что такое важные государственные объекты
Особо важный объект
«. Особо важный объект: объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и предотвращения ущерба, который может быть нанесен природе и обществу, а также от возникновения чрезвычайной ситуации. «
«РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» (утв. МВД РФ 06.11.2002)
Приказ МВД РФ от 16.11.2006 N 937 (ред. от 05.06.2007) «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации»
Смотреть что такое «Особо важный объект» в других словарях:
особо важный объект — 3.28 особо важный объект: Объект, значимость которого определяется федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью определения мер по защите интересов государства,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОСОБО ВАЖНЫЙ ОБЪЕКТ — Объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
Особо важный объект — государственное предприятие, учреждение (например, научно исследовательский институт, конструкторское бюро, завод, испытательный полигон), где осуществляется проектирование, разработка, производство, эксплуатация или хранение особой важности,… … Контрразведывательный словарь
объект особо важный — Техногенный, природный, природно техногенный объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам возникновения чрезвычайных обстоятельств. [ГОСТ Р 52551… … Справочник технического переводчика
особо важный охраняемый объект — Техногенный, природный, природно техногенный объект или его часть, значимость которого определяется органами власти Российской Федерации и/или местного самоуправления и подтверждается уполномоченными службами охраны и безопасности с целью… … Справочник технического переводчика
объект особо важный — 2.4.2 объект особо важный: Техногенный, природный, природно техногенный объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам возникновения чрезвычайных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОБЪЕКТ ОСОБО ВАЖНЫЙ — Техногенный, природный, природно техногенный объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам возникновения чрезвычайных обстоятельств. ГОСТ Р 52551 2006 … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
объект — 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Предприятие особо режимное — см. Особо важный объект … Контрразведывательный словарь
Режимный объект — см. Особо важный объект … Контрразведывательный словарь
О сущности понятия «важный объект» и его классификации *
Горовой В.В., адъюнкт кафедры управления ОВД в особых условиях Академии управления МВД России, майор милиции.
В статье рассматривается необходимость детального изучения понятия «важный объект», так как до настоящего времени оно полностью не изучено и не закреплено законодательно. Существующие дефиниции не полностью отражают существо самого понятия «важный объект». Рассмотрев и сформулировав в статье содержание этого понятия, автор выходит с предложением его законодательного закрепления.
Ключевые слова: безопасность объектов, важный объект, органы внутренних дел, чрезвычайные ситуации техногенного характера.
This article addresses the need for detailed study of the concept of «essential facility», because so far it has not fully investigated and not enshrined in law. Existing definitions do not fully reflect the essence of the concept of an important object. Having reviewed and set forth in the content of this concept, the author comes out with its legislative proposal to consolidate.
Key words: Security objects, an important object, the internal affairs bodies, emergency man-made.
В Российской Федерации имеется ряд законодательных актов, указов, постановлений и ведомственных нормативных документов, отражающих и закрепляющих современные взгляды на обеспечение безопасного функционирования важных для государства объектов. К их числу относятся Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 8 июля 1992 г. N 3248-1 «О порядке судопроизводства по гражданским и уголовным делам, возникающим на особо режимных объектах и в особо режимных войсковых частях», а также Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и др.
В этих документах законодатель употребляет такие термины, как «важный объект», «важный государственный объект», «объект жизнеобеспечения», «особо важный объект», «критически важный объект», «специальный объект», «режимный объект», «потенциально опасный объект». Такое многообразие терминов можно объяснить различными подходами законодателя к определению степени важности и режимности объектов. Следует отметить, что в законах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации перечисленные понятия трактуются в несколько различных аспектах.
Так, в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» в ст. 9 определены основные задачи милиции общественной безопасности. В ней отмечено, что обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны (она входит в состав милиции общественной безопасности) при органах внутренних дел подлежат объекты, перечень которых определяется Правительством РФ; в него входят объекты, подпадающие под обозначенные нами дефиниции.
В другом Постановлении Правительства, от 16 мая 2005 г. N 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 N 351), в ст. 9 МВД РФ ставится задача по осуществлению охраны особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях и т.д.
В Указе Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. N 1116 «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции Указа Президента РФ от 16.03.2007 N 359) речь идет о важных государственных объектах Российской Федерации, подлежащих охране внутренними войсками.
Поэтому, на наш взгляд, требуется не только рассмотреть обозначенные выше термины, но и попытаться в рамках статьи сформулировать унифицированное понятие, которое с правовой точки зрения стало бы наиболее приемлемым для использования в законотворческой деятельности, учебной и научной литературе, в деятельности органов внутренних дел. Деятельность же последних на обозначенных нами объектах имеет особое значение для безопасности государства, четкой реализации возложенных на него функций, а также безопасности и жизнеобеспечения граждан Российской Федерации. Итак, давайте подробнее рассмотрим с раскрытием смыслового значения указанные выше термины и словосочетания, используя словари и энциклопедии:
Изучив подробнее данную категорию, наблюдаем противоречие в обозначении таких объектов. Например, к этой категории объектов Совет безопасности Омской области, согласно своему перечню критически важных объектов, относит информационно-телекоммуникационные, техногенно опасные, пожаро-, взрывоопасные и объекты, в которых размещены аппараты органов государственной власти и управления субъекта РФ, а законодательные акты Республики Ингушетия эти же объекты относят к объектам особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности;
Согласно ведомственной статистике, органы внутренних дел Российской Федерации осуществляют охрану около 99200 объектов с массовым пребыванием людей и примерно 57000 критически важных объектов; необходимо отметить, что в их число входят объекты, подпадающие под рассмотренные выше определения.
Вместе с тем, чтобы не вводить аудиторию в заблуждение о плачевном состоянии дел в рассматриваемой сфере, отметим, что в рамках нормативного правового регулирования базы одним из первых нормативно-правовых актов в данном направлении был принят ГОСТ 22.0.02-94, который определил часть терминов, подпадающих под рассматриваемую в статье категорию важных объектов. Однако самого понятия «важный объект», «важный государственный объект», «объект жизнеобеспечения» ГОСТ 22.0.02-94 не дает.
а) они (объекты) представляют собой предприятия (сооружения), организации или учреждения, осуществляющие свою деятельность для нужд государства и общества;
б) имеют в разной степени (большое, особое или исключительное) значение для государства, а значит, требуется защита этих объектов от возможных проявлений экстремистского или террористического толка;
в) имеют установленный порядок деятельности и существования (особый режим), что в свою очередь придает им особый закрытый статус функционирования.
Но есть и отличие в рассматриваемых понятиях: это их узкая направленность на обозначение определенных, выделяющихся из общей массы, небольшого числа объектов, которые обозначаются только в специальной литературе и научных исследованиях, поэтому отказываться от их применения и использования мы не призываем.
На наш взгляд, важным шагом по сокращению применения специальных терминов (понятных только узким специалистам) и созданию доступной, понятной терминологии для законодателя и сотрудников правоохранительных органов может стать разработка унифицированного понятия. Наличие таких близких по значению терминов, как «важный объект», «важный государственный объект», «объект жизнеобеспечения», «особо важный объект», «критически важный объект», «специальный объект», «режимный объект», «потенциально опасный объект» с целым рядом, с одной стороны, родственных, а с другой стороны, разноречивых определений не способствует одинаковому пониманию сущности этой категории.
На наш взгляд, в предлагаемом определении более полно прослеживается связь и общие черты разнообразных объектов. Кроме того, данное определение поможет, на наш взгляд, упростить его использование в нормах права и будет способствовать выработке более четкой классификации рассматриваемых объектов.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что важные объекты с учетом их назначения и специфичных особенностей могут быть классифицированы по следующим группам:
Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 379-ФЗ) // СПС «Гарант».
Введение в оборот предлагаемого нами общего, родового понятия «важный объект» ставит своей целью закрепить за правоохранительными органами обеспечение безопасного функционирования важных объектов и упростить структуру их защиты от возможных чрезвычайных обстоятельств, как криминального, так и другого характера.
Резюмируя изложенное, отметим, что в настоящее время возникает настоятельная потребность и необходимость для теории и практики в четком определении понятия (категории) «важный объект». Отсутствие единообразия в указанном определении отрицательно может сказаться не только на результативности деятельности органов внутренних дел в указанной среде, но и на самой безопасности таких объектов. С учетом этого считаем целесообразным закрепление понятия важного объекта и основных правовых положений, определяющих его правовой статус, а также компетенцию государственных структур (в том числе органов внутренних дел), обеспечивающих безопасное функционирование таких объектов в специальном федеральном законе.
Особо важный объект
Смотреть что такое «Особо важный объект» в других словарях:
Особо важный объект — Особо важный объект: объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных… … Официальная терминология
особо важный объект — 3.28 особо важный объект: Объект, значимость которого определяется федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью определения мер по защите интересов государства,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОСОБО ВАЖНЫЙ ОБЪЕКТ — Объект, значимость которого определяется органами государственной власти Российской Федерации или местного самоуправления с целью определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
объект особо важный — Техногенный, природный, природно техногенный объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам возникновения чрезвычайных обстоятельств. [ГОСТ Р 52551… … Справочник технического переводчика
особо важный охраняемый объект — Техногенный, природный, природно техногенный объект или его часть, значимость которого определяется органами власти Российской Федерации и/или местного самоуправления и подтверждается уполномоченными службами охраны и безопасности с целью… … Справочник технического переводчика
объект особо важный — 2.4.2 объект особо важный: Техногенный, природный, природно техногенный объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам возникновения чрезвычайных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОБЪЕКТ ОСОБО ВАЖНЫЙ — Техногенный, природный, природно техногенный объект, подверженный риску криминальных угроз нанесения неприемлемого ущерба самому объекту, природе и обществу, а также подверженный угрозам возникновения чрезвычайных обстоятельств. ГОСТ Р 52551 2006 … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
объект — 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Предприятие особо режимное — см. Особо важный объект … Контрразведывательный словарь
Режимный объект — см. Особо важный объект … Контрразведывательный словарь
Что такое важные государственные объекты
Методика отнесения объектов государственной и негосударственной собственности к критически важным объектам для национальной безопасности Российской Федерации
____________________________________________________________________
Отменена на основании
письма МЧС России от 30 декабря 2019 года N 43-7134-11
____________________________________________________________________
1. Основные термины и определения
Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов (утверждены Президентом Российской Федерации 28.09.2006 N Пр-1649);
2. Принятые предпосылки, допущения и ограничения
В основу методики положены метод анализа иерархий и метод экспертных оценок, которые базируются на представительной процедуре опроса специалистов-экспертов и последующей корректной обработке его результатов для формирования матрицы показателей важности объекта.
В Методике рассматриваются объекты:
в которых размещены или могут размещаться при определенных обстоятельствах высшие органы государственной власти Российской Федерации;
которые могут быть использованы террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности, дестабилизации государственного строя, либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами государственной власти для побуждения их к совершению действия в интересах террористов;
уничтожение или прекращение деятельности которых представляет угрозу для национальной (информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической, химической, радиационной и биологической) безопасности Российской Федерации.
Методика используется при отнесении к КВО следующих объектов:
ядерно опасных и/или радиационно опасных;
государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
3. Состав и содержание исходных данных для проведения расчетов
В процессе идентификации объектов в целях отнесения их к категории КВО используется система критериев отнесения объектов государственной и негосударственной собственности к КВО путем формирования, так называемого, показателя важности объекта.
Для формирования показателя важности объекта объекты государственной и негосударственной собственности условно сводятся в следующие группы:
1. Субъекты природных монополий, которые ведут деятельность на общегосударственном рынке товара;
2. Организации, занимающие монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке товаров при условии, что этот товар имеет важное социально-экономическое значение;
3. Организации топливно-энергетического комплекса, которые входят в объединенную энергетическую систему;
4. Организации оборонно-промышленного комплекса, составляющие научно-технический потенциал страны; имеющие значительный удельный вес в объеме стоимости экспорта товаров, работ, услуг;
5. Организации, на которых работают более 10 тыс. человек;
6. Организации, которые входят в категорию крупных налогоплательщиков;
7. Организации, обеспечивающие функционирование инфраструктуры общегосударственного значения, в частности информационно-телекоммуникационные, электросвязи и почты, железнодорожного, авиационного и морского транспорта, магистральных газо- и нефтепроводов, инженерные сооружения (мосты, тоннели);
8. Организации, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые общегосударственного значения.
9. Объекты информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
10. Объекты культурного наследия.
Для оценки важности объектов в рамках указанных групп используется система рамочных критериев, характеризующихся соответствующим комплексом показателей.
Для определения комплексного показателя важности того или иного объекта государственной или негосударственной собственности и принятия решения о его отнесении к КВО применяется следующая иерархия групп показателей:
Значимость объекта для экономики страны
Нанесение ущерба престижу государства
Возможные угрозы населению и территориям
Состав системы частных показателей важности объектов устанавливается методом экспертного опроса специалистов, имеющих соответствующую компетенцию.
Таким образом, для определения важности объекта предложена иерархия показателей.
Показатели первого уровня:
значимость объекта для экономики страны;
нанесение ущерба престижу государства;
возможность угрозы населению и территориям.
Каждый показатель первого уровня раскрывается через показатели второго уровня (описаны выше).
Значимость приведенных показателей оценивается с точки зрения их «вклада» в формирование показателя важности объекта.
В методике принято идентифицировать объект как КВО при величине его показателя важности не ниже 0,25.
4. Определение количественной значимости показателей, характеризующих важность объекта
Для определения количественной значимости показателей используется процедура парных сравнений. В рамках данной процедуры определяется, насколько один показатель превосходит другой по важности с точки зрения отнесения объекта в категорию критически важных. При этом используется шкала превосходства, приведенная в табл.4.1.
Таблица 4.1.
Значение шкалы превосходства
Содержание значений шкалы превосходства
Сравниваемые показатели одинаковы
Показатель незначительно превосходит другой
Показатель сильно превосходит другой
Показатель очень сильно превосходит другой
Показатель абсолютно превосходит другой
Промежуточные значения шкалы (для компромиссных решений)
Федеральная собственность РФ: право, объекты
Чтобы быть способным выполнять необходимые задачи, каждой стране требуются экономические ресурсы. В качестве одного из них выступает имущество, которое находится в государственной собственности (федеральной или муниципальной). От того, насколько эффективно выполняется его управление, зависит то, как страна выполняет свои задачи. Из статьи узнаем, какая бывает государственная, федеральная собственность и об основаниях ее возникновения.
Понятие
Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.
К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.
Виды объектов государственной собственности
Объекты, относящиеся к государственной собственности, установлены законом. Они:
Вкратце рассмотрим каждый из них по отдельности.
Основа богатства страны
Объекты, которые составляют основу богатства России, это:
Объекты для функционирования госструктур и управления государственными задачами
К объектам, которые нужны для работы госорганов и управления общегосударственными задачами, относятся следующие:
Оборонное производство
К объектам оборонного производства относятся:
Объекты по работе и развитию народного хозяйства
Объекты, которые обеспечивают работу и развитие народного хозяйства:
Прочие объекты
К остальным объектам относятся:
Субъекты и объекты
Субъектом, владеющим, пользующимся и распоряжающимся имуществом, является его собственник. В отношении федеральной собственности в Российской Федерации это, непосредственно, государство. Факт того, что имущество принадлежит стране, подтверждается государственным реестром.
Объекты госсобственности никогда не принадлежат частным лицам. Это бюджет государства, связь, системы транспорта, финансовые организации и прочее. А вот определенные объекты федеральной собственности могут передаваться муниципалитетам и регионам. Некоторые из них контролируют бюджетные организации, а другие относятся к государственной казне.
Какие земли относятся к федеральной собственности?
Рассмотрим их. К государственной федеральной собственности относятся такие участки земли:
Кроме того, имеется федеральный фонд резервных земель.
Основания
В п. 1 ст. 17 ЗК РФ определены основания, при которых земли находятся в федеральной собственности. Это:
Разграничение
Данная процедура – это передача надела, который раньше относился к части неразграниченной территории в федеральной собственности РФ. Таким же образом передаются земли, ранее принадлежавшие регионам.
Понятие о разграничении возникло в 2001 году. Принятый порядок действовал до 2006 года, после чего был отменен ввиду сложности процесса. С июля 2006 года и по настоящее время разграничение осуществляется на основании Земельного кодекса.
Региональная, муниципальная и федеральная собственность определяется в соответствии с тремя главными признаками, в частности:
Существует следующий алгоритм действий, согласно которому осуществляется разделение земель и их передача в федеральную собственность:
В соответствии с определенными обстоятельствами федеральные наделы земли могут переходить в собственность как регионов, так и муниципалитетов.
Возникновение федеральной собственности
Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:
Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.
Изъятие
Данная процедура регламентируется Земельным кодексом. Выкуп – это один из наиболее востребованных правовых инструментов такого изъятия. По закону, выкуп наделов земли с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд может иметь место только в исключительных случаях. Этот принцип защищает права граждан. Об этом исполнительный орган выносит специальное распоряжение.
Решение может быть принято в отношении федеральной собственности, собственности субъектов РФ соответствующими органами. Местные власти не имеют таких полномочий. Поэтому для этого им приходится обращаться в вышестоящие инстанции. Как показывает юридическая практика, которая направлена на выкуп земли для государственных нужд, обычно право собственности передается третьему лицу.
Порядок изъятия
Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:
Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.
Причины для изъятия
Соответствующие основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 Земельного кодекса, где предусмотрен исчерпывающий список. В него входит:
В то же время существуют случаи, при которых нет права в федеральную собственность переводить земли. К таковым относятся следующие:
Данные ограничения обеспечивают соблюдение интересов охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.
Заключение
Федеральная собственность, как и иные виды госсобственности, играет исключительно важную роль в обеспечении государственных интересов. Поэтому государством предусмотрены специальные инструменты для ее возникновения. Но в настоящее время широко распространена и частная собственность, что позволяет также активно развиваться этому сектору.