Что такое управление образовательной организацией в условиях реализации фгос
Управление современной школой: какой должна быть команда
Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Новое поколение, новые правила
Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.
В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».
Состав управленческой команды
Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.
Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.
Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.
Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.
Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.
Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.
Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.
Работа с кадрами
Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:
Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.
Принципы работы современного коллектива педагогов:
Шаги к результату
Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.
Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:
Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:
При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.
«Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС»
Проект № 1. «Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС»
Дацко Наталья Леонидовна
Методы управления образовательной организацией
Распорядительные методы (административные):
— методы распорядительного воздействия;
— методы организационно-стабилизирующего воздействия;
— методы дисциплинарного воздействия
Управлять организацией с помощью прямого централизованного воздействия, координировать действия подчиненных.
Организационное воздействие представляет собой совокупность приемов и методов создания или совершенствования организационных систем управляющих и управляемых подразделений. В основном оно выступает в форме нормативных актов длительного действия, достаточно жестко закрепляющие на определенный срок организационные структуры управления и четко регламентируют порядок, направление и содержание взаимодействия между структурными подразделениями.
Распорядительное воздействие – это единичные оперативные организационные команды. В отличие от организационных воздействий распорядительные воздействия это разовые, хотя и повторяющиеся акты, направленные в основном на ликвидацию отклонений, возникающих в процессе управления
Организационно-распорядительные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям.
Положения, уставы, регламент, постановления, правила, инструкции, приказ, распоряжение, инструктаж
Социально-психологические методы. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, осознанную необходимость.
Управлять образовательной организацией с помощью мотивации, морального воздействия на людей («Метод убеждения»), формировать в коллективе положительный социально-психологический климат.
Призваны воздействовать не только на разум, но и на чувства личности, создавать условия для ее самореализации или самовыражения, проявления способностей и возможностей, что не только усиливает действенность решения, приказа, распоряжения, но нередко и заменяет их, побуждает личность действовать так, как надо, подчас долгий период времени и без вмешательства руководителя
Метод социальных норм позволяет упорядочить социальные, отношения между коллективами и внутри них на основе таких социальных норм, выработанных обществом, как гуманность, соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим недостаткам, честность и т.д. Воспитательные методы включают пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание, контроль за деятельностью администрации, участие исполнителей в управлении. Методы социального регулирования предназначаются для упорядочения и гармонизации социальных отношений в коллективе.
Методы социального почина и новаторства предназначены для формирования и поддержания в коллективе наиболее прогрессивных социальных норм. Методы, социальной преемственности. Метод морального стимулирования
Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми, создание оптимального психологического климата в коллективе.
Методы комплектования групп и коллективов позволяют определить оптимальные соотношения между работниками в, группах. С помощью специального изучения можно выявить симпатии и антипатии внутри группы, степень психологической совместимости или несовместимости.
Методы психологического побуждения (мотивации) работников к труду — создание условий, повышающих привлекательность труда, методы аттракции, в том числе за счет гуманизации.
Договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и интересов. Посвящение в профессию, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, конкурсы на лучших по профессии.
Обмен опытом, новаторство, поощрение лучших coтрудников и коллективов.
Управление использованием трудовых ресурсов осуществляется путем регулирования размера фонда заработной платы с учетом выполнения показателей.
1) свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;
2) выполнение договорных обязательств.
Методы материальной мотивации, реализующиеся в виде материального вознаграждения (заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций за недолжное его выполнение.
1. Методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления. Все их многообразие (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и др.) является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющей комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно-культурных).
2. Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.
3. Для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.).
4. Успешное достижение руководителем образовательного учреждения целей и задач управления зависит от ряда определенных субъективных и объективных обстоятельств, которые условно можно разделить на три группы:
фактор личности руководителя, важнейшими составляющими которого являются: степень его подготовленности и профессионализма, целевые установки и ценностные ориентации и потребности;
морально-психологический климат в коллективе: стиль взаимоотношений, степень заинтересованности членов коллектива в общении;
материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия, в которых протекает деятельность.
Проект № 2. Проведение SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) деятельности образовательной организации (на примере МАОУ «Лицей №7 г. Черняховска»).
Сильные стороны организации
Слабые стороны организации
Лицей является единым общеобразовательным учреждением со всеми входящими в его состав структурными подразделениями и имеет структуру, интегрирующую дошкольное образование, начальное, основное и среднее общее образование, а также дополнительное образование.
Наличие в Лицее профессиональной команды педагогов, имеющих регалии местного, областного и всероссийского уровня.
Регулярно проводятся декады педагогического мастерства, методических объединений.
Педагоги возглавляют методические объединения города.
Педагогический коллектив профессиональный и творческий.
Педагоги постоянно участвуют в городских, областных и всероссийских конкурсах.
Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом.
Сформирована система школьного самоуправления.
В Лицее созданы все условия для выполнения ФГОС НОО, СОО, ООО.
Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, региональные и муниципальные научно-практические конференции, участие в интеллектуальных играх, выездных проектах. Сотрудничество с Центром развития одаренных детей.
Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС основного образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года, Федерального закона № 193-ФЗ от 27.07.2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)».
Реализация физико-математического образования.
Лицейский сайт, электронный журнал.
Коллектив стареет. Редко обновляется коллектив молодыми специалистами.
Применение некоторыми педагогическими работниками традиционных устаревших подходов к образовательному процессу.
Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников.
Сохранение и дальнейшее развитие системы стимулирования учащихся и педагогов в их стремлении к достижениям и успехам, грантовая поддержка талантливых детей и педагогов.
Сохранение постоянного состава педагогического коллектива в течение максимально возможного времени. Переподготовка педагогов необходимой квалификации, в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг.
Максимальное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся, родителей и социума.
Недостаточное финансирование отрасли образования для ее развития.
Несоответствие мотивации учащихся и потребностей общества.
Отсутствие дошкольного обследования детей, поступающих в школу, диагностирования ПМПК.
Влияние образа жизни семьи. Неблагополучная ситуация в социуме относительно вредных привычек. Нездоровый образ жизни некоторых семей.
Какие возможности предоставляет внешняя среда для дальнейшего развития сильных сторон организации?
Как можно компенсировать слабые стороны организации с учетом возможностей внешней среды?
Привлечение родителей и детей к участию в деятельности Лицея, обсуждению в принятии решений при планировании дальнейших мероприятий, для более точного удовлетворения социального заказа.
Сохранение и дальнейшее развитие системы стимулирования учащихся и педагогов в их стремлении к достижениям и успехам, грантовая поддержка талантливых педагогов. Сохранение постоянного состава педагогического коллектива в течение максимально возможного времени. Переподготовка педагогов необходимой квалификации, в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг. С помощью всевозможных конференций и семинаров привлекать внимание к профессии «учитель».
Управление образовательным учреждением в условиях перехода на ФГОС ООО
Управление образовательным учреждением в условиях перехода на ФГОС ООО
Новые подходы к управлению образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС…………………………………………………………….5
Технология управления переходом образовательного учреждения к реализации ФГОС основного общего образования………………………..9
Система оценки качества образования……………………………………..17
Список использованных источников………………………………………25
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации с 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения, который впоследствии получил название «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования».
Как утверждают авторы стандарта, он является одним из ключевых элементов модернизации российской школы. Однако в процессе введения и реализации ФГОС основного общего образования у практикующих учителей и администрации образовательных организаций возникает чувство недоверия к новому стандарту, поскольку работники системы образования не всегда понимают актуальность стандарта второго поколения.
В данной работе представлена попытка показать актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, сделана попытка развеять недоверие учителей и администрации относительного введения нового стандарта.
Недоверие работников образования вполне понятно. По мере освоения стандартов второго поколения в образовательной информационной среде появляется немало новых терминов и понятий – основная образовательная программа, планируемые результаты, универсальные учебные действия, проект, проектная деятельность, портфолио, технологическая карта, рефлексия и др.
Мысль, представленная в стандарте весьма актуальна. Образование старого формата во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не все умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.
Действительно, не обижая более взрослое поколение, стоит сказать, что они до сих пор помнят материал из школьной программы, однако боятся осваивать новую технику, им тяжело выступать на публике, они не всегда умеют грамотно вести дискуссию, решать конфликтные ситуации и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении целей образования и путях их реализации.
В этих условиях по-новому ставятся вопросы управления учреждением общего образования. Становится актуальной проблема разработки эффективных технологий управления и их оценки, нормативно-правового аспекта деятельности, создания современных моделей управления развитием системы общего образования и каждого отдельного учебного заведения.
Новые подходы к управлению образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС
Введение в школьную практику новых стандартов говорит о новом этапе российского образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования.
Что это значит для администрации школы? Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС.
Внедрение заложенных в стандарте идей во многом зависит от готовности образовательного учреждения к их воплощению, от качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Поэтому сегодня перед администрацией школы, учителями стоят следующие задачи:
Обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
Принятие идеологии ФГОС;
Освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;
Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач, заявленных в стандарте.
Управление образовательной организацией в условиях ФГОС требует учета особенностей внедрения данных Стандартов. При этом необходимо помнить, что:
Впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования;
Впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни;
Впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель;
ФГОС разработан как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования.
Новые ФГОС второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала школы, не только смещает акцент на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предполагают новое содержание образования (конкретные инструменты), обеспечивающие этот переход:
Изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
Изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
Обеспечение индивидуализации процесса обучения;
Изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью обучающихся);
Изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС).
Поэтому вся деятельность ОУ в парадигме современных требований направлена на решение следующих задач:
Совершенствовать процесс внедрения ФГОС, вести целенаправленную работу по подготовке к введению ФГОС.
Оптимизировать институциональную систему оценки качества образования в системе показателей, способах обработки и хранения информации на основе единой электронной базы данных и автоматизированных инновационных систем.
Совершенствовать IT-пространство школы через повышение уровня материально-информационно-технической, учебно-методической базы, обеспечивающей условия реализации ФГОС и способствовать овладению ИК-культурой всех участников образовательного процесса.
Организовать планомерную организационно-управленческую работу для обеспечения результативности и качества урочной и внеурочной деятельности в школе через применение интерактивных средств и различных форм обучения для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений способных детей.
Обеспечивать укрепление здоровья обучающихся, воспитанников через соверщенствование материально- технической базы т применение здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности.
Анализ требований ФГОС к качеству условий для построения развивающей образовательной среды в ОУ указывает на следующую классификацию ресурсов:
Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться: организационное введение ФГОС.:
Создание системы распространения инновационных моделей реализации стандарта;
Создание технологий управления реализацией ФГОС на основе стимулирования саморугелирования;
Создание образовательных моделей для обучающихся с особыми потребностями.
Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение позволяют создать условия для реализации Основной образовательной программы ОУ, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования. Эффективность управленческой деятельности определяется реальными результатами деятельности школы. Умение проектировать модель выпускника и программу развития школы, корректировать и направлять деятельность учителя с учетом изменений в содержании и технологии образовательного процесса помогает добиться высоких результатов в управлении образовательным учреждением.
Технология управления переходом образовательного учреждения к реализации ФГОС основного общего образования
Основная миссия общего среднего образования, обозначенная в документах ФГОС – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Образование выступает важнейшим средством самореализации человека. Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие учебной и образовательной деятельности выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования.
Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и содержательные предпосылки осуществления этой миссии, является его образовательная программа. Она позволяет подчинить учебную и другие виды образовательной деятельности, осуществляемые образовательным учреждением по достижению стратегической цели – раскрытию и развитию человеческого потенциала каждого ученика. Образовательная программа образовательного учреждения является управленческим инструментом реализации ФГОС, обеспечивающим государственные гарантии в области прав на получение образования определенного уровня и качества. Все это предполагает разработку и внедрение в ОУ технологии управления процессом создания и реализации образовательной программы, включая мониторинг ее социокультурной эффективности.
За основу модели управления переходом школы к реализации ФГОС общего образования необходимо принять управленческий алгоритм, включающий этапы разработки образовательной программы и осуществления изменений существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:
1. Разработка функциональной модели управления переходом ОУ к введению ФГОС
2. Формирование организационно-управленческой структуры, ответственной за разработку образовательной программы и введение ФГОС.
3. Анализ образовательной системы школы и определение необходимых изменений.
4. Разработка образовательной программы как управленческого инструмента введения ФГОС.
5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
Рассмотрим три первых этапа данного алгоритма, поскольку от правильности их выполнения зависит и качество создания образовательной программы, фиксирующей стратегию и тактику введения ФГОС в ОУ, и эффективность ее реализации.
Первый этап. Разработка функциональной модели управления переходом ОУ к введению ФГОС
В основе этой модели лежит представление об основных функциях управления в образовательной системе школы: планирование, руководство, организация, контроль.
Первая управленческая функция – это планирование изменений в образовательной системе школы. В условиях программно-целевого подхода системное планирование предполагает решение следующих задач: проблемно-ориентированный анализ, разработка концептуального проекта желаемого будущего, разработка стратегии изменений и плана ее осуществления. Результатом должна стать стройная и логичная программа деятельности педагогического коллектива по введению ФГОС. Реализация функции планирования включает следующие шаги:
Анализ социального заказа, который фиксируется в миссии школы
Анализ компонентов образовательной системы образовательного учреждения (целей образования; учебных планов; учебно-методического обеспечения; технологий и форм организации образовательного процесса; способов образовательной диагностики; ресурсного обеспечения), который фиксируется в виде перечней необходимых условий для реализации образовательной программы.
Собственно планирование деятельности педагогического коллектива по введению ФГОС.
Вторая управленческая функция – это создание организационно-управленческой структуры введения ФГОС. Наиболее эффективным по мнению В.С.Лазарева является создание специальной целевой структуры матричного типа, которая действует параллельно с линейно-функциональной, но имеет временный характер.
Реализация организационной функции управления переходом нашей школы к введению ФГОС предполагает создание Совета по введению ФГОС и рабочих групп по реализации отдельных видов работ, в обязанности Совета входит также координация деятельности школы и наших социальных и научных партнеров по переходу ОУ к введению ФГОС
Третья управленческая функция – это собственно руководство проектным коллективом. Первый шаг в реализации данной функции – это формирование команды, которая будет заниматься проектной деятельностью. Здесь очень важно обеспечить мотивацию и заинтересованность тех, кто должны стать непосредственными разработчиками и реализаторами проекта изменений. Педагог может активно включиться в инновационную деятельность только при условии четкого понимания той пользы, которую он получит в результате приложения требуемых для освоения нового усилий. Он должен быть уверен в достижимости результата, в получении ожидаемых последствий при достижении этого результата, в полезности этих последствий. При этом большое значение приобретает моральное и материальное стимулирование участия педагогов в проектной деятельности.
Функция руководства также предполагает методическую поддержку участников рабочих групп, повышение их квалификации, поощрение профессионального общения и распространение опыта.
Руководство переходом школы к введению ФГОС предполагает:
Разработку системы мотивации и стимулирования участников рабочих групп
Определение содержания и форм методического обеспечения и поддержки введения ФГОС на уровне образовательного учреждения
Четвертая функция управленческой деятельности – это контроль осуществляемых процессов изменений. От эффективной реализации данной функции зависит успех деятельности образовательного учреждения по введению ФГОС общего образования. Основными этапами реализации данной функции контроля являются: констатация фактов, экспертная аналитическая оценка достигнутых результатов и выводы для коррекции.
Второй этап. Формирование организационно-управленческой структуры, ответственной за разработку образовательной программы и введение ФГОС.
Основными задачами данного этапа являются:
Определение компонентов организационно-управленческой структуры и их состав
Совет по введению ФГОС и рабочие группы по выполнению отдельных видов работ. В Совет по введению ФГОС включаются члены администрации ОУ, педагог – психолог, социальный педагог, педагог – организатор, руководитель методического объединения школы, председатель управляющего совета школы. Рабочие группы по выполнению отдельных видов работ (разработка «Модели организации внеурочной деятельности», «Системы оценки планируемых результатов выполнения основной образовательной программы начального общего образования», «Программы формирования УУД», «Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни») включают в себя учителей предметников.
Назначить руководителя Совета по введению ФГОС и руководителей рабочих групп. Руководителем Совета по введению ФГОС назначается представитель администрации ОУ. Руководители рабочих групп – это, соответственно – зам. директора по ВР, руководитель метод. объединения, педагог-психолог, социальный педагог.
Определить порядок работы. Совет по введению ФГОС решает общие вопросы, обеспечивает разработку концептуальных составляющих проекта изменений, осуществляет координацию и контроль деятельности рабочих групп. Состав и порядок работы Совета по введению ФГОС и рабочих групп утверждается приказом.
Обеспечить подготовку руководителей рабочих групп к реализации ФГОС. Руководители рабочих групп (и руководитель Совета по введению ФГОС) должны пройти курсы повышения квалификации по введению ФГОС и разработке образовательной программы ОУ.
Участники Совета по введению ФГОС и рабочих групп должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС.
Третий этап. Анализ образовательной системы школы и определение необходимых изменений.
На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:
в планируемых образовательных результатах;
в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
в образовательных технологиях и формах организации образовательного процесса;
в условиях реализации образовательных программ;
в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами модели образовательной системы начальной ступени общего образования с существующей в школе и определении того:
какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.
Первым шагом в этом направлении должен стать анализ социального заказа и определение миссии школы как общего предназначения образовательного учреждения.
Затем нами строится модель выпускника образовательного учреждения, исходя из требований возрастной периодизации развития личности и принципа самоценности возраста ребенка:
Виды деятельности младшего школьника.
Основные новообразования личности младших школьников.
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего образования.
При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:
какие из них ранее не ставились;
какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;
какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.
Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта.
Результаты анализа изучаются рабочей группой. В ходе изучения предполагается получение ответов на следующие вопросы:
Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?
Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?
Требуется также выявить степень соответствия предлагаемых изменений миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.
После изучения результатов анализа принимается решение о разработке образовательной программы и определяются задания проектным группам, связанные с выполнением отдельных видов работ по ее созданию.
Система оценки качества образования
Ситуация в управлении ОУ существенно изменилась с принятием Закона РФ «Об образовании», который обусловил необходимость интенсивного опережающего развития управления в образовании.
Современный этап модернизации российского образования характеризуется следующими тесно взаимосвязанными между собой процессами:
— созданием и внедрением внутришкольных систем управления качеством образования в соответствии с требованиями и рекомендациями ФГОС;
— переходом к комплексной оценке деятельности учреждения образования, включая получение сертификата качества образовательных услуг, наличия эффективных внутришкольных систем управления качеством образования;
— повышением качества результатов образовательной деятельности, которое определяется качеством сформированных компетенций у выпускников ОУ, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности.
С целью проведения всесторонней экспертизы качества образования в школе, необходимо внедрить постоянно действующую систему оценки качества образования (далее СОКО), которая будет являться гарантом качества предоставляемых образовательных услуг. СОКО в учебном заведении должна отслеживать и анализировать индикаторы того, насколько правильно организован учебный процесс в учебном заведении; насколько актуальны и действенны созданные в нем системы управления; насколько профессиональны кадры, вовлеченные в управление; насколько организационная система способствует внедрению инноваций.
Разработка СОКО школы включает несколько этапов:
1. формулирование стратегии, политики, целей и задач в области качества. На основе анализа запросов основных потребителей образовательных услуг школы и анкетирования преподавателей, учащихся и родителей администрация школы разрабатывает Миссию школы, цели, политику и обязательства в области качества. Такие документы являются первоочередными в составе документации системы управления качеством.
2. обучение администрации и отдельных групп педагогических работников в применении СОКО в конкретном ОУ.
Формирование СОКО в образовательных учреждениях на основе различных моделей является новым направлением в управлении ОУ. Поэтому необходимо провести обучение администрации в области качества, а также тех сотрудников организации, которых планируется задействовать в процессе разработки элементов и документации системы менеджмента качества. Прежде всего, обучение должен пройти сам руководитель и уполномоченный по качеству от администрации школы. В этих целях лучше всего использовать в качестве базы обучения различные курсы повышения квалификации по направлению: «Управление качеством». Целью данного этапа является формирование единых позиций администрации в области качества и специалистов, способных выполнять разработку соответствующих компонентов СОКО. Позднее, в процессе развития работ по разработке и внедрению системы качества, должно проводиться обучение и вовлечение в процесс новых сотрудников организации. Необходимо отметить, что процесс обучения сотрудников ОУ в области качества должен быть непрерывным, сопровождающим все этапы создания и дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества ОУ.
Формирование организационной структуры предполагает:
— четкое распределение всех полномочий и ответственности руководителей всех структурных подразделений за обеспечение качества;
— назначение уполномоченного ОУ по качеству из состава администрации ОУ (зам. директора);
— формирование Совета по качеству;
— назначение уполномоченных по качеству в отдельных структурных подразделениях, в функции которых входит непосредственная разработка и совершенствование системы качества и ее документации;
— Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения школы;
Исходя из целесообразности, приоритетными направлениями в деятельности школы являются:
— разработка и внедрение системы управления качеством образования на основе СОКО;
— создание системы социального партнерства;
— использование информационных технологий;
— принцип функционального подхода, претворение которого в жизнь является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей;
— принцип комплектности предполагает сочетание целевого, функционального управления и линейного руководства;
— принцип систематического самосовершенствования управления на основе достижений теорий и передовой практики менеджмента.
Выделим проблемы, которые можно решить непосредственно в школе, а именно в системе внутришкольного контроля:
— оценка педагогами деятельности школы (внутренний мониторинг качества);
— оценка деятельности школы по подразделениям (самообследование).
— оценка выпускниками школы образовательных программ (анкетирование);
— оценка учащимися качества преподавания, доступности и доходчивости в изложении учебного материала (анкетирование);
— учет мнения родителей обучающихся о деятельности школы (внутренний мониторинг качества);
— самостоятельная работа обучающихся (анкетирование).
Внешний контроль качества профессиональной подготовки в школе должен осуществляться, исходя из потребностей общества как заказчика и одновременно поставщика обучающихся.
В заключение следует отметить, что изменения должны коснуться и принципов управления в системе:
— система оценки качества образования должна стать отправной точкой движения к обеспечению качественного образованиях в учреждении общего образования;
Система СОКО должна постоянно действовать в рамках ОУ, это своеобразный индикатор, позволяющий сбалансировать развитие школы.
— принцип «обратной связи» должен стать ключевым понятием в управлении, одним из основополагающих в системе образования;
— участие общественности в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне
— открытость образования, когда учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база.Таковы основные подходы в управлении образовательным учреждением среднего профессионального образования на современном этапе.