Что такое цвет и цветовые отношения

Метод работы цветовыми отношениями

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Метод работы с цветовыми отношениями – это грамотное изображение с натуры, передача ее объемных, пространственных и материальных качеств основывающийся на методе пропорционального переложения зрительного образа цветовых отношений природы на диапазон красок палитры. Сущность передаваемых в этюде (быстрый набросок с натуры) цветовых отношений вытекает из сущности отношений, воспринимаемых зрением. Причем построение цветовых отношений этюда производится с учетом общего тонового н цветового состояния освещенности (зависящих от силы и спектрального состава освещения — цвета освещения). Метод работы отношениями является основным законом живописной грамоты.

С самого начала обучения необходимо работать методом цветовых отношений. Нельзя копировать каждый цвет «точь-в-точь» и отдельно от остальных. При таком копировании невозможно увидеть взаимосвязь цветов, их различия. В результате такого копирования получится далекое от живого зрительного впечатления изображение. Все краски на этюде могут быть правильно взяты только относительно друг к другу, подобно тому как в рисунке все величины могут быть изображены только в относительных пропорциях. Цвет в живописи тоже необходимо находить только в сравнении с окружающими его цветами и изображать их в пропорциональных отношениях.

Замечательные русские и советские художники всегда отстаивали мысль о том, что только работая отношениями, можно овладеть профессиональным мастерством живописи. Художник и педагог Н. П. Крымов, например, отмечал: «Цвет появляется в сочетаниях, живописных отношениях. Если живописные отношения неверны, то самые чистые краски могут смотреться мазней».

Метод работы отношений включает в себя :

1. Отношения пропорций;

2. Тональные отношения;

3. Цветовые отношения.

Закон отношений — это закон физиологии и психологии зрительного восприятия окружающей действительности, ее форм, цвета и материальности, и проявляется он соответствующим образом при восприятии не только натуры, но и рисунка, тонального и живописного изображения.

1. Пропорции — это отношение размеров. Когда мы говорим «высокий дом или приземистое строение», «худой человек или толстый», то имеем в виду характерность их пропорций. Вот две бутылки: одна из-под молока, а другая из-под минеральной воды. Если их сравнивать — они очень различны. Различны соотношения высоты н ширины, размеры их горлышка и дна. Нельзя их нарисовать правдиво, не передав их пропорции. Подобно этому и все другие предметы: табурет и стол, арбуз и тыква, собака и кошка — имеют свою характерную форму, определяемую пропорциями н строением.

Пропорциональные соотношения размеров — важнейшая задача рисовальщика.

Из сказанного можно заключить, что, рисуя предметы с натуры, не обязательно выполнять их в натуральную величину, достаточно передать на бумаге лишь правильные пропорциональные размеры.

2. Тональные отношения – это отношения между светлотой и цветом предметов и связанная с ними материальность, воспринимаемая нашим сознанием правдоподобно в том случае, если тональные различия предметов переданы на изобразительной плоскости пропорционально натурным.

Что такое цвет и цветовые отношения. image001. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image001. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image001. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Приведем примеры. В течение дня освещенность сильно меняется, но при всех этих условиях воспринимаемая светлота определенной поверхности является практически неизменной. Лист бумаги мы видим белым и в полдень, и вечером, при ясном и при облачном небе или при меньшем и большем удалении от окна. Если установить в нейтральном окружении три диска — белый, серый и черный — и направлять на них сильный или слабый свет, мы будем видеть разницу этих ахроматических цветов без изменений. Но попробуем осветить более сильным светом только серый диск, и его невозможно отличить от белого. Это происходит потому, что предметные цвета вместе с их светлотой узнаются независимо от изменившегося освещения, если только увеличение или уменьшение силы света было одинаковым одновременно для всех обозреваемых предметов. Другими словами, можно (до известного предела, конечно) увеличивать или уменьшать силу освещенности поверхностей и восприятие их не изменится, если при этом будут сохранены их пропорциональные тоновые отношения. Таким образом, наши зрительные впечатления определяются отношениями яркостей. Если отношения яркостей на рисунке или этюде сохранены, картина действительности будет выглядеть неизменной и правдивой. Будут переданы и материальность предметов, и пространственное их удаление.

Из всего этого можно заключить, что тональное изображение (тональный рисунок), основывается на построении светлотных отношений, пропорциональных зрительному образу натуры. На рис. представлен учебный натюрморт со шкалой тонов. Рисунок схематично показывает, как тональные возможности карандаша могут быть использованы в построении тональных отношений натуры.

Чтобы правильно передать цветовые отношения натурной постановки при изображении формы каждого предмета, необходимо определить:

во-первых, его цветовой оттенок (синий, желтый, зеленый и т. д.);

во-вторых, отношения (различия) этих цветов по светлоте (по тону), то есть во сколько раз светлее или темнее друг друга;

в-третьих, интенсивность и насыщенность каждого цвета предмета (и его поверхностей) но отношению к другим.

В процессе работы надо постоянно помнить, что каждый цвет на свету, в тени, в полутени и т. д. важен не сам по себе, а только в связи с другими. Важна доля его участия в общем цветовом строе, его отличие от других.

Неправильно взятые по тону и силе цвета (то есть по светлоте и насыщенности) цветовые отношения ведут к путанице в изображении пространственных планов, и особенно отрицательно это сказывается на выявлении материальных качеств изображаемых предметов, на состоянии их освещенности.

Что такое цвет и цветовые отношения. image002. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image002. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image002. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Обратите внимание, как на рисунке изображены ромашки на лугу. Все знают, что у ромашки белые лепестки. Однако в теневой и в освещенной части лужайки, лепестки ромашек написаны разным цветом красок. Для изображения ромашек художник использует принцип цветовых отношений. Если смотреть на каждую ромашку отдельно, стоя на этом лугу, то наши глаза увидят на лепестках белый цвет. Однако при цельном восприятии натуры, мы видим, что отношения цветов в освещенной части будет отличаться от теневой части картины. Если внимательно присмотреться и сравнить каждый лепесток ромашек с белым цветом листа бумаги, то Вы не найдете на этой картине чистого белого цвета, хотя глядя на картину у нас не остается сомнений, что художник нарисовал именно белые ромашки.

1. В момент наблюдения, при определении цветовых отношений «распустить» глаза на всю натуру. Смотреть расфокусированным взором, не сосредотачиваясь на каком-то одном объекте.

2. Можно прищуриваться. С прищуриванием резко уменьшается количество света, попадающего в глаз, в результате этого, как в сумерках, перестают замечаться второстепенные детали.

3. Р. Фальк для цельности видения рекомендовал вырезать в куске картона прямоугольное отверстие (2X1 см) и смотреть на натуру в плоскости этого окошка Глаз получает при этом целостный живописный строй основных цветовых отношений натуры, похожий на мозаику из драгоценных камней.

4. Воспринять натуру цельно и понять ее цветовые отношения можно также с помощью «черного зеркала». Если закрасить одну сторону прозрачного стекла черной краской, то получим зеркало, в котором при ярком солнечном освещении можно рассматривать объекты пейзажа в пониженной яркости. В таком зеркале предметы отражаются в одной плоскости в уменьшенном виде, их можно охватить взором все одновременно. Это позволит точнее уловить тональные и цветовые отношения натуры.

Источник

Теория цвета, контраст

Многие говорят, что цвет — это чисто субъективная вещь и в ней нет каких то правил или принципов. На самом же деле, как и в любой науке, здесь есть место и теории. Цвет помогает дополнить тот смысл и идею, которые вы хотите вложить в свою работу, и правильное его использование помогает сделать ваш продукт более заметным и профессионально выглядящим.

Многие исследователи занимались вопросами цвета, и одним из самых заметных, несомненно, был Иоханнес Иттен, автор книги «Искусство цвета». В своей работе автор рассматривает множество аспектов колористики: психологическое воздействие цвета, «вес» каждого оттенка, сочетание цвета и формы и многое другое.

Начнём с самого понятного — сочетания цветов. Именно работа цветов в паре или группе оказывает самое непосредственное влияние на первое впечатление от рисунка. Для этого используется термин «контраст» — то есть, сопоставление двух и более цветов таким образом, чтобы их можно было эффективно сравнить и показать различия. Контраст помогает выявить динамику рисунка, его настроение, характер, цель. Иттен выделяет семь основных групп контраста:

Контраст по цвету — одна из наиболее простых схем работы. Как говорится в книге Иттена, «Он выражается во взаимодействии предельной насыщенности чистых цветов. Как белый и чёрный являют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и первичные цвета, жёлтый, синий и красный, наделены свойством наиболее сильного цветового контраста, создающего впечатление простоты, силы и решительности. Интенсивность цветового контраста ослабевает от первичных — к цветам третьего порядка».

Проще говоря, если вы для своей работы выберете сочетания двух (желательно противоположных) цветов, причём в их насыщенной форме, и поставите рядом, у вас получится очень звучный и насыщенный контраст. Но главное знать меру, уметь «приглушать» такие сочетания и правильно распределять массы. Иначе вы рискуете получить очень яркую картинку без акцента на какую-либо деталь.

Как пример: на картинке со стикером вы можете увидеть несколько видов контраста, но ведущий в нём — контраст по цвету. Противопоставление красного и синего цветов дает очень звучное сочетание, но чтобы оно смотрелось более спокойно, использованы приглушённые тона. Синего на картинке больше — это создаёт обрамление для тех небольших красных насыщенных пятен, которые можно увидеть на лице девушки.

Второй пример: постер из игры Prey. Как видите, тут используется контраст предельно насыщенных цветов, но за счёт распределения масс, этот контраст выглядит гармонично и в нём чётко расставлены акценты.

Что такое цвет и цветовые отношения. ndzk7du3o01bxio3qkyf zjlb3m. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-ndzk7du3o01bxio3qkyf zjlb3m. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка ndzk7du3o01bxio3qkyf zjlb3m. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Что такое цвет и цветовые отношения. . Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка . МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Контраст светлого и темного. Кажется, данная сочетаемость цветов является самой понятной. Она основана на использовании цветов различной светлоты и тоновых градаций цвета. Светлое пятно будет выделяться в тёмном окружении, как и тёмное пятно будет выделяться на светлом фоне.

Все цвета могут быть осветлены белым или затемнены чёрным. У каждого цвета есть свой тон — это очень легко проверить, просто попробуйте сделать цвета на цветовом круге чёрно-белыми. Но вот здесь и кроется главная проблема. Не все цвета могут планомерно становиться светлыми или тёмными. Некоторые из них, если их начать осветлять или затемнять, начинают терять насыщенность, и это может стать проблемой — особенно в рамках мобильного арта. Лучше всего это решить использованием другого цвета, а не затемнением оригинального — это поможет избежать примешивания в картинку «грязи».

Иттен говорит следующее: «Чистый жёлтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый — пятой, красный — шестой, синий — восьмой, а фиолетовый — десятой. Насыщенный жёлтый цвет является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый — самым тёмным. Так что жёлтый цвет, чтобы совпасть с тёмными тонами серой шкалы, должен приглушаться, начиная уже с четвёртой ступени. Чистые красный и синий цвета расположены более глубоко, на расстоянии всего нескольких ступеней от чёрного и далеко от белого. Каждая примесь чёрного или белого уменьшает их насыщенность».

Итак, при создании контраста светлого и темного необходимо учитывать две вещи — контраст цветов и контраст тона этих цветов. И это даёт вам контроль над тем, какую глубину изображению вы хотите задать, и какие элементы хотите выделить или задвинуть (хотя и здесь есть свои исключения — о них чуть позже).

Разберем всё на конкретном примере. Взгляните на скриншот карты из игры Cut the Rope 2. Если перевести картинку в ч/б и проанализировать её, то видно, что главная сюжетная дорожка — самый светлый и яркий элемент на экране, лежащей на лужайке среднего тона. Так же ярко выделяются монетки в верхней части экрана, так как они лежат на тёмном фоне деревьев и создают хороший контраст. Сами деревья (сверху и снизу) слиты по тону в одно темное пятно с небольшой вариацией цвета — это сделано намеренно, чтобы создать нужный фокус на экране, но при этом не делать его скучным. Кнопки хоть и не сильно контрастируют с фоном по тону, но они выделяются по цвету.

Что такое цвет и цветовые отношения. nog6fout5ashplycpzq6qke5dzq. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-nog6fout5ashplycpzq6qke5dzq. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка nog6fout5ashplycpzq6qke5dzq. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Контраст тёплых и холодных цветов. Можно сказать, что этот контраст — самый простой. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть «тёплыми цветами», а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — «холодными». И в принципе, эта формула прекрасно работает.

Но как и везде, здесь тоже есть свои нюансы. Например, стоит уделить внимание тому, какой именно оттенок цвета используется и в каком окружении используется этот цвет.

Возьмём для наглядности конкретные примеры. На картинке ниже вы видите очень простой стикер в технике flat colors. Кожа у обеих девушек одного оттенка, но волосы — разные оттенки одного цвета. Что получается в итоге? Во-первых, волосы слева смотрятся теплее тех, что справа (то есть, один и тот же цвет может казаться теплее или холоднее). Во-вторых, кожа в окружении разных тонов фиолетового смотрится по разному. Кожа девушки слева кажется темнее и теплее, чем кожа девушки справа.

Это подтверждает общую теорию: оттенок и окружение могут сильно повлиять на впечатление от цвета. Это инструмент, который важно понимать и уметь им пользоваться. Порой кажущийся холодным цвет — это всего лишь более «серая» версия цвета тёплого, но при взаимодействии друг с другом они образуют пару тёплый/холодный.

Также не стоит забывать о воздействии тёплых и холодных тонов на изображение в целом. Из книги Иттена: «В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает свойством влиять на ощущение приближённости и удалённости изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений».

Если кратко — холодные тона отдаляют предмет, тёплые — приближают. Если вам важно отбить какой то элемент от фона — сделайте фон холодным, а элемент (кнопку, например) тёплым. Это очень эффективный прием, используемый в мобильных играх. Как пример, посмотрите на скриншот из игры Cut the Rope 2.

Что такое цвет и цветовые отношения. duarlv9wpsryyzmksigbnsr7nqw. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-duarlv9wpsryyzmksigbnsr7nqw. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка duarlv9wpsryyzmksigbnsr7nqw. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Что такое цвет и цветовые отношения. . Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка . МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Контраст дополнительных (комплиментарных) цветов. Из книги Иттена: «Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным».

Что мы можем вынести из этого определения? Первое: дополнительные цвета — это цвета, расположенные друг напротив друга на цветовом круге. Если смешать два таких цвета, получится нейтральный серый. Ну а если поставить два таких цвета рядом друг с другом, они будут создавать очень яркий контраст.

В качестве наглядного примера можно взять несколько пар, которые подходят под данное определение. Это жёлтый и фиолетовый, жёлто-оранжевый и сине-фиолетовый, оранжевый и синий, красно-оранжевый и сине-зелёный, красный и зелёный, красно-фиолетовый и жёлто-зелёный.

Дополнительные цвета придают картине особую уверенность и звучность. При этом, что немаловажно, оба таких цвета сохраняют свою интенсивность в картине, поэтому крайне важно уметь балансировать их по массе, чтобы один цвет не «задавил» другой.

Ещё один немаловажный момент — каждая пара дополнительных цветов обладает другими характеристиками. Так, пара жёлтый и фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый и сине-зелёный — это не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого. Именно поэтому важно грамотно подбирать пару таких цветов в соответствии с темой вашей картины, чтобы цвет усиливал смысл, а не давил его своей яркостью.

Проанализируем пример. За основу взята пара «красно-оранжевый и сине-зелёный» — пара, которая подчеркивает тему природы, связанной с феей. Обратите внимание, как зелёные крылья выделяются на фоне красно-оранжевых волос и красноватой кожи. Всё это помогает создать нужный образ и поддерживать его.

Что такое цвет и цветовые отношения. . Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка . МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Симультанный контраст. Из книги Иттена: «Понятие ‘симультанный контраст’ обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно (то есть, одновременно) порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникает по одной и той же причине».

Если говорить проще, то симультанным контрастом называют такое сочетание цветов, при котором в наших глазах происходит искажение реальной цветовой информации и порождение нового цвета (или искажение текущего), которого нет на рисунке. Это эффект проявляется при использовании двух не прямо дополнительных цветов.

Этот эффект сложно объяснить, так как его невозможно зафиксировать, но давайте попробуем рассмотреть его на примере. Обратите внимание на кожу девушки, особенно на цвет кожи в теневой части лица, прямо у волос. Как вы думаете, какой это цвет? Если вы думаете, что это какой то оттенок зелёного, то вы ошибаетесь — это совершенно не так. Это средненасыщенный оттенок оранжевого. А вот те зеленоватые пряди на волосах на макушке? Это тёмный вариант жёлтого. Голова идет кругом, правда?

Это контраст, создаваемый окружением. Серый на фоне тёплой кожи будет казаться либо синеватым, либо зеленоватым, приглушённый оранжевый на фоне красного будет казаться зеленоватым и т.д. Импрессионисты как никто другой понимали ценность этого контраста, и активно использовали его в своих работах. Так что будьте аккуратны, наблюдательны, и пробуйте изучать воздействие цветов друг на друга через рисунок.

Что такое цвет и цветовые отношения. t0ygbnlmzuh osie8a qvrj z3s. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-t0ygbnlmzuh osie8a qvrj z3s. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка t0ygbnlmzuh osie8a qvrj z3s. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Контраст по насыщенности. Из книги Иттена: «Слова ‘контраст по насыщенности’ фиксируют противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными. Спектральные цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты. Среди пигментных цветов мы также имеем цвета максимальной насыщенности. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою насыщенность».

То есть, контраст по насыщенности — это контраст цветов, отличающихся по степени чистоты. Например, можно использовать пару ярко-красного и средненасыщенного жёлтого, и это будет считаться контрастом по насыщенности. Либо можно приглушить всю гамму рисунка, держа его в рамках средненасыщенных цветов, и выделить какие-то особо интересные элементы ярким насыщенным цветом. Такой тип контраста особо хорош для выделения определённых точек интереса.

Как можно приглушить цвета? В традиционной живописи сделать это можно путём добавления чёрного, белого, серого и дополнительного цвета в основную смесь. В цифровой живописи (в частности, в Photoshop) есть много других полезный инструментов — Vibrance, Photo filter, Hue/saturation, Exposure и тому подобное.

Но спрашивается, зачем вообще приглушать цвета? Дело в том, что когда на картинке всё равнонасыщенно, бывает сложно увидеть иерархию объектов на картинке, и глаз зрителя разбегается. Взгляните на картинку нижу. На данном очень сдержанном в плане цвета скетче персонажа мы видим, как на фоне ненасыщенной в свете бороды выделяется цветная насыщенная тень этой же бороды. Или как на фоне средненасыщенной тени глаз выделяются желтоватые более насыщенные зрачки. Более насыщенный шрам на лице так же выделяется на фоне средненасыщенной кожи. Всё это помогает правильно расставить акценты на картинке и донести важные для описания персонажа детали.

Что такое цвет и цветовые отношения. . Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка . МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Контраст по площади цветовых пятен. Из книги Иттена: «Контраст по площади цветовых пятен характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность — противопоставление между ‘много’ и ‘мало’, ‘большой’ и ‘маленький’».

Иттен так же говорит, что у каждого цвета есть свой «вес», и если измерять цвета по шкале от 1 (самый тёмный) до 10 (самый светлый), то мы получим вот такую таблицу: желтый — 9, оранжевый — 8, красный — 6, фиолетовый — 3, синий — 4, зеленый — 6. Чтобы правильно выстроить взаимоотношения цветов на картине, нужно грамотно распределять эти массы. Если мы берём фиолетовый и жёлтый, то видим, что фиолетовый — 3, а жёлтый — 9. Чтобы массы смотрелись гармонично и не перевешивали друг друга, нужно привести их к правильному соотношению — из 3/9 мы получим 1/3, а это значит, что на одну часть фиолетового должно приходиться три части жёлтого.

Сгармонизованные в своих размерах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст по площади цветовых пятен в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.

Если же нужно нарушить гармонию и создать резкий контраст, придётся использовать другие соотношения. Главное чтобы выбор соответствовал настроению и характеру картины.

Представленная система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых пятен. Оба фактора — и насыщенность, и размер цветового пятна — самым тесным образом связаны между собой.

Что такое цвет и цветовые отношения. pncdptiefprcw5ffrl0q yehgfc. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-pncdptiefprcw5ffrl0q yehgfc. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка pncdptiefprcw5ffrl0q yehgfc. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Главное, о чём ни в коем случае нельзя забывать — это важность понимания того, что знание о цвете нужно подкреплять и анализом чужих работ, и чтением теории, и практикой. Без этого очень сложно понять суть явления цвета и начать грамотно его использовать.

Источник

Теория цвета как основа для дизайна и иллюстрации

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Цвета присутствуют во всем, выражаясь во множестве оттенков, градиентов и комбинаций. Если повнимательнее рассмотреть окружающий нас мир, то можно удивиться, насколько большим разнообразием цветов и оттенков он наполнен. В то время как некоторые из них непосредственно вызывают в нас приятные чувства, существуют также и уникальные цветовые смеси, оказывающее заметное влияние на человеческие эмоции. Для лучшего же понимания всех этих особенностей, необходимо знать теорию цвета.

Для дизайнеров эта теория является руководящим принципом, определяющим восприятие и, в частности, применение цветов. Что в живописи, что в дизайне, что в иллюстрации, цвета имеют первостепенное значение. Для эффективного их использования важно быть знакомым с такими понятиями, как комплементарные (дополнительные) цвета, сплит-комплементарные и триадические. Все их усвоить можно, опять же, исходя из теории цвета. Дизайнеры зачастую опираются на нее и цветовой круг при выборе подходящих цветовых смесей, способных передать посыл и эмоции бренда или людей.

Независимо от того, работаете ли вы профессиональным дизайнером или иллюстратором, а может просто увлекаетесь живописью, чем больше вы знаете о теории цвета, тем лучших результатов достигаете. С ее помощью можно получить ответы на ряд важнейших вопросов, например какие цвета смешивать для получения нужного тона, или какой уровень оттенка, насыщенности и яркости будет более подходящим. В данной статье я познакомлю вас с основами этой теории, а также представлю некоторые советы и эффективные способы достижения цветовой гармонии и совершенного дизайна.

Немного истории

В древности цвета существовали в форме пигментов, например в виде цветной почвы, угля или животного жира. Древние цивилизации, например Египтяне создавали произведения искусства с помощью пигментов, получаемых из минералов, в связи с чем наиболее распространенным в их произведениях был синий цвет. С течением лет различные выдающиеся художники привносили весомый вклад в живопись, и эволюция цвета продолжалась. Тот же великий Леонардо да Винчи исследовал различные особенности и принципы создания цветов, о чем писал в своих рукописях.

С тех пор история цвета развивалась путем исследований и научных экспериментов. В 18 веке уже начала формироваться сама наука о цвете – колористика. В 1704 году сэр Исаак Ньютон совершил прорыв, когда в результате эксперимента с призмой открыл, что свет состоит из нескольких цветов. Несмотря на то, что тогда многие сочли это утверждение спорным ввиду всеобщего убеждения, что свет является бесцветным, открытие все же легло в основу известной нам сегодня теории цвета.

Эксперименты показали, что красный, желтый и синий являются основными цветами, из которых можно получить все остальные. Ньютон также создал первую версию цветового круга, который существенно повлиял на дальнейшую историю и принципы работы с цветом. Параллельно с этим начала формироваться и другая концепция, определявшая, что, смешиванием основных цветов можно получать уже другие, а именно фиолетовый, оранжевый и зеленый. Трансформация знаний продолжалась, и цветовой круг постепенно дорабатывался.

В дальнейшем благодаря системе Манселла он был дополнен третичными цветами, такими как желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. Альфред Манселл также был выдающимся исследователем цвета, который расширил размерность идей Исаака Ньютона. В своих работах Манселл определил, что двухмерный цветовой круг подходит для описания только одного измерения цвета. В итоге он первым представил цвет в трехмерном цветовом пространстве через три его атрибута: тон, значение (яркость) и хроматичность. Сегодня дизайнеры используют цветовой круг для создания красивых притягательных работ с помощью палитр, в основе которых лежит теория цвета.

Цвет и его теория

Чтобы лучше понять цвет и его теорию, мы для начала вспомним, какие в цветовом круге существуют категории.

Основные цвета выступают основой для получения всех остальных цветов. К ним относятся красный, синий и желтый. (примечание: данное определение характерно для художественной системы цветовоспроизведения, которая расходится с аддитивной системой RGB Максвелла, где основными цветами являются красный, зеленый и синий).

Вторичные цвета получаются совмещением двух основных. К ним относятся оранжевый, фиолетовый и зеленый.

Третичные цвета создаются смешиванием основных со вторичными. Всего их насчитывается шесть: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый и желто-оранжевый.

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Категории цветов
Цветовой круг представляет основные, вторичные, третичные цвета, а также их оттенки, тени и тональности. Он выступает в качестве ориентира, позволяя дизайнерам создавать уникальные и привлекательные цветовые палитры.

Основные термины колористики

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Различные температуры цветов

Тон указывает на цветовой пигмент и может полноправно называться соответствующим цветом.

Хроматичность описывает чистоту цвета. Высокая хроматичность тона указывает на то, что в нем отсутствует черный, серый и белый. С другой стороны, присутствие черного или серого просто снижает хроматичность. Дизайнер должен понимать, что следует избегать использования тонов со схожей хроматичностью и предпочитать брать те, чья хроматичность отличается на несколько оттенков.

Насыщенность определяет, как выглядит тон при различный условиях освещения. Для достижения цветового соответствия рекомендуется использовать степени насыщенности, максимально приближенные к природным.

Тональности представляют цвета, получающиеся после добавлении в тон серого. Смотрятся они тускло и скучно, как старые программы, в связи с чем подходят далеко не для всех дизайнерских решений. Тем не менее, если в проект нужно добавить винтажный эффект, с их помощью можно сделать это более элегантно.

Тени используются для затемнения цвета путем добавления в его тон черного.

Значение (яркость) цвета отражает его светлоту или темноту.

Оттенок противоположен тени и отражает, сколько белого было добавлено к цвету. Оттенки зачастую применяются в области женского дизайна, и их в изобилии можно встретить на сайтах, посвященных родительству или воспитанию юных детишек.

Цветовые палитры

Смешивание цветов в поиске нужных комбинаций является интересным и увлекательным занятием, особенно для дизайнеров. С помощью цветовой палитры они добиваются нужных красочных решений при проектировании UI или логотипов. В умелых руках таким образом создаются визуально привлекательные фирменные стили, которые успешно резонируют с эмоциями целевой аудитории.

Дизайнер оперирует богатым арсеналом цветовых схем, при использовании которых очень важно добиваться гармонии. В этом как раз и помогают цветовые палитры, позволяя получать согласованный и эстетически привлекательный дизайн. Придуманы они были не одно тысячелетие назад, но в современной цифровой эпохе получили еще большую популярность. Цветовые палитры представляются в форме HEX-кодов, с помощью которых мы сообщаем компьютеру о том, какой цвет нам нужен.

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Цветовая палитра

Виды цветовых палитр

Монохроматическая
Подразумевает использование одного цвета, его тональностей и теней. Монохроматическая цветовая гармония всегда оказывается предпочтительным выбором. За счет уникального контраста оттенков она делает дизайн более привлекательным.

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Монохроматическая цветовая схема

Аналоговая
Аналоговые палитры основываются на цветах, располагающихся рядом на цветовом круге. Такие палитры используются в случаях, когда нужно создать дизайн без контрастов. В оформлении сайтов это означает соблюдение гармонии цвета за счет заполнения фона страницы аналоговыми цветами.

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Аналоговая цветовая схема

Комплементарная
Комплементарная палитра строится на основе двух противоположных цветов круга и используется для создания эффекта контраста.

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Комплементарная цветовая схема

Сплит-комплементарная
В основе сплит-комплементарной схемы лежит та же контрастная пара цветов, только в этом случае один из них разбивается на два соседних.

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Сплит-комплементарная цветовая схема

Триадическая
Триадическая цветовая схема строится из трех равноудаленных друг от друга цветов круга. С помощью такой палитры удается одновременно добиться и контраста, и гармонии.

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Триадическая цветовая схема

Прямоугольная
Прямоугольная палитра включает две пары комплементарных цветов. Наиболее опытные дизайнеры используют ее для создания завораживающих изображений.

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Прямоугольная цветовая схема

В современном цифровом мире существует широкий спектр инструментов для создания цветовых палитр. Можно выбирать цвета из предлагаемого этими инструментами круга и автоматически генерировать HEX-коды для дальнейшего использования в проектах. Существуют также инструменты, генерирующие цветовые палитры на основе загружаемых изображений. Такой способ создания нужных палитр очень эффективен и существенно сокращает время разработки дизайна.

К известным инструментам работы с палитрами относятся:

Adobe Color
Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Coolors
Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Canva Color Wheel
Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Paletton
Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Color Hunt
Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Психология цвета

Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. В окружающей нас повседневной действительности можно заметить, что, как правило, яркие и привлекательные цвета оказываются более желанными и притягательными, в то время как темные оттенки обычно навевают хмурое настроение и чаще ассоциируются со стариной.

То же можно сказать о тепловом восприятии цветов. Например, красный, оранжевый и желтый ассоциируются с ощущением тепла, синие оттенки, наоборот, связывают с холодом или водой, а зеленые цвета с природой. Все эти ощущения являются результатом того, как именно глаза воспринимают цвет, передавая в мозг определенный сигнал, который обрабатывается мозгом и отражается в том или ином настроении. Исследованиями в области психологии восприятия цвета занимаются многие ученые, и на этот счет существуют различные теории.

Все большее число как небольших фирм, так и крупных корпораций используют данные этих исследований для формирования бренда и разработки сопутствующего дизайна, который будет вызывать у целевой аудитории правильные ассоциации и устойчиво фиксироваться в памяти. В случае удачного подбора цветов и их согласования с задачей бренда на выходе получается изящный дизайн, который делает конечный продукт очень привлекательным и запоминающимся.
На протяжении десятилетий многие крупнейшие корпорации инвестировали в разработку логотипов и маркетинговых стратегий согласно психологии цвета. Некоторые из них определили публичный образ компании с помощью особого дизайна логотипа и комбинации цветов, что сделало их узнаваемыми и заложило в целевую аудиторию определенные ассоциации.

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Психология восприятия цвета

Культурные различия в восприятии цветов

Очень важным фактором в дизайне, не подчиняющимся никакому своду правил, являются культурные различия. В нашем полном разнообразия мире каждый регион имеет свои психологические отличия, сформированные разными культурными особенностями. К примеру, в некоторых западных странах белый цвет считается символом чистоты и надежды, но в то же время в других культурах он ассоциируется с печалью и утратой.

Некоторые другие цвета, например желтый или оранжевый, обычно воспринимаются как отражающие надежду, радость и позитив. Аналогичным образом красный почти повсеместно считается цветом опасности или молодости и энергичности. Синий ассоциируют со спокойствием, умиротворением и стабильностью.

Это говорит о том, что дизайнеру важно понимать задачи и суть разрабатываемого им фирменного стиля, а также учитывать целевую аудиторию. Исходя из потенциальной клиентской базы в общий дизайн бренда могут вносится небольшие доработки с целью соответствия локальным особенностям аудитории. В иных случаях предпочтение может отдаваться универсальному дизайну, подходящему всем возможным регионам присутствия компании.

Согласованность цветов фирменных стилей

При создании цветовой палитры важно добиться уникальности бренда. Здесь дизайнеру нужно учесть ряд факторов, например фирменный дизайн конкурентов и их цветовые схемы. Использование схожей цветовой палитры может вызвать путаницу среди потребителей. Однако при этом не обязательно брать абсолютно иную цветовую гамму, лучше будет просто обыграть аналогичную в собственном ключе. Например, сети McDonald’s и Burger King обе работают в сфере быстрого питания и предлагают аналогичный сервис. При этом и тот, и другой бренд используют в фирменном стиле комбинацию красного и желтого.

Кроме того, уникальность бренду могут добавить нестандартные цвета. Типичным подходом к реализации подобных решений является использование цветовых комбинаций с акцентами. Это делает общий дизайн модным и привлекательным. Ниже приведены некоторые уникальные комбинации (источник), призванные подтолкнуть вас к более углубленному изучению подобных цветовых палитр.

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Что такое цвет и цветовые отношения. image loader. Что такое цвет и цветовые отношения фото. Что такое цвет и цветовые отношения-image loader. картинка Что такое цвет и цветовые отношения. картинка image loader. МЕТОД РАБОТЫ ЦВЕТОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Рекомендации по выбору цветов

Заключение

Колористика является достаточно сложной наукой, но при грамотном ее изучении с самых основ сложностей на пути освоения возникнуть не должно. Она послужит трамплином, который позволит вам начать самостоятельно нарабатывать базу знаний для создания характерных и цепляющих глаз дизайнерских решений.

Важно научиться использовать сложные цветовые палитры, так как это позволит добиваться высокой эстетичности конечного результата. Помимо теорий и принципов, выступающих основами, дизайнерам необходимо также учитывать и понимать такие дополнительные факторы, как эмоции целевой аудитории, региональные особенности ее психологии, а также задачи самого бренда. Все это говорит о том, что для наращивания навыков и создания беспрецедентных дизайнерских проектов нужно использовать не только формальные принципы работы с цветом, но также опираться на интуицию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *