что такое валидаторы в транспорте общественном
Как подтвердить контролеру, что заплатил за проезд через валидатор?
42 автобуса «Автоколонны № 1456», оснащенных валидаторами (устройствами для бесконтактной оплаты проезда), выходят на линии. Это маршруты № 5, 6, 9, 13 и 19. На прошлой неделе часть автобусов с валидаторами перекинули и на маршрут № 7. Количество контролеров увеличивается, к февралю их будет 20. Пока что безбилетников не штрафуют, однако вежливо просят оплатить проезд любым из удобных способов – картой через валидатор или наличными у водителя. «Голос…» задал сотрудникам автоколонны житейские вопросы о нюансах оплаты проезда в общественном транспорте.
Все кондукторы в автобусах стали контролерами?
Сейчас контролеров 14, к февралю их будет 20. Переобучение кондукторов, желающих стать контролерами, продолжается. Автобусы, не оборудованные валидаторами, выходят на линии с кондукторами. О наличии валидаторов и отсутствии кондукторов сообщают таблички на автобусах. Внутри салонов по громкоговорителю пассажирам напоминают, что оплатить проезд нужно через валидаторы или у водителя, при оплате за проезд наличными он выдаст чек.
Контролеры проверяют только автобусы с валидаторами? Как часто?
Контролеры проверяют автобусы с валидаторами и без них. Проверки проходят ежедневно. В один и тот же автобус в течение дня могут зайти разные контролеры.
Как контролер проверяет оплату проезда через валидатор и у водителя?
Контролер заходит в автобус, просит пассажиров для проверки приготовить банковские или транспортные карты, которыми они оплатили поездку. Специальной картой контролер блокирует работу платежных терминалов. На валидаторах появляется надпись: «Терминал заблокирован контрольно-ревизионной службой». В этот момент оплатить проезд через него нельзя. Затем платежные карты пассажиров прикладываются к переносной консоли-терминалу. Консоль считывает информацию о последних платежах. После проверки контролер разблокирует валидатор, чтобы открыть его для оплаты проезда новых пассажиров, зашедших в автобус. У пассажиров, оплативших наличными у водителя, на бумажном чеке проверят реквизиты рейса.
Как узнать контролера?
У контролера есть удостоверение сотрудника МУП «Автоколонна № 1456» с печатью. Он предъявляет его пассажирам. Вопрос о форме для сотрудников прорабатывается.
Если пассажир приложит карту к консоли контролера, могут ли снова списаться деньги за проезд?
Нет. Консоль покажет, что проезд оплачен, списать через нее средства с карты невозможно.
Должен ли льготник – обладатель транспортной карты или электронного проездного, привязанного к банковской карте системы «МИР», — показывать контролеру документы о праве на льготу?
Да, так как бывают случаи, когда этими картами льготника оплатить проезд пытаются другие люди. Это же правило касается и школьников старшего возраста. Транспортные карты для школьников именные, но ребята передают их друг другу, это неправильно. Контролеру нужно показать справку из школы.
СМС о списании денег с карты будет являться подтверждением об оплате, если показать его контролеру?
Нет, так как системы оповещения банков могут быть настроены так, что СМС о списании со счета приходят спустя много дней. Поэтому нельзя сказать, что пришедшая СМС относится к этому конкретному проезду, а не к вчерашнему или еще более раннему.
Что делать, если банковская карта привязана к смартфону с функцией NFC, а телефон при проверке контролера разрядился или же пропала интернет-связь?
Советуем пассажирам заранее продумать этот момент. Если телефон вот-вот разрядится, лучше воспользоваться банковской картой или оплатить проезд у водителя наличными.
Что грозит безбилетникам?
Контролер вежливо попросит оплатить проезд – через валидатор или, если не получилось, наличными у водителя. Штраф за безбилетный проезд составит 500 рублей. Пока мы не штрафуем пассажиров. Однако у нас уже был прецедент: полицейские составили протокол на мужчину за мелкое хулиганство. Заседание суда состоится в феврале. Пассажир не смог заплатить картой через валидатор — карта оказалась в стоп-листе. Наши сотрудники предложили пассажиру оплатить наличными. Хотя деньги у мужчины были, платить или покидать автобус он отказался, вел себя агрессивно. Водитель вызвал полицию. Остальных пассажиров пришлось пересадить в другой автобус.
Сколько поездок можно оплатить за один раз по банковской карте, сколько – по транспортной?
По карте любого банка – пять раз, по транспортной (льготной, студенческой, проездной, обычной) — можно оплатить только одну поездку в этом автобусе. Просим обратить внимание: были случаи, когда пассажир, у которого льготный электронный проездной привязан к банковской карте, платил за себя и, например, за внучку. В первом случае списывали 24 рубля, а потом – 30 рублей. Повторимся — льготник в этом случае только один.
Обычную транспортную карту по-прежнему можно купить в киосках «Издательского дома «Череповецъ»? А есть ли еще время сделать это льготникам, которые не успели до конца прошлого года оформить в МФЦ транспортную карту или электронный проездной, привязанный к банковской карте «МИР»?
Да, обычная транспортная карта в продаже, она не именная, с неограниченным сроком действия. После покупки нужно пополнить ее счет через банкомат, личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение. Льготники, пожелавшие оформить транспортную карту или привязать проездной к карте «МИР», могут оформить ее в МФЦ, который сейчас работает в режиме предварительной записи, телефон кол-центра Повторим: пассажиры могут сами выбрать, нужна ли им такая карта. При ее использовании валидатор спишет именно 24 рубля за поездку, так как карта будет зарегистрирована в системе.
Выдают ли валидаторы чеки?
Нет. Чек в электронном виде, соответствующем законодательству, можно найти в бесплатном мобильном приложении «Транспортная карта» или на аналогичном сайте. Сайтом лучше пользоваться со стационарного компьютера. Можно зарегистрироваться и в личном кабинете и отслеживать все истории своих поездок.
Пассажиры едут вдвоем, один из них заплатил банковской картой за двоих, но вышел раньше. На следующей остановке в автобус зашел контролер. Как второму пассажиру доказать факт оплаты?
Доказательство оплаты проезда для контролера – это карта, если оплачено через валидатор, и бумажный чек, если оплачено у водителя. Поэтому эти моменты пассажиры должны продумать сами: например, каждый может заплатить за себя любым удобным способом. Напомним, есть случаи, когда с ребенком-инвалидом едет родитель. Тогда проезд оплачивается льготной картой ребенка только один раз. Родитель при этом показывает подтверждающие родство документы.
Валидатор написал, что карта в стоп-листе. Что делать?
Воспользоваться другой картой или же оплатить проезд наличными у водителя. Чаще всего карты попадают в стоп-лист, когда на них заканчиваются деньги. Вывести карту из стоп-листа помогут специалисты (в рабочие дни с 8 до 17 часов) по телефонам: 54−60−75, 54−28−50.
Как оплачивать проезд, если валидатор сломался?
Если человек только зашел в автобус в этот момент, он оплачивает проезд наличными у водителя. Автобус с неисправным валидатором начинает работать только на высадку или посадку при оплате наличными. То есть открывает на остановке только переднюю дверь. При этом водитель предупредит новых пассажиров о неисправности. Если у них не будет наличных, придется ждать другой автобус. Закончив рейс, водитель вернется в парк для устранения неполадок.
Придется ли платить дважды за проезд, если в автобусе сломалось в пути что-то и пассажиров решено пересадить в другой?
Нет. Перед выходом водитель попросит пассажиров приложить карты, которыми они оплачивали проезд через валидатор, к консоли, то есть соберет информацию об оплаченном проезде и пересадит пассажиров в следующий автобус. При посадке в другой автобус платить не нужно.
Имеет ли право водитель принимать оплату наличными во время движения?
Нет, водитель обилечивает только на остановках. Пассажиры обязаны оплатить проезд за время стоянки, чтобы не задерживать движение транспорта.
Нужно ли льготнику показывать документы о праве на льготу водителю при оплате?
Да, так как это является подтверждением, что пассажир должен заплатить за проезд именно такую сумму.
У водителя есть терминал. Примет ли он банковскую или транспортную карту, если оплатить через валидатор не получится?
Нет. Терминал водителя настроен только на выдачу бумажных чеков при оплате наличными.
В кемеровских автобусах подключили валидаторы. Объясняем в что это такое и как работает
Пока устройства работают в тестовом режиме
Валидаторы установлены в 105 новых автобусах, которые поступили в Кемерово в этом году
Фото: Максим Серков / NGS42.RU
То, чего кемеровчане так долго ждали, наконец случилось: в кемеровских автобусах заработали валидаторы. Правда, установлены устройства только в 105 новых автобусах. Объясняем в 5 простых карточках что такое валидаторы и как теперь платить за проезд.
Что такое валидаторы и как оплачивать проезд
Валидаторы — это специальные электронные устройства, через которые можно оплачивать проезд, не передавая мелочь на другой конец салона.
Сейчас по 4 таких устройства установлены в салонах 105 новых автобусов, которые были приобретены в этом году в лизинг. Кроме валидаторов в этих автобусах установлено видеонаблюдение и автоматизированная система подсчета пассажиров.
Для того чтобы оплатить проезд, пассажиру достаточно приложить карту к одному из валидаторов с любой стороны.
Как сообщили в администрации Кемерова, льготным категориям пассажиров, которые раньше пользовались бумажными проездными, нужно регистрировать свой проезд при помощи социальной транспортной карты или карты жителя. Ее также нужно будет приложить к любому валидатору, чтобы информация считалась.
Пока система будет работать в тестовом режиме. Поэтому в салоне будет присутствовать кондуктор, который поможет пассажирам оплатить проезд с помощью валидатора.
Также на линии будет работать группа контроля, которая с помощью специального терминала ревизора сможет определить, была ли произведена оплата.
Валидатор (устройство)
Валида́тор (от англ. valid — действительный, имеющий силу, правомерный) — электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом.
Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно недорогая цена обслуживания устройства.
Содержание
Валидаторы на транспорте
Московское метро
Московский наземный транспорт
Правительство Москвы мотивировало решение об установке устройств большим количеством безбилетных пассажиров, ездящим по поддельным документам.
Санкт-Петербург
С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов — валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.
К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 8 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета). [3] [4] [5] [6]
В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:
Информационные валидаторы имеют ЖК дисплей, который, помимо индикации событий аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации, необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе ЭПБ.
Другие города
В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб на одну поездку.
В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространение, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.
В Ярославле с 2010 года во всех видах общественного транспорта введена система оплаты при помощи пополняемого электронного проездного(оплата производится на месяц вперёд). Валидаторы предоставлены кондукторам и водителям. Также осталась возможность приобретения обычных билетов разовой поездки.
Как работают валидаторы в автобусах? Как с одной карты можно считывать и поездки, и деньги?
Как пример возьмем карту «Стрелка» и схожую с ней по функционалу карту «Тройка». Первая предназначена для проезда в автобусах Московской области, вторая для проезда в Московском метро. У валидатора «Стрелки» есть два режима работы: оффлайн режим и онлайн режим. В режиме онлайн валидатор связывается с сервером «Стрелки» и передает ему информацию о считанной карте. Сервер проверяет информацию, возвращает данные о количестве денег на счете и другую полезную информацию, которую валидатор записывает на карту, после чего печатает билет. Если же связь с сервером недоступна, валидатор переходит в режим оффлайн. В этом режиме он считывает необходимую информацию непосредственно с самой карты и записывает новые данные самостоятельно, а после передаст серверу, с какой карты сколько денег списал. Например, если внести деньги на пустой счет карты во время поездки через интернет, а валидатор не сможет связаться с сервером в процессе проверки карты, он не распечатает билет, т.к. на карте еще не записана информация о зачисленных средствах. Если валидатор успешно свяжется с сервером, он обновит информацию на карте во время следующей проверки. Тоже самое касается «Тройки» Московского метро, с той разницей, что валидаторы на турникетах большинства станций не связываются с серверами в процессе работы, а умеют только считывать информацию с карты. Оплатив проезд через интернет, держатель карты в любом случае обязан записать информацию о поездках на карту, синхронизировать информацию с серверами «Тройки». Сделать это можно с помощью терминала в метро, к которому достаточно просто поднести карту или с помощью мобильного телефона с поддержкой NFC. Существуют так же валидаторы, которые всегда работают в режиме оффлайн, например, коломенские проездные карты АК-1417. Зачислить средства на них через интернет нельзя, потому что валидаторы не имеют связи с базой данных и не могут самостоятельно записать информацию на карту. Для пополнения таких проездных нужно приходить в кассу и записывать поездки на карту там. При этом валидатор не может сверить данные о поездках с сервером, он только записывает новые данные, основываясь на том, что уже записано на карте.
Газета «Речь»
«Еду утром на работу в автобусе с валидатором. Проезд оплатил сразу. А тут контролер. Прикладываю свою карту к устройству контролера — подтверждения оплаты нет. Как быть?» — спрашивает «Речь» наш читатель Валерий. Давайте разбираться.
Прежде ситуация, в которой может оказаться каждый из нас.
— На работу я еду из Заречья в город. Из дому выхожу рано, мне к восьми утра на работу. Чаще всего езжу на автобусе № 31. Здесь проблем нет: кондуктор берет деньги за проезд, выдает мне билет. Я расплачиваюсь банковской картой «Мир», — рассказывает «Речи» Валерий. — А тут как-то сел на автобус № 2, он с валидатором. Прикладываю карту, валидатор громко оповещает: «Проезд оплачен». Я со спокойной совестью еду дальше. Через несколько остановок в автобус заходит контролер. Прикладываю к терминалу контролера свою банковскую карту, а терминал не подтверждает оплаты. Сообщение из банка онлайн еще не пришло. Объясняю контролеру, что проезд оплачен, — он мне верит. Но через две остановки уже на Советском проспекте заходит еще один контролер. Повторяется та же история. Объясняю контролеру, что проезд мною оплачен. Он мне верит. Вот самому мне не очень приятно каждый раз убеждать проверяющих в том, что я законопослушный гражданин, проезд оплачиваю, не медля ни минуты. Как быть в такой ситуации?
Так что же произошло: контролер поверил на слово пассажиру?
— Нет, скорее всего контролер убедился в том, что проезд оплачен, — говорит «Речи» Ирина, оператор «Электротранса». — Как действует контролер? Он заходит в автобус или трамвай, прикладывает свой терминал к валидатору и получает информацию об оплате проезда пассажирами этого автобуса. Далее контролер идет по салону и проверяет факт оплаты проезда: прикладывал пассажир свою банковскую карту к валидатору или нет. Контролер не проверяет, дошли деньги или не дошли.
Как объяснила Ирина, плату за проезд в автобусе или в трамвае могут снять не моментально, а через некоторое время: снятие денежных средств с банковской карты может произойти через несколько минут, часов или даже несколько дней. Оплата в транспорте происходит не как в магазине — на кассе расплатился, деньги с карточки сняли моментально. В автобусе сначала выходит чек, если есть кондуктор, или фиксация оплаты, если есть валидатор. Потом идет запрос денежных средств и только потом уже их списание.
Вы прикладываете свою карту к терминалу контролера, и он видит: зафиксирован факт оплаты или нет.