Что такое цикл наблюдений
Сущность и содержание наблюдения
Елена Савиных
Сущность и содержание наблюдения
Тема: Сущность и содержание наблюдения
Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.
Значение наблюдений.
1. Формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
2. Развитие умений выделять различные признаки объектов природы, обнаруживать взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.
При планировании наблюденийвоспитатель продумывает:
1. Оборудование и материалы
2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
3. Приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада,складывается из следующих моментов:
1. Выделение самих объектов (целого, частей, из которых они состоят (т. е. определение особенностей строения растений и животных, Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление поотдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелыйплод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит и т. д.
3. Определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);
4. Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям й устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы. Например, с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей.
По аналогии с растениями, содержанием наблюденийза животными являются:
1. Особенности их строения,
2. Способы функционирования (разные формы поведения)
3. Компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней,
4. Характер взаимоотношения человека с животными.
Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере наблюдения за кошкой в детском саду.
Отмечаем в наблюдениитри последовательные позиции:
1) Замечать и называть отдельные действия, совершаемые животным;
Действия кошки: стоит на четырех лапах, поворачивает голову влево, вправо, садится, оглядывается назад, подходит к краю стола, смотрит вниз, нюхает стол, прыгает вниз, бежит к двери (она закрыта, смотрит на воспитателя
2) На основе увиденного обозначать адекватное поведение и отношение наблюдателя к происходящему, возможные его действия (т. е. сказать, как человек должен среагировать на поведение животного, что он в этой ситуации может и должен делать).
Реакция наблюдателя: животное встревожено,поэтому его надо успокоить: взять на руки, погладить, почесать за ушами, вокруг головы, сопровождая эти действия ласковыми словами и мягкой интонацией реакцию на него человека. Важно для развития восприятия детей организовать циклы наблюдений.
Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы
В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме.
Наблюдение 1. Что живет в аквариуме? Цель. Познакомить с рыбкой, сообщить ее название; вызвать радость от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть, емкость для его хранения. Учить наблюдатьза поведением рыбки во время кормления:
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает? Цель. Знакомить с разными особенностями поведения. Рыбка живая, нуждается в отдыхе.В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век.
Требования к проведению наблюдений
1. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения (Организация пространства)
Воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить).
2. Второе требование связано с временным параметром наблюдения: Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин.
3. Третье требование связано со структурой наблюдений.
Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.
Вторая часть наблюдения является основной.
Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку «Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть. «
4. Специальная подготовка к проведению наблюдения.
В наблюдении часто используется недельная методика ознакомления детей с сезонными явлениями природы.
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы
а) Ежедневное наблюдение за погодой;
Наблюденияза погодой включают три параметра:
1. Определение состояния неба и осадков,
2. Наличие или отсутствие ветра,
3. Степень тепла и холода.
Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода,по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная.
б) Рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели);
в) Ежедневная работа с календарем. Старшие дошкольникам дается задание- наблюдать погоду в выходные дни, зарисовать заначками в календаре природы.
Недельный цикл наблюдений за погодой
Наблюдения за погодой
Понедельник-основной прием вопросы –»Какого цвета небо?», «Что на нем есть?»
Вторник-Прием Сравнение-»Посмотрите на небо.
Оно такое же, как вчера,или другое?Оно такого же цвета или другого?»
Среда-Игровые приемы для поддержания интереса к наблюдениям: выносит куклу, мишку или др. персонажа, любимого детьми, проосит рассказать ему о погоде (по той же схеме).Можно включить загадки и короткие стихи.
Пятница-Прием забыть про наблюденияза погодой-после прихода с прогулки сказать:»мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?»
Суббота и воскресенье-старшие дошкольникам дается задание-наблюдать погоду в выходные дни, зарисовать заначками в календаре природы.
Наиболее доступным для наблюдения является проращивание лука в стеклянной банке.
Наблюдение за ростом растений
Наблюдения ведутся за ростом корней и листьев.Наиболее подходящий для этого растения с крупными семенами: фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и тд. Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке.
Т. О., наблюдение позволяет установить взаимосвязь стадий развития живого организма и меняющейся средой обитания. Также для наблюдения используются разнообразные опыты. Перечислим их.
Наблюдения с использованием опытов
1. Опыты с птицами (колокольчик и фонарик)
3. Опыты с воздухом
3. Опыты с песком и глиной
4. Опыты с камнем и деревом
Теоретический материал по теме 3.1 Циклическая форма организации наблюдений
Документ содержит теоретический материал, вопросы для самоконтроля знаний учащихся, а также литертуру по теме 3.1 «Циклическая форма организации наблюдений» по учебной дисциплине «Методика экологического образования». Рекомендован для изучения учащимся специальности 2-010101 Дошкольное образование дневной и заочной формы получения образования.
Просмотр содержимого документа
«Теоретический материал по теме 3.1 Циклическая форма организации наблюдений»
Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.2 «Наглядные методы. Организация циклов наблюдений за живыми объектами», в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
Результат изучения темы: раскрывает достоинства цикла наблюдений как организационно-методической формы педагогического процесса; характеризует циклическую форму организации наблюдений; разрабатывает цикл наблюдений за живым объектом.
Ключевые вопросы: цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса; достоинства циклической формы организации наблюдений.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИКЛОВ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.
Представим пример цикла наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме. Цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме, можно разбить на несколько этапов. В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста детей).
Наблюдение 1. Что живет в аквариуме?
Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?
Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.
Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.
Наблюдение 6. Как рыбка плавает?
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Что такое циклическая форма организации наблюдений.
2. Раскройте достоинства циклической формы организации наблюдений.
3.Укажите требования к организации циклической формы организации наблюдений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Проанализируйте представленный цикл наблюдений за рыбкой и выделите следующие моменты:
а) наблюдения, которые расширяют кругозор детей;
б) наблюдения, которые помогают развивать нравственные чувства, формируют доброе отношение к природе;
в) наблюдения, которые воспитывают готовность действовать практически, созидать на благо живого;
г) наблюдения, в которых развивается эстетическое восприятие природы, умение замечать ее красоту.
2. Разработайте новые циклы наблюдений за объектами живой и неживой природы. Продумайте вопросы к каждому наблюдению в цикле, подберите художественное слово.
Цикл наблюдений за кроликом (младшая группа)
Цикл наблюдений за лягушкой (младшая группа)
Цикл наблюдений за хомяком (средняя группа)
Цикл наблюдений за попугаем (средняя группа)
Цикл наблюдений за черепахой (старшая группа)
Цикл наблюдений за белкой (старшая группа)
Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с
«Циклические наблюдения, их особенность и важность в экологическом воспитании дошкольников «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Циклические наблюдения, их особенность и важность в экологическом воспитании дошкольников
При организации циклических наблюдений С.Н.Николаева считает важными следующие моменты:
— компактное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим, без больших разрывов во времени. Содержание, «наслаиваясь», укрепляет единую систему знаний об объекте;
— преобладание визуального источника знаний над словесным. Охват наблюдениями всех детей. Каждое наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных. Для запланированных наблюдений необходимо специально создавать условия (чтобы объект делал то, что мы наблюдаем) [4].
Каждое наблюдение имеет свою цель и определённое не схожее с другими содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у дошкольников формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных. В чем же преимущество цикла наблюдений перед занятием, на котором происходит рассматривание объекта? Они сводятся к следующему. В цикле наблюдений осуществляется распределение всего объема знаний на порции, что обеспечивает постепенное, а значит более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое, но с разной целью. Важно также, чтобы наблюдение было динамичным, действенным, а не просто набором определенной информации, надо постоянно задавать вопросы проблемного, иногда противоречивого характера, чтобы ребенок, наблюдая объект, мог предугадывать ответ, находить его во время наблюдения различных сторон объекта.
Правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями в группе и на участке садика поможет поддержать интерес детей к обитателям природного мира, поселившимся в детском саду.
2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
4. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.
Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание.
Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.
Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться: продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта; убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей; настроить правильную подсветку и так далее [2;4].
2. Фенология как наука. Понятие «Фенологические наблюдения»
На основе наблюдений за природой, за изменениями, происходящими в ней, у детей формируется не только наблюдательность, интерес и любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, но и происходит развитие познавательной деятельности, влияющее на гармоничное всестороннее развитие личности ребенка.
Закономерности периодических сезонных изменений в жизни растений и животных изучает наука фенология; наблюдения за наступлением этих явлений называют фенологическими.
Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющими ход изменений жизненных процессов растений и животных. Каждый из периодов времен года обусловлен географическим положением и климатическими условиями.
Фенологические наблюдения дают богатый фактический материал, который помогает понять сущность основного закона биологии, единство организма и необходимых ему условий жизни. Наблюдения расширяют кругозор человека, повышают его интерес и любовь к природе. В то же время они не требуют сложного оборудования и доступны любому человеку.
Опыт экологического воспитания дошкольников показывает, что систематические наблюдения за природными явлениями, за каждым живым существом оказывает глубокое воздействие на детей.
Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Если взрослый приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом птицы, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже понять окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Умение наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.
Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Роль фенологического наблюдения в системе экологического воспитания дошкольников впервые была сформулирована в работах З.Д. Сизенко-Казанец, А.Ф. Мазуриной, М.В. Лучич и др. и долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были их методические пособия и рекомендации. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.); не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В.
Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).
Фенология интересная наука, но как объяснить её детям дошкольного возраста, чтобы это было для них увлекательно, занимательно, проходило в игровой форме и удовлетворило их любознательность?
Воспитатели вместе с воспитанниками ведут фено-метео-наблюдения на территории детского сада и отправляют в фенологический центр Ботанического сада г. Владивостока. Данные наблюдения будут заноситься в ежегодный научный сборник «Природа Приморского края».
И всё о чем узнали, все наблюдения за фенообъектами и феноявлениями, которые дети проводят вместе со своими педагогами, оформляются как «Детский фенологический журнал «Природа в Приморье».
В журнале освещаются следующие наблюдения:
В сентябре началось окрашивание листвы у клёна, дети наблюдали, как меняется цвет листьев и задавали много вопросов, главный вопрос был «Почему листья меняют цвет, то краснеют, то желтеют?, появились улитки на траве и кустарниках.
В октябре наблюдали такое феноявление, как листопад. Дети его сами изображали, нетрадиционными способами рисовали, стихи сочиняли.
В процессе наблюдения детей и взрослых удивило такое явление: две березки рядом стоят, но листва у них окрашивается по- разному, на одной листья были еще зеленые, на другой желтые, а в октябре, когда выпал первый снег одна береза уже скинула листву, а другая еще желтая стояла. Вот и возник у детей вопрос «Почему так бывает?» и конечно мы будем этот вопрос исследовать и искать ответ. «Почему у сирени в ноябре набухли почки?».
В октябре мы первый снег наблюдали и рисовали, он землю покрыл, но потом растаял, мы с ним эксперименты проводили.
А когда в ноябре образовался устойчивый снежный покров, дети корни деревьев утепляли.
Заключение
Список использованных источников
Роль циклических наблюдений в работе с детьми
Наблюдение как метод организации познавательной практической деятельности детей дошкольного возраста
У человечества издавна есть два способа познания окружающего мира: наблюдение и эксперимент. И.П. Павлов отмечал, что наблюдение собирает то, что предлагает нам природа, а эксперимент позволяет нам выбрать то, что мы хотим.
Наблюдение – более «осторожный» в сравнении с экспериментом способ познания окружающего. Педагогу важно научить ребенка не просто смотреть на объект, но и видеть происходящие в нем изменения. Это сделать достаточно трудно, если объекты статичны, меняются медленно и незаметно. К сожалению, быстро изменяющиеся, «живые» объекты почти исчезли из детских садов. Но на помощь может прийти цифровая техника. Например, если поручить старшим дошкольникам в весеннее время фотографировать одну и ту же веточку кустарника ежедневно в течение недели, а затем сравнить на компьютере последовательно выложенные фотографии, то станет заметной динамика распускания листиков на ветке. У многих детей после таких наблюдений начинает проявляется устойчивый интерес к изучению окружающего, в том числе с помощью приборов.
Наблюдение – метод чувственного познания природы. Роль циклических наблюдений в работе с детьми.
Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению. Наблюдение – один из основных путей познания природы. Жан-Жак Руссо призывал организовывать наблюдения за предметами и явлениями непосредственно в окружающей природе. И был противником замены их другими средствами наглядности, типа картинок, схем, моделей и т.д. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться в наиболее значимых признаках наблюдаемых явлений, обнаружить взаимосвязи в природе.
С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребёнка.
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими (несколько минут) и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней, а иногда и недель.
В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами, птицами уголка природы. Эти наблюдения носят кратковременный характер, часто повторяются.
Со средней группы организуются и более длительные наблюдения, например, за ростом и развитием растений, посаженных в уголке природы или на земельном участке.
В старшей группе длительные наблюдения занимают наибольшее время: дети следят за ростом растений из семян, превращением насекомых, сезонными изменениями в природе.
Наблюдение как метод лучше всего проводить в форме циклов наблюдений. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных краткосрочных (по 5-7 минут) наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка дошкольного учреждения. Каждое из наблюдений цикла имеет своё содержание и свою цель, не повторяет предыдущие наблюдения, но тесно связано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчётливые представления о данном объекте – его строении, функционировании, условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребёнку чувственным путём и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ними.
В чём преимущества циклических наблюдений:
— в циклических наблюдениях осуществляется распределение всего объёма знаний на «порции», что обеспечивает более эффективное их усвоение;
— каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширить и уточнить имеющиеся представления;
— многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, на основе чего возникает потребность в новых, и что особенно ценно, самостоятельных наблюдениях;
— циклические наблюдения создают прочную чувственную основу знаний, что в дальнейшем обеспечит успех итогового занятия по предмету наблюдения.
Основные требования к методике организации и проведения циклов наблюдений:
— компактное проведение цикла, т.е. одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени;
— необходимо преобладание наглядных знаний над словесными;
— вопросы к детям должны быть четкими, конкретными;
— педагог задаёт вопросы детям оставляя время на их обдумывание;
— активное участие в наблюдении всех детей;
— в наблюдении опираться на биологические особенности, видовую специфику животных и растений;
— использовать в наблюдении двигательную активность детей;
— цикл наблюдений желательно завершить итоговым занятием.