Что такое цифровая педагогика
Погружаемся в цифровую педагогику
Тони Райан
29 сентября 2020 • 18:36
Цифровая педагогика подразумевает эффективное обучение с использованием передовых технологий. И один из примеров технологического прогресса в этой области – интерактивная панель Promethean, которая, вероятно, является лучшей в своем роде. Однако важно не только оборудование, но и принципы, как именно вы применяете элементы цифровой педагогики при использовании высокотехнологичных инструментов. Дистанционный формат, например, подразумевает большее количество наглядных материалов, визуальных эффектов.
« Педагогика “цифры”, конечно, может сильно отличаться от традиционного обучения в классе. А в условиях дистанционных занятий дети и вовсе будут учиться по-другому. Впрочем, и работа учителя меняется кардинально: подготовка уроков и даже их проведение занимают больше времени ».
Два момента, на которые стоит обратить внимание в дистанционном обучении: навыки мышления и эмоциональный интеллект. Эти тренды были намечены еще до начала дистанционки. Но сейчас, когда дети могут не посещать школу, потребность в них стала еще острее.
Развиваем навыки мышления
Первая практика – научить детей мыслить максимально конструктивно. От того, каким будет их мышление, во многом зависит качество обучения. Когда мы думаем – и это относится не только к детям – мы усваиваем информацию.
Как научить детей думать? Четыре составляющие:
Анализ. Ученики должны научиться оценивать, делать выводы из услышанного, прочитанного и увиденного, а еще – логически рассуждать.
Запрос. Важно задавать правильные вопросы, чтобы структурировать полученные знания.
Рефлексия (метапознание, внутренний диалог). Развитие мышления – ключ к расширению сознания и умению найти разные способы выполнения задач.
Дизайн-мышление. Ученикам важно понимать, как воплощать новые идеи в жизнь.
Как сформировать метапознание?
Научите ребят вести внутренний диалог, чтобы они могли осознавать мысли, которые возникают у них в голове.
Первый способ. Разместите на экране любую фразу, например: “Небо сегодня затянуто тучами”. Попросите ребят озвучить эти слова у себя в голове с нормальной скоростью речи, не шевеля губами. Попросите их сделать так еще несколько раз, чтобы они почувствовали, каково это – мыслить словами, не произнося их вслух.
Второй способ научиться вести внутренний диалог – придумать какого-то персонажа-партнера, который будет поддерживать ученика. Научите детей разговаривать с персонажем вслух: сначала ребенок задает вопрос, а затем отвечает на него от имени игрушки:
– Как же решить домашку по математике?
– Давай спросим у одноклассников!
А на втором этапе попросите детей оставить игрушку и перевести разговор в свое внутренне пространство – таким образом вы научите их вести внутренний диалог. Из занятия в занятие продолжайте создавать такие ситуации, просите детей отвечать на вопросы в своей голове.
Как развить мышление?
В большинстве случаев качество мышления ученика будет определяться в первые три минуты урока. Поэтому убедитесь, что вы с первых минут приступаете к чему-то, что бросает интеллектуальный. И не забывайте – обо всем, чему вы учите, можно размышлять! А лучшие мыслители – это ученики, которые могут формулировать правильные вопросы. Научите детей задавать вопросы, которые приведут к более глубокому пониманию сути.
Как научить детей задавать правильные вопросы?
Один из эффективных способов, которым руководствовались многие великие педагоги, – создать ситуацию, по формату напоминающую исследование. Суть его в том, чтобы дети сами смогли выделить важные темы для изучения предмета. И для дистанционного обучения такой подход особенно актуален.
Исследование, как известно, процесс долгий, и может занимать не одну неделю. Важно, чтобы на протяжении этого времени ученики, погрузившись в исследовательскую деятельность, задавали себе эти шесть вопросов:
Что я хочу узнать по этой теме?
Какие вопросы по теме возникли на первом этапе?
Чему нужно научиться, чтобы ответить на эти вопросы?
Какие вопросы возникли в процессе погружения в тему?
Как я могу применить свои новые знания?
Во время исследования важны рассуждения и рефлексия – пусть дети думают о том, каким способом можно что-то улучшить. Они могут рефлексировать во время обучения и даже после. Пусть ученики зададут себе вопросы: «что я сделал хорошо?», «как можно улучшить то, что я сделал?».
Связь с потребителем и разъяснение пожеланий.
Разработка идей. Выбор лучшего варианта.
3D-печать прототипа. Тестирование непосредственно с потребителем.
Улучшение дизайна и распечатка финальной версии после получения обратной связи.
Развиваем эмоциональный интеллект
«Эмоциональный интеллект фокусируется на двух аспектах: первый – это способность управлять своими эмоциями и уметь распознавать их, а второй – понимать эмоции других».
Чтобы развить эмоциональный интеллект, важно научиться слушать, когда кто-то говорит. И тут поможет перефразирование – научите детей пересказывать своими словами только что сказанное кем-то другим.
Одним из наиболее важных составляющих эмоционального интеллекта является эмпатия – способность сопереживать и оказывать поддержку другому человеку. И поэтому важно, чтобы ребенок общался с разными людьми и принимал участие в общественных и социальных программах, которые оказывают поддержку нуждающимся.
Ученики должны думать о своей цели – возможно, они захотят в период пандемии поддержать медицинских работников в больницах, написав им письма. Тогда они должны понять, в какие больницы и кому отправлять письма.
Может быть, у них появится мысль помимо писем записать еще несколько коротких видеороликов в поддержку персонала больницы. А когда наступит время отправлять письма, ребятам нужно задуматься над тем, как именно это сделать.
Такой формат позволит ученикам почувствовать единение с внешним миром, поскольку сейчас общение полностью перешло в онлайн-формат, и многие ощущают себя изолированными. А еще это хорошее начало для социального предпринимательства.
«Помните: секрет успешного выполнения любой работы – сосредоточиться на том, что вы делаете в своей повседневной жизни. Вы измените свою жизнь только тогда, когда измените то, что делаете ежедневно».
Как проводить дистанционные занятия эффективно?
Призывайте детей к смене деятельности и к физической активности – не позволяйте им сидеть у экранов весь день. Хорошее правило – вставать и потягиваться, делать упражнения каждые 30 минут и глубокие вдохи, прежде чем снова сесть.
Варьируйте форматы подачи материала, не превращайтесь в говорящую голову на экране. Семь минут – максимум, что вы можете себе позволить, разговаривая с любой возрастной группой, так что попробуйте разные активности: предложите детям нарисовать что-нибудь или записать три вещи, которые они помнят из того, что вы сказали, показывайте короткие видео.
Позволяйте ученикам делать осознанный выбор в пользу того, что именно им нужно изучить.
Помогайте ребятам осваивать самодисциплину – в условиях онлайн-занятий этот навык особенно важен.
Цифровая педагогика в помощь преподавателю
Зоя Баньшина
Цифровизация — наше всё. Все формы повседневной жизни становятся цифровыми в той или иной степени, и этого не нужно бояться. Лучше понять, в чём дело, когда это только начинается. Итак, цифровая педагогика — что это за зверь?
Цифровая педагогика — это как минимум тренд!
Разбрёмся в терминах
Прежде чем говорить о цифровой педагогике, стоит понять, что это такое. В словосочетании «цифровая педагогика» главным словом остаётся «педагогика», и именно она задаёт смысл понятия. Вопрос не в том, какие цифровые ресурсы стоит использовать учителю, это не специфическое внедрение виртуальных технологий в образовательный процесс.
Педагогика — наука о целенаправленной деятельности по формированию человека, о формах, содержании и методах воспитания, образования и обучения. «Цифра» добавляет лишь то, что помощниками в воспитании становится информационные технологии и интернет. Это средство, которое не должно становиться целью.
Ещё одно важное различение: «цифровая педагогика» не равна «онлайн-педагогике». Если в первом случае мы говорим о широком применении технологий и на «живых» уроках, то онлайн и предполагает дистанционные, а порой заочные занятия. В общем, между этими понятиями лучше поставить знак «больше» в пользу цифровой педагогики.
Сейчас цифровая педагогика только становится повсеместным явлением, а потому активно критикуется и обсуждается. Все хотят понять, что она может принести в привычный учебный процесс, а что, наоборот, забрать из него.
Что именно предполагает цифровая педагогика?
Кстати, благодаря цифровой экономике обучающимся становится и учитель. Ему постоянно нужно осваивать новые инструменты и приобретать новые знания.
Есть и крупные структурные изменения. Появляются LMS (Learning Management System) или СДО (системы дистанционного обучения). Это специальные платформы, на которых собирается вся информация, необходимая ученику для обучения. Они же позволяют выстроить быструю обратную связь студенты и преподавателя.
Пример такой LMS — МЭШ и РЭШ, которые открывают доступ к множеству материалов из разных источников, а ещё включают в себя дополнительные инструменты взаимодействия учеников и преподавателей.
Платформы цифровой педагогики
Сразу скажем, что сделать исчерпывающий список доступных платформ цифровой педагогики можно, но вы вряд ли дочитаете его до конца. Лучше сделать подборку российских и зарубежных мастхэвов, которые уже активно используются в цифровизированных школах.
Список самого интересного и крутого собрали исследователи НИУ ВШЭ в одном из номеров журнала «Современная аналитика образования». Специалисты провели «экспресс-анализ» разных ресурсов для организации дистанционного обучения.
Эти платформы пригодятся и для организации офлайн-занятий. На их основе можно объяснять темы, давать групповые и домашние задания. А ещё ресурсы цифровой педагогики позволяют эффективно использовать смартфоны учеников – можно быть в тренде «Bring your own device».
Что такое цифровая педагогика
Слова «цифровое», «сетевое», «электронное» в контексте обучения все чаще появляются в информационном пространстве. Запускаются государственные программы, собираются рабочие группы, ставятся новые цели для достижения тотальной цифровой трансформации сферы высшего образования. Однако все это не только «цифровая», но и все-таки «педагогика». Вместе с экспертами из РГПУ им. А. И. Герцена, УрФУ, ТПУ и ТГУ разбираемся, насколько новые подходы в образовании меняют педагогическую парадигму — и меняют ли.
Цифровая педагогика: вчера, сегодня, завтра
Что такое цифровая педагогика.
Востребованность этого словосочетания в современных реалиях наводит на ошибочную мысль, будто термин характеризует только нынешнюю эпоху и появился сравнительно недавно.
На самом деле, цифровизация педагогического процесса началась тогда же, когда в целом началось распространение различных технических новинок.
Изначально под «цифровой педагогикой» понимали использование в процессе обучения различных технологий, образовательных решений и устройств: электронный проектор, электронные доски, почта, интернет, вебинары, видеоконференции, платформы для дистанционного обучения.
Такой подход сформировался под влиянием новых представлений о построении педагогического процесса. В период 1960−1990-х годов считалось, что эпидиаскопы, кодоскопы, автоматизированные классы контроля и обучения («АККОРД») могут улучшить образовательный процесс, а в перспективе и вовсе смогут заменить преподавателей техническими устройствами.
Правда, просто оснастить классы оказалось тогда недостаточно (как и сейчас): новая техника требует от педагога умений и навыков ее использования, а главное — методической поддержки и наполнения качественным образовательным содержанием. Все это вкупе с наличием времени и желания у педагога для приобретения новых компетенций и освоения соответствующих технологических новинок несколько сбавило темпы распространения цифровой педагогики.
Более современный подход к объему понятия «цифровая педагогика» гласит, что «цифровая педагогика использует цифровые инструменты для повышения качества преподавания и обучения», однако она не исключает (и не планирует исключать!) преподавателя из учебного процесса, как это было в прошлом столетии. Напротив, актуальное видение цифровой педагогики фиксирует значимую роль педагога, который должен быть специальным образом подготовлен, в первую очередь методически.
О цифровой педагогике — педагоги и проректоры по цифровизации
И все же в массовом сознании и в педагогическом сообществе продвигается такое определение цифровой педагогики, при котором она обеспечивает более высокое качество образования с помощью компьютеров и программ. То есть до сих пор не определена однозначно роль преподавателя в таком, цифровом, образовательном процессе: педагог — это лишь оператор и администратор цифровых инструментов или это виртуоз, умело их применяющий?
Этот вопрос был поднят в числе прочих на предметной онлайн-дискуссии «Цифровая трансформация педагогики», прошедшей 20 мая на Неделе образования ММСО. Организатором дискуссии стала ЭБС Лань как цифровая научно-образовательная платформа, работающая с учебными организациями. Экспертами выступили директора образовательных центров и проректоры по цифровизации из РГПУ им. А. И. Герцена, УрФУ, ТПУ, ТГУ, а также вице-президент Российской академии образования.
Так, проректор по цифровизации Томского политехнического университета Александр Сергеевич Фадеев, выступивший модератором, подчеркнул, что современное прочтение цифровой педагогики требует переосмысления. Форсированная пандемией цифровизация как процесс внедрения цифровых инструментов уже наступила. Но где здесь место педагогики.
«Казалось бы, многие трудности, с которыми столкнулись вузы при стремительном переходе на дистанционный формат год назад, уже преодолены, — считает Александр Фадеев, — налажена работа с оборудованием, усвоены новые технологии и даже сформированы новые компетенции у студентов, у преподавателей и у руководства вузов, но на повестке дня стоит важный вопрос об эффективности традиционных педагогических методик». Более актуальным теперь является другой вопрос, по словам спикера, — как вовлечь студентов, как удерживать их внимание, как сделать процесс удаленного и смешанного взаимодействия эффективным, полезным и интересным.
К мнению Александра Фадеева присоединилась и Виола Анатольевна Ларионова, заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета: «Пандемия показала, что традиционные образовательные технологии уже работают не так эффективно как раньше. А цифровые технологии еще не работают так эффективно, как хотелось бы».
На примере УрФУ Виола Ларионова привела результаты опроса, в котором приняли участие около 6 тысяч студентов и 1,5 тысячи преподавателей. Опрос показал, что за этот год пандемии в УрФУ количество резких противников онлайн-обучения среди преподавателей сократилось в 2 раза, а со стороны студентов неготовыми к дистанционному обучению оказались всего 20%. «Пандемия показала готовность и той и другой аудитории внедрять образовательные технологии, экспериментировать, делать образовательный процесс более интересным», — считает Виола Ларионова.
В таких условиях, когда применение современных технологий становится неотъемлемым атрибутом педагогического процесса, важна готовность преподавателя овладеть новыми навыками, быстро перестроиться на удаленный формат взаимодействия.
Лариса Александровна Цветкова, вице-президент Российской академии образования (РАО), проректор по научной работе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, на примере своего вуза утверждает, что «около половины преподавателей поддерживают возможность частичного сохранения дистанционных форм обучения и считают, что обучение по ряду предметов вообще можно полностью перевести в дистанционный формат».
При этом свидетельством хорошей и быстрой адаптацией педагогов к новым реалиям эксперт считает их приверженность к смешанному формату, в котором традиционные методики в усовершенствованном варианте дополняются новыми цифровыми инструментами: «В период пандемии большинство преподавателей все-таки отдает предпочтение работе в смешанном формате. У нас в три раза увеличилось число приверженцев такого формата обучения».
Опыт зарубежных педагогов, столкнувшихся в прошлом году с принудительным и чрезвычайно резким переходом на дистанционное обучение, показывает, что они также были вынуждены адаптироваться к новым реалиям. Однако же достигнутый успех с освоением новых образовательных платформ и технологических решений показал, что все-таки «такая модель дистанционного обучения лучше всего показывает себя в сочетании с классической классно-урочной системой, а не вместо нее».
Цифровые задачи — для преподавателя и для вуза
Кроме того, роль педагога в таких условиях несколько трансформировалась, но не стала менее значимой. Например, по-иному в условиях дистанта реализуется воспитательная функция, которая ложится на плечи образовательных организаций и педагогов; по-новому осуществляется контроль и проверка знаний (прокторинг, обязательный зрительный контакт и включенная камера и микрофон и пр.).
Еще один важный аспект, связанный с организацией учебного процесса, связан со смещением ключевых образовательных ориентиров: в нынешних условиях с открытым доступом к гаджетам, интернету и огромному количеству информации, фокус в обучении смещается с вопроса «Что?» на «Как?». И сейчас преподавателям особенно важно сделать акцент не только на фактической информации, которую должен усвоить студент и ученик, но и на ее практическом применении, на выстраивании связей между своими знаниями.
Это было важно всегда, но если классическая, традиционная педагогика иногда «прощала», когда студенческим успехом считалось превращение в «ходячую энциклопедию» или «кладбище знаний», то в цифровую эпоху важно в первую очередь умение применять эти знания на практике и главное — умение учиться и дальше.
Разумеется, миссия цифровой педагогики заключается и в обеспечении ученика и преподавателя новыми техническими средствами и технологическими возможностями. Однако цифровая педагогика никак не влияет и не должна влиять на цели и задачи высшего образования. Более того, содержательное наполнение учебного процесса — если мы не говорим о специальностях, связанных с информатикой, кибербезопасностью, искусственным интеллектом и пр., — тоже никак не меняется в своей основе.
Богатое педагогическое наследие не исчезает — оно лишь дополняется новыми возможностями применительно к конкретному акту педагогической деятельности.
Какие задачи стоят перед вузом, если он встает на путь трансформационных, цифровых изменений, стараясь сохранить многогранный традиционный педагогический опыт своего преподавательского коллектива?
Так, необходимо заняться модернизацией информационно-коммуникационной инфраструктуры, наладить широкополосный доступ в Интернет для организации и всех участников учебного процесса.
Однако необходимо также сформировать у преподавателей навыки работы с техническими новинками. Это касается и практикующих специалистов, для которых могут проводиться обучающие семинары, мастер-классы, тренинги и курсы повышения квалификации, и студентов педагогических вузов, которые уже в процессе своего обучения должны овладеть необходимыми компетенциями.
Наконец, важную роль играет продуманная система мотивации для преподавателей, которая стимулирует освоение новых навыков, необходимых для работы в изменяющейся образовательной среде.
Кроме того, большое внимание необходимо уделить и правовому обеспечению применения новых технологий, и видоизменению, обновлению и актуализации учебных планов и дисциплин, и разработке методического обеспечения для работы с информационными технологиями.
Если на всех этих уровнях проведена серьезная, вдумчивая работа, то цифровая педагогика становится удобным инструментом, расширяющим возможности преподавателя, а не заменяющим его.
Цифровая педагогика. Бред или суровая реальность
Современные учителя используют цифровые технологии для улучшения качества преподавания, вовлечения студентов, педагогической работы, которая ничем не отличается от той, которую они применяли в другое время и в более традиционных условиях, освоив её в начале педагогической карьеры. Среди старшего поколения учителей наблюдается буквально паника, связанная с освоением цифровых инструментов. Но успешное обучение в новых условиях требует использования новых учебных технологий, а не применения стандартных общеучебных методик онлайн.
Цифровая педагогика – что это?
Сегодняшние студенты сильно отличаются от студентов прошлого благодаря появлению и быстрому распространению цифровых технологий в последние десятилетия ХХ века. Это требует существенных изменений в навыках и стилях обучения с обеих сторон, педагогических разработок в контексте цифровых и сетевых технологий. Новая «цифровая педагогика» сместила акцент с личного физического (аналогового) взаимодействия на интерактивное, конструктивистское обучение, при котором на равных взаимодействуют ученик и учитель.
Цифровая педагогика предполагает возможность получить доступ к курсу, когда и где пожелаешь, учиться в своем собственном темпе. С ростом использования цифровой педагогики наряду с традиционными методиками сформируется гибридная образовательная среда.
Цифровая педагогика – это не только технологии (хотя очевидно, что онлайн-обучение требует знания технологий): это то, как мы хотим преподавать и как студенты хотят учиться. Технология – это только средство, а цифровая педагогика – это использование цифровых элементов для улучшения или изменения образования.
На начальном этапе методологи с большим энтузиазмом рассматривали возможности внедрения технологий: было много прогнозов о замене учителя компьютером, что привело к негативным отрицательным реакциям на внедрение технологий в классы. Преподаватели начали изучать потенциал новых технологий в преподавании и обучении: технологии способствовали воспитанию независимых студентов, позволили создать режим цифрового обучения. Учителя теперь берут на себя роль модераторов, а технологии становятся больше, чем инструментом: они меняют то, как и что изучает студент. Использование компьютера не делает обучение эффективным само по себе – необходимо понять, как эффективно использовать технологии, выбрать правильную технологию для достижения желаемых результатов обучения. Цифровая педагогика – это изучение того, как преподавать с использованием цифровых технологий.
Перспективы развития цифровой педагогики
Цифровая педагогика – педагогика, обеспечивающая высокое качество образования с помощью компьютеров и приложений. Если вы используете информационно-коммуникационные технологии, чтобы создать новые возможности для обучения – это цифровая педагогика. Если учитель переносит привычные формы работы в онлайн – это применение ИКТ в традиционном обучении.
Разница между традиционной и цифровой педагогикой
Дети на уроках и дома сидят в телефонах? Значит, надо обернуть это на пользу учёбе, используя как инструмент для выполнения онлайн-заданий! Предложите ученикам создать обучающие материалы и проверочные задания для класса с помощью бесплатных сервисов. Приложение Kahoot! позволяет преподавателям демонстрировать вопросы и ответы на интерактивной доске, а школьникам – выбирать вариант ответа на своих устройствах. По окончании теста студенты увидят результаты учебы на общем экране.
Цифровая педагогика позволяет вовлечь учеников и сэкономить время: готовые задания можно найти онлайн, а проверку домашних заданий (тестов) можно автоматизировать, сосредоточившись на обучении.
Задача учителя – продемонстрировать потенциал цифровых средств ребёнку: с помощью телефона можно определять физические данные, интернет открывает доступ к различным источникам информации, дети учатся командной работе во время создания презентации онлайн, работы над общим документом.
Одна из оптимальных моделей обучения в цифровой педагогике – модель «перевёрнутого класса», когда на уроках дети выполняют практические задания и разбирают сложный материал, а дома знакомятся с новой темой. Что даёт перенос классной работы домой, а домашней – на урок? «Перевёрнутая педагогика» имеет ряд преимуществ, но без инициативы ученика и труда учителя ни один подход не работает.
Первопроходцам цифрового обучения было сложно, ведь обучающих лекций и презентаций было мало. Теперь вы можете использовать готовые видеоролики Фоксфорда на YouTube по всем предметам или создавать материалы с помощью бесплатных программ CamStudio, Ezvid и Movavi.