что такое ведомственная охрана и вневедомственная охрана
Ведомственная охрана и вневедомственная: основные различия
Планируя отдать объекты под охрану, их владельцы зачастую встают перед дилеммой: какой охранной структуре довериться – ведомственной или вневедомственной. При этом они ошибочно полагают, что последняя является подобием частного охранного предприятия. Здесь мы рассмотрим основные различия между данными подразделениями охраны.
Ведомственные и вневедомственные услуги охраны
Сразу стоит заметить, что оба данных вида охранных структур (ведомственная и вневедомственная) являются полицейским подразделениями. Они различаются между собой по предназначению и выполняемым функциям. Так, ведомственная охрана контролирует объекты, транспорт, грузы, находящиеся в подчинении и собственности четко определенной государственной структуры (ведомства).
Полномочия вневедомственной охраны намного шире. Ее структурные подразделения могут предоставлять охранные услуги объектам разных форм собственности. Они также могут охранять жилье, транспорт и иное имущество физических лиц. Стоимость охранных услуг устанавливается контролирующим органом для всех подразделений в пределах определенной территориальной единицы.
Таким образом, главные видимые отличия ведомственной и вневедомственной структурами – это количество и форма собственности объектов, которые они охраняют.
В чем отличие от ЧОПа?
Каждое частное охранное предприятие, в отличие от рассмотренных выше структур, имеет независимое руководство, которое устанавливает конкретные правила поведения, а также стоимость охранных услуг. Перечень услуг, оказываемых ЧОП, значительно превосходит деятельность структурных подразделений.
Так, частная охранная организация обладает максимально широкими полномочиями. Помимо услуг, которые предоставляет вневедомственная охрана, наше предприятие оказывает юридическую поддержку, помощь при взыскании задолженности, взаимодействие с частными детективами и прочие. Узнать подробнее о возможностях ЧОП наши клиенты смогут, позвонив к нам или заказав звонок на нашем ресурсе.
5 отличий ведомственной охраны от вневедомственной
Мероприятия по обеспечению безопасности объектов реализуются сегодня различными охранными службами. Их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. Охранные компании имеют разные полномочия, возможности и специфику работы. Давайте разберемся, чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной и являются ли ЧОПы частью той или иной службы.
1. Правовые основы
Функционирование ведомственной охраны регулируется ФЗ №77 (14.04.1999). Специальные охранные подразделения могут иметь статус юридических лиц. Подчиняются они напрямую профильным ведомствам и министерствам (МВД, МЧС, Минобороны, Минтранспорта, Минэнергетики и т. д.). Что касается масштабов ведомственной охраны, в 2018 г. в негосударственном секторе работало больше 60 000 человек, в государственном – около 120 000 (без учета спецподразделений Минобороны).
Вневедомственная охрана (ОВО) является структурным подразделением полиции (сейчас Росгвардии согласно Указу Президента №157 от 05.04.2016). Сотрудники службы в штатный кадровый состав охраняемых объектов не входят. То есть охранники не являются работниками компаний, подконтрольных министерствам и ведомствам. Услуги клиентам ОВО оказывает на договорных условиях.
2. Полномочия
Ведомственная охрана имеет широкие полномочия. В частности, должностным лицам государственных специальных подразделений разрешено осуществлять досмотры вещей, транспорта, личные досмотры задержанных, составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленном КоАП. Также специалисты ведомственной охраны уполномочены выполнять иные процессуальные действия, не противоречащие действующему законодательству и находящиеся в рамках компетенций соответствующего подразделения. ВОХР обеспечивает безопасность федеральных органов власти; государственных корпораций; юридических лиц, подконтрольных различным министерствам и ведомствам.
Вневедомственная охрана уполномочена организовывать защиту различных объектов: от промышленных предприятий, административных учреждений, метро и аэропортов до объектов культурного наследия, складов мобилизационного резерва и мест хранения драгметаллов, наркотических веществ, боеприпасов. Также структурные подразделения ОВО охраняют:
Вневедомственная охрана привлечена и к обеспечению безопасности на специализированных объектах военно-промышленного комплекса.
3. Структура
Структура ведомственной охраны включает учебные центры и профильные (рабочие) отделы. Специфика функционирования тех и других во многом определяется особенностями деятельности министерства, ведомства, в котором организована соответствующая служба.
4. Вооружение и оснащение
Ведомственные охранники пользуются большим набором спецсредств и вооружения. Для решения уставных задач могут применяться:
Что касается технических средств для обеспечения безопасности, и ВОХР, и ОВО активно используют передовые системы, средства и решения противопожарного назначения, применяющиеся для видеоконтроля ситуации на территории и объекте, а также реагирующие на движение и др.
5. Формат оказания услуг
Ведомственная охрана, по сути, работает в штате соответствующих министерств и ведомств. Она базируется непосредственно на охраняемых объектах.
ОВО работает, как и ЧОПы, по договору. Вневедомственная охрана предлагает определенный перечень услуг, каждая из которых имеет свой тариф. Жесткий прайс ограничивает возможности для создания индивидуальных предложений, учитывающих актуальные потребности и специфику деятельности конкретного клиента.
Отличия ЧОПа от ВОХР и ОВО
Подытоживая вышеизложенное, стоит заметить, что перечень услуг ведомственной и вневедомственной охраны жестко регламентирован. ВОХР вообще не имеет смысла рассматривать как участника конкурентного рынка ввиду специфики функционирования. Вневедомственная охрана предлагает услуги коммерческому и частному сектору. Но они часто являются пакетными. И не практикуется подключение дополнительных опций или отключение неактуальных для конкретного клиента.
ЧОП же ориентируется на потребности заказчиков. Перечень услуг такой частной охранной компании отвечает имеющемуся спросу. В отличие от вневедомственной охраны, ЧОП может, например, предоставить заказчику телохранителя, провести частное детективное расследование (в правовом поле, разумеется), разработать стратегию, тактику и реализовать проект возврата задолженности, обеспечить юридическую поддержку при рейдерской атаке на бизнес и др. Расценки при этом будут индивидуальными. Каждый клиент частного охранного предприятия или организации может рассчитывать на максимально выгодные условия сотрудничества и платить только за действительно необходимые охранные опции.
Отличие вневедомственной охраны от ведомственной
Мероприятия по обеспечению безопасности объектов реализуются сегодня различными охранными службами. Их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. Охранные компании имеют разные полномочия, возможности и специфику работы. Давайте разберемся, чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной и являются ли ЧОПы частью той или иной службы.
Мероприятия по обеспечению безопасности объектов реализуются сегодня различными охранными службами. Их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. Охранные компании имеют разные полномочия, возможности и специфику работы. Чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной и являются ли ЧОПы частью той или иной структупы.
1. Правовые основы
Функционирование ведомственной охраны регулируется ФЗ №77 (14.04.1999). Специальные охранные подразделения могут иметь статус юридических лиц. Подчиняются они напрямую профильным ведомствам и министерствам (Росгвардии, МЧС, Минобороны, Минтранспорта, Минэнергетики и т. д.). Что касается масштабов ведомственной охраны, в 2018 г. в негосударственном секторе работало больше 60 000 человек, в государственном – около 120 000 (без учета спецподразделений Минобороны).
Вневедомственная охрана (ОВО) является структурным подразделением Росгвардии согласно Указу Президента №157 от 05.04.2016. Сотрудники службы в штатный кадровый состав охраняемых объектов не входят. То есть охранники не являются работниками компаний, подконтрольных министерствам и ведомствам. Услуги клиентам ОВО оказывает на договорных условиях.
2. Полномочия
Ведомственная охрана имеет широкие полномочия. В частности, должностным лицам государственных специальных подразделений разрешено осуществлять досмотры вещей, транспорта, личные досмотры задержанных, составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленном КоАП. Также специалисты ведомственной охраны уполномочены выполнять иные процессуальные действия, не противоречащие действующему законодательству и находящиеся в рамках компетенций соответствующего подразделения. ВОХР обеспечивает безопасность федеральных органов власти; государственных корпораций; юридических лиц, подконтрольных различным министерствам и ведомствам.
Вневедомственная охрана уполномочена организовывать защиту различных объектов: от промышленных предприятий, административных учреждений, метро и аэропортов до объектов культурного наследия, складов мобилизационного резерва и мест хранения драгметаллов, наркотических веществ, боеприпасов. Также структурные подразделения ОВО охраняют:
Вневедомственная охрана привлечена и к обеспечению безопасности на специализированных объектах военно-промышленного комплекса.
3. Структура
Структура ведомственной охраны включает учебные центры и профильные (рабочие) отделы. Специфика функционирования тех и других во многом определяется особенностями деятельности министерства, ведомства, в котором организована соответствующая служба.
Структура ОВО включает:
4. Вооружение и оснащение
Ведомственные охранники пользуются большим набором спецсредств и вооружения. Для решения уставных задач могут применяться:
Что касается технических средств для обеспечения безопасности, и ВОХР, и ОВО активно используют передовые системы, средства и решения противопожарного назначения, применяющиеся для видеоконтроля ситуации на территории и объекте, а также реагирующие на движение и др.
5. Формат оказания услуг
Ведомственная охрана, по сути, работает в штате соответствующих министерств и ведомств. Она базируется непосредственно на охраняемых объектах.
ОВО работает, как и ЧОПы, по договору. Вневедомственная охрана предлагает определенный перечень услуг, каждая из которых имеет свой тариф. Жесткий прайс ограничивает возможности для создания индивидуальных предложений, учитывающих актуальные потребности и специфику деятельности конкретного клиента.
Отличия ЧОПа от ВОХР и ОВО
Подытоживая вышеизложенное, стоит заметить, что перечень услуг ведомственной и вневедомственной охраны жестко регламентирован. ВОХР вообще не имеет смысла рассматривать как участника конкурентного рынка ввиду специфики функционирования. Вневедомственная охрана предлагает услуги коммерческому и частному сектору. Но они часто являются пакетными. И не практикуется подключение дополнительных опций или отключение неактуальных для конкретного клиента.
ЧОП же ориентируется на потребности заказчиков. Перечень услуг такой частной охранной компании отвечает имеющемуся спросу. В отличие от вневедомственной охраны, ЧОП может, например, предоставить заказчику телохранителя, провести частное детективное расследование (в правовом поле, разумеется), разработать стратегию, тактику и реализовать проект возврата задолженности, обеспечить юридическую поддержку при рейдерской атаке на бизнес и др. Расценки при этом будут индивидуальными. Каждый клиент частного охранного предприятия или организации может рассчитывать на максимально выгодные условия сотрудничества и платить только за действительно необходимые охранные опции.
Таблица различий ведомственной и вневедомственной охраны
Отличия
Ведомственная охрана
Вневедомственная охрана
Действия регулируются ФЗ №77 от 14.04.1999. Подчиняется профильным ведомствам: МВД, МЧС, Минобороны, Минтранспорта и пр.
Структурное подразделение Росгвардии.
Имеет широкие полномочия. Обеспечивает безопасность федеральных органов власти, госкорпораций, юридических лиц, подконтрольных различным министерствам.
Обеспечивает безопасность коммерческих и частных объектов разного назначения и масштаба. Работает на объектах военно-промышленного комплекса.
Включает учебные центры и профильные отделы министерств и ведомств.
Включает центры оперативного управления, централизованные пункты охраны, строевые спецподразделения.
4.Вооружение и оснащение
5.Формат оказания услуг
Работает в штате министерств и ведомств.
Работает по договору, как и ЧОПы. Строгий прайс.
Отличие ведомственной от вневедомственной охраны
В наше время принято охранять не только предприятия и производства. Так же охрана может защитить частные загородные дома и особняки, а также городские квартиры от незаконного проникновения злоумышленников. Когда владельцы хотят доверить свою недвижимость охранным структурам, у них возникает вопрос, какую охрану выбрать. Государственную или частную? Обычно владельцы не понимают в чём разница между ведомственной и вневедомственной охраной.
А реально уже более двадцати лет, клиенты могут сделать выбор между этими охранными службами. При выборе ведомственной службы, можно заранее знать, что разница между ведомственной и вневедомственной охраной будет заметна в правилах поведения ведомственной охраны, которые указаны в регламенте. Уже не первые десять лет правила работы ведомственной организации определяются такими главными принципами, как распределение военизированных подразделений в план единой дислокации на определённой местности. Также сотрудники ведомственной охраны, которые зачастую работают полицейскими, должны предотвращать различные нарушения, которые могут произойти на территории, находящейся под их охраной. Они обязательно должны поддерживать общественный порядок. Преимуществом ведомственной охраны над вневедомственной заключается в том, что охраняемая территория часто проверяется охраной. Работа вневедомственной охраны также проверяется, правда неофициальными службами.
Также ведомственная охрана отличается от вневедомственной тем, что они ведут разную ценовую политику. Охранные структуры, принадлежащие государству, работают по тарифам, которые утверждены официально. Частные же охранные агентства сами назначают цену за свои услуги. Вместе с тем и частные, и государственные охранные конторы формируют свой состав по одинаковым принципам. Перед тем как устроиться на работу в частное или государственное охранное агентство кандидат должен пройти жёсткий отбор. В обеих охранных структурах сотрудники постоянно тренируются, и поддерживаю хорошую физическую и боевую форму. Также обе эти структуры используют самое современное оборудование, при помощи которого агентства охраняют имущество своих клиентов.
Вот несколько отличий этих двух охранных структур. Поэтому выбор остаётся только за вами, к какой службе обратиться к ведомственной или вневедомственной.
Похожие статьи
Проблема безопасности всегда стояла достаточно остро, и использование охранных систем для предприятий или организаций остается актуальной и сейчас, несмотря на совершенствование законодательной системы. Однако тотальное…
Сегодня в США можно найти более одного миллиона вакансий для профессии охранника. В Америке работа охранника считается одной из самых престижных и перспективных. Обычно, охранников…
Ведомственная охрана – история создания, структура, задачи
Ведомственная охрана (ВО) ассоциируется с той, что принадлежит государству. Но это неверно, поскольку защищаются территории, принадлежащие не только разным министерствам, но и частным организациям. Регулируется деятельность специальным ФЗ.
Федеральный закон о ведомственной и вневедомственной охране
В ФЗ № 77 от 14.04.1999 содержатся необходимые сведения для обоих видов защиты. В закон о вневедомственной охране и других структурах включили следующие положения:
Всего в ФЗ 27 статей. За годы накопилась большая судебная практика, многие пункты были расширены и уточнены.
История
В РСФСР понятия «ведомственная охрана» не существовало. Различные госструктуры с 1924 года имели добровольцев-работников, которых вооружали и ставили как сторожей, вахтеров.
Защита была двух видов:
Вид охраны выбирался исходя из степени важности и ценности имущества. В 1999 году началась современная история официальной структуры.
Попытки ликвидации, конкурентная борьба, приватизация
Появление структуры от Росгвардии и разных защищающих организаций до того привело к попытке убрать ведомственное предприятие. В 2002 году был предложен законопроект. Согласно ему ведомственная охрана могла защищать только госимущество. Если бы его приняли, то большая часть инфраструктуры РФ перешла бы под оборону ЧОП. 10.12.2002 проект отозвали с рассмотрения.
В 2006 г. Шаронов, замминистра экономики и торговли, попытался осуществить комплекс мер, направленных на устранение ведомственной охраны. Силовые министерства не дали ему закончить начатое дело.
В 2014 г. ЧОПы объединились вместе и подали жалобу в ФАС, ссылаясь на статьи из закона о конкуренции и ВТО. Однако к защите государством жизни и здоровья граждан эти нормы оказались неприменимы. Такие действия регулируются Конституцией и другими законами, а не стандартами из ВТО.
В 2014 г. депутаты вынесли на рассмотрение Законопроект о ликвидации ВО из-за развития конкуренции. Из-за протеста Правительства РФ Госдума отозвала проект.
С 2017 г. Росгвардией началась приватизация некоторых организаций, которые ранее защищала ведомственная охрана. Под юрисдикцию были переданы объекты, принадлежащие Министерству промышленности и торговли, «Роскосмосу», а в 2018 году — «Минкомсвязи». Такая приватизация ведет к сокращению доходов государства, поскольку ЧОПы должны отчислять не только налоги, но и часть прибыли.
Реформирование системы ведомственной охраны
В 2009 году запустили программу, направленную на модернизацию действующих структур. Минобороны подготовило проект, где обговаривалось создание ОАО «Оборонохрана», направленного на защиту объектов, которые принадлежат Министерству. Общество создали в 2010 г., отказавшись от услуг ЧОПов из-за их слабого вооружения. Последовало увольнение тысяч работников, это привело к недостатку персонала для ликвидации различных ЧС.
В 2011 г. произошли новые изменения — создали для защиты объектов вместо существующей структуры Военную полицию, и предоставили ей перечень военных предприятий для защиты.
Ведомственная охрана в Российской Федерации
Всего существует 2 системы:
Росгвардия не относится ни к одной из них, хотя частично она действует на основании ст. 26 ФЗ «О ведомственной охране». До 2003 года все системы принадлежали министерствам, впоследствии они перешли под контроль специально созданных юридических лиц.
Государственная ведомственная охрана федеральных государственных органов
Министерства, использующие такую структуру:
Охраной также пользуются 2 Федеральных агентства:
Остальные органы власти не включены в перечень структур, которым разрешено иметь ведомственную охрану. В 2015 г. правом на создание защиты хотели наделить и Министерство образования, но инициативу остановили.
Негосударственная ведомственная охрана
К таким предприятиям относятся:
Часть из них в ходе приватизации, начатой в 2017 году, может отойти под контроль Росгвардии.
Структура вневедомственной охраны
Вся система в совокупности является подразделением Росгвардии.
Правовой статус государственной и негосударственной ведомственной охраны
Все должностные лица могут производить (при обнаружении нарушений):
В связи с проводимой с 2017 года приватизацией негосударственная ведомственная охрана стала приравниваться законом к частной. Это привело к юридической путанице и жалобам от граждан на те действия, которые ранее считались правомерными.
Оружие и специальные средства
Их применение регулируется рядом ФЗ (в последних редакциях):
Согласно вышеприведенным законам, сотрудники ведомственной охраны могут иметь на постоянной основе в качестве личного оружия:
На время после получения разрешения для выполнения приказа выдаются:
К несмертельным разрешенным спецсредствам относятся:
Также сотрудники могут брать с собой служебных собак.
Охраняемые объекты
К ним относятся сооружения, грузы, ТС, здания и другое имущество, которое подлежит защите от посягательств извне. Подробный перечень утверждается Росгвардией, а порядок охраны регулируется ПП РФ № 514 от 12.07.2000. Военизированные организации в таком подтверждении не нуждаются.
Примеры корпораций и организаций, чье имущество нужно охранять (перечень неполный):
Собственность предприятий из списка защищают не только государственные структуры.
Средства идентификации работников и транспортных средств ведомственной охраны
Сотрудники ВО обязаны носить специальную одежду, жетон и документ — удостоверение. Закон о вневедомственной охране говорит, что нельзя использовать форму, применяемую организациями, которые являются военизированными (Министерством обороны, МВД и др.). На жетонах указывается эмблема фирмы, надпись и учетный номер работника. На одежде для идентификации используются:
Конкретный выбор символа зависит от должности и от того, к какому ведомству принадлежит охрана. Главное — не использовать военизированную форму.
На ТС для опознавания используют надписи, логотипы, эмблемы и сокращенные названия предприятия.
Формат оказания услуг
Деятельность осуществляется на основании принципов:
Контроль за работой происходит на основании ФЗ.
Основные задачи ведомственной охраны
Это основные задачи. Подробная их реализация прописывается при составлении договора.
Порядок работы
Каждый сайт ведомственной охраны содержит информацию об оказываемых услугах, персонале и сведения о предприятии. На нем знакомятся с порядком работы.
К труду допускаются сотрудники, достигшие 18 лет, подходящие по качествам и здоровью. Они должны проходить периодические проверки и экзамены на профпригодность в порядке и в день, установленный МВД.
Для обеспечения сохранности имущества используется охрана:
Положение о ведомственной охране, существующей с 1999 года, обширно. Оно включает в себя как перечень организаций, подлежащих защите, так и порядок их обороны от посягательств извне.