что такое вербальная и невербальная логика

Невербальные тесты на способности и мышление
[Онлайн примеры и подготовка]

Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Навыки работы с информацией работодатели оценивают не из любопытства. По результатам исследований, невербальные тесты достоверно предсказывают эффективность работы сотрудника еще на стадии собеседования, что экономит ресурсы компании, повышая её прибыль. Эти наблюдения подтверждает и международный опыт.

О тестировании

Если упражнения по анализу текста оценивают показатели словесного логического мышления, то невербальные – наглядно действенное и образное мышление. Навыки, связанные с анализом абстрактной информации также говорят об уровне интеллектуальных способностей кандидата.

Повсеместно распространенные задачи на интеллект, состоят из вербальных и невербальных заданий, например, тест Векслера, Кеттелла, КОТ.

Вербальный, невербальный тест на интеллект, и ситуационное тестирование используют не только при трудоустройстве, но и на различных кадровых конкурсах. Например, на «Лидерах России». На нем, уже который год подряд, используются испытания от SHL.

Как выглядят задания

Чаще всего, невербальное тестирование проходит в дистанционном формате. Ссылку на тестирование HR высылает по электронной почте. Проходной балл устанавливается, в зависимости от результатов контрольной группы или от результатов других кандидатов. Если человеку удалось пройти, его приглашают на очное собеседование. Иногда тестирование проходит в очном формате, в присутствии экзаменатора, на компьютере или на бумаге. Порядок и правила процедуры зависят от политики компании. Рекомендуется заранее узнавать подробности у HR. У него же узнают разработчика.

Задания бывают следующих видов:

Логические

что такое вербальная и невербальная логика. %D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82 %D0%BD%D0%B0 %D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D1%83. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82 %D0%BD%D0%B0 %D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D1%83. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка %D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82 %D0%BD%D0%B0 %D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D1%83. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Задания на логику, используемые при приеме на работу – это наследники психологических испытаний на IQ. Разработчики задач, например, SHL или TalentQ адаптируют классические задания с учетом вакансии, компании и новых методик отбора.

Тестирование на определение логических способностей позволяет также оценить обучаемость кандидата, остроту его ума и навыки решения задач.

Чаще всего проблемы вызывает невербальная логика — тесты с ответами по таким задачам не помогут при подготовке. Чтобы натренироваться, нужны расширенные руководства: в них собраны типичные задачи и даются подсказки по решению.

Испытание состоит из 15-20 вопросов. Варианты ответов представлены в графическом виде. Типичный вопрос: продолжить графическую или числовую последовательность.

На понимание механики

что такое вербальная и невербальная логика. %D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82 %D0%BD%D0%B0 %D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82 %D0%BD%D0%B0 %D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка %D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82 %D0%BD%D0%B0 %D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Тестирование на понимание механики используется для технических и инженерных должностей, а также для тех, кто ремонтирует или выполняет диагностику механизмов.

Оно позволяет оценить наличие логического мышления у кандидата и оценить, насколько он понимает, как «работает окружающий мир».

Работники производств и инженерных профессий ежедневно сталкиваются с механизмами и применением физических законов, поэтому должны понимать, к каким последствиям приведут те или иные действия, или решения.

Иногда подобное тестирование используется и для «офисных должностей», как дополнение к заданиям на интеллект. Таким образом, работодатель оценивает общий уровень знаний, образование, обучаемость и даже мотивацию человека.

Испытание состоит из 15-20 вопросов с иллюстрациями и нескольких вариантов ответов.

Числовые

что такое вербальная и невербальная логика. %D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка %D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Основа дистанционного тестирования – числовые тесты. Они применяются при отборе на вакансии, связанные с расчетами (как техническими, так и финансовыми) и анализом числовой информации. Кандидату недостаточно выполнить последовательность математических действий. Нужно анализировать данные, интерпретировать их и сделать верные выводы.

Как правило, типичная задача — это:

Никаких формул или теорем вспоминать не придется. Определять, чему равна площадь треугольника – тоже.

При решении используются лишь базовые математические действия:

Основная особенность и сложность состоит в необходимости быстро анализировать большой объем графической и числовой информации за малый промежуток времени. Само решение займет не больше 10-15 секунд.

Разработчики невербальных тестов

Времена, когда в практике работодателей использовались вопросы из области клинической психологии прошли. Сегодня подобные задачи разрабатывают консалтинговые и кадровые агентства. В их создании участвуют как психологи, так и кадровые консультанты, HR, инженеры и специалисты по ассессменту.

Для каждой компании, заказавшей создание тестирования или внедрение комплексной системы отбора, задания разрабатываются в соответствии с требованиями вакансии или профессии.

Чаще всего работодатели используют испытания от:

Достоинства

Недостатки

Контроль

Проходя испытание онлайн, у соискателей возникает соблазн сжульничать: найти невербальные тесты с ответами в интернете, просить помощи знакомых. Разработчики это предусмотрели.

Наиболее действенным способом борьбы с нечестным подходом считается ретест: после того, как кандидат успешно сдает дистанционную часть, его приглашают на очное собеседование.

На нем в присутствии экзаменатора ему задают те же вопросы, но в случайном порядке. Если окажется, что проходя испытание из дома, он набрал 75%, а в присутствии экзаменатора 25%, его дисквалифицируют.

Кроме ретеста, для контроля валидности используют:

Целесообразность

Психометрические тесты давно признаны международным сообществом действующим способом предсказать продуктивность работы сотрудников. И если выгода для работодателей очевидна, то соискатели не всегда знают, как использовать результаты в свою пользу.

Для сотрудника результаты тестирования – это, в первую очередь, показатели его профессионального роста. Это — наглядный результат его прогрессивной работы, который используют в качестве аргумента при разговоре о повышении.

Для соискателя – это возможность выделиться из толпы и лично повлиять на решение о приеме на работу. Понравится ли резюме работодателю или нет – это фактор, на который кандидат повлиять не может. А на подготовку и свой результат ему повлиять под силу. Такой человек обойдет своих конкурентов, даже если у них больше опыта или рекомендаций.

Если завалить

Поскольку цель онлайн этапа – отсеять недостаточно квалифицированных кандидатов, если завалить его, шансов получить работу почти не останется. Если в компании используется полноценная система оценки соискателей, первоначальный отбор проводят сотрудники HR. Опыт работы и технические навыки они оценивают номинально. До тех пор, пока кандидат не пройдет этот этап, он не попадет на собеседование с техническим директором. Поэтому рассчитывать на то, что отрицательную оценку на тестировании удастся компенсировать за счет опыта или рекомендаций не стоит.

Как подготовиться

Поскольку для каждой компании разрабатываются уникальные задания, пытаться учить ответы бессмысленно. Подготовка к тестам на невербальное мышление сводится к двум составляющим:

Главная проблема тестов на невербальную коммуникацию – время, выделенное на каждую задачу. Как правило, это не больше 1 минуты.

За это время придется сориентироваться в условии, понять вопрос, выбрать стратегию и приступить к решению. Для неподготовленного человека этого времени недостаточно. Хотя задания не повторяются, созданы они по одним и тем же принципам.

Решая тренировочные задания, кандидат не только улучшает скорость реакции и учится быстро ориентироваться в вопросах, но и знакомится с типичными задачами.

Для большинства задач созданы методические указания и бесплатные руководства по их решению, в которых даются советы, как правильно организовать время и показать достойный результат. Также в них рассматриваются типичные вопросы с примерами решения и комментариями.

Вторым фактором, влияющим на успех, считается время на подготовку. Поскольку подготовка к испытаниям связана с выработкой навыков, для их закрепления нужно время. Готовиться за день до тестирования бессмысленно — для этого нужна, как минимум, неделя.

Вывод

Несмотря на частую критику, сегодня невербальные тесты — это один из самых достоверных способов оценить квалификацию человека. Это подтверждается не только исследованиями, но и опытом российских и зарубежных компаний. Поэтому число работодателей, использующих ассессмент при приеме на работу, с каждым годом будет только увеличиваться. Для соискателей это означает, что подготовка к собеседованию будет занимать все больше времени и сил. Но тем, кто идет в ногу со временем и готовится к испытаниям, бояться нечего. Для таких людей эта тенденция открывает новые возможности карьерного роста.

Источник

Что такое вербальный интеллект, мышление

что такое вербальная и невербальная логика. CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 4. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 4. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 4. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Вербально-логическое мышление имеет свои особенности и более присуще людям с математическим складом ума. Данный вид мышления можно развить в себе самостоятельно при помощи специальных тренингов. Вербальное мышление – грамотное использование слов, для выражения собственных чувств и эмоций. К сожалению, законам формальной логики в этом случае уделяется мало внимания. Формальные операции начинают совершаться человеком в возрасте одиннадцати лет. В этом возрасте ребенок уже способен систематизировать полученные знания и определять последствия, зная причины определенного явления.

Некоторые исследователи данного явления пришли к выводу о том, что между уровнем развития интеллекта и школьной успеваемостью имеется определенная связь. Американский психолог Дэвид Векслер в своем докладе говорит о том, что сила взаимосвязи учебной успеваемости с вербальным интеллектом гораздо сильнее, чем с невербальным.

что такое вербальная и невербальная логика. CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 5. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 5. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 5. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Вербальный вид интеллекта основывается на простейших для каждого понятиях, речь, письмо, чтение

Что такое вербальный тип мышления

Для начала давайте определимся с тем, что такое вербальный и невербальный интеллект. Интеллектом называется способность человека к обучению и адаптации к различным ситуациям. Вербальный тип интеллекта дает способность человеку изучить и провести тщательный анализ полученной информации. После систематизации человек получает возможность повторно воспроизвести полученные знания в виде набора слов. Вербальный тип способностей отвечает за отражение выраженности словесно-логического мышления. Именно этот вид способностей определяет грамотность применения различных речевых оборотов, для демонстрации своих мыслей.

Чем выше уровень вербального мышления, тем легче человеку получить новые знания и использовать их в дальнейшей жизни. Таким образом, люди с вербальным типом мышления являются прекрасными ораторами и с легкостью разбираются в гуманитарных предметах. При проведении психологической диагностики и оценки мышления, используются специальные методы, которые имеют направленность на анализ возможностей человека в сравнении, обобщении, исключении лишнего и поисков синонимов.

Зная об уровне развития вербального мышления можно определить склонность к изучению иностранных языков и способностью усвоить изучаемый материал. Данный тип мышления развивается в детские годы, в то время, когда ребенок пытается связать изученные слова в первые, самостоятельно произнесённые предложения. Определенная ступень развития данного вида интеллекта – изучение письменной грамоты. Для того чтобы облегчить процесс обучения чтения для ребенка, следует правильно подойти к анализу усвоения полученной информации. В большинстве случаев, ребенок проявляет признаки готовности к этой форме обучения в возрасте от пяти до семи лет.

Вербальное мышление — это неотъемлемая составляющая успешного усвоения полученных знаний. Это касается как гуманитарных, так и технических предметов. Когда уровень развития ребенка имеет определенное значение, процесс усвоения новых знаний протекает достаточно легко. Ребенок не только понимает смысл полученной информации, но и обладает способностью пересказать усвоенное своими словами.

что такое вербальная и невербальная логика. CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 4. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 4. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 4. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Каждый из видов интеллекта, будь то вербальный интеллект или невербальный, обладает высоким значением для человека

Невербальный вид интеллекта – основывается на базе пространственных объектов и зрительных образов. Здесь оперируют наглядные объекты. Умение найти сходство и различие предметов и изображений, а также способность правильно определить их положение, является ярким примером невербального мышления. Данный вид развития помогает человеку читать различные схемы и чертежи, создавать конструкции и писать живопись.

Упор на развитие вербальных способностей способствует освоению различных языковых систем. Каждая из языковых систем состоит из определенных элементов и правил создания конструкций из этих деталей. Большинство языковых систем включает в себя:

Фонетика – звуковая составляющая языка. При развитых вербальных способностях, человек демонстрирует легкость в различении звуков и способность с первого раза правильно произнести незнакомое слово. Грамматика подразумевает правильное построение фраз, где слова имеют согласованность между собой. Синтаксис – правильное оформление предложений, позволяющее связать их между собой. Таким образом, вербальные способности — это одна из главных составляющих богатого словарного запаса.

Все вышеперечисленное позволяет человеку наладить коммуникацию с другими людьми. Высокое развитие интеллекта дает возможность не только грамотно объяснить свои мысли собеседнику, но и обосновать свою точку зрения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей приводит к затруднению в общении с другими людьми. Невербальная коммуникация также имеет огромное значение, так как жесты, мимика и положение тела является частью выражения собственных эмоций.

Оба вида коммуникаций — единственный способ передачи информации от человека к человеку.

что такое вербальная и невербальная логика. CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 3. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 3. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 3. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию

Методы диагностики развития мышления

На сегодняшний день существует несколько методик проверки вербального и невербального развития. Главные отличия этих методик заключаются в материале, используемом для тестов и самих заданиях. Анализ уровня вербального развития проводится на основе сравнений, синтеза и анализа словесных материалов. Во время проведения диагностики, в обязательном порядке следует учитывать возраст человека, проходящего испытания. Для проверки уровня вербального развития применяется специальный тест, разработанный Г.Айзенком.

Уровень развитости невербального мышления определяется с помощью тестов, основанных на наглядных предметах. Во время прохождения подобных заданий, человек должен напрямую взаимодействовать с различными предметами, составляя из них сложные конструкции и проводя аналогии между отдельными элементами. Данный метод диагностики включает себя применение таких предметов, как доска форм Сегена, «Куб Коса» и матрица Равена.

Существуют диагностические методики, которые позволяют дать оценку обеим формам мышления одним приемом. К таким методам диагностики относится тест на развитие, имени Векслера. Следует обратить внимание, что для прохождения этого теста, требуется длительный временной промежуток, равный двум часам.

Как связана успеваемость с вербальными способностями

Мышление, основанное на образах и ассоциативном ряде, имеет свои достоинства. Люди с этим типом мышления имеют гибкий ум, способный в течение нескольких минут переключить внимание с одной задачи на другую. Также эта категория людей проявляет богатую фантазию и высокий уровень эмоциональности. Таких людей часто называют лириками, из-за отсутствия возможной объективной оценки окружающего мира. Для лириков, мир — окружающий человека, необычайно интересен и волнующий.

Говоря об этом, следует упомянуть о том, что лирики и логики извечные противоположности друг друга. Для того чтобы определить к какой категории людей относится конкретный человек, используются специальные тесты. Во время тестирования выявляется уровень эрудиции, а также способность выявить общие признаки в написании конкретных слов. Обычно в данных тестах имеются определенные подвохи в написании конкретных слов. Если найти определенный вариант шифра, то в дальнейшем справиться с подобными тестами не составит труда.

Разбирая вопрос о том, что такое вербальные способности, нужно обратить внимание на тот факт, что каждую секунду человек пребывает в потоке различных мыслей. Мысли, не дающие покоя, препятствуют достижению эффекта и получению результата. Мыслительный процесс может вызвать серьезную усталость по окончании трудового дня. Это означает, что умение отбросить второстепенные задачи и сосредоточиться на выполнении главного задания, является одним из проявлений наличия вербальных способностей.

что такое вербальная и невербальная логика. CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 1. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 1. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка CHto takoe verbalnyj intellekt myshlenie 1. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление

Заключение

Вербальный интеллект — это способность проявить на практике полученные знания. Следует сделать небольшое отступление и сказать о том, что между невербальным мышлением и вербальным интеллектом существует явная взаимосвязь. Снижение уровня развития одного из этих качеств, автоматически отражается на втором типе мышления.

Недостаток развитости пространственного мышления, проблемы с определением формы и размеров окружающих предметов, приводят к проблемам с развитием речевого аппарата. Этот может выражаться в путанице слов и неправильном воспроизведении звуков. Недостаток вербального развития приводит к нарушению восприятия информации.

Источник

Язык и мышление, их органическое мышление. Формы мышления

Зачем необходимо вербальное мышление

В первую очередь оно очень важно при формировании психических функций еще в раннем возрасте. Если ребенок не может правильно выразить свою мысль на словах, значит, и сформировать вербальный образ у него не получается. В дальнейшем особенности мышления у ребенка в раннем возрасте влияют и на взрослую жизнь. Дети, которые в свое время не научились коммуникации, вырастают замкнутыми от внешнего мира. Как правило, люди, имеющие успехи в гуманитарных науках, обладают вербальным мышлением. Это объяснится их способностью мыслить образно. Таким людям легко рассуждать и рассказывать о понятиях бытия, о философских учениях, об искусстве и поэзии.

Люди с развитым вербальным мышлением очень любят рассуждать вслух и про себя. Это очень открытые и коммуникабельные личности. При общении с посторонними людьми они всегда сначала думают, а потом говорят. У них очень хорошо развита логика, и они быстро справляются с различными сложными ситуациями.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.
Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Ученые и вербальное мышление

Если для гуманитариев вербальное мышление – это необходимость, то возникает вопрос — нужно ли развивать такое мышление любителям точных наук? Многие знают такого гениального профессора, как Альберт Эйнштейн. До 6 лет он практически не разговаривал и, соответственно, не обладал вербальным мышлением. Несмотря на все это, он был гением.

что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

А что, если посмотреть на эту проблему с другой стороны? Люди, которые видели, как маленький 6-летний мальчишка совсем не разговаривал, считали его просто глупым ребенком. Коммуникационные навыки очень важны в современном обществе. Человек, не умеющий выражать свои мысли, вряд ли сможет добиться успеха в профессиональной сфере. Вербально-логическое мышление очень необходимо, ведь оно помогает находить решения в трудных жизненных ситуациях.

Абстрактное мышление в психологии

В психологии и в приближенном к этой науке обиходе сложились довольно разнообразные и при этом противоречивые представления о мышлении и его основных видах. Так, выделяют абстрактное мышление, конкретное, образное, действенное, математическое, вербальное, логическое, интуитивное и так далее.

что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Переходим от конкретного к абстрактному

Учителям предписывают переходить от конкретного мышления к абстрактному. Это считается вполне привычным предписанием, но при этом не совсем понятным. Многие понимают цель абстрактного и то, что им предстоит сделать, чтобы перейти от одного к другому. Некоторые и вовсе неправильно понимают это предписание, считая, что воспитательные методы должны переходить от вещей к мыслям. То есть всякое отношение к вещам не должно захватывать мышление, иначе такое обучение не будет иметь воспитательного значения.

На самом деле ребенок в обращении с предметами делает массу выводов. Вещи вызывают определенные представления, и в результате малыш получает знания как доказательства утверждения мнения или как повод к толкованию. Следовательно, отделение вещей от мыслей противоестественно, чувственные восприятия должны быть основаны на суждениях. И если понимать абстрактное мышление как отделение мысли от предметов, то установленная цель бессмысленна, поскольку в реальности мысль всегда напрямую или косвенно относится к вещам.

что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Человек, который чувствует себя свободно в областях химии и физики, понимает, чем отличаются атомы от молекул, не требуется мышление, чтобы понять, о чем идет речь. Но человеку, не так глубоко посвященному в эти науки, приходится вспоминать эти термины путем медленного перехода от знакомых ему вещей. То есть использовать абстрактное мышление. Кроме того, если привычные вещи и пути перехода от них забыты, то атомы и молекулы очень быстро теряют таким сложным способом добытое значение.

Применение математического мышления

Если объединить факты в конкретной области более или менее логичным образом, то можно понять, что они легко выстраиваются в определенном порядке. Геометрия состоит из геометрических фактов, теория чисел объединяет арифметические утверждения и так далее.

Виды мышления в порядке усложнения

что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Существует три вида мышления: наглядно-действенное, вербальное и образное. Дети до трех лет пользуются первым, поскольку их ум пока не отягощён теоретическими знаниями. Чтобы разобраться, что находится внутри игрушки, они просто ее ломают. Взрослея, человек получает словесные знания о мире, окружающем его, в виде умозаключений, определений и суждений. Это вербальное мышление, когда люди выражают при помощи слов свои мысли на любом языке. К примеру, при вербальном мышлении круг и квадрат – это совершено разные геометрические фигуры. А вот пользуясь мышлением образным, можно мысленно преобразовать круг в квадрат (или наоборот). В этом случае слова используются тоже, но уже как средство исполненных преобразований. В дальнейшем вербальное мышление может переходить на новый уровень. Именно так образуется абстрактное мышление, образное или пространственное.

что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой. что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой. что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой. что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой. что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой. что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Упражнения на развитие словесно-логического мышления

Существует огромное количество упражнений для развития разных типов мышления. Для развития вербального мышления рекомендуется использовать логические задачки. К примеру, посмотрите на предметы вокруг вас и попробуйте дать им новые названия (у детей это получается лучше всего). К примеру чашка — выпивалка, ручка — писалка и т. п. Отличное упражнение на развитие вербального мышления – скороговорки. Можно заучивать старые, а можно придумывать новые. Проговаривайте их как вслух, так и про себя.

что такое вербальная и невербальная логика. lazy placeholder. что такое вербальная и невербальная логика фото. что такое вербальная и невербальная логика-lazy placeholder. картинка что такое вербальная и невербальная логика. картинка lazy placeholder. Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Очень хорошо помогает в развитии вербального мышления игра в шахматы. Во-первых, в процессе игры, как правило, играющие общаются между собой, а во-вторых, игра заставляет человека думать и просчитывать шаги наперед. Вербальное мышление — это словесное мышление, поэтому любые занятия на развитие его рекомендуется проводить в группе. Можно развивать такое мышление всей семьей. Особенности мышления человека связаны с его знаниями в разных областях. Дискуссии со знакомыми и друзьями помогают не только узнать много новой и полезной информации, но и развить вербальное мышление.

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Знаете, как тренировать память и внимание? Улучшение слуховой памяти.

Узнайте, как развивать абстрактное мышление. Возможности абстрактного мышления.

Читайте, что такое аналитические способности. Как развить аналитический склад ума.

Язык и мышление

осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено уже у некоторых животных, и именно это обеспечивает животному правильную ориентировку в ситуации и принятие целесообразного решения. Высокоразвитые формы невербального мышления (в сочетании с мышлением вербальным) находим у человека. Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Решение подобных задач обычно не протекает в формах внутренней (и тем более внешней) речи. Это — особое «техническое», или «инженерное», мышление. Близко к этому мышление шахматиста. Особый тип наглядно-образного мышления характерен для творчества живописца, скульптора, композитора.

оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи. Можно сказать, что язык определенным образом организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Понятийное мышление может опираться и на вторичные, искусственные языки, на построенные человеком специальные системы общения. Так, математик или физик оперирует понятиями, закрепленными в условных символах, мыслит не словами, а формулами и с помощью формул добывает новое знание.

Подлинно научное решение вопроса о соотношении языка и мышления дает материалистическая теория отражения

, рассматривающая язык и мышление в диалектическом единстве. Мышление — это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества.

Орудием мышления является язык

, а также другие знаковые системы (абстрактные, как например, математические или химические, где используется язык формул, или конкретно-образные в искусстве). Язык как знаковая система является материальной опорой мышления, он материализует мысли и обеспечивает обмен информацией. Если мышление отражает действительность, то язык ее выражает. Мышление идеально, а язык — материален (все его единицы облечены в звуки). Мысль же не имеет свойств материи (массы, протяженности, плотности и т.д.). Связь языка с мышлением позволяет осуществлять ему коммуникативную и когнитивную функции: язык не только передает суждения или сообщения о предметах и явлениях внешнего мира, но и определенным образом организует наши знания об этом мире, расчленяя и закрепляя их в сознании. Таким образом, язык, с одной стороны, является средством выражения мысли, а с другой — орудием ее формирования.

Наличие этих несловесных форм мышления (наглядно-образное мышление композитора, скульптора, художника или мышление животных, позволяющее им правильно ориентироваться в пространстве) не опровергает языковую концепцию мышления, так как предметно-чувственные образы мышления выполняют по сути ту же функцию, что и язык.

В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия изменялся: развитие письменности, например, усиливало воздействие языка на мышление, увеличивались и сами возможности языка как средства оформления мысли. Однако и развитие мышления оказывало воздействие на язык, расширяя значения слов, способствуя увеличению лексического и фразеологического состава языка.

Мышление тесно связано с познанием. Согласно теории отражения, первой ступенью познания является чувственное восприятие действительности. Внешний мир, воздействуя на органы чувств, вызывает в человеке определенные ощущения. Эти ощущения от предметов и явлений внешнего мира и являются материалом для мышления: у человека возникает представление о предмете и на его основе образуется понятие. На второй ступени познания в процессе отвлечения от чувственного восприятия конкретного предмета, когда во внимание принимаются наиболее существенные и общие его свойства, понятие облекается в форму, а именно в слово (каждое слово – есть обобщение).

Теория отражения согласуется с учением И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Первая сигнальная система дает сознанию только ощущения, она включается на первой ступени познания, когда предметы и явления внешнего мира оказывают воздействие на наши органы чувств, вызывая у нас определенные ощущения (зрительные, слуховые, вкусовые и др.). Вторая сигнальная система включается на второй ступени познания, она и становится базой формирования понятий, суждений, умозаключений, когда восприятие внешнего мира происходит через воздействие слов. Вторая сигнальная система развилась в процессе труда человека, поэтому ею обладает только человек как существо разумное, нуждающееся в средстве общения, т.е. в языке. Именно вторая сигнальная система обеспечивает переход от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, т.е. к формированию понятий, суждений, умозаключений, получающих свое выражение в слове. Слово позволяет обозначить не один только данный конкретный предмет, а целый ряд однородных предметов, т.е. оно объединяет предметы на основе общего признака или функции в классы, разряды, группы, что способствует формированию у человека понятий о вещах и явлениях внешнего мира.

Чрезвычайная сложность структуры человеческого мышления подтверждается и современными данными о работе головного мозга человека. Принципиальная особенность нашего мозга состоит в так называемой функциональной асимметрии, т. е. в определенной специализации функций левого и правого полушарий. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порождения и восприятия речи, так называемые зоны Брока и Вернике.

В верхне-заднем участке височной доли находится зона Вернике, отвечающая за понимание речи. Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Центр (поле) Вернике — сенсорный центр речи, занимающий заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки. Основная его функция — преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия.

Таким образом, левое полушарие является «речевым», а тем самым, обычно, и «доминантным» (т. е. «главенствующим»), точнее, оно ответственно за логико-грамматич ескую расчлененность и связность нашей речи, за ее форму, а также, по-видимому, и за абстрактную лексику, короче — за аналитическое, абстрактное мышление.

У больных с афазией

(нарушениях речи)
Брока,
обусловленной травмами левого полушария, наблюдаются: (1) нарушение беглости речи, дизартрия, затруднение речи; (2) нарушение повторения; (3) относительная сохранность понимания речи с легким затруднением понимания синтаксических и сравнительных грамматических конструкций. У больных о стиль речи, в речи содержатся имена существительные и глаголы с пропусками небольших соединительных слов. Речь теряет грамматическую правильность и плавность (причем по-разному, в зависимости от того, какие участки коры поражены — лобновисочные или задневисочные).

В противоположность левому правое полушарие теснее связано с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми или иными образами, а специально в области языка — с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. Оно характеризуется нерасчлененным, но зато и более целостным восприятием мира и является источником интуиции. У больных с афазией Вернике

выявляется беглая речь с хорошей артикуляцией, без затруднений ее продукции и почти всегда засоренная парафазиями и неологизмами. Грамматическая правильность высказываний может сохраняться, но речь становится бессмысленной. Параллельно этому нарушается повторение. Ведущим симптомом афазии Вернике является выраженное нарушение понимания речи. Наблюдается два типа поведенческих реакций в ответ на нарушение понимания речи. Чаще всего в остром периоде больной не осознает своего дефекта, невозмутимо давая неадекватные и избыточные с элементами парафазии ответы на вопросы врача. Реже больные находятся в раздраженном или параноидальном состоянии, возможно, из-за неспособности понимать речь окружающих.

Интересно, что в детском возрасте асимметрия мозга еще не проведена полностью и в случае частичного поражения того или иного участка коры головного мозга другие участки могут взять на себя его функции. Вообще в норме оба полушария работают в непрерывном контакте друг с другом, совместной работой обеспечивая все поведение человека, его мышление и речь.

Язык связан со всей психической деятельностью человека, т. е. не только с мыслью, но также с чувством и волей. В частности, у ребенка первые проявления речи направлены не столько на осуществление познавательной деятельности, сколько на выражение волевых побуждений и требований, обращенных к окружающим (доминирует апеллятивная функция). Можно сказать, что на раннем этапе младенчества развитие речи и интеллектуальное развитие еще мало связаны друг с другом. Но постепенно обе линии развития объединяются и примерно с двухлетнего возраста язык становится важнейшим средством формирования мысли ребенка и его приобщения к опыту взрослых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *