышленность»
Вейкпарк
Дистанция занимает в длину 170 метров, здесь можно разогнаться до 50 км/час, однако даже профессиональные спортсмены предпочитают кататься на скорости лишь в 20 км/ч. Для оптимального скольжения посетители могут выбрать две доски: вейк-борд и вейк-скейт. Для безопасности каждому подберут по размеру гидрокостюм, заставят надеть шлем и спасательный жилет.
Павильон №28 «Пчеловодство»
Небольшое помещение, внутри которого продается мед и выставлено оборудование для пчеловодства. За этим павильоном, на берегу пруда, находится кафе грузинской кухни «Солнышко».
Павильон № 29 «Цветоводство»
Павильон №31 «Геология»
Павильон № 32 «Космос»
Павильон № 43 «Коневодство»
Этот павильон гордится своими лошадьми уже более полувека. Сегодня здесь представлены 18 элитных выставочных пород: ахалтекинская, орловская рысистая, ганноверская, буденновская, донская, арабская чистокровная и другие.
Рыбацкая деревня и пейнтбол-клуб
Уникальный новый комплекс находится в Запрудной зоне у Лихоборского въезда. Он обеспечивает круглосуточную рыбалку в любое время года. На обычную удочку можно поймать осетра, карпа, белугу весом до 20 кг. Прямо на месте пойманную рыбу повара приготовят по особым рецептам. К летнему сезону на территории Рыбацкой деревни открывается форелевая речка и карповый пруд, есть домики для отдыха, финская баня. 24 часа в сутки работает прокат удочек, охраняемая стоянка, кафе русской кухни с богатым выбором блюд из свежей рыбы: уха из карпа, копченая форель, раки.
Павильон № 53
Фонтан «Каменный цветок»
Павильон № 58 «Украина»
Этот павильон считается одним из самых красивых на ВВЦ. Он был построен в 1939 году для Украинской ССР перестроен в том же виде при капитальных конструкциях в 1954 году и получил название «Земледелие», а теперь снова называется «Украиной».
Цирк-театр «Базиллиум»
Музей анимации
Будни 11.00-18.00, выходные 11.00-19.00, закрыто по понедельникам
Павильон № 69 «Товары народного потребления»
Павильон является ярким примером тенденций 70-80-х годов в советской архитектуре. Его автор Игорь Михайлович Виноградский всемирно известен работами в аиле брутализма. Асимметричность композиции и элегантно прорисованные входные порталы придают уникальный вид зданию. Союз архитекторов СССР отметил этот павильон дипломом в конкурсе лучших строений 1986 года.
В настоящее время павильон № 69 является крупнейшим по экспозиционной площади и остается одной из основных площадок ВВЦ для проведения выставок и ярмарок, чаще всего религиозных. В павильоне работают несколько кафе, имеется вся выставочная инфраструктура.
Павильон № 70 «Москва»
Павильон был построен в 1967 году и перевезен в Москву после выставки в канадском Монреале, где получил народное название «Летящая крыша». Критики советского строя подсчитали, что перевозка и восстановление конструкции в Москве обошлись в несколько раз дороже, чем если бы его просто строили заново на ВВЦ.
Павильон № 71 «РСФСР»
Павильон № 75 «Международный выставочный центр МосЭкспо»
Самый новый и большой по площади павильон ВВЦ, открытый в 2008 году. В нем регулярно проводятся выставки и ярмарки.