Что такое унп работодателя
Алгоритм поиска УНП физического лица
Срок оплаты земельного налога, налога на недвижимость и арендной платы за 2021 год не позднее 15 ноября 2021 года.
Оплату можно произвести через: банк, отделения почтовой связи, посредством системы ЕРИП через интернет-банкинг, мобильный банкинг, а также в «Личном кабинете».
Помните, что земельный налог, налог на недвижимость и арендную плату за землю, оплачивают в бюджет по месту расположения объекта налогообложения.
Учетный номер плательщика (УНП), необходимый для оплаты налогов физического лица, можно узнать на сайте МНС (www.portal.nalog.gov.by), не обращаясь при этом в налоговую инспекцию.
Алгоритм действий поиска УНП физического лица:
— заходим на сайт МНС (www.portal.nalog.gov.by);
— выбираем «Электронные сервисы»;
— выбираем раздел «Государственный реестр плательщика»;
— выбираем подраздел «Поиск физических лиц»;
1) Личный номер (14 знаков)
2) ФИО или начальная часть ФИО (не менее 3 букв) и номер документа, удостоверяющего личность, полностью или личный номер.
Внимание! Буквенные значения УНП необходимо вводить на английской раскладке клавиатуры большими буквами;
За несвоевременную уплату налогов и арендной платы начисляется пеня, а также предусмотрена административная ответственность.
За более подробной информацией можно обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения вашего имущества.
Получаем сведения о контрагентах из госреестров
Госреестры предоставляют достаточно возможностей бесплатно и главное оперативно получить достоверные и полные сведения о бизнес-партнерах. Рассмотрим, какую информацию и как можно узнать из основных реестров Беларуси, прежде чем начать сотрудничество.
ЕГР и ГРП
ЕГР содержит информацию:
— о юридических лицах и ИП, зарегистрированных в Беларуси;
Получаем сведения из ЕГР
Каким способом | На сайте egr.gov.by | Выписка из ЕГР |
Какие затраты | Бесплатно | Госпошлина в размере одной базовой величины (БВ) |
Что можно сделать | 1. Согласовать наименование юридического лица при его регистрации. 2. Проверить существование субъекта хозяйствования. 3. Узнать некоторые данные о субъекте хозяйствования, а именно: · наименование и организационно-правовую форму; · регистрирующий орган и дату регистрации; · текущий статус деятельности (например, действующий, в процессе ликвидации, исключен из ЕГР) | Узнать о субъекте хозяйствования любую информацию из ЕГР, а именно: · орган управления, в подчинении которого находится организация республиканской или коммунальной формы собственности; · размер уставного фонда коммерческой организации и долю в нем государства и (или) иностранных инвесторов; · наличие обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств); · основной вид экономической деятельности, указанный в заявлении о госрегистрации; · сведения об участниках ООО или ОДО; · о признании госрегистрации недействительной; · о ликвидации и по решению какого органа она производится; · о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве); · о руководителе и другие сведения |
Каким образом | Нужно зайти на веб-портал ЕГР и воспользоваться его возможностями | Уплатить госпошлину за каждый экземпляр выписки, заполнить заявление и запросить информацию в Минюсте лично, или почтой по адресу: ул. Кальварийская, 1, к. 705, г. Минск, или с помощью веб-портала ЕГР |
В какой срок | Мгновенно | Выписка предоставляется в течение пяти календарных дней для ИП, а для юридических лиц – в течение семи дней |
При желании часть из этих сведений можно получить из Госреестра плательщиков (иных обязанных лиц) (ГРП). Его ведут налоговые органы. Сведения из ГРП можно получить бесплатно, но в ограниченном объеме. Так, из ГРП можно узнать:
Основная польза ГРП – возможность проверить действующий юридический адрес компании. Это может быть полезно, когда нужно отправить заказную корреспонденцию.
ЕГРНИ
Юристам и бизнесменам будут интересны три основных вида информации, которые может предоставить единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ЕГРНИ):
Получаем сведения из ЕГРНИ
Вид информации | Информация об актуальных правах | Обобщенная информация | Сведения об условиях сделки |
Кто может получить | Любое лицо | Правообладатель; лица, которым права на недвижимость переходят в порядке универсального правопреемства; госорганы и организации, нотариусы; адвокаты при подготовке к судебному разбирательству | Участники сделки, иные лица в случаях, установленных законодательными актами |
Куда обращаться | В Национальное кадастровое агентство либо территориальную организацию по госрегистрации недвижимого имущества (gzk.nca.by); | В Национальное кадастровое агентство либо территориальную организацию по госрегистрации недвижимого имущества | В Национальное кадастровое агентство либо территориальную организацию по госрегистрации недвижимого имущества |
Затраты | Для юридических лиц – 0,5 БВ (0,4 БВ, если выдается справка об отсутствии сведений); для физических лиц – 0,2 БВ | Для юридических лиц – 0,4 БВ; для физических лиц – 0,1 БВ | По прейскуранту организации |
Содержание запроса | 1. Полное наименование (Ф.И.О.) лица, обратившегося за информацией. 2. Наименование организации, в которую обращается лицо. 3. Запрашиваемые сведения (документы). 4. Подпись надлежащего лица (электронная цифровая подпись юридического лица). 5. Реквизиты законодательных актов, в соответствии с которым заявитель имеет право получить запрашиваемые сведения | 1. Полное наименование (Ф.И.О.) лица, обратившегося за информацией. 2. Наименование организации, в которую обращается лицо. 3. Запрашиваемые сведения (документы). 4. Подпись надлежащего лица (электронная цифровая подпись юридического лица). 5. Реквизиты законодательных актов, в соответствии с которыми заявитель имеет право получить запрашиваемые сведения. 6. Идентификационные данные лица, сведения о котором запрашиваются | 1. Полное наименование (Ф.И.О.) лица, обратившегося за информацией. 2. Запрашиваемые сведения (документы). 3. Подпись уполномоченного лица. 4. Реквизиты законодательных актов, в соответствии с которыми заявитель имеет право получить запрашиваемые сведения |
Выдаваемый документ | Выписка из регистрационной книги или справка об отсутствии в ЕГРНИ сведений об объекте недвижимости | Справка о находящихся в собственности гражданина жилых помещениях в определенном населенном пункте или справка о правах на объекты недвижимости (в зависимости от содержащихся в ЕГРНИ сведений) | Копии документов, которые отражают содержание сделки; документов, на основании которых ее зарегистрировали (с печатью госоргана и подписью должностного лица) |
Срок предоставления | 3 рабочих дня (для специальной информации – 30 дней) | 3 рабочих дня (для специальной информации – 30 дней) | Законодательство не устанавливает (как правило, 3 рабочих дня) |
Иные реестры
В Республике Беларусь есть еще несколько заслуживающих внимания реестров, из которых можно почерпнуть информацию о будущем контрагенте. Сведения эти размещаются в открытом доступе. Получить их мгновенно и бесплатно может любое лицо.
Единый государственный реестр сведений о банкротстве выдаст нужную информацию о юридических лицах и ИП, находящихся в процедуре банкротства, а именно:
Кроме того, платно можно подписаться на электронную рассылку новостей, объявлений и информации о должниках. Так, по УНП контрагента можно получить уведомление о появлении его в базе данных должников.
Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, содержит сведения:
– о поставщиках, подрядчиках, исполнителях, которые:
– юридических лицах, работники которых совершили преступление против интересов службы либо иные виновные действия, связанные с процедурой закупки, и это подтверждает приговор суда;
– физических лицах, в том числе ИП, которые совершили вышеназванные преступления (виновные действия).
Срок нахождения недобросовестного лица в таком реестре – один год.
Регистр производителей и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) будет полезен заказчикам при организации процедур закупок, включая закупки из одного источника. Данный регистр располагает сведениями о более чем 1100 организациях, их контактных данных и наименованиях предлагаемых товаров, работ, услуг.
При организации конкурентной процедуры закупки за счет собственных средств необходимо:
1) разместить приглашение к участию в открытом доступе;
Статья подготовлена Приходько Кириллом Александровичем,
Юридическая компания ООО «Арцингер и партнеры»
РУП «Белстройцентр»
Выбор оптимальной организационной структуры любого коммерческого предприятия является одной из главнейших задач управления, решение которой направлено на успешное функционирование организации.
Осуществление деятельности в сфере строительства предполагает решение большого количества задач, главными из которых являются:
— своевременное и качественное выполнение заданий по строительству и вводу в действие мощностей и объектов строительства, выполнение комплекса строительных и монтажных работ;
— повышение эффективности строительного производства на основе его интенсификации, механизации, наращивания и рационального использования мощностей;
— совершенствование организации строительного производства и управления строительством, снижение себестоимости строительно-монтажных работ и используемых материалов;
— обеспечение социальной поддержки работников. Организационная структура строительной организации (вид и количество входящих в него обособленных структурных подразделений (филиалов)) зависит прежде всего от объемов выполняемых работ и территориальной рассредоточенности объектов строительства.
Как правило, большинство крупных строительных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь, имеют в своей структуре следующие обособленные структурные подразделения (филиалы):
— строительные (специализированные) управления;
— вспомогательные подразделения (управления производственно-технологической комплектации, управления механосборочных работ, заводы по выпуску сопутствующей продукции, жилищно-эксплуатационные конторы, проектные управления и другие);
— подразделения социальной сферы (столовые, магазины, общежития, детские лагеря и прочие).
Следует отметить, что определение термина «обособленное структурное подразделение» в законодательстве Республики Беларусь отсутствует.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия, а под филиалом — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.
В ходе проверок обособленных структурных подразделений (филиалов) строительных организаций, проводимых РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» (далее — Служба), выявляются нарушения, связанные с исполнением указанными подразделениями налоговых обязательств создавших их юридических лиц.
Учитывая актуальность данного вопроса, а также выявляемые в связи с этим нарушения, считаем необходимым обратить внимание руководителей организаций и работников бухгалтерских служб на следующие важные моменты.
Обособленные структурные подразделения (филиалы) не являются юридическими лицами. Филиалы и представительства наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных этим юридическим лицом положений. Имущество филиала учитывается отдельно на балансе создавшего его юридического лица (пункт 3 статьи 51 ГК).
Можно выделить следующие типы обособленных структурных подразделений (филиалов):
— выделенные на отдельный баланс и имеющие отдельный банковский счет;
— выделенные на отдельный баланс, но не имеющие отдельного банковского счета;
— не выделенные на отдельный баланс и не имеющие отдельного банковского счета.
Пунктом 1 статьи 13 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) установлено, что плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации.
В пункте 2 статьи 13 НК дано определение понятия «организации». Под организациями понимаются в том числе юридические лица Республики Беларусь.
Пунктом 3 статьи 13 НК предусмотрена обязанность филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц исчислять налоги, сборы (пошлины) и исполнять налоговые обязательства этих юридических лиц при наличии в совокупности следующих условий:
— обособленные структурные подразделения (филиалы) юридических лиц должны быть выделены на отдельный баланс;
— для совершения обособленными структурными подразделениями (филиалами) расчетных операций юридическим лицом должен быть открыт банковский счет;
— должно быть предоставлено право распоряжения денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных структурных подразделений (филиалам).
Важно еще раз отметить, что для исполнения данной нормы налогового законодательства необходимо обязательное наличие в совокупности вышеуказанных условий.
Обо всех обособленных структурных подразделениях (филиалах) независимо от наличия либо отсутствия у них отдельного баланса и расчетного счета организация обязана сообщить в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 10 рабочих дней со дня их создания (подпункт 1.9.4 статьи 22 НК).
Для обособленных структурных подразделений (филиалов), которые исполняют налоговые обязательства, такое сообщение является основанием для постановки их на учет в налоговом органе по месту их нахождения (часть четвертая пункта 2 статьи 65 НК).
Кроме того, организация должна представить в налоговый орган копию положения об обособленном структурном подразделении (филиале) с предъявлением для сверки его оригинала (пункт 7 статьи 66 НК).
Исходя из содержания пункта 3 статьи 65 НК налоговый орган обязан осуществить постановку на учет указанного обособленного структурного подразделения (филиала) в течение двух рабочих дней со дня получения сообщения о его создании с приложением необходимых документов (сведений). При этом каждому обособленному подразделению (филиалу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика (УНП).
С момента постановки на налоговый учет и присвоения отдельного УНП обособленные структурные подразделения юридических лиц исполняют налоговые обязательства создавших их организаций путем представления в налоговый орган соответствующих налоговых деклараций (расчетов) и дальнейшей уплаты исчисленных сумм налогов и сборов.
Вместе с тем при проведении Службой проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций и их обособленных структурных подразделений (филиалов), входящих в состав (систему) Министерства, устанавливаются факты уплаты налоговых и иных обязательных платежей в бюджет филиалами юридических лиц, которые в соответствии с налоговым законодательством не имеют права исполнять налоговые обязательства данных юридических лиц.
Так, были установлены случаи, когда организации создают филиалы, выделенные на отдельные балансы, открывают указанным филиалам счета, предоставляя должностным лицам филиалов право распоряжения денежными средствами. После постановки филиалов на учет в налоговых органах соответственно производилось исполнение налоговых обязательств организаций.
В дальнейшем с целью оптимизации управления руководителями организаций были приняты решения о закрытии расчетных счетов филиалов, а также о переводе филиалов на сводный баланс организации.
Вместе с тем ранее открытые филиалам УНП не были ликвидированы, и филиалы продолжали исполнять налоговые обязательства юридических лиц путем представления соответствующих налоговых деклараций (расчетов). При этом уплата налогов и сборов производилась с расчетного счета юридического лица с дальнейшей переброской уплаченных сумм на УНП филиалов.
Частью первой пункта 8 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96, установлено, что учетный номер плательщика, присвоенный обособленному подразделению юридического лица, принадлежит ему до его ликвидации, до ликвидации юридического лица либо до утраты права в соответствии с пунктом 3 статьи 13 НК исчислять суммы налогов, сборов (пошлин) и исполнять налоговые обязательства юридических лиц.
Таким образом, с момента закрытия расчетного счета, ранее открытого для обслуживания филиала, либо принятия решения о прекращении полномочий должностных лиц филиала по распоряжению денежными средствами на данном счете или перевода филиала в состав сводного баланса юридического лица УНП, ранее присвоенный филиалу, подлежит ликвидации, а филиал — снятию с учета в налоговом органе.
Следует отметить, что в НК отсутствует норма, предусматривающая обязанность плательщика (иного обязанного лица) информировать налоговый орган по месту постановки на учет об изменении вышеуказанных условий деятельности филиала (за исключением его ликвидации). Вместе с тем в указанной ситуации полагаем необходимым сообщать в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь соответствующую информацию с приложением подтверждающих документов.
Факт наличия в данной ситуации УНП не дает обособленным структурным подразделениям (филиалам) право исполнения обязательств юридических лиц путем представления налоговых деклараций (расчетов) в части деятельности обособленных структурных подразделений (филиалов). При этом обращаем внимание, что нарушение филиалами пункта 3 статьи 13 НК может привести к серьезным последствиям.
Приведем только некоторые примеры.
1. Основным видом деятельности организации является строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, реставрационно-восстановительные работы. При этом около 60 % выполняемых работ приходится на объекты жилищного фонда.
В организационной структуре организации имеются также и филиалы, которые непосредственно не осуществляют деятельность в области жилищного строительства (управление производственно-технологической комплектации, жилищно-коммунальная контора). Филиалы согласно утвержденным организацией положениям о филиалах не находятся на самостоятельных балансах, итоги деятельности филиалов отражаются в балансе организации, расчетные счета отсутствуют.
В указанной ситуации филиалами самостоятельно исполнялись налоговые обязательства организации в части своей деятельности путем представления соответствующих деклараций (расчетов) по налогам и сборам. Организация же представляла в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) без учета показателей обособленных структурных подразделений (филиалов).
Неправомерное исчисление филиалами налоговых обязательств организации ведет в данной ситуации к нарушению организацией налогового законодательства и неправильному определению элементов налогообложения (объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых вычетов) по отдельным налоговым и неналоговым платежам и, соответственно, к искажению размера налоговых обязательств, подлежащих уплате.
Так, согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.
При исчислении и уплате НДС филиалы организации самостоятельно подают налоговые декларации (расчеты) по НДС, применяя при этом освобождение от НДС оборотов, приходящихся на жилищное строительство, с распределением налоговых вычетов методом удельного веса в соответствии с пунктом 24 статьи 107 НК.
В структуре организации имеются также и филиалы, которые непосредственно не осуществляют деятельность в области жилищного строительства (управление производственно-технологической комплектации, жилищно-коммунальная контора). Соответственно при исчислении НДС указанными филиалами освобождаемые обороты, как правило, отсутствуют, и распределение налоговых вычетов не производится.
Однако при составлении организацией сводной налоговой декларации (расчета) по НДС (с учетом показателей деятельности филиалов) происходит изменение удельного веса освобождаемых оборотов и, соответственно, самого значения налоговых обязательств к уплате.
Как правило, вышеуказанное нарушение в данной ситуации приводит к завышению НДС (принятого филиалами к вычету) и, следовательно, к занижению НДС, подлежащего уплате в бюджет, а также занижению затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении согласно статье 106 ЕК, на указанную сумму.
2. При исчислении и уплате налога на прибыль филиалы вышеуказанной организации самостоятельно подают соответствующие налоговые декларации (расчеты) в налоговые органы по месту постановки на учет в качестве плательщика.
Например, за 2011 год согласно данным сводной отчетности организация является убыточной и не имеет соответствующего объекта налогообложения для исчисления налога на прибыль.
В указанной ситуации отдельные филиалы организации в 2011 году сработали рентабельно и с валовой прибыли (согласно данным налоговых деклараций (расчетов) за 2011 год) было уплачено налога на прибыль в размере 750 млн рублей.
Однако при получении организацией в целом по итогам деятельности за 2011 год убытка уплата отдельными филиалами налога на прибыль (путем представления налоговой декларации и уплаты исчисленного налога с расчетного счета организации) является неправомерной.
Кроме того, в вышеуказанной ситуации обособленными структурными подразделениями (филиалами) организации допущено нарушение методологии ведения бухгалтерского учета.
Важно понимать, что юридическое лицо, лишив свои филиалы права самостоятельно вести бухгалтерский учет осуществляемых ими операций с оформлением отдельного баланса и закрыв им банковские счета, исходя из норм НК обязано исполнять свои налоговые обязательства с учетом показателей деятельности таких филиалов.
Аналогичной позиции придерживаются в своих разъяснениях и специалисты Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Административная ответственность за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) предусмотрена частью 1 статьи 13.6 Ко АН в виде наложения штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.
При этом в примечании 2 к статье 13.6 КоАП указано, что не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1–6 данной статьи КоАП, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, — до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений — уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки.
Учитывая, что в вышеуказанной ситуации организацией при представлении налоговых деклараций (расчетов) были указаны неполные сведения (без учета показателей филиалов), юридическим лицом с целью предотвращения применения мер ответственности должны быть внесены изменения и (или) дополнения в налоговые декларации (расчеты) в порядке, установленном пунктом 7 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС от 15.11.2010 № 82.
При принятии управленческих решений в отношении создания, преобразования, реорганизации обособленных структурных подразделений (филиалов) юридического лица важно знать и анализировать нормы налогового законодательства с целью предупреждения нарушений подобного рода.
Д. Ч. Петрашевич,
главный контролер-ревизор КРУ
РУП «Служба ведомственного контроля
при Минстройархитектуры»,
С. В. Вербицкая,
главный контролер-ревизор КРУ
РУП «Служба ведомственного контроля
при Минстройархитектуры»