Что такое уничижение ближнего в православии

Уничижения

Что такое уничижение ближнего в православии. 4665. Что такое уничижение ближнего в православии фото. Что такое уничижение ближнего в православии-4665. картинка Что такое уничижение ближнего в православии. картинка 4665. А началом смирения и одновременно началом покаяния является нищета духа.

Автухова Елена Олеговна

Что такое уничижение ближнего в православии. 12687. Что такое уничижение ближнего в православии фото. Что такое уничижение ближнего в православии-12687. картинка Что такое уничижение ближнего в православии. картинка 12687. А началом смирения и одновременно началом покаяния является нищета духа.

Борис Т

Супер-Модератор

Что такое уничижение ближнего в православии. 5825. Что такое уничижение ближнего в православии фото. Что такое уничижение ближнего в православии-5825. картинка Что такое уничижение ближнего в православии. картинка 5825. А началом смирения и одновременно началом покаяния является нищета духа.

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия

Ольга Алек.

А началом смирения и одновременно началом покаяния является нищета духа.

Зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека.

Нищему свойственно печалиться о нищете свой.

Обретается нищета духа изучением Евангелия, исполнением его велений, сличением своих действий и качеств с велениями Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид, самоукорением, молитвою о получении сердца сокрушенного и смиренного.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Что такое уничижение ближнего в православии. 22290. Что такое уничижение ближнего в православии фото. Что такое уничижение ближнего в православии-22290. картинка Что такое уничижение ближнего в православии. картинка 22290. А началом смирения и одновременно началом покаяния является нищета духа.

*Лариса

Был в одной обители некоторый кроткий старец по имени Кир,который,однако же,при всей своей кротости и безответности не нравился братии,а потому братия постоянно обижала его и оскорбляла.Не только старшие,но даже юноши,находящиеся под искусом,то есть испытанием,издевались над ним и часто выгоняли его из-за стола.И это продолжалось пятнадцать лет.В одно время случилось быть в этой обители преподобному Иоанну Лествичнику.Видя,как кроткий Кир,выгоняемый из-за стола,часто ложился спать голодный,он спросил у него:»Скажи мне,отче,чтозначат сии против тебя обиды?»-«Поверь мне,любезный о Христе гость,-отвечал смиренный старец,-чтобратия так поступает не по злобе,а по попущению Божию,чтобы искушать меня,достойно ли ношу я ангельский образ.Поступив в обительсию,я слышал,что отшельнику должнобыть под искусом тридцать лет,а я прожил еще только половину.»

Так всякую обиду,всякое гонение,притеснение должны мы переносить не только благодушно,незлобливо и терпеливо,но и смотреть на них еще с хорошей стороны,как на средство загладить свои грехи и неправды пред Богом или явить свою веру пред Ним в твердости терпения,принимая эти обиды за испытания,посылаемые Богом.

Великую обещает Господь награду таким кротким и тихим людям.
Он обещает им Царствие Божие.
Блажени кротцыи,яко тии наследят землю(Мф.5;5)
Да сподобит и нас Господь сей награды!

Источник

Унижение

Униже́ние (уни­чи­же­ние) — 1) ума­ле­ние чело­века в соб­ствен­ных глазах или в глазах окру­жа­ю­щих; 2) созна­тель­ное и сво­бод­ное отно­ше­ние чело­века к самому себе как к недо­стой­ному носить образ Божий, слыть при­част­ни­ком Его Славы и назы­ваться Его послед­ним рабом; 3) дей­ствие, направ­лен­ное на оскорб­ле­ние чело­ве­че­ского досто­ин­ства.

Чем отли­ча­ется бла­го­че­сти­вое уни­же­ние и само­уни­же­ние от не бого­угод­ного?

Как известно, одной из вели­чай­ших хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей явля­ется сми­ре­ние. В аске­ти­че­ской лите­ра­туре термин «сми­ре­ние» нередко сопо­став­ля­ется или даже сбли­жа­ется по содер­жа­нию с поня­тием «почи­та­ние себя за ничто». Соб­ственно, почи­та­ние себя за ничто и есть внут­рен­нее ума­ле­ние, само­уни­чи­же­ние.

Разу­ме­ется, если чело­век, стре­мясь упо­до­бится в сми­ре­нии Христу, ума­ляет себя внут­рен­ним обра­зом, это обна­ру­жи­ва­ется и внешне, ска­зы­ва­ясь на его пове­де­нии, поступ­ках, делах (см.: Сми­рен­но­муд­рие).

Бла­го­че­сти­вое уни­чи­же­ние свя­зано с пра­виль­ным отно­ше­нием чело­века к Богу и к ближ­ним, с пра­виль­ной оцен­кой своей роли и своего места в жизни. Святые подвиж­ники всё, что ни совер­шали хоро­шего и доб­рого, при­пи­сы­вали Про­мыслу Божью, в соот­вет­ствии со сло­вами Христа ( Ин.15:5 ). В то же время, они не искали пустого оправ­да­ния своим личным грехам, обви­няя в них, конечно, себя, зря при­чину в соб­ствен­ном нера­де­нии и непо­слу­ша­нии Богу. Более того, они искренне назы­вали себя пер­выми греш­ни­ками, недо­стой­ными вечных Боже­ствен­ных благ и достой­ными адовых мук.

Такое отно­ше­ние побуж­дало их к посто­ян­ному бодр­ство­ва­нию, духов­ному пре­об­ра­зо­ва­нию, рас­кры­тию черт образа Божия, нрав­ствен­ной работе над собой, над иско­ре­не­нием гре­хов­ных при­вы­чек и недо­стат­ков. Такое уни­же­ние, в резуль­тате усерд­ного труда, при под­держке Боже­ствен­ной бла­го­дати, воз­вы­шает чело­века не субъ­ек­тивно, а объ­ек­тивно, воз­вы­шает над всем при­зем­лен­ным и сует­ным, над злом, над грехом.

Другое дело, когда чело­век, унижая себя, делает это не в целях уго­жде­ния Богу и не в рамках Божьего закона, а в силу небла­го­на­ме­рен­ных причин; напри­мер: уни­жает себя пьян­ством и лено­стью, халат­ным отно­ше­нием к семей­ным или слу­жеб­ным обя­зан­но­стям, интри­гами и пре­да­тель­ством, дур­ными выска­зы­ва­ни­ями и пове­де­нием. Такой чело­век вполне может не заме­чать, что он уни­жает себя, может даже счи­тать себя зна­чи­мым и вели­ким, но в очах Божьих он не будет казаться таким.

Не про­ти­во­ре­чит ли, апри­ори, бла­го­че­сти­вое само­уни­чи­же­ние силь­ной воле и силь­ному харак­теру?

Силь­ный харак­тер и силь­ная воля может про­яв­ляться как в злых, так и в добрых делах (см.: Свое­во­лие)

Скажем, святые про­роки, дви­жи­мые рев­но­стью о Гос­поде, не раз вос­ста­вали против целого обще­ства, обли­чали самых суро­вых и мсти­тель­ных судей, царей. Разве это не тре­бо­вало от них муже­ства и моби­ли­за­ции сил? А разве апо­столы и хри­сти­ан­ские муче­ники, терпя злобу и нена­висть со сто­роны грубых языч­ни­ков, не про­яв­ляли тем стой­кую волю и стой­кий харак­тер? — Про­яв­ляли.

Сла­бость, обна­ру­жи­ва­е­мая в неже­ла­нии про­ти­во­сто­ять тому, чему должно, по своему глу­бин­ному смыслу не имеет ничего общего с хри­сти­ан­скою кро­то­стью и сми­ре­нием. Её также не сле­дует путать с хри­сти­ан­ским тер­пе­нием, внеш­ней и внут­рен­ней сдер­жан­но­стью и спо­кой­ствием духа (см. подроб­нее: Хри­сти­ан­ское и псевдо-хри­сти­ан­ское сми­ре­ние ).

Источник

Уничижение

Остерегайтесь же уничижать кого не только устами, но и в сердце своем (прп. авва Исаия, 89, 332).

Смиренномудрие даст силу переносить уничижение (прп. авва Исаия, 89, 364).

. Не судите никого, и не уничижайте ни устами, ни в сердце, и ни на кого отнюдь не ропщите, да не изыдет ложь из уст ваших и не желайте сказать или услышать что, не полезное вам (прп. авва Исаия, 89, 282).

Любовь к славе человеческой рождает ложь, а уничижение себя, в смирении еще большем, соделывает страх Божий в сердце твоем (прп. авва Исаия, 89, 316).

Если кто наговорит перед тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на нею), не склоняйся против него, чтобы не постигло тебя то, чего не желаешь (прп. авва Исаия, 89, 317).

Если борет сердце твое желание уничижить ближнего, то вспомни, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих, – и успокоишься (прп. авва Исаия, 89, 352–353).

Если кто удручил великими подвигами тело свое, по, увидев кого-либо, впадшего во все грехи, уничижил его, то нет ему никакой пользы от такого покаяния: ибо он уничижает член Христов, сам оный осуждает, не предоставляя суда Богу (прп. авва Исаия, 59, 61).

Брат! рассматривай себя, и ежедневно испытывай сердце свое в присутствии Божием, дабы тебе знать, не живет ли в нем негодование, или ненависть на брата твоего, или оскорбление, или зависть, или уничижение ближнего. Если сердце будет заражено таковым ядом, то оно не может благоугождать Богу, (одержи в памяти сии слова Господа: Так и Отец ваш Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их (ср.: Мф. 18, 35 ) (прп. авва Исаия, 59, 161).

Не знаешь разве, что если уничижишь ближнего своего, то впадешь в грех самолюбия и пустого обольщения? (прп. Ефрем Сирин, 31, 156).

Кто уничижает ближнего как грешника, тот жалок; а кто предпочитает себе ближнего своего, тот возвысится (прп. Ефрем Сирин, 31, 571). Источник.

. Не пренебрегай Божиим величием, когда видишь Его по внешности уничиженным и как бы подобным единому из нас: ради нас, а не ради Себя явился Он таким. Рассуди, не более ли всех уничижен был Он в тот час, когда вопияли: Распни, распни Его! ( Ин. 19, 6 ), – и стекался парод! Как в мире, если над каким злодеем произнесен приговор князем, то весь народ гнушается им и уничижает его, так и Господь во время распятия, как человек осужденный умереть, ни во что вменяем был фарисеями. И когда также плевали на лице Его, возлагали на Него терновый венец, били Его по ланитам, – не превзошло ли сие меру всякого уничижения? Ибо написано: плещи Мои вдах на раны, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний и ланит Моих от заушений (ср.: Ис. 50, 6 ). Если же Бог принял столько поруганий, страданий и уничижения, то сколько бы ни смирял себя ты – по природе тина и смертный естеством, не сделаешь ничего подобного Владыке твоему (прп. Макарий Египетский, 89, 251–252). Источник.

. Надобно стяжать истинное смирение сердца, которое состоит не в притворстве наружном и на словах, а в искреннем уничижении духа. Оно проявится в ясных признаках терпения не тогда, когда кто сам будет тщеславиться своими пороками, невероятными для других, но когда не оскорбится, если припишут ему другие, и с кротостию сердца, благодушием перенесет обиды, причиненные другими (прп. авва Серапион, 56, 505). Источник.

Иногда демоны возвеличивают труды в помыслах, а иногда уничижают их как ни к чему не служащие, чтобы в одном случае внушить высокоумие, а в другом посеять отчаяние (прп. Нил Синайский, 71, 262). Источник.

Кто хвалит ближнего по какому-нибудь лицемерию, тот при случае уничижит его, и сам посрамится (прп. Марк Подвижник, 69, 14–15). Источник.

Те, которые под предлогом подвигов возносятся перед нерадивыми, думают оправдаться делами телесными; мы же, которые, утверждаясь на одном ведении, уничижаем незнающих, бываем гораздо безумнее оных (прп. Марк Подвижник, 69, 28). Источник.

Если хочешь, чтобы тебя не беспокоили злые помыслы, то принимай уничижение души и скорбь телесную, и не отчасти, но во всякое время, во всяком месте, и во всяком деле (прп. Марк Подвижник, 69, 51). Источник.

Уничижающий знание и хвалящийся неученостию не словом только есть невежда, но и разумом (прп. Марк Подвижник, 89, 548).

Кто уничижает и умаляет самого себя, того упремудрит Господь (прп. Исаак Сирин, 58, 47). Источник.

Уничижай себя, и увидишь в себе славу Божию. Ибо где произрастает смирение, там источается Божия слава. Если будешь стараться пребывать в явном уничижении, то Бог соделает, что от всех людей будешь прославляем. (прп. Исаак Сирин, 58, 301). Источник.

Не уничижай увечных, потому что в ад пойдем все равночестными (прп. Исаак Сирин, 58, 303). Источник.

Уничижение есть то, когда человек не только осуждает (другого), но презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее (прп. авва Дорофей, 29, 84). Источник.

. От того, что (человек) дозволит себе малое зазрение ближнего, от того, что говорим: «Что за важность, если послушаю, что говорит сей брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать сей брат или тот странник?» – (От сего самого) ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от сего потом происходит, что мы осуждаем, злословим, уничижаем (ближних), а наконец, впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что (человек) не заботится о своих грехах «и не оплакивает, как сказали отцы, своего мертвеца», не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего. А ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление (от Бога), как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего.

Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать и иное уничижать. Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или (сделал) что-либо подобное. Вот такой злословил (брата), т.е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать – значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Источник.

Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такового; а это тяжкий грех (прп. авва Дорофей, 29, 79–80). Источник.

. Принимать оскорбление, возлагать вину на себя и почитать (все) находящее на нас за наше собственное – есть дело разума, потому что каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренне (прп. авва Дорофей, 29, 122). Источник.

Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй и, таким образом, начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. (прп. авва Дорофей, 29, 163). Источник.

. Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он сердцем своим сперва не вознесется над ним, если не уничижит его, и не сочтет себя высшим его (прп. авва Дорофей, 29, 190). Источник.

. Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо уничижение заменяет труд (прп. авва Дорофей, 29, 234). Источник.

Уничижение же бывает двоякого рода. Одно сердечное, а другое происходит от поношений, принимаемых отвне. Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного, ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце. Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями (прп. авва Дорофей, 29, 236). Источник.

Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать и с Ангелами (прп. Иоанн Лествичник, 57, 39). Источник.

Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия, то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие (прп. Максим Исповедник, 91, 167).

. Уничижение внешнее через тягостные телесные положения имеет свойство сохранять в душе божественные сокровища. (прп. Максим Исповедник, 91, 262).

. Кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства; ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 206).

Смирение паче всего блюдите, и молитесь о нем, да подано будет, и сами себя почаще теребите, наклоняя на самоуничижение. Как только проснетесь, поскорее позаботьтесь восчувствовать себя негожею, а там и весь день такою же быть старайтесь. На молитву становясь и к Господу приступая, паче уничижайтесь. Кто и к Кому дерзает обращаться и беседовать человеческою речью?! – Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию. Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет, и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика. Все другое ничто, когда сего нет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 169). Источник.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

О самоуничижении (+ВИДЕО)

В прошлый раз игумен Нектарий (Морозов) рассуждал о гордости и ее проявлениях. Сегодня – о явлении вроде бы обратном, которое в народе называют самоедством. Может ли самоуничижение стать способом борьбы с гордыней, и способно ли оно в каких-то случаях нанести вред?

Когда сокрушение о грехах… не на пользу

Бывает, что человек видит какой-то свой грех, осознает свою страсть и приходит к глубокому сокрушению, порой даже испытывает омерзение по отношению к себе. Но при этом возникает закономерный вопрос: может ли такое сокрушение быть скрытой гордыней? Дело в том, что все деревья, произрастающие на почве нашего сердца, как и всякое дерево, Господь заповедует познавать по плодам. Если плодом этого сокрушения, покаянного настроя и даже в какие-то периоды омерзения по отношению к тому, что в нашем сердце сокрыто, становится изменение жизни, если это состояние влечет за собой появление ревности к самоисправлению, то, безусловно, это подлинное древо покаяния, которое приносит соответствующие ему плоды. Если же результатом такого сокрушения становится расслабление, уныние, доходящее до отчаяния, или состояние, которое обычно именуется самоедством или рефлексией, то это не подлинное покаяние, а как раз проявление живущей в нашем сердце гордыни.

Печаль по Богу, на самом деле, никогда не приводит человека в состояние расслабления, а делает его сильнее, ревностнее, дает ему решимость бороться с грехом. Остальное – печаль человека о том, что он не настолько хорош, насколько хотел бы.

Важно при этом помнить, что даже искреннее и здравое сокрушение о своих грехах может перерасти в самоуничижение, которое паче гордости. Дело в том, что все наши душевные состояния не статичны. И если мы к себе невнимательны, то, безусловно, враг может наше доброе состояние превратить в противоположное.

Как это происходит? Наверное, нужно вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что человека, намеревающегося сделать благое дело, враг сначала старается отвратить от этого, изъять его доброе намерение. А если не удается, тогда враг человека начинает обольщать гордостью и тщеславием по поводу успешности завершения дела.

В данном случае враг будет пытаться покаянный настрой и сокрушение превратить во что-то душевредное, поэтому человек должен все время себя проверять: к чему ведет его нынешнее состояние? Если вместо изменения себя мы начинаем унывать, чрезмерно печалиться, и это приводит к определенному саморазрушению – душевному, духовному, а порой даже и физическому, – то значит, мы соскользнули с правильного пути и враг нас увлекает на путь погибели.

Безусловно, бывают моменты, когда и подлинное покаяние носит характер очень болезненный, ведь для человека, совершившего что-то дурное, вполне естественно поболеть об этом сердцем, а порой даже и телесно. Но это период все-таки не продолжительный, как правило. И вряд ли радость на Небесах о едином грешнике кающемся относится к тем, кто от своего покаяния чахнет вместо того, чтобы начать меняться. Самый яркий и известный образ такого покаяния, не ведущего ко спасению, – это Иуда. Он раскаялся в предательстве Учителя, пошел и удавился.

Остаться воином Христовым

Например, в одном патерике рассказывается о том, как некий человек, несший военную службу и в своей жизни много согрешивший, пришел к старцу святой жизни и, очевидно, поделился своим беспокойством: примет ли Господь его покаяние? А старец ответил: «Вот я вижу на тебе плащ, и он покрыт заплатами. То есть сколько бы прорех на нем ни являлось во время боев – и мечом тебя рубили, и топором, и копьем уязвляли, – ты не выбросил его. Неужели же Господь поступит так с тобой? Да, ты сам весь в шрамах грехов, но Господь тебя не оставит». И такого рода рассуждение бывает необходимо человеку, когда враг его влечет и гонит к состоянию уныния.

Еще один замечательный пример в патерике: некий брат, долгое время подвизавшийся в уединении в своей келье, вышел оттуда, пошел за водой к реке, встретил там женщину, впал с ней в грех блуда и вслед за этим возвратился к себе и стал подвизаться как ни в чем не бывало. Другому брату это было открыто, и он дивился, как же такое возможно. Наконец он пришел за объяснением. Оказывается, согрешивший монах почувствовал, что сейчас враг его просто умертвит скорбью и отчаянием и он все бросит, вернется в мир и предастся грехам, уже ни в чем себе не возбраняя. И поэтому он сказал себе: «Ну что ж, я пал, но пойду и буду подвизаться снова». То есть он понял, что его состояние может привести к тому, что мы называем рефлексией, когда человек постоянно возвращается мыслями к содеянному, но не может с этим внутренне примириться и в конце концов ломается. И брат рассудил совершенно здраво, что лучше он от этого пока внутренне отойдет и даже не будет думать сейчас о своем падении, а просто вновь будет подвизаться и жить так, как угодно Богу.

Богу нужно от нас не столько чтобы мы оплакали свой грех, сколько чтобы мы его оставили и жили, не греша впредь

Ведь, в сущности, в чем заключается покаяние? По большому счету, Богу нужно от нас не столько чтобы мы оплакали свой грех, сколько чтобы мы его оставили и жили, не греша впредь. Обычно человека к этому ведет именно плач и покаянное сокрушение. Но иногда бывает так, что нужно намеренно пройти мимо этого, чтобы духовно выжить, сохраниться. Об этом нужно помнить.

Бесчувственному – одно, сверхчувствительному – другое

Конечно, возможна и противоположная ситуация, когда человек, боясь впасть в некое самоедство и самоуничижение, получит навык легкомысленно относиться к своим грехам.

Если вернуться к этому конкретному эпизоду из патерика, то совершенно очевидно, что брат не отнесся к своему падению легкомысленно, потому что подвиг уединенного жительства, к которому он вернулся, требовал очень серьезных трудов и усилий. Здесь о легкомыслии говорить не приходится. И, думаю, когда он укрепился, то сполна свое падение оплакал.

Другое дело, что мы часто согрешаем и как бы не обращаем внимания на совершенный грех не потому, что боимся впасть в отчаяние, а просто потому, что нам страшно остаться наедине с обличающей нас совестью. И мы гоним от себя это обличение, образ этого греха, чтобы он не уязвлял болью наше сердце. И тогда мы удобно совершаем этот грех и второй, и третий, и четвертый раз. Опять же весь вопрос в плодах. К чему приводит нас то или иное наше решение? Решение плакать о грехе или решение благодарить Бога за то, что Он нас еще терпит; решение всматриваться в те обстоятельства, которые нас ко греху привели, и анализировать, как это произошло, или пройти мимо всего этого и устремиться к той жизни, которой мы жить должны. Это и характеризует, правильно ли наше решение или нет.

Мы все очень разные. Преподобный старец Паисий Афонский говорил о том, что есть люди, совершенно как дубовое полено – бесчувственные, а есть люди сверхчувствительные. И если человека бесчувственного враг в еще большую бесчувственность старается погрузить, чтобы он даже не сознавал того, что делает, то человека сверхчувствительного враг, наоборот, будет доводить до отчаяния. И получается, что одному на своих ошибках, преткновениях и грехопадениях заострять внимание необходимо, чтобы, всматриваясь в них, испытать ту боль, которая в конце концов должна исторгнуть из его глаз слезу покаяния; а другому нужно, наоборот, как-то немного дистанцироваться от совершенного им греха, потому что иначе он просто не сохранится и погибнет.

Сатана может погубить человека как грехом, так и чрезмерным сокрушением после падения

Апостол Павел говорил о необходимости принять вновь в евхаристическое общение тяжко согрешившего члена христианской общины, чтобы сатана его не погубил чрезмерной печалью, ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2: 11). То есть сатана может погубить человека как грехом, так и чрезмерным сокрушением после падения, и поэтому вслед за наказанием должна быть милость.

Верить в милость и любовь Божию

Чаще всего мы вынуждены сами заботиться о своем духовном состоянии и пользоваться уроками из патериков и святоотеческих наставлений, но лучше, когда есть духовник, который может, уже хорошо зная конкретного человека, подсказать ему, что более необходимо в тот или иной момент.

Нужно помнить: Бог милостив и нас не отвергнет

Конечно, бывают ситуации, что кто-то находится дома и не может сию же минуту обратиться к духовнику, а печаль и уныние подступают к сердцу. Тогда нужно вспомнить: если есть в нашем сердце боль покаяния, желание изменить свою жизнь и далее в грехе не пребывать, то, безусловно, Бог нас никогда не отвергнет. При этом не должно требовать, чтобы Он тотчас же известил нас о Своем прощении и чтобы в наше сердце тут же вошли радость, покой, мир. Нет, но должна быть убежденность. Всё Евангелие, все Послания апостольские говорят о величайшем милосердии Господа, Который принимает всякого грешника кающегося, и мы не имеем никаких оснований в это не верить или думать, что речь идет о ком угодно, кроме нас. И на самом деле именно эта способность верить в милость и любовь Божию зачастую человека и вытаскивает из бездны греха и из бездны отчаяния.

Но если мы исстрадались в борьбе с грехом, если мы его не хотим, если мы его ненавидим, не желаем мириться со своей слабостью и просим помощи Господа неотступно, если в нашем сердце проходит разделительная черта между нами и собственно грехом и живем мы так, чтобы с грехом не сращиваться, – всегда есть надежда на спасение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *