Что такое целевая группа потребителей образовательных услуг
Методы определения целевой аудитории
Понятие целевой аудитории (ЦА) принципиально при определении стратегии маркетинга и рекламы. Без четкого понимания своей ЦА невозможно увеличить продажи, организовать адекватное позиционирование компании.
Что представляет собой целевая аудитория?
Целевая аудитория – это группа потребителей, на которую рассчитан определенный продукт или услуга. Представители ЦА – это совершенно разные люди. Однако их объединяет нечто общее – нужда в каком-либо товаре. Обычно аудитория классифицируется на категории в зависимости от следующих признаков:
Такое разделение необходимо для ювелирно точного определения потребностей потребителей.
К СВЕДЕНИЮ! Практически ни одна компания не охватывает нужды всех людей. У каждой есть своя аудитория. Даже продуктовые магазины имеют свою ЦА, определяющуюся, как правило, по финансовому благосостоянию покупателей.
Примеры
Рассмотрим реально существующие торговые сети. Существует «Пятерочка», у которой очень большая ЦА, однако она все равно ограничена. Это покупатели, которые:
Соответственно своей ЦА «Пятерочка» определяет стратегию и тактику развития:
ЦА принимается во внимание еще на этапе открытия магазина.
Зачем определять ЦА и по каким признакам она формируется?
ЦА отличается следующими признаками:
Традиционно ЦА определяется для целей рекламы. Разные категории потребителей нужно заинтересовывать разным стилем письма, различными предложениями. Однако это ограниченное понимание целевой аудитории. Знание о ней нужно еще в начале создания продукта для того, чтобы корректировать его в соответствии с пожеланиями потребителей. Это, наряду с рекламой, помогает увеличить продажи.
Знание ЦА обеспечивает:
ЦА может меняться. Поэтому ее выявление – это не однократное мероприятие.
Методы определения целевой аудитории
Сначала нужно понять, кто готов приобретать продукцию и кому она нужна. После этого потребители классифицируются по следующим признакам:
В англоязычных государствах при определении ЦА задают следующие вопросы:
Рассмотрим распространенные методы определения ЦА:
Собирать нужную информацию можно различными путями: лично, через интернет, путем опросников.
Цели определения целевой аудитории
Сперва нужно определить цель выявления ЦА. Это может быть:
То есть определение ЦА нужно или для составления портрета уже существующего потребителя, или для целей привлечения новых покупателей. Дальнейшие действия будут зависеть от целей анализа аудитории.
Изучение существующей ЦА
При изучении потребителей уже имеющегося продукта применяется следующий порядок действий:
Маркетинговая стратегия определяется на основании полученных данных.
Привлечение новой ЦА
Рассмотрим на примере. Один и тот же продукт может иметь разную ЦА. К примеру, фитнес-клуб может быть ориентирован на мужчин или женщин. Ценник его может разительно различаться, что также определяет потребителя. Итак, предприниматель желает открыть фитнес-клуб. Для этого ему нужно действовать по следующему алгоритму:
На этапе анализа существующего рынка выявляются потребители услуг элитных, бюджетных и прочих клубов. Затем определяется тип фитнес-клуба, который пользуется наибольшей популярностью в этой стране/городе/районе. Составляется портрет человека, которых ходит в эти фитнес-клубы. После этого можно:
ВАЖНО! Представителями ЦА могут быть не только физические, но и юридические лица.
Заключительный этап определения ЦА: распространенные ошибки
Конечный этап анализа ЦА – «диалог» с существующими и потенциальными потребителями продукта. В рамках его предприниматели допускают немало ошибок, связанных непосредственно с непониманием своей целевой аудитории:
Определение целевой аудитории актуально для любого типа бизнеса: малого, крупного, массового, с узкой спецификацией. Точность анализа ЦА – залог успешных продаж.
Энциклопедия маркетинга
Каталог консалтинговых компаний
Библиотека маркетолога
Панкрухин: «Маркетинг образовательных услуг»
А. П. Панкрухин Из материалов Гильдии маркетологов, //www.marketologi.ru
Глава 3. Сегментация рынка О У
3.1. Сегментация рынка о у по группам потребителей
Понятие и содержание сегментации рынка
Сами фирмы могут стать объектами подробного, основательного маркетингового исследования только по специальному заказу, по собственной инициативе. Рынок как таковой может быть подвергнут изучению как по заказам отдельных фиpм, так и в целях его pазвития в целом, т.е. в соответствии с интеpесами потpебителей и их объединений, оpганов упpавления, общества.
Исследователя pынка интеpесуют, как пpавило, конечные потpебители и дpугие покупатели товаpов и услуг, имеющиеся у них (сложившиеся) пpедпочтения и возможности, активность и потенциал конкуpиpующих фиpм (пpоизводителей и посpедников), дpугих субъектов (элементов, фактоpов) инфpастpуктуpы pынка и окpужающей маpкетинговой сpеды, включая действующие на pынке «пpавила игpы».
Только имея в pаспоpяжении знания о состоянии и пеpспективах pынка, можно с пользой для дела исследовать возможности, потенциал и пpетензии фиpмы, т.к. анализ ее хаpактеpистик в основном является сpавнительным, базиpуется на инфоpмации о pынке.
Пеpвой необходимой ступенью изучения pынка, основанием для опpеделения его емкости и выбоpа пpиоpитетных сфеp пpиложения pыночной активности фиpмы является сегментация рынка. Это деятельность по классификации потенциальных (включая и реальных) потребителей производимой продукции (услуг) в соответствии с качественной структурой их спроса.
Виды и особенности рынков ОУ по группам потребителей
Пpименительно к обpазовательным услугам существуют тpи основных типа потpебителей, обpазующих соответствующие pынки: потpебители-личности, потребители-пpедпpиятия и оpганизации pазличных фоpм собственности, оpганы госудаpственного и pегионального, местного упpавления. Каждый из соответствующих типов pынков обладает своими особенностями, диктует особые тpебования в отношении маpкетинга.
Для этого pынка хаpактеpно также, что личности, как субъекты принятия решений могут оказаться (по кpайней меpе, в сpавнении с пpофессионалами из кадpовых служб пpедпpиятий) в наименьшей степени информированы, организованы, целенаправлены в пpоцессе осуществления своего выбоpа.
Пpедпpиятиям и оpганизациям, в отличие от личностей, свойственна относительно низкая выpаженность pеагиpования, эластичность спроса в зависимости от изменений цены на услуги. Однако действует и дpугая особенность их спpоса: пpедпpиятия и оpганизации куда энергичнее реагируют на структурные сдвиги в экономике, соответственно быстpо изменяя спpос в отношении пpофилей и специальностей подготовки.
Пpедпpиятия активнее, чем личности, взаимодействуют с посредническими структурами: службами занятости, агентствами, непосpедственно с обpазовательными учpеждениями и их объединениями, с оpганами упpавления обpазованием.
На пpотяжении всей истоpии советского госудаpства пpедпpиятия чувствовали себя в пpиоpитетном положении по отношению к личностям обучающихся, т.к. были связаны с системой центpализованного pаспpеделения выпускников. Возвpат к общей pыночной логике, когда pынок личностей, как конечных потpебителей обpазовательных услуг, является пеpвичным, опpеделяющим по отношению к pынку пpедпpиятий-потpебителей, дается последним с большим тpудом.
Рынок конечных потребителей ОУ
Реальное использование факторов сегментации рынка происходит чаще всего таким образом, что факторы каждой группы (географические, демографические и др.) используются не сами по себе, а в комбинации с факторами других групп, дополняющими первоначально избранные.
Образовательные учреждения традиционно действуют в рамках конкретного региона, что связано с ограниченными возможностями в предоставлении обучающимся жилья, с высокой стоимостью транспортных услуг и чаще всего нацелены в основном на городской контингент, кроме учреждений сельскохозяйственного профиля подготовки. Впрочем, за исключением административно обособленных городов, как Москва и Санкт-Петербург, город и область (район) можно рассматривать как единое рыночное пространство.
Географические факторы сегментации являются наиболее постоянными, долгоживущими, и эта их особенность хорошо сочетается с длительностью цикла оказания образовательных услуг. К тому же географические факторы обуславливают относительную гомогенность контингента обучающихся по факторам культурно-исторических, языковых традиций, весьма значимых для образования. В последние годы географический фактор приобрел особую динамику. Пример результатов анализа таких тенденций спроса на менеджеров в географическом пространстве бывшего СССР представлен на рис. 6 [100].
При сегментации рынка ОУ по демографическим признакам особую роль играет возраст потребителей. Наиболее восприимчивыми к высшему и дополнительному образованию является контингент в возрасте от 14 до 35 лет. Соответственно предприятия-потребители ОУ наиболее благосклонны к обучению кадров в возрасте 20- 35 лет. Вместе с тем важно, что потребность в переподготовке в настоящее время активно возникает у людей более старшего возраста.
Впрочем, половая структура безработицы влияет на рынок ОУ и значительно более опосредованно. Так, образовательные учреждения, предлагающие свои услуги подросткам и молодежи по достаточно высоким ценам, должны учитывать, что в условиях падения платежеспособного спроса в семьях с двумя и более разнополыми детьми родители предпочитают предоставить возможности для образования в первую очередь не девочкам, а мальчикам, как потенциальным «кормильцам». Тем самым формируется комбинированный сегмент рынка, определяемый факторами возраста, размера семьи, уровня душевого дохода и пола будущего конечного потребителя платных образовательных услуг.
Психографические факторы и как их частный случай, поведенческие факторы сегментации рынка особенно значимы в исследовании рынка конечных потребителей ОУ. Ими определяются как выбор личностью региона (или даже страны) получения образования и выбор конкретного образовательного учреждения, так и собственно ориентация на образование как одну из конечных целей личности или лишь как на средство получения иных благ.
В последнее время в образовательный процесс вовлекаются субъекты, мотивированные посторонними для образования ценностями, среди которых: возможность беззаботно провести определенное количество лет в престижном городе, избежав к тому же проблем легализации своего проживания в нем, прописки; получение отсрочки от призыва на военную службу; шанс для перспективного «обустройства» личной жизни и др.
Проведенный автором неформализованный анализ активности обучающихся, осуществленный путем включенного наблюдения и опросов ряда преподавателей и организаторов учебного процесса в одном из коммерческих вузов столицы, показывает, что до трети «студентов» согласны годами вносить плату за обучение, не сдавая экзаменов и зачетов. Это свидетельствует о том, что ими фактически оплачивается создание условий для удовлетворения потребностей, никак не связанных с образованием.
В этом смысле в маркетинге ОУ, как в социально ответственном маркетинге, клиент далеко не всегда прав; хотя такая постановка вопроса весьма нетипична для маркетинга, но логично предположить, что продуманная сегментация рынка с учетом психографических и поведенческих факторов могла бы стать инструментом предотвращения подобных коллизий.
Продажа образовательных услуг онлайн
Разделы
Самое интересное
Авторы
Продвижение образовательных услуг в интернете
Сегодня мы разберем особенности продажи образовательных услуг в интернете. В этой статье будет много интересных тонкостей, чисто нишевых нюансов. Берите и пользуйтесь!
Маркетинговая стратегия
Прежде, чем хвататься за конкретные приемы, следует описать нюансы, которые нужно учесть еще на стадии разработки маркетинговой стратегии.
Как мы любим повторять, маркетинговое продвижение начинается с тщательного анализа целевой аудитории. Поэтому, важно принять во внимание:
Мотивацию ЦА:
Страхи ЦА:
Характер ЦА:
Имеет место не только прямая, но и косвенная целевая аудитория. Ведь если учиться будут дети, то решение о покупке примут родители.
Особенности продвижения образовательных услуг
Есть образование, которое получают ради дальнейшего зарабатывания денег. Но есть и курсы, которые проходят исключительно ради себя, «для души». «Картинка» в рекламе в этих двух случаях будет совершенно разной.
Если это тяжелая учеба с зубрежкой ради поступления в престижный ВУЗ или получения заветной должности, в процессе продвижения нужно показывать конечный результат:
Показывать процесс не надо. Сотни часов зубрежки, многократные повторения, возврат проваленных тестов совершенно не вдохновляют.
На сайте центра подготовки к ЕГЭ «Развитие» мы показываем результат прохождения обучения в этом учреждении — радостных студентов со счастливой мамой на фоне престижного ВУЗа. Вдохновляясь предвкушением этого момента заботливые родители платят за учебу, а их отпрыски грызут гранит науки.
Если же это учеба ради учебы, то делать упор нужно на сам процесс. В ходе продвижения можно показывать:
То есть, вам нужно показать драйв. Требуется продемонстрировать потенциальному студенту, что ему с вами реально будет интересно!
На лендинге для студии арт-вечеринок iPicaso мы демонстрируем процесс — написание собственной картины под присмотром наставника. Несмотря на то, что элемент обучения здесь присутствует, подлинная мотивация участников мероприятия — желание хорошо провести время, предавшись творчеству в приятной компании.
Конкурентная среда
Не бойтесь конкурировать с курсами, которые проводят государственные вузы и учебные организации. За редкими исключениями даже в вузах со всероссийской известностью продвижение образовательных услуг налажено откровенно убого. Кроме того, государственные образовательные учреждения часто дают оторванные от практики знания. Поэтому, сделайте в своей рекламе акцент на том, что вы — портфолио-скул, реально позволяющая «прокачать скиллы».
Выделитесь на фоне конкурентов, придумав какую-то изюминку, облегчающую продажу ваших образовательных услуг. Например, если преподаете английский, можете договориться с каким-нибудь носителем языка периодически подключаться к обсуждению американского кино с вашими студентами. Либо можно предложить пополнение словарного запаса, основанное на изучении текстов популярных английских песен и т. д. Это отличие нужно отразить в рекламных материалах, сопроводив их броскими иллюстрациями. Например, можно добавить фото вашего носителя языка на фоне Большого Каньона. Или устроить фотосессию учительниц английского языка, одетых как рокерши из популярной американской рок-группы.
Продемонстрируйте свою современность, выраженную не только на уровне актуального дизайна сайта, но и в характере самих образовательных услуг. Тренд последних лет проявляется в том, что образовательные услуги:
Отразите это в своих маркетинговых материалах и в своем продвижении вы обязательно превзойдете не только других частников, но и заведения наподобие «МОУП Государственное бюджетное образовательное учреждение имени Бюрократова».
Рынок образовательных услуг до сих пор консервативен. А вот потребители уже другие. Перестройтесь раньше конкурентов. Добейтесь того, что вы будете выделяться на фоне множества однотипных предложений уже на уровне объявлений в контекстной и таргетированной рекламе!
Многошаговые продажи образовательных услуг
Вместо того, чтобы сразу завлекать человека на дорогую годовую программу, можно провести его через несколько ступеней, повышая его доверие и заинтересованность:
1. Бесплатная вводная лекция — на ней вы приводите интригующие факты, даете посетителям какие-то быстро усваиваемые, но очень полезные навыки. Для продвижения таких мероприятий важно сделать максимально емкие по своей информативности посадочные страницы.
2. Интенсивы, непродолжительные курсы — доступные как в рамках годовых программ, так и по отдельности. С этим форматом хорошо работают фишки наподобие: «Для записавшихся до 1 марта стоимость 8 тысяч рублей, после — 12 тысяч!».
3. Годовые программы, состоящие из множества непродолжительных курсов, сведенных в единую систему. Предлагая годовую программу, стоит сделать скидку (мол, «оптом» дешевле).
Кроме того, подумайте о том, нельзя ли дифференцировать ваше ценовое предложение за счет разной интенсивности занятий.
Этим приемом мы также воспользовались при разработке сайта для центра подготовки к ЕГЭ «Развитие».
Эту систему продвижения используют многие онлайн-школы благодаря ее эффективности. Она выгодна как для продавца образовательных услуг — ему легче завлечь к себе студентов, так и для покупателя — тому проще определить, соответствует ли курс его потребностям.
Технологии продвижения
А теперь мы поделимся конкретными приемами, которые облегчают продвижение образовательных услуг:
Участие в рейтингах и обзорах
Рейтинги и обзоры курсов — дело довольно субъективное. Мнения экспертов часто различаются. Вместе с тем выгодное положение образовательной организации в каком-нибудь рейтинге или обзоре усиливает ее позиции. Постарайтесь договориться с каким-нибудь локальным экспертом или уважаемым в вашей нише блогером.
Известные выпускники
Если среди людей, закончивших ваши курсы, имеются добившиеся высот профессионалы, обязательно расскажите о них. Даже если их успех мало связан со знаниями, которые вы даете, «эффект ореола» посодействует продвижению ваших образовательных услуг.
Указание процента поступающих в вузы / устраивающихся на престижную работу
Лучше привести конкретные цифры в процентах. Магия конкретики очаровывает. Фраза «93% наших выпускников поступает на бюджет в ведущие ВУЗы Москвы» звучит куда убедительнее, чем «Абсолютное большинство наших учеников успешно поступает в лучшие столичные ВУЗы!». Хотя суть сообщения та же.
Окупаемость инвестиций
Если вы даете какую-то востребованную специальность за немалые деньги, следует доходчиво донести до ЦА идею об окупаемости вложений в образование. Допустим, годовой курс стоит 120 тысяч рублей, а начинающий специалист зарабатывает 40-60 тыс. рублей. Соответственно, можно заявлять о том, что обучение у вас окупается за 2-3 месяца.
Симпатии кадровиков
Можно договориться с кадровиком какой-либо крупной компании о том, чтобы он охарактеризовал типичного выпускника вашего учебного заведения как перспективного соискателя.
Востребованность навыков в дальнейшем
Шикарно могут выглядеть скриншоты с hh.ru с указанием в описаниях вакансий требований к навыкам кандидатов. Естественно, совпадающих с теми навыками, которые даете своим студентам вы. Правда, вакансии следует подобрать как можно более привлекательные.
Личности преподавателей
Качество образовательных услуг сильно зависит от конкретного преподавателя, ведущего тот или иной курс. Стоит осветить эту тему:
Более изощренный прием: наглядно продемонстрировать строгий отбор этих преподавателей. Так мы и поступили на одном из разработанных нами сайтов:
Отзывы, усиленные демонстрацией полученных навыков
Аккредитация / государственная сертификация
Если ваши учебные программы позволяют выдавать дипломы о профессиональной переподготовке или удостоверения о повышении квалификации, сделайте на этом акцент. Многие онлайн-курсы подразумевают лишь передачу навыков без выдачи признаваемых государством сертификатов. Отстройтесь от них.
Грамотное оформление самих дипломов
Простой способ позаботиться о притягательности вашей учебной программы — позаботиться о достойном дизайне выдаваемого диплома. Даже если после ваших курсов нельзя выдавать диплом о профессиональной переподготовке государственного образца, либо удостоверение о повышении квалификации, можно сделать сертификат максимально солидным. Этому способствует наличие подписей и печатей образовательной организации, а также профессиональный дизайн с качественной типографикой. Помните, даже вид диплома, который получит студент, является одним из множества микрофакторов, влияющих на покупательское решение.
Указание времени существования образовательного учреждения
Так мы и сделали на сайте, разработанном нами для одного из старейших учебных центров Москвы.
Используйте эти приемы и конверсия вашего сайта возрастет.
Выбор подрядчика
У нас имеется опыт продвижения нескольких образовательных учреждений.
Что интересно, первый сайт, созданный будущим сотрудником нашей компании в далеком 2004 году, относился как раз к образовательным услугам. Его создал наш генеральный директор Дмитрий Ваганов. Это был сайт школы, в которой он тогда учился.
С тех под много воды утекло. Сайты стали совершенно другими. Но наша увлеченность веб-разработкой и маркетинговым продвижением стала лишь сильнее.
Поэтому, если для продвижения ваших образовательных услуг требуется сайт, реклама или услуги SEO-специалиста, обращайтесь!
7.3. Сегментация образовательных услуг
7.3. Сегментация образовательных услуг
При осуществлении деятельности на рынке образования образовательное учреждение должно четко решить, какую именно часть этого рынка оно в это время и в этом месте способно эффективно обслужить. Основанием для выбора приоритетных сфер приложения рыночной активности вуза является сегментация рынка. Сегментация рынка образовательных услуг – это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей образовательных услуг вуза. К настоящему времени в экономической литературе достаточно четко обозначены понятия целевого рынка и целевого сегмента, выделение которых и является основной целью сегментации рынка. Целевой рынок образовательного учреждения – это потенциальный рынок образовательного учреждения, который определяется совокупностью людей со схожими потребностями в отношении образовательных услуг, достаточными ресурсами, а также готовностью и возможностью получать или покупать данные услуги. Целевой сегмент образовательного учреждения – это однородная группа потребителей целевого рынка образовательного учреждения со схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению к образовательным услугам вуза.
Накопленный к настоящему времени практический опыт позволяет выявить по меньшей мере три эффекта сегментации: максимизация прибыли, обманчивость величины и игнорированного сегмента. Если реализация первого эффекта может выступать в виде стратегической цели вуза, то второй и третий являются удобными инструментами выбора своей рыночной ниши сферы неудовлетворенного покупательского спроса.
Эффект максимизации прибыли на единицу продукции (образовательную услугу) заключается в увеличении доходов образовательного учреждения в результате обоснованного выбора целевого сегмента, что обуславливается уменьшением издержек на распространение и продвижение образовательных услуг. Такой эффект позволяет образовательному учреждению с небольшими ресурсами (обычно негосударственному вузу) эффективно конкурировать с крупными государственными и негосударственными образовательными учреждениями на специализированных рынках.
Эффект обманчивости величины свидетельствует о том, что наибольшая величина сегмента не всегда соответствует наилучшим коммерческим возможностям, так как в большом сегменте вполне вероятны сильная конкуренция и высокая степень удовлетворенности потребителей образовательными услугами конкурентов. Вуз, избирающий подобный сегмент, может понести убытки вследствие ожесточенной конкурентной борьбы.
Эффект игнорированного сегмента заключается в том, что наиболее успешный бизнес может развиваться именно в игнорированном другими вузами сегменте рынка. Выявление игнорированного сегмента может выступать первоочередной задачей любой процедуры сегментации, так как позволяет занять на рынке соответствующую рыночную нишу. В этом смысле игнорированный сегмент и рыночная ниша являются синонимами.
Указанные эффекты обманчивости величины и игнорированного сегмента позволяют целенаправленно выявлять наиболее предпочтительные сегменты целевого рынка для конкурентных образовательных услуг. Деятельность по сегментированию рынка должна учитывать выбор принципов и методов проведения сегментации, а также определение критериев сегментации и позиционирования образовательных услуг на рынке. Заключительным этапом сегментирования рынка всегда выступает разработка эффективного маркетингового плана для целевого сегмента. Сегментация рынка образования может быть произведена различными способами:
• по группам потребителей образовательных услуг;
• по параметрам образовательных услуг;
• по конкурентам на рынке образования.
Рассмотрим подробнее эти типы сегментации рынка образовательных услуг.
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ПО ГРУППАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Данный тип сегментации рынка образовательных услуг наиболее распространен, так как приоритет в маркетинге отводится потребителю, его нуждам и потребностям. Остальные два типа сегментации рынка (по параметрам образовательных услуг и по конкурентам) на практике встречаются гораздо реже, однако именно они позволяют образовательному учреждению наиболее полно
удовлетворять запросы потребителей и выбирать наилучшие стратегии ведения конкурентной борьбы.
Применительно к образовательным услугам существуют три основных типа потребителей, образующих соответствующие рынки: личности, организации и органы управления. Каждый из этих типов рынков имеет свои особенности, диктует особые требования в отношении маркетинга.
Рынок, на котором потребителями выступают личности, сегментируется в соответствии с географическими, демографическими, психографическими и поведенческими критериями. Спецификой данного рынка является, во–первых, наличие широчайшего круга различных по своим характеристикам потребителей и, во–вторых, множественность и неформальность источников информации и лиц, принимающих участие в принятии решения о получении образования (родителей, других членов семьи, друзей, знакомых и т. п.). Все же, несмотря на значительное количество источников информации, потребители–личности часто оказываются наименее информированы, организованы и целенаправлены в процессе осуществления своего выбора.
Рынок, на котором потребителями выступают организации, несомненно, более профессиональный, так как потребители здесь осуществляют свой выбор регулярно в соответствии с принятыми стратегиями и планами действий. Поэтому и со стороны субъектов, предлагающих образовательные услуги, он также предполагает больший профессионализм. Рынок предприятий легче поддается структуризации, сегментируется по отраслевому признаку. Здесь меньше клиентов, а их заказы более масштабны. Часто сказывается и географическая концентрированность этого рынка, например территориально–производственные комплексы подготовки ряда профилей и специальностей.
Предприятиям и организациям, в отличие от личностей, свойственна относительно низкая выраженность реагирования, эластичность спроса в зависимости от изменений цены на образовательные услуги. Однако они более энергично реагируют на структурные изменения в экономике, соответственно быстро изменяя спрос в отношении профилей и специальностей подготовки. Предприятия активнее и профессиональнее, чем личности, взаимодействуют с посредническими структурами: службами занятости, агентствами, непосредственно с образовательными учреждениями и их объединениями, с органами управления образованием.
На протяжении всей истории советского государства предприятия были связаны с системой централизованного распределения выпускников, которая при переходе к рыночной экономике была разрушена. Теперь предприятиям приходится заново налаживать связи с образовательными учреждениями, чтобы обеспечить свои потребности в квалифицированных кадрах.
Для рынка, где потребителями выступают органы управления различных уровней, последняя проблема еще более актуальна: именно органы государства, длительное время являвшиеся единственными инвесторами сферы образования, наиболее активно пользовались преимуществами государственной системы распределения выпускников. В условиях рынка практика заказных отношений по подготовке специалистов для органов власти (включая также переподготовку и повышение квалификации) достаточно привлекательна для образовательных учреждений прежде всего масштабами и однородностью спроса на специалистов (преимущественно в сферах экономики, менеджмента, права и ряда других гуманитарных профилей и специальностей), его определенной га–рантированностью, а также положением самих клиентов во властной иерархии.
Тем не менее образовательным учреждениям чаще всего приходится работать на наиболее неоднородном в отношении спроса рынке – рынке личностей как конечных потребителей образовательных услуг. Основные критерии, используемые для его сегментации, представлены в табл. 7.6.
На практике сегментация рынка происходит не по отдельным критериям, а по их комбинации.
Географические критерии сегментации являются наиболее постоянными, и эта их особенность хорошо сочетается с длительностью цикла оказания образовательных услуг. К тому же географические критерии обуславливают относительную однородность контингента обучающихся по культурно–историческим, языковым традициям, весьма значимым для образования.
Вместе с тем, учитывая особый статус личности как потребителя образовательных услуг, одновременно выступающего и объектом, и субъектом (партнером) для производителя образовательных услуг, на первый план выходят демографические критерии, тесно взаимодействующие и пересекающиеся с психологическими (прежде всего, мотивационными, ценностно–ориентаци–онными).
Основные критерии сегментирования конечных потребителей образовательных услуг
При сегментации рынка образовательных услуг по демографическим критериям особую роль играет возраст потребителей. Наиболее восприимчивыми к высшему образованию являются потребители в возрасте от 16 до 35 лет. Также важно, что в настоящее время потребность в переподготовке возникает у людей более старшего возраста, имеющих уже определенный социальный статус.
Психологические и социологические критерии сегментации рынка особенно значимы в исследовании рынка потребителей–личностей. Этими критериями определяются как выбор личностью региона (или даже страны) получения образования и выбор конкретного образовательного учреждения, так и собственно ориентация на образование как одну из конечных целей личности или лишь как на средство получения иных благ (например, отсрочка от призыва на военную службу, «обустройство» личной жизни и т. п.). Именно в свете последней проблемы в маркетинге образовательных услуг как в социально–ответственном маркетинге клиент далеко не всегда прав. Хотя такая постановка вопроса весьма нетипична для маркетинга, но логично предположить, что продуманная сегментация рынка с учетом психологических и социологических критериев могла бы стать инструментом предотвращения подобных коллизий.
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО КОНКУРЕНТАМ
Уровень конкуренции на современном рынке образования настолько велик, что для успешной деятельности образовательные учреждения должны уделять своим конкурентам ничуть не меньше внимания, чем целевым потребителям (это осуществляется с помощью системы наблюдения за конкуренцией на рынке образования). Поэтому еще одним типом сегментации рынка является сегментация по основным конкурентам, позволяющая выяснить, почему пользуются спросом образовательные услуги, предлагаемые конкурентами.
Само понятие конкуренции весьма многослойно и в зависимости от степени взаимозаменяемости продуктов Ф. Котлер выделяет четыре уровня конкуренции:
1. Конкуренция торговых марок – учреждение рассматривает в качестве своих конкурентов организации, предлагающие сходный продукт тем же целевым покупателям по сходным ценам. Применительно к рынку образования это другие образовательные учреждения, производящие такие же образовательные услуги, обеспечивающие аналогичные дополнительные услуги и назначающие те же цены.
2. Отраслевая конкуренция – учреждение рассматривает в качестве конкурентов организации, производящие тот же продукт или группу товаров. Так, на рынке образования отраслевыми конкурентами могут стать крупные промышленные предприятия с развитой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, причем не только своих.
3. Формальная конкуренция – организация считает конкурентами всех, кто производит продукцию, призванную предоставить одни и те же услуги. На рынке образования это могут быть производители печатных, видео-, аудио-, компьютерных учебных посо
бий, образовательные каналы и передачи радио и телевидения, а также консалтинговые фирмы. Формальными, но сильными конкурентами на рынке образовательных услуг могут стать фирмы–продавцы технологий, патентов и ноу–хау, а также фирмы, предлагающие «напрокат» менеджеров и других специалистов, уже обладающих нужными потребителю знаниями и умениями.
4. Общая конкуренция – организация видит конкурента в каждом производителе, участвующем в борьбе за деньги потребителей. Это прежде всего организации, работающие на удовлетворение первичных потребностей (физиологических, потребностей в безопасности), а также организации, обеспечивающие иной, необразовательный путь к реализации многочисленных социальных потребностей человека.
Наибольший интерес маркетологов обычно вызывают первые два типа конкуренции. Именно этот круг конкурентов подлежит в первую очередь определению и изучению в целях сегментации рынка и выработки соответствующей стратегии рыночного поведения. Определить конкурентов поможет анализ рынка, основанный на объединении сегментации по потребителям образовательных услуг и сегментации по параметрам самих услуг и позволяющий представить рынок в виде своеобразного «поля боя». Пример карты рынка образовательных услуг по виду образовательных услуг и потребителям приведен на рис. 7.4.
После подробного анализа рынка и определения «сфер влияния» каждого конкурента необходимо оценить их конкурентное положение на рынке, т. е. их «вес в обществе». В этом случае на
Рис. 7.4. Карта рынка образовательных услуг
помощь приходят всевозможные рейтинги, из которых целевые потребители узнают о положении и привлекательности для себя того или иного вуза.
Наиболее «продвинутые» в маркетинге учреждения образования могут самостоятельно формировать оценочные листы конкурентоспособности образовательных учреждений, оценивая при этом сильные и слабые стороны своих конкурентов. Модели оценки конкурентов, как правило, состоят из следующих разделов, составляющих внутреннюю среду образовательного учреждения: учебно–методическая деятельность; научно–консалтинговая деятельность; хозяйственная деятельность; экономическая деятельность; управленческая деятельность; маркетинговая деятельность.
Ясно, что столь детальному анализу может быть подвергнут лишь весьма узкий круг конкурентов. Однако подобное знание своих соседей по рынку позволит образовательному учреждению контролировать ситуацию, вести «прицельный огонь» по позициям конкурентов и организовывать эффективную оборону своих рубежей.
ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Для оценки удовлетворенности или неудовлетворенности качеством обучения образовательным учреждением проводятся регулярные опросы студентов. Целесообразнее всего такие опросы проводить с помощью специально разработанных анкет (пример анкеты «Мнение слушателя», используемой в НИМБ с 1996 г., приведен ниже).
Анкета «Мнение слушателя»
Завершается очередной семестр вашего обучения в вузе. Нам очень важно знать ваше мнение об учебном процессе и профессорско–преподавательском составе института. В эту анкету включены наиболее актуальные вопросы, которые могут оказать влияние на дальнейшее развитие учебного процесса и других направлений деятельности института.
Пожалуйста, ответьте на все вопросы анкеты, обведя кружком ответы, соответствующие вашему мнению, или вписав ваши личные ощущения. Нас очень интересует ваше личное мнение. Данные анкеты будут использованы в обобщенном виде для улучшения программы. Для решения ваших вопросов просим указать данные о себе:
2. Оценка дисциплин
В этом семестре вы изучили следующие дисциплины. Дайте вашу оценку наиболее интересным (5 баллов) и наименее интересным (1 балл) дисциплинам*.
3. Оценка преподавателей
Просим вас ответить на вопросы о профессиональных и личностных качествах преподавателей и оценить их по пятибалльной шкале: 5 баллов – качество проявляется почти всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется на уровне 50%; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует.
* В анкете указываются все дисциплины семестра и Ф.И.О. преподавателей.
4. Организация учебного процесса
5. Оценка хозяйственного обслуживания и сервиса
Об интегральных оценках студентов, полученных по результатам анкетного опроса, проведенного деканатами (отделениями) образовательного учреждения, информируются кафедры, и руководство образовательного учреждения принимает решение: от 4 до 5 баллов – поощрение и премирование преподавателей; от 3 до 4 баллов – анализ качества преподавания и воспитательная работа; от 2 до 3 баллов – «жесткий разбор» качества преподавания и отказ от привлечения совместителей.
Оценка перспектив работы по выбранной специальности, профессиональная деятельность. Завершающими стадиями процесса принятия решения потребителем образовательных услуг являются стадия оценки перспектив работы по выбранной специальности – оценки потребителем того, насколько реальна возможность работы по выбранной профессии после окончания обучения, и стадия профессиональной деятельности, определяемая как процесс применения полученных знаний и умений на практике. Работа по выбранной профессии и успешная карьера для большинства потребителей образовательных услуг является реализацией главной цели обучения, когда–то ими поставленной. Только достижение данной цели гарантирует удовлетворение от полученной образовательной услуги, даже при недостижении ряда важных, но второстепенных целей, напрямую не связанных с образованием (например, удачный брак, веселая студенческая жизнь и т. п.).
Таким образом, образовательное учреждение должно предоставить потребителю возможность оценить перспективы его работы по получаемой профессии уже в процессе обучения. Наиболее приемлемым способом предоставления такой возможности являются учебные и производственные практики, позволяющие студентам реально оценить свою профессиональную пригодность и возможность работы по получаемой специальности в будущем.
В связи с этим, завершающий этап работы образовательного учреждения с потребителями образовательных услуг должен строиться на трех основных блоках:
1. Предоставление студенту возможности проходить регулярные учебные и производственные практики на предприятии, подобранном в соответствии с потребностями и особенностями студента. Это позволяет студенту овладеть необходимыми профессиональными навыками, научиться решать реальные производственные задачи. Практикуемое большинством студентов совмещение учебы и работы (обычно не по специальности) не может обеспечить преемственность теоретической подготовки, получаемой в вузе, и практической деятельности, осуществляемой студентом во время подобной работы.
2. Оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки студента в течение всего срока обучения. Образование не должно сводиться к изучению ограниченного набора алгоритмов поведения в определенных производственных ситуациях, однако не должно быть и чисто теоретическим. Это связано с тем, что знания, особенно прикладного характера, быстро устаревают. Следовательно, при оказании образовательных услуг должен действовать принцип: чем больше допустимый срок подготовки, тем больше должен быть удельный вес мало меняющихся, медленно устаревающих элементов образования, т. е. выше должен быть уровень фундаментальности образования. Узконаправленное на практическую деятельность «актуальное» образование в перспективе неэкономично.
3. Трудоустройство выпускника после завершения обучения. Проблема занятости весьма актуальна не только для России, но и для всего мирового сообщества. Наше государство практически не берет на себя заботу о трудоустройстве молодых специалистов. Данное обстоятельство необходимо использовать образовательным учреждениям для создания конкурентного преимущества на рынке образования.
Работа по трудоустройству выпускников должна начинаться еще до завершения обучения в вузе и включать не только предоставление информации о рынке труда, наличии вакансий, ознакомление с моделями рабочих мест, но и разработку профессиональной и служебной карьеры, проведение разнообразных тренингов, способствующих эффективному трудоустройству и безболезненной адаптации в новой должности. При этом трудоустройство выпускников необязательно подразумевает работу в определенной должности на базовых предприятиях образовательного учреждения, главное – помочь выпускнику найти место работы в соответствии с его запросами. А последние довольно высоки: по данным исследований В.Б. Бансловой, около 55% опрошенных планируют занять в результате обучения высшие руководящие должности в организациях[38] (табл. 7.7).
Планируемый должностной уровень по окончании обучения
Основной проблемой, с которой сталкиваются образовательные учреждения после выпуска молодых специалистов, является нежелание или невозможность работать по своей специальности. Потребители обычно связывают данное обстоятельство с неудовлетворенностью полученной образовательной услугой, для вуза–это всегда снижение имиджа. Поэтому сотрудникам образовательного учреждения следует изучить причины данной проблемы и постараться уменьшить ее влияние на данное образовательное учреждение. Основными причинами нежелания или невозможности работать по полученной специальности могут быть следующие:
• Потребители изначально не ставили цели работать в будущем по выбранной специальности, главным для них было получение образования – одной из основных культурных ценностей. В этом случае образовательным учреждениям необходимо усовершенствовать работу с абитуриентами, направленную на отсев «случайных» потребителей.
• Неправильный выбор будущей профессии, профнепригодность, которая выясняется в процессе обучения или в начале профессиональной карьеры. Решение проблемы – определение профессиональной пригодности потребителей образовательных услуг при поступлении в образовательное учреждение и в процессе обучения, а также подготовка студентов к практической деятельности.
• Изменение интересов потребителей, в том числе конъюнктурное, связанное с новыми направлениями науки и техники. В этом случае фундаментализация образования обеспечивает потребителям возможность успешной реализации своего потенциала в любой сфере человеческой деятельности, отличной от изначально избранной.
• Изменение ситуации на рынке труда: безработица, связанная с перепроизводством специалистов, снижение престижности профессии, низкая заработная плата, отсутствие спроса на определенную категорию специалистов в месте проживания и т. д. Ситуация на рынке неподконтрольна образовательному учреждению, однако вуз обязан информировать своих потребителей об угрозах, которые могут их ожидать после завершения обучения.
Вместе с тем стоит отметить, что профессиональная деятельность таит в себе и массу возможностей. Поэтому дадим несколько советов, которые помогут начинающим специалистам добиться успеха в работе[39]:
1. Чаще прислушивайтесь к себе, внимательнее относитесь к своим интересам, изучайте свои желания, ибо, как сказал Гете, «Наши желания – предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить».
2. Ничего не бойтесь, кроме собственных дурных поступков, не стесняйтесь выразить свои притязания, ибо, как сказано в Писании, «стучитесь – и Вам отворится».
3. Следуйте завету Льва Толстого «Делай, что должно, и пусть будет, что будет!». Как делать должно, всегда знает ваша совесть, нужно только к ней чаще прислушиваться.
4. Пусть всегда у вас будут «руки в чернилах». Учитесь ежедневно, используйте любое удобное время для познания нового и полезного. Не пропускайте ни единой возможности пройти курсы переподготовки или повышения квалификации.
5. Ставьте перед собой труднодостижимые, но реальные цели. Продвигайтесь к ним поэтапно, планово, решая на каждом этапе все более сложные задачи, поскольку «дорогу осилит идущий».
6. Никогда не флиртуйте на работе с коллегами и подчиненными, не заводите «служебных романов». Это не только пошло, но и неуважительно по отношению к профессии, которая вас кормит.
7. Не поступайтесь принципами – никакая должность и привилегии не стоят потери самоуважения.
8. Заботьтесь о подчиненных и не давайте их в обиду. Бойтесь потерять их доверие, но не бойтесь быть требовательным. Пока вы начальник – только вы ответственны за судьбы ваших подчиненных.
9. Помните, что во второй половине жизни человек сам отвечает за красоту своего лица. Старайтесь, чтобы ваши мысли, чувства и поступки, всегда оставляющие след на внешнем облике, были благородны.
10. Формула человеческого счастья проста: любимая семья + любимая работа. Стремитесь, чтобы утром вы с неизменной радостью спешили на работу, а вечером с такой же радостью торопились домой.
Читайте также
Сегментация рынка
Сегментация рынка На любом рынке потребители редко похожи. Процесс сегментации выявляет их запросы и нужды, его следствием является усиление различий между сегментами и в то же время сведение к минимуму различий внутри каждого сегмента. Конструктивная сегментация
Сегментация
Сегментация Наш план e-mail маркетинга предусматривает только массовую рассылку писем по всему списку, однако стоит учитывать перспективу. С ростом базы и появлением дополнительных сведений о подписчиках (например, об истории их покупок или активности в рассылке)
6.2. Реклама образовательных услуг
6.2. Реклама образовательных услуг Реклама – распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
6.3. Стимулирование продаж образовательных услуг
6.3. Стимулирование продаж образовательных услуг Стимулирование продаж образовательных услуг – это разнообразные краткосрочные поощрительные акции, направленные на потенциальных потребителей образовательных услуг и/или деловых партнеров образовательного учреждения
8.2. Анализ рынка образовательных услуг
8.2. Анализ рынка образовательных услуг Поиск благоприятных рыночных возможностей, предоставляемых маркетинговой средой, можно вести как внутри самого образовательного учреждения, так и во внешней по отношению к образовательному учреждению среде. Образовательные
Сегментация
Сегментация Компания Clarity Imaging Technologies выяснила, что некоторые клиенты из тех, кто распечатывал небольшое количество страниц, были готовы к более высоким издержкам при использовании картриджей крупных компаний-лидеров рынка. Эти клиенты редко заменяли картриджи – не
Сегментация
Сегментация Сегментация – прием по разделению рынков на устойчивые группы, не раз описанный в различных учебниках. Сегментация – дочь усложнения рынков. Любой рынок начинается как монополия компании, первой выпустившей новый продукт на рынок (Xerox – копировальные
Сегментация
7. Множественная сегментация
7. Множественная сегментация Множественная сегментация – это один из методов определения целевого рынка, характеризующийся масштабностью деятельности.Масштабность деятельности заключается в вовлечении в процесс купли-продажи нескольких сегментов рынка, что
Сегментация потребителей
Сегментация потребителей В предыдущем разделе потребители уже были разделены на две категории: покупателей и пользователей. Также вполне очевидно, что люди, покупающие и использующие продукты различных компаний, отличаются друг от друга. Получается, что потребителей
Сегментация времени
Сегментация времени По настоящему важная работа требует как правило больших и непрерывных сегментов времени для своего выполнения. Многие менеджеры по сбыту, отводят ежедневно конкретный сегмент времени в течение рабочего дня на телефонные разговоры с потенциальными