Что такое цуба у меча
Цуба для катаны
Наверное, все знают, что японские мечи значительно отличаются от европейских. И главное их отличие в том, что они разборные. Поэтому не только сам меч, но и многие его детали вполне могут послужить объектом для коллекционирования — собирают же люди пробки от бутылок? Но только надо знать, что для коллекционеров самая привлекательная после клинка деталь — это цуба. А вот о том, что такое цуба, мы вам сейчас и расскажем.
Чтобы на клинок не сползала рука
Проста и красива
Оглядись, прекрасное вокруг тебя!
Однако не материал, а то, что окружало мастеров цубако, составляло основу их искусства: литературные произведения, природа, сценки из городской жизни — ничто не ускользало от их пристального внимания, все могло стать основой для оформления цубы. В результате искусство украшения цуб стало подлинно национальным художественным явлением, пережившим века.
Мастерство изготовления цуб в Японии было ремеслом, которое передавалось по наследству. Бусидо порицал ношение самураем колец, серег и прочих украшений. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубы. Тем самым без формального нарушения кодекса самурай показывал окружающим свои вкус и богатство.
Средний диаметр цубы для катаны составлял 7,5-8, для более короткого вакидзаси — 6,2-6,6, для кинжала танто — 4,5-6 сантиметров. При этом наиболее распространённый размер цубы — 6-8 сантиметров при толщине 4-5 миллиметров и весе около 100 граммов. В центральное отверстие накаго-ана входил хвостовик меча, а в два боковых просовывались ножичек кодзука и шпилька когаи, закреплённые на ножнах меча. Самыми популярными были цубы круглой формы. Однако фантазия их создателей была поистине безграничной, так что встречались цубы и строгих геометрических форм, и в виде листа кувшинки или иероглифа.
Лицом не наружу, а внутрь!
Хотя декором покрывались обе стороны цубы, особенное внимание уделяли всё-таки лицевой. Вот только развёрнута она была по отношению к рукоятке не наружу, а… внутрь, что давало возможность насладиться её красотой окружающим, которые видели её за поясом у самурая. Обратная сторона могла продолжать сюжет, начатый на лицевой, и быть обозримой лишь с позволения владельца меча.
За свою многовековую историю в Японии возникло множество школ и стилей мастеров-производителей цуб, были разработаны техники и сюжеты, так что рассказ о них будет неполным, если хотя бы немного не упомянуть ещё и об этом.
Одна из наиболее старых техник отделки цуб состоит, как это ни странно, в имитации на их поверхности грубой кузнечной работы, при которой на выкованной поверхности отчётливо видны следы молота без следов какой бы то ни было отделки. Иной мастер мог бы ограничиться этим, ведь в оружии главное — клинок. Однако уравновесить грубую кузнечную работу вполне могли словно случайно упавшие на тёмный металл крошечные лепестки цветка сакуры из белого металла или маленький демон из меди или бронзы с серебряными клыками, когтями и золотыми браслетами на руках где-нибудь на самом краю. Это прямой намёк на большое умение и независимый характер мастера-изготовителя цубы — цубако.
Ещё один «паспорт»
Простой прорезной рисунок на поверхности цубы мог представлять собой мон — личный герб самурая, нанесённый так, чтобы его было хорошо видно, когда меч находился у воина за поясом. По нему всякий мог опознать воина, потому что моны в Японии долгое время заменяли паспорта. Цветок ириса считался символом самурайского сословия, бамбук означал стойкость и упорство. А вот выгравированное на цубе изображение боевого рога ямабуси — древних воинов Японии — имело чисто практический и сакральный смысл. В этот рог из большой морской раковины трубили как на поле сражения, так и во время различных священных церемоний.
Интересно, что в большинстве случаев рисунки на цубах были очень мирными и даже лиричными, о чём говорят их названия. Например, «Бабочки и цветы», «Водяное колесо», «Колодец», «Вьюнок», «Пейзаж с горой». Есть даже цуба «Храмовые ворота». Причём она вполне могла появиться после того, как самурай, владелец меча, посещал храм Исэ, что являлось важнейшим ритуалом в жизни каждого японца.
Собиратели цуб
Журнал: Тайны 20-го века №44, ноябрь 2013 года
Рубрика: Оружейная лавка
Автор: Вячеслав Шпаковский
Народ эвенки — традиции и обычаи
Этот народ — один из самых многочисленных в Сибири. Первые сведения о нём относятся к XII столетию — тогда тунгусы (старое название эвенков) уже вовсю кочевали по сибирским просторам, преодолевая сотни и тысячи километров за сезон. Они до сих пор хранят свои легенды, традиции — и тайны, которые ещё только предстоит раскрыть учёным.
Почта — история доставки отправлений
Просто цуба (часть 1)
А дело все в том, что в японском фехтовании удары клинка о клинок были в принципе невозможны. То, что демонстрируется нам в кино – не более чем фантазии режиссеров, которым требуется «экшен». Ведь меч катана делался из стали очень высокой твердости, и закаленное острие у него было довольно хрупким, как бы ни старался кузнец сочетать в одном клинке и твердые, и вязкие слои металла. Стоимость же его могла достигать (и достигала!) в зависимости от качества очень большой величины, поэтому самураи, обладатели таких вот мечей берегли их как зеницу ока. Но и катаны, что ковались деревенскими кузнецами, и катаны, что по заказам знати делали самые известные мастера, при ударе клинок о клинок имели очень большие шансы разлететься на куски, а уж выщербиться обязательно. Ну как если бы вы стали фехтовать опасными бритвами ваших дедушек! Блоки вражеского клинка не предусматривались ни своим клинком, ни цубой. Но цуба, кроме декоративных функций, все-таки имела практическое предназначение, так как служила… упором для кисти руки в момент колющего удара. Кстати, это и еще ряд других причин и обусловили в кэндо (японском искусстве фехтования) большое количество именно колющих выпадов, которые, однако, кинорежиссеры нам почему-то не показывают! Тяжелым европейским мечом с узкой гардой такой выпад сделать было намного сложнее, поэтому-то ими в основном и рубили. Хотя, да, цуба могла вполне защитить от случайного удара. Другое дело, что непосредственно для этого она просто не предназначалась!
Во время поединка воины могли на уровне цубы упираться клинком в клинок и давить ими друг на друга, чтобы выиграть выгодное положение для последующего удара. Для этого даже термин особый придумали – цубадзериай, что буквально значит «давить цубой друг на друга», и это положение встречается в кендо довольно часто. Но даже и при таком положении сражающихся ударов клинком о клинок ожидать не приходится. Сегодня, как память о прошлом, это слово имеет значение «быть в жестоком соперничестве». Ну, а в исторические периоды Муромати (1333 – 1573) и Момояма (1573 – 1603) цуба имела функциональное, а отнюдь не декоративное значение, и для ее изготовления брали самые простые материалы, и внешний вид у нее был столь же незамысловатым. В период Эдо (1603 – 1868), при наступлении в Японии эпохи многолетнего мира, цубы стали настоящими произведениями искусства, а в качестве материалов для нее стали использовать золото, серебро и их сплавы. Железо, медь и латунь тоже применяли, а иногда даже кость и дерево.
Японские мастера достигли такого уровня мастерства, что делали разноцветные сплавы, не уступавшие по своей яркости и красоте самоцветам самой разнообразной гаммы цветов и оттенков. Среди них был и иссиня-черный цвет сплава сякудо (медь с золотом в отношении 30% меди и 70% золота), и красновато-коричневый кобан, и даже «голубое золото» – ао-кин. Хотя для самых старых экземпляров было характерно обычное железо.
Среди других, так называемых «мягких металлов», можно назвать такие, как: гин – серебро; суака или акаганэ – медь без каких-либо примесей; синтю – латунь; ямаганэ – бронза; сибуити – медно-золотой сплав с одной четвертой частью серебра («си-бу-ити» как раз и означает «одна четвертая»); по цвету близкий к серебру; рогин – сплав меди с серебром (50% меди, 70 % серебра); караканэ – «китайский металл», сплав из 20 % олова и свинца с медью (один из вариантов бронзы темно-зеленого оттенка); сэнтоку – ещё один вариант латуни; самбо гин – сплав меди с 33 % серебра; сиромэ и савари – твердые и белесые сплавы меди, которые темнели от времени и потому особо ценились именно за это качество.
Правда, отличительной чертой, присущей времени правления третьего сёгуна Токугава Иэмицу (1623 – 1651), стали цуба и другие детали меча, сделанные из золота. Они были популярны среди даймё – японской высшей знати, вплоть до эдикта 1830 года, направленного на борьбу с роскошью. Однако его обходили, покрывая то же золото обычным черным лаком.
Размеры у всех цуб были разными, но все-таки можно сказать, что в среднем диаметр цубы у катаны примерно составлял 7,5-8 см, у вакидзаси – 6,2-6,6 см, у танто – 4,5-6 см. Чаще всего встречался диаметр 6-8 см, толщина 4-5 мм и вес около 100 граммов. В центре располагалось отверстие накаго-ана для хвостовика меча, а рядом еще два отверстия по бокам для таких принадлежностей, как кодзука и когаи**. Бусидо порицал самурая за ношение колец, серег и других украшений. Но самураи нашли выход из положения в украшении ножен и цубы. Так они без формального нарушения своего кодекса могли показать окружающим и свой изысканный вкус, и немалое богатство.
Основные элементы цубы имели следующие названия:
1. дзи (собственно плоскость цубы)
2. сеппадаи (площадка, соответствующая профилю ножен и рукояти)
3. накаго-ана (клинообразное отверстие для хвостовой части меча)
4. хицу-ана (отверстия для ножа ко-гатана и шпилек когаи)
5. мими (окантовка краев у цубы)
Наиболее популярной формой цубы был диск (мару-гата). Но фантазия японских мастеров была поистине безграничной, поэтому можно увидеть и цубы как строгих геометрических форм, так и в виде листа дерева или даже иероглифа. Были известны цубы в виде овала (нагамару-гата), четырехугольника (каку-гата), четырехлепестковые (аои-гата), восьмигранника и т.д.
Причем уже сама форма цубы с прорезанным на ней орнаментом или изображением могла представлять собой и ее главный декоративный элемент, хотя в период Эдо именно ее поверхность (как внешняя, так и внутренняя) чаще всего становилась полем работы для ее мастера.
Обычно декорировались обе стороны цубы, но лицевая сторона была главной. Вот только и здесь у японцев было все наоборот, так как лицевой стороной считалась та, что была обращена к рукояти! Почему? Да потому, что мечи носили заткнутыми за пояс, и только в этом случае постороннему человеку можно было увидеть всю ее красоту! Сторона, обращенная к клинку, могла продолжать сюжет лицевой стороны, но посмотреть на нее можно было лишь с позволения хозяина меча, которому, чтобы ее показать, нужно было достать меч из-за пояса или извлечь клинок из ножен.
Что такое цуба у меча
Наивысшего расцвета искусство цубы достигло в период Эдо. Самыми известными цубако на тот момент становится семья Гото, официальные мастера сёгуната. Характерным стилевым признаком их изделий является высокий рельеф и обилие золота.
школа Гото
Им противостоят более спокойные и традиционные школы Исигуро и Ивамото. Дальше прославились школы Ёсицуги, Нара, Аксаки и Ёокоя
Хотя справедливости ради надо признать, что “Золотым веком” цубы были времена Муромати и Момояма.
Что-то похожее на Ивамото.
По своей форме цубы можно было разделить на несколько больших групп: Круглые, овальные, четырехугольные, многоугольные, произвольные и особые.
Самым распространенным были круглые цубы, называемые Мару-гата (Maru-gata)
Овальные Нагамару-гата (Nagamaru-gata)
Четырехугольные Каку-гата (Kaku-gata)
Произвольные Кавари-гата (Kavari-gata)
Аои (Aoi-gata)- является “мокко”, образованной четырьмя характерными “лепестками”, либо же имеет симметричные промежутки в форме “сердца”. Такой элемент в Японии известен как “иномэ” (”кабаний глаз”). В целом контур похож на лист растения “аои”, отчего и пошло название.
Ну и,наконец, Ситоги (Shitogi-gata). Это самый редкий и необычный тип гарды, который даже не является “цубой” в привычном для нас понимании. Подобный стиль применялся исключительно в монтировке драгоценных парадных и церемониальных мечей, эдакого представительского эксклюзива. Название произошло от аналогии с формой жертвенного рисового пирожка, используемого в синтоистских обрядах.
Для сохранения цубу всегда покрывали лаком. Обычно это был черный или прозрачный лак, но попадаются также цветные разновидности: красный, золотистый.
Вот примерно так.
Ну и под конец, еще несколько вариантов различных цуба
Спасибо, что дочитали до конца.
Приятного времени суток.
Просто цуба (часть 2)
Со временем в Японии появилось большое количество школ и стилей мастеров-цубако, были разработаны различные техники, появились популярные сюжеты, и, конечно, рассказ о цубах будет неполным без того, чтобы еще не упомянуть и об этом.
К древним образцам украшения поверхности цубы относится и сквозной прорезной орнамент. Например, это мог быть иероглиф или мон – личный герб самурая, который было хорошо видно, когда меч находился у него за поясом. При этом общая простота цубы только подчеркивала ее функциональность: в ней не было абсолютно ничего лишнего! Но фантазия мастера могла проявиться даже и в столь ограниченной технике. Например, он мог вписать в окружность цубы десять малых окружностей, а затем в каждой из них выбить, например, парный прорезной орнамент и… все!
Иногда всю поверхность цубы равномерно или «кусками» заполняют имитации различных искусственных или же природных материалов. Вроде бы простая работа, но на самом деле нужно было иметь немалое мастерство, чтобы добиться точного соответствия с аналогом изображаемого материала, при этом ненавязчивость декора только лишь подчеркивала изысканный вкус мастера и хозяина меча.
Такой, например, могла быть цуба, поверхность которой выглядела так, как если бы она была изготовлена из куска коры или старого дерева. Такого эффекта достигали путем обработки ее резцом, то есть – гравировкой по металлу. При этом неровности и слои коры воспроизводились настолько мастерски, что издалека казалось, будто бы это самое настоящее дерево, и только вблизи можно было заметить, что это все-таки металл. Накаго-ана в этом случае задавало вертикальную ось, а вот фактура коры слева и справа зеркально повторяла друг друга, что, конечно, было бы совершенно невозможно, будь это настоящее дерево.
Техника нанако («рыбья чешуя») – считается одной из самых трудоемких, но смотрится на изделиях очень эффектно, из-за чего она пользовалась большой популярностью среди богачей. Суть ее заключалась в нанесении на поверхность металла крошечных гранул не более 1 мм в диаметре. Все гранулы были одного диаметра и расположены рядами или по окружности. Классическая техника нанако использовалась и для фигурных композиций, составленных из небольших по размеру «лоскутков», сделанных из различных гранул. Это могли быть гономе-нанако (гранулы с резко очерченными краями), и нанако-кин (гранулы набитые на поверхность через золотую фольгу), и нанако-татэ (гранулы, расположенные в виде прямых линий) – тут фантазия цубако могла быть поистине безграничной.
Очень популярным типом оформления цуб была круговая композиция и вот почему. Во-первых, здесь имела значение особая привязанность японцев ко всему, что, так или иначе, имеет форму окружности. Еще в древности ритуальные фигурки ханива вокруг могильников и курганов расставляли концентрическими кругами, а любые круглые отверстия в Японии всегда считались возможными дверями в мир духов. Круг также символизировал не только Солнце и Луну, но и постоянное движение стихий, их изменчивость, перетекание одного вида материи в другой, и даже бесконечность бытия.
Во-вторых, круглая форма цубы была популярна еще и в силу свой функциональности, ведь она требовалась, прежде всего, как упор, а это заставляло ее создателя выстраивать композицию от центра к краям. Ведь самый центр был занят накаго-ана и одной либо двумя хицу-ана, что оставляло немного места для размещения вокруг них фигур и изображений. К тому же композиция должна была сочетаться и с рукоятью, и клинком, и всеми остальными деталями меча, что опять-таки легче всего удавалось в том случае, если располагать фигуры вдоль ободка мими на цубе именно круглой формы.
Композиция такой цубы могла быть предельно проста. Например, цветы хризантемы расположенные на ней по кругу, либо бегущие друг за другом завитки облаков. Понятно, что японский мастер не был бы японцем, если бы и цветы, и облака были у него одинаковыми, чего на японских изделиях не приходится ожидать даже в принципе.
Иногда в круг цубы может быть вписан и прорезной рисунок, весь состоящий из раздутых ветром парусов или летящих по ветру стрел. Или это мог быть краб с раскрытыми клешнями или же стебли бамбука, на одном из которых, только присмотревшись, можно было бы увидеть мастерски исполненную из золота фигурку кузнечика или стрекозы. Впрочем, то, что изображалось на цубе, делалось обычно отнюдь не по прихоти мастера – что хочу, то и сделаю, – а содержало в себе глубокий смысл и являлось важным напоминанием о самурайских доблестях. Так, цветок ириса был символом самурайского сословия, а бамбук – символом его стойкости и упорства. Изображение хорая – боевого рога яма-буси – древних воинов Японии, имело, прежде всего, сакральный смысл, поскольку в этот рог, сделанный из большой морской раковины, могли трубить как на поле сражения, подавая сигналы, так и в ходе различных религиозных церемоний.
Отверстия хицу-ана очень часто также привлекали внимание мастера и в общем рисунке на цубе являлись связующим звеном той или иной композиции. Например, три четверти плоскости цубы мог заполнять рисунок, а хицу-ана в этом случае становились самостоятельным ее элементом.
Легенда о цуба-цубе (часть 3)
Итак, наш прошлый материал закончился на том, что цуба является частью мечного гарнитура, и в таковом своем качестве должна подходить и сопрягаться с деталями оправы меча, называвшейся у японцев косираэ. Ну, а сегодня мы познакомимся с устройством цубы уже более подробно. Опять-таки, в прошлый раз мы узнали, что были цубы и без отверстий для когая и ко-гатаны, но что на некоторых были отверстия для темляка. Но вот что еще помещалось на цубе, как все это называлось, рассказано будет сейчас. А кроме того, мы познакомимся с многочисленными разновидностями цубы.
Как уже отмечалось, цуба – не гарда, а упор для руки. Правда, в японском фехтовальном искусстве существовал прием цубадзериай, что означало «давить цубой друг на друга». Но это отнюдь не означало, что удары мечом наносились именно по цубе и ей же и отражались. Следы повреждений от меча на цубах исключительная редкость! То есть ее задача заключается в том, чтобы не дать руке обладателя меча соскользнуть на клинок, только и всего!
Просто так поставить цубу на место было нельзя. Нужны были еще две детали, называвшиеся сэппа, вплотную прижимавшиеся к поверхности цубы. Одна со стороны клинка, другая со стороны рукояти. Удерживала цубу на клинке еще и запорная муфта хабаки, но непосредственно цубы она не касалась, поэтому говорить о ней сейчас мы не будем.
Поскольку пластины сэппа обычно были не видны, то они и не украшались. За исключением тех случаев, когда на мечах тати таких деталей было не две, а четыре. Добавлялись две детали о-сэппа («большая сэппа) и тогда, в той или иной степени могли украшаться все эти пять деталей!
На фото внизу вы как раз и видите одну такую цубу. Но таких цуб было сравнительно немного.
В центре находится, собственно, цуба. По краям в лицевом и перевернутом положении показаны шайбы сеппа, при помощи которых цуба должна закрепляться на клинке. Их, как видите, две – две сэппы малые (показаны с аверса и реверса!) и две о-сеппы – большие (только аверс). Наличие о-сэппы являлось характерной приметой мечей типа тати. (Токийский национальный музей)
А теперь смотрим на следующую схему, на которой показано, как устроена классическая, если так можно сказать, цуба со всеми встречающимися на ней элементами:
• Первый – мими – край цубы. Он мог иметь разную форму, но об этом немного далее.
• Сеппадаи – дословно «место для сеппы». То есть это ровный выступ, в точности соответствующий размерам двух этих шайб, которые накладывались здесь на цубу, как с аверса, так и с реверса. Обычно именно на ней располагается подпись мастера-изготовителя цубы.
• Когай-хицу-ана – отверстие для когая, обычно имевшее характерную форму разрезанного пополам четырехлепесткового цветка. Могло быть, а могло и не быть.
• Накаго-ана – отверстие для клинка. Должно было быть обязательно, иначе какая же это цуба.
• Удэнуки-ана – два отверстия для темляка. Их делали не всегда, а даже очень редко.
• Сэкиганэ – это вставки из мягкого металла, при помощи которых размеры отверстия для клинка на цубе подгонялись под конкретный меч, и она бы прочно надевалась на клинок. Обычно их находят на железных гардах и это говорит об их старине. Зачеканивали их уже после того как цуба была надета на клинок, благодаря чему она держалась на нем очень прочно, но могла сниматься.
• Кодзука-хицу-ана – отверстие для кодзуки, рукояти ножичка ко-гатана, имевшее форму «пол Луны». Тоже встречалась не на всех цубах. Оба эти отверстия когай-хицу-ана и кодзука-хицу-ана имели одно общее название рё-хицу.
• Хира – поверхность цубы между ободком мими и площадкой сэппадаи.
Давайте обратим внимание на такую важную «мелочь», как ношение японского меча. Тати, как мы знаем, носился слева на поясе, лезвием клинка вниз. Значит, его цубу можно было обозревать главным образом спереди, со стороны рукояти и именно эта сторона была на цубе главной. При этом ее левая сторона была видна лучше, чем правая, прилегающая к телу.
Соответственно у меча в стиле катана все было наоборот. Лезвие смотрело вверх, но опять же левая часть клинка была важнее правой. И об этом следует помнить, когда мы раскладываем цубы на столе для обозрения. И у тати, и у катаны доминантной будет та сторона, которая находится слева. Но при этом отверстие накаго-ана должно свой заостренной частью смотреть у катаны вверх, а у татей – соответственно вниз. Поэтому очень важно знать, цубу с какого меча ты рассматриваешь. С кинжалами дело обстоит проще, поскольку их все засовывали за пояс лезвием вверх. И «подсказкой» здесь является не только само изображение, но и положение отверстий (если они есть) для когая и кодзуки.
Край цубы мог быть (слева направо): квадратным – каку (первые два вверху), круглым – мару (последний вверху), с ободком из другого металла в форме кольца (три нижних варианта) и дотэ – с утолщением от сэппадаи к краю (отсутствует).
Как это хорошо видно на схеме, форма у цубы могла быть любая, могло иметь место и полное отсутствие формы, как таковой! У ранних, самых древних цуб (12) форма была одна, очень часто цубы имели вид круга или овала, были цубы ромбические и квадратные, в форме прямоугольника, так называемые «четырехлепестковые» в различных вариациях. И почему так – понятно…
Дело в том, что в Средние века жизнь людей, особенно на Востоке, была строго регламентирована. Но даже и без регламентации требовалось жить «как все». И люди старались жить «как все». Почему? Да потому, что люди – животные стадные. И мнение других, «чувство локтя», «причастности», «принадлежности к группе», «единомыслия» для них очень важно. Мы точно знаем сколько в обществе таких людей – 80%. Остальные 20% могут «переть» против общества, но даже они стараются не злить большинство по мелочам и презирают его «втихую».
Вспомните, ни у средневековых рыцарей, ни у самураев Японии не было двух одинаковых доспехов, если, конечно, не считать одинаковые «одалживаемые доспехи» асигару. Но они не дворяне! Доспехи тех же европейцев различались формой эспаулеров, наколотников, шлемами, «защитниками» подмышечных впадин, латными перчатками… Даже к одинаковым, по сути, хаубергам полагались мечи с разными рукоятями и щиты с разными гербами. Недаром двух одинаково снаряженных эффигий среди дошедших до нас реально не существует, хотя в одних и тех же позах их целые десятки. То же самое касается и доспехов самураев.
То есть любая знать, хоть «бедная», хоть богатая, постоянно стремилась… «быть, как все», следовать общей моде, безусловно, но при этом еще и подчеркивать свою оригинальность, делая маленькие… «шаги в сторону». Положено иметь цубу? Вот она, но у всех моих соседей цубы изготовлены в технике нуномэ-дзоган, а я закажу себе в технике сукаси – и пусть завидуют! У всех банальные мару-гата, а я закажу в форме… скалящегося черепа – вот все удивятся! «Я живу в Эдо и все мои друзья сходят с ума по цубам мастера Ёсиока! Не жалко им 100 коку риса заплатить за его работу… Ну, так я им назло поеду на Север, в провинцию Дэва и закажу оправу для мечей в стиле Сёнаи у мастеров Фунада или Кацурано!» Вот так или примерно так самураи тогда и рассуждали и… количество цуб множилось таким вот образом непрерывно.
Ну, а теперь давайте посмотрим на цубы разных форм, о которых выше шла речь. И не просто посмотрим, а немного познакомимся с каждой из них. А для начала еще раз вспомним, что и сама цуба, и фути, и касира должны были оформляться в едином стиле. Но правило это соблюдалось далеко не всегда. Цуба «Зайцы». И фути, и касиру оформить в одном стиле с ней было бы несложно. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
А вот совершенно уникальная цуба. Уникальная тем, что она… каменная, то есть заказал ее для себя б-о-ль-ш-ой оригинал. Для ее изготовления использовались жадеит и медь. Время изготовления: 1800–1805 гг. Диаметр 6,4 см; толщина 0,6 см; вес 53,9 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Ну, а об этой цубе (аверс) нельзя рассказать, не забегая вперед, поскольку вести речь придется не только (и не столько!) о форме, сколько о технологии ее изготовления, а рассказ о технологиях у нас еще впереди. Но все равно – пусть будет сначала форма, а уж потом посмотрим и на содержание. Итак, во всех отношениях это типичная цубам мару-гата. Правда, без сэппадаи. Этой детали на ней нет. Но посмотрите на необычное оформление ее периметра. Что это? А это разновидность техники металлического плетения – мукадэ-дзоган или стиль «сороконожка». Суть ее заключается в том, что одна проволока повторяет очертания цубы, а удерживается она на месте множеством скоб тоже из проволоки! Причем железные и медные скобы чередуются. Одна только техника и никакого искусства! Но… оригинально и красиво, не так ли? Время изготовления: конец XIX – начало ХХ вв. Материал: железо, медь, бронза. Диаметр 8,1 cм; толщина 0,8 cм; вес 141,7 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Эта же цуба – реверс.
Вот цуба мокко-гата. Работа школы Мито или одного из ее ответвлений. Время изготовления: XVIII в. Материал: сплав золота с медью – сякудо, золото, медь. Обратите внимание на обработку поверхности цубы. Она выполнена в виде мельчайших выпуклостей в стиле нанако – «рыбья икра», требовавшей огромного мастерства. Ну и резба и инкрустация золотом здесь тоже присутствуют. Длина 7,3 cм; ширина 7 см; толщина 0,5 cм; вес 133,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Эта же цуба – реверс.
Цуба каку-гата с прорезями. Изготовлена около 1650 г. Материал: железо, серебро, золото, медь. Длина и ширина 5,6 cм; толщина 0,5 cм; вес 76,5 г.
Некоторые цубы поистине странные. На этой сеппадаи заходит на отверстия, но и стрекоза справа, тоже на нее заходит и, следовательно, шайбы сеппа должны не только иметь соответствующие отверстия, но и… «выемку» под голову и крылья стрекозы! Ну и сама форма цубы… более чем необычна и зачем она такая неясно. Время изготовления: 1615–1868 гг. Материал: железо, золото, сякудо, медь. Длина 8,3 cм; ширина 7,6 cм; толщина 0,6 cм; вес 130,4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
«Цуба с коробочками физалиса». Простая кузнечная работа, но как изысканно. Заказчик, видно, был большой оригинал. Интересно посмотреть на детали оправы такого меча: что на них? Изготовлена в конце XVI – начале XVII в. Материалы: железо, медь. Длина 7,3 cм; ширина 7 cм; толщина 0,5 см; вес 65,2 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Едва ли не самая лаконичная и красивая прорезная цуба стиля школы Камиёси – «Краб», XIX в. (Токийский национальный музей)