Что такое улов вбр
Что даст принятие закона » О рыболовстве и сохранении ВБР» российским рыбохозяйственным организациям
Подводя итог весенней сессии парламента РФ, депутат Государственной думы РФ от Приморья, председатель подкомитета по водным биологическим ресурсам Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Эльмира Глубоковская рассказала о плодотворной работе над законом «О рыболовстве» и перспективах развития рыбохозяйственной отрасли в стране.
«Завершилась весенняя сессия Государственной Думы РФ. Этот день, конечно же, навсегда останется в памяти всех депутатов: окончен пятилетний этап законодательной деятельности, фракционной работы, и самое главное для меня — адресной помощи, благотворительных мероприятий в ставшем для меня вторым домом Приморье.
Этот день был не только одним из самых эмоциональных, но и самых плодотворных в сфере законодательства. Приняты поправки в ФЗ «О свободном порте Владивосток», и теперь Лазовский район Приморья стал еще одним территориальным образованием, на которое распространяются преференции этого закона. Принят закон, упрощающий для отечественных производителей товаров, в первую очередь сельскохозяйственных, процедуру попадания на прилавки сетевых магазинов, оптимизированы условия этого процесса.
Не менее важным стало принятие во втором и третьем чтении проекта федерального закона «О внесении изменений в ФЗ » О рыболовстве и сохранении ВБР» и другие законодательные акты в части совершенствования механизма распределения квот добычи водных биологических ресурсов.» Принятие этого закона — необходимый шаг для эффективного управления рыбохозяйственной отраслью.
Сегодня в мире конкуренция за доступ в ВБР становится все более жесткой. Это связано с тем, что за последние 20 лет мировая добыча водных биоресурсов находится в стагнации, на уровне 93-95 млн тонн. Эта ситуация требует от нашей страны модернизации рыбопромыслового, научного флота, формирование условий для повышения конкурентоспособности российских рыбодобывающих компаний, усиления мер государственной поддержки их, с учетом той непростой экономической ситуации, в которой находится наша страна. Важным также представляется устранение излишних административных барьеров, а также формирование экономических обоснований для доставки добытых в исключительной экономической зоне РФ рыбы и рыбной продукции на российский берег.
Эта задача, поставленная президентом РФ, выполнена правительством в лице Росрыболовства в установленные сроки.
Что даст принятие этого закона российским рыбохозяйственным организациям? — В первую очередь был сохранен исторический принцип распределения квот и продлены сроки действия договора на закрепление долей квот на 15 лет вместо 10-ти. Это позволит планировать бизнес на долгосрочную перспективу, обеспечит его стабильное развитие.
Во-вторых, ликвидирован институт рыбопромысловых участков, что существенно упростило процедуру получения права на добычу. До этого закона такое право обеспечивалось необходимостью наличия двух договоров: договор на право пользования рыбопромысловым участком и договор на закрепление долей квот.
Помимо этого введен механизм наделения инвестиционными квотами в режиме авансирования тех компаний, которые будут строить корабли и рыбоперерабатывающие заводы. Объем таких квот составит 20%, 15% из которых будут выделяться в первом случае, а 5% — во втором.
Повышение минимального порога добычи водных биоресурсов с 50% до 70% от общего объема в течение двух лет. Это приведет к повышению эффективности добычи на 20% и поволит России с пятого места подняться на третье среди великих рыбных держав.
Установка повышающего коэффициента 1.2 для тех рыбодобытчиков, которые при осуществлении прибрежного рыболовства получат дополнительно 20% квот от общего их количества. Этот механизм позволит увеличить количество доставляемой на российский берег рыбы и рыбной продукции.
Большое позитивное значение для промышленного рыболовства имеет устранение существовавшего фактического неравенства с прибрежным рыболовством.
Президент обозначил необходимость перейти с сырьевой направленности отрасли на ее инновационное развитие и обеспечить доставку уловов на российский берег. Тем самым развивать переработку в России, а не создавать рабочие места заграницей. На это и была нацелена поправка, отменяющая перегрузку уловов при осуществлении прибрежного рыболовства.
В целом деление на промышленное и прибрежное рыболовство стало условным, поэтому актуальным является обозначенное в законе единое промысловое пространство, а 12— мильная зона теряет свою актуальность.
Позитивным в законе стали и внесение изменений, позволяющих добросовестным пользователям рыбоводных участков переоформлять их без проведения торгов, аукционов, конкурсов. Это хороший импульс для развития аквакультуры.
Большие споры вызвали виды доставляемых на берег уловов. Регионы арктического пояса настаивали на возможности доставки и переработки замороженной рыбы и рыбной продукции. Это связано с отсутствием соответствующих технических возможностей, в том числе судов, которые позволяют доставлять на берег живую, охлажденную, свежую рыбу.
Однако введение повышающего коэффициента позволит им получить до 20% квот добычи в случае доставки рыбы на свой берег, а строительство судов и переработки будет обеспечиваться инвестиционными квотами. Кроме того правительство не пошло по пути повышения взимания налогов за пользование ВБР. Сегодня это всего 15% от суммы налога, а также рыболовецкие колхозы, в том числе и градообразующие наделены правом применения единого сельхозналога, что повышает их конкурентоспособность по сравнению с другими рыбохозяйственными организациями. Но заморозка сильно ухудшит качество рыбы и рыбной продукции.
Конечно, перед выборами всегда выгодно заниматься популизмом. Но гораздо ответственное брать на себя не самые популярные на данный момент решения, которые в конечном итоге обязательно приведут к модернизации переработки, рыбодобычи и поднимут конкурентоспособность не только нашей рыбной продукции, но и рыбохозяйственных организаций, и обеспечат продовольственную безопасность России».
О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов
«Финансовые и бухгалтерские консультации», 2009, N 1
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Рассмотрим некоторые особенности расчета указанных платежей и определения размера причиненного ВБР ущерба, а также планируемые изменения в порядке налогообложения при пользовании водными биоресурсами.
Порядок продажи квот на аукционах и конкурсах
Все участники аукциона до его начала должны внести плату за получение документации об аукционе (если такая плата установлена организатором аукциона и указание на это содержится в извещении о его проведении). В связи с тем что размер платы не должен превышать расходы организатора аукциона на изготовление копии документации об аукционе и доставку ее заявителю посредством почтовой связи, сумма данного платежа не должна быть существенной.
Начальная цена выставляемых на продажу квот и долей ВБР рассчитывается организатором аукциона исходя из ставок сбора за пользование объектами ВБР, установленных гл. 25.1 Налогового кодекса РФ. До начала аукциона заявители вносят задаток, размер которого за каждую квоту или долю определяется организатором аукциона и составляет не менее 40% начальной цены предмета аукциона. Иными словами, сумма задатка может быть и более 40%.
Победитель оплачивает также определенную договором стоимость услуг по проведению аукциона. Следует отметить жесткое условие, предусмотренное Правилами: победителю, отказавшемуся от подписания протокола аукциона и от внесения доплаты, задаток не возвращается.
Кроме того, у каждого заявителя должна быть в наличии справка из налогового органа об отсутствии у него задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за последний отчетный период, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Помимо рассмотренного порядка проведения аукционов Законом о рыболовстве (ст. 33.3) предусмотрена также организация системы конкурсов, дающих право на ведение промысла. В целях реализации положений указанной статьи Закона принято Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2008 г. N 264, которым утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.
Процедура проведения этого конкурса во многом совпадает с аукционной системой. Здесь тоже предусмотрены создание специальной комиссии по проведению конкурса; принятие большого пакета сведений от участников конкурса; соблюдение ими таких условий, как отсутствие задолженности по налогам и сборам; внесение платы за представление конкурсной документации.
Но, конечно, имеются и существенные отличия от порядка проведения аукционов. В основном это касается процедуры оценки и сопоставления поданных на конкурс заявок. В этой части в целях определения лучших условий заключения договора во внимание принимается множество условий, которые, в свою очередь, уточняются применением к ним системы дополнительных критериев и коэффициентов. В частности, установлены критерии оценки предложений участников конкурса о размере платы за предоставление рыбопромыслового участка, перечисляемой в бюджет субъекта Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает этот участок.
С учетом критериев и коэффициентов комиссия присваивает каждой заявке свой порядковый номер. Он увеличивается относительно других номеров по мере уменьшения суммы критериев оценки. Поэтому заявке, в которой содержатся лучшие условия, присваивается N 1. Соответственно, победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия заключения договора и заявке которого присвоен первый номер.
Порядок распределения квот вылова водных биоресурсов
Различные вопросы, связанные с распределением квот вылова ВБР на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, для осуществления прибрежного рыболовства, а также в районах действия соответствующих международных договоров России, урегулированы несколькими правительственными Постановлениями, которыми утверждены:
В соответствии с Постановлением N 604 квоты вылова ВБР для нашей страны в районах действия международных договоров распределяются между конкретными заявителями путем закрепления за ними на 10 лет долей от этих квот. Доля заявителя определяется на основании данных рыбохозяйственного реестра об объеме выловленных заявителем ВБР за четыре года, предшествующих расчетному. Она исчисляется как отношение объема выловленных заявителем ВБР каждого вида в районах действия международных договоров за четыре года, предшествующих расчетному, к сумме объемов выловленных ВБР в соответствующих районах действия указанных договоров всеми допущенными заявителями за те же четыре года.
См. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 601 «О государственном рыбохозяйственном реестре». В реестре отражаются в том числе данные о размере ставки сбора за пользование ВБР, ИНН налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе, государственные регистрационные номера, записи и даты внесения их в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Рассматриваемая норма выглядит достаточно сложно, хотя и изложена с существенным упрощением официального текста Постановления N 604. Поэтому для наглядности приведем пример порядка определения доли от квоты вылова ВБР по условному рыбопромысловому предприятию «Восход» (см. табл. 1).
Таблица 1. Порядок определения доли вылова ВБР рыбопромысловым предприятием «Восход» в районах действия международных договоров РФ
Аналогичный принцип расчета долей установлен Правилами по квотам для рыболовства во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (см. Постановления N N 605 и 611).
Определение ущерба ВБР и меры ответственности за нарушения правил их добычи
Этим нормативным актом установлено, что размер ущерба определяется как разница между объемом фактически добытых водных биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении на их добычу. Здесь же установлены конкретные размеры ущерба (в тоннах либо единицах голов) в отношении отдельных ВБР.
Наибольшее цифровое значение ущерба в Дальневосточном бассейне установлено для минтая и сельди (по 150 т), а также трески (80 т), что говорит о существенно меньшей ценности этих видов ВБР по сравнению с упомянутыми.
Как будет применяться на практике определенный Постановлением N 625 порядок установления крупного ущерба, поясним на примере деятельности условного рыбопромыслового предприятия «Восход» (см. табл. 2).
Таблица 2. Порядок установления размера ущерба исходя из объемов фактического вылова ВБР предприятием «Восход» в Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне
Как следует из табл. 2, деятельность предприятия «Восход» характеризуется превышением установленных квот по всем четырем видам ВБР, разрешенным к вылову. Но крупный ущерб допущен только по кильке, сельди и судаку (см. графу 4 табл. 2). Именно по этим видам ВБР разница между объемами фактического их вылова и установленными квотами достигает тех значений, которые относятся к крупному ущербу.
Нужно также отметить, что в соответствии с Постановлением N 625 при вылове ВБР, не указанных в разрешении, размер ущерба по этим ресурсам исчисляется из объема их добычи сверх допустимого прилова ВБР.
Эта норма требует более подробного рассмотрения, поскольку необходимо разъяснить, что такое допустимый прилов и как он определяется.
В целях приведения ведомственных нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации данный Приказ признан утратившим силу с 1 ноября 2008 г. (Приказ Минсельхоза России от 22 сентября 2008 г. N 438).
Таким образом, если осуществлен прилов, например, 100 т хамсы, не поименованной в разрешении, то к крупному ущербу будет отнесен не весь объем фактического прилова этой рыбы, а только объем добычи сверх допустимого прилова.
Пример расчета добычи сверх допустимого прилова. Предположим, что улов рыбопромыслового предприятия «Заря» в Азово-Черноморском рыбопромысловом бассейне по разрешенным видам ВБР составил 1200 т.
Сверх этого было добыто 100 т хамсы, которая не была указана в разрешении на вылов.
Согласно Постановлению N 625 размер ущерба, который следует считать крупным, по хамсе в Азово-Черноморском рыбопромысловом бассейне составляет 15 т. Но это при условии, что на ее вылов было получено разрешение (квота). Поэтому, несмотря на то что объем прилова, добытого сверх допустимого, составил по хамсе всего 4 т, это тоже считается крупным ущербом.
Далее обратим внимание, что рассматриваемым Постановлением N 625 не определены размеры ущерба в денежном выражении. Как уже указывалось, цель этого Постановления несколько иная: установление факта причинения вреда ВБР в размере, который следует считать крупным, осуществляется в целях реализации Закона о рыболовстве и является основанием для принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства. Причем это Постановление не применяется к видам водных биоресурсов, занесенным в Красную книгу РФ.
В целом в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству (см. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444) указанное ведомство вправе самостоятельно утверждать методики исчисления размера вреда, причиненного водным биоресурсам. Что же касается конкретных мер финансовой ответственности за нарушение правил добычи ВБР, то этот вопрос регулируется другими нормативными актами.
Так, Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 утверждены Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей ВБР во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ. При этом органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право утверждать, исходя из местных условий, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей ВБР, не предусмотренных в Таксах, утвержденных указанным Постановлением.
Однако, как отмечают эксперты, несмотря на неоднократные ужесточения санкций за незаконный промысел, масштабы браконьерского лова практически не снижаются. В сложившейся ситуации необходимо принятие новых мер по изменению сложившейся системы контроля за использованием водных биоресурсов. Это было отмечено специальной рабочей группой, созданной Государственным советом Российской Федерации. Предлагалось, в частности, внести изменения в гл. 25.1 НК РФ в части взимания сбора за пользование водными биоресурсами по факту изъятия (т.е. без «привязки» к выданным разрешениям). Такой подход позволит расценивать сокрытие улова, искажение и непредставление данных о вылове как уклонение от уплаты установленных законодательством налогов и сборов. За данные деяния российским законодательством предусмотрены более суровые наказания, чем за нарушения правил промысла.
Как будет оформляться улов – в новом приказе
Приказ Минсельхоза о порядке оформления ветеринарно-сопроводительных документов регулирует в том числе и вопросы получения ВСД на уловы водных биоресурсов до поступления на переработку и (или) место ветеринарно-санитарной экспертизы.
Согласно приказу, цель правил организации работы по оформлению ВСД – обеспечение ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольных товаров, подтверждение эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных и обеспечение прослеживаемости.
Как сообщает корреспондент Fishnews, новый документ регламентирует в том числе вопросы электронной сертификации, с использованием Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии.
Закон предусматривает оформление ветеринарно-сопроводительных документов на уловы водных биоресурсов до их поступления на переработку и (или) на место проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. Заниматься такими ВСД могут уполномоченные лица организаций либо индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров.
Порядок регламентирует, каким образом уполномоченные лица организации и ИП могут зарегистрироваться во ФГИС.
В порядке также перечислено, какие права доступа могут предоставляться зарегистрированным пользователям системы. В частности, это «сертификация уловов ВБР».
Такое право доступа как раз и предоставляется уполномоченному лицу организации, осуществляющей добычу ВБР, или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему добычу, который может оформлять ВСД на уловы водных биоресурсов до их поступления на переработку и (или) место проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. Перечень продукции животного происхождения в данном случае регламентирован приказом Минсельхоза от 18 декабря 2015 г. № 646.
Пользователи, получившие право доступа «сертификация уловов водных биоресурсов», в числе тех, кто может оформлять во ФГИС электронную заявку на получение ветеринарно-сопроводительного документа. Как следует из текста порядка, в этом случае заявитель указывает, что обращение должно быть рассмотрено в автоматическом режиме (длительность рассмотрения – в течение часа с момента оформления).
Новое в законодательстве о рыболовстве
«Финансовые и бухгалтерские консультации», 2009, N 3
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон о рыболовстве дополнен нормами, которые уточняют действие актов законодательства СССР по вопросам рыболовства, а также разрешают другие коллизии между различными правовыми нормами, регулирующими рыболовство. В том числе установлены заключительные и переходные положения, в соответствии с которыми в целях сохранения ВБР продолжает действовать защитный режим зон с особыми условиями использования территорий, созданных до вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
Рассмотрим подробнее наиболее существенные изменения в Законе о рыболовстве.
Установление порядка производства продукции из ВБР
Введенной ст. 7.1 Закона о рыболовстве разрешается осуществлять производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота исключительно при промышленном рыболовстве. В свою очередь уловы ВБР, добытые при прибрежном рыболовстве, используются для производства продукции из этих биоресурсов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации. Использование уловов, добытых в других случаях, в производстве указанной продукции может происходить на территории любого субъекта Федерации.
Рассматривая новые нормы, целесообразно отметить, что до принятия Закона N 250-ФЗ вопросы переработки ВБР не входили в перечень вопросов, регулируемых Законом о рыболовстве. Поэтому многие депутаты Государственной Думы отметили, что введение в этот Закон ст. 7.1 является не только необходимой, но и совершенно оправданной мерой хотя бы потому, что в ней четко определяются территории, на которых ведется переработка ВБР. Кроме того, внесение указанных изменений в Закон о рыболовстве должно привести к созданию дополнительных рабочих мест и увеличению поступления налогов во все уровни бюджетной системы.
Обратите внимание: в указанной ст. 7.1 Закона о рыболовстве предусмотрено, что производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов.
В связи с этим отметим, что в сентябре 2007 г. в Государственную Думу был внесен проект технического регламента «Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки. Производство и обращение» (N 470322-4). А 28 января 2009 г. этот законопроект был принят в первом чтении с новым названием: «Технический регламент «Пищевая продукция из водных биоресурсов» (в части обеспечения безопасности пищевых продуктов, произведенных из водных биоресурсов и связанных с ними процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Названный регламент (в случае его окончательного принятия) будет определять порядок использования морепродуктов начиная с момента их вылова и заканчивая продажей. Поэтому регламент детально описывает, в каких помещениях допустимо перерабатывать рыбу, на каком оборудовании. И даже то, на каких судах ее можно добывать. Следует также отметить, что, когда он будет принят, многим рыбопромышленникам придется обеспечить дополнительные вложения в бизнес, чтобы привести используемые технологии производства продукции на своих предприятиях в соответствие с новыми требованиями.
В Федеральном агентстве по рыболовству также полагают, что с помощью технического регламента можно будет дисциплинировать производителя, повысить ответственность продавца и установить справедливую дифференциацию цен на морепродукты. В частности, после его введения будет значительно труднее под видом дорогой рыбы продавать дешевую.
Уточнение процедур по ограничению и приостановлению рыболовства
Нормы, касающиеся прекращения права на добычу ВБР, а также ограничения и приостановления рыболовства, содержатся в ст. ст. 13, 26 и 26.1 Закона о рыболовстве. В соответствии с уточненной редакцией ст. 13 (см. пп. 4 и 5 ч. 2) у лица, имеющего право на добычу ВБР, отнесенных к объектам рыболовства, такое право принудительно прекращается в случаях:
Здесь же целесообразно отметить, что Законом N 250-ФЗ из рассматриваемой ст. 13 исключена норма, предусматривающая, что решение о принудительном прекращении права на добычу ВБР может быть обжаловано в судебном порядке.
Прекращение права на добычу ВБР напрямую связано с изменением действия соответствующих разрешений на вылов. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2008 г. N 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений. Согласно этим Правилам приостановление действия или аннулирование разрешения до истечения установленного срока его действия относится к компетенции Росрыболовства либо его территориальных органов.
Что касается ограничения (приостановления) рыболовства, то в ст. 26 Закона о рыболовстве в целях обеспечения сохранения ВБР и их рационального использования уточнены такие ограничения, как:
Статьей 15 Закона N 250-ФЗ в КоАП РФ внесены изменения, касающиеся ответственности в части нарушений правил рыболовства, предусматривающих в том числе изъятие орудий лова.
Реализация продукции на рыбных биржах
Новой редакцией ч. 3.5 ст. 19 Закона о рыболовстве определено, что уловы водных биоресурсов, добытые в процессе промышленного рыболовства, и произведенная из них рыбная и иная продукция могут быть реализованы на товарных биржах в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В настоящее время такое постановление не принято, хотя планировалось начать работу рыбной биржи летом 2008 г. Однако, как отметил руководитель Росрыболовства А.А. Крайний, задача оказалась сложнее, чем ожидалось. Дело в том, что в Государственную Думу был внесен законопроект N 498603-4 «О биржах и организованных торгах» (принят в первом чтении 13 февраля 2008 г.), поэтому работу по запуску рыбной биржи пришлось синхронизировать с разработкой нового законодательства по данному вопросу.
Уточнение порядка рыболовства в научных целях
Кроме того, в ст. 21 Закона о рыболовстве введена ч. 3.1, предусматривающая, что добытые в данном случае ВБР используются только для проведения работ в научных целях. Такие биоресурсы подлежат возвращению в среду обитания после проведения этих работ. Если же физическое состояние биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат уничтожению. А новой ч. 3.2 прямо запрещается производство рыбной и иной продукции из ВБР на судах, используемых для осуществления рыболовства в научных целях.
В данном случае, по мнению некоторых экспертов, добытые в научных целях ВБР фактически приравниваются к незаконно добытым ресурсам, которые пока выбрасываются за борт только браконьерами во избежание угрозы привлечения к ответственности. Получается, что таким же образом следует поступать и ученым после проведения научных работ.
Уточнение порядка распределения квот добычи ВБР
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 604.
Заключение и расторжение договоров, а также изменение их условий
В указанную статью введена ч. 2.1, в соответствии с которой рыбопромысловый участок (предназначенный для заключения договора) состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения для осуществления добычи анадромных видов рыб. Договор участка заключается на срок от 10 до 25 лет.
По мнению экспертов, такой продолжительный срок закрепления участка приведет к положительным результатам в отношении качества добычи ВБР и их переработки. Появятся конкретные хозяева, по-новому строящие свою деятельность исходя из того, что через год эти участки у них уже не отберут. Соответственно, можно определять и решать долгосрочные планы и задачи, в том числе самим бороться с браконьерами, организовывать доставку продукции для переработки на береговые предприятия, участвовать в их строительстве и многое другое.
Может возникнуть вопрос: почему такой порядок предоставления участка введен только для указанного вида рыб? Дело в том, что анадромные виды рыб воспроизводятся в пресной воде водных объектов РФ, затем совершают миграцию в море для нагула и возвращаются для нереста в места своего воспроизведения (см. ст. 1 Закона о рыболовстве).
Другие же виды рыб (катадромные, трансграничные, трансзональные, далеко мигрирующие) большую часть своего жизненного цикла проводят в различных внутренних водах, территориальном и открытых морях, российской экономической зоне и исключительных экономических зонах иностранных государств. Понятно, что для вылова указанных видов рыб невозможно закрепить там постоянные рыбопромысловые участки.
Указанные виды договоров могут быть досрочно расторгнуты по требованию одной из сторон в соответствии с нормами гражданского законодательства и Закона о рыболовстве.
Что касается положений Закона о рыболовстве, то здесь имеются в виду случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 13 Закона, т.е. принудительное прекращение права на добычу ВБР, если:
Рассматриваемыми видами договоров могут быть установлены иные случаи их досрочного расторжения по требованию органа государственной власти, их заключившего, в соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ. Этим пунктом предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами либо договором.
При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Что касается порядка изменения условий договора о квотах, договора участка и договора пользования ВБР, то этот вопрос регулируется новой ст. 33.6 Закона о рыболовстве. Здесь указано, что упомянутые договоры тоже изменяются в соответствии с гражданским законодательством и нормами данного Закона.