Что такое украинская гтс

«Россия никуда не денется». В Киеве удивились нежеланию Москвы продлевать транзит газа

Что такое украинская гтс. 1030383333. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-1030383333. картинка Что такое украинская гтс. картинка 1030383333. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

«Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

По его словам, Киев обсуждает вопросы продления транзитного контракта с «Газпромом» не с российской компанией, а «с американцами и немцами», которые, по его словам, «хотели бы, чтобы транзит продолжался».

Основной смысл заявления Витренко заключается в том, что он изначально переводит экономические отношения хозяйствующих субъектов — «Газпрома» и «Нафтогаза» — в политическую плоскость.

На его слова уже отреагировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

«Чтобы что-то транспортировать через Украину, нужно, чтобы это кто-то купил, и это как раз наши покупатели в Европе», — сказал он.

За более подробными комментариями по вопросам транзита газа через Украину Песков посоветовал обращаться в «Газпром».

Жизнь без украинского транзита

В последнее время позиция «Газпрома» по поставкам газа в Европу весьма простая и понятная — компания выполняет все взятые на себя обязательства по подписанным договорам.

Что такое украинская гтс. 1031988461. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-1031988461. картинка Что такое украинская гтс. картинка 1031988461. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

И это несмотря на то, что «Газпром» уже сейчас может безболезненно отказаться от прокачки газа по украинской газотранспортной системе (ГТС), продолжая оплачивать транзит обязательных 109 миллионов кубометров ежесуточно.

Несмотря на это, Витренко заметно нервничает, и у него для этого есть все основания. Уже сейчас переговорные позиции Украины по новому транзитному контракту с «Газпромом» выглядят весьма слабыми.

После ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2» они станут абсолютно ничтожными с точки зрения экономики. При этом запросы у украинских властей относительно нового контракта явно завышенные. Витренко озвучивал их в сентябре.

«Те объемы, которые сейчас идут через Украину, должны быть перенесены в контракты с европейскими компаниями на долгую перспективу», — сказал он на переговорах с представителями ФРГ.

Именно так он выразился — «должны». Хотя общеизвестно, что не существует никаких договоренностей, обязывающих «Газпром» вечно качать газ через Украину. Да и чисто экономически это «Газпрому» невыгодно.

«Потоки» против ГТС

Обходные газопроводы, такие как первый и второй «Северные потоки» и «Турецкий поток», более современны, нежели украинская ГТС, поэтому дешевле в эксплуатации.

Что такое украинская гтс. 1028328621. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-1028328621. картинка Что такое украинская гтс. картинка 1028328621. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

Именно по этой причине Киев пытается решить вопрос с помощью политического давления, которое, по его мнению, должны оказывать на Россию Германия и США.

Дать экономически приемлемые условия Украина не в состоянии, так как нужно вложить много денег в модернизацию ГТС для того, чтобы она по себестоимости прокачки была сравнима с обходными «потоками».

Да и делать это нужно было раньше — за годы независимости власти страны совершенно не вкладывались в модернизацию газопровода, считая, что Россия и так всегда будет качать свой газ через Украину.

«Многие политики реально кричали как резаные, что Россия никуда не денется и будет транспортировать газ, а европейцы нам не нужны. «Вы нас разводите», — такое звучало», — отмечал экс-глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.

Венгрия уже отказалась от поставок российского газа по украинской ГТС, выбрав альтернативный маршрут поставок через «Турецкий поток» и балканский трубопровод, проходящий через Сербию.

Сейчас ситуация такова, что вслед за Венгрией и другие страны могут перезаключить договоры о поставках российского газа по маршрутам в обход Украины.

Кому еще нужна украинская ГТС

Основные объемы поставок газа по украинской ГТС идут в направлении Словакии, через которую он расходится по странам центральной Европы, рассказал сопредседатель Фонда украинских стратегий Дмитрий Марунич в комментарии Украина.ру.

В основном это Чехия, Польша, Австрия и Италия, которая является крупнейшим потребителем российского газа в Европе после ФРГ, которая получает газ в основном по «Северному потоку».

Однако клиентам «Газпрома» совершенно непринципиально, по какому маршруту им будут поставлять российский газ.

«В контрактах «Газпром» и его покупатели определяют точки сдачи газа. Например, Австрии все равно, будет ли «Газпром» качать газ через Украину. Австрийцы говорят: «Наша точка сдачи — Баумгартен», и по какому маршруту «Газпром» доставит туда свой газ, их не волнует», — рассказал Марунич.

То же самое касается и Италии, Чехии, Словакии и других получателей российского газа в ЕС. Это чисто экономический вопрос, и европейцы имеют полное право выбирать более дешевые услуги.

«Скорее всего, Украина будет терять эти объемы», — сказал Марунич.

Надежды Киева на то, что «Газпром» заставят подписать новый транзитный контракт на условиях украинских властей выглядят наивно.

Европа не намерена оплачивать роскошную жизнь украинских коррупционеров из собственного кармана, о чем Киеву неоднократно и недвусмысленно давала понять.

Источник

Газотранспортная система Украины

Что такое украинская гтс. 48px Question book 4.svg. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-48px Question book 4.svg. картинка Что такое украинская гтс. картинка 48px Question book 4.svg. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

Что такое украинская гтс. 42px Wikitext ru.svg. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-42px Wikitext ru.svg. картинка Что такое украинская гтс. картинка 42px Wikitext ru.svg. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

Что такое украинская гтс. 220px Map Urengoy%E2%80%93Pomary%E2%80%93Uzhgorod. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-220px Map Urengoy%E2%80%93Pomary%E2%80%93Uzhgorod. картинка Что такое украинская гтс. картинка 220px Map Urengoy%E2%80%93Pomary%E2%80%93Uzhgorod. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

Что такое украинская гтс. magnify clip. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-magnify clip. картинка Что такое украинская гтс. картинка magnify clip. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

Газотранспортная система Украины состоит из магистральных газопроводов, распределительных сетей, газохранилищ, компрессионных и газоизмерительных станций.

Газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире.

В 2007 году через украинские газопроводы в Европу было прокачано 115 млрд куб. м российского газа.

Содержание

Газопроводы

Общая протяжённость газопроводов Украины составляет 283,2 тыс. км

Магистральные газопроводы

Природный газ поступает на Украину по 22 магистральным газопроводам («Союз», «Прогресс», «Уренгой — Помары — Ужгород» и др.), а выходит за пределы Украины — по 15. Протяжённость газопроводов — 37,1 тыс. км, в том числе 14 тыс. км — трубопроводы крупнейшего диаметра (1020—1420 мм).

Распределительные сети

Длина — 246,1 тыс. км.

Станции и ПХГ

Система объединяет 72 компрессионные станции (122 компрессорных цеха) и 13 подземных хранилищ с самым большим в Европе после России активным объёмом газа — более 32 млрд куб. м или 21,3 % от общеевропейской активной ёмкости. Сеть подземного хранения газа включает четыре комплекса: Западноукраинский (Предкарпатский), Киевский, Донецкий и Южноукраинский.

Учёт природного газа на газоизмерительных и газораспределительных станциях

«Газоизмерительная Станция» (ГИС) — станция, на которой производится измерение количества и определение качества передаваемого природного газа.

Учёт поступающего на Украину газа осуществляется на девяти газоизмерительных станциях (ГИС) и двух пунктах измерения газа: две ГИС на территории Белоруссии, остальные — в РФ.

Учёт транспортируемого за пределы Украины газа осуществляется на десяти приграничных ГИС. Из них девять находятся на территории Украины и одна в РФ.

По одной ГИС на границах с Польшей, Словакией, Венгрией и Россией, две ГИС — на границе с Румынией («Орловка»), три — с Молдовой («Гребеники»).

Добываемый Украиной газ после обработки попадает в ГТС Украины через ГИС, ПРГ и ГРС: 68 станций ДК «Укргазвидобування», 13 станций ОАО «Укрнафта» и непосредственно потребителям через 177 газораспределительных станций (ГРС). Передача газа из газотранспортной системы в газораспределительную сеть происходит на 1416 ГРС.

Начиная с 2002 года на Украине для учёта природного газа применяются только [2] современные электронные и электронно-механические приборы.

История

Первый газопровод на территории Украины — от пгт Дашава до города Стрый — был построен в 1924 году. Этот год принято считать годом основания газовой промышленности Украины.

В 1948 году построен газопровод «Дашава-Киев». Этот год принято считать годом основания газотранспортной системы Украины. На то время «Дашава-Киев» был самым мощным газопроводом в Европе, его пропускная способность составляла около 2 млрд.куб.м. в год.

В 1951 году «Дашава-Киев» был продлён до Москвы (Дашава — Москва).

Бурное развитие газотранспортная система Украины получила в 60-70 годы. В 1967 году после введения в эксплуатацию магистрального газопровода «Долина-Ужгород-Западная граница» (газопровод «Братство») началась подача украинского и российского газа в страны Центральной и Западной Европы.

В 70-80 годы началось строительство трансконтинентальных газопроводов «Союз», Уренгой-Ужгород, «Прогрес» и ряда других.

В 1970 году общая длина газопроводов составляла 11,5 тыс. км., в 1980 году 18 тыс.км., в 1990 году — почти 30 тыс. км.

Современность

Проект объединения «Газпрома» и «Нафтогаза Украины»

После предложения в мае 2010 года российского премьера Владимира Путина объединить газовые монополии двух стран «Газпром» и «Нафтогаз Украины», в июле 2010 года премьер-министр Украины Н. Я. Азаров заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией. [4] После этого российская сторона предложила создать СП на базе магистральных газопроводов Украины и месторождений «Газпрома» в России.

25 января 2011 года комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер впервые прямо заявил, что выделение средств ЕС на модернизацию украинской ГТС зависит от гарантий России на прокачку газа в Европу, и посоветовал властям Украины убедить российскую сторону отказаться от строительства газопровода «Южный поток» и профинансировать модернизацию украинской ГТС. Оттингер упомянул, что суммарная пропускная способность строящегося в 2011—2012 годах подводного газопровода «Северный поток» мощностью 55 млрд кубометров и проектируемого газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд кубометров составит 118 млрд кубометров и позволит России поставлять газ в ЕС без помощи Украины или Белоруссии. [5]

Примечания

См. также

Ссылки

Уренгой — Помары — Ужгород • «Союз» (Оренбург — Западная граница СССР) • Ямбург — Западная граница СССР • Ямал — Европа • Северный поток • Газотранспортная система Украины • Газотранспортная система Белоруссии (белор.) русск.

Источник

«Нужны огромные деньги»: сможет ли Украина сохранить свою ГТС в работоспособном состоянии

Поставки природного газа через трубопровод «Ямал — Европа» приостановлены с 6 до 10 июля из-за планового техобслуживания топливной магистрали. Об этом сообщили в «Газпроме». По информации компании, сроки проведения работ были согласованы ещё в 2020 году.

Напомним, газопровод «Ямал — Европа» проложен из России через территорию Белоруссии и Польши в Германию. Строительство магистрали было начато в 1994 году, её проектная мощность достигает 32,9 млрд куб. м в год.

Также в июле на десять дней приостановит работу ещё один экспортный газопровод — «Северный поток». Магистраль мощностью 55 млрд куб. м газа в год встанет на плановую профилактику с 13 по 23 июля.

Несмотря на приостановку транзитного газопровода, «Газпром» не стал бронировать дополнительные транзитные мощности украинской газотранспортной системы на июль 2021 года. Об этом ранее сообщило агентство Интерфакс со ссылкой на данные системы бронирования Regional Booking Platform. Выставленные на аукцион украинским оператором ГТС дополнительные мощности в объёме 63,7 млн куб. м в сутки остались невостребованными.

Кроме того, «Газпром» ранее не стал бронировать транзитные мощности на украинском и польском направлениях на период с 1 октября 2021 по 1 октября 2022 года. Об этом также стало известно из данных платформ бронирования GSA Platform и Regional Booking Platform.

Украинский оператор ГТС ранее выставил для годового бронирования дополнительные мощности в объёме 9,8 млн куб. м в сутки, а польская сторона — 79 млн куб. м в сутки.

Как отметил в комментарии RT заместитель генерального директора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, сейчас «Газпром» не нуждается в том, чтобы задействовать дополнительные транзитные мощности Украины для поставок топлива в Европу. При этом объём транзита, предусмотренный подписанным в конце 2019 года Киевом и Москвой соглашением, сохраняется, пояснил эксперт.

«Обойтись без закупки дополнительных мощностей позволяет сезонный фактор — летом спрос на газ ниже, чем осенью и зимой. Плановые работы на обоих газопроводах — «Ямал — Европа» и «Северный поток» — займут немного времени, «Газпром» спокойно выполнит свои обязательства перед покупателями в Европе», — пояснил эксперт.

Футуристические идеи

Одновременно близится к завершению строительство двух новых транзитных газопроводов в обход территорий Украины и Польши — «Турецкий поток» и «Северный поток — 2».

В начале июля сербский участок продолжения трубопровода «Турецкий поток» был состыкован с венгерской газотранспортной системой.

Как сообщило РИА Новости со ссылкой на главу госкомпании «Србиягаз» Душана Баятовича, первые поставки российского газа в Венгрию через Турцию, Болгарию и Сербию могут начаться уже 1 октября 2021 года.

Также близится к завершению проект строительства трансбалтийского газопровода «Северный поток — 2». В пресс-службе оператора проекта — компании Nord Stream 2 AG ранее сообщили, что 4 июня 2021 года была завершена укладка труб первой нитки, 11 июня начнутся пусконаладочные работы по заполнению «Северного потока — 2» газом. Этот процесс может занять несколько месяцев.

Готовящийся запуск Россией новых транзитных газопроводов вызывает особую тревогу у Киева. Как заявил в середине июня 2021 года глава украинского МИД Дмитрий Кулеба, власти страны готовы рассмотреть возможность переговоров о «компенсации» украинской стороне потерь от запуска «Северного потока — 2».

«Мы поняли, что между Германией и США были переговоры. Мы в них не участвовали. Если нам предложат поговорить о компенсациях, мы это рассмотрим. Однако мы не обязательно согласимся с тем, что будет предложено», — сказал Кулеба в интервью Die Welt.

Он не уточнил, от кого конкретно можно ожидать такого предложения.

Прежний контракт истекал в конце 2019 года. Киев и Москва смогли договориться об условиях продления транзита, хотя и без сохранения прежних объёмов прокачки газа. Новый контракт сроком на пять лет был подписан сторонами в декабре 2019 года. Соглашение предусматривает суммарно прокачку 225 млрд куб. м газа через территорию Украины с постепенным снижением объёмов транзита. В 2020 году он составил 65 млрд куб. м, с 2021 года через Украину на европейский рынок будет поступать по 40 млрд куб. м в год.

Генеральный директор «Укратомэнерго» Валерий Токарь пояснил в беседе с RT, что при сокращении прокачки топлива через Украину до уровня ниже 40 млрд куб. м в год работа украинской газотранспортной системы может стать нерентабельной.

«После запуска «Северного потока — 2» украинская ГТС потеряет свою привлекательность для европейского рынка и России. Чтобы транзит приносил хотя бы какую-то прибыль и ГТС сохранялась в нынешнем состоянии, нужно прокачивать в год порядка 40 млрд кубометров», — пояснил Токарь.

На фоне сокращения газового транзита через украинскую территорию в Киеве пытаются найти альтернативное применение украинской ГТС. К примеру, в 2019 году исполнительный директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко заявил, что в газотранспортную систему можно будет закачать водород.

Впрочем, эксперты оценивают подобные идеи скептически. Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин пояснил в комментарии RT, что Киев рассматривал разные варианты использования своей ГТС. К примеру, изучался вариант прокачки газа из Азии, но это сложно, так как почти весь он уже законтрактован под Китай.

«Более того, для этого необходима территория России, и ей уже решать, насколько она готова к такому сотрудничеству. Что же касается водорода, то нужно сначала понять, куда его качать. Ведь сегодня потенциального потребителя для него просто нет. Второй момент: при нынешнем техническом состоянии украинской ГТС качать водород просто невозможно. Если попытаться это сделать, система развалится, потому что трубы, которые там лежат, пропустить водород не в состоянии», — отметил эксперт.

Кулагин пояснил, что единственным технически осуществимым вариантом была бы прокачка водорода, смешанного с метаном.

«Однако это возможно только в случае, если через Украину уже ведётся транзит природного газа, к которому можно этот водород подмешать. К тому же для многих украинских труб предусмотрен очень низкий процент водорода в смеси. Поэтому пока что такие планы кажутся футуристическими», — добавил эксперт.

В свою очередь, Алексей Гривач сомневается, что Киев сможет найти какое-то применение своей ГТС после сокращения транзита российского газа.

«Вряд ли Украина найдёт замену российскому транзиту. Проблема в том, что Киев сам целенаправленно разрушал отношения с Россией, шантажировал её. Такое поведение явно не способствовало развитию дальнейшего партнёрства между странами. Пока неясно, что ждёт Украину после того, как истечёт нынешний контракт на транзит газа. Он может быть пролонгирован, но также нельзя исключать, что стороны вообще не станут заключать новое соглашение», — полагает эксперт.

Вячеслав Кулагин считает, что «Газпром» всё же заинтересован в сохранении транзита топлива через Украину, пусть и не в прежних объёмах.

«Пока что говорить о продлении действующего контракта рано, всё будет решаться ближе к 2025 году. Главным критерием в переговорах будет спрос — если в Европе он будет, то и транзит может продолжиться. Украина должна понимать, что конкурирует с другими каналами транзита», — уверен эксперт.

Технический износ

По мнению аналитиков, Украина теряет транзит газа не только из-за ухудшения отношений с Москвой, но также из-за высокого износа украинской ГТС.

В 2017 году на эту проблему публично обращал внимание Игорь Насалик, возглавлявший в то время украинское Минэнерго. Министр критиковал руководство «Нафтогаза» за урезание инвестиций в обновление ГТС страны.

«Я считаю бестолковой политику НАК «Нафтогаз» относительно транспортной системы, они уже её для себя, скажем так, зачеркнули и не рассматривают в 2019 году. Мало того, с такой позицией НАК «Нафтогаз Украины» мы можем дойти до того, что «Укртрансгаз» может быть технически не готов к прокачке газа», — заявил тогда Насалик в эфире украинского телеканала «Первый национальный».

В 2020 году ГТС была выведена из подчинения НАК «Нафтогаз» в рамках анбандлинга — газопроводы были переданы в управление АО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ).

Как рассказал порталу «Правовой контроль» заместитель пресс-секретаря НАК «Нафтогаз Украины» Роман Иванченко, у компании «Оператор ГТС Украины» есть программа модернизации компрессорных станций.

«Они («Оператор ГТС Украины») рассчитали, согласно плану, десять ключевых точек, которые точно нужно модернизировать», — отметил он.

При этом в «Нафтогазе» пояснили порталу «Правовой контроль», что, хотя украинская ГТС может продолжить работу после сокращения российского транзита, её мощности станут избыточными.

«Это как на фуре возить килограмм картофеля. Разумеется, если такое произойдёт, то придётся оптимизировать компрессорные станции, возможно, консервировать и выводить из эксплуатации какие-то трубопроводы», — добавил он.

Несколько иного мнения придерживается источник RT в Министерстве топлива и энергетики Украины.

«Украинская ГТС — это очень сложный механизм, который включает массу инженерного оборудования и даже более десяти подземных газохранилищ. Вся система работает неэффективно и уже давно нуждается в модернизации, но денег на эти цели, как всегда, не хватает. Украина не только потеряет миллиарды долларов на транзите, но и лишится крупного инфраструктурного проекта. Видимо, это вопрос времени», — считает чиновник.

В то же время источник RT в «Нафтогазе» пояснил, что снижение транзита газа со стороны России становится большой проблемой для Украины.

«ГТС конструировалась с расчётом на мощность более 100 млрд куб. м в год, но до 2025 года «Газпром» будет прокачивать через нее только 40 млрд куб. м в год. Обслуживать же приходится все мощности, которые устаревают, а это очень дорого», — отметил собеседник RT.

С этой оценкой согласен и Алексей Гривач. Эксперт отметил, что украинские власти вкладывали какие-то средства в поддержание ГТС в нормальном техническом состоянии, однако эти усилия были несопоставимы с реальными потребностями.

«Фактически сейчас относительно бесперебойное функционирование системы поддерживается только за счёт сокращения объёмов транспортировки газа. Чтобы дать ГТС новую жизнь, в том числе она могла бы качать водород, необходимо провести глубокую реконструкцию системы, полностью заменить основные мощности», — считает эксперт.

Схожего мнения придерживается и Вячеслав Кулагин. По его словам, в свете сокращения газового транзита властям Украины следует подумать об оптимизации мощностей ГТС.

Источник

Есть ли жизнь после СП-2? Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему

Что такое украинская гтс. 1018916198. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-1018916198. картинка Что такое украинская гтс. картинка 1018916198. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

Глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в 2016 году говорил о сокращении мощностей газопроводов в «ужгородском коридоре». Монополия обещала ликвидировать часть своих газопроводов в центральном транзитном коридоре Уренгой—Помары—Ужгород, по которому через Украину проходил основной поток российского газа в ЕС. Эти намерения были реализованы лишь частично, поскольку транзит через Украину был сохранен. Пока что на ближайшие четыре года.

Что такое украинская гтс. 1029920580. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-1029920580. картинка Что такое украинская гтс. картинка 1029920580. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

После запуска первой нитки «Турецкого потока» (в начале 2020 года) украинская ГТС уже потеряла 15 млрд куб. м в год транзита, который раньше шел через Украину в Турцию, Болгарию и Грецию. Сейчас по южному направлению Киев транспортирует газ только для Румынии и Молдовы. После запуска второй нитки «Турецкого потока» и окончания строительства газопровода Болгария — Сербия — Венгрия Украину ожидает потеря еще 15 млрд куб. м. А завершение строительства «Северного потока – 2» приведет к потере оставшихся 50 млрд куб. м. Поэтому после окончания этих проектов у «Газпрома» будет возможность полностью отказаться от транзита по Украине. И в Киеве это понимают.

«Очевидно, что если «Газпром» достроит «Северный поток – 2», то мощности украинской ГТС станут избыточными для него. Я не вижу причин для «Газпрома» продлевать транзит газа через Украину после 2025 года, хотя наши тарифы на транзит абсолютно конкурентные», — заявил в интервью РБК-Украина глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.

Но надежды на дальнейшее сотрудничество с «Газпромом» в Киеве не теряют. Правда, для этого потребуется отбросить в сторону политическую составляющую.

Что такое украинская гтс. 1022191884. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-1022191884. картинка Что такое украинская гтс. картинка 1022191884. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

«Газпром» для обеспечения гибкости уже сейчас вынужден арендовать или покупать дорогие европейские подземные хранилища газа. Кроме этого, в случае аварий и отказов нашей газотранспортной системы мы всегда можем перенаправить газ через другие газовые коридоры внутри Украины, а «Северный поток» и «Турецкий поток» — это по две трубы, которые не имеют дублирующих мощностей», — признал Сергей Макогон.

Водородно-транспортная труба

Согласно действующему контракту между украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом», объемы транспортировки природного газа по территории Украины из России в Европу будут существенно уменьшаться в течение 2020–2025 годов, а дальнейшие перспективы пока не определены. В случае реализации сценария нулевого транзита после 2025 года на Украине освободятся значительные объемы мощностей магистральных газопроводов, которые теоретически могут быть использованы для транспортировки возобновляемых газов потребителям Украины и стран Европы.

Недавно ЕС назвал Украину приоритетным партнером своей «Водородной стратегии». ЕС при разработке долгосрочных стратегий учитывает потенциал Украины. Для Киева это создает поле для переговоров и конкретных инициатив в кооперации как на этапе исследования и разработки, так и на этапе внедрения новых энергетических решений на базе водорода. Оператор ГТС Украины уже вошел в новый Европейский альянс чистого водорода. Членство в Альянсе предусматривает привлечение Оператора ГТС Украины к ключевым стратегическим форумам, круглым столам и другим мероприятиям по имплементации Водородной стратегии для климатически нейтральной Европы.

Как заявил в августе 2020 года министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, украинская газотранспортная система вскоре может оказаться «газо-водородно-транспортной» — Украина обсуждает возможность транспортировки по ней водорода в Германию. По словам чиновника, Германия будет крупнейшим рынком потребления водородной энергетики, а Украина может стать надежным поставщиком водорода в ЕС, в том числе в Германию.

«Мы договорились, что сотрудничество с Германией продолжится в виде разработки «дорожной карты» развития энергетического партнерства и будет проведено исследование возможности использования газотранспортной системы Украины для транспортировки водорода», — уточнил Кулеба.

Министр считает, что подобное сотрудничество будет предполагать инвестиции в модернизацию газотранспортной системы Украины.
Водород — один из самых потенциально выгодных энергоносителей, но его потенциал не стоит преувеличивать в среднесрочной перспективе. Поэтому сейчас главный приоритет для Украины — обеспечить работоспособность и надежность ГТС для транзита природного газа.

Демонтаж

Что такое украинская гтс. 1023127594. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-1023127594. картинка Что такое украинская гтс. картинка 1023127594. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

Из-за сокращения транзита газа из России в Европу украинская ГТС поэтапно откажется от 60–70% своих мощностей.

«Наша ГТС способна транспортировать 145 млрд куб. м газа в год из России в Европу, но в следующем году транзит составит всего 40 млрд куб. м. Нам не нужна такая компрессорная мощность, которую мы имеем сейчас. Нам придется поэтапно отказаться от 60–70% мощностей, потому что они просто не нужны», — рассказал Сергей Макогон в интервью S&P Global Platts.

ГТС нужно будет уменьшить мощности для сокращения расходов, поскольку через пять лет, возможно, придется обеспечивать социально приемлемые тарифы в случае потери транзита российского «Газпрома».

По словам Макагона, уже определены компрессорные станции, которые будут сокращены: «Сейчас мы находимся в процессе подготовки, и через пять лет наша система будет полностью оптимизирована и будет функционировать в новых рыночных условиях».

Частично порежут на металлолом

Эксперт энергетического рынка Валентин Землянский отмечает, что объемы транзита по украинской ГТС после постройки «Северного потока – 2» будут однозначно снижаться, весь вопрос в том, насколько Украина останется в логике кооперации, которая уже была опробована.

«Это когда в ПХГ оставляют газ в режиме транзита, а потом зимой — забирают. В этом случае определенные объемы будут сохраняться, поскольку будет существовать запрос на подъем газа, находящегося в хранилищах. Как это будет в абсолютных цифрах, сейчас сказать достаточно сложно, поскольку не понятно, какой будет спрос в Европе, как будет складываться конъюнктура», — сказал в комментарии Украина.ру Валентин Землянский.
По словам эксперта, украинскую ГТС в любом случае придется оптимизировать.

Что такое украинская гтс. 1028957212. Что такое украинская гтс фото. Что такое украинская гтс-1028957212. картинка Что такое украинская гтс. картинка 1028957212. «Нет ничего, даже намека, никаких официальных или неофициальных переговоров… Русские не хотят начинать эти обсуждения», — заявил Юрий Витренко.

Сейчас говорить о том, что экономическая составляющая возьмет верх над политической, достаточно сложно: зависшее состояние, на которое накладывается еще и коронакризис, стагнирующая экономика — не понятно, какой будет спрос на газ в ЕС. Я думаю, что в Газпроме есть экономическое обоснование (то есть они считали), но насколько это будет реализовано, пока не скажет никто.

Но «Газпром» заинтересован в сохранении украинского маршрута в любом случае, потому что есть предпочтения европейских партеров относительно маршрутов доставки. Например, итальянцы высказывали свое пожелание, и их украинский маршрут устраивает, а это самая дальняя точка. Поэтому это больше вопрос трехсторонних переговоров и достижения договоренностей в трехстороннем формате. Но сейчас мы о таких переговорах ничего не слышим. И я боюсь, что украинская сторона опомнится перед самым окончанием действия пятилетнего транзитного контракта», — заключил Валентин Землянский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *