Что такое утилитарное право
Что такое утилитарное право
Статья 8. Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В инвестиционной платформе, отвечающей признакам, предусмотренным частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права):
1) право требовать передачи вещи (вещей);
2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
2. Утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.
3. Права, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, признаются утилитарными цифровыми правами, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы, в соответствии с правилами статьи 13 настоящего Федерального закона.
4. Лицо, привлекающее инвестиции, определяет в соответствии с правилами инвестиционной платформы содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав, в том числе:
1) существо права (требования);
2) порядок осуществления утилитарных цифровых прав;
3) количество предлагаемых утилитарных цифровых прав.
5. Содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав определяются в инвестиционной платформе способом, обеспечивающим их доступность для последующего использования, в том числе для воспроизведения в неизменном виде.
6. Изменение содержания и (или) условий осуществления утилитарных цифровых прав после начала срока действия инвестиционного предложения о приобретении этих утилитарных цифровых прав не допускается.
7. Возникновение утилитарного цифрового права, его осуществление, распоряжение им, в том числе передача, залог, обременение утилитарного цифрового права другими способами, или ограничение распоряжения утилитарным цифровым правом возможны только в инвестиционной платформе. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, утилитарное цифровое право возникает у первого приобретателя, переходит от одного лица к другому лицу и (или) прекращается с момента внесения информации об этом в инвестиционной платформе в соответствии с правилами этой инвестиционной платформы. Правила инвестиционной платформы должны содержать порядок внесения информации о возникновении, переходе и прекращении утилитарного цифрового права, а также порядок определения момента, с которого такая информация считается внесенной в инвестиционной платформе.
8. Оператор инвестиционной платформы обеспечивает всем участникам инвестиционной платформы техническую возможность приобретать утилитарные цифровые права при их обращении, знакомиться с их содержанием, осуществлять утилитарные цифровые права, а также распоряжаться ими.
9. Оператор инвестиционной платформы вправе предоставить возможность приобрести или принять для учета утилитарные цифровые права при их обращении лицам, не являющимся инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции. В этом случае оператор инвестиционной платформы осуществляет установление таких лиц по правилам, предусмотренным для установления лиц при заключении договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании.
10. В случае прекращения обязательства (статья 407 Гражданского кодекса Российской Федерации), права по которому являются утилитарными цифровыми правами, в инвестиционной платформе должна быть внесена информация о прекращении указанных утилитарных цифровых прав.
12. Утилитарные цифровые права могут предлагаться физическим и юридическим лицам только при условии, что они возникают в инвестиционной платформе, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
13. Наряду с утилитарными цифровыми правами в инвестиционной платформе, отвечающей признакам, предусмотренным частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут приобретаться и отчуждаться цифровые финансовые активы, а также цифровые права, включающие одновременно утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы. При этом выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов и цифровых прав, включающих одновременно утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы, осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(часть 13 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
14. Сделки с утилитарными цифровыми правами, включая обмен утилитарных цифровых прав одного вида на утилитарные цифровые права другого вида, а также сделки купли-продажи утилитарных цифровых прав могут осуществляться в том числе через оператора обмена цифровых финансовых активов, действующего в соответствии с Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании правил обмена, утвержденных оператором обмена цифровых финансовых активов в соответствии с требованиями Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(часть 14 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
Что такое утилитарные цифровые права (УЦП)
В августе 2019 года вместе с публикацией закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» в российской экономике появился новый финансовый инструмент — утилитарные цифровые права (УЦП). О том, что собой представляет данный финансовый инструмент, каким образом он может использоваться и для чего применяется (а в частности — как извлечь из него выгоду) мы с вами и поговорим в данной статье.
Что такое УЦП простыми словами
Если говорить простыми словами, то утилитарные цифровые права представляют собой своеобразные сертификаты выпускаемые в электронном виде и предоставляющие своим владельцам право на получение товаров, прав или услуг в будущем (после того, как выпустивший их проект наберёт оговоренную минимальную сумму на инвестиционной площадке).
В мировой практике аналогом УЦП является ICO (первичное размещение монет представляющее собой одну из разновидностей краудфандинга — публичного финансирования проекта). Однако в отличие от ICO, УЦП никакого отношения к технологии блокчейн не имеют и все операции с ними проводятся исключительно за российские рубли и только в рамках той инвестиционной платформы на которой они были изначально выпущены в обращение.
Вот вам простой пример:
Допустим вы регулярно посещаете тренажёрный зал и не мыслите свою жизнь без ежедневных занятий с «железом», а потому решили вложить деньги в утилитарные цифровые права эмитированные с целью сбора средств на строительство фитнес-центра прямо под окнами вашего дома.
** По закону, в том случае если инвестиционная платформа не наберёт необходимое количество денежных средств в определённый промежуток времени, все вложенные в данный проект средства возвращаются инвесторам.
Какие бывают виды УЦП
Закон предусматривает три основных вида утилитарных цифровых прав:
Особенности УЦП
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлекающие инвестиции и эмитирующие в этих целях УЦП сами должны устанавливать следующие их параметры:
После того как УЦП будут выпущены в обращение, не допускается какое-либо изменение их содержания и условий их осуществления.
Все операции с утилитарными цифровыми правами (покупка, продажа, залог, обременение и т. п.) могут осуществляться только в рамках инвестиционной платформы в соответствии с теми правилами которые на ней установлены. Эти правила, в частности, должны включать в себя порядок внесения данных обо всех операциях проводимых с УЦП с момента их возникновения и до момента их прекращения (погашения).
Инвестиционная платформа обязана предоставлять всем участникам возможности:
Каковы основные преимущества и недостатки УЦП
Появление такого финансового инструмента добавит гибкости в процессы инвестирования малого и среднего бизнеса и нимало поспособствует его развитию. Ведь по сути своей УЦП выгодно отличаются от других ценных бумаг. Например при венчурном инвестировании в акции, инвестор может рассчитывать на прибыль только в том случае и только тогда, когда финансируемое им предприятие начнёт стабильно работать и выйдет в плюс. А воспользоваться своими УЦП можно гораздо раньше — на самом старте вновь запускаемого бизнеса (получить товар из первых партий или воспользоваться услугами).
Таким образом, компании получат дополнительные инвестиции минуя кредитные комиссии банков, а в распоряжении инвесторов появится новый финансовый инструмент, который можно как перепродать, так и выгодно использовать в своих целях (воспользовавшись даваемым им правом).
К недостаткам УЦП эксперты относят:
Возможность покупки только за рубли и ограничение операций только в пределах внутристрановых специализированных площадок, не самым лучшим образом отразятся на ликвидности нового финансового инструмента.
Статья 8. Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов
Информация об изменениях:
Статья 8. Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов
1. В инвестиционной платформе, отвечающей признакам, предусмотренным частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права):
1) право требовать передачи вещи (вещей);
2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
2. Утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.
3. Права, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, признаются утилитарными цифровыми правами, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы, в соответствии с правилами статьи 13 настоящего Федерального закона.
4. Лицо, привлекающее инвестиции, определяет в соответствии с правилами инвестиционной платформы содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав, в том числе:
1) существо права (требования);
2) порядок осуществления утилитарных цифровых прав;
3) количество предлагаемых утилитарных цифровых прав.
5. Содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав определяются в инвестиционной платформе способом, обеспечивающим их доступность для последующего использования, в том числе для воспроизведения в неизменном виде.
6. Изменение содержания и (или) условий осуществления утилитарных цифровых прав после начала срока действия инвестиционного предложения о приобретении этих утилитарных цифровых прав не допускается.
7. Возникновение утилитарного цифрового права, его осуществление, распоряжение им, в том числе передача, залог, обременение утилитарного цифрового права другими способами, или ограничение распоряжения утилитарным цифровым правом возможны только в инвестиционной платформе. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, утилитарное цифровое право возникает у первого приобретателя, переходит от одного лица к другому лицу и (или) прекращается с момента внесения информации об этом в инвестиционной платформе в соответствии с правилами этой инвестиционной платформы. Правила инвестиционной платформы должны содержать порядок внесения информации о возникновении, переходе и прекращении утилитарного цифрового права, а также порядок определения момента, с которого такая информация считается внесенной в инвестиционной платформе.
8. Оператор инвестиционной платформы обеспечивает всем участникам инвестиционной платформы техническую возможность приобретать утилитарные цифровые права при их обращении, знакомиться с их содержанием, осуществлять утилитарные цифровые права, а также распоряжаться ими.
9. Оператор инвестиционной платформы вправе предоставить возможность приобрести или принять для учета утилитарные цифровые права при их обращении лицам, не являющимся инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции. В этом случае оператор инвестиционной платформы осуществляет установление таких лиц по правилам, предусмотренным для установления лиц при заключении договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании.
10. В случае прекращения обязательства (статья 407 Гражданского кодекса Российской Федерации), права по которому являются утилитарными цифровыми правами, в инвестиционной платформе должна быть внесена информация о прекращении указанных утилитарных цифровых прав.
12. Утилитарные цифровые права могут предлагаться физическим и юридическим лицам только при условии, что они возникают в инвестиционной платформе, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Информация об изменениях:
13. Наряду с утилитарными цифровыми правами в инвестиционной платформе, отвечающей признакам, предусмотренным частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут приобретаться и отчуждаться цифровые финансовые активы, а также цифровые права, включающие одновременно утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы. При этом выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов и цифровых прав, включающих одновременно утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы, осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Информация об изменениях:
14. Сделки с утилитарными цифровыми правами, включая обмен утилитарных цифровых прав одного вида на утилитарные цифровые права другого вида, а также сделки купли-продажи утилитарных цифровых прав могут осуществляться в том числе через оператора обмена цифровых финансовых активов, действующего в соответствии с Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании правил обмена, утвержденных оператором обмена цифровых финансовых активов в соответствии с требованиями Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Российский бунт ICO. Юристы — про закон о краудфандинге
В конце июля Госдума приняла закон о регулировании краудфандинга. В документе прописаны правила отношений по привлечению средств юридическими лицами или ИП через инвестиционные платформы, а также правовые основы деятельности подобных площадок. Теперь собирать средства для развития собственных проектов смогут только общества, которые включены в специальный реестр Банка России. Принятие закона должно помочь развитию краудфандингового финансирования стартапов в России. Но в документе остается множество пробелов и проблем, которые остались нерешенными.
Цифровые утилитарные права
Директор программы дополнительного образования BCL Дмитрий Захаров рассказал, что с принятием законопроекта впервые в российском законодательстве появляется новый класс активов — утилитарные цифровые права. Их обладатель получает право требовать передачи какой-либо вещи, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или лицензии на них, выполнения работ или оказания услуг.
После вступления закона о краудфандинге в силу у бизнеса появится возможность законно привлекать инвестиции, объяснил Захаров. Он добавил, что это станет возможным за счет реализации на специализированных площадках утилитарных цифровых прав, в том числе и на вещи, результаты интеллектуальной деятельности, которые будут созданы в будущем. Проще говоря, создается российский аналог ICO.
«Почему российский аналог, а не регулирование уже существующих и широко распространенных процедур: ICO, IEO? Главное ограничение заключается в том, что, к сожалению, закон о краудфандинге не предусматривает возможности осуществлять инвестирование посредством криптовалют. Кроме того, закон не разрешает реализовывать утилитарные цифровые права за пределами российских специализированных площадок», — сетует специалист.
По его словам, инвестировать в рамках нового вида ICO можно будет только российские рубли, а полученные взамен токены смогут обращаться только внутри страны. Захаров заключил, что эти ограничения существенно снизят ликвидность таких монет и, как следствие, интерес инвесторов.
Отсутствие криптовалюты в документе
Основатель компании LFCS (Legal Support) Юрий Брисов объяснил, что текст закона не содержит ни слова о криптовалютах, но при этом, по сути, допускает возможность проведения ICO (привлечения инвестиций под выпуск токенов на блокчейне). Таким образом, положения закона об ICO и токенах в известной степени теряют смысл.
Краудфандинг в том виде, который не противоречит закону, существовал и ранее. Есть известные площадки, которые собирают средства (funding) от большого количества участников (crowd) на создание фильмов, написание книг, запуск различных проектов. Отличие таких площадок, например от биржи, в том, что они должны вернуть средства, если не собрали сумму необходимую на реализацию проекта. Если нужную сумму все-таки удалось собрать — следует отчитаться перед инвесторами, представив проект или иные бонусы в виде билета на фильм или авторского экземпляра книги и так далее. При этом бумаги, торгуемые на бирже, никакого конечного результата, не обещают, можно лишь надеяться на прибыль.
«Появление на рынке ICO вдохнуло некий свежий воздух именно в биржевую торговлю, показав, что возможно привлекать средства также просто, как при краудфандинге, предоставляя все возможности биржевых сделок. На сегодняшний день ICO проводятся абсолютно легально и предполагают варианты реализации финансирования, которые защищают участников не хуже строгих биржевых правил. В огромной степени это реализуется за счет технического потенциала технологии распределенного реестра и криптовалют, которые создаются при помощи этой технологии», — утверждает Брисов.
По его словам, от закона о краудфандинге ожидали каких-то новых решений, возможности конвертировать вложения в доли, замораживать инвестиции, регулировать отношения инвесторов и площадки современными способами — предположений было много. Именно криптовалюты позволили инвестиционным площадкам проводить международные проекты, снизить транзакционные издержки и время на реализацию.
«Убрав криптовалюты, мы лишаем краудфандинг его сегодняшнего потенциала. Оставив чистый лист в отношении криптовалют, наш законодатель поставил и участников рынка, и международные организации в какое-то выжидательное положение. Как будто должен появиться еще один закон, который расскажет, как нынешний закон «О краудфандинге» должен работать на практике», — негодует специалист.
Пробелы в регулировании действий операторов платформы
Член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России Екатерина Ларенс напомнила, что первые и инвестиционные платформы появились еще в 2011 году. Бизнес давно ждал правового контроля этой сферы, поэтому принятие законопроекта должно повлиять на дальнейшее развитие краудфандинга, но некоторые моменты остались нерешенными, утверждает эксперт. Она перечислила основные моменты, которые необходимо решить для более эффективной работы документа:
Необходимость принятия подзаконных актов: Многие аспекты деятельности операторов подлежат дальнейшему регулированию на уровне Банка России. Оператором инвестиционной платформы может быть только хозяйственное общество, включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. Порядок ведения реестра операторов инвестиционных платформ будет определен отдельно. Утверждение положений со стороны Банка России потребует времени, что отложит исполнение Закона о краудфандинге до принятия соответствующих актов.
Обязанности оператора: Ряд обязанностей оператора являются формальными или трудноисполнимыми. Например: обязанность по установлению лиц, с которыми операторы заключают договоры. Критерии такого установления отсутствуют.
Формальность в защите инвесторов: оператор обязан получить от инвестора — физического лица подтверждение, что он ознакомился с рисками и уведомлен о том, что инвестиция является высокорисковой деятельностью. Учитывая отсутствие возможности у оператора проверить, получил ли инвестор консультацию касательно инвестиций или приобрел ли знания в области финансов очевидно, что данное подтверждение будет лишь формальностью. Еще одним примером является обязанность операторов проверять объем инвестиций физических лиц в рамках других платформ на основании заверений физического лица. Очевидно, ввиду невозможности проверить на практике верность заверения это будет являться формальностью. Если же заверение было ложным, то убытки в результате дополнительного финансового риска несет сам инвестор.
Размер инвестиций: лимит на осуществление инвестиций для физических лиц составляет 600 000 руб. в течение одного года. Данный объем инвестиций является достаточно низким с учетом возможности возврата инвестиций.
Учет объектов утилитарных прав: к утилитарным правам относятся в том числе право требовать передачи недвижимости и исключительного права на объект интеллектуальной собственности. Учет утилитарных прав ведется только в рамках платформы и не будет отражаться в государственных реестрах. Учитывая, что права на объекты, подлежащие регистрации, возникают с момента такой регистрации в государственных реестрах, утилитарное право (как и опционы) фактически обеспечено исключительно правом требовать возмещения убытков в случае отчуждения объекта, в отношении которого возникло такое утилитарное право.
Отсутствие блокировки средств инвестора: заключение инвестиционного договора между инвестором и руководителем проекта осуществляется при условии принятия инвестором инвестиционного предложения и заключения инвестиционного договора. При этом принятие инвестиционного предложения возможно только при наличии денежных средств инвестора на номинальном счете, открытом у оператора платформы. У оператора платформы отсутствует право блокировки денежных средств инвестора в период между принятием инвестиционного предложения и заключением договора. Фактически лицу, привлекающему денежные средства, не гарантировано получение инвестиций после заключения договора.
Проблема рекламы и субъектный состав
Закон о краудфандинге (в отличие от общих норм российского законодательства об инвестиционной деятельности) неоправданно ограничивает круг лиц, которые могут привлекать инвестиции, отметил заместитель директора по правовым вопросам и технологиям компании «Синерджи Ресерч Групп» Петр Лялин. Такими лицами могут быть только российские юридические лица или индивидуальные предприниматели.
«В результате этого физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не смогут участвовать в сборе средств с помощью краудфандинговых платформ для некоммерческих проектов в социальных и иных полезных целях. И это притом, что именно физические лица (не предприниматели) являются основными участниками краудфандинговых акций. Более того, предусмотренные законом так называемые утилитарные цифровые права являются, по сути, российским аналогом utility-tokens», — утверждает Лялин.
Такие токены во многих случаях как раз и предназначены для использования в некоммерческих целях, например, для создания творческих произведений, организации уборки и благоустройства территорий, создания программ с открытым исходным кодом. Поэтому удивительно, что в краудфандинге на территории России не смогут принять участие обычные люди.
Специалист добавил, что запрет рекламы утилитарных цифровых прав тоже не является логичным. Он может поставить под угрозу маркетинговые кампании по привлечению внимания к интересным проектам, в том числе и социально-значимым.
«Такое положение может привести к фактическому запрету рекламы краудфандинговых площадок, на которых обращаются соответствующие цифровые права», — заключил Лялин.
Принятие законопроекта о краудфандинге — это плюс, поскольку дело сдвинулось с мертвой точки. Но в документе остается множество спорных моментов, которые могут сделать инвестиционные платформы непригодными для работы, поскольку, например, их нельзя будет рекламировать, а обычным пользователям доступ будет закрыт. До вступления в силу новых правил остается практически шесть месяцев, они начнут действовать с января 2020 года. Остается надеяться, что законодатели услышат предложения экспертов и оперативно внесут необходимые изменения.