Что такое цифровой аутизм

«Это эпидемия цифрового аутизма»: о чем доктор Курпатов и йог Садхгуру рассказали на завтраке Сбербанка в Давосе

Глава Сбербанка Герман Греф пригласил выступить на традиционном завтраке банка в рамках Всемирного экономического форума в Давосе психотерапевта Андрея Курпатова (руководит Лабораторией нейронаук и поведения человека, созданной Сбербанком) и индийского йогина и мистика Садхгуру. Они говорили о том, как меняется человек в цифровую эпоху. Forbes приводит самые яркие тезисы:

Андрей Курпатов

Переезд из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Когда нам предлагают две задачи: простую и сложную, вы выбираете ту, которая проще. Это связано с экономикой нашего мозга. Он потребляет очень большое количество энергии, и поэтому экономический принцип требует от нас всегда выбирать те задачи, которые попроще. Сейчас представители медиаиндустрии соревнуются друг с другом на предмет того, как сделать контент как можно проще. Мы наблюдаем эскалацию примитивного контента и переживаем фундаментальную трансформацию — переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текстов, системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного.

Потребление контента не включает голову. Когда вы потребляете контент постоянно, энергия в зону мозга, отвечающую за мышление, не поступает. Ваш мозг впадает в спячку. Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из твиттера и инстаграма, редко включают голову, мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются. Это мы говорим про взрослых людей. А давайте поговорим о наших детях. 40% детей в США и России до 10 лет практически постоянно находятся онлайн. То есть практически постоянно потребляют информацию. Если верить «Лаборатории Касперского», европейские родители более сознательные в этом смысле, но к 14-18 годам ситуация сравнивается и практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн. То есть они отправляют свой сервер мышления в спячку или он у них просто не формируется.

Эпидемия цифрового аутизма. В 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое мы тратили на общение лицом к лицу. В момент появления iPhone в 2007 году экранное время человека составляло более 8 часов, тогда как общение лицом к лицу – уже меньше 2 часов. В результате мы имеем, по сути, эпидемию цифрового аутизма. Цифровой аутизм — это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуются внутренним миром другого человека, другие люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности. Даже на свиданиях молодые люди предпочитают телефон общению с человеком, ради которого они на это свидание пришли. Кто-то может сказать, что это новая цивилизация, новый мир, к которому мы должны привыкнуть. Но, как показало одно из исследований, если вы проводите в телефоне больше 2,5-3 часов у вас резко возрастают показатели депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Социальные сети действуют очень болезненно.

Разделение на умных и глупых. Мы переживаем не только разделение мира на богатых и бедных, но и на умных и глупых. Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Отсутствие вертикальных систем управления, переход к горизонтальному обществу ведет к тому, что мы теряем биологические навыки к обучению и хуже учимся. Общая установка на гедонизм и неспособность строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся не толерантны к своим провалам, рассчитывают на легкий успех, и это не лучшим образом работает на экономику, цивилизацию и общество. Основная проблема человека — атрофия познавательных навыков. Еще в 2007 году ученые показали, что медитация и осознанность позволяют улучшать количество социальных связей и качество коммуникаций.

Садхгуру

Люди не читают инструкцию к мозгу. Страдание — один из лучших навыков, которые есть у нас. У нас есть воображение и память, поэтому мы страдаем, мы используем воображение и память, чтобы вызывать страдания. Вы используете свой интеллект против себя. Миллионы лет эволюции потребовались, чтобы выйти на этот уровень. Интеллект — это решение, а люди используют его против себя. Мозг — самая сложная машина на планете, но большинство людей не читают инструкцию, они думают, что могут как-нибудь там разобраться. Когда у вас есть осознанность, неважно в каком мире, цифровом или нет, у вас все будет хорошо. А если нет — будете страдать. Ну что ж, люди всегда страдали. Сейчас лучший момент в истории цивилизации с точки зрения выживаемости людей. У большинства людей есть доступ к благам цивилизации, но они все равно ноют. Потому что не смогли понять, как управлять базовыми механизмами. На этом я вас оставляю — у меня сессия медитации.

10 примет времени, перевернувших нашу жизнь

10 примет времени, перевернувших нашу жизнь

Источник

Православная Жизнь

Когда мы говорим о цифровизации, мы говорим обычно о цифровизации бизнес-процессов в государственном управлении, образовании, но дело в деталях, и я бы хотел говорить о том, как изменились человеческая психология, психика, и как меняется наш мозг в данной ситуации, когда мы цифровизируем, по сути дела, уже человека.

Что такое цифровой аутизм. thinkstockphotos 535453838. Что такое цифровой аутизм фото. Что такое цифровой аутизм-thinkstockphotos 535453838. картинка Что такое цифровой аутизм. картинка thinkstockphotos 535453838. Глава Сбербанка Герман Греф пригласил выступить на традиционном завтраке банка в рамках Всемирного экономического форума в Давосе психотерапевта Андрея Курпатова (руководит Лабораторией нейронаук и поведения человека, созданной Сбербанком) и индийского йогина и мистика Садхгуру. Они говорили о том, как меняется человек в цифровую эпоху. Forbes приводит самые яркие тезисы:

Здесь есть ряд проблем, на которые я хотел бы обратить ваше внимание. Ну, очевидно, что мы состоим из тех химических элементов, которые мы потребляем из окружающей среды с пищей. И в этом смысле можно сказать, что мы то, что мы едим. Но то же самое абсолютно идентично и для ментальной сферы. Мы то, какую информацию мы потребляем.

Сейчас я попрошу вас посмотреть на этого человека, ему не хватало всего лишь одного химического элемента – йода, для того чтобы он был карликом, страдал кретинизмом. Это недостаток в пище.

А теперь мы говорим о изменениях в информационной среде. Я предлагаю вам посмотреть на этот слайд, здесь есть изображение замечательной статьи по нейрофизиологии и, с другой стороны, Инстаграм Ким Кардашьян.

Посмотрите, пожалуйста, за вашим взглядом, на что вы смотрите. Не удивляйтесь и не стыдитесь, так работает наша психика, когда нам предлагают две задачи – простую и сложную. Вы выбираете ту, которая проще. Это связано с экономикой нашего мозга. Он потребляет очень большое количество энергии, и поэтому экономический принцип требует от нас всегда выбирать те задачи, которые попроще. И дальше представители медиаиндустрии, которые создают, собственно, контент, они соревнуются с друг с другом на предмет того, какой контент сделать как можно более проще, и мы сейчас наблюдаем их эскалацию примитивного контента, а мы, как мы уже сказали, мы – это то, какой контент мы потребляем.

Мы сейчас, по сути дела, переживаем фундаментальную трансформацию, мы переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации текста, системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного. Как это изменение структурной информации влияет на то, что происходит с нами с нейрофизиологической точки зрения?

Должен сказать, что за последние годы мы получили возможность заглянуть в живой работающий мозг, и мы узнали, что он работает совсем иначе, нежели мы представляли раньше.

Здесь вы видите профессора Маркуса Рэйчела, который рассказал нам о том, что наш мозг работает, по сути, в трех базовых режимах. Это важная вещь, поэтому я хочу зафиксировать ваше внимание на этом, посмотрите на нижнюю строку. Это мозг активный, который занимается потреблением информации. Он примерно у вас сейчас в таком состоянии. Я даю информацию, вы ее потребляете. За это отвечает центральная исполнительская сеть. В середине этого слайда вы видите мозг, который занят ориентацией всей ситуации: когда вы вошли в этот зал, вам нужно было найти место, у вас была включена сеть выявления значимости. А вот наверху вы видите такой очень яркий горящий мозг. Это мозг, который думает ни о чем. С вами такое случается. Вы о чем-то задумываетесь, вас спрашивают: «О чем-то задумался?». И вы говорите: «Ни о чем». Но на самом деле это самый важный режим работы мозга. Потому что в этот момент ваш мозг просчитывает разные аспекты ситуаций. Он учитывает системный аспект. И именно в этих состояниях вам приходят самые интересные решения, инсайты. Именно в этот момент вы вскрикиваете: «Эврика!».

Раньше мы думали, что мозг организован локальным принципом, что есть отдельные зоны мозга, которые отвечают за отдельные функции. Зрительная кора, слуховая кора, двигательная кора, но сейчас мы узнали, что все намного сложнее. В течение первых двадцати пяти лет жизни наши нейронные клетки связываются друг с другом в отдаленных отделах мозга, прорастают нейронные связи и образуют те самые нейронные сети, которые будут отвечать за три базовых режима работы.

Как я уже сказал, на это потребуется двадцать пять лет, потому что когда мы рождаемся, действительно наши связи в мозге локальные. И для того чтобы мы научились концентрировать внимание, для того чтобы мы научились ориентироваться в ситуации, для того чтобы мы научились думать, нам нужно двадцать пять лет жизни.

Здесь я показываю математические диаграммы связанности мозга. Происходит дистанциация в рамках отдельных анатомических зон и, с другой стороны, консолидация именно вот этих систем – это вы видите в нижней части графика. По сути дела, мы занимаемся тем, что мы создаем программный сервер, который будет отвечать за процесс мышления в вашем взрослом возрасте. И молодой человек не просто получает знания о мире, пока он образовывается, молодой человек, по сути дела, программирует свой мозг. В какой ситуации оказались нынешние молодые люди, которые занимаются программированием своего мозга в ситуации, когда мы имеем гиперинформационную среду? И как это сказывается на их мышлении?

Первая вещь самая неприятная, которая связана с подавлением работы дефолт-системы мозга.

Здесь вы видите Эшли Чен – это исследовательница, которая показала, что те три системы, про которые я вам рассказываю, являются антагонистами, то есть в тот момент, когда вы активизируете сеть выявления значимости и центральную исполнительскую сеть, дефолт-система, ответственная за мышление, подавляется. Напротив, когда подавляется центральная исполнительская сеть и сеть выявления значимости, дефолт-система активизируется.

В ситуации, когда вы потребляете контент постоянно, у вас активна центральная исполнительская сеть, и это значит, что энергия вашей зоны мозга, отвечающая за мышление, не поступает. То есть, по сути дела, ваш мозг впадает в спячку. Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из Твиттера и Инстаграма, редко включают голову, мыслят стереотипно, шаблонно и не развиваются. Это мы говорим про взрослых людей, а давайте поговорим о наших детях. Если вы посмотрите на эти данные, они действительно шокируют: 40% детей в США и России до 10 лет практически постоянно находятся онлайн, то есть практически постоянно потребляют информацию.

Если верить лаборатории Касперского, европейские родители более сознательны в этом смысле, но к 14-18 годам ситуация сравнивается, и практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн. То есть они отправляют свой сервер мышления в спячку. Или он у них просто не формируется. Но это не единственная проблема.

Следующая проблема заключается в том, что, как нам рассказала Глория Марк, для того чтобы вы включили свою дефолт-систему, для того чтобы она озаботилась серьезной проблемой и стала над ней думать, ей нужно время, ей нужно 23 минуты. А если всех 23 минут не будет, то вы будете продолжать находиться в другом пространстве.

И вот посмотрите на данные исследования 2016 года. Уже тогда в день средний статистический человек проходил порядка 80 телефонных сессий в сутки. Это значит, что он прерывался каждые 15 минут. То есть у него фактически не было времени, не было тех 23 минут для того, чтобы запустить свою дефолт-систему и загрузить ее необходимыми интеллектуальными объектами. И это еще не все.

Следующая проблема состоит в том, что дефолт-система эволюционно была создана для того, чтобы мы выстраивали социальное отношение с другими людьми. Эволюционно это самая социальная система. Но что мы наблюдаем в настоящий момент? Уже в 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое мы использовали, общаясь лицом к лицу. В момент появления Айфона в 2007 году экранное время человека составляло более 8 часов, тогда как общение лицом к лицу уже менее 2. И как вы понимаете, эта тенденция дальше только усиливалась.

В результате то, что мы имеем сейчас, это, по сути дела, эпидемия цифрового аутизма. Цифровой аутизм – это состояние, при котором молодые люди не могут выдерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Другие люди для них стали, по сути дела, заменяемыми, потому что они не видят ценностей каждого из них, в отдельности. Даже на свиданиях молодые люди предпочитают телефон, нежели общение с человеком, с которым они на это свидание пришли.

Кто-то может сказать, что в общем, может быть, это новая цивилизация, мы должны просто к этому привыкнуть, это новый мир, но тем, кто так думает, я хочу предложить данные вот этого исследования 2018 года, которое было сделано на очень больших выборках. Здесь мы получаем следующую информацию: если вы проводите в телефоне больше 2 с половиной или 3 часов, у вас резко возрастает показатели депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Пик этого графика – это суицидальные и депрессивные наклонности. Конечно, кто-то пытается бороться с депрессией и уходит в телефон для того, чтобы избавиться от неприятных депрессивных мыслей, но для большинства все-таки присутствие в телефоне вызывает ощущение собственной неполноценности, отчужденности, социального напряжения и т.д. Социальные сети в этом смысле действуют очень болезненно.

Следующий график: у нас есть возможность сравнить людей, которые пользуются телефоном и которые не пользуются телефоном – такие еще остались. И это израильское исследование, и в левой части графика вы видите темные столбцы – это симптомы СДВГ у всех людей, которые пользуются телефонами. Светлые столбцы это симптомы СДВГ у тех людей, которые не пользуются телефонами. Значительно более интересна вторая часть этого исследования. Людей, которые не пользовались до этого смартфонами, попросили пользоваться смартфонами. На протяжении 3-х месяцев они пользовались смартфонами, в результате чего выросла социальная настороженность, агрессия, внутреннее напряжение и комфортность.

Ну и предпоследнее, что я хотел бы сказать, это феномен дистального видения. Дело в том, что наша мотивация, наши цели объясняются тем, насколько наш мозг способен конструировать образ будущего. Насколько мы можем заглядывать вперед, думать о нашем будущем.

И вот, что получается: если дефолт-система не работает, то дистальное видение, то есть возможность заглядывать вперед, у человека утрачивается. То есть, по сути дела, он не может мотивироваться и не может ставить перед собой цели.

Ну и как я обещал – вишенка на этом безумном торте. Это очень интересное исследование 2017 года, в котором исследовались три группы студентов, которые выполняли креативные и мыслительные тесты. Это было три группы по несколько сотен человек, различие между этими группами состояло в следующем: представители первой группы, заполняя тесты, должны были оставить свои телефоны за пределами комнаты, в которой они заполняли тесты. Представители второй группы могли держать телефон рядом с собой или в кармане, или в сумке. Представители третьей группы должны были положить телефон перед собой экраном вниз и дальше заполнять тесты.

Оказалось, что просто физическое местоположение телефона влияет, с одной стороны, на уровень объема оперативной памяти – это первый график; и второе – на подвижный интеллект – это второй график. Маленький столбец – это телефон лежит на столе, большой столбец – это когда он находится, грубо говоря, в другой комнате. У вас увеличивается объем рабочей памяти и подвижного интеллекта, когда телефона нет с вами. И вы глупеете, когда с вами есть телефон. На самом деле я сейчас раскрыл этот один из четырех базовых пунктов, с которыми мы столкнулись в настоящий момент.

Действительно, изменение потребления информации приводит к тому, что мы переживаем, по сути дела, разделения, не только мира на богатых и бедных, но и мир на умных и глупых. Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия. Отсутствия вертикальных систем управления и социальности, где есть верх и низ, переход к горизонтальному обществу ведет к тому, что мы теряем навыки и возможности биологически к обучению и хуже учимся. От этого страдает образовательный процесс. Третья вещь, которую нужно понимать, что изменения в коммуникациях приводит к цифровому аутизму, приводит к снижению эмоционального интеллекта, приводит к увеличению цифровой зависимости. И последнее, что нужно сказать, что общая установка на гедонизм, на получение удовольствия при неспособности строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся очень не толерантны к своим провалам, рассчитывают на легкий успех, и, к сожалению, все это, как мы понимаем, не лучшим образом будет работать на экономику, на цивилизацию, и в целом на общество.

«Можем ли мы отдать когнитивные функции машинам?» – спрашивает Дэниэл Деннетт. Один из самых великих ныне живущих философов и шутит: «Да, конечно, можем, если мы сможем предотвратить атрофию своих познавательных навыков». К сожалению, именно это сейчас и составляет основную проблему. Что с этим делать? Центральная исполнительская сеть улучшает свою работу, у вас улучшается эффективность вашего мышления в случае, если вы используете правило цифровой гигиены, которая сейчас уже должна стать нормой жизни. И наконец, это то, чтобы ваша дефолт-система, которая отвечает за мышление, работала лучше, вам необходимо улучшать свои социальные связи и увеличивать количество социальных коммуникаций.

Источник

Цифровой аутизм, информационная псевдодебильность и образование

Социальная потребности является одной из важнейших потребностей для примата под названием Человек.

Эволюционно мы нуждаемся в социальных контактах просто потому, что без этого было не выжить, по сравнению с большинством хищников человек ну совсем уж беззащитен в одиночку, группа же людей способна одолеть любого “монстра”.

Человек всегда обменивался знаниями, они передавались от родителя к ребенку, от племени к племени, порой чтобы знания раздобыть приходилось прикладывать немалые усилия, иногда нужные знания приходилось кому-то усиленно прививать, например родителю ребенку, чтобы тот мог выжить. Потребность в информации заложена генетически, нужно всматриваться в кусты, чтобы распознать хищника, именно поэтому многие так любят проводить время в Instagram, вглядываться в те самые кусты, но об этом позже.

Возьмем времена более современные, скажем пару веков назад, когда в образовательных заведениях могли и розгами отлупить. Самим обществом прививалось безукоризненное послушание, преподаватель был мощным авторитетом, который мог одним взглядом усмирить и заставить учиться юнца, даже если ну совсем вот не хочется и не интересно.

Весь мир человека был пропитан социальными связями.

Переместимся чуть ближе к нашему времени, век эдак в XX, СССР. Все те же поведенческие паттерны, розгами уже конечно не лупят, но авторитет преподавательский значителен, давление социума помогает учиться и выбирать профессию, планировать свое будущее, а социальные контакты становятся как никогда важны, чтобы что-то раздобыть придется пройти “три круга ада” и кучу рук пожать.

Дефицита информации нет, дефицита товаров нет, жизненной необходимости в социальных контактах нет, все потребности удовлетворены.

Зачем что-то учить, если все есть в гугле и википедии, достаточно запомнить путь к информации, достать товар можно потратив пару минут и лежа на диване, безопасности ничто не угрожает, а социальную потребность в общении можно удовлетворить социальным сетями.

Рычагов давления на человека у общества почти не остается, родитель не знает как своего ребенка побудить учиться и слушаться, что уж говорить об учителях и преподавателях.

И вообще на ребенка будут плохо влиять в школе (учителя идиоты, сверстники имбецилы и наркоманы, а на физкультуре ребенок вообще может умереть), заберу на домашнее обучение, тем самым лишая ребенка социальных контактов и ускоряя его аутизацию, но об этом стоит написать отдельную статью, не стану на этом сейчас заострять внимание.

Налаживать социальные связи, реальные социальные связи, уже мало кто стремится. Люди добровольно старадют от одиночество, но думают что 5000 друзей на фейсбук имеет значение.

Гениальных ученых, изобретателей, художников, музыкантов скоро не станет, если они еще остались, а новые не появятся, среда не позволит.

Живите счастливо и не превращайтесь в дебилов! 🙂

Источник

О цифровом аутизме и цифровом слабоумии

Ново­сти о смарт­фо­нах – одни из рей­тин­го­вых. Осо­бенно они вол­нуют роди­те­лей, если захо­дит речь о теле­фо­нах детей. Почему теле­фо­но­ма­ния нару­шает учеб­ный про­цесс? Чем она опасна в гло­баль­ном мас­штабе? В видео­сю­жете отве­чает пси­хо­те­ра­певт Андрей Курпатов.

Что такое цифровой аутизм. 0. Что такое цифровой аутизм фото. Что такое цифровой аутизм-0. картинка Что такое цифровой аутизм. картинка 0. Глава Сбербанка Герман Греф пригласил выступить на традиционном завтраке банка в рамках Всемирного экономического форума в Давосе психотерапевта Андрея Курпатова (руководит Лабораторией нейронаук и поведения человека, созданной Сбербанком) и индийского йогина и мистика Садхгуру. Они говорили о том, как меняется человек в цифровую эпоху. Forbes приводит самые яркие тезисы:

Экс­перт Сбер­банка рос­сий­ский пси­хо­те­ра­певт Андрей Кур­па­тов, высту­пая перед зако­но­твор­цами, сде­лал неуте­ши­тель­ные выводы о состо­я­нии совре­мен­ного мира и пер­спек­ти­вах вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния в нём.

Его все­рьез тре­во­жат паде­ние уровня кре­а­тив­но­сти школь­ни­ков, их обра­зо­ван­но­сти, вос­пи­тан­но­сти и эмпатии:

“… Пугает пучина циф­ро­вого сла­бо­умия, в кото­рую погру­жа­ются наши дети… Физи­че­ское исполь­зо­ва­ние теле­фона делает нас асо­ци­аль­ными людьми… Мозг раз­ви­ва­ется в неесте­ствен­ной среде…”

Для всех, для кого эта тема – набо­лев­шая, видео с подроб­ным выска­зы­ва­нием Андрея Кур­па­това. Автор убе­ди­тельно гово­рит об угро­зах циф­ро­вой зави­си­мо­сти для детей и взрослых.

Дети почти не видят цен­но­сти в чело­веке, не инте­ре­су­ются его внут­рен­ним миром. А ведь мы учимся у тех, кто пред­став­ляет для нас авто­ри­тет… Циф­ро­вая зави­си­мость порож­дает согла­ша­тель­ство, агрес­сию, недо­ве­рие к дру­гим людям…

“Мы дегра­ди­руем. У мозга нет вре­мени, чтобы сосре­до­то­читься на творчестве…”

Выводы Кур­па­това не голо­словны – они осно­ваны на иссле­до­ва­ниях, ста­ти­стике, прак­тике ней­ро­фи­зио­ло­гов, пси­хи­ат­ров, педа­го­гов, а также его лич­ных наблю­де­ниях и науч­ных изыс­ка­ниях. А что про­ис­хо­дит в школе?

Вон с урока!

Одно из послед­них ново­вве­де­ний в обра­зо­ва­нии кос­ну­лось запрета исполь­зо­ва­ния мобиль­ни­ков в учеб­ной дея­тель­но­сти. Отныне и до 2027 года при­ме­нять лич­ные гад­жеты во время уро­ков школь­ни­кам кате­го­ри­че­ски запрещено.

Теперь уче­ники рос­сий­ских школ не имеют права вхо­дить в свои мобиль­ные устрой­ства на заня­тиях, чтобы, напри­мер, поль­зо­ваться каль­ку­ля­то­ром, осве­жать в памяти текст про­из­ве­де­ния или пра­вила по рус­скому языку. Не дают закон­ного повода све­ряться с мобиль­ным интер­не­том и дру­гие учеб­ные потреб­но­сти учащихся.

И вроде бы всё пра­вильно. Роди­тели и учи­теля довольны: меньше нагрузка на зре­ние и пси­хику шко­ля­ров, нормы САН­ПИНа соблю­дены. Но в этом ли основ­ная про­блема дав­него про­ти­во­дей­ствия, тире – острого кон­фликта: школа – дет­ские гад­жеты? Кажется, чинов­ники от обра­зо­ва­ния про­ду­мали не всё.

По мне­нию педа­го­гов, школь­ная беда со смарт­фо­нами – вовсе не в поль­зо­ва­нии мобиль­ни­ками на уроках.

Про­блема – совсем в дру­гом: физи­че­ское при­сут­ствие гад­же­тов на пар­тах мешает про­дук­тив­ному учеб­ному про­цессу. Дети поми­нутно отвле­ка­ются, а ино­гда и откро­венно, не скры­вая, «сидят в теле­фо­нах» в уроч­ное время.

Борьба с телефонами – это не по программе!

Мно­гие учи­теля жалу­ются на то, что вме­сто своей пря­мой задачи – осво­е­ния школь­ной про­граммы – зани­ма­ются посто­рон­ними вещами: ведут войну с теле­фо­но­ма­нией. Пол урока ухо­дит на то, чтобы уго­во­рить класс отло­жить в сто­рону элек­трон­ные устрой­ства и погру­зиться в тему и задания.

Если теле­фон выпа­дает из поля зре­ния уча­ще­гося, он испы­ты­вает состо­я­ние дис­ком­форта, нер­воз­ность, у мно­гих под­рост­ков дохо­дя­щую до пани­че­ской атаки.

Вни­ма­ние детей рас­сре­до­то­чено, им трудно скон­цен­три­ро­ваться, они избе­гают любой дея­тель­но­сти, где надо при­кла­ды­вать интел­лек­ту­аль­ные усилия.

Игры и соц­сети зани­мают всё их сво­бод­ное время без остатка. Насаж­да­е­мый культ раз­вле­че­ний пере­хо­дит мыс­ли­мые гра­ницы. «Тик-ток – это классно, учёба – это отстой», – вот девиз подав­ля­ю­щего боль­шин­ства рос­сий­ских подростков.

Зани­маться чем-то слож­ным, мало­при­ят­ным, рутин­ным (школь­ными зада­ни­ями) абсо­лютно нет моти­ва­ции. Сосре­до­то­читься на учебе всё слож­нее. Что делать педагогам?

Идти на ком­про­миссы – то есть при­ме­нять больше интер­ак­тива – зна­чит, неиз­бежно пере­во­дить учебу в раз­ряд весе­лого и раз­вле­ка­тель­ного при­клю­че­ния – а зна­чит, осо­знанно сни­жать планку – отучать ребёнка напря­гаться, пре­одо­ле­вать труд­но­сти, раз­ви­ваться нрав­ственно и интеллектуально.

«Рабо­тайте лучше. Раз­ра­ба­ты­вайте новые мето­дики, ищите под­ходы к детям!», – авто­ри­тетно заяв­ляют чинов­ники от образования.

Между тем, понятно: какие бы уси­лия не пред­при­ни­ма­лись взрос­лыми обра­зо­ван­ными людьми, учи­те­лями, но ком­пью­тер­ная игра с ее дина­ми­кой, живой подвиж­ной кар­тин­кой, объ­ем­ным зву­ком будет инте­рес­нее и при­вле­ка­тель­нее любого урока – самого интерактивного.

И идти на поводу у под­рост­ко­вых жела­ний раз­вле­каться лучше, больше, весе­лее – в корне неверно. Так педа­гог из авто­ри­тет­ного чело­века, направ­ля­ю­щего про­цесс доб­ро­воль­ного и твор­че­ского при­сво­е­ния зна­ний уче­ни­ком, неиз­бежно пре­вра­ща­ется в жал­кого паяца – в шоумена, ста­ра­ю­ще­гося любой ценой удер­жать дра­го­цен­ное вни­ма­ние ребёнка.

Что такое цифровой аутизм. fb img 1616438127394. Что такое цифровой аутизм фото. Что такое цифровой аутизм-fb img 1616438127394. картинка Что такое цифровой аутизм. картинка fb img 1616438127394. Глава Сбербанка Герман Греф пригласил выступить на традиционном завтраке банка в рамках Всемирного экономического форума в Давосе психотерапевта Андрея Курпатова (руководит Лабораторией нейронаук и поведения человека, созданной Сбербанком) и индийского йогина и мистика Садхгуру. Они говорили о том, как меняется человек в цифровую эпоху. Forbes приводит самые яркие тезисы:

Смартфоны и школа: почему культ развлечений делает нормальную учебу невозможной?

Можно ли «вер­нуть» учи­те­лей из уни­жен­ных и оскорб­лен­ных обратно – пре­вра­тить их по мано­ве­нию палочки в зна­чи­мых и ува­жа­е­мых? Вер­нуть не только ради вос­ста­нов­ле­ния досто­ин­ства про­фес­сии, но и ради эффек­тив­но­сти обра­зо­ва­ния как тако­вого? Похоже, для этого потре­бу­ются серьез­ные и взве­шен­ные адми­ни­стра­тив­ные и пра­ви­тель­ствен­ные решения.

…Но пока про­дол­жа­ется ска­ты­ва­ние в про­пасть ком­про­мисс­ной «раз­вле­кухи» – завле­ка­тель­ного «танца» перед уче­ни­ком… Стыдно, уни­зи­тельно, нет слов.

Можно ли спря­таться от вли­я­ния циф­ро­вой эпохи на наше созна­ние? Есть ли реше­ния у этой про­блемы? Конечно, есть. Их не может не быть. Ждем ваших откли­ков и идей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *