что такое в платежке за квартиру обращение с тко
ВС РФ : вывоз ТКО нужно оплачивать даже за пустующие квартиру или дом
Верховный суд России отказался признать незаконным подход к оплате услуг по вывозу ТКО для собственников, в квартирах или домах которых никто не живёт и по факту услуга не оказывается. Владелец такого жилья пытался через суд принудить регоператора сделать перерасчёт платы за ТКО, но проиграл дело.
Собственник дома в Угличе подал в суд иск с требованием, чтобы регоператор по обращению с ТКО сделал перерасчёт платы за услуги. Истец проживает в квартире в МКД, а своим домом не пользуется, не сдаёт в аренду и фактически платит за вывоз несуществующего мусора.
Суды всех инстанций отказали собственнику, сославшись на п. п. 93, 148.44 ПП РФ № 354. Эти нормы прописывают порядок перерасчёта платы за коммунальную услугу в случае временного отсутствия жителей в квартире или доме, а не при постоянном неиспользовании жилья. Владелец дома подал административный иск в ВС РФ, попросив признать недействительными эти пункты.
Верховный суд России в решении от 23.04.2021 по делу № АКПИ21-129 отметил, что оспариваемые нормы соответствуют требованиям жилищного законодательства и НПА в области обращения с отходами. В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник помещения или дома обязан оплачивать услугу по обращению с ТКО. Даже если никто не живёт в квартире или доме, владелец всё равно платит за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
ВС РФ не принял во внимание ссылку истца на судебную практику, в которой есть решения в пользу собственников помещений, а не регоператоров. Практика судов не доказывает незаконность оспариваемых норм ПП РФ № 354. Оспариваемые положения ясные и определённые, приняты кабмином в рамках его полномочий. Иного НПА, имеющего большую юридическую силу, не существует.
Ранее ВС РФ уже рассматривал похожий иск: владелец помещения в МКД оспаривал п. 148.36 ПП РФ № 354, согласно которому регоператор рассчитывал плату за вывоз ТКО в пустующей квартире по числу её собственников. Узнайте, какие выводы сделал ВС РФ в этой ситуации.
Новая строка в квитанции «обращение с ТКО». Ответы на актуальные вопросы
С 1 января 2019 года действует новая система обращения с отходами. В соответствии с ней услугу по вывозу ТКО оказывают компании, имеющий специальный статус регионального оператора.
На основании договоров, заключенных с региональными операторами ЕМУП «Спецавтобаза» и ООО «ТБО «Экосервис», Свердловский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» является агентом по начислению и сбору платежей.
В Свердловской области «ЭнергосбыТ Плюс» производит начисления, сбор денег и перечисление платы за предоставленную услугу по вывозу ТКО по поручению регоператора. Вопросы по качеству предоставляемых услуг рассматриваются Региональными операторами в порядке действующего законодательства РФ.
Обратите внимание, что платеж за услугу по вывозу ТКО для населения отражен отдельной строкой в едином платежном документе вместе с другими жилищными и коммунальными услугами, выставляемыми компанией «ЭнергосбыТ Плюс». Начисление оплаты производится по тарифам и нормативам накопления ТКО, утверждённым в Свердловской области.
В настоящее время ведется отладка процесса и актуализация базы данных, поэтому при получении январских квитанций рекомендуем жителям внимательно изучить новую строку. Для корректировки данных в счете необходимо обратиться в ближайший офис «ЭнергосбыТ Плюс» или же воспользоваться онлайн сервисами на сайте компании www.ekb.esplus.ru.
Мы подготовили ответы на самые часто задаваемые вопросы жителей области:
Как будет производиться расчет платы за обращение с ТКО в многоквартирных и частных домах?
Сумма к оплате = Количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении * Единый тариф Регионального оператора * (Норматив накопления ТКО / 12)
Если в жилом помещении (квартире или доме) никто не зарегистрирован, расчет оплаты будет производиться по количеству собственников.
Как проверить корректность начисления платы за обращение с ТКО?
При получении квитанции внимательно проверьте правильность количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Что делать если требуется уточнить данные в выставленном счете?
При очном обращении в офис «ЭнергосбыТ Плюс» или через форму обратной связи на сайте www.ekb.esplus.ru необходимо предоставить подтверждающие документы, а именно:
а) документ, удостоверяющий личность (доверенность при обращении от другого лица);
б) документ, подтверждающий право собственности (пользования) на жилой дом или на жилое помещение в многоквартирном доме (один из перечисленных документов: свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, договор купли-продажи, договор найма жилого помещения, договор безвозмездного пользования, договор аренды);
в) документ, подтверждающий количество постоянно и временно проживающих граждан в жилом помещении или доме (поквартирная карточка, домовая книга, справка о составе семьи).
Что делать если в квартире или доме никто не проживает?
Необходимо предоставить документы, подтверждающие, что зарегистрированный человек фактически отсутствует по месту регистрации.
В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту регистрации, могут быть предоставлены:
а) копия командировочного удостоверения или копия приказа, распоряжения о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, содержащего отметки о пересечении государственной границы РФ при осуществлении выезда и въезда;
и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
Будут ли установлены льготы по данной услуге?
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной и на нее распространяются все льготы, которые предоставляются по коммунальным услугам.
Подробную информацию по предоставлению льгот можно узнать, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства.
Когда регоператор вправе вести расчёт платы за вывоз ТКО по факту
С момента запуска «мусорной реформы» споры между регоператорами и потребителями, в том числе УО и ТСЖ как исполнителями коммунальной услуги, формируют всё более обширную судебную практику. Сегодня на примере судебного дела рассказываем, вправе ли РСО вести расчёт платы за вывоз ТКО по факту, прописав это в договоре с управляющей организацией.
Расчёт по факту сделан исходя из количества и объёма установленных на площадке контейнеров
Между регоператором по обращению с ТКО в Республике Тыва и одной из управляющих многоквартирными домами организаций разгорелся спор. У них был заключён договор на вывоз отходов с контейнерных площадок домов, которыми УО управляла. Расчёты между сторонами договора производились по утверждённым в регионе тарифам исходя из количества и объёма контейнеров, установленных для спорных МКД.
После начала работы регоператор оказал ответчику услуги на сумму 2,9 млн рублей по 13 многоквартирным домам с 36 контейнерами. Управляющая организация оплатила около 700 тысяч рублей. Оставшуюся сумму регоператор решил взыскать принудительно, поскольку УО не отреагировала на направленные ей претензии.
Региональный оператор обратился в суд с требованием взыскать с УО задолженность более 2,2 млн рублей и ещё 122 тыс. рублей пени, накопившихся за полтора года. В подтверждение этого РСО представила суду акты оказанных услуг, где зафиксирован объём услуг по факту. УО в отзыве на иск указала, что РСО неправильно делает расчёт платы за услуги: компания должна применять нормативы, установленные в регионе (дело № А69- 1019/2020).
Между регоператором и исполнителем коммунальной услуги заключён договор
Суд первой инстанции в ходе разбирательства сосредоточился на вопросе, оказал ли истец ответчику услуги и в каком объёме. В соответствии с пп. «ж» п. 4 ПП РФ № 354, сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах, является коммунальной услугой. Согласно п. 148(1) ПП РФ № 354 предоставление этой услуги потребителю происходит на основании возмездного договора. Исполнитель КУ обязан заключить его с региональным оператором по обращению с ТКО (пп. «б» п. 148(22) ПП РФ № 354).
Между регоператором и УО договор был заключён, УО выступала в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и оплачивала её в адрес истца. Судья проверил расчёты РСО по иску и согласился с их правильностью, указав, что они сделаны по единому тарифу, утверждённому в регионе, с учётом объёма вывезенных ТКО. Объём верно определён исходя из количества и вместительности контейнеров, установленных при домах.
Поскольку УО не направляла регоператору претензий с несогласием с её расчётами и не предоставила их в суде, первая инстанция удовлетворила иск в полном объёме.
Объём оказанных услуг по вывозу ТКО по факту подтверждён расчётами и актами
Управляющая организация подала апелляционную жалобу. Она снова указала, что регоператор должен делать расчёт платы за вывоз ТКО исходя из нормативов накопления ТКО. Способ расчёта исходя из количества и объёма контейнеров для ТКО применяется только при раздельном сборе мусора. В многоквартирных домах, которыми управляла компания, сортировка отходов не была реализована.
Судья апелляционной инстанции перепроверил пункты договора между РСО и УО, расчёты суммы задолженности, которую предъявил к взысканию регоператор, и пришёл к выводу, что суд первой инстанции вынес правильное решение. Факт оказания услуг ответчику подтверждён актами, а доказательств их оплаты нет.
В договоре стороны решили, что оплата происходит по единому тарифу исходя из количества и объёма контейнеров для складирования ТКО. Решение первой инстанции было оставлено в силе.
В регионе введён раздельный сбор ТКО и на площадке установлены контейнеры для сортировки отходов
УО обратилась в кассационный суд, продолжая настаивать на том, что регоператор неверно рассчитывает сумму задолженности. Он должен применять норматив, установленный в регионе для данной коммунальной услуги. Кассационный суд услышал эти доводы.
Он указал, что ответчик, действуя в интересах собственников помещений МКД, заключил договор с региональным оператором. В силу ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, объём и масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления отходов в случаях, определённых ПП РФ № 505.
Коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов проводится расчётным путём исходя из нормативов, либо количества и объёма контейнеров. Согласно п. 148(30) ПП РФ № 354, в отношении потребителей в жилых помещениях МКД применяются нормативы накопления. Расчёт по контейнерам ведётся в случае, если в регионе законодательно введена сортировка отходов.
Суд кассационной инстанции отменил документы коллег, указав, что они не выяснили, есть ли на уровне субъекта решение о сортировке ТКО и, если есть, выполняют ли такое решение жители спорных многоквартирных домов фактически, то есть организовано ли раздельное накопление отходов на контейнерных площадках этих МКД. Если этого нет, то регоператор обязан применять нормативы при расчёте платы за свои услуги. Дело отправилось на новое рассмотрение.
Между регоператором и исполнителем услуг не заключён договор и не определён метод расчёта платы за вывоз ТКО
В разбираемом деле между РСО и управляющей организацией был подписан договор. Формулировку, которую регоператор включил в этот документ о том, что будет вести расчёт платы исходя из объёмов вывезенных отходов, суд не принял во внимание, поскольку она незаконна при отсутствии приведённых выше условий.
Напомним, что ранее мы рассказывали о судебном деле, в рамках которого ТСЖ через суд добилось права рассчитываться с регоператором за вывоз ТКО по факту. Но в этом деле важным обстоятельством стало то, что между товариществом и РСО не был заключён договор.
Суд тогда указал, что ТСЖ в отсутствие договора и утверждённого способа определения объёма оказанных услуг полностью оплатило вывоз ТКО, образованных в многоквартирном доме, исходя из фактических показателей. Регоператор не доказал, что оказал услуги в большем объёме.
А как вы оплачиваете услуги по вывозу ТКО: исходя из норматива или по факту? Расскажите в комментариях.