что такое вариатор на квадроцикле
FAQ. Вариаторы
Вопрос: Насколько надежны вариаторы квадроциклов? Долго ли служит ремень?
Вариатор позволяет плавно менять скорость квадроцикла в зависимости от оборотов двигателя. С их увеличением щеки ведущего вала вариатора сходятся под действием центробежных сил, выталкивая приводной ремень на больший радиус. А щеки ведомого вала, наоборот, сходятся вместе, преодолевая сопротивление пружины. Передаточное отношение меняется, и квадроцикл ускоряется. По конструкции вариаторы могут различаться, но в их основе лежит один и тот же принцип.
Японские производители применяют в механизме трансмиссии центробежное сцепление, устанавливая его до вариатора. Это обеспечивает плавное начало движения, избавляющее ремень вариатора от стартового рывка и сильного проскальзывания. А при торможении двигателем включается обгонная муфта, которая также призвана снять напряжение с деталей вариатора и обеспечить более эффективную остановку техники. Ролики-грузики, давящие на щеку вариатора, находятся в смазке в закрытом объеме, что способствует плавной и тихой работе узла. Данное решение несколько усложняет механизм, но увеличивает его ресурс. Ремень в таком вариаторе способен прослужить от 5000 до 10 000 км пробега.
Наряду с описанной конструкцией на некоторых ATV часто встречается упрощенная система вариаторной трансмиссии, где роль центробежного сцепления выполняет косозубая «коронка». При увеличении оборотов двигателя она входит в зацепление со щекой вариатора. При этом плавно тронуться с места не получится. Ремень же постоянно находится под нагрузкой, как при разгоне, так и при торможении, превращаясь в расходный материал. Его ресурс колеблется от 500 до 3000 км максимум.
Принцип работы вариатора квадроцикла
Что же такое вариатор? Вариатор — это передача, которая относится к механическим бесступенчатым. Используется вариатор для того, чтобы можно было очень плавно изменить частоту вращения ведомого вала в мотоцикле. Стоит отметить, что на большинстве моделей скутеров устанавливается клиноременный вариатор. Выглядит он, как соединение шкива, ведомого и клиновидного ремня. Работает вариатор в зависимости от количества оборотов, которые совершает двигатель.
Если посмотреть на ремень в разрезе, то можно понять почему его называют клиновидным. В разрезе он имеет вид трапеции и вклинивается в шкив исключительно боковыми поверхностями. Даже если поверхности будут со временем изнашиваться, то ремень только еще больше будет погружаться в шкив и сцепка с ним по прежнему будет оставаться крепкой и надежной.
Ведущий шкив, как все знают, вращается при помощи коленвала таким образом, что его щеки начинают плавно сжиматься и выталкивать ремень все дальше от центра шкива. Ведомый шкив в свою очередь начинает разжиматься и тогда ремень приближается к его центру. Стоит отметить, что чем больше оборотов делает двигатель, тем больше сжиматься и разжиматься будет ведущий шкив.
Ведомый же шкив отличается от ведущего тем, что у него нет специальных роликов. Вместо этого встроена небольшая пружина. В то время когда на ведущем шкиве щеки сближаются, то на ведомом они наоборот — разжимаются и тем самым сдавливают пружину. После этого клиновидный ремень будет еще глубже уходить в шкив. Стоит отметить, что только благодаря пружине клиновидный ремень будет всегда оставаться натянутым и это натяжение будет возрастать с увеличением количества оборота двигателя.
Также можно найти и более простые модели скутеров или мотоциклов, в устройстве которых вообще не предназначен вариатор. Вместо вариатора устанавливается самый обычный шкив и передаточное число от него переходит к ведомому. Стоит отметить, что в таких вариантах передаточное число есть фиксированным на совершенно всех оборотах двигателя. Подобные модели скутеров не едут более 50 километров в час и очень медленно набирают скорость.
Хотелось бы сказать, что единственным плюсом такого вида простого вариатора есть то, что ремень служит несколько дольше, чем у других вариаторах. После того, как вариатор начинает работать на всю свою мощность в работу вступает автоматическое сцепление, ведь именно оно находится в сборе с ведомым шкивом.
Что такое вариатор на квадроцикле?
Вариатор регулирует скорость квадроцикла в зависимости от количества оборотов двигателя. Он состоит из двух параллельно расположенных шкивов с подвижными коническими дисками или щеками. Коленвал вращает ведущий шкив, а от него крутящий момент передается ведомому с помощью зубчатого ремня.
Что лучше на квадроцикле вариатор или механика?
В зависимости от этого водителю следует выбирать и коробку передач квадроцикла. В основном выбирать нужно из двух – это либо коробка передач механика (ручная) либо вариатор (автоматическая). … Тем же, кто водит на все 100%, лучше ездить на механике – так езда будет интересней и насыщеннее.
Что дают облегченные грузики вариатора?
Соответственно, если установить в вариатор облегчённые грузики, то для того чтобы привести их в работу (суть которой – раздвигание щёк), потребуется более высокая скорость вращения двигателя, чем со штатными грузиками. … И конечно же, застрять будет сложнее, потому что колёса будут дольше продолжать вращение.
Как ездить на квадроцикле с механикой?
Переключение передач на МКПП квадроцикла
Чем смазывать ролики в вариаторе?
правильно,закрытые смазывают чуть солидолом открытые вообще ничем смысла нет,ещё практикую-ролики притираю на графите. Есть еще Castrol, зеленая такая, в тюбиках. Температуростоякая и оч вязкая. Хватает в среднем на 3-4 тысячи.
Как проверить ремень вариатора на квадроцикле?
Для осмотра внутренностей вариатора необходимо открутить все болты по периметру крышки. Затем аккуратно, чтобы не повредить прокладку отделяем крышку вариатора от блока двигателя. Можно постучать молоточком через деревянную колодку в местах соеденения. Сняв крышку мы видим весь вариатор.
Как понять что пора менять ремень вариатора?
Потеря динамики разгона. При разгоне наблюдается «вялая» динамика при нормальной работе двигателя, возможно, чувствуется пробуксовка ремня вариатора. Если это кратковременные явления, например, после преодоления довольно глубокого брода, то это следствие попадания воды или грязи в вариатор.
Как часто надо менять ремень вариатора?
В среднем, считается, что ремень вариатора служит 120-150 тыс км (иногда больше, иногда меньше)…
Как снять ведомый вариатор на снегоходе?
Для разборки ведомого шкива вариатора используйте приспособление для сжатия пружины (съемник полумуфты ведомого шкива вариатора). Снимите пружинящее стопорное кольцо 12, чтобы снять полумуфту 11, пружину 10 и подвижный диск 6 шкива. Проверьте на трещины, царапины и на свободное движение при сборке с неподвижным диском.
Устройство вариатора квадроцикла
Вариаторная трансмиссия — удачный компромисс между автоматической и механической. Она не такая дорогая и сложная в ремонте, как автомат, и не требует столько внимания водителя, как механика. Поэтому все квадроциклы CFMOTO оснащены вариаторами канадской фирмы CVTech. Это производитель с мировым именем, который разрабатывает вариаторные системы специально для квадроциклов.
В этой статье мы рассмотрим механизм вариатора и расскажем, на что обратить внимание в обслуживании и уходе, чтобы уменьшить износ деталей.
Принцип работы вариатора
Устройство вариатора на примере СFMOTO X4: 1 — ведущий шкив, 2 — болт, 3 — ведомы й шкив, 4 — ремень, 5 — шайба, 6 — блок грузика, 7 — грузик, 8 — слайдер.
Вариатор регулирует скорость квадроцикла в зависимости от количества оборотов двигателя. Он состоит из двух параллельно расположенных шкивов с подвижными коническими дисками или щеками.
Коленвал вращает ведущий шкив, а от него крутящий момент передается ведомому с помощью зубчатого ремня. Чем выше количество оборотов, тем сильнее воздействие центробежной силы. Диски ведущего шкива сближаются, выталкивая ремень на больший радиус. У ведомого вала диски сходятся, сжимают пружину, и ремень уходит в центр между ними, тем самым плавно меняя передаточное число. Пружина отвечает за то, чтобы ремень был всегда натянут. Когда обороты увеличиваются, ремень пропорционально натягивается, что позволяет ему не проскальзывать.
Обслуживание и уход
Чистка
У вариатора есть недостаток: необходимо следить за чистотой механизмов и состоянием ремня. Если квадроциклу приходится часто ездить по глубоким и грязным лужам, не ленитесь периодически открывать крышку вариатора и осматривать механизм.
Попавшие внутрь песок и глина мешают работе вариатора и ускоряют износ его элементов. Чаще всего ситуацию можно исправить — достаточно промыть механизм водой из шланга после поездки. Если глина засохла, нужно полностью разобрать механизм, снять шкивы и вычистить ее.
Замена ремня
Износ зубчатого клиновидного ремня — процесс необратимый: это такой же расходный элемент, как колодки или масляный фильтр. При аккуратной эксплуатации ремень квадроцикла способен пробежать от 4 до 8 тыс. километров.
Ремень подлежит замене, если:
Заменить ремень несложно. В одних версиях конструкции нужно снимать шкивы, других достаточно вкрутить длинный болт в ведомый шкив — его боковины разойдутся и высвободят ремень.
Чтобы вариатор служил дольше, эксперты CFMOTO рекомендуют использовать оригинальные ремни фирмы Mitsuboshi belting ltd. Этот японский производитель выпускает приводные ремни высокого качества с увеличенным сроком службы — такие ремни не порвутся в лоскуты после 1000 км пробега.
Ревизию вариатора следует проводить перед каждой дальней поездкой. Это несложная процедура, и её проще провести в гараже, чем во время поездки.
Как устроен вариатор квадроцикла
Снегоходы за 200 тысяч рублей – что выбрать
Скажем НЕТ подорожанию техники!
Вариаторная трансмиссия — самая распространенная на квадроциклах. Именно такую и ставят на большинство моделей: и на туристические, и на рабочие, и на спортивные.
Мы расскажем, как устроены и как работают такие КПП, чем они хороши, и как их обслуживать.
Устройство и принцип работы
Существует несколько видов вариаторов. Мы расскажем про самый распространенный — центробежный.
Он состоит из следующих частей:
Когда квадроцикл стоит на месте, расстояние между щеками ведущего шкива максимальное, а между щеками ведомого шкива — минимальное. Получается, что в желоб первого шкива ремень утоплен максимально, а в желоб второго — наоборот.
Когда двигатель набирает обороты, подвижная щека ведущего шкива за счет центробежной силы начинает прижиматься ко второй. Ширина желоба между ними уменьшается, и ремень выталкивается вверх, на больший радиус. Чем больше оборотов двигателя — тем больше щеки прижимаются друг к другу, тем меньше желоб между ними, и тем больше радиус, по которому ходит ремень.
С ведомым шкивом наоборот: при наращивании оборотов центробежная сила разжимает пружину, отталкивая одну щеку от другой. Ширина желоба между ними увеличивается, и ремень «погружается» в него глубже. Чем больше оборотов — тем меньше радиус, по которому ходит ремень.
Если хоршо разбираться в устройстве вариатора, можно даже изменять скоростные характеристики квадроцикла: какую скорость он сможет развивать максимально, как быстро будет разгоняться. Для «регулировки» необходимо заменить (или растянуть, или подрезать) пружину на ведомом шкиве, и заменить стандартные ролики из ведущего шкива на более тяжелые.
Плюсы и минусы вариатора по сравнению с МКПП и АКПП
Из минусов: на МКПП можно точнее выбирать передачу под ситуацию (скорость, поверхность, нагрузку на квадроцикл, уклон).
Обслуживание вариатора квадроцикла
Замена клиновидного ремня
Из-за постоянного трения о шкивы ремень постепенно изнашивается. В среднем его хватает на 4-8 тысяч км пробега (точное число указано в инструкции к вашему квадроциклу) — после чего его нужно менять.
Другие причины для замены:
Замену ремня можно выполнить самостоятельно, разобрав корпус. В некоторых моделях нужно еще и снимать оба шкива, или развести щеки ведомого шкива (для этого в него нужно вкрутить болт).
Чистка
При езде по воде, грязи и песку вариатор необходимо чистить. Делать это нужно после каждого «грязного» или «мокрого» заезда. Для чистки можно просто промыть механизм водой. Для надежности можно снять ремень и промыть его отдельно (чтобы песок, глина и мелкие камни не забились между ремнем и шкивами).