Что такое целеполагание в управлении организации

Целеполагание

Любая организация создана для дости­жения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.

Что такое целеполагание

Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.

Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

2. По сущности самой цели:

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

Целеполагание и планирование

Целеполагание в менеджменте является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Этапы процесса целеполагания

Постановка цели подразделяется на несколько этапов:

Целеполагание по концепции SMART

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

Пример цели поставленной по SMART: Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.

Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.

Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.

Источник

Целеполагание: процесс, методы и 5 ошибок

Правильная постановка цели зачастую является довольно трудной задачей. Существует целый научный раздел, изучающий целеполагание в сфере управления. Любая деятельность обречена на провал, если неверно поставлены задачи для достижения результата. Именно с целеполагания начинают деятельность предприниматели и просто успешные люди. Здесь имеются свои приемы и техники, о чем мы и поговорим в статье.

Что такое целеполагание

Каждый человек обладает собственным стилем жизни. Условно разделяют модели поведения на две большие группы: приспособленческую и целеориентированную. К первой относятся люди, подстраивающиеся к условиям жизни, ко второй – твердо идущие к намеченной цели. Обе модели имеют свои достоинства и недостатки. Ориентируясь именно на минусы, можно определить, что же выбрать. Рассмотрим обе стороны медали каждого из способов.

Приспособленцам свойственно плыть по течению, подчиняться современным реалиям. Такие люди не стараются что-то кардинально поменять или улучшить. По характеру они, как правило, добры и снисходительны, ценят стабильность и боятся потерь вследствие каких-то перемен в жизни. При малейших неприятностях приспособленцы склонны впадать в депрессию или испытывать сильные переживания. Они не создают условия, а привыкают к существующим, стараясь безоговорочно выполнять определенные нормы и правила.

Целеустремленные личности строят жизнь сами и по течению не плывут. Обычно это предприниматели, специалисты высокого класса и успешные люди, обладающие мудростью и опытом. Быть одним из многих недостаточно, они стремятся к безусловному лидерству в интересующей их области. Такая активность и амбициозность иногда сулят неприятности, целеполагание в деятельности этих людей предполагает преодоление различного рода препятствий. Обладая твердым характером, лидеры твердо идут к достижению результатов и не жалуются на возникающие при этом проблемы. Они склонны к созиданию ради максимального комфорта.

Каждый тип личности имеет как плюсы, так и минусы. Любой человек в равной степени может выбрать тот или иной путь. Те же приспособленцы полезны для общества. Когда лидер что-то создает, другой тип принимает это и использует.

Разберемся в самом термине “целеполагание”. Коротко говоря, это работа по постановке целей. При этом не только формируются (одна большая или несколько маленьких), но и разрабатываются варианты их достижения. В результате решаются конкретные проблемы и задачи, улучшающие качество жизнедеятельности.

Под целью каждый человек понимает что-то свое:

Цель определяет достижимый и желаемый для человека результат. Почему это так важно? В процессе целеполагания человек упорядочивает свою деятельность, начинает ее контролировать.

К сожалению, некоторые иногда наслаждаются самим процессом решения поставленной перед собой задачи, из-за чего изначальная цель забывается и подменяется другой.

Цель должна быть четкой, ясной и конкретной. В противном случае достичь ее становится трудно. Нечеткое целеполагание создает почву для сомнений в необходимости выполнения поставленной задачи. Первоначальные желания забываются, на их месте возникают другие приоритеты.

Расплывчатыми и неясными бывают слишком глобальные или завышенные планы. С другой стороны, именно они помогают определиться со смыслом жизни. Людям свойственно иметь персональные цели, важные непосредственно для них. При этом человек может состоять в какой-либо социальной группе, которая также имеет актуальные намерения. Деятельность человека будет эффективна, когда он заинтересован в достижении общих целей помимо своих персональных.

Сущность процесса целеполагания

Существуют специальные тренинги, обучающие приемам целеполагания, в том числе различным системам планирования и тайм-менеджменту. В результате человек приобретает навыки распределения задач на ближние и дальние сроки, а также учится грамотно ставить цели и находить оптимальные пути их достижения.

Организация целеполагания служит началом любой деятельности, поскольку цель всегда связана с какой-либо задачей. Технология планирования используется во всех отраслях человеческой деятельности. 10 главных принципов этого процесса:

Целеполагание — это комплексный и достаточно долгий процесс. Основная сложность заключена в необходимом превращении неосознанных желаний в отчетливо очерченные установки, в создании подробного плана их реализации и выбора используемых ресурсов. Сам процесс не заканчивается на выборе целей. В ходе осуществления намеченных пунктов плана неизбежно возникают погрешности, которые нужно своевременно корректировать.

Взаимосвязь целей и целеполагания

Целью может быть все, чего индивид желает достичь, что он хочет реализовать. В итоге она не всегда достижима. Это продукт осознанной деятельности, волевых качеств и мотивации. Как и в случае с внутренними психическими процессами, понятие цели может проецироваться на внешний мир.

Цель — это идеализированное воплощение результата какой-либо деятельности и способов его достижения с помощью конкретных инструментов. Она тесно связана с желаниями и намерениями человека, с его представлением идеального будущего, с волей личности и сознанием. С одной стороны, это основа любого действия, с другой — результат.

Цели можно сгруппировать по трем уровням:

Свойства целей (корректность, взаимная согласованность, пластичность и глубина) зависят от характера формирования и изменчивости личности.

Глубина показывает уровень влияния цели на различные области жизнедеятельности. Этим свойством характеризуются задачи стратегического плана.

Согласованность — это свойство, показывающее взаимосвязь данной цели с другими, их взаимное влияние.

Пластичностью называется свойство изменяться со временем. По причине постепенного формирования ценностей целям глобального стратегического уровня также свойственно трансформироваться.

Корректность говорит об уровне согласованности установок тактического и стратегического плана.

Цели характеризуются индивидуальностью. Каждый человек вкладывает в формируемую задачу собственный смысл и актуальные ценности, даже если она похожа на множество других.

Целеполагание можно назвать творческим процессом. Чем глобальнее и амбициознее планы, тем больше креатива в реализации. Постановка тактических и оперативных задач ближе к аналитической и логической работе, чем к творческой. Иными словами, целеполагание на стратегическом уровне формирует синтетическое и созидательное мышление.

Для грамотной организации целеполагания человек должен разбираться в собственных мотивах и ценностях, воспитывать волю и креативность, иметь развитое воображение. Немаловажно обладать структурированным логическим мышлением.

Способность к целеполаганию любой индивид может развить как обычный навык путем практик и тренировок.

Смысл заключается в выражении экзистенциальной сущности человека. При этом происходит интенсивное вырабатывание реальности, являющееся одной из главных потребностей индивида. Целеполагание призвано увеличить энергетическую составляющую мотивации, уменьшить или вовсе исключить неопределенность и тревожность.

Человек, сознательно отказывающийся от планирования, переполнен внутренними конфликтами и противоречиями в связи с негативным опытом прошлого. Возможно, имели место неудачные попытки реализации поставленных целей из-за недостатка информации о собственных ресурсах и потенциале.

Наиболее эффективные методы целеполагания

Технология SMART

Следует помнить, что важна не только точно сформулированная цель, но и точное представление путей достижения. Должны быть ясно определены инструменты и ресурсы, помогающие прийти к намеченному результату в отведенный срок. Этому способствует специально разработанная технология целеполагания SMART, в аббревиатуре которой заложены

5 критериев качества:

Алгоритм действий при этом следующий:

Метод Брайана Трейси

Автор издания “Управляй своим временем и удвой результаты” Брайан Трейси создал алгоритм, напоминающий SMART. Его суть раскрывается в выполнении следующего предлагаемого автором упражнения.

На бумажном листе необходимо написать 10 целей на будущий год таким образом, если бы они уже были реализованы. К примеру, “я посетил 10 стран за 10 недель”. Из выписанных “реализованных” целей выбирайте наиболее важную, способную изменить вашу жизнь. Зафиксируйте ее, продублируйте
на втором листе бумаги и прорабатывайте по методу SMART.

Метод Г. Архангельского

Преимущества метода SMART очевидны, однако его эффективность показывает себя лишь при известных начальных условиях целеполагания, задачи и мотивы которого предельно ясны субъекту. В реальности задача часто не сформулирована, а начальные условия стремительно меняются. На помощь приходит проектный метод постановки целей, состоящий из следующих этапов:

2. Цели конкретизируются таким образом, чтобы не входить в противоречие с ценностями в определенной области деятельности и жизненными принципами, а затем обеспечивается их соответствие.

3. Цели распределяются по уровням достижения, а текущие задачи сравниваются с ценностями. В SMART-технологии, наоборот, изначальная цель разбивается на отдельные задачи.

4. Создается временной диапазон, внутри которого необходимо достичь результата (ближайший год, месяц, текущая неделя и т. д.). Метод SMART, в отличие от этого способа, предлагает определять точные сроки.
5. Все задачи делятся на “мягкие”, выполнение которых запланировано в течение какого-то временного промежутка и учитывает контекст, и “жесткие”, запланированные к определенным датам и срокам.

6. Задачи распределяются по уровням значимости: стратегическому, тактическому и оперативному. Уровням соответствуют временные диапазоны: год, неделя, день.

Планирование как неотъемлемая часть целеполагания

Целеполагание невозможно без планирования. Для достижения задач человек должен планировать определенные действия. Результат будет успешным только при четком пошаговом их выполнении.

На начальном этапе планирование не сможет учесть все нюансы, поэтому является условным. Тем не менее оно обязательно, потому что помогает:

Человеку свойственно удовлетворять сначала свои естественные потребности, а уже потом — более высокого порядка (умственные, нравственные и т. п.). Следовательно, для достижения материального, личностного или социального успеха необходимо прежде утолить физиологическую нужду организма.

Глобальные цели в постоянно меняющемся мире также имеют свойство трансформироваться или вовсе исчезать. Это нормальная ситуация, людям нужно привыкнуть к тому, что поставленная когда-то цель всей жизни может быть лишь этапом к следующей. К счастью, современные технологии облегчают человеку осознание его истинных желаний. Важно уметь гибко корректировать запросы, превращая в достижимые цели. Мотивация является двигателем целеполагания, вдохновляющим человека идти к результату.
Поэтому еще один важный аспект — не терять азарт в процессе движения к цели.

Особенности целеполагания в управлении

Деятельность любого предприятия предполагает выполнение комплекса задач, определяющих множество поставленных целей. Все процессы начинаются с анализа ситуации в организации, а именно, с выявления достоинств и недостатков во внутренней и внешней деятельности. Отдельная цель может формулироваться на основе ценностей и миссии компании, особенностей взаимоотношений с деловыми партнерами, клиентами и сотрудниками, насущных проблем внутри фирмы.

Функционально цели классифицируются по определенным критериям:

Цели различных категорий не должны противоречить друг другу.

Из остальных критериев стоит выделить функции отдельных подразделений, внутри которых цели могут быть маркетинговыми, производственными, финансовыми и другими. Также они применимы к различным хозяйственным сферам: внешняя деятельность (продукция, клиентская база, конкуренты), внутренняя деятельность (персонал, производство).

Этапы целеполагания на предприятии выглядят следующим образом:

Целеполагание объясняет легальность работы компании и актуальность ее деятельности и для сотрудников предприятия, и для внешнего мира. Работникам, к примеру, помогает понять, подходит им этот вид деятельности или нет. Цели ставятся таким образом, чтобы, с одной стороны, привлекать на предприятие новых людей, а с другой — ограничивать их работу. Перед определением задачи “повышение качества” требуется проверить соблюдение внутренней дисциплины в организации
и отношение сотрудников к рабочему процессу.

Целеполагание облегчает понимание сотрудниками характера их деятельности и возможные риски, связанные с ней (к примеру, работа в шахте).

Цели мотивируют людей, дают возможность находить способы реализации собственных потребностей. В итоге, когда компания добивается результата, удовлетворенными остаются и материальные нужды сотрудников, обусловленные высоким доходом, и их моральные потребности, выражающиеся в гордости за свое предприятие.

Целеполагание помогает работникам понять, в каком направлении движется организация. Если, например, перед компанией стоит задача обогнать конкурентов, персонал сразу же определяет это и работает в соответствующем направлении.

Целеполагание предприятия должно следовать определенным правилам:

Целеполагание предприятия играет одну из важнейших ролей и в жизни сотрудников, и в деятельности организации. Любой вид деятельности на предприятии начинается с формулирования установки. Четко и верно поставленная цель помогает осознать конкретный результат, к которому необходимо прийти. Для гарантированного успеха будут выбираться нужные средства и ресурсы.

5 основных ошибок при постановке целей

Стратегические цели игнорируются

Многие предприниматели отдают приоритет тактическим задачам, связанным с финансами. Более глобальные цели при этом часто не учитываются.

Например, компания планирует в среднесрочной перспективе:

Однако перспективу дальнейшего развития задают именно цели стратегического плана. На реализацию требуются существенные расходы как временных, так и прочих ресурсов.

Стратегическими целями могут быть:

Цель формулируется в негативном ключе

Довольно распространенная ошибка целеполагания связана с особенностью человеческой психологии уходить от проблемы, а не избавляться от причин ее возникновения. В определении задачи должно быть заложено движение к результату, а не бегство от трудностей.

Примеры неправильной формулировки:

Подобная постановка задач увеличивает количество запретов и сковывает инициативу работников. Сотрудники с опаской подходят к выполнению своих обязанностей, опасаясь недовольства начальства. Поэтому негативные формулировки следует заменять позитивными, описывающими цель в виде желаемой для фирмы перспективы.

Заменим приведенные выше неудачные примеры правильными:

Цель сформулирована размыто и неясно

Характерными примерами нечетких определений являются: “повышение эффективности”, “укрепление трудовой дисциплины”, “лидерство в данной отрасли” и т. д. В реальной практике встречалась и такая формулировка цели: “В связи с расширением структуры компании необходимо наладить более четкое взаимодействие между ее отделами”. Такая цель в принципе недостижима.

К примеру, руководство предприятия постановило наладить информационный обмен между коммерческим и отделом логистики. Некоторое время спустя подчиненные отчитались, что задача выполнена. В итоге выяснилось, что под этой формулировкой сотрудники поняли лишь более частое общение между работниками подразделений.

Разумеется, ожидания руководителя были другими. Подчиненные просто не знали, какого конкретно результата от них ждут, так как формулировка цели не учитывала определенные критерии достижения. То есть задача не соответствовала полностью требованиям модели SMART. Чтобы исправить ситуацию, нужно переопределить цель таким образом: “Необходимо обеспечить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики через еженедельное взаимное предоставление отчетов о выполненной работе в следующей форме: (перечисляются необходимые для отчета показатели)”.

Концепция управления по целям используется частично

Исследователи утверждают, что большая часть руководителей применяет концепцию лишь для оценки действий сотрудников. Только 16,6 % руководителей используют метод по прямому назначению — для согласования целей предприятий на разных уровнях. Такая ситуация объясняется вполне определенными причинами:

Для устранения указанных причин руководителю предприятия необходимо согласовать цели с руководством подразделений. Единоличное формулирование и утверждение установок предприятия недопустимо.

Утвержденные цели не соответствуют действительности

Иногда руководство озвучивает одни цели, а в реальности принимаются совсем другие решения. К примеру, заявлено: “Интересы клиента — прежде всего!”, а после утверждения руководство одного из подразделений полностью игнорирует появляющиеся рекламации на продукцию.

Источник

Виды целей и методики целеполагания

Сегодня, хочу написать о целях и методах их постановки.

Цель — это будущий желаемый результат. Для всех людей полезно уметь ставить и добиваться целей, хотя бы бытовых. Целеполагание помогает структурировать, организовать и начать контролировать свою деятельность. И в целом, учит брать ответственность за свою жизнь. Из любых желаний можно сделать цели, но желания превратятся в цель в тот момент, когда они приобретут четкую форму и человек осознает их.

Подразумевается, что ваши стратегические цели составляются на основе ваших ценностей и системы приоритетов или вообще являются ими, если вы не готовы формулировать четкие цели на долгий период жизни.

Тактические цели, в свою очередь, должны опираться на стратегические и включать в себя большую часть промежуточных целей на пути к главным, так как за 5 лет вполне реально выполнить почти все, что обычный человек может придумать.

Краткосрочные цели являются самыми понятными, а потому должны быть сформулированы максимально четко и подробно. Их в свою очередь можно разделить на кварталы или по месяцам.

· Ставя себе краткосрочные и тактические цели, вы игнорируете стратегические. Хотя именно от них следует исходить и постоянно сверяться с ними, т.к. они являются главными целями жизни.

По критериям SMART цель должна быть:

Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия и развитие, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.

Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.

· ограниченной по времени (Time-limited)

Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.

Пример правильно поставленной цели: купить новую Tesla S в кредит под 5% годовых с первым взносом 30.000$ до 10 августа 2020 года.

Этот метод дополняет смарт еще двумя критериями: evaluate (оценивать) и re-do (корректировать). Согласно этим критериям, после каждого этапа достижения цели, нужно рефлексировать или собирать обратную связь (если в деле задействованы не только вы) и при необходимости корректировать цель, основываясь на обратной связи.

Этот метод может помочь в больших проектах или в долгосрочных целях, так как в течение длительного времени, по пути к цели, она может частично утратить свою актуальность, и потребуется ее откорректировать, основываясь на ваши новые желания и обстоятельства.

Этот метод заключается в брейншторме по каждому из проектов или сфер вашей жизни с помощью интеллект-карт. Правда, чтобы научиться их делать, нужно либо прочитать книгу, либо подождать пока я выложу на нее обзор. Интеллект карта целей состоит из четырех уровней:

· проект или сфера жизни

Для того, чтобы поставить себе цель и разбить ее на мелкие кусочки, нужно создать интеллект-карты для каждой сферы жизни или проекта. В карте должно быть представлено текущее видение и идеальный результат в этой сфере. Затем, разделите эти сферы на направления, а в каждом из направлении направлений поставьте одну промежуточную цель и только одну маленькую цель.

Если делать такие карты сфер жизни для постановки краткосрочных целей, то промежуточные цели будут раскиданы по кварталам или месяцам, а маленькие по неделям.

Я ставила себе очень много подобных навязанных или нереалистичных целей типа: заработать миллион в месяц (когда я получала 20.000) или купить крутую машину. Но после небольшой рефлексии и упражнения, о котором я писала в статье про феномен шкаф, я осознала, что вместо машины для меня важно часто путешествовать, а для комфортной жизни, пока мне достаточно суммы сильно поменьше миллиона. Соотвественно, я поставила себе совсем другие цели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *