Что такое упражнение классификация упражнений

Виды упражнений

Существуют различные варианты физиологической классификации физических упражнений. Сегодня мы вам расскажем, какие бывают виды упражнений и для чего они нужны.

Опубликовано:

Автор:

Что такое упражнение классификация упражнений. 11 3 16d3ed2157b615d662765563fc52ee8f. Что такое упражнение классификация упражнений фото. Что такое упражнение классификация упражнений-11 3 16d3ed2157b615d662765563fc52ee8f. картинка Что такое упражнение классификация упражнений. картинка 11 3 16d3ed2157b615d662765563fc52ee8f. Существуют различные варианты физиологической классификации физических упражнений. Сегодня мы вам расскажем, какие бывают виды упражнений и для чего они нужны.

В зависимости от объема вовлеченной активной мышечной массы все физические упражнения распределяют на:

Классификация по типу сокращения основных мышц

Классификация по силе сокращения

Что такое упражнение классификация упражнений. 22 5 45787aeaef585b3f241b8e75e5b1a695. Что такое упражнение классификация упражнений фото. Что такое упражнение классификация упражнений-22 5 45787aeaef585b3f241b8e75e5b1a695. картинка Что такое упражнение классификация упражнений. картинка 22 5 45787aeaef585b3f241b8e75e5b1a695. Существуют различные варианты физиологической классификации физических упражнений. Сегодня мы вам расскажем, какие бывают виды упражнений и для чего они нужны.

Классификация по вкладу мышечной силы и двигательных качеств

В зависимости от вклада мышечной силы в выполнение упражнений и предельного проявления двигательных качеств они делятся на атлетические и технические:

В соответствии с общей кинематической характеристикой, то есть по характеру протекания во времени, атлетические упражнения делятся на циклические и ациклические:

Все циклические упражнения делятся на аэробные и анаэробные:

Что такое упражнение классификация упражнений. aerobnaya anaerobnaya d7ee9365f9237c591b47e70bea9c9a6e. Что такое упражнение классификация упражнений фото. Что такое упражнение классификация упражнений-aerobnaya anaerobnaya d7ee9365f9237c591b47e70bea9c9a6e. картинка Что такое упражнение классификация упражнений. картинка aerobnaya anaerobnaya d7ee9365f9237c591b47e70bea9c9a6e. Существуют различные варианты физиологической классификации физических упражнений. Сегодня мы вам расскажем, какие бывают виды упражнений и для чего они нужны.

Классификация по цели и назначению

Виды упражнений в бодибилдинге

В бодибилдинге, как правило, упражнения подразделяют на базовые и изолирующие:

Классические базовые упражнения:

Примеры упражнений, которые также являются базовыми:

Изолирующие упражнения не являются лучшими для развития силы или увеличения мышечной массы, они применяются для формирования мышцы, проработки отстающих мышц. К примеру дельтовидная мышца состоит из трех пучков, если один из пучков отстает в развитии, то его можно задействовать в большей степени чем остальные с помощью изолирующих упражнений.

Источник

Классификация физических упражнений

Классификация физических упражнений — это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер мо­гут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целе­направленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуаль­ным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

Следует иметь ввиду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. В связи с этим не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

Рассмотрим основные из них.

1. Классификация физических упражнений по признаку исто­рически сложившихся систем физического воспитания (гимнасти­ка, игра, туризм, спорт). По этой классификации физические уп­ражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных дви­жений и действий, эффективность которых оценивается избира­тельностью воздействия на строение и функции организма, а так­же правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений; игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т. п.), которые выполняются в разно­образных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой си­туацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия (выше прыгнуть, точнее бросить и т. п.); туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходь­бу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природ­ных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления рас­стояния и препятствий на местности; спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортив­ной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К последней группе могут быть отнесены некоторые физические упражнения первых трех трупп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые уп­ражнения, спортивные туристические упражнения).

Условность данной классификации видна в различии призна­ков, характеризующих эти группы упражнений. Поэтому, напри­мер, бег, хотя и в различных вариантах, представлен во всех четырех группах. Подобная классификация существует лишь как самая общая ориентировка в характере физических упражнений.

2. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленно­сти их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстано­вительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою оче­редь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные дей­ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выполня­ются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представля­ющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревнова­тельным действием как по форме, так и по характеру проявления усилий. Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средства­ми общей подготовки спортсмена.

3. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку вы­деляют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

4. Классификация упражнений по преимущественному проявлению опреде­ленных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатиче­ские, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

5. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае уп­ражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, пере­движение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метания дис­ка и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представ­ляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторять­ся, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых со­четаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

6. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воз­действию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применя­ется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведе­ния занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др.

7. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мыш­цы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновре­менно сочетающие оба режима работы мышц.

8. Классификация упражнений по различию участвующих в работе меха­низмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной ра­боты осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бес­кислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанно­го характера.

9. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяют­ся на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, ма­лой или умеренной интенсивности.

Источник

Классификация физических упражнений.

При этом надо всегда помнить, что каждое физическое упражнение, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана какая-то одна неизменная и пригодная для всех случаев классификация. Всегда существует несколько классификаций физических упражнений, которые не остаются неизменными, а всё время совершенствуются и уточняются.

Из существующих в настоящее время классификаций для практики массовых занятий и самосовершенствования наибольшее значение имеют классификации, осуществлённые по следующим признакам.

1. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, к которым относятся: гимнастика, игра, туризм, спорт. В соответствии с этим признаком различают:

· игровые физические упражнения;

· туристические физические упражнения;

Как можно видеть, в этой классификации представлены очень крупные группы физических упражнений, поэтому она может рассматриваться только как самая общая ориентировка во всём их многообразии.

2.По анатомическому признаку. В данной классификации упражнения подразделяются по признаку преимущественного воздействия на отдельные мышечные группы :

· упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

· упражнения для мышц туловища и шеи;

· упражнения для мышц ног и таза и т.п.

3. По признаку преимущественной направленности на развитие того или иного физического качества :

· скоростно-силовые физические упражнения;

· упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости;

· упражнения, воздействующие на развитие гибкости;,

· силовые упражнения и т.п.

4.По структурным биомеханическим признакам:

· физические упражнения циклического характера (бег, плавание, езда на велосипеде и т.п.);

· физические упражнения ациклического характера (метания, прыжки);

· комбинированные физические упражнения (прыжки или метания с разбега);

5. По мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки):

· упражнения умеренной мощности;

· упражнения большой мощности;

· упражнения субмасксимальной мощности;

· упражнения максимальной мощности.

6. По степени близости к соревновательному упражнению. Данная классификация является наиболее приемлемой для спортивной практики. В соответствии с этим признаком различают:

· избранные соревновательные упражнения;

· общеподготовительные физические упражнения.

Как уже отмечалось выше, в занятиях физическими упражнениями очень большое значение имеет правильное дозирование физических нагрузок с обязательным учётом последействия от предыдущего упражнения или занятия. Особенную важность это приобретает в процессе организации самостоятельных занятий, которые без таких знаний и умений теряют всякий смысл и могут принести вред здоровью. В этом отношении особенно полезными являются знания, связанные с классификацией физических упражнений, по зонам относительной мощности выполняемой работы (или по величине физиологической нагрузки). Поэтому рассмотрим её более подробно.

К работе умеренной мощности относятся циклические физические упражнения, выполняемые с относительно небольшой скоростью. Работа в этой зоне мощности сопровождается менее интенсивными, чем при работе субмаксимальной и большой мощности, сдвигами функций сердечно-сосудистой системы и характеризуется экономичным режимом работы сердца.

В практике повседневной жизни довольно широко распространено заблуждение по поводу того, что в решении задач физического воспитания можно вполне обойтись без физических упражнений, подменяя их выполнением трудовых двигательных действий. На самом деле это не так и объясняется существенными отличиями между этими разновидностями двигательных действий.

Имеют место и другие расхождения принципиального характера. Так, например, очень часто главной целью применения физических упражнений в процессе физического воспитания является доведение организма до глубокой степени утомления (при воспитании выносливости) Принципиальным отличием трудового процесса является то, что он предполагает всемерную экономию и минимально возможные траты энергоресурсов организма.

Г Л А В А 6. Методы применения физических упражнений

Общее представление о методах. Основные понятия.

Эффективность используемых средств физического воспитания во многом зависит от методов их применения. Методов использования физических упражнений очень много. Данное обстоятельство обусловлено большим количеством, разнообразием и сложностью задач, которые невозможно успешно решать применяя какой-то один или несколько методов. Из этого также следует два очень важных положения:

· в природе не существует универсальных методов, при помощи которых можно решить все задачи физического воспитания;

· все методы в очень значительной мере специализированны (так как предназначены для решения определенных задач), и отличаются присущими только им характеристиками.

Знание всего состава и специфических характеристик методов позволяет правильно ориентироваться в их многообразии и отбирать наиболее эффективные из них для решения тех или иных задач физического воспитания и тренировки организма. Правильный выбор методов, их грамотное использование является одним из самых главных условий эффективности процесса физического воспитания.

Методы физического воспитания реализуются через использование различных методических приёмов.

Наряду с этими терминами необходимо иметь представление и о понятии “методика”.

Например, можно говорить о методике обучения какому-либо двигательному действию (методика обучения прыжку в высоту с разбега способом “перешагивание” или “фосбери-флоп”), или о методике развития какого-то физического качества (методика развития силовых способностей ) и т. п.

6.2. Классификация методов выполнения физических упражнений.

Для решения задач физического воспитания применяется множество различных практических методов. Все они могут быть разделены на две неравные группы ( Рис. 1 ):

* методы строго регламентированного упражнения;

* методы частично регламентированного упражнения

Что такое упражнение классификация упражнений. image001. Что такое упражнение классификация упражнений фото. Что такое упражнение классификация упражнений-image001. картинка Что такое упражнение классификация упражнений. картинка image001. Существуют различные варианты физиологической классификации физических упражнений. Сегодня мы вам расскажем, какие бывают виды упражнений и для чего они нужны.

Рис. 1. Классификация методов выполнения физических упражнений

В свою очередь, методы строго регламентированного упражнения подразделяются ещё на две группы:

* методы, используемые преимущественно при освоении двигательных действий;

* методы, используемые преимущественно в процессе развития физических качеств.

В группе методов, используемых при освоении движений, выделяют:

* метод разучивания упражнения в целом;

* метод разучивания упражнения по частям;

* метод “сопряжённого воздействия”, когда освоение двигательного действия идёт в условиях, требующих повышенных физических усилий;

* метод “управляемого взаимодействия”, основанный на применении разнообразных технических средств и тренажёрных устройств.

Группа методов частично регламентированного упражнения представлена двумя вариантами :

* игровым методом выполнения упражнений;

* соревновательным методом выполнения упражнений

6.3. Характеристика методов строго регламентированного

Группа методов, преимущественно направленных на развитие физических качеств, основаны на различных способах регламентации (регулирования) нагрузок и отдыха. Среди них выделяют.

1. Методы стандартного упражнения ( со стандартной нагрузкой), к которым относят:

· метод равномерного упражнения, например, равномерный бег, поточное выполнение элементарных движений и т.п. (его отличительные черты состоят в том, что нагрузка не прерывается интервалами отдыха и не изменяется по величине);

· метод повторного упражнения, например, 5 раз по 30 м. (его отличительной чертой являются одинаковые порции нагрузки, следующие через определенные интервалы отдыха).

2. Методы переменного упражнения (с переменной нагрузкой) которые подразделяются:

· метод переменного интервального упражнения, имеющий разновидности: а) с прогрессирующей нагрузкой (например, подходы к штанге весом 40, 60, 80 кГ и т.п.); б) с убывающей нагрузкой (например, пробегание отрезков 800, 400, 200, 100 м.); в) интервального упражнения с варьирующей нагрузкой.

В принципе возможны самые разнообразные варианты комбинирования элементов, характеризующих разные методы. Соответственно и велико число комбинированных методов. Можно привести только некоторые их примеры:

* метод повторно-переменного упражнения (бег 200 м в быстром темпе и 100 в спокойном и т.п.);

* метод повторно-прогрессирующего упражнения с уменьшением объёма нагрузки в сериях (подъёмы штанги: 5 раз по 70 кг + 4 раза по 80 кг + 3 раза по 85 кг и т.п.)

* метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха (пробегание отрезков 400 м с интервалами отдыха 8, 6, 4 мин) и др.

Оба эти подхода следует рассматривать как целесообразные. Они должны дополнять друг друга и применяться в соответствии с многими условиями : особенностями осваиваемого упражнения, этапом освоения, групповыми и индивидуальными особенностями занимающихся, наличием и качеством спортивного оборудования, возможностями использования технических средств и тренажёрных устройств т.п.

Начальное освоение движений может вестись как целостным методом, так и по частям.

В первом случае движения выполняются в составе той целостной структуры, которая характерна для данного конкретного действия (например, прыжок). Во втором случае действие подразделяется на основные элементы, и их осваивают поочерёдно (например, гимнастические комбинации). При этом никогда не следует забывать, что расчленение носит временный характер. Разучивание части двигательного действия не является самоцелью. Оно служит лишь первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. В конечном итоге все элементы должны быть сведены в целостное действие, иначе этот метод теряет всякий смысл.

Метод разучивания двигательного действия по частям имеет следующие положительные стороны:

* позволяет более полно сосредоточить внимание на выделенной части и более тщательно её изучить и освоить;

* уменьшает вероятность повторного неправильного выполнения движений, предупреждает закрепление ошибок;

* снижает утомляемость процесса освоения, что позволяет увеличивать количество выполняемых упражнений;

* делает процесс освоения более конкретным;

* этот метод незаменим при освоении координационно сложных двигательных действий, а также при необходимости дифференцированного воздействия на отдельные мышечные группы и суставы.

Вместе с тем данный метод имеет и существенные недостатки:

* не годится для тех случаев, когда двигательное действие невозможно расчленить (прыжки, ловля предмета и т.п.);

* отдельные детали движения даже при самом правильном и удачном расчленении не сохраняют полностью все свои характеристики, так как большинство таких характеристик определяются не их собственным содержанием, а особенностями взаимосвязи с другими элементами системы движений.

При этом вначале структура целостного движения по возможности больше упрощается за счёт исключения отдельных, относительно самостоятельных деталей, которые затем, по мере освоения основного механизма, соединяются с основным действием и совершенствуются уже на фоне целостного выполнения двигательного действия.

Ценной чертой этого метода является то, что техника двигательного действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей, что позволяет сохранять ритм действия и его общую структуру. Он особенно эффективен на заключительном этапе совершенствования двигательных действий.

Этот метод имеет и существенные недостатки:

* не исключает возможность грубых искажений в технике выполнения двигательного действия;

* не позволяет одновременно контролировать все детали движения, нуждающиеся в контроле и коррекции;

* при начальном разучивании, целостное повторение сложных двигательных действий приводит к быстрому утомлению, в результате которого дальнейшая работа по его освоению оказывается невозможной

* может быть использован при начальном разучивании только сравнительно несложных двигательных действий.

На различных этапах освоения и совершенствования двигательных действий ведущую роль может приобретать метод, который характеризуется целостным выполнением двигательных действий в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих более активно воздействовать на развитие специальных физических качеств, наиболее важных для данного навыка и без нарушения его структуры. Такая группа методов впервые разработана и описана профессором В.М.Дьячковым, и объединяется под названием методов “сопряжённого воздействия”.

* структурных особенностей двигательного действия;

* конкретных задач освоения и совершенствования ;

* индивидуальных особенностей, уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности занимающихся.

Процесс первоначального освоения, а также совершенствования двигательных действий существенно упрощается и ускоряется в тех случаях, когда появляется возможность широкого использования технических средств и специальных тренажерных устройств, применяемых на основе разработанной профессором И.П.Ратовым концепции “искусственная управляющая среда”. Сюда относится огромное количество всевозможных устройств, действующих по принципу “управляемого взаимодействия”

Одно из основных направлений использования таких устройств заключается в том, чтобы ограничить до возможного минимума количество степеней свободы движущихся частей тела при выполнении какого-либо сложного двигательного действия, уменьшив или полностью исключив тем самым возможность неправильного его выполнения.

Такие тренажёрные устройства позволяют применять целостный метод при обучении не только сравнительно простым, но и сложнокоординированным двигательным действиям. Причём, использовать его на самых начальных этапах освоения движений без риска получения отрицательного эффекта, даже при освоении движений детьми младшего школьного возраста.

Благодаря их использованию отпадает необходимость в долгих объяснениях, имитациях, появляется возможность сосредоточения внимания на самом главном, ускоряется освоение движений, появляются дополнительные возможности для учета индивидуальных особенностей занимающихся и т.п.

На начальном этапе освоения движений реализация такого подхода позволяет лучше прочувствовать движение, выполняя его с первых попыток правильно. Применяемые при этом дополнительные отягощения содействуют формированию более ярких двигательных образов, причём таких, которые соответствуют выполнению движений с рекордным для данного занимающегося результатом.

Одним из достоинств такого подхода является и то, что его реализация позволяет как бы раздвигать рамки доступности при освоении сложных движений. Очень важным является также и то, что в условиях данного подхода создаются предпосылки для повышения верхней границы “оптимальности” применяемых дополнительных отягощений, что способствует ещё большему повышению эффективности методов “сопряженного воздействия” в деле одновременного решения задач освоения движений и развития физических качеств.

Общие черты, характерные для методов строго регламентированного упражнения. Как следует уже из самого названия этих методов, при их использовании деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно более полной регламентацией., что выражается в следующем:

* твёрдо предписанной программе движений (состав движений, порядок их выполнения и т.п.);

* строгом дозировании нагрузки и управлении её динамикой в процессе упражнения;

* в строго установленном порядке чередования нагрузок и отдыха;

* использовании определённых искусственно созданных внешних условий, облегчающих действия занимающихся (технические средства, тренажёрные устройства).

Основной смысл такой регламентации состоит в том, чтобы :

* создать оптимальные условия для освоения новых двигательных действий;

* гарантировать точно направленное воздействие на развитие того или иного физического качества.

Использование методов строго регламентированного упражнения позволяет:

* обучать двигательным действиям любой сложности;

* избирательно воздействовать упражнениями на различные части тела;

* строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной;

* избирательно воздействовать на развитие отдельных физических качеств;

* обеспечивать индивидуализацию в процессе физического воспитания;

* использовать физические упражнения в занятиях любого контингента людей : от новорождённых до пожилых, от обладающих феноменальными физическими возможностями до физически слабых и больных.

Методы строго регламентированного упражнения могут быть использованы на всех этапах освоения двигательных действий и развития физических качеств.

6.4. Характеристика методов частично регламентированного

Несмотря на все достоинства и великое разнообразие методов строго регламентированного упражнения ими не исчерпывается всё многообразие методических форм, используемых в процессе физического воспитания. В некоторых ситуациях очень существенное значение приобретают методы, допускающие относительно свободный характер действий для решения стоящих задач. К таким разновидностям регламентации выполнения физических упражнений как раз и относятся игровой и соревновательный методы.

Для игрового метода характерна прежде всего “сюжетная организация”, когда деятельность занимающихся организуется на основе образного или условного сюжета. Сюжетом определяется замысел, план игры, общая линия поведения. Однако он не должен жёстко предопределять способы достижения игровой цели (например, попасть мячом в “утку” и самому, и передав его товарищу по команде). Такие условия представляют широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач, способствуют проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.

Характерными чертами игрового метода являются:

* комплексный характер деятельности, разнообразие способов достижения цели;

* широкая самостоятельность, большие возможности для проявления инициативы;

* широкие возможности для моделирования напряженных межличностных и межгрупповых взаимоотношений;

* яркая эмоциональность, на фоне которой протекает двигательная деятельность.

Благодаря этим своим особенностям игровой метод позволяет:

* обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся;

* создавать условия для меньшей психической и физической утомляемости;

* обеспечить комплексное решение задач по развитию физических качеств;

* успешно решать задачи по совершенствованию уже освоенных двигательных действий;

* создать особенно эффективные условия для развития координационных способностей;

* выявлять личностные особенности занимающихся и активно влиять на формирование нравственных, морально-этических и интеллектуальных черт личности.

Вместе с тем для этого метода характерны и существенные недостатки :

* он не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;

* существенно затрудняет дозирование нагрузки;

* не предоставляет возможности доводить развитие отдельных физических качеств до максимально возможного уровня

Представленные характерные черты игрового метода свидетельствуют, что он должен использоваться не на начальных этапах освоения движений и не с целью строго избирательного воздействия на отдельные физические качества, а для комплексного совершенствования двигательных действий в усложнённой игровой обстановке.

Его характерные черты также свидетельствуют о том, что он должен занимать ведущее место в физическом воспитании детей младшего возраста.

Соревновательный метод. Самой яркой определяющей чертой этого метода является сопоставление сил в порядке соперничества. Из неё вытекают и все другие его особенности.

По особенностям регулирования нагрузки соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым и методами строго регламентированного упражнения. Несмотря на наличие жестких правил соревновательной борьбы, он предоставляет ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся

В этом методе значительно больше, чем в игре выражены моменты психической напряжённости. Фактор соперничества и другие условия состязаний создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

В сравнении с другими методами он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и, тем самым, способствует их наибольшему развитию.

Основными характерными чертами соревновательного метода являются:

* стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;

* обеспечение максимальной физической и психической нагрузок;

Исключительно велико значение этого метода в воспитании таких морально-волевых качеств как: целеустремлённость, инициативность, настойчивость, самообладание, самоотверженность.

Важно также помнить, что соревновательный метод, являясь очень эффективным на стадии совершенствования двигательных действий, не может применяться с целью первоначального их освоения.

Знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать принципиально важный вывод о том, что ни один из них, взятый сам по себе, никогда не сможет оказаться (или оцениваться) как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной взаимосвязи с ними.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *