Что такое цирковая гимнастика
Что такое цирковая акробатика?
Цирковая акробатика – это разновидность гимнастики, элементы которой выполняются без какого-либо спортивного инвентаря. Как и другие формы гимнастики, цирковая акробатика требует от спортсмена колоссальной физической силы, гибкости и выносливости. Как правило, для приведения себя в нужную форму цирковые акробаты подвергаются изнурительным тренировкам. Некоторые формы цирковой акробатики входят в состав Олимпийских игр, и она довольно популярна среди зрителей.
Цирковая акробатика известна с древности. Доподлинно известно, что древние греки, также, как и римляне, выполняли элементы цирковой акробатики для демонстрации своей физической подготовки и спортивных навыков. С распространением христианства и сменой взглядов на отношение к человеческому телу популярность цирковой акробатики стала быстро угасать, но не исчезла окончательно.
В средневековье при проведении различных цирковых представлений цирковые акробаты выступали отдельно, как самостоятельные артисты, а также, они были популярны при дворах многих королевских особ. Наряду с клоунами и другими артистами акробаты придавали яркость королевским дворам, а некоторые даже становились придворными фаворитами, и в свободное от выступлений время роскошно одевались и носили дорогие украшения. Благодаря движению за здоровый образ жизни, в 1800-х годах цирковая акробатика вместе с другими видами спорта пережила свое возрождение. К этому времени цирковая акробатика стала Олимпийским видом спорта и была широко любима в обществе.
Во время своих выступлений акробаты выполняют множество тяжелых элементов: перевороты назад, всевозможные кувырки с прыжками, сальто-мортале и ходят колесом. Выступления большинства акробатов весьма динамичны и включают в себя инерционное вращение на полу в такт музыкальному сопровождению, что делает их выступление более артистичным, а демонстрацию физических данных более красочным зрелищем. Сегодня выступления цирковых акробатов проводятся на специальных гимнастических матах, обеспечивающих спортсмену больший комфорт.
Как правило, люди, желающие стать цирковыми акробатами, начинают заниматься с ранних лет, т.к. совершенство физического мастерства в гимнастике закладывается в раннем возрасте. Желающие заняться акробатикой в более зрелом возрасте тоже могут добиться определенных успехов, но они вряд ли когда-либо достигнут такой же гибкости и податливости своего тела, как спортсмены, занимающиеся с детства. За выступлением цирковых акробатов можно наблюдать во время проведения Олимпийских игр, а также на различных спортивных мероприятиях. Например, участники группы поддержки при профессиональных спортивных клубах довольно часто демонстрируют элементы цирковой акробатики в своих выступлениях в перерывах между матчами.
Часто цирковые акробаты вместе с другими артистами цирка приглашаются для проведения различных общественных мероприятий. Многие организаторы зрелищных шоу любят включать их выступления в свою программу для привлечения внимания публики.
Виды гимнастики
К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная, аэробическая гимнастика.
Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкульт минутки в учебных заведениях и на производстве. Существует несколько видов оздоровительной гимнастики:
Спортивная гимнастика
Спортивная гимнастика — один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражненияхи опорных прыжках. В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачёте (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 — у женщин, 6 — у мужчин). В программе Олимпийских игр с 1896 года.
Гимнастика является технической основой многих видов спорта: соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только даёт определённые технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.
Художественная гимнастика
Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи), или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.
Эстетическая гимнастика
Эстетическая гимнастика — вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике, и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток.
Командная гимнастика
Командная гимнастика зародилась в Скандинавии, в которой являлась основным видом гимнастики в течение 20 лет. Первое официальное соревнование было проведено в Финляндии в 1996 году, и теперь проводится каждые 2 года. Соревнование команд, клубов состоит из трех категорий: женские, мужские и смешанные команды. Состоит из трех видов: вольные упражнения, прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. В каждой из трех дисциплин число гимнастов — от 6 до 12 человек. Командная гимнастика включает в себя наиболее динамичные виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и опорные гимнастические прыжки. Ей присущи музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, оптимальная сложность упражнений.
Цирковая гимнастика
Цирковая гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укреплённых на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); соответственно гимнасты — на партерных и воздушных.
Каждый из двух видов цирковой гимнастики включает множество подвидов (в зависимости от используемой аппаратуры и приёмов работы): партерная— упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов; воздушная [2] — упражнения на трапециях всех родов, корд де пареле, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике, ремнях, полотнах, кольце, сфере.
Акробатическая гимнастика
Акробатическая гимнастика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.
Уличная (дворовая) гимнастика
Уличной гимнастикой занимаются, как правило, непрофессиональные спортсмены. Для многих это как увлечение, хобби, стиль жизни, способ развития и поддержания мышечного тонуса, ловкости, гибкости суставов. Ей можно заниматься практически на любой дворовой спортивной площадке, а в некоторых случаях — просто на улице.
У уличной гимнастики много различных стилей: workout, паркур, freerun, шведская гимнастика и т. д.
Акробатика: что это, виды, основные элементы
В рубрике «База знаний» мы рассказываем о разных видах спорта и активностях. В этом материале вы узнаете про акробатику.
АКРОБАТИКА: ЧТО ЭТО
Стоит отметить, что акробатика отличается от спортивной и художественной гимнастики и от прыжков на батуте.
ВИДЫ АКРОБАТИКИ
Спортивная является отдельным видом спорта. В спортивной акробатике есть несколько видов программ: прыжковая, сольная, парная, групповая. На соревнованиях оценки выставляют по такому же принципу, как и в спортивной гимнастике, то есть учитывают координацию, технику и сложность номера.
Цирковая включает несколько жанров циркового искусства: воздушная, силовая, прыжковая, конная, пластическая, комическая акробатика и т.д. В цирковой акробатике приемы делятся на динамические (сальто, перекаты и т.д.) и статические (удержание равновесия в сложных позициях).
Танцевальная содержит в себе акробатические и танцевальные элементы. Акробатические элементы могут применять в разных танцевальных направлениях: классический танец, хип-хоп, черлидинг и т.д.
Лыжная акробатика является частью лыжного фристайла. Спортсмены совершают прыжки и сальто с трамплинов. На соревнованиях по лыжному фристайлу оценивают высоту и дальность полета, технику отрыва и приземления, а также элементы, которые выполнил спортсмен.
Специальная акробатика используется для подготовки в разных видах спорта. То есть, когда в программу подготовки по определенному виду спорта включаются разные акробатические элементы.
ОСНОВНЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Каждый акробатический элемент состоит из момента отхода, вращения и приземления.
Что такое цирковая гимнастика
В нашей студии помимо физической подготовки и растяжки
ответим на более частые вопросы от поступивших и еще только желающих поступить:
Когда стоит отдавать ребенка в цирковой?
В 3-4 года с ребенком тяжело тренеру, дети многие не понимают, что от них хотят, другие просто плачут всю тренировку без родителей, НО огромное но, чем раньше ребенок попадает в коллектив, тем раньше он учится дисциплине, основным элементам, вниманию на тренировке, и конечно же не стоит забывать о растяжке, которая как известно благодаря старению связок с годами человека становится только хуже, чем младше ребенок тем более он гибок. У маленьких детей отсутствует чувство страха ко всему новому, они быстро привыкают и учатся доверять коллективу.
В 5-6 лет ребенок более послушен, он понимает обращенную к нему речь и более податлив на упражнения, с такими детьми можно проводить подготовку к работе в «воздухе» через более короткий промежуток, чем с маленькими детьми. Но опять же есть но, детский сад и повседневная жизнь уже может оставить отпечаток. Дети уже приходят скованными, с чувством страха нового коллектива, тренера.
Каждый понимает время по-своему. Есть детишки, кто пришел в 3 года и показал и показывает отличные результаты, а есть те кто пришли в 10 и так же стремительно учится всем основам, этого жанра.
Как вы видите точного ответа нельзя дать, для всех детей одинаково, каждый ребенок индивидуален и к каждому нужен свой подход. И кто лучше если не родители, смогут ответить на него.
Как проходит начальная подготовка?
При попадании в цирковую студию дети занимаются общей физической подготовкой, уделяя внимания растяжке и чувству ритма. Нужно быть готовым к тому, что ребенка на тренировках будут тянуть, тянуть и тянуть, через боль и «не хочу». С этим придется смириться. Все гимнасты и танцоры проходят через это, проходили и будут проходить. Объяснить ребенку что «Тянут-значит, так надо». Постепенно смотря на старших и общаясь с более опытными коллегами, дети понимают, что без хорошей растяжки не возможно достичь высоких результатов. Опять же все индивидуально если ребенок от природы гибок, то нужно только научить управлять его своим телом, и наоборот для менее гибких детишек нужно растянуть тело.
Все дети разные кто то плачет на растяжке, а кто то сцепив зубы молча терпит. Конечно после время которое дети бегали по улице, или валялись перед телевизором в свободное время будут ощущать мышечный дискомфорт, покалывание, и это не признак бросать тренировку переждать неприятные симптомы, с каждой тренировкой тело будет привыкать к нагрузкам и в течении довольно короткого промежутка все пройдет. Но если вы будете пропускать занятие по этим причинам, размятое тело будет дубеть и боли в связи со скопившейся молочной кислотой в мышцах, будет продолжать болеть, до тех пор пока периодичность посещений не урегулируется вами.
Чувство доверия к тренеру, другим участникам коллектива должно вырабатываться у ребенка с самых первых тренировок. В цирковом искусстве у детей часто бывают номера дуэты, или коллективные номера, где работа партнера напрямую зависит от доверия вашего ребенка к нему, не стоит оскорблять, грубить или высказывать отрицательное мнение в присутствие ребенка про члены коллектива, ребенок не должен испытывать отрицательные эмоции к коллективу. Особенно это важно в моменты решения, кто едит на фестивали, выступает в программе, не стоит говорить ему о незаслуженном выборе тренера. Если остаются такие вопросы лучше напрямую обсудить это с тренером, а не сеять беспокойство в ребенке.
Вредны ли такие нагрузки ребенку?
Родители спрашивают и что же это дает ребенку, детское увлечение, просто секция без продолжения, прыг скок в зале??
Ответ конечно должен будет прозвучать от вас, что вы хотите от ребенка. Конечно же это может быть как начала спортивной или танцевальной карьеры ребенка, ведь на начальных парах обучения в цирковом, предлагается программа по улучшению физического развития ребенка. В дальнейшем если у ребенка пошло все отлично и он прекрасно показал себя, посвятил себя до выпусного класса цирковому искусству и в дальнейшем хочет посвятить себя только этому, он может смело поступать в цирковое московское училище в котором учились и учатся выпускники нашей студии.
Самое главное мы родители хотим огородить детей от неблагоприятных условий нашей цивилизации. И если всего боятся и ни чего не пробовать, ребенок начнет сам находить себе развлечение и эти развлечения не всегда хорошие, поэтому важно каждому родителю с раннего возраста привить ребенку любовь к спорту. И конечно же прислушиваться к ребенку.
Реферат Горбачёва К.: «Цирк, жизнь, воздушная гимнастика. «
Чтобы было понятней, о чём идёт речь, я попробую выяснить что такое цирк и что такое гимнастика,
ЦИРК (от лат. circus, букв. — круг),
1) особый вид искусства, одним из основных выразительных, средств которого является трюк.
2) Обобщённое наименование всех видов зрелищных номеров, программ, представлений, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности.
3) Спец. зрелищное сооружение с куполообразным покрытием, манежем, амфитеатром с сиденьями для зрителей.
ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО
Цирковое искусство сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. Главный герой цирка — артист, который преодолевает, казалось бы, непреодолимые препятствия, поэтизирует физический труд, отвагу, изобретательность человека, создает обобщенный художественный образ. Образ этот раскрывается преимущественно при помощи специфических цирковых средств — трюков. Выбор и композиция трюков подчинены задаче создания образа. Комбинация трюков с другими актерскими действиями составляют номер — отдельное законченное произведение циркового искусства, сочетание нескольких разнохарактерных (разножанровых) номеров — представление.
В создании полноценного художественного образа в искусстве цирка большую роль играют и такие виды искусств, как музыка, танец, пантомима, живопись и даже архитектура. Таким образом, над созданием циркового произведения трудится коллектив, состоящий как из самих артистов, так и режиссера, художника, балетмейстера, композитора и многих других.
Искусство цирка оптимистично и гуманно, его главная задача — прославление смелого, сильного, ловкого, гармонически развитого человека.
Искусство цирка известно с древних времен и связано с трудовыми процессами, бытом и религиозными культами.
Выступления профессиональных цирковых артистов были известны в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии и других странах.
Особую роль в развитии цирка сыграли народные бродячие артисты — гистрионы.
Большое значение для развития циркового искусства имели рыцарские турниры и другие конные состязания, показ искусной верховой езды и др. Изменения в технике и тактике конного боя привели к тому, что сначала в Италии (12в.), а потом и в других странах Европы стали создаваться школы верховой езды. В 1770 году кавалерийский капрал в отставке Ф. Астлей открыл в Лондоне школу верховой езды. Затем он построил амфитеатр и начал давать в нем представления. Амфитеатр Астлея считают первым в мире стационарным цирком. В 1782 году Астлей выстроил в Париже еще один стационарный цирк, в котором позднее стали давать представления семейство Франкони. Постепенно цирки получили большое распространение.
В России, начиная со 2-ой половины 18 века, постоянно выступали гастролирующие группы. Наиболее известные из них, прибывшие в Петербург Гверры, Лежара и Кюзана.
Цирк все больше ориентировался на демократическую аудиторию, используя опыт народных гуляний.
В русских цирках появились первоклассные исполнители во всех жанрах… (канатоходцы — Блонден и Молодцов, акробаты — Сосины, гимнасты — Леотар, клоунада — братья Дуровы, Лазаренко, музыкальные клоуны Бим-Бом и др.)
Были созданы крупные антрепризы, в которых выступали преимущественно русские артисты (цирк Чинизелли, цирк Саламонских, цирк братьев Никитиных и др.).
В средние века гимнастика пришла в упадок и лишь в 1770-х гг. начала возрождаться в странах Европы, в первую очередь в Германии.
В гимнастических школах и залах занятия велись на изобретённых спортсменами снарядах — параллельных брусьях, турнике, козлах, коне. Вклад в развитие снарядной гимнастики внесли шведы, придумавшие и внедрившие приспособления, существующие поныне, — шведскую стенку, бум, низкую скамью.
В России гимнастика укоренилась сравнительно поздно. А. В. Суворов насаждал гимнастические упражнения в армии; с 1830 в некоторых военных учебных заведениях были введены занятия гимнастикой. Первый гимнастический кружок образован в Петербурге в 1863. А. Чехов и В. Гиляровский организовали в 1883 «Русское гимнастическое общество».
В середине 19 в. в Европе распространилась мода на занятия спортом. Наиболее способные и подготовленные спортсмены стали переходить, по примеру Ж. Леотара, из гимнастических залов и военных гимнастических училищ вместе со своими снарядами — турниками, трапециями, кольцами — в цирк, потеснив наездников, наездниц и дрессировщиков лошадей. Это явление приняло массовый характер. Мастера, пришедшие из спорта, специализировались на каком-либо одном снаряде и достигали на нём технического совершенства и даже рекордных показателей. Появление в цирке воздушных номеров потребовало переоборудования внутреннего пространства цирковых зданий. В 1852 в Парижском цирке Наполеона был сооружён первый сферический купол.
1900 в Венсенне (пригород Парижа) состоялся первый международный конкурс гимнастики, который выявил многих мастеров турника, трапеции, колец. Директора цирков нередко обменивались с владельцами театров и варьете лучшими гимнастическими номерами.
В современном цирке гимнастика разделяется на партерную (упражнения на снарядах и аппаратах, укреплённых на манеже) и воздушную (упражнения на аппаратуре, подвешенной высоко над манежем); соответственно гимнасты — на партерных и воздушных. Партерная гимнастика включает упражнения на турниках, батуте, кольцах всех типов; воздушная гимнастика — упражнения на трапециях всех родов, корд де парели, корд де волане, рамке, бамбуке, воздушном турнике, ремнях. Соответственно именуются и гимнасты: гимнасты на турниках (турнисты), на кольцах (кольцевики), на трапециях (трапецисты), гимнасты на корд де волане, на рамке и др. С 60-х гг. 19 в. большое распространение получил один из наиболее романтичных видов воздушной гимнастики — полёт.
В 30-е гг. 20 в. начался новый этап становления воздушной гимнастики: оснащение электромоторами и электролебёдками гимнастических снарядов и декорирование их под самолёты, ракеты, торпеды, семафоры и т. п. В середине 40-х гг. получили распространение вращающиеся аппараты — «вертушки», при помощи которых стало возможным осуществлять такие зрелищные эффекты, как выхватывание гимнаста гимнастом из водного бассейна или из зрительских рядов.
Таким образом становиться ясно, что гимнастика — неотъемлемая часть циркового искусства, и самым разнообразным и выразительным жанром в цирке. Гимнастика прекрасно сочетается с массой других цирковых жанров (в основном: с акробатикой, эквилибром).
Известные исполнители и их репертуар
Леотар (1838-1861) — Франция
Леотар — сын профессионального спортсмена и преподавателя гимнастики, владельца и руководителя крупнейшего гимнастического заведения в Тулузе. Здесь будущий создатель воздушного полета под руководством отца тренировался в прыжках с одной свободной трапеции на другую — упражнении, совершенно неизвестном ни профессионалам, ни любителям. Выступая в Тулузе в благотворительных спортивных вечерах в гимнастическом зале отца, Леотар завоевал местную известность. А когда артисты парижского стационара, гастролируя в Тулузе, посетили леотаровский зал и увидели его сына, они списались с парижской дирекцией, и спустя месяц молодой спортсмен-любитель выехал на гастроли в столицу, имея контракт одного из виднейших цирков Европы.Леотар работал один на трех трапециях, подвешенных в ряд над громоздким помостом с матрацами, заменявшими еще неизвестную в то время предохранительную сетку. «Работа Леотара, показалась бы сегодня слишком простой», — утверждал тридцать лет спустя, очевидец успехов Леотара; репертуар его ограничивался восемью простыми перелетами, заканчивался одинарными сальто с трапеции на трапецию…«. В тот момент, когда Леотар, ухватившись за первую трапецию, стоял на мостике, его отец посылал ему вторую (срединную) трапецию, а затем посылал третью (первую). Дойдя до конца, Леотар делал пируэт и возвращался на мостик. Работа Леотара чрезвычайно выигрывала большими дистанциями, отделяющими одну трапецию от другой, что создавало ощущение настоящего полета.
АВАНЕСОВА Елена Богдановна (р. 7.2.1922), воздушная гимнастка. Заслуженная артистка Армении ССР (1954). Училась в ТЦИ (1936-37). В 1937-41 и в 1944-46 работала в аттракционах «Мотогонки» и «Шар смелости» п/р П. Маяцкого, в 1941-44 партнёрша акробата-вольтижёра К. Пармакяна, с которым создаёт новый воздушный номер. В 1946-50 — партнёрша Р. Манукяна, исполняет уникальный трюк (ренское колесо на перше). В 1959 совместно с режиссёром А. Шаг-Новожиловым создаёт единственный в своём роде воздушный номер с дрессированным орлом на специально сконструированном вращающемся аппарате-трапеции. От встречного потока воздуха орёл расправлял крылья, создавая ощущение полёта с трапецией в лапах. На ней артистка демонстрировала серию воздушно-гимнастических трюков. В 1973 оставила манеж.
Дочь — Лариса (р. 7.2.1939), ученица отца, выступала как турнистка с 1952, затем подготовила сольный номер «Воздушный корд де волан» (1965), оставила цирк в 1988. Муж Ларисы — Александр Давидович Никобадзе (2.3.1933-22.4.1988), акробат, мастер спорта (1951). Засл. арт. Груз. ССР (1981). Их дочь Ольга Никобадзе (р. 24.6.1962) — с 11)75 участница акробатич. группы п/р отца, затем выступает с хула-хупами.
С 1960 в семейный номер А. вошла жена Георгия — Людмила Александровна А. (р. 17.3.1937). Окончила ГУЦЭИ (1957). Мастер спорта по акробатике (1957). Их сын — Георгий (р. 26.10.1958), ученик отца. На манеже с 1972. Освоив на турнике сложные трюки, подавал их в комическом плане. С 1979 стал руководителем номера, где вместе с ним с 1992 работают его дети: дочь Юлия (р. 15.7.1979) и сын Георгий (р. 22.7.1980) — представители четвёртого поколения цирковой семьи.
АНЗОРГЕ И ГОЛИКОВ воздушные гимнасты. Эльга Георгиевна Анзорге (30.7. 1939-3.4.1995), вольтижёр. Окончила ГУЦИ (1960). Виктор Владимирович Голиков (р.2.12.1928), ловитор. Окончил ГУЦИ (1949).
До 1960 работал в воздушных полётах п/р Ф. Конева (1949-51), Ю. Рябинина (1951-53), А. Вязова (1954-59). В 1960-68 работал с Анзорге. Из трюков: Анзорге, сделав полтора задних сальто-мортале, с плеч партнёра попадала ногами в его руки; половина бланж-сальто с рамки в руки ловитора. Своеобразен был финал: обхватив ногами подвешенный под куполом канат, Голиков спускался по нему вниз головой, держа в руке партнёршу. В номере трюковая сложность сочеталась с лёгкостью, пластичностью и красотой исполнения. А. и Г. — лауреаты Всесоюзного конкурса (1964).
С 1968 артисты работали порознь в том же жанре. Анзорге в паре с Р. Мануковой исполняла воздушный номер «Вертушка», затем соло на трапеции и «Воздушную элегию» на корд де парели. Окончила ГИТИС (режиссура цирка, 1980). Оставила манеж в 1981, была режиссёром, потом ведущим специалистом-куратором в Союзгосцирке (ныне гос. компания Росцирк).
«ГАЛАКТИКА», оригинальный воздушный полёт. В составе номера лауреаты всесоюзного конкурса циркового иск-ва (1967): Владимир Васильевич Мяловский (р. 25.2.1945), ловитор и руководитель номера (1966-68); Александр Георгиевич Астанин(р. 5.1.1947), второй ловитор; вольтижёры — Николай Иванович Сухов (р. 9.3.1947), рук. номера (1968- 1977); Валентина Ивановна Ватулина (р. 26.9.1946); Владимир Ефимович Ракчеев (р. 16.8.1946); Галина Алексеевна Сазонова (р. 12.5.1947); Ядвига Францевна Кокина (12.5.1948-26.9.1994).
Номер демонстрировался на спец. аппаратуре новой конструкции. В центре дистанции находилась вращающаяся двухъярусная ловиторка, на нижнем ярусе которой ловитор помещался на подколенках, а на верхнем другой ловитор работал стоя. Вольтижёры перелетали от нижнего ловитора к верхнему и обратно, а также летели к ним на трапециях с разных сторон дистанции, так как мостики и трапеции располагались по обе стороны ловиторки на расстоянии 12 м от центра. Трюковые комбинации были стремительны, эффектны, чрезвычайно сложны. Сухов и Ракчеев друг за другом исполняли тройное сальто с трапеции к ловитору, они же исполняли уникальный двойной бланш с двойным пируэтом. Кокина поднималась на трапеции под самый купол, повисала там на подъёмах ног и стремительно летела вниз головой в сетку с высоты 26 м (т.н. «капля»). Этот новаторский номер-аттракцион существовал до 1974. В 1970 Мяловский ушёл из полёта и работает в воздушном номере на вращающемся аппарате (с женой и партнёршей М. Петровой). В 1972 Ракчеев и Кокина перешли в полёт «Мечтатели» п/р О. Лозовика. В 1974 Сухов и Сазонова создали свой полёт. Собрал новый состав для своего номера и Астанин, но это обычные классические варианты полётов.
С 1978 Ракчеев, засл. арт. РСФСР (1980), руководил новым воздушным полётом «Единство», созданным Мандычем в ГУЦЭИ. Его участники — лауреаты Всес. конкурса циркового иск-ва (1982). В 1988 Ракчеев как режиссёр создал во Всес. дирекции оригинальный полёт «Фантазия» с 3 ловиторками (рук. Е. Молчан, с 1989 А. Елизаров). С 1989 Ракчеев — реж.-педагог ГУЦЭИ, преподавал также в цирковых школах Польши, Италии, с 1996 в «Детской студии» ЦЦИ, с 1997 — в аппарате Рос госцирка.
«ЖУРАВЛИ», воздушный полёт-аттракцион п/р Виля Виленовича Головко (р. 16.1.1958), засл. арт. Рос. Федерации (1996). Окончил ГУЦЭИ (1977), ГИТИС (1987, отд. реж. цирка), сын возд. гимнаста и режиссёра B. В. Головко. В основу сюжета положена песня Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли» (реж. П. Майстренко). Выпуск состоялся 25.3.1985. Исполнители: Головко, его жена — Е. Головко, В. Шумилин, В. Антонов, А. Милаев, М. Ильюшкин, Ю. Мочалов, Я. Дырда, С. Селезнёв. Все исполнители — мастера спорта по спорт, гимнастике. В разное время участниками аттракциона были П. Сердюков, М. Попова, В. Николаев. Средствами трюка, выразит, пластики, спец. световой партитуры создано красочное поэтическое зрелище, воздушный своеобразный балет. Оригинальная конструкция аппарата позволила достигнуть эффекта «зависания в воздухе». В аттракционе исполнялись трюки мирового класса: четверное и тройное сальто-мортале с трапеции в руки ловитора. Исполнители — лауреаты Международного циркового фестиваля в Монте-Карло (1995, «Золотой клоун»)
ЧЕЛНОКОВЫ, семья цирковых артистов, акробаты, гимнасты. Николай Иванович Ч. (р. 2.12.1960), после окончания ГУЦЭИ (1986) выступал с номером «Акробаты-сальтоморталисты на вертикальном канате» (реж. Т. Дурова, педагог В. Фомин). На свободной корд де парели исполнял сложнейшие отрывные трюки (переднее и заднее сальто-мортале) с «приходом» на канат; в финале совершал прыжок, имитирующий «падение» с 15-метровой высоты на манеж. Его партнёрша (с 1986) и жена — Галина Николаевна Кораблёва (р. 23.10.1958), занималась в цирковой студии, выступала в номере «Акробатический этюд».
Николай и Галина Ч. — лауреаты Междунар. конкурса в Париже «Цирк — завтра» (1987, Серебряная медаль). В 90-х гг. работали в цирке «Дю Солей» (Канада) с номером «Акробатическое трио». С 1997 Николай Ч. — режиссёр и директор собственного шапито «Семь Я».
Сын Николая Ч. — Антон (р. 28.8.1985), акробат, гимнаст, участник номера «Акробатическое трио» (вместе с родителями), с 1997 — исполнитель воздушных номеров «Гимнаст в сетке», «Джинсы», лауреат детского конкурса в Монте-Карло «Премьера рампы» (1998).
ХЕРЦ, семья цирковых артистов. Всеволод Георгиевич Xерц (20.7.1912-20.3.1991), атлет, борец, силовой жонглёр.
Засл. арт. Молд. ССР (1954). В 1929 начал работать в цирке как силовой акробат (партнёр — Г. Нестеров). Как атлет и борец (ученик И. Заикина) выступал во мн. чемпионатах борьбы, в т. ч. с участием И. Под-дубного. Как силовой жонглёр легко и эффектно оперировал штангами весом 14, 68 и 140 кг, жонглировал ядрами 5-8 кг. За активную пропаганду спорта награждён медалью им. И. Заикина. С 1967 — режиссёр Союзгосцирка.
Его сын — Александр (р. 7.8.1948), воздушный гимнаст, ловитор, создатель ряда оригинальных воздушных полётов. Особенно необычным был «Полёт без трапеции» (выпуск Всес. дирекции, 1983). 4 допинга «посылали в полёт» девушек-вольтижёров на сверхдлинную дистанцию — до 20 м. Мужчины-ловиторы работали в жёсткой рамке. На этой дистанции эффектно выглядел длинный бланш-сальто-мортале в исп. Е. Харченко, она же делала тройное сальто-мортале. Захватывающим был также перелёт через всю дистанцию из допинга в допинг (исп. И. Печенева). В 1992 появился новый «Полёт» с двигающимся (смещающимся в стороны) лопингом, что позволяло использовать параллельные траектории полёта (технич. соавторство Л. Папазова).
Александр Xерц — лауреат Всес. конкурсов циркового иск-ва (1977, 1988). В 1993 по заказу «Цирка дю Солей» (Канада) для спектакля «Мистерия» как тренер-педагог подготовил исполнителей (5 ловиторов и 9 вольтижёров) и трюковой репертуар для нового «Полёта».
Жена Александра — Наталья Вячеславовна, (р. 17.11.1963). Мастер спорта международного класса по спорт, акробатике, чемпионка СССР (1978). В цирке с 1981, начинала в номере «Ханд-вольтиж» п/р В. Шемшур. С 1988 гимнастка-вольтижёр в «Полётах» п/р А. Херц.
Впервые в воздухе в ручной петле крутила «бочку» из хула-хупов. В 1992 создала сольный воздушный номер — танец на трапеции оригинальной конструкции (автор А. Херц) на муз. Ф. Шопена (реж.-балетм. Н. Маковская), с неожиданными трюковыми решениями: «обрывом в носки», пируэтом в каче с приходом в трапецию стоя, комбинацией с длинным летящим шарфом. Дочь Херц-старшего — Наталья (р. 24.2.1947), дрессировщица. С 1990 работает с группой экзотич. животных — обезьяна, лама, як, муфлон, зебу, ослики, афганские борзые и др. Её дети-Андрей Валерианович Храмцов (р. 31.7.1975) и Таллина Валериановна X. (р. 5.2.1979), обучались дрессировке, работая ассистентами в номере матери. Вторая дочь Всеволода Георгиевича — Ирина Херц-Сербина.
Большинство из вышеперечисленных и вообще артистов России (РФ), были студентами ГУЦЭИ. Кто-то поступал, но их не принимали, и они пытались снова, кто-то поступал с первой попытки, давайте же узнаем, что это за учебное заведение…
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ЦИРКОВОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА (ГУЦЭИ)
Это специальное учебное заведение для подготовки артистов цирка и эстрады. Попытка создания учебного заведения такого рода была предпринята в 1847 году при Петербургском театральном училище. Был образован специальный класс, где обучали цирковому искусству, преимущественно наездничеству. Однако из десяти первых воспитанников только трое стали выступать на манеже. Осенью 1927 года Народный комиссариат просвещения принял решение создать на базе Мастерской циркового искусства (МАЦИС; 1926-1927) Курсы циркового искусства (КЦИ) с трехлетним сроком обучения. В 1930 КЦИ реорганизованы в Техникум циркового искусства (ТЦИ) с оборудованной ареной, ставшей не только учебной площадкой, но и «Районным цирком», где студенты проходили учебную практику. Студентов обучали акробатике, эквилибристике, гимнастике, наездничеству, здесь же готовились цирковые номера, был открыт класс клоунады. Среди выпускников ТЦИ: Н. Бауман, И. Вавилова, В. Файертак, С. Рубанов, Д. Зверев, С. Шестопалов, М. Румянцев (Карандаш), имя которого было присвоено училищу в 1987 году. В 1934 техникум преобразован во Всесоюзную школу циркового искусства, с 1938 года — Государственное училище циркового искусства (ГУЦИ). Студенты изучали историю театра, цирка, живописи, музыки, мастерство актера, хореографию и др. В 1960-90 в училище периодически функционировало детское отделение с 7-летним сроком обучения. Среди первых преподавателей училища: Д. Альперов, А. Аберт, М. Ольтенс, Ю. Польди (Голубева), С. Сергеев, В. Жанто, Д. Кара-Дмитриев, М. Местечкин, С. Сосина, Б. Тенин, Н. Фореггер, А. Ширай. В 1961 году открылось специальное эстрадное отделение, и училище приобрело современное название.
В 60-70 годах в ГУЦЭИ преподают выдающиеся педагоги-режиссеры, новаторы циркового искусства, изобретатели цирковой аппаратуры, обогатившие новыми творческими идеями не только отечественный цирк, но и мировое цирковое сообщество. Многие из них были выпускниками училища: Ю. Мандыч, Н. Степанов, С. Морозов, Н. Бауман, С. Каштелян, Ф. Земцев, Н.А. и В.Н.Кисс.
Из ГУЦЭИ вышли будущие «звезды» отечественного цирка: О. Попов, Л. Енгибаров, Ю. Куклачев, А. Николаев, Л. Костюк, О. Лозовик, В. Шемшур, Е. Майхровский, отец и сын Головко, В. Гнеушев и мн. другие.
Эстрадное отделение также подготовило целую плеяду ярких артистов: Е. Камбурову, В. Спесивцева, С. Власову, Ж. Бичевскую, Г. Хазанова, И. Сиренко, Е. Шифрина.
В 1962-74 годах в ГУЦЭИ работало вечернее отделение клоунады и музыкальной эксцентрики. Педагоги училища помогали создавать цирковые школы в Монголии, Венгрии, Болгарии, Германии, Вьетнаме, Лаосе; на Кубе цирковая школа носит имя ее создателя Ю. Мандыча. Педагоги ГУЦЭИ преподают в школах Франции, Италии, Канады, США. В ГУЦЭИ стажировались артисты из Вьетнама, Ганы, Зимбабве, Лаоса, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран.
В конце 50-х годов была проведена капитальная реконструкция здания училища и строительство общежития (вступили в строй в 1961). В 1976 начато строительство нового здания ГУЦЭИ.
Директора училища: А. Луначарская (1927-29), О. Линдер (1929-40), Ю. Дмитриев (1941-42), В. Жанто (1943-47), Н. Барзилович (1947-50), А. Волошин (1950-78), С. Макаров 1978-86), А. Анютенков (1986-88), В. Владимиров (1989-95), с 1995 В.Савина.
В 1997 году училище отпраздновало свой 70-летний юбилей. Поздравить его пришли гости различных творческих организаций, бывшие выпускники. Среди них Костюк, Шифрин, Хазанов и др. В конце своего поздравления Г. Хазанов сказал: «Низкий поклон всем педагогам! Хочу надеяться, что эти стены еще долгие годы будут давать уникальных артистов, которых давало и по сей день».
Сегодня практически все дипломированные специалисты циркового и эстрадного искусства России, республик бывшего Советского Союза и многие артисты зарубежных стран: Египта, Болгарии, Кубы, Монголии, Лаоса, Чехии и Словакии, Польши, Югославии, Вьетнама, Венгрии, Бирмы, Йемена, Никарагуа, Камбоджи — выпускники училища.
ГУЦЭИ сотрудничает с цирковыми школами всего мира. Каждый год сюда приезжают на стажировку в различных жанрах артисты из Дании, Швеции, Швейцарии, Италии, Германии, Голландии, Японии, Австралии, Франции, Австрии и других стран.
Таким образом, ежегодные выпуски ГУЦЭИ становятся праздником с мировым значением. Вот что пишет в своем благодарственном письме К. Иванов — постоянный представитель Республики Саха (Якутия): «Уважаемая Валентина Михайловна! Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации в Вашем лице поздравляет весь преподавательский коллектив училища с очередным выпуском молодых профессионалов циркового искусства в большую творческую жизнь! Этот праздник выходит далеко за рамки Вашего учебного заведения, это праздник для зрителей многих регионов России и, в частности, республики Якутия. Сегодня мы с большой душевной радостью встречаем первый выпуск дипломированных артистов цирка из Республики Саха (Якутия). Для молодого якутского цирка это первое значительное пополнение, которое, мы уверены, даст мощный импульс развитию циркового искусства республики».
Почему же иностранные артисты предпочитают учиться в России, хотя цирковые школы есть во многих других странах? Дело в том, что русское цирковое образование существенно отличается от западного. За границей нет обязательной учебной программы. А в России (ГУЦЭИ — единственное в стране профессиональное цирковое училище) существует определенная, проверенная временем методика обучения, которая подразумевает наличие учебных планов и программ государственного образца. Такой подход к обучению будущих артистов цирка считается классическим и самым удачным.
Огромную роль в формировании культуры и профессионального мастерства, будущих артистов, играет высокая квалификация сложившегося за много лет преподавательского состава. Среди педагогов училища — известные режиссеры, балетмейстеры цирка и эстрады…
Начать — половину сделать. Хочется добавить «Правильно начать — половину сделать». Понимая значение правильного начала, в 1997 году по инициативе директора училища — Заслуженного работника культуры РФ, кандидата педагогических наук Савиной Валентины Михайловны были открыты при ГУЦЭИ подготовительные курсы. Принимаются все желающие.
Надо сказать, что у выпускников училища нет проблем с трудоустройством. Уже во время учебы молодые артисты начинают сотрудничать с разными цирковыми и эстрадными коллективами. Некоторые ездят на гастроли за границу. Многие студенты становятся призерами международных фестивалей циркового искусства. Так, на ежегодном фестивале «Арена надежд» в Бельгии учащиеся ГУЦЭИ с завидным постоянством получают золотые и серебряные награды.
Успех обладает магнетическим свойством. Деятельность ГУЦЭИ постоянно освещается печатью и программами телевидения. На страницах газет районной «Ямское поле», окружной «Молодежная», правительственной «Тверская 13», общественной «Трибуна» публиковались статьи, посвященные деятельности училища. Особенно хочется отметить программы телевидения, которое постоянно отражает своим объективом жизнь училища. Это «новости» ТВ 6, 5 канал «Новости культуры», Никулинские программы «Мой цирк», ОРТ «Ах, Семеновна» и др.
Сейчас 2005г., ожидается очередной выпуск артистов из ГУЦЭИ, один из них написал данный дипломный реферат. Зовут его Горбачёв Константин Сергеевич, (род. в 1986г.), родился в цирковой семье. Мать, Горбачёва Любовь Николаевна, выпускалась из ГУЦЭИ в 1984г. с номером игра с обручами (хула-хупы), позже вышла замуж за Сергея Решетняка, затем они разводятся, и некоторое время спустя Любовь Николаевна выходит замуж за Лысенко Юрия Антоновича (р. 11.4.1956), который закончил Минский ин-т культуры (ф-т режиссёров массовых зрелищ, 1991), с 1974 он вместе с партнёром, (Леонид Брониславович Дудойть (р. 5.5.1949)), 12 лет выступали в дуэте как клоуны-ковёрные (реж. С. Уральский) в Литовском коллективе «Цирк — Вильнюс».
Юрий Антонович Лысенко становится папой для только что появившегося на свет ребёнка, Константина. Костя растёт в цирке, общается в основном с артистами, и их детьми, ребёнок много времени проводит в цирках России, переезжая вместе с родителями из одного города в другой.
Когда приходит время, и отец (отчим) решает начать подготовку молодого артиста с освоения жанра «эквилибра», научив его стоять на катушках, родители встают перед проблемой — ребёнок категорически ленится, и всеми способами пытается увильнуть от тренировок.
Помучившись с дитём с некоторое время, отец передаёт эстафету матери, которой удается заставить ребёнка заниматься. Пусть ей и приходилось всё свободное время уделять тренировкам и обучению Кости (причём через советы и чуткое руководство Юрия), но сын начинает достигать некоторых результатов.
Позже Константин, будучи уже учеником средней школы Санкт-Петербурга, попадает в детский цирковой коллектив «Ровесник», там он оттачивает старые и обучается новым навыкам эквилибра на катушках. Вскоре он участвует в различных детских цирковых фестивалях, в Швеции, например, он получает приз «Детской Цирковой Школы», а так же приз зрительских симпатий.
После окончания девятого класса средней школы, было принято поступать в ГУЦЭИ. На вступительные экзамены Константин поехал вместе со своим педагогом и руководителем коллектива Еленой Георгиевной Логвиновой, её дочерьми Натальей и Юлией, которые тоже ехали поступать, и ещё двумя членами коллектива Леонидом Ермаковым, и Марией Орловой.
Их радости не было предела, потому что поступили все!
Питерская «команда», взялась за обучение бойко и самоотверженно, но уже ко второму курсу их стало на двоих меньше, Леонида и Юлию, отчислили.
На втором курсе обучения Константин встал перед выбором, в какой жанр пойти. Ему уже давно нравился ручной эквилибр. Ему нравилась та грация, красота с которой выполняли свои трюки артисты данного жанра, и он выбрал его. Перед полугодовыми экзаменами Горбачёв К. принимает решение перейти на жанр «гимнастика», прислушавшись к советам своего педагога по эквилибру, В. И. Мандыч.
В конце второго курса, с ним начинает работать режиссёр Т. В. Крымко, и педагог О. В. Цветкова.
В 1960г. В Училище открылось детское отделение, и на этот детский приём поступила Ольга Васильевна Цветкова.
После восьмого класса, было распределение по жанрам, Ольга Васильевна выбрала жанр «гимнастика». В 1967г. она выпустилась в номере «гимнасты на турниках», в номере было шестеро юношей и две девушки. Они были первыми, кто использовал шестигранный турник. О. В. Цветкова исполняла весьма сильные трюки, к примеру, заднее сальто на сход.
В дальнейшем этот номер пользовался популярностью и за рубежом.
С 1974г. Ольга Васильевна стала работать в ГУЦЭИ педагогом, преподнося свои знания и опыт молодым студентам, и помогая им постигать основы и мастерство «гимнастики».
Сейчас Ольга Васильевна и Татьяна Владимировна с Горбачёвым Константином, работают над созданием воздушного номера на трапеции, за основу взято творчество и жизнь А. Вертинского, чтобы понять и прочувствовать этот замысел Костя прослушал большинство песен, прочитал некоторые стихи из творчества А. Вертинского, так же изучил его биографию.
Сейчас в цирке появилась тенденция освоения мужчинами классически женских жанров (хула-хупы, воздушные номера…), сольные мужские трапеции в динамике (в каче) сейчас можно пересчитать по пальцам, трудно даже назвать хоть несколько фамилий таких исполнителей, поэтому Константин надеется преуспеть и стать одним из первых.
Впереди ещё много работы, после выпуска нужно будет развивать, и повышать уровень номера, самая большая работа ещё впереди, необходимо овладеть сложнейшими трюками, развить пластику, и многое-многое другое.
Так что Константин, набрав в лёгкие побольше воздуха, рассчитывая на собственное упорство, и немножечко удачи, делает уверенный шаг вперёд, к успеху…