что такое в паскале abc

Что такое в паскале abc

Наберем простейшую программу, соответствующую условию задачи:

Ввести в компьютер два целых числа, найти их сумму, результат вывести на экран с поясняющим текстом.

Внимание! Две косые черты (//) отделяют комментарии, их набирать не нужно.

program schet; // название программы

uses crt; // подключаемые модули

var x, y, s:integer; // объявление имен переменных и их типа

begin // начало исполнительной части

writeln(‘Введите два целых числа’); // написать на экране текст

readln(x,y); // прочитать данные с клавиатуры и

// запомнить их в переменных

s:=x+y; // выполнить расчет и запомнить его в

writeln(‘Сумма чисел =’,s); // написать на экране текст и значение

end. // конец программы

4. Просмотрите текст файла, обратите внимание на стуктуру программы.

Структура простейших программ выглядит следующим образом:

begin начало исполнительной части программы

end. конец программы (точка обязательна)

Программа на Паскале составляется из отдельных законченных элементов, называемых предложениями. В Паскале текст программы обычно начинается особым предложением – заголовком следующего вида:

где proba – имя текущей программы.

В качестве имени программы можно применять комбинацию английских букв и цифр, следует писать в одно слово и нельзя применять служебные слова языка.

Каждое предложение языка должно отделяться от следующего за ним точкой с запятой ( ; ).

Исключение составляют комментарии. Они не отделяются точкой с запятой.

Обычно каждое предложение записывается с новой строки для наглядности и более легкого понимания текста. Для этих же целей используют отступы и выравнивания.

Комментарии предназначены для пояснения задачи и для временного исключения из текста программы некоторых операторов. В тексте они выделяются фигурными скобками < >или отделяются двумя косыми чертами //. Комментарии игнорируются компьютером при выполнении, однако при выводе текста программы – печатаются.

В Паскале имеется особая группа слов, таких как, например: begin, for, end, program и другие, за которыми закреплены специальные смысловые значения. Такие слова называются служебными (зарезервированными) и должны употребляться в строгом соответствии с заложенным в них смыслом.

Существует и другая группа имен, имеющих стандартно определенный смысл, например, integer, writeln и другие. Их так и называют – стандартные или предопределенные имена.

Под именем программы располагается ее декларативная часть, здесь компьютеру сообщается обо всех именах констант и переменных, определяемых программистом, и о той роли, которую эти имена должны исполнять в программе.

За декларативной частью следует исполнительная часть программы, обрамляемая словами-ограничителями (логическими скобками): begin и end. Между указанной парой слов и размещаются предложения, выполняющие в программе те или иные действия. Исполнительную часть программы называют телом программы.

5. Запустите набранную программу на выполнение. Если после запуска программы внизу окна появляется красная строчка с сообщением (рисунок см. ниже), то в строке, где находится курсор или в предыдущей (но не всегда, это зависит от ошибки!), внимательно просмотрите всю строчку, найдите и исправьте ошибку. Если сами не справитесь, позовите учителя.

что такое в паскале abc. 2. что такое в паскале abc фото. что такое в паскале abc-2. картинка что такое в паскале abc. картинка 2. Наберем простейшую программу, соответствующую условию задачи:

Пример ошибки, обнаруженной Паскаль АВС:

6. После исправления всех ошибок и появления в новом окне начала работы программы, введите нужные данные (если в программе подразумевается ввод нескольких переменных, то это следует делать через Enter или пробел!), получите результат работы и проверьте его на правильность. Так как текст программы и ее работа показываются в разных окнах (если подключен модуль Crt), можно сопоставить программные строки и ее выполнение.

Пример работы программы

что такое в паскале abc. 3. что такое в паскале abc фото. что такое в паскале abc-3. картинка что такое в паскале abc. картинка 3. Наберем простейшую программу, соответствующую условию задачи:

7. Сохраните набранную программу в своей папке.

8. Разберитесь с работой программы и измените ее так, чтобы она вычисляла не сумму, а разность чисел. Проверьте правильность работы измененной программы. Сохраните программу под новым именем в своей папке.

Источник

Занятие 1. Pascal abc.net: Основные особенности при работе с переменными и условный оператор

Принцип локальности

В обычном Паскале описание переменных обычно находится до тела программы:

Если программный код достаточно большой, то такой вариант инициализации переменных весьма неудобен. В Pascal abc.net переменные могут описываться внутри тела программы — между begin и end и инициализироваться при описании.

В этом состоит принцип локальности: переменная описывается непосредственно перед началом своего использования.

Внутриблочные переменные позволяют сильно уменьшить количество глобальных переменных в разделе описания.

Т.е. чем ближе к месту использования описывается некоторый программный объект, тем читабельней код и модифицируемей программа.

begin var n:integer; read(n);

begin var n:=ReadInteger(‘введите n: ‘);

Теперь этот фрагмент кода можно вырезать и перенести в функцию или в модуль. В этом и заключается модифицируемость.

var n:=ReadInteger(); var n:=ReadReal();

var a: integer; b: real; begin a := 1; writeln(‘a := 1; a = ‘,a); a += 2; // Увеличение на 2 writeln(‘a += 2; a = ‘,a); a *= 3; // Умножение на 3 writeln(‘a *= 3; a = ‘,a); writeln; b := 6; writeln(‘b := 6; b = ‘,b); r /= 2; writeln(‘b /= 2; b = ‘,b); end.

для нескольких заданных x.

begin writeln(‘Введите значение x’); var x:=ReadReal; var a:=(x-3)*(x-3)*(x-3); var y:= 5*sqr(a)-8*a+2; writeln(‘Значение функции для x = ‘, y); end.

Задача abc_net 1. Найдите расстояние между двумя точками с заданными координатами (x1,y1) и (x2,y2) на плоскости. Расстояние вычисляется по формуле:
что такое в паскале abc. 248. что такое в паскале abc фото. что такое в паскале abc-248. картинка что такое в паскале abc. картинка 248. Наберем простейшую программу, соответствующую условию задачи:

Проверьте правильность вашей программы на следующих значениях:

[Название файла: L1abc1.pas ]

Базовые типы и методы внутри стандартных типов

Для обращения к методам используется точечная нотация:

Исключение — управляемая ошибка, которую можно перехватывать и погашать.

WritelnFormat(‘f(<0>, <1>) = <2>‘, a, b, c);

то нужно просто заменить a, b на , :

WritelnFormat(‘ <0>+ <1>= <1>+ <0>= <2>‘, a, b, x + y)

Стандартные функции

Обмен значениями переменных происходит без использования буферной переменной:

Поиск максимального и минимального значения:

Операции целочисленного деления и остатка

[Название файла: L1abc2.pas ]

Работа с отдельными цифрами числа

begin var a := abs(readinteger); // модуль числа println(a div 100 + (a div 10) mod 10 + a mod 10); end.

Приведите лог работы программы с одним из введенных чисел в форме комментария.

[Название файла: L1abc3.pas ]

[Название файла: L1abc4.pas ]

Логические выражения и условный оператор

Логические переменные и выражения

Логическое выражение после его вычисления возвращает значение True (истина) или False (ложь).

Логическое выражение может включать:

begin var (a, b) := readinteger2; println(a > b); end.

[Название файла: L1abc5.pas ]

[Название файла: L1abc6.pas ]

Чаще всего логические выражения используются внутри условного оператора, который выполненяет определённые действия в зависимости от истинности выражения:

Короткая форма условного оператора:

if then // выполнится, если возвращает True

При использовании нескольких операторов в одном условии необходимы операторные скобки begin..end :

[Название файла: L1abc7.pas ]

[Название файла: L1abc8.pas ]

Рассмотрим оператор на примере:

Вводится номер единицы длины (целое число в диапазоне 1–5) и длина отрезка в этих единицах (вещественное положительное число). Найти длину отрезка в метрах.

begin var n := readinteger(‘Введите номер единицы:’); var a := readreal(‘Введите длину в заданных единицах:’); case n of 1: a /= 10; // дециметр 2: a *= 1000; // километр 4: a /= 1000; // миллиметр 5: a /= 100; // сантиметр end; println(‘Длина в метрах:’, a); end.

Источник

Основы PascalABC.NET

Внимание! В настоящее время рекомендуется использовать технологию .NET 5 для создания кроссплатформенных приложений на .NET-языках. Однако, она не поддерживаются в PascalABC.NET. Для использования .NET 5 рекомендуется применять такие среды разработки, как Visual Studio и Rider.

Содержание

Синтаксис программ [ править ]

Минимальная структура программы:

Константы [ править ]

В данной секции располагаются определенные пользователем константы. Синтаксис объявления констант выглядит так:

Секция «var» [ править ]

Данная секция предназначена для переменных и массивов. Переменные объявляются так:

Простейшие типы [ править ]

Тип строка [ править ]

ОперацияОписание
s1 + s2Объединение строк
s1*nДублирование строки n раз

Тип целое число integer [ править ]

Тип вещественное число real [ править ]

Декларация переменной типа real:

Пример присваивания переменной данного типа:

Тип символ [ править ]

Тип символ или «char» используется в основном для хранения одного любого символа вне зависимости от того, является ли данный символ буквой или цифрой. Объявление переменной символьного типа:

Данный раздел программы содержит все команды, выполняемые при ее запуске. Данная секция программы выглядит так:

Комментарии [ править ]

Массивы [ править ]

P. S. Для работы с массивами существует учебный модуль Arrays.

Статические [ править ]

Статические массивы имеют фиксированный размер. Общий синтаксис объявления данных массивов выглядит так:

Матрицы [ править ]

Двумерные [ править ]

, где N, M количество строчек и столбцов соответственно.

Трехмерные [ править ]

Трехмерный матрицы обладают третьим измерением:

N-мерные матрицы [ править ]

Декларация N-мерной матрицы:

, где A..Z означают количество элементов в соответствующем измерении.

Статические и динамические массивы [ править ]

Динамические массивы позволяют управлять количеством элементом в каждом из их измерений во время выполнения программы.

Понятие индекса массива [ править ]

Составим таблицу, которую следует запомнить:

Пример объявления массива:СтатическийДинамическийВызов SetLength (для динамического массива)
Векторный

Индекс в виде значения элемента массива [ править ]

Индексом может быть значение элемента массива:

Операторы, стандартные процедуры и функции [ править ]

Вывода на экран [ править ]

Вывод текста [ править ]

Вывод значений переменных [ править ]

Вывод значений произвольного количества переменных:

Для перехода на новую строку после вывода последнего значения используйте Writeln вместо Write.

Ввод данных с клавиатуры [ править ]

Условный оператор [ править ]

Общий синтаксис условного оператора if:

Команды . будут выполнены только при истинности условия.

Сравнение [ править ]

Условные обозначения в программировании операций сравнения приведены в таблице:

N-мерный массивОбщий синтаксис указания элемента массиваПример
Векторный
ОперацияЭквивалент в Паскале
≤ (меньше или равно)
≥ (больше или равно)>=
> (больше)>
= (равно)=
≠ (не равно)<>

Общий синтаксис сравнения двух величин:

Оператор case [ править ]

Оператор case используется для сопоставления значения некоторого выражения с константными значениями:

Оператор цикла while [ править ]

Оператор цикла позволяет выполнять группу операторов (или один) циклически пока условие является истинным.

Счетчик [ править ]

Оператор break [ править ]

Для выхода из цикла можно использовать break:

Новая итерация цикла [ править ]

Для завершения текущей итерации цикла и начала другой используйте оператор continue.

Функции [ править ]

Общий синтаксис описания функции:

Можно устанавливать значение переменной Result для указания возвращаемого значения.

Источник

Уроки Паскаль

Строка №7. Функция Abs вычисляет модуль числа, стоящего в скобках после функции. В данном случае вычисляется модуль переменной «A», которая имеет значение «-2». Так как модуль «|-2|» равен «2», то «2» и будет результатом операции Abs.

Строка №9. Функция Sqr возводит число, стоящее в скобках в квадрат. В данном случае в квадрат возводится переменная «B», т.е. число «2». Таким образом, результатом операции будет число «4».

что такое в паскале abc. abs%20sqr. что такое в паскале abc фото. что такое в паскале abc-abs%20sqr. картинка что такое в паскале abc. картинка abs%20sqr. Наберем простейшую программу, соответствующую условию задачи:

что такое в паскале abc. abs%20sqr.. что такое в паскале abc фото. что такое в паскале abc-abs%20sqr.. картинка что такое в паскале abc. картинка abs%20sqr.. Наберем простейшую программу, соответствующую условию задачи:

Дополнение к материалу.

В примерах №6, 7, 8 мы использовали небольшие числа (-2, 3, 17 и т.д.). Для всех переменных, в которые эти числа записывались, мы указывали тип данных INTEGER. Следует сказать, что данный тип данных используется не для всех чисел, а только для целых, лежащих в диапазоне от – 32768 до 32767. И если мы будем использовать в наше программе числа, которые лежат вне этих пределов (например – 32987 или 36789), то мы должны использовать другой тип данных.
Диапазон значений для различных типов данных можно посмотреть в таблице.

Тип данныхЗаписьДлина в байтах
integer-32 768….32 7672
byte0…2551
word0…65 5352
shortint-128….1271
longint-2 147 483 648….2 147 483 6474

Источник

Основные понятия и операторы языка Паскаль

Основные понятия и операторы языка Паскаль

Сайт:Электронные курсы ТПУ
Курс:Информационные технологии 3
Книга:Основные понятия и операторы языка Паскаль
Напечатано::Гость
Дата:Воскресенье, 12 Декабрь 2021, 08:29

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса «Информационные технологии» является обучение студентов программированию с применением методов вычислительной математики, использованием современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий, дальнейшее развитие компьютерной грамотности на основе дисциплин «Информатика», «Математика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Физика».

Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.

Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.

К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.

В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования – ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы – и на их основе строить программы.

Этот список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.

После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.

Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.

1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль

Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

Алфавит Паскаля составляют:

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова (см. табл. 1.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом, и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т. д. служат стандартные идентификаторы, например, Sqr, Sqrt и т. д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:

Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль.

Остаток от деления

До тех пор, пока не выполнится

Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.

1.1.1. Величины в Паскале

Решение задач на ПК – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале данные делятся на константы и переменные. Они определяются идентификаторами (именами).

Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе выполнения программы в отличие от переменных, которые могут менять свои значения. Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать с константой. Переменная характеризуется именем, типом (см. 1.2) и значением.

Кроме констант и переменных, существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами (в данном пособии не рассматриваются. Рекомендуется дополнительная литература, например, [3]).

1.1.2. Структура программы

В программе программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью различных операций для реализации заданной цели. Основные требования, предъявляемые к программе:

Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если объем программы требует большего количества памяти, то необходимо использовать дополнительные средства.

Раздел описания начинается соответствующим каждому элементу списка служебным словом (табл. 1), после которого идет последовательность величин одного типа, разделенных запятой. После списка имен ставится двоеточие и указывается тип данных (см. 1.2).

Любой элемент данного списка в программе может отсутствовать.

Данный раздел начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В нём задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. Операторы, посредством которых эти действия производятся, разделяются точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.

Для лучшего восприятия текста программы и поиска ошибок рекомендуется следующая схема:

1.2. Типы данных

При решении задач выполняется обработка информации различного свойства, например: дробные и целые числа, слова, строки и т. д. Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых участвует данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных – это множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Простые типы данных также делятся на стандартные и пользовательские. Стандартные – предлагаются разработчиками Турбо Паскаля, а пользовательские разрабатывают сами программисты.

Представим типы данных в виде схемы:

В данном учебном пособии будут рассмотрены лишь основные типы данных, используемые наиболее часто. С другими интересующими типами данных можно познакомиться в специальной литературе (например, [3]). Рассмотрим пока лишь простые типы данных, структурированные типы требуют отдельного, более тщательного рассмотрения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *