Что такое устойчивая мода
ЧТО ТАКОЕ УСТОЙЧИВАЯ МОДА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Возможно, на нас так повлияла смена десятилетия, но именно 2020 год стал поворотным моментом для всего человечества. Почти в каждой статье, посте или даже коротком ролике о моде упоминается устойчивое развитие, sustainability и экология.
Модные бренды выпускают коллекции из переработанного пластика, используют остатки предыдущих коллекций для создания новых, меняют упаковку на биологически разлагаемую, а то и вовсе отказываются участвовать в привычном графике модных показов, сокращая количество коллекций на благо природы и собственной компании.
Коллекция H&M Conscious 2019, «сшитая» из водорослей и целлюлозы
Многие считают sustainability новым трендом, а кто-то называет это единственно верным и необходимым решением, которое спасет индустрию и всю планету. Но что именно скрывается за понятием «ответственная мода», которое так часто звучит из уст профессионалов мира моды?
ЧТО ТАКОЕ УСТОЙЧИВЫЙ БРЕНД
На самом деле, сделать бренд полностью sustainable (устойчивым) непросто. А тем более полностью перестроить концепцию работы, которая складывалась годами. Здесь важно проконтролировать сразу несколько аспектов:
Пока большинство компаний готовы осуществить из этого списка лишь один-два пункта, а потому текстильная промышленность все еще считается одной из самых вредных и опасных для планеты.
УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД
Когда 2020 год начался с массовых пожаров, а после перерос в пандемию коронавируса, многие волей не волей задумались о том, что происходит вокруг. Выбросы углекислого газа достигли своего максимума, планета нагрелась, и, по заявлению некоторых, начала «самоочищаться». Массовый локдаун и остановка всех процессов помогла некоторым компаниям, их руководителям и дизайнерам задуматься и пересмотреть принципы своей работы.
На тропу ответственного потребления некоторые бренды встали уже давно, но последний модный месяц действительно отличался от всех предыдущих. Мария Грация Кьюри использовала для показа Dior растения, которые после были перевезены и выращены в Иль-де-Франс, Burberry, Gucci и Gabriela Hearst сделали свои показы углеродно нейтральными (были полностью компенсированы выбросы углекислого газа в атмосферу). Модный конгломерат Kering, в состав которого входят Saint Laurent, Alexander McQueen, Bottega Veneta, Balenciaga и многие другие бренды сообщили об инициативе сделать все коллекции своих брендов «углеродно нейтральными». Что это значит?
Dior Spring-Summer 2020
ПРАВА РАБОТНИКОВ
О том, кто шьет одежду для масс-маркета и люксовых брендов, не многие задумывались раньше. Нот вот когда планету охватила пандемия, а заводы и фабрики встали без дела, миллионы людей остались без работы.
Бангладеш, Индия, Камбоджа и Мьянма потеряли миллиарды на заказах модных брендов, а простые работники и вовсе остались без средств к существованию. Десятки тысяч человек, которые годами приносили модным домам прибыль, оказались на улице без какой-либо помощи со стороны этих самых компаний. Добавьте к этому еще и эксплуатацию работников, детский труд и низкий уровень качества рабочего пространства.
Компании долгое время скрывали кто, где и в каких условиях шьет их одежду. Но трагедия 2013 года, при которой обрушилась фабрика «Рана-Плаза» в Дакке, помогла этой тайне выйти наружу. Тогда под завалами погибло более тысячи человек, а мир узнал, что именно эти люди создавали одежду для Mango и Benetton. После этой катастрофы многие начали интересоваться процессами производства и требовать прозрачности всех элементов цепочки поставок.
Поддержка работников, справедливая оплата труда и качество рабочего пространство – то, до чего у многих фирм, кажется, не доходят руки. Более 20 миллионов человек, большую часть которых составляют женщины и дети, являются жертвами принудительного труда. Отсутствие прозрачности цепочки поставок приводит к тому, что вещи, которые мы так радостно покупает в магазинах масс-маркета на долгожданной сезонной распродаже, создаются людьми в рабских условиях: начиная от работы на хлопковых полях и заканчивая швейными цехами. Эксплуатация детского труда в текстильной индустрии стала серьезной проблемой в таких странах, как Бангладеш, Индия, Пакистан и Китай. А рабочий день, длительностью в 16-18 часов, отсутствие возможности увидеться с семьей – обычная жизнь для многих работников фабрик и заводов по производству материалов и тканей. Поддержка такой деятельности со стороны модных корпораций и брендов идет наперекор понятию устойчивой моды.
ЭКОЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Один из главных врагов устойчивой моды – быстрая мода. Та, в которой используются дешевые ткани (полиэстер, нейлон, спандекс), которые быстро теряют свой вид и форму, да еще и производятся искусственным путем.
Они позволяют удовлетворить нужды людей в горячих трендах, но прослужат не больше одного сезона, а дальше отправятся на помойку. Не многие задумываются о том, что на переработку и разложение этих тканей уходит до 200 лет.
Еще одно опасное явление искусственных и химических материалов – микропластик. Эти мелкие частицы, из которых состоит дешевая химическая ткань, при каждой стирке отделяются и вместе с водой попадают в мировой океан и окружающую среду.
Более дорогие и качественные материалы, а также наиболее устойчивые – это натуральные волокна:
Экологические и органические ткани выращиваются естественным путем, без использования добавок и химикатов. Вещи из таких материалов прослужат долгое время, а потому необходимость покупки новых отпадает сама собой.
ПЕРЕРАБОТКА И ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Тренд по переработке пластика пришелся по вкусу таким брендам, как Calvin Klein, H&M, Burberry и многим другим. Компании финансируют в переработку пластиковых бутылок, при расплавлении которых получают полиэстер (но не тот, к которому мы привыкли, а экологичный). Этот материал затем используют для создания предметов гардероба. Интересно, что и эту ткань, после того, как она стала частью какой-нибудь футболки, можно снова переработать и подарить ей уже не вторую, а третью жизнь.
Некоторые бренды также стремятся перерабатывать вещи из своих коллекций, а после использовать эти же ткани вторично. Однако здесь опасно сойти с тропы устойчивого развития, если использовать для этого слишком много электроэнергии и воды. Одним из первых люксовых брендов использовать остатки и обрезки тканей стала Stella McCartney. Бренд запустил отдельную линейку, для создания которой используются исключительно обрезки и остатки тканей от основной коллекции.
Коллекция Stella McCartney, пряжа для которой создавалась из остатков тканей
Известно, что перепроизводство – одна из основных проблем индустрии моды, а возможность сократить количество используемой ткани, а также возможность использовать ее вновь и вновь, поможет справиться с этой глобальной и серьезной задачей, которая уже давно стоит перед всем модным сообществом.
Коллекция Gucci из переработанных материалов
Как вы теперь понимаете, сделать бренд устойчивым — огромная работа. К сожалению, многие бренды лишь играют на понятии «устойчивость», чтобы выглядеть лучше, чем они есть, в глазах покупателей.
Но, к счастью, покупатели становятся более осознанными, потребление разумным, а производство этичным. Спрос рождает предложение. Что мы сейчас и наблюдаем. Изменение потребительского сознания, а также экономические сложности, через которые проходит мир, а с ним и индустрия моды, не оставляют выбора, кроме как меняться и менять привычные механизмы работы на новые, к счастью, более экологичные.
Устойчивая мода. Ее принципы. Бренды. Цена
С каждым годом все больше брендов одежды заявляют о своем переходе. (нет, не на «темную сторону»), а на устойчивую модель развития. Давайте же разберёмся, что это значит, и в каких направлениях нужно думать, чтобы сделать свой бренд устойчивым.
Понятие Устойчивая мода
Устойчивая мода или же sustainable fashion на английский манер — это настоящее трендовое течение мира мода. Под ним подразумевается бережное отношение не только к природе, но и людям, подразумевающее предоставление безопасных и этичных условий труда для работников, ответственное потребление ресурсов и их использование в долгосрочной перспективе, придерживание принципа «ноль отходов», поддержка локальной экономики и многое другое.
Вообще данное понятие рассматривается как своеобразная идеология, которой яро придерживаются все эко-активисты и просто неравнодушные к сохранению окружающей среды люди. Существует даже целая концепция ESG, подразумевающая ведение бизнеса по принципам экологической, социальной и корпоративной ответсвенности.
Принципы устойчивой моды
Знали ли вы, что модная индустрия считается одной из самых «вредных» для экологии отраслей? Еще в 2014 году было произведено 311 миллионов тонн пластика. И если производственные мощности не сбавят обороты, то количество пластика может увеличиться в 4 раза за ближайшие 30 лет. Принимая во внимание тот факт, что около 5% пластика эффективно перерабатывается, а большая часть заканчивает свой цикл на свалках или сжигается, стоит задуматься над последствиями данного перепроизводства.
Именно в результате использования синтетических материалов, постоянного перепроизводства и т.д. происходит наибольшее загрязнение окружающей среды
По этой причине, главной целью устойчивой моды является снижение негативного воздействия на природу и поддержание ее благоприятного состояния.
В современных реалиях найти действительно достойный бренд, относящийся к понятию «устойчивая мода» все сложнее. Но обращая внимание на соблюдение брендом принципов, перечисленных выше, вы с легкостью сможете определить является ли он достаточно экологичным или нет. Если вы все же сомневаетесь в своих способностях, доверьтесь нашему чат боту @MyPlanetEcoBot. Воспользовавшись им, вы сможете не только найти эко-бренды по душе, но и получить скидки на покупку товаров из их ассортимента.
Цена устойчивой моды
Большинство покупателей одежды уверены, что «устойчивая мода» — более дорогая альтернатива «быстрой моде». И на самом деле, это действительно так.
Тем не менее, этому есть свое обоснование.
Натуральные и более экологичные ткани зачастую стоят минимум в полтора раза дороже своих искусственных (синтетических) аналогов. Поэтому товары из натуральных материалов чаще относятся к более высокому ценовому сегменту.
Но важно понимать, что продукция sustainable fashion является не только экологичной, но и долговечной. Поэтому подобные вещи можно считать хорошей инвестицией.
А если вы хотите приобрести товары экологичных брендов с весомой скидкой, присоединяйтесь к чат боту @MyPlanetEcoBot, зарабатывайте баллы, сортируя отходы и используйте их для покупки новой одежды в устойчивых брендах. И помните, самая экологичная покупка — это отсутствие покупки.
Что такое устойчивая мода и чем она интересна тому, кто шьёт
Не просто тренд
Термин sustainable fashion, на русском — устойчивая мода, появился в конце 2000-х, и в последние годы об этом пишут и говорят всё чаще. Можно сказать, что сегодня устойчивая мода стала трендом — но суть её шире, чем-то, что можно описать словами «модное веяние». Sustainable fashion — это целая идеология или движение. Оно предполагает ответственное и экологичное отношение к производству и потреблению вещей от начала до конца, от дизайнерской задумки до того, как будет использоваться вещь и как она закончит свои дни.
В чём-то принципы устойчивой моды близки к сути медленной моды. Медленная мода предполагает вдумчивый выбор вещей, особое внимание уделяет качеству и возможности носить вещь долго. И медленная мода, и устойчивая противопоставляются моде быстрой, fast fashion, когда не самые качественные вещи производятся и покупаются в больших количествах — и так же быстро теряют актуальность и отправляются на помойку. Но если медленная мода скорее интересна потребителю одежды и обуви, то устойчивая мода — идеология и тех, кто создаёт вещи, и тех, кто их покупает и носит.
Суть устойчивой моды — в ответственности по отношению к экосистеме нашей планеты. Эта ответственность важна на каждом этапе. Рисуя эскиз модели, дизайнер, проповедующий устойчивую моду, задумается: из чего будет сшита эта вещь? Кто и в каких условиях сделал этот материал, какие использовались технологии производства, химикаты? Можно ли потом будет переработать вещь, отжившую своё? Марка-приверженец устойчивой моды постарается произвести одежду или обувь так, чтобы труд людей, работающих над её созданием, был безопасным и достойно оплачиваемым, а вред, наносимый природе — минимальным. Экологически мыслящий потребитель, в свою очередь, при выборе вещи постарается узнать, как и из чего она была сделана, а после не выбросит надоевшую или отслужившую своё одежду или обувь, а отдаст на благотворительность или сдаст в переработку.
Медленная мода: что это такое и зачем она нужна именно вам
Сам себе дизайнер
Помимо марок и брендов, выпускающих одежду партиями, и потребителей, которые покупают её в магазинах, существует ещё одна группа людей, которым может быть интересна устойчивая мода. Это те, кто шьют вещи своими руками. По сути, каждая или каждый из тех, кто делает это, — одновременно и дизайнер, который подбирает модель и ткань, и производитель, и конечный потребитель. Если вас не оставляет равнодушным экологическая обстановка и если вы шьёте вещи сами — возможно, устойчивая мода заинтересует и вас. Можно рассуждать о том, многое ли может сделать один человек для целой планеты — но тех, кто шьёт, немало, и с каждым днём становится всё больше. Устойчивая мода для тех, кто шьёт, — это не только ответственность, вдумчивость и экологичное мышление. На самом деле, следовать принципам этой идеологии ещё и интересно, полезно и во многом — выгодно.
Устойчивая мода — это необязательно дорого: швейный instagram недели
Устойчивая мода: принципы для тех, кто шьёт
* Внимательный выбор материалов
Первое, что приходит в голову — если я беспокоюсь об экологии, то выбирать надо только натуральные ткани. Но на деле не всё так однозначно. Производство некоторых натуральных материалов может больше загрязнять среду, чем производство некоторых искусственных. Кроме того, натуральные ткани обычно изнашиваются быстрее — срок жизни вещи будет короче. Немаловажен и тот момент, что на натуральную шерсть, например, может возникнуть аллергия. В конце концов, для некоторых моделей синтетические ткани или материалы с содержанием синтетики просто лучше подходят. Выбирая «устойчивый» материал, стоит оценить эти и другие параметры и делать выбор, взвесив своё решение и понимая, насколько материал будет экологичен и по отношению лично к вам, и по отношению к природе.
* Внимательный выбор моделей
Это тот принцип, что роднит медленную и устойчивую моду. Если мы хотим, чтобы вещь приносила радость и носилась долго, то, задумывая её и подбирая выкройку, нам стоит представлять, как хорошо подойдёт нам эта вещь, как и с чем мы её будем носить. Такой вдумчивый выбор может казаться скучноватым, лишающим спонтанности и радости от возможности сшить то, что захотелось здесь и сейчас. Но внимательный выбор — не повод вовсе отказывать себе в импровизации. Пусть аккуратно подобраны, посажены по фигуре, сшиты будут, например, базовые модели. Уже это сделает гардероб более «устойчивым» — и лучше удовлетворяющим вашим требованиям. Кроме того, такое внимательное отношение к подбору моделей поможет лучше понять, что вам действительно нравится и идёт — это верный путь к тому, чтобы найти свой уникальный стиль.
* Безотходный крой
Крой не может быть совершенно безотходным: какие-то обрезки всегда останутся. Но принцип устойчивого шитья и кроя — планировать проект так, чтобы минимизировать отходы ткани, не в ущерб модели, конечно. Помимо экологичности, этот принцип означает экономию (и позволяет неплохо развить глазомер и пространственное мышление). Такие тренировки дают хороший опыт, и со временем понимать, сколько именно потребуется ткани, становится проще.
* Использование остатков
Как ни крути, а лоскутки остаются. Устойчивое шитьё предполагает, что можно не выбрасывать их, а использовать, составляя из них разнообразные вещи, от аксессуаров до одеял, делая аппликации и так далее.
* Повторное использование вещей
Точнее — их переделывание и перешивание. Помимо, опять же, экономии и заботы об экологии, это развивает фантазию и креативность, даёт новый опыт и, к тому же, представляет собой очень интересный процесс. Переделать вещь так, чтобы дать ей новую счастливую жизнь — задачка порой не менее увлекательная, чем сшить что-нибудь с нуля.
* Повторное использование фурнитуры
Пуговицы, пряжки и другую фурнитуру от пришедших в негодность или перешитых вещей можно сохранить, чтобы после применить в другом проекте.
* Утилизация отходов
Если вещь уже нельзя переделать или она отслужила своё, лучше не выбрасывать её, а сдать на переработку. Кстати, так же можно поступить с ненужными лоскутками и обрезками, оставшимися после раскроя. Ещё обрезки можно сохранить, чтобы набить ими, например, подушку или пуф.
Фото: Sustainable Fashion Week, Pixabay, Ecotextile, ECOLOOKBOOK, Recuprenda
Подкаст Burda: экологичная мода и как стать ее частью, беседуем с Галиной Кравченко
Устойчивая мода. Ее принципы. Бренды. Цена
Вы знали, что одежда из хлопка — не равно экологичная одежда. Рассказываем про принципы устойчивой моды
С каждым годом все больше брендов одежды заявляют о своем переходе…(нет, не на “темную сторону”), а на устойчивую модель развития. Давайте же разберёмся, что это значит, и в каких направлениях нужно думать, чтобы сделать свой бренд устойчивым.
Вообще данное понятие рассматривается как своеобразная идеология, которой яро придерживаются все эко-активисты и просто неравнодушные к сохранению окружающей среды люди. Существует даже целая концепция ESG, подразумевающая ведение бизнеса по принципам экологической, социальной и корпоративной ответсвенности.
Знали ли вы, что модная индустрия считается одной из самых “вредных” для экологии отраслей? Еще в 2014 году было произведено 311 миллионов тонн пластика. И если производственные мощности не сбавят обороты, то количество пластика может увеличиться в 4 раза за ближайшие 30 лет. Принимая во внимание тот факт, что около 5% пластика эффективно перерабатывается, а большая часть заканчивает свой цикл на свалках или сжигается, стоит задуматься над последствиями данного перепроизводства.
Именно в результате использования синтетических материалов, постоянного перепроизводства и т.д. происходит наибольшее загрязнение окружающей среды
По этой причине, главной целью устойчивой моды является снижение негативного воздействия на природу и поддержание ее благоприятного состояния.
К основным принципам sustainable fashion можно отнести
А к отдельным практикам “устойчивой моды” относят:
В современных реалиях найти действительно достойный бренд, относящийся к понятию “устойчивая мода” все сложнее. Но обращая внимание на соблюдение брендом принципов, перечисленных выше, вы с легкостью сможете определить является ли он достаточно экологичным или нет. Если вы все же сомневаетесь в своих способностях, доверьтесь нашему чат боту @MyPlanetEcoBot. Воспользовавшись им, вы сможете не только найти эко-бренды по душе, но и получить скидки на покупку товаров из их ассортимента.
Для наглядности можете сначала ознакомиться с данными брендами, которые тоже придерживаются концепции “устойчивой моды”:
А если вы хотите приобрести товары экологичных брендов с весомой скидкой, присоединяйтесь к проекту My Planet, реализующемуся при грантовой поддержке Росмолодёжи (ФАДМ), и подключайтесь к чат боту @MyPlanetEcoBot, зарабатывайте баллы, сортируя отходы и используйте их для покупки новой одежды в устойчивых брендах. И помните, самая экологичная покупка — это отсутствие покупки.
Устойчивая мода и ее принципы
В Скандинавии давно обеспокоены проблемами загрязнения природы, вызванными мировой индустрией моды. Единственное влиятельное событие в модной индустрии Copenhagen Fashion Summit впервые было проведено в 2009 году. Уже тогда участники говорили об этой проблеме и настаивали на применении корпорациями и брендами принципов развития экологичной моды на практике. Тогда обсуждалась возможность сокращения опасных выбросов к 2050 году на 50 процентов. Но на сегодняшний день модная промышленность продолжает оставаться одной из самых экологически опасных, наряду, к примеру, с нефтяной промышленностью.
Ассоциация модной индустрии, являющаяся организатором Fashion Summit, продвигает новую культуру потребления, которая включает повторное использование материалов, безопасные условия труда, уважительное отношение к экологии в целом. Брендам, корпорациям и отдельным дизайнерам предлагается придерживаться принципов этики и экологичности в бизнесе, а покупателям быть ответственными в выборе товаров.
Что такое устойчивая мода?
Во всем мире отдельные дизайнеры и целые модные корпорации стремятся к сотрудничеству, поиску новых идей о том, как сделать моду этичной. В результате выработан свод правил в бизнесе, моде и повседневной жизни. Понятие, которое объединяет эти правила и становится главной тенденцией в развитии модной индустрии называется «устойчивая мода» (sustainable fashion).
Сам термин sustainability можно перевести как экологическая стабильность, устойчивость. Это подразумевает ответственное использование природных ресурсов в долгосрочной перспективе и бережное отношение к природе и людям. Устойчивая мода (sustainable fashion) — явление, которое изменяет представление производителей и потребителей о способах переработки сырья и отходов, об образе жизни и привычках.
Устойчивая мода это в первую очередь осознанность и забота о себе, других людях и окружающей среде.
Принципы устойчивой моды
Выделяют три направления развития идеи экологичной моды. В них участвуют как производители, так и потребители модной индустрии.
Как понять, что бренд устойчивый?
Устойчивые бренды практикуют не только ответственный подход к работе, но и экологичные материалы. Это могут быть переработанные PET-бутылки для кроссовок, переработанная бумага для упаковки, пуговицы из металлических банок, кожаные изделия из обрезков, белье из волокон бука, одежда из переработанных рыболовных сетей и даже платья из океанического мусора.
К примеру, украинский бренд U-R-SO делает купальники и пляжные аксессуары из пластика со дна океана: