Что такое церковный предел
Придел
Смотреть что такое «Придел» в других словарях:
ПРИДЕЛ — ПРИДЕЛ, придела, муж. 1. То, что приделано (обл.). || Пристройка, пристроенное помещение (устар.). 2. Добавочный, обычно боковой алтарь в церкви (церк.). Левый придел. Правый придел. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
придел — пристройка Словарь русских синонимов. придел сущ., кол во синонимов: 1 • пристройка (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
ПРИДЕЛ — ПРИДЕЛ, в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений … Современная энциклопедия
ПРИДЕЛ — в православном храме небольшая бесстолпная пристройка со стороны южного или северного фасада, имеющая дополнительный алтарь для богослужений … Большой Энциклопедический словарь
ПРИДЕЛ — ПРИДЕЛ, а, муж. В церкви: небольшая боковая пристройка, имеющая дополнительный алтарь. | прил. придельный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Придел — в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений. (Источник: «Популярная художественная… … Художественная энциклопедия
Придел — дополнительное помещение с алтарем, устроенное внутри основного храма или в боковых пристройках. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология
придел — Дополнительная церковь, устроенная внутри основного храма или пристроенная к нему [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN aisle DE Kapelle FR chapellepetit autel … Справочник технического переводчика
Придел — дополнительное помещение с алтарем, устроенное внутри основного храма или в боковых пристройках. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Придел — ПРИДЕЛ, в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
придел — Дополнительный храм со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церковному зданию либо включенный в его объем. Ист.: Плужников, 1995 См. также : застенок Иллюстрации: Екатерининский придел Вознесенского собора Смоленского… … Словарь храмового зодчества
Значение слова «придел»
1. Устар. Пристройка, пристроенное помещение. || Меньшая, не основная часть помещения. Придел, то есть вторая (меньшая) половина пятистенки, все еще оставался без пола и потолка и, конечно, без печки. Исаковский, На Ельнинской земле.
2. Пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада или специально выделенная часть основного здания с дополнительным алтарем для отдельных богослужений. Необычайная подвижность бросается в глаза и в самом пасхальном служении. Царские врата во всех приделах открыты настежь. Чехов, Святою ночью.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Эти дополнительные компартименты могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.
Приделы или пареклесии или капеллы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.
ПРИДЕ’Л, а, м. 1. То, что приделано (обл.). || Пристройка, пристроенное помещение (устар.). 2. Добавочный, обычно боковой алтарь в церкви (церк.). Левый п. Правый п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
приде́л
1. архит. боковая пристройка в православном храме с дополнительным алтарём ◆ В одном месте мужики подносили ему хлеб-соль и образ Петра и Павла, и просили позволения в честь его ангела Петра и Павла, в знак любви и благодарности за сделанные им благодеяния, воздвигнуть на свой счёт новый придел в церкви. Толстой, «Война и мир»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова севрюга (существительное):
Для прагматики или для красоты? Зачем нужны и как устроены приделы русского храма
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Когда мы смотрим на русский храм, то чаще всего видим не только сам храм – четверик с барабанами и куполами, а композицию, состоящую из разнообразных пристроек к нему. И, наверное, самой важной и с религиозной и с архитектурной точек зрения пристройкой к храму являются его приделы.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль
Приделом называется помещение в храме, состоящее из алтаря и наоса (пространства, предназначенного для мирян) – то есть, место, где можно проводить церковные богослужения. То, что мы называем основным объемом храма – является центральным или главным приделом. Если к храму пристроены еще и другие помещения с отдельным алтарем и престолом – их называют боковыми приделами. Или просто приделами, так как главный придел на то и главный, чтобы восприниматься и называться собственно храмом.
Саввинский придел Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Собор построен в самом начале XV века. Придел пристроен позже – в середине XV века
Зачем нужны приделы?
Зачем нужно пристраивать дополнительные места для церковных служб к уже существующей церкви?
Во-первых, для того, чтобы в один день можно было совершать несколько богослужений. Дело в том, что по православному канону на одном престоле можно совершать литургию только один раз в день. Приделы с отдельными алтарями и престолами давали возможность увеличивать число служб в храме в течение дня.
Во-вторых, русские каменные храмы были важными религиозными центрами. Вокруг них оформлялась местная духовная жизнь, стремящаяся к расширению «пространства небесного покровительства». Решалось это в том числе и за счет создания приделов – малых храмов, посвященных Христу, Пресвятой Богородице или местночтимым святым. Каждый придел был не просто пристройкой для богослужения, а отдельно освящался в честь событий священной истории или отдельного святого.
И кстати, если переосвящение храма был все-таки довольно редким событием, то как раз приделы переосвящали довольно часто – в зависимости от актуальных предпочтений настоятелей или прихожан. Так же часто старые, обветшавшие приделы просто перестраивали как новые, освящая их уже в честь других святых.
Правописание «предел» и «придел»: отличите форм и значений, грамматика, употребление
Слова «предел» и «придел» обозначают совершенно разные предметы, и путать их ни в коем случае нельзя. Первое применяется как к материальным (оборудованной границе государства, например), так и к умозрительным предметам, а второе наделено сугубо вещественным наполнением – так называется культовая пристройка к храму.
Значения
Слово «предел» (правильно пишется с приставкой «пре-») употребляется в следующих значениях:
А что значит «придел»?
Придел храма это пристройка к нему, служащая для отправления культовых надобностей, когда проводить служение в главном храмовом сооружении по каким-либо причинам нежелательно. Писать слово «придел» нужно с приставкой «при-». Приделы христианских храмов бывают в общем таких типов:
Примечание: не путайте придел храма с притвором к нему, который в сущности прихожая в храме.
Грамматика
Слово «предел» – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из приставки «пре-» и корень «-дел». Рядом современных лингвистов признаётся состоящим из одного лишь корня, но «придел» представляет собой явное тому противоречие. Разделение переносами пре-де́л. Падежные формы:
Существительное «придел» отличается только другой приставкой – «при-»; склоняется аналогично.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Словарь. Храм
Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.
Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.
Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма.
Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением диакона и священника. Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.
Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).
Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.
Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.
Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.
Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.
Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.
Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.
Барабан – венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.
Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.
Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.
Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.
Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.
Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.
Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.
Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.
Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.
Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.
Катапетасма (греч – завеса) – завеса Царских врат.
Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи.
Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.
Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный).
Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.
Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме
Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.
Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.
Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.
Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.
Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.
Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.
Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.
Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.
Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.
Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.
Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.
Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.
Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.
Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.
Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.
Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.
Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды.
Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.
Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.
Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.
Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.
Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.
Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.
Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.
Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.
Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.
Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.
Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).
Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.
Посох – см. Жезл.
Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.
Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.
Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.
Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.
Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.
Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.