Что такое цифровой аутизм
«Это эпидемия цифрового аутизма»: о чем доктор Курпатов и йог Садхгуру рассказали на завтраке Сбербанка в Давосе
Глава Сбербанка Герман Греф пригласил выступить на традиционном завтраке банка в рамках Всемирного экономического форума в Давосе психотерапевта Андрея Курпатова (руководит Лабораторией нейронаук и поведения человека, созданной Сбербанком) и индийского йогина и мистика Садхгуру. Они говорили о том, как меняется человек в цифровую эпоху. Forbes приводит самые яркие тезисы:
Андрей Курпатов
Переезд из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Когда нам предлагают две задачи: простую и сложную, вы выбираете ту, которая проще. Это связано с экономикой нашего мозга. Он потребляет очень большое количество энергии, и поэтому экономический принцип требует от нас всегда выбирать те задачи, которые попроще. Сейчас представители медиаиндустрии соревнуются друг с другом на предмет того, как сделать контент как можно проще. Мы наблюдаем эскалацию примитивного контента и переживаем фундаментальную трансформацию — переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текстов, системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного.
Потребление контента не включает голову. Когда вы потребляете контент постоянно, энергия в зону мозга, отвечающую за мышление, не поступает. Ваш мозг впадает в спячку. Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из твиттера и инстаграма, редко включают голову, мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются. Это мы говорим про взрослых людей. А давайте поговорим о наших детях. 40% детей в США и России до 10 лет практически постоянно находятся онлайн. То есть практически постоянно потребляют информацию. Если верить «Лаборатории Касперского», европейские родители более сознательные в этом смысле, но к 14-18 годам ситуация сравнивается и практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн. То есть они отправляют свой сервер мышления в спячку или он у них просто не формируется.
Эпидемия цифрового аутизма. В 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое мы тратили на общение лицом к лицу. В момент появления iPhone в 2007 году экранное время человека составляло более 8 часов, тогда как общение лицом к лицу – уже меньше 2 часов. В результате мы имеем, по сути, эпидемию цифрового аутизма. Цифровой аутизм — это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуются внутренним миром другого человека, другие люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности. Даже на свиданиях молодые люди предпочитают телефон общению с человеком, ради которого они на это свидание пришли. Кто-то может сказать, что это новая цивилизация, новый мир, к которому мы должны привыкнуть. Но, как показало одно из исследований, если вы проводите в телефоне больше 2,5-3 часов у вас резко возрастают показатели депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Социальные сети действуют очень болезненно.
Разделение на умных и глупых. Мы переживаем не только разделение мира на богатых и бедных, но и на умных и глупых. Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Отсутствие вертикальных систем управления, переход к горизонтальному обществу ведет к тому, что мы теряем биологические навыки к обучению и хуже учимся. Общая установка на гедонизм и неспособность строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся не толерантны к своим провалам, рассчитывают на легкий успех, и это не лучшим образом работает на экономику, цивилизацию и общество. Основная проблема человека — атрофия познавательных навыков. Еще в 2007 году ученые показали, что медитация и осознанность позволяют улучшать количество социальных связей и качество коммуникаций.
Садхгуру
Люди не читают инструкцию к мозгу. Страдание — один из лучших навыков, которые есть у нас. У нас есть воображение и память, поэтому мы страдаем, мы используем воображение и память, чтобы вызывать страдания. Вы используете свой интеллект против себя. Миллионы лет эволюции потребовались, чтобы выйти на этот уровень. Интеллект — это решение, а люди используют его против себя. Мозг — самая сложная машина на планете, но большинство людей не читают инструкцию, они думают, что могут как-нибудь там разобраться. Когда у вас есть осознанность, неважно в каком мире, цифровом или нет, у вас все будет хорошо. А если нет — будете страдать. Ну что ж, люди всегда страдали. Сейчас лучший момент в истории цивилизации с точки зрения выживаемости людей. У большинства людей есть доступ к благам цивилизации, но они все равно ноют. Потому что не смогли понять, как управлять базовыми механизмами. На этом я вас оставляю — у меня сессия медитации.
10 примет времени, перевернувших нашу жизнь
10 примет времени, перевернувших нашу жизнь
Православная Жизнь
Когда мы говорим о цифровизации, мы говорим обычно о цифровизации бизнес-процессов в государственном управлении, образовании, но дело в деталях, и я бы хотел говорить о том, как изменились человеческая психология, психика, и как меняется наш мозг в данной ситуации, когда мы цифровизируем, по сути дела, уже человека.
Здесь есть ряд проблем, на которые я хотел бы обратить ваше внимание. Ну, очевидно, что мы состоим из тех химических элементов, которые мы потребляем из окружающей среды с пищей. И в этом смысле можно сказать, что мы то, что мы едим. Но то же самое абсолютно идентично и для ментальной сферы. Мы то, какую информацию мы потребляем.
Сейчас я попрошу вас посмотреть на этого человека, ему не хватало всего лишь одного химического элемента – йода, для того чтобы он был карликом, страдал кретинизмом. Это недостаток в пище.
А теперь мы говорим о изменениях в информационной среде. Я предлагаю вам посмотреть на этот слайд, здесь есть изображение замечательной статьи по нейрофизиологии и, с другой стороны, Инстаграм Ким Кардашьян.
Посмотрите, пожалуйста, за вашим взглядом, на что вы смотрите. Не удивляйтесь и не стыдитесь, так работает наша психика, когда нам предлагают две задачи – простую и сложную. Вы выбираете ту, которая проще. Это связано с экономикой нашего мозга. Он потребляет очень большое количество энергии, и поэтому экономический принцип требует от нас всегда выбирать те задачи, которые попроще. И дальше представители медиаиндустрии, которые создают, собственно, контент, они соревнуются с друг с другом на предмет того, какой контент сделать как можно более проще, и мы сейчас наблюдаем их эскалацию примитивного контента, а мы, как мы уже сказали, мы – это то, какой контент мы потребляем.
Мы сейчас, по сути дела, переживаем фундаментальную трансформацию, мы переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текста, системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного. Как это изменение структурной информации влияет на то, что происходит с нами с нейрофизиологической точки зрения?
Должен сказать, что за последние годы мы получили возможность заглянуть в живой работающий мозг, и мы узнали, что он работает совсем иначе, нежели мы представляли раньше.
Здесь вы видите профессора Маркуса Рэйчела, который рассказал нам о том, что наш мозг работает, по сути, в трех базовых режимах. Это важная вещь, поэтому я хочу зафиксировать ваше внимание на этом, посмотрите на нижнюю строку. Это мозг активный, который занимается потреблением информации. Он примерно у вас сейчас в таком состоянии. Я даю информацию, вы ее потребляете. За это отвечает центральная исполнительская сеть. В середине этого слайда вы видите мозг, который занят ориентацией всей ситуации: когда вы вошли в этот зал, вам нужно было найти место, у вас была включена сеть выявления значимости. А вот наверху вы видите такой очень яркий горящий мозг. Это мозг, который думает ни о чем. С вами такое случается. Вы о чем-то задумываетесь, вас спрашивают: «О чем-то задумался?». И вы говорите: «Ни о чем». Но на самом деле это самый важный режим работы мозга. Потому что в этот момент ваш мозг просчитывает разные аспекты ситуаций. Он учитывает системный аспект. И именно в этих состояниях вам приходят самые интересные решения, инсайты. Именно в этот момент вы вскрикиваете: «Эврика!».
Раньше мы думали, что мозг организован локальным принципом, что есть отдельные зоны мозга, которые отвечают за отдельные функции. Зрительная кора, слуховая кора, двигательная кора, но сейчас мы узнали, что все намного сложнее. В течение первых двадцати пяти лет жизни наши нейронные клетки связываются друг с другом в отдаленных отделах мозга, прорастают нейронные связи и образуют те самые нейронные сети, которые будут отвечать за три базовых режима работы.
Как я уже сказал, на это потребуется двадцать пять лет, потому что когда мы рождаемся, действительно наши связи в мозге локальные. И для того чтобы мы научились концентрировать внимание, для того чтобы мы научились ориентироваться в ситуации, для того чтобы мы научились думать, нам нужно двадцать пять лет жизни.
Здесь я показываю математические диаграммы связанности мозга. Происходит дистанциация в рамках отдельных анатомических зон и, с другой стороны, консолидация именно вот этих систем – это вы видите в нижней части графика. По сути дела, мы занимаемся тем, что мы создаем программный сервер, который будет отвечать за процесс мышления в вашем взрослом возрасте. И молодой человек не просто получает знания о мире, пока он образовывается, молодой человек, по сути дела, программирует свой мозг. В какой ситуации оказались нынешние молодые люди, которые занимаются программированием своего мозга в ситуации, когда мы имеем гиперинформационную среду? И как это сказывается на их мышлении?
Первая вещь самая неприятная, которая связана с подавлением работы дефолт-системы мозга.
Здесь вы видите Эшли Чен – это исследовательница, которая показала, что те три системы, про которые я вам рассказываю, являются антагонистами, то есть в тот момент, когда вы активизируете сеть выявления значимости и центральную исполнительскую сеть, дефолт-система, ответственная за мышление, подавляется. Напротив, когда подавляется центральная исполнительская сеть и сеть выявления значимости, дефолт-система активизируется.
В ситуации, когда вы потребляете контент постоянно, у вас активна центральная исполнительская сеть, и это значит, что энергия вашей зоны мозга, отвечающая за мышление, не поступает. То есть, по сути дела, ваш мозг впадает в спячку. Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из Твиттера и Инстаграма, редко включают голову, мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются. Это мы говорим про взрослых людей, а давайте поговорим о наших детях. Если вы посмотрите на эти данные, они действительно шокируют: 40% детей в США и России до 10 лет практически постоянно находятся онлайн, то есть практически постоянно потребляют информацию.
Если верить лаборатории Касперского, европейские родители более сознательны в этом смысле, но к 14-18 годам ситуация сравнивается, и практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн. То есть они отправляют свой сервер мышления в спячку. Или он у них просто не формируется. Но это не единственная проблема.
Следующая проблема заключается в том, что, как нам рассказала Глория Марк, для того чтобы вы включили свою дефолт-систему, для того чтобы она озаботилась серьезной проблемой и стала над ней думать, ей нужно время, ей нужно 23 минуты. А если всех 23 минут не будет, то вы будете продолжать находиться в другом пространстве.
И вот посмотрите на данные исследования 2016 года. Уже тогда в день средний статистический человек проходил порядка 80 телефонных сессий в сутки. Это значит, что он прерывался каждые 15 минут. То есть у него фактически не было времени, не было тех 23 минут для того, чтобы запустить свою дефолт-систему и загрузить ее необходимыми интеллектуальными объектами. И это еще не все.
Следующая проблема состоит в том, что дефолт-система эволюционно была создана для того, чтобы мы выстраивали социальное отношение с другими людьми. Эволюционно это самая социальная система. Но что мы наблюдаем в настоящий момент? Уже в 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое мы использовали, общаясь лицом к лицу. В момент появления Айфона в 2007 году экранное время человека составляло более 8 часов, тогда как общение лицом к лицу уже менее 2. И как вы понимаете, эта тенденция дальше только усиливалась.
В результате то, что мы имеем сейчас, это, по сути дела, эпидемия цифрового аутизма. Цифровой аутизм – это состояние, при котором молодые люди не могут выдерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Другие люди для них стали, по сути дела, заменяемыми, потому что они не видят ценностей каждого из них, в отдельности. Даже на свиданиях молодые люди предпочитают телефон, нежели общение с человеком, с которым они на это свидание пришли.
Кто-то может сказать, что в общем, может быть, это новая цивилизация, мы должны просто к этому привыкнуть, это новый мир, но тем, кто так думает, я хочу предложить данные вот этого исследования 2018 года, которое было сделано на очень больших выборках. Здесь мы получаем следующую информацию: если вы проводите в телефоне больше 2 с половиной или 3 часов, у вас резко возрастает показатели депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Пик этого графика – это суицидальные и депрессивные наклонности. Конечно, кто-то пытается бороться с депрессией и уходит в телефон для того, чтобы избавиться от неприятных депрессивных мыслей, но для большинства все-таки присутствие в телефоне вызывает ощущение собственной неполноценности, отчужденности, социального напряжения и т.д. Социальные сети в этом смысле действуют очень болезненно.
Следующий график: у нас есть возможность сравнить людей, которые пользуются телефоном и которые не пользуются телефоном – такие еще остались. И это израильское исследование, и в левой части графика вы видите темные столбцы – это симптомы СДВГ у всех людей, которые пользуются телефонами. Светлые столбцы это симптомы СДВГ у тех людей, которые не пользуются телефонами. Значительно более интересна вторая часть этого исследования. Людей, которые не пользовались до этого смартфонами, попросили пользоваться смартфонами. На протяжении 3-х месяцев они пользовались смартфонами, в результате чего выросла социальная настороженность, агрессия, внутреннее напряжение и комфортность.
Ну и предпоследнее, что я хотел бы сказать, это феномен дистального видения. Дело в том, что наша мотивация, наши цели объясняются тем, насколько наш мозг способен конструировать образ будущего. Насколько мы можем заглядывать вперед, думать о нашем будущем.
И вот, что получается: если дефолт-система не работает, то дистальное видение, то есть возможность заглядывать вперед, у человека утрачивается. То есть, по сути дела, он не может мотивироваться и не может ставить перед собой цели.
Ну и как я обещал – вишенка на этом безумном торте. Это очень интересное исследование 2017 года, в котором исследовались три группы студентов, которые выполняли креативные и мыслительные тесты. Это было три группы по несколько сотен человек, различие между этими группами состояло в следующем: представители первой группы, заполняя тесты, должны были оставить свои телефоны за пределами комнаты, в которой они заполняли тесты. Представители второй группы могли держать телефон рядом с собой или в кармане, или в сумке. Представители третьей группы должны были положить телефон перед собой экраном вниз и дальше заполнять тесты.
Оказалось, что просто физическое местоположение телефона влияет, с одной стороны, на уровень объема оперативной памяти – это первый график; и второе – на подвижный интеллект – это второй график. Маленький столбец – это телефон лежит на столе, большой столбец – это когда он находится, грубо говоря, в другой комнате. У вас увеличивается объем рабочей памяти и подвижного интеллекта, когда телефона нет с вами. И вы глупеете, когда с вами есть телефон. На самом деле я сейчас раскрыл этот один из четырех базовых пунктов, с которыми мы столкнулись в настоящий момент.
Действительно, изменение потребления информации приводит к тому, что мы переживаем, по сути дела, разделения, не только мира на богатых и бедных, но и мир на умных и глупых. Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Отсутствия вертикальных систем управления и социальности, где есть верх и низ, переход к горизонтальному обществу ведет к тому, что мы теряем навыки и возможности биологически к обучению и хуже учимся. От этого страдает образовательный процесс. Третья вещь, которую нужно понимать, что изменения в коммуникациях приводит к цифровому аутизму, приводит к снижению эмоционального интеллекта, приводит к увеличению цифровой зависимости. И последнее, что нужно сказать, что общая установка на гедонизм, на получение удовольствия при неспособности строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся очень не толерантны к своим провалам, рассчитывают на легкий успех, и, к сожалению, все это, как мы понимаем, не лучшим образом будет работать на экономику, на цивилизацию, и в целом на общество.
«Можем ли мы отдать когнитивные функции машинам?» – спрашивает Дэниэл Деннетт. Один из самых великих ныне живущих философов и шутит: «Да, конечно, можем, если мы сможем предотвратить атрофию своих познавательных навыков». К сожалению, именно это сейчас и составляет основную проблему. Что с этим делать? Центральная исполнительская сеть улучшает свою работу, у вас улучшается эффективность вашего мышления в случае, если вы используете правило цифровой гигиены, которая сейчас уже должна стать нормой жизни. И наконец, это то, чтобы ваша дефолт-система, которая отвечает за мышление, работала лучше, вам необходимо улучшать свои социальные связи и увеличивать количество социальных коммуникаций.
Цифровой аутизм, информационная псевдодебильность и образование
Социальная потребности является одной из важнейших потребностей для примата под названием Человек.
Эволюционно мы нуждаемся в социальных контактах просто потому, что без этого было не выжить, по сравнению с большинством хищников человек ну совсем уж беззащитен в одиночку, группа же людей способна одолеть любого “монстра”.
Человек всегда обменивался знаниями, они передавались от родителя к ребенку, от племени к племени, порой чтобы знания раздобыть приходилось прикладывать немалые усилия, иногда нужные знания приходилось кому-то усиленно прививать, например родителю ребенку, чтобы тот мог выжить. Потребность в информации заложена генетически, нужно всматриваться в кусты, чтобы распознать хищника, именно поэтому многие так любят проводить время в Instagram, вглядываться в те самые кусты, но об этом позже.
Возьмем времена более современные, скажем пару веков назад, когда в образовательных заведениях могли и розгами отлупить. Самим обществом прививалось безукоризненное послушание, преподаватель был мощным авторитетом, который мог одним взглядом усмирить и заставить учиться юнца, даже если ну совсем вот не хочется и не интересно.
Весь мир человека был пропитан социальными связями.
Переместимся чуть ближе к нашему времени, век эдак в XX, СССР. Все те же поведенческие паттерны, розгами уже конечно не лупят, но авторитет преподавательский значителен, давление социума помогает учиться и выбирать профессию, планировать свое будущее, а социальные контакты становятся как никогда важны, чтобы что-то раздобыть придется пройти “три круга ада” и кучу рук пожать.
Дефицита информации нет, дефицита товаров нет, жизненной необходимости в социальных контактах нет, все потребности удовлетворены.
Зачем что-то учить, если все есть в гугле и википедии, достаточно запомнить путь к информации, достать товар можно потратив пару минут и лежа на диване, безопасности ничто не угрожает, а социальную потребность в общении можно удовлетворить социальным сетями.
Рычагов давления на человека у общества почти не остается, родитель не знает как своего ребенка побудить учиться и слушаться, что уж говорить об учителях и преподавателях.
И вообще на ребенка будут плохо влиять в школе (учителя идиоты, сверстники имбецилы и наркоманы, а на физкультуре ребенок вообще может умереть), заберу на домашнее обучение, тем самым лишая ребенка социальных контактов и ускоряя его аутизацию, но об этом стоит написать отдельную статью, не стану на этом сейчас заострять внимание.
Налаживать социальные связи, реальные социальные связи, уже мало кто стремится. Люди добровольно старадют от одиночество, но думают что 5000 друзей на фейсбук имеет значение.
Гениальных ученых, изобретателей, художников, музыкантов скоро не станет, если они еще остались, а новые не появятся, среда не позволит.
Живите счастливо и не превращайтесь в дебилов! 🙂
О цифровом аутизме и цифровом слабоумии
Новости о смартфонах – одни из рейтинговых. Особенно они волнуют родителей, если заходит речь о телефонах детей. Почему телефономания нарушает учебный процесс? Чем она опасна в глобальном масштабе? В видеосюжете отвечает психотерапевт Андрей Курпатов.
Эксперт Сбербанка российский психотерапевт Андрей Курпатов, выступая перед законотворцами, сделал неутешительные выводы о состоянии современного мира и перспективах воспитания и образования в нём.
Его всерьез тревожат падение уровня креативности школьников, их образованности, воспитанности и эмпатии:
“… Пугает пучина цифрового слабоумия, в которую погружаются наши дети… Физическое использование телефона делает нас асоциальными людьми… Мозг развивается в неестественной среде…”
Для всех, для кого эта тема – наболевшая, видео с подробным высказыванием Андрея Курпатова. Автор убедительно говорит об угрозах цифровой зависимости для детей и взрослых.
Дети почти не видят ценности в человеке, не интересуются его внутренним миром. А ведь мы учимся у тех, кто представляет для нас авторитет… Цифровая зависимость порождает соглашательство, агрессию, недоверие к другим людям…
“Мы деградируем. У мозга нет времени, чтобы сосредоточиться на творчестве…”
Выводы Курпатова не голословны – они основаны на исследованиях, статистике, практике нейрофизиологов, психиатров, педагогов, а также его личных наблюдениях и научных изысканиях. А что происходит в школе?
Вон с урока!
Одно из последних нововведений в образовании коснулось запрета использования мобильников в учебной деятельности. Отныне и до 2027 года применять личные гаджеты во время уроков школьникам категорически запрещено.
Теперь ученики российских школ не имеют права входить в свои мобильные устройства на занятиях, чтобы, например, пользоваться калькулятором, освежать в памяти текст произведения или правила по русскому языку. Не дают законного повода сверяться с мобильным интернетом и другие учебные потребности учащихся.
И вроде бы всё правильно. Родители и учителя довольны: меньше нагрузка на зрение и психику школяров, нормы САНПИНа соблюдены. Но в этом ли основная проблема давнего противодействия, тире – острого конфликта: школа – детские гаджеты? Кажется, чиновники от образования продумали не всё.
По мнению педагогов, школьная беда со смартфонами – вовсе не в пользовании мобильниками на уроках.
Проблема – совсем в другом: физическое присутствие гаджетов на партах мешает продуктивному учебному процессу. Дети поминутно отвлекаются, а иногда и откровенно, не скрывая, «сидят в телефонах» в урочное время.
Борьба с телефонами – это не по программе!
Многие учителя жалуются на то, что вместо своей прямой задачи – освоения школьной программы – занимаются посторонними вещами: ведут войну с телефономанией. Пол урока уходит на то, чтобы уговорить класс отложить в сторону электронные устройства и погрузиться в тему и задания.
Если телефон выпадает из поля зрения учащегося, он испытывает состояние дискомфорта, нервозность, у многих подростков доходящую до панической атаки.
Внимание детей рассредоточено, им трудно сконцентрироваться, они избегают любой деятельности, где надо прикладывать интеллектуальные усилия.
Игры и соцсети занимают всё их свободное время без остатка. Насаждаемый культ развлечений переходит мыслимые границы. «Тик-ток – это классно, учёба – это отстой», – вот девиз подавляющего большинства российских подростков.
Заниматься чем-то сложным, малоприятным, рутинным (школьными заданиями) абсолютно нет мотивации. Сосредоточиться на учебе всё сложнее. Что делать педагогам?
Идти на компромиссы – то есть применять больше интерактива – значит, неизбежно переводить учебу в разряд веселого и развлекательного приключения – а значит, осознанно снижать планку – отучать ребёнка напрягаться, преодолевать трудности, развиваться нравственно и интеллектуально.
«Работайте лучше. Разрабатывайте новые методики, ищите подходы к детям!», – авторитетно заявляют чиновники от образования.
Между тем, понятно: какие бы усилия не предпринимались взрослыми образованными людьми, учителями, но компьютерная игра с ее динамикой, живой подвижной картинкой, объемным звуком будет интереснее и привлекательнее любого урока – самого интерактивного.
И идти на поводу у подростковых желаний развлекаться лучше, больше, веселее – в корне неверно. Так педагог из авторитетного человека, направляющего процесс добровольного и творческого присвоения знаний учеником, неизбежно превращается в жалкого паяца – в шоумена, старающегося любой ценой удержать драгоценное внимание ребёнка.
Смартфоны и школа: почему культ развлечений делает нормальную учебу невозможной?
Можно ли «вернуть» учителей из униженных и оскорбленных обратно – превратить их по мановению палочки в значимых и уважаемых? Вернуть не только ради восстановления достоинства профессии, но и ради эффективности образования как такового? Похоже, для этого потребуются серьезные и взвешенные административные и правительственные решения.
…Но пока продолжается скатывание в пропасть компромиссной «развлекухи» – завлекательного «танца» перед учеником… Стыдно, унизительно, нет слов.
Можно ли спрятаться от влияния цифровой эпохи на наше сознание? Есть ли решения у этой проблемы? Конечно, есть. Их не может не быть. Ждем ваших откликов и идей.