что такое вид подразделения в медицинской организации
Виды медицинских организаций в Российской Федерации
Расаева Хеди Адмановна
доцент
кафедры гражданского права и процесса
Чеченского государственного университета
Классификация медицинских организаций имеет большое значение, поскольку от вида организации зависит и характер правового регулирования их деятельности.
Следует отметить, что, определяя правовой статус медицинских организаций в законодательстве отсутствуют их виды, поскольку в законе присутствуют только виды медицинской помощи, в ст. 32 — это первичная, специализированная, скорая и паллиативная. В связи с этим, О.Г. Печникова указывает на наличие четырех видов медицинских организаций, соответствующих видам медицинской помощи [1,с.33]. При этом автор указывает, что предложенный законодателем перечень, на наш взгляд, не может в полной мере отразить всю многоступенчатую систему лечебно-профилактических учреждений РФ с ее многоуровневыми взаимосвязями и взаимным межструктурным дополнением. Кроме этого, отсутствие четкости формулировок в законе и наличие различного рода предположений при его толковании весьма плачевно отражаются на правоприменительной практике.
Полагаем, что виды медицинских организаций могут быть классифицированы не только по видам медицинской помощи, но и применительно к рассматриваемой тематике — по принадлежности к системе здравоохранения, то есть подведомственности на государственные, муниципальные и частные медицинские организации.
В настоящее время действует Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627 [2] в соответствии с ранее действовавшей нормой п. 14 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
В соответствии с данным актом государственные и муниципальные учреждения делятся на следующие категории:
1. Лечебно-профилактические учреждения:
1) больничные учреждения:
— больницы: участковая; районная; городская, в том числе детская; городская скорой медицинской помощи; центральная (городская, районная); областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная);
— специализированные больницы: восстановительного лечения, в том числе детская; гинекологическая; гериатрическая; инфекционная, в том числе детская; наркологическая; онкологическая; офтальмологическая; психоневрологическая, в том числе детская; психиатрическая, в том числе детская; психиатрическая (стационар) специализированного типа; психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением; туберкулезная, в том числе детская; курортная;
— госпитали всех наименований;
— медико-санитарная часть, в том числе центральная;
— дом (больница) сестринского ухода;
2) диспансеры: врачебно-физкультурный; кардиологический [3]; кожно-венерологический; маммологический; наркологический; онкологический; офтальмологический; противотуберкулезный; психоневрологический; эндокринологический.
3) амбулаторно-поликлинические учреждения: амбулатория; поликлиники: городская, в том числе детская; центральная районная; стоматологическая, в том числе детская [4]; консультативно-диагностическая, в том числе для детей; психотерапевтическая; физиотерапевтическая; восстановительного лечения.
4) центры, в том числе научно-практические: восстановительной терапии для воинов-интернационалистов; восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские; гериатрический; диабетологический; наркологический реабилитационный; медицинский, в том числе окружной; профессиональной патологии; по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями; клинико-диагностический; патологии речи и нейрореабилитации; реабилитации; медицинской и социальной реабилитации; общей врачебной (семейной) практики; консультативно-диагностический, в том числе для детей; реабилитации слуха; лечебной физкультуры и спортивной медицины; мануальной терапии; лечебного и профилактического питания; специализированных видов медицинской помощи; психофизиологической диагностики; диагностический; медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
5) учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови: станция скорой медицинской помощи; станция переливания крови; центр крови.
6) учреждения охраны материнства и детства; перинатальный центр; родильный дом; женская консультация; центр планирования семьи и репродукции; центр охраны репродуктивного здоровья подростков; дом ребенка, в том числе специализированный; молочная кухня.
7) санаторно-курортные учреждения: бальнеологическая лечебница; грязелечебница; курортная поликлиника; санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями; санаторий-профилакторий; санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
2. Учреждения здравоохранения особого типа:
· центры: медицинской профилактики; медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской); лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной); контроля качества и сертификации лекарственных средств; медицинский информационно-аналитический; информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения; медицинской инспекции; медицинский биофизический (федеральный).
· бюро: медицинской статистики; патолого-анатомическое; судебно-медицинской экспертизы;
· военно-врачебная комиссия, в том числе центральная;
· бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.
3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: центры гигиены и эпидемиологии; центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора; противочумный центр (станция); дезинфекционный центр (станция); центр гигиенического образования населения.
4. Аптечные учреждения: аптека; аптечный пункт; аптечный киоск; аптечный магазин [5].
Примечательно, что лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями.
Согласно Примечанию к Номенклатуре клиники — лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здравоохранения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, научно-практических центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются их структурными подразделениями.
Отдельно следует отметить, что учреждения и объекты здравоохранения, находящиеся в ведении органов государственной власти края и находящиеся на территории соответствующего города, относятся к муниципальной собственности [6].
В соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7] в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района; имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, и др.
В системе муниципального здравоохранения распространенной формой являются диагностические центры, которые впервые были созданы в 1998 году в связи с принятием Приказа Минздрава РФ от 14.11.1997 № 336 «О совершенствовании деятельности диагностических центров» [8]. Работа этих учреждений уже в первые годы доказала правильность принятого решения по их организации в структуре первичного звена здравоохранения. Создание их позволило организовать рекомендованную ВОЗ трехуровневую систему диагностики, значительно повысить методический уровень диагностического процесса и его качество в регионах и стране в целом, обеспечить население доступной диагностической помощью, особенно на догоспитальном этапе. Здесь наиболее экономично и эффективно используется сложное и уникальное оборудование, широко применяются современные средства и методы диагностики, организационные и медицинские технологии.
Согласно п. 5 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья. В данном контексте к иным организациям могут быть отнесены образовательные, социальные и другие, осуществляющие медицинскую деятельность.
Другое основание классификации медицинских организаций связано с целью их деятельности, на основании чего можно разделить их на коммерческие и некоммерческие.
Для классификации медицинских организаций необходимо использовать общие нормы ГК РФ, в частности, ст. 50, согласно которой юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Поэтому можно выделить следующие виды медицинских организаций:
— коммерческие медицинские организации, которые могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ;
— некоммерческие медицинские организации. Перечень правовых форм некоммерческих организаций не ограничен (п. 4 ст. 50 ГК РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).
Медицинские организации могут быть также классифицированы в зависимости от отраслевой принадлежности, категорий обслуживаемого населения, структуры медицинских организаций, профилизации коечного фонда, и др. [9,с.24]
По отраслевой принадлежности можно выделить ведомственные и территориальные медицинские учреждения.
Следует отметить, что ряд министерств и ведомств имеют сеть ведомственных медицинских учреждений — больничных учреждений. В настоящее время в России проводятся социально-экономические реформы, которые привели к радикальным переменам в жизни общества, в том числе и в здравоохранении. Уже произошла смена собственника во всех ведомственных государственных учреждениях здравоохранения российских железных дорог. Они стали негосударственными учреждениями здравоохранения. В процессе перехода в частную собственность существенно изменились взаимоотношения этих учреждений с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями [10,с.41].
Деление медицинских учреждений по территориальному признаку позволяет выделить республиканские (федеральные и в составе Российской Федерации), областные (краевые), городские, районные, участковые.
Медицинские организации могут быть также классифицированы по специализации и профилизации коечного фонда медицинского учреждения на: однопрофильные (специализированные), двух- и многопрофильные медицинские организации.
По медицинским услугам наблюдение осуществляется как в однопрофильных (наркологических, стоматологических и др.), так и в многопрофильных поликлиниках и больницах системы всех министерств и ведомств, а также в небольших частных медицинских организациях (малых предприятиях и др.) [11].
При этом создание специализированных отделений в стационарах определяется наличием необходимого контингента больных.
Таким образом, по нашему мнению, в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует внести четкое определение видов не только медицинской помощи, но и медицинских организаций, поскольку имеющееся определение медицинской организации в ст. 2 закона весьма неконкретно и поверхностно, и затрудняет правоприменительную деятельность.
Литература:
Разъяснение приказа Минздрава России № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» от 06.08.2013 года
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 января 2014 г. N 17-2/10/2-184
Объектом регулирования приказа Минздрава России от 06.08.2013 N 529н являются медицинские организации. При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2012 N 291.
В связи с этим фармацевтические организации не относятся к объекту регулирования приказа Минздрава России от 06.08.2013 N 529н.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н предусмотрено отражение вида деятельности в наименовании медицинской организации независимо от формы ее собственности.
Дополнительно сообщаем, что присвоение имен медицинским организациям не является предметом регулирования вышеуказанного приказа и регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2007 N 57 «О порядке присвоения имен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также закрепленным за указанными учреждениями объектам недвижимого имущества».
Номенклатура медицинских организаций по территориальному признаку распространяется только на медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В соответствии с общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления в Российской Федерации «центры» не являются объектами классификации в ОКАТО. Таким образом, присвоение наименования «центральный/центральная» (например, центральная клиническая больница или центральная районная больница) может быть предусмотрено учредителем медицинской организации в зависимости от уровня ее материально-технического оснащения, коечного фонда, географического расположения, а также роли конкретной медицинской организации в структуре организации оказания медицинской помощи в отдельно взятом субъекте Российской Федерации и (или) ведомстве.
Нормы, характеризующие структурные подразделения медицинских организаций (фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты), ранее включенные в единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627, были исключены. Вместе с тем это не влечет возникновения пробела правового регулирования. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» утверждены правила организации деятельности следующих структурных подразделений медицинских организаций:
Вышеуказанным приказом также утверждены правила организации деятельности самостоятельных медицинских организаций:
Все указанные самостоятельные медицинские организации включены в приказ Минздрава России от 06.08.2013 N 529н.
Кроме того, подробная детализация наименований центров, предусмотренных приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н, основана на утвержденных Минздравом России порядках оказания медицинской помощи и постановлении Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, все проекты приказов были размещены на официальном сайте Минздрава России в сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Также Минздравом России в соответствии с пунктом 19 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, было организовано проведение общественных обсуждений проектов приказов.
Дополнительно сообщаем, что нормативные правовые акты, зарегистрированные Минюстом России, вступают в законную силу после официальной публикации и действуют на всей территории Российской Федерации.
Типы и структура медицинских организаций
Структура медицинских организаций определяется медико-техническим заданием (заданием на проектирование) с учетом их профиля и мощности. Часть подразделений в структуре медицинской организации может отсутствовать при передаче соответствующих функций централизованным организациям (диагностический центр, центральное стерилизационное отделение, лабораторный центр, прачечная, пищеблок, клининговая служба, патолого-анатомическое отделение и др.).
Медицинские организации, предназначенные непосредственно для пациентов, подразделяют на две группы: стационарные и амбулаторно- поликлинические, В составе медицинских организаций со стационаром могут быть следующие структурные подразделения: стационары, консультативно-диагностические отделения, лечебные отделения, вспомогательные, хозяйственные, служебно-бытовые, помещения клинических кафедр, дневные стационары.
Консультативно-диагностические и лечебные подразделения целесообразно проектировать централизованными с возможностями использования их как стационарными, так и амбулаторными больными. Для этого должны быть предусмотрены раздельные входы и ожидальные. В организациях до 150 коек вход и ожидальная могут быть общими, но с разделением использования по времени.
К амбулаторно-поликлиническим организациям относятся: ФАПы, СВА, офисы врачей общей практики, территориальные, ведомственные и специализированные поликлиники, диспансеры, медицинские центры, центры восстановительного лечения без стационаров.
В составе амбулаторно-поликлинических организаций могут быть следующие структурные подразделения: отделения амбулаторно-поликлинического приема, консультативно-диагностические, лечебные отделения, дневные стационары, вспомогательные (в том числе отделения помощи на дому), хозяйственные, служебно- бытовые.
Что такое вид подразделения в медицинской организации
Таблица 2. Структурные подразделения медицинских организаций
1.1. В строках с 01 по 05 приводятся данные о числе обособленных структурных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входящих в состав медицинских организаций (юридических лиц) и оказывающих медицинскую помощь по программе ОМС.
По строке 06 приводятся данные о числе центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращения потребления алкоголя и табака, являющихся структурными подразделениями учреждений здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения.
По строке 07 приводятся данные о числе перинатальных центров больничных учреждений.
По строке 08 приводятся данные о числе центров, отделений общей врачебной практики (семейной медицины), кабинетов (в случае если в медицинской организации имеется только кабинет).
По строке 09 приводятся данные о числе отделений скорой медицинской помощи в составе городских, центральных районных больниц, подстанций станций скорой медицинской помощи, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.
По строке 10 приводятся данные о числе стационарных отделений медицинской реабилитации медицинской организации.
По строке 11 приводятся данные о числе отделений медицинской реабилитации медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
1.4. Данные о числе медицинских организаций и их структурных подразделениях (филиалах) приводятся на конец отчетного периода.