что такое в один фонарь в фехтовании
Раны и уколы: как работают профессиональные фехтовальщики
Чемпионат мира по фехтованию, прошедший в июле в столичном «Олимпийском», преподнес нам сюрприз. И дело не в масштабах мероприятия, хотя и они поражают воображение: на состязания заявились 912 спортсменов из 108 стран. И даже не в триумфе российской сборной, который был вполне заслужен и ожидаем, поэтому никак не тянет на сюрприз.
Приехав на чемпионат по приглашению компании Tissot, официального хронометриста соревнований, мы неожиданно для себя увидели фантастическое шоу, которое по зрелищности и накалу страстей заткнет за пояс любой рок-концерт. Эпитет «фантастический» как нельзя лучше описывает электрифицированную экипировку участников, в которой они похожи на инопланетных захватчиков, и нечеловеческую скорость их движений. Это же слово приходит на ум, когда дорожки под ногами спортсменов (так и хочется назвать их «сценой») вспыхивают яркими цветами синхронно с фонарями на масках, иллюстрируя укол. И конечно же, фантастические децибелы выдают зрители, поддерживая хозяев турнира — российскую сборную.
Зрителей на трибунах много, и аплодисменты то и дело раздаются невпопад: разобраться в правилах спортивного фехтования поначалу бывает непросто. Чтобы понять, чем отличаются поединки на рапирах, шпагах и саблях, стоит совершить небольшой экскурс в историю.
Колоть, а не рубить
Фонарь рассудит
Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом. До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».
Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.
Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.
Д’Артаньян, ты не прав!
Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.
Один за всех и все за одного
Командное фехтование — это редкий вид спорта, в котором интрига сохраняется до самого конца соревнования, и каждый спортсмен имеет теоретическую возможность переломить ход встречи и выиграть турнир вплоть до последнего поединка. Это становится возможным благодаря особым правилам подсчета ударов.
Команда состоит из трех спортсменов (допустимо наличие одного запасного). Они участвуют в девяти боях, и сетка расчерчена так, чтобы ни один участник не встретился дважды с тем же соперником. В каждом раунде максимальный счет увеличивается на пять ударов: в первом поединке фехтуют до пяти, в следующем до десяти Время поединка ограничено тремя минутами.
К примеру, если третий раунд начинается со счета 3:12 в пользу команды справа, правый боец может довести его до 3:15, если будет выигрывать «всухую». Но и боец слева может довести счет в этом раунде до 15:12 в пользу своей команды. Этой возможностью Софья Великая воспользовалась на прошедшем чемпионате мира, переломив ход встречи с Украиной: при счете 21:25 в пользу Украины в шестом раунде наша спортсменка выиграла бой против Алины Комащук с результатом 9:2. Раунд завершился с общим счетом 30:27 в пользу команды России, а первенство — золотой медалью в копилку нашей сборной.
Как ни парадоксально, именно в командных соревнованиях ярче проявляется характер бойца. Здесь нет гарантированных титулов и побед по очкам за несколько этапов до конца первенства, как в «Формуле-1». Проявив железную волю, годами отточенное мастерство и стойкую концентрацию, спортсмен может исправить даже грубые ошибки товарищей и привести команду к победе. И, посетив чемпионат мира в Москве, я могу уверенно сказать: фехтовальщики действительно до последнего верят в победу.
Если я назвал недостаточно причин для того, чтобы ходить смотреть на фехтование, то вот вам еще одна: судьи здесь говорят по-французски. Это очень красиво.
Всё о фехтовании на рапирах: правила, требования к снаряжению, оружию одежде
Виды фехтования
Фехтование – это олимпийский вид спорта.
Рассмотрим подробнее дисциплину «Фехтование на рапирах».
Терминология в фехтовании на рапирах
Как и в любом виде спорта, в фехтовании на рапирах существует своя, понятная только специалистам, терминология:
Кроме основных терминов, существует огромное количество сложных терминов, применяемых при судействе фехтования.
Характер проведения личных и командных соревнований
Личные соревнования по фехтованию на рапирах могут проводиться по следующим принципам, описанным в правилах:
В командных соревнованиях команды насчитывают 3 участников. Каждый участник одной команды встречается с каждым спортсменом противоположной команды. Применяется принцип прямого полного выбывания. За командами закрепляются места в таблице по системе, учитывающей позиции трех лучших ее участников в личных соревнованиях.
Требования к полю боя
Поле для фехтования имеет размеры 150-200 см в ширину и 1400 см в длину. Оно должно быть ровным, горизонтальным, хорошо освещенным.
Поперек длины поля должны быть расположены 5 четких линий: центральная средняя; две поперечные линии «начало боя» (на расстоянии 2 м с каждой стороны); две линии «задняя граница» (на расстоянии 7 м с каждой стороны). Крайние 2 м перед линией «задняя граница» должны быть отмечены другим цветом для удобства ориентации фехтовальщиков.
Требования к снаряжению, оружию и одежде
Одежда и снаряжение должны обеспечивать максимальную защиту и свободу движений, и не могут допускать возможность нанесения противнику физической травмы. Одновременно одежда и снаряжение не должны иметь каких-либо отверстий, куда мог бы попасть клинок соперника. Материал одежды должен быть прочным и не вызывать скольжения наконечника. Цвет одежды в области туловища – светлый. Ткань должна иметь сопротивление разрыву не менее 800 Н.
Для защиты верхних частей тела обязательным элементом одежды является набочник. Брюки должны иметь застежки ниже коленей. Гетры должны целиком прикрывать всю голень. В женском снаряжении обязательно должен быть в наличии защитный бюстгальтер. Манжет перчатки должен доходить до половины предплечья. Зазор между ячейками сетки в маске должен быть не больше 2,1 мм. Диаметр проволоки сетки – 1 мм.
Для фехтования на рапирах поверх одежды должна надеваться специальная токопроводящая куртка, целиком покрывающая поверхность тела в любом положении. Нижний край куртки должен как минимум на 10 см закрывать брюки в положении фехтовальщика «к бою!». Куртка должна иметь подмышечники. Обратная сторона такой куртки должна быть изолирована с помощью специальной подкладки.
Рапира должна иметь конструкцию, обеспечивающую безопасность в ежедневных условиях. Запрещены какие-либо действия с целью изменения гибкости и остроты клинка. Вес рапиры – 500 г, предельная длина – 110 см.
Внутри гарды должна быть специальная прокладка для предохранения руки от проводов и электрических контактов.
Особенности ведения боя
Бой на рапирах имеет некоторые отличия:
Продолжительность боя находится под контролем судьи, отвечающего за хронометраж. В случае наличия хронометра, он должен быть расположен в зоне хорошей видимости судейской коллегии, фехтовальщиков и зрителей. В случае намеренного продления остановок боя, спортсмен должен быть наказан.
При окончании времени боя хронометр, соединенный со специальным аппаратом, дает громкий сигнал и электрический фиксатор уколов при этом блокируется. Сигналы, проведенные до блокировки, остаются в памяти аппарата. В случае отсутствия соединения хронометра с аппаратом, в обязанности судьи, отвечающего за хронометраж, входит остановка боя сигналом «Стой!», при этом незаконченный укол засчитываться не должен. При поломке хронометра или ошибке судьи-хронометриста определение оставшегося до конца боя времени входит в обязанности судьи.
Важно: команды при судействе поединка подаются на французском языке. Также судья использует специальные жесты.
Состав судейской коллегии
Судьи-ассистенты, находящиеся по обе стороны от поля, помогают судье, наблюдая за ходом поединка и за фиксацией уколов электрическим оборудованием. Судьи-ассистенты меняются своими местами после каждого проведенного периода боя в личных поединках или каждого проведенного боя в командных состязаниях.
Назначение судей происходит путем жеребьевки. Во время боя замена судьи не допускается. В исключительных случаях решение о замене принимают судейские делегаты. Для жеребьевки перед финалом делегатами Международной федерации фехтования (ФИЕ) составляется список из 4-8 судей. Половина списка состоит из нейтральных (по критериям национальности) специалистов.
Функции судейской коллегии
Судья, руководствуясь правилами, принимает решение об отсутствии результата, либо о присуждении укола одному или обоим спортсменам. При необходимости возможна помощь судей-ассистентов. При остановке боя судьей проводится анализ последних действий фехтовальщиков. При сомнительных моментах для решения возможно использование телемонитора.
Условия ведения боя
Конечности и голова при фехтовании на рапирах не относятся к поверхности поражения. Граница поражаемой зоны обозначена краем воротника и швами рукавов, а снизу – горизонтальной линией, соединяющей верхушки бедер. Уколы, нанесенные в конечности, могут быть учтены в случае, если обороняющийся спортсмен подставил их для защиты поражаемой поверхности.
Санкции
Санкции по категориям делятся на санкции боя (например, потеря части поля, отказ засчитать укол, присуждение неполученного укола и т. д.) и дисциплинарные санкции (например, отстранение от участия в состязании, запрет участия в состязаниях и т. д).
О санкциях, примененных во время состязаний, немедленно ставят в известность штаб-квартиру ФИЕ, а при проведении олимпийских игр – МОК.
Антидопинговое положение
ФИЕ имеет право контролировать спортсменов, участвующих в соревнованиях, на применение допинга. Контроль производится на основании Антидопингового Положения.
Немного истории
В XV веке в Испании и Германии бои на рапирах были возведены в ранг высокого искусства. Начиная с этого времени, Испания по праву считается родиной классической рапиры с рукояткой в виде чаши.В XVI веке итальянцами были установлены определенные приемы и правила фехтования, которым обучали на курсах и уроках. В начале XX века были утверждены правила для спортивных состязаний, появилась международная ассоциация этого вида спорта. 1926 год по праву считается началом проведения соревнований по фехтованию на рапирах.
В июне 1914 года комиссией федерации ФИЕ были утверждены правила соревнований на рапире. С тех пор они неоднократно редактировались и изменялись. Самые значительные изменения в правилах произошли в 1957 году, когда была применена система электрической фиксации. С 1972 года проходят состязания на кубок мира, а в 1981 году Европейской конфедерацией фехтования был организован первый чемпионат Европы.
Интересные факты
С многовековой историей этого боевого искусства связано много занимательных моментов и фактов:
Так как в прошлом искусство фехтования было тренировкой для огромного количества дуэлей и сражений, накопилось огромное количество художественной и исторической литературы, содержащей факты из жизни отважных рыцарей и дерзких дуэлянтов.
Тематическая литература
Многовековый опыт и правила фехтования описаны в многочисленных изданиях. Рекомендуются к прочтению следующие книги:
В книге известных российских тренеров даны тактико-методические рекомендации для овладения фехтованием на сабле, рапире и шпаге. Подробно описана техника упражнений для спортивных занятий. В книге также даны основы правил этого вида спорта.
Эта литература даст возможность ознакомиться с богатой историей фехтования, узнать о новых методах подготовки к поединкам, а также получить ценные советы по улучшению техники владения рапирой.
В заключение отметим, что фехтование – боевое искусство, соединяющее в себе холодный расчет, стремительность движений и неповторимое изящество. В Древнем мире фехтовать учили с раннего детства. В Средние века фехтованием занимались исключительно знатные дворяне и рыцари. Вместе с тем, в любую эпоху всегда клинок служил для защиты жизни, отстаивания чести и достоинства, и только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в красивый и увлекательный вид спорта.
Турнир:
Чемпионат Англии. Премьер-Лига
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Если вам нужны темы для Вордпресс, то всё, что вам нужно находится на интернет-ресурсе https://wordpresssuite.com/.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ
Л
Лезвие — рубящий край сабельного клинка.
Линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.
Ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.
М
Маневрирование — глубокое перемещение по полю боя.
Маскировка — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.
Т
Тактика — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.
Тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.
Техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.
У
Удар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.
Удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.
Уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.
Укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.
Э
Электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.
Что такое в один фонарь в фехтовании
Команды в фехтовании, оружие
Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Существует семь основных команд.
Красным цветом выделены области,уколы в которые засчитываются при фехтовании на рапирах
Фехтование на саблях (фр. sabre)
Красным цветом выделены области, уколы и удары в которые засчитываются при фехтовании на саблях.
Фехтование на шпагах (фр. épée)
Красным цветом выделены области, уколы в которые засчитываются при фехтовании на шпагах.
Оружие
На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, замыкающая электрическую цепь, образованную проводом, проходящим под курткой спортсмена и в клинке, и прибором, фиксирующим уколы; к гарде прикрепляется разъем — двойник в случае рапиры и сабли или тройник в случае шпаги для подсоединения провода. Сабля наконечника не имеет.
Куртка
Штаны
Маска
У шпажистов сетка маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.
Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.
Фехтование
Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.
История возникновения и развития фехтования
В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.
Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.
Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.
9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.
Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.
Правила фехтования
За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.
Фехтовальная дорожка
Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 – 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:
С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.
Фехтовальная экипировка
Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.
У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.
Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.
Судейство в фехтовании
Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:
Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.
Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.
Соревнования по фехтованию
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Фехтование».