что такое валеология в медицине
Валеология с латинского «наука о здоровье»
Валеолог – это специалист, который, по сути, может дать ответ на любой вопрос по ЗОЖ (закаливание, питание, профилактика вредных привычек и т.д.).
1. формирование здоровья человека.
2. Изучение резервов здоровья человека.
3. Формирование установки на ЗОЖ.
4. Сохранение и укрепление здоровья через приобщение его к ЗОЖ.
Мы все прекрасно понимаем, что воспитание детей начинается с семьи. Но медики занимают наравне с родителями главную позицию в воспитании здорового ребенка, являясь в этих вопросах консультантами, и тоже ответе за его жизнь. Это неразрывная связь в «выращивании» ребёнка существует с самого рождения (и даже до этого) вплоть до состояния взрослого. С рождения ребенка важно, в какой семье он родился и воспитывался (откуда берутся СОП подростки?). В таких случаях встаёт другой вопрос: где мы не досмотрели, пропустили семью с проблемами. Кстати, эти вопросы решает педагогическая валеология, возрастная, семейная, социальная и т.д.
В наших руках здоровье наших детей, значит и наше будущее, наше благополучие. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что всё будет обстоять благополучно!
В этом вопросе мы должны придерживаться таких 3 правила Н:
Мы видим, что по мере продвижения детей по «школьной лестнице» уменьшается количество здоровых детей (растёт нарушение осанки, патология зрения, болезни пищеварения, кровообращения, ожирение, депрессивные состояния) и т.д. Где-то допущены ошибки. Над этим нужно работать.
Наши традиционные славянские взгляды на жизнь, сложившиеся до сего времени делают акцент на ценности семьи, целомудрия, культа здоровья. Если их не воспитывать в наших детях, то приходят другие ценности, и мы это наблюдаем уже сейчас, которые разрушают семьи, сбивают с правильного пути наших детей. Мы должны этому противостоять. От каждого из нас зависит – сохраниться ли всё хорошее или будет потихоньку рушиться. А стране, нам с вами нужны крепкие семьи, повышенная рождаемость, крепкое здоровье, здоровые дети.
В детской поликлинике работает клуб « Проблемные вопросы семейной жизни». С 2016г ведет Жанна Васильевна Булаева она же педиатр, психолог. Статистика подсказывает, что работа этого клуба необходима.
Бывают разные причины развода, но в основном – это непонимание мужчинами и женщинами психологии друг друга. Порой их просто надо направить, помочь разобраться в конфликте и найти выход из него. Мы говорим – в счастливой семье счастливые дети. Там где присутствуют алкоголь, никотин, наркотики, идет нарушение семейных ценностей. Семья имеет глубокий смысл. Это одно целое и делить её на части нельзя. В таких случаях, необязательно использовать сложные методики. Порой достаточно простых примеров:
Как кошка смотрит своих котят.
Как собака охраняет своих щенят.
Как птицы смотрят своих птенцов.
Очень серьёзно ведется работа на базе кабинета здорового ребёнка детской поликлиники с группой подростков, находящихся в социально-опасном положении. Уже 2 года регулярно занимаются по пятницам волонтер-Шахновский А.А и врач-педиатр Булаева Ж.В. по темам «Становление личности», помогают вернуться детям к нормальной жизни.
В этой связи вспоминаются замечательные слова А.С.Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
Клуб « Проблемные вопросы семейной жизни» работает с молодыми семьями по средам с 11-00 до 12-00. Индивидуальное консультирование семьи по четвергам в 19-00.
Предварительная запись по телефону доверия 50-10-80 с 7-30 до 15-30.
Василевская Л.П
Фельдшер-валеолог, медсестра кабинета здорового ребенка детской поликлиники
Приемная главного врача
(+375 214) 50-62-70
(+375 214) 50-62-11 (факс)
Канцелярия
(+375 214) 50-15-39 (факс)
Что такое валеология в медицине
Последние десятилетия характеризуются ростом внимания психологической науки не только к психическому, но и соматическому здоровью человека. Всеобщую распространенность приобретает точка зрения, согласно которой качество жизни человека, а также его здоровье в немалой степени зависят от него самого. Основными факторами здоровья исследователями называются: образ жизни (50 %); окружающую среду (20 %), генетические (наследственные) факторы (20 %), медицинские факторы (10 %) [8, с. 10]. Осознание роли психологических факторов в обеспечении и поддержании здоровья привело к появлению такой научной отрасли, как психология здоровья. Данная отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Согласно определению В.А. Ананьева, психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития [2]. Важная роль в обеспечении здоровья человека принадлежит ему самому и обусловливается его личностными особенностями. В этой связи представляет практический интерес выявление валеологического типа личности.
Валеологический тип личности – это совокупность особенностей (черт) личности, характеризующих отношение человека к своему здоровью и связанное с ним поведение. Валеологический тип человека определяет образ жизни человека, его взаимоотношения с окружающими и даже характер его работы.
В основе валеологического типа личности лежат две базовые составляющие:
1) ответственность за свое здоровье (локус контроля здоровья);
2) уровень поведенческой активности, направленный на поддержание и сохранение своего здоровья.
Ответственность за свое здоровье – готовность человека признать, в какой степени его здоровье является следствием его образа жизни, взаимоотношений с окружающими и поступков.
Валеологическая активность личности – это характеристика поведения, указывающая на интенсивность умственных и физических усилий человека, направленных на сохранение и поддержание им своего здоровья.
Основой для выявления уровня ответственности за свое здоровье послужила «шкала интернальности в отношении здоровья и болезни», представленная в методике УСК (уровень субъективного контроля) (авторы Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд [3]), которая базируется на концепции локуса контроля Дж. Роттера. Локус контроля [от лат. locus – место, местоположение и франц. contrоle – проверка] – личностная особенность, выражающаяся в склонности человека приписывать ответственность за происходящие в его жизни события и результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля), либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Высокие показатели по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни свидетельствуют о том, что «испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем интернальности считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей» [9].
В методике УСК (уровень субъективного контроля) шкала интернальности в отношении здоровья и болезни содержит всего четыре вопроса, что, по нашему мнению, недостаточно для выявления динамики данного показателя. В предлагаемой нами методике [7] данная шкала содержит 8 вопросов.
Валеологически активный человек прилагает значительные усилия для обеспечения и поддержания своего здоровья: ведет здоровый образ жизни, следит за своим питанием, читает соответствующую литературу, смотрит телепередачи о здоровье, занимается спортом. Валеологически пассивный субъект либо ничего этого не делает, либо может активно вредить своему здоровью (например, иметь вредные привычки, провоцировать стрессовые ситуации), придумывая при этом различные самооправдания. Забота о своем здоровье, по мнению такого человека, – это пустая и бесполезная трата времени, излишнее обременение. Он всячески сопротивляется стремлению окружающих обратить внимание на его здоровье.
Таким образом, в структуре валеологического типа личности мы выделяем два вектора: вектор ответственности и вектор активности. Взаимное пересечение этих векторов по срединным показателям позволяет говорить о четырех валеологических типах личности: «Саморегулятивный», «Поддерживающий», «Манипулятивный», «Дефицитарный».
Методика «Валеологические типы личности» содержит 16 вопросов, объединенных в две шкалы:
1) шкала ответственности (ШО);
2) шкала активности (ША).
Инструкция испытуемым: Прочтите внимательно предложенные ниже суждения, касающиеся Вашего здоровья, и выразите степень своего согласия с ними, проставив соответствующие знаки в бланке ответов:
Полученные ответы сверяются с ключом. За совпадение с ключом ставится 2 балла, за несовпадение ‒ 0 баллов, ответы «трудно сказать» получают 1 балл.
Шкала Ответственности (ШО). Ответы «да»: 4. Ответы «нет»: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 9 (максимум 16 баллов, минимум 0 баллов).
Шкала Активности (ША). Ответы «да»: 9, 10, 11, 13, 15. Ответы «нет»: 12, 14, 16 (максимум 16 баллов, минимум 0 баллов).
Пересечение названных шкал по срединным показателям образует следующие валелогические типы личности.
1. Саморегулятивный тип: характеризуется высоким уровнем ответственности за свое здоровье и поведенческой активности, направленной на профилактику заболеваний и поддержание своего здоровья, стремится своевременно предпринимать определенные действия, чтобы не заболеть. Сохранение и поддержание здоровья для данного типа не является самоцелью. Для него забота о своем здоровье – это возможность в силу своей ответственности решать много других жизненных задач. Диагностическими показателями данного типа являются баллы. Диагностическими показателями данного типа являются баллы выше среднего (от 9 до 16) по обеим шкалам.
2. Поддерживающий тип: характеризуется пониманием личной ответственности за свое здоровье, но низким уровнем поведенческой активности в поддержании и сохранении своего здоровья. Данный тип свойственен трудоголикам, стремящимся к высоким жизненным достижениям, представителям профессий, требующих максимальной самоотдачи и даже самопожертвования, или достаточно молодым и физически здоровым людям, с хорошим иммунитетом, позволяющим им легко восстанавливать свои силы и здоровье. В этом случае человек понимает, что своим образом жизни вредит своему здоровью, болезнь для него – это вынужденный отдых и передышка от многочисленных забот. Молодые люди просто не видят оснований для активной заботы о своем здоровье, так как оно их еще мало беспокоит. Диагностическими показателями данного типа являются баллы выше среднего по шкале ответственности и баллы ниже среднего арифметического по шкале активности. Диагностическими показателями данного типа являются баллы выше среднего (от 9 до 16) по шкале ответственности и ниже среднего (от 0 до 7) по шкале активности.
3. Манипулятивный тип: характеризуется высоким уровнем внимания к своему здоровью, активностью, направленной на поддержание своего здоровья, стремлением к привлечению окружающих к заботе о нем, но преимущественно когда он заболевает; при этом проявляется низкий уровень собственной ответственности за свое здоровье, ответственность за плохое здоровье возлагается на врачей, медицину, экологию. Для данного типа характерна конфликтность в отношениях с окружающими людьми и даже вредные привычки. Болезнь приносит ему определенную выгоду (возможность отказаться от нежеланной работы, не выполнить какое-либо требование, получить психологическую поддержку). Подобный тип поведения вполне можно рассматривать как один из способов псевдокомпенсации, который, согласно А. Адлеру [1], называется «уход в болезнь». Данный симптом позволяет индивиду получить следующие преимущества:
а) его неудачи находят оправдание, и он получает право избегать проблем;
б) увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими;
в) он может рассчитывать на помощь и сочувствие других.
Диагностическими показателями данного типа являются баллы ниже среднего (от 0 до 7) по шкале ответственности и баллы выше среднего (от 9 до 16) по шкале активности.
4. Дефицитарный тип: характеризуется низкими уровнями и ответственности, и активности в поддержании и обеспечении своего здоровья; свойственный ему образ жизни противоречит всем рекомендациям, в медицину не верит и сам ничего не предпринимает, чтобы сохранить свое здоровье, не заботится о нем, даже если заболевает. Диагностическими показателями данного типа являются баллы ниже среднего (от 0 до 7) как по шкале ответственности, так и по шкале активности.
Проведенная психометрическая проверка показала высокую надежность каждой шкалы, а также отсутствие значимой корреляции между показателями шкал. Использование коэффициента линейной корреляции Пирсона позволило выявить положительную корреляцию возраста испытуемых со шкалами ответственности (rxy = 0,257; р Обозначения : ВТ – валеологический тип; ШО – шкала ответственности, ША – шкала активности. Валеологические типы: СТ саморегулятивный тип; ПТ – поддерживающий тип; ДТ – дефицитарный тип; МТ – манипулятивный тип. Инстинкты: С – самосохранение; ПР – продолжение рода; Ал – альтруистический; И – исследовательский, До – доминирования, Св – свободы; Сд – сохранения достоинства.
Проведенное исследование показало, что саморегулятивный тип (СТ) по сравнению с другими типами имеет самые высокие показатели по всем видам инстинктов, что свидетельствует о высокой энергетичности и адаптированности данного типа. Поддерживающий тип (ПТ) имеет самый низкий показатель инстинкта самосохранения (С) и в то же время самые высокие показатели альтруистического (Ал), исследовательского (И) и инстинкта свободы (Св), сходные по уровню выраженности с саморегулятивным типом. То есть такие люди, понимая свою ответственность за свое здоровье, в то же время жертвуют им ради оказания бескорыстной помощи другим людям, ради удовлетворения своего исследовательского интереса, ради стремления к независимости.
Дефицитарный тип (ДТ) имеет самые низкие по сравнению с другими типами показатели альтруистического (Ал) и исследовательского (И) инстинктов. То есть для данного типа в наименьшей степени свойственны стремление к оказанию бескорыстной помощи, творческие устремления, склонность к поиску нового. Возможно, это связано с ограниченными жизненными ресурсами этих людей, так как они не заботятся о своем здоровье.
Манипулятивный тип (МТ) имеет самые низкие показатели по сравнению с другими типами инстинкта продолжения рода (ПР) и доминирования (До), в то же время у данного типа близкие к саморегулятивному типу показатели инстинктов самосохранения (С) и сохранения достоинства (СД). Соответственно для данного типа свойственны эгоцентричность, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескомпромиссность, а также приоритет личных, материальных интересов вопреки служебному росту и заботе о детях.
Как видим, валеологический тип личности представляет собой сложный конструкт, характеризующийся определенными поведенческими проявлениями. Отношение человека к своему здоровью выражает отношения данного человека с миром, с другими людьми. Объективное осознание своего валеологического типа является первым шагом к его изменению и психологической коррекции. Результаты исследования по предложенной методике могут использоваться в психокоррекционной и психоразвивающей работе, направленной на формирование ответственного отношения к своему здоровью, в целях выявления динамики исследуемых показателей, а также в пропаганде здорового образа жизни.
Рецензенты:
Махмутова Р.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа;
Маджуга А.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии Стерлитамакского филиала, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.
Валеология
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. [1] Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям». [2]
Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения. [1] Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла. [1] Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. [1] Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.
Содержание
История
С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Белоруссии и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 90-х годов возрастает популярность валеологии. Появляется множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.
В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Белоруссии преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.
Научно-образовательные организации
Критика
Со стороны науки
Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мац [7] характеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с антивакцинаторством, натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософской и холистической медициной» и др. [2]
Со стороны религиозных организаций
Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, старший научный сотрудник кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, председатель отдела катехизации и религиозного образования Рязанской митрополии канд. ф.-м. наук протоиерей Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, приходит к следующему заключению:
Валеолог
Содержание
Предмет Валеологии и классификация
Предметом Валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Основные задачи Валеологии:
Валеологию разделяют на общую и частную. К частной валеологии относят медицинскую и педагогическую.
Составные части валеологии:
История
С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.
В конце 90-х годов возникает бум вокруг Валеологии. Появляется множество литературы и учебников по «Валеологии», содержание которых не имеет научного происхождения. В валеологи, в основном, переквалифицировались педагоги и спортивные специалисты, не обладавшие базовыми знаниями по медицине и психологии. В результате учебные материалы по «Валеологии» оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма, учения Рерихов. Это вызвало резкую критику как со стороны Православной церкви и со стороны академической науки. В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеологии» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.
Научные конференции
В России проходят научные конференции посвященные вопросам валеологии. Так, например, в 2006 году в Ростове-на-Дону прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Функциональное состояние и здоровье человека». Организаторами выступили: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Министерство образования Ростовской области, Ростовский государственный университет, Учебно-научно-исследовательский институт валеологии РГУ. [2]
В 2008 году состоялась 2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Функциональное состояние и здоровье человека». Организаторы: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Министерство образования Ростовской области, ФГОУ «Южный федеральный университет», Учебно-научно-исследовательский институт валеологии ЮФУ. [3]
Научные организации
Учебно-научно-исследовательский институт валеологии при ЮФУ
Учебно-научно-исследовательский институт валеологии при Южном Федеральном университете открыт 1998 году. Директором УНИИ валеологии с 1998 года по 2004 год был член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Кураев Григорий Аствацатурович, с 2004 года по 2008 — кандидат биологических наук, профессор Айдаркин Евгений Константинович, с 2008 года — кандидат биологических наук Иваницкая Людмила Николаевна.
Направления научной деятельности
Критика
Наряду с серьезными исследованиями и учебными пособиями под грифом «Валеология» начали появляться учебники, содержащие взятые из разрозненных источников и не связанные между собой воззрения о человеке и его здоровье. Представители Русской Православной Церкви, ссылаясь на подобные ненаучные издания, классифицировали такую «Валеологию» не как науку, а как некое новое философско-религиозное учение. Однако, никакого единого «учения» эти издания не содержали. В них были представлены синкретически скомпонованные положения без дополнения какими-либо новыми идеями.
Валеология как наука
Жанна Ломова
Валеология как наука
Основные понятия валеологии.
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, – а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!
Российский ученый И. И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo – «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами.Ее основополагающие позиции можно свести к следующим определениям:
Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.
Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т. д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.
Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.
Основные задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.
Характерными свойствами срочной адаптации считаются:
– их возникновение только при непосредственном внешнем воздействии, поэтому срочные реакции не закрепляются в организме и исчезают сразу после устранения этого воздействия;
– характер и интенсивность срочной адаптативной реакции точно соответствуют характеру и силе внешнего раздражителя;
– срочными реакциями организм может отвечать только на воздействия, которые по своим силе, характеру и времени не превышают физиологических возможностей организма.
Кумулятивная адаптация отличается такими изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия. При этом организм становится способным отвечать более быстрыми, точными и адекватными ответными реакциями на уровне имеющихся у него функциональных резервов. Если же повторяющиеся воздействия соответствуют определенным закономерностям раздражающих изменений (по силе, длительности, периодичности и т. д., то организм приобретает способность выполнять большую (по объему, интенсивности, частоте повторений и т. д.) работу, то есть происходит переход адаптированных систем организма в качественно иное состояние.
Суть эволюционной адаптациизаключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго (предполагается не менее 10 поколений, то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся «своими», естественными.
Адаптивные защитно-приспособительные реакции разделяются на специфические и неспецифические. Первые из них обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против данного раздражителя (типичные примеры – адаптация к данным физическим нагрузкам в тренировке и невосприимчивость организма к определенным видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости и общей сопротивляемости организма к любым возмущающим факторам внешней среды. У человека неспецифический механизм адаптации получил заметное развитие через целенаправленную волевую тренировку, обеспечивающую рост резервных возможностей организма.
Адаптация не всегда должна рассматриваться как положительное явление. В зависимости от вида и характеристик раздражителя она может сопровождаться различной степенью стимуляции функциональных систем организма, потому что в процессе адаптации они могут не только активироваться, но и истощаться.
В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным.Суть их взаимозависимости можно сформулировать таким образом:здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды. Особенно отчетливо это проявляется в характере возрастных изменений адаптации. Так, у новорожденного нет жестких механизмов адаптации, благодаря чему диапазон адаптации оказывается достаточно широким, что позволяет ему выживать в довольно больших границах изменений условий жизнедеятельности. В дальнейшем же формирование жестких механизмов адаптации сопровождается тем не менее не уменьшением, а возрастанием – преимущественно за счет социально-психологических факторов – количества возмущающих факторов. Вот почему с возрастом растет число людей со срывом адаптации и все меньше имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды.
Помимо возрастного ограничения пределов и жесткости адаптации в значительной степени это обусловлено еще двумя взаимозависимыми обстоятельствами: с одной стороны, тем, что вместо тренировки механизмов адаптации естественными факторами существования человек меняет сами условия существования, а с другой – невостребованностью адаптационных резервов комфортными условиями жизнедеятельности. Поэтому резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реализация.
Генотип и фенотип. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. В более широком смысле это совокупность всех наследственных факторов организма. Генотип формируется как закономерное следствие генетического развития, обусловленного совершенствованием адаптационных механизмов к относительно постоянным и меняющимся условиям внешней среды.
Под фенотипом понимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.
Принадлежность к виду Homosapiens совсем не означает, что все его представители генотипически идентичны.В этом отношении все люди отличаются рядом гено- и фенотипических особенностей:
– адаптивного характера, детерминированного климато-географическими факторами; поэтому адаптация эскимоса к условиям Центральной Африки (как и эфиопа – к условиям тундры) окажется довольно неадекватной;
– историко-эволюционного характера в виде этноса, отличающегося своими специфическими религиозными, национальными, культурологическими и т. д. особенностями, поэтому, например, скандинавский этнос отличается от монголоидного;
– социального характера, ведущего к различиям в образе жизни, культуре, социальных притязаниях и др., между интеллигентом и крестьянином, горожанином и жителем деревни;
– экономического характера, обусловленного принадлежностью к той или иной социально-экономической группировке (банкир и рабочий, бизнесмен и клерк).
Таким образом, характер жизнедеятельности организма предполагает ее детерминированность генотипической программой и условиями жизни. Это означает, что развитие особи в каждый данный момент и в перспективе есть единый процесс жизни, отнюдь не предопределенный полностью его генотипом, а детерминированный ее внутренней программой, в которую генетическая компонента включается лишь в качестве исходного базиса, который корректируется по ходу жизни. Такое саморазвитие, самопрограммирование особи осуществляется под воздействием внешней среды.
Необходимо отметить, что в обеспечении здоровья, в организацииздорового образа жизнидо настоящего времени генотипической компоненте не уделяется должного внимания. Вот почему чаще всего практические рекомендации по формированию здоровья носят всеобщий характер и не учитывают индивидуальных генотипических особенностей.Под последними следует понимать: тип телосложения, характер свертывания крови, тип высшей нервной деятельности, особенности желудочного сокоотделения, преобладающий тип вегетативной нервной регуляции и многое другое. С другой стороны, и сам человек в выборе траектории своего индивидуального развития должен знать (или узнать) особенности своей генетической природы – без реализации этого условия нельзя говорить о его валеологической грамотности и валеологической культуре. В частности, в таком важнейшем аспекте человеческой жизнедеятельности, как профессиональная деятельность, в Российской Федерации лишь менее 3% людей выбрали себе профессию, соответствующую генотипу. Естественно поэтому говорить о том, что в 97% случаев профессиональная деятельность приходит в противоречие со свойственными ее носителю индивидуальными особенностями, результатом чего зачастую становится срыв адаптации и переход вболезнь.
Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний.Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию, науку о здоровой среде обитания (гигиену, науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).
4. Классификация валеологии.
Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.
Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.
Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.
Вероятно, уже в ближайшее время возможности медицинской валеологии будут значительно расширены в сфере реабилитации, где на смену доминирующим средствам – фармакологии, ножу и покою – все в большей степени будут использоваться функциональные методы и средства. Вполне возможно, что это может привести и к корректировке понятий «здоровье» и «болезнь». Несомненное значение должна приобрести медицинская валеология в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично,что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.
Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.
Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.
Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.
Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.
Валеологическоеобразование связано и активно взаимодействует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, политическим и другими. Такое взаимодействие способствует более эффективному выполнению функций каждого из указанных видов образования, специфической подготовке людей (и прежде всего детей и молодежи) к выполнению своих личностных и социальных обязанностей в обществе.
Принципами педагогической валеологии являются общепризнанные принципы педагогики. Кроме того, необходимо дополнить их в применении к валеологии гуманистическим, антропологическим и здравотворческим принципами.
Задачи педагогической валеологии:
1. Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
2. Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т. п.
4. Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.
5. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.
6.Работа с педагогическим составом образовательного учреждения в двух направлениях:
— создание коллектива единомышленников-педагогов для осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся;
— валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.
Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе состояние любой из систем организма соответствует реализации генетической программы именно для этого периода развития. То есть речь идет о том, что оценка уровня здоровья и отдельных его показателей должна быть динамичной, осуществляемой с позиций возрастного развития индивида, а не относиться к каким-либо усредненным эталонам взрослого возраста.
Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.
Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.
Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».
Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждогоиз ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья – от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью – наиболее целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.
Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. Вмешательство человека в естественное развитие природы создает все более отчетливые противоречия между ней и человеческим организмом, представляющим собой продукт биологической эволюции. В связи с этим валеология должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой – разрабатывать рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.
Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных, как в целом (коллективы, группы, так и каждого из ее элементов.
Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифференциация валеологии.
Фотоотчёт «Акция «Виват, наука!» В рамках акции «Виват, наука!»Финаевым Иваном воспитанником старшей разновозрастной группы филиала «Колосок» МБОУ «Уваровщинская сош» был.
Конспект мероприятия «Посвящение в Академию наук. Наука «Экология» для старших групп Конспект мероприятия «Посвящение в Академию наук» для старших групп. Наука «Экология» Автор : Воспитатель ГБОУ школы г. Москвы №2051 дошкольного.
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Наука вежливости» Программное содержание: Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.
Знакомство с нервной системой человека. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология Тема: «Знакомство с нервной системой человека.» Подготовила: воспитатель.
Мастер-класс для воспитателей «Экспериментирование — занимательная наука» Цель: Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в создании условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых.
Участие в конкурсе «Светофорова наука» Целью: является профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием детей в летний период через художественно-эстетические навыки.
Занимательная наука для детей 1. Самодельный телефонМатериал: 2 пластиковых стаканчика, пластилин, толстая нить длиной около 5 метров. Из пластилина нужно сделать толстую.