Что такое цех в средневековье
Что такое цех в средневековье
Смотреть что такое «Цехи» в других словарях:
цехи́н — цехин … Русское словесное ударение
ЦЕХИ — (нем. Zeche) объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами Ц. монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в XIII XIV вв.… … Юридический словарь
ЦЕХИ — объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Зап. Европе в 13 14 вв. Полноправными членами цехов… … Большой Энциклопедический словарь
ЦЕХИ — организованные общества ремесленников, занимающихся одним и тем же мастерством. В число их привилегий входит разрешение заниматься ремеслом только тем лицам, которые изучили его у цехового мастера и сами получили это звание, для чего сначала надо … Словарь иностранных слов русского языка
Цехи — объединения городских ремесленников (одной или родственной специальностей) для защиты от посягательств феодалов и обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в… … Энциклопедия культурологии
Цехи — объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Зап. Европе в 13 14 вв. Полноправными членами цехов… … Политология. Словарь.
ЦЕХИ — ГИЛЬДИИ И ЦЕХИ (нем. Gilde, средневерхненем. Zeche объединение), в широком смысле различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные), созданные с целью защиты интересов своих членов. Гильдии… … Энциклопедия Кольера
Цехи — Цеховые дома на Гран плас в Антверпене. XV в. Цех (через польск. сесh из средневерхненемецкого zёсh, zёсhе «объединение лиц одного сословия», совр. нем. Zunft) торгово ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих… … Википедия
ЦЕХИ — объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ водителями, в городах феод. общества. В ист. науке длит. время термин Ц. употреблялся только применительно к истории Зап. и Центр. Европы, где Ц.… … Советская историческая энциклопедия
Что такое цех в средневековье
Цех (через польск. сесh из средневерхненемецкого zёсh, zёсhе «объединение лиц одного сословия», совр. нем. Zunft ) — торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку.
Деятельность цехов не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача его состояла в том, чтобы оградить членов цеха — мастеров — от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян; в целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» цех старался регулировать производство, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев, учеников. Цеховые уставы регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины. Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый цех имел своего патрона, католического святого, являлся военной организацией.
Возникновение цехов было связано с отделением промышленности (ремесла) от земледелия и города от деревни. В Италии цехи стали появляться в IX—X вв., во Франции — в XI в., в Германии и Англии — в XII—XIII вв. Расцвет цехового строя в ряде стран Западной Европы пришёлся на XIII—XIV вв. Внутри отдельных мастерских цехом устанавливалась трёхчленная иерархия: мастер, подмастерья, ученики. Подмастерье — это высококвалифицированный платный работник. Ученик сам должен платить мастеру за обучение. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был представить одобренный цехом шедевр — образец самостоятельной работы. Со временем переход подмастерья в мастера стал затруднительным, возник особый слой «вечных подмастерьев», а цехи замкнулись.
Для защиты своих интересов подмастерья создавали особые организации — компаньонажи и братства — союзы взаимопомощи и борьбы с мастерами. В XIII—XV вв. окрепшие цехи в ряде городов Европы вступили в борьбу с городским патрициатом, начались так называемые «цеховые» революции за власть в городе. В ряде городов, таких как Кёльн, Флоренция, Базель и др., цехи победили.
В XIV—XV вв. цехи постепенно стали превращаться в тормоз прогресса и роста производства; кроме того, наметилось расслоение цехов на более богатые и сильные (так называемые «старшие», или «большие») и более бедные (так называемые «младшие», «малые») цехи. Это характерно для таких крупных городов, как Флоренция, Перуджа, Париж, Лондон, Базель и др. Старшие цехи начали господствовать над младшими, и последние постепенно утрачивали свою самостоятельность.
Цехи в России
В России времён Петра I для ремесленников были также введена система цехов по профессиям, просуществовавшая почти 200 лет. Каждый цех имел свою управу. Принадлежность к цеху бывала временной или постоянной («вечноцеховые»). От 3 до 5 лет ремесленник работал в учениках, затем получал звание подмастерья, для звания мастера надо было представить одобренный шедевр — «образец работы». Всеми цеховыми в городе ведала ремесленная управа (с 1852 года в малых городах цехи могли объединяться с подчинением ремесленной управе). С 1900 года правительство приступило к ликвидации цеховой системы, ставшей анахронизмом в новых капиталистических условиях.
Средневековые цеха, мастера и подмастерья в Европе
«Самым важным завоеванием городов было признание свободного состояния за всеми гражданами.
Внутри цеха не было разделения труда, оно существовало между цехами. Каждый мастер изготовлял товар от начала до конца. Он обязан был уметь сделать сам и весь необходимый ему инструмент.
Каждый цех следил за тем, чтобы никто другой не вторгался в его область. Столяр не мог делать замок для шкафа, это было делом слесаря.
Стремясь избежать губительной конкуренции, ибо число заказов было ограничено сравнительно небольшим спросом (деревня почти ничего не покупала на рынке), цехи наблюдали за тем, чтобы ни один мастер не работал дольше обычного времени, не имел большего числа подмастерьев и учеников, чем другие, не покупал большего количества сырья, чем было разрешено уставом цеха, и чтобы качество товара и цена его соответствовали раз установленному стандарту. И, конечно, совершенно недопустимым признавалось употребление каких-либо лучших орудий труда, рационализация вообще.
Городские власти с особым усердием следили за цехами: за тем, как производился и особенно как продавался товар.
В Англии каждый, кто отказывался продавать товар по установленной для данной местности цене, подвергался наказанию. К позорному столбу выставляли даже за одну попытку запросить больше положенного.
Известен случай, когда одного булочника целый день возили по Лондону в клетке за попытку уменьшить установленный вес булки.
Возникновение цеховых организаций восходит к XI веку (цех свечников в Париже был создан в 1061 г.) Первое время они были организованы на демократических началах. Члены цеха помогали своим бедным собратьям, давали приданое их дочерям заботились о достойных похоронах и т.д. Не существовало и какой-либо дифференциации внутри цеха.
Но всё это длилось недолго. Уже в XIII столетии были введены многие важные ограничения для желающих стать мастерами, если они не были сыновьями мастеров.
Положение меняется в XIV и особенно в XV веках. На повестку дня впервые в истории встает «рабочий вопрос».
Отношения между мастером и подмастерьем рассматривались как отношения между «отцом» и «чадом». Торговаться об условиях работы подмастерье не мог. Ни продолжительность рабочего дня, ни оплата труда не были предметом обсуждения. Все эти вопросы решались старшинами цеха.
Мастера уже тогда научились сговариваться против своих рабочих. Устав цеха золотых дел мастеров в Ульме предписывал: «Если слуга придет к мастеру и запросит плату выше обычной, его не должен брать в мастерскую ни один хозяин». Рабочий день подмастерья продолжался 11-14 часов. Парижские сукновалы, например, работали с 5 часов утра до 7 часов вечера. В других цехах работа начиналась ещё раньше. Городские власти не однажды должны были запрещать начало работы раньше 4 часов ночи (из-за пожаров и плохого качества изделий).
Ещё худшим было положение учеников. Обычно срок ученичества составлял семь и даже десять лет. Так как ученик не получал плату, эксплуатация его была особенно выгодной, и потому срок ученичества стремились не сокращать, а удлинять.
В борьбе за улучшение своей участи подмастерья прибегали к забастовкам. Мастера отвечали на них репрессиями.
Устав о подмастерьях г. Страсбурга 1465 года предписывал:
1) запрещаются всякие соглашения и всякие союзы подмастерьев;
2) запрещаются все виды стачек и забастовок, а также все виды препятствования штрейкбрехерам;
3) все разногласия с мастером должны разрешаться судом мастеров, и подмастерье должен поклясться, что он подчинится этому решению;
4) при всяком нарушении этих правил никто не может давать подмастерью работу. Устав запрещал подмастерьям под страхом наказания (4 недели тюрьмы) оставаться на улицах позже девяти часов вечера или находиться в харчевнях (бывших своеобразными клубами того времени): боялись сговора!
Заметим, кстати, что именно в городах раньше всего стала складываться регулярная армия, состоявшая из наёмников. Ими становились крестьянские сыновья, оказавшиеся «лишними» при разделе имущества, люмпен-пролетариат и др. Эта армия служила за деньги, а значит, тому, кто платил. В Германии их называли «ландскнехтами». В Италии, служа предводителям-кондотьерам, наёмные солдаты были опорой диктатур.
Цеховой строй был закономерным порождением феодализма, и потому мы находим его не только в Европе, но и в Японии, Китае и многих других странах мира».
Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права, М., «Юристъ», 1995 г., с. 151-153.
Как был устроен средневековый цех
В средние века цех был формой самоорганизации рабочих той эпохи. Цех имел собственные статуты, вооруженные силы и кассу, которая использовалась как источник социального обеспечения своих членов. Светские и церковные власти в период расцвета цехов не имели права влезать в их внутренние дела. Помимо вышеперечисленного, цеха оказали влияние на европейскую эстетику своей разнообразной и богатой символикой и обрядами (в частности, масоны заимствовали свои обряды и ранги у рабочих союзов). Для многих может быть также сюрпризом, что в эпоху Средневековья членами цехов были не только мужчины, но и женщины, что немножечко не совпадает с мифологией феминисток о патриархальном угнетении. Что представляли из себя средневековые цехи — вы узнаете в этой статье.
Apr 8, 2019 · 11 min read
Чтобы не быть голословным, я процитирую несколько свидетельств участия женщин в цеховом сообществе на равных с мужчинами, из документа под названием «Регистры ремесел и торговли города Парижа». Этот документ, составленный прево города Этьеном Буало в XIII веке, т.е. в период расцвета европейской средневековой культуры и экономики, отличается полнотой картины, рисующей нам порядки цеховой жизни того времени.
В 28-м статуте документа «Об изготовителя х четок из кораллов и раковин» говорится, что «Если кто-либо из мужчин или женщин извне придут в Париж для работы в этом цехе, они не могут ничего делать в этом цехе, пока не поклянутся выполнять и соблюдать все эти постановления цеха и не поступать против них. Если кто-либо из мастеров или из мастериц этого цеха отпустит своего ученика раньше времени, то мастер или мастерица не могут брать другого ученика, пока не закончится полностью весь срок, т. е. упомянутые 12 лет, и ученик [sic!] тоже не может брать себе ученика, пока не закончит обучения».
Статут 35-й, посвященный прядильщицам шелка на больших веретенах, говорит, что «Каждая, кто хочет быть в Париже прядильщицей шелка на больших веретенах, т. е. трепать, прясть, сдваивать и скручивать, может быть свободно, лишь бы она работала по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы. Никакая прядильщица шелка на больших веретенах не может и не должна иметь больше трех учениц, если это не ее дети или дети ее мужа от законного брака, и не должна брать их меньше, чем на семь лет обучения и за 20 пар. су, которые должна получать мастерица, или на восемь лет обучения без денег; но на больший срок обучения и за большую сумму денег может брать, если сможет». Т.е. цеховое разделение на учеников, подмастерий и мастеров одинаково распространялось как на мужчин, так и на женщин.
В 37 статуте «Об изготовителях крепа из ниток и шелка, т. е. чепцов, наволочек и т. д.» говорится: «Если кто-либо является изготовителем крепа, а жена — изготовительницей крепа, и они занимаются упомянутым ремеслом, могут обучать двух учеников указанным образом. Никто из изготовителей или изготовительниц крепа не может и не должен брать ученика иначе, чем в присутствии по меньшей мере двух присяжных мастеров, охраняющих цех. Эти присяжные должны следить и знать, действительно ли человек достаточно обеспечен и знает ремесло, чтобы он мог воспитывать и обучать в течение всего этого времени».
В с ледующем статуте «О ткачихах шелка» читаем: «Никакая ткачиха шелка не может быть мастерицей в цехе, прежде чем она не проработает в нем один год и один день после того, как она прошла срок обучения, чтобы она приобрела больше умения в деле своего ремесла. Никакая мастерица этого цеха не может и не должна брать учениц меньше чем на шесть лет за 4 ливра, или на восемь лет за 40 су, или на десять лет без денег. Не может она притом иметь одновременно более двух [учениц] и нельзя брать другой, пока время обучения не закончится».
Особенности вхождения в ремесло
Обратите внимание, что ограничения в количестве учеников и регламентированная плата — общее для цехов ограничение, также, как и правила принятия новых членов и правила вхождения в цех (т.е. это не специальное ограничение для мастериц, мастерам тоже нельзя было брать в ученики неограниченное количество лиц). Таким образом ремесленники, без участия государства, регулировали свою деятельность. Однако заблуждением будет считать, что цеховики ограничивали желающих войти на рынок в их деятельности. Никто не был против появления новых участников, главное, чтобы они соблюдали кутюмы, т.е. обычаи, которые установились в том или ином городе среди ремесленного сообщества. Поэтому и читаем в том же документе: «Каждый, кто хочет быть изготовителем крепа из ниток и шелка, т. е. делать дамские чепцы, наволочки на подушки, пелены, которыми покрывают алтари, что делается иглой и на станке, может быть им свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы»; «Каждый, кто хочет быть в Париже литейщиком и формовщиком, т. е. делать пряжки, подвески к поясам, застежки, кольца, печати и другие мелкие работы, может быть им свободно, лишь бы знал ремесло и имел средства»; «Каждый, кто хочет быть в Париже изготовителем латунных застежек, т. е. делать кольца, пряжки и застежки для книг, может им быть, лишь бы умел делать и работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы». И т.д.
Однако были исключения в ограничении количества учеников и допущении женщин к некоторым ремеслу. Эти ограничения касались отдельных ремесел. Например формовщики и литейщики могли брать в ученики сколько угодно учеников: «каждый формовщик и плавильщик в Париже может иметь столько учеников, сколько хочет, и работать ночью, если есть надобность». Так же у изготовителей золотых и серебряных нитей для парчи: «каждый парижский изготовитель золотых и серебряных нитей может иметь столько подмастерьев и учеников, сколько захочет». Аналогично у мисочников и др.
Члены цеха гранильщиков хрусталя и драгоценных камней по какой-то причине считали, что «вдова мастера, держащая мастерскую после смерти мужа, не может брать учеников, потому что прюдомам цеха кажется, что женщина не может так знать ремесло, чтобы она могла обучать одного ребенка так, чтобы он стал мастером, ибо их ремесло слишком тонкое». Чем на самом деле были обусловлены такие ограничения, мне не ведомо, однако надо понимать, что это исключения. И как можно видеть, они были и обратного характера — например в уже цитированном выше 35-м статуте речь идет только о женщинах-мастерицах и ученицах. По всей видимости, прясть шелк было не мужским делом, ну а заниматься огранкой драгоценных камней — не женским.
Стандарты качества цеховой продукции
Существовали и стандарты качества, при чем они были весьма высокими. Наверняка это ограничивало появление новых участников рынка, как и необходимость вносить взнос цеху (об этом подробнее поговорим ниже), проходить обучение и т.д., зато позволяло соблюдать определенный стандарт качества, не прибегая к помощи государства. В пример можно привести такие стандарты: «никто из этого цеха (изготовителей четок) не может и не должен нанизывать четки, если они не круглые и нехорошей формы»; «никто из этого цеха (изготовителей нитей для парчи) не… должен работать, кроме как из хорошего золота и хорошего серебра, т. е. серебра лучшего, чем английское (estellins) …, не должен ковать, ни заставлять ковать серебро, в каждом кусочке которого весом в 25 унций серебра не было бы, по меньшей мере, 10 частей (estellins) золота»; «никакая мастерица цеха не может и не должна набирать основу из ниток с шелком или из шелковых оческов с шелком, так как такое изделие поддельное и плохое и должно быть уничтожено, если его найдут. Никакая мастерица или подмастерица этого цеха не может делать поддельную (entaveleure) основу или ткань из ниток и из шелковых оческов или делать рельефную (enlevee) ткань, где имеются нитки или шелковые очески; а если такое изделие находят, оно должно быть уничтожено, так как оно поддельное и плохое»; «каждый, кто хочет быть в Париже изготовителем нитяных штанов, может им быть, лишь бы делал изделия хорошо и честно, т. е. из хорошей нитки, белой и чистой. Кто хочет вставлять на свое изделие шелковые полосы, должен их делать целиком из чистого шелка. Кто хочет делать изделие из небеленых ниток, пусть делает полосы из цветной нитки»; «медный подсвечник для стола не должен быть сделан из спаянных кусков; лампы должны делаться из одного куска, если только не на болтах (a clavail), под угрозой упомянутого штрафа. Никто не может чинить или полировать какие-либо старые изделия и продавать их за новые, под угрозой потери их и уплаты упомянутого штрафа»; «никто из городских жителей или из пришлых не может и не должен продавать в Париже бочонки другого сорта, чем такие, как выше указано; а если он это делает, он платит упомянутый штраф; если изделие из другого дерева, кроме 4 указанных сортов, оно уничтожается и он платит штраф в 5 су»; «каждый изготовитель гамаш может отделывать гамаши двойным шелком (deux soies), но чтобы они были хорошие и новые и чтобы шелк не был пережжен [краской]». И т.д. Можно с иронией заметить, что регулирование размеров, формы и качества товаров — старая европейская традиция, а не изобретение еврочиновников. На самом деле, такие меры несли в себе и недостатки, и достоинства. Недостаток — это отсутствие гибкости в качестве товаров, а соответственно и цены на них. Достоинство — высокое качество товаров, привычка к высокому качеству, а следовательно — и требование к качеству. Подобное положение дел развивало культуру потребления, так что цены на товары могли снижаться одновременно с ростом количества предложения. Как результат — снижение цен при сохранении высокого качества. В любом случае для сторонников рыночной экономики важно знать, что эти ограничения не имели этатистского характера. Жители города на уровне своих самоорганизаций сами устанавливали стандарты, обусловленные обычаями. Государство в лице короля и чиновников играло здесь роль лишь исполнительной власти (по крайней мере большую часть эпохи Средневековья).
Работа в ночное время суток и в праздники
Работа в ночное время и в праздничные дни также регулировалась обычаями. «Никто из этого цеха (изготовителей нитей для парчи) не может и не должен делать ночью относящиеся к его ремеслу вещи, которые нужно бить молотком»; «никто в этом цехе (изготовителей шнурков из ниток и шелка) не может и не должен работать ночью из-за того, что изделия получаются поддельные, ибо свет свечи недостаточен для их ремесла»; «нельзя плотникам, сундучникам и изготовителям дверей работать ночью, если это не для короля, королевы, их детей или парижского епископа»; «никто (из ковровщиков сарацинских ковров) не может и не должен работать ночью, так как ночное освещение недостаточно для работы в их ремесле»; «решено и установлено, что никто из изготовителей четок из кости и рога не может работать ни в какие праздничные дни, когда весь город празднует, и не делать ночью никакой работы, относящейся к этому ремеслу»; «никто из изготовителей золотых и серебряных листочков не может работать в праздничные дни, когда весь город празднует, ни ночью, ибо ночное освещение недостаточно, чтобы хорошо и честно работать в этом ремесле». И т.д. Работа ночью и в праздники ограничивалась по разным причинам. Одна из них — это вполне очевидные неудобства от работы, издающей много шума и мешающей покою горожан, как в случае с изготовителями парчи из драгметаллов. Возможно это покажется странным, ведь шум может быть неслышен, если работать в здании. Однако в то время горожане жили очень открытой жизнью и работа чаще проходила прямо на улице или под навесом на глазах у всех, чем внутри зданий. Следовательно и оборудование для ремесла располагалось на свежем воздухе. Вторая причина — это забота о качестве продукта, которое могло пострадать при работе в темное время суток. Третья причина — это соблюдение паритета в конкуренции. Очевидно, что если кто-то работает ночью и в праздники, пока другие отдыхают, то он имеет преимущество в количестве рабочего времени, а значит и в объеме произведенной продукции.
Можно негодовать на такое положение дел, однако европейское общество традиционно опирается на принцип солидарности в большей степени, чем на принцип максимизации прибыли любой ценой, как принято было у англичан в Новое время. И не стоит торопиться с выводами с точки зрения рыночника. Дело в том, что цеховые ограничения, основанные на обычае и солидарности, позволяли успешно обходиться без государства в деле социального обеспечения, так как горожане были в относительно надежном положении, обеспечиваемом принадлежностью к корпорации, союзу взаимопомощи. Вследствие развала цеховой системы появлялось множество людей, не включенных в какую-либо корпорацию и потому в социальном отношении уязвимых. Постепенное разложение старой социальной системы связано с ростом института государства после Реформации, экспроприацией церковных земель, все большим вмешательством центра в дела самоуправлений, выдвижением на первый план новых форм экономических отношений. В это время государство стало постепенно проникать в сферу социальных гарантий, вытеснять цеховую систему, а затем и систему союзов взаимопомощи рабочих XIX столетия, как это произошло в Англии в 1908–1911 годах при Асквите и, в принципе, завершилось в XX столетии появлением “социальных государств”. Однако отрыв человека от сообщества не сделал его свободнее. Поработить индивидов, включить их в свою систему соцгарантий и подчинить ей, государству оказалось легче, чем бороться с корпорациями, имевшими в своем распоряжении традиции, вооружение, взаимную поддержку и корпоративную идентичность, свою собственную альтернативу государственной опеке.
Взносы и плата за обучение
Теперь поговорим о взносах и оплате обучения. В принципе, здесь нет ничего необычного — и сегодня членство в той или иной организации оплачивается взносами. У средневековых цехов были различные расценки, в зависимости от цеха. Например, чтобы стать учеником цеха изготовителей четок или гранильщиков хрусталя, нужно было уплатить 5 су братству. За ученичество у мастерицы-ткачихи надо было уплатить 4 ливра за шесть лет или 40 су за восемь лет. Ученик изготовителя четок из амбры и янтаря должен был заплатить 40 су за десять лет. Ученик изготовителя четок из рога и кости платил столько же за шесть лет. Мастер гранильщик хрусталя за своего ученика платил 5 су братству, а ученик за десять лет обучения у него — 100 су. Допускалось и бесплатное обучение. Отдельно стоит выделить изготовителей нитяных штанов, которые почему-то платили королю: «каждый, кто хочет быть в парижском цехе изготовителем нитяных штанов, должен нашему сеньору королю 20 су и 10 су — мастерам-присяжным за их заботу и охрану упомянутого цеха, если он не сын или дочь мастера. Каждый, кто хочет иметь учеников в упомянутом цехе, не может брать в обучение менее чем на шесть лет, и за 60 су деньгами или больше, если имеет возможность, и за каждый год 10 су».
К сожалению, даже в то время не обходилось без монополий. И, разумеется, монополии возникали по вине государства, как и в наше время (вопреки домыслам социалистов, в рыночных условиях монополии не возникают). Это мы видим на примере сукноделия: «никто не может быть парижским сукноделом, если он не купит ремесло у короля, а тот, кто купил кутюму у короля, продает ее одному дороже, другому дешевле, как ему кажется лучше». Таким образом, в отличие от всех остальных ремесел, которыми можно было заниматься свободно при условии соблюдения кутюмов (обычаев), за позволение заниматься сукноделием нужно было обращаться лично к королю, либо к тому, кто купил (надо полагать, что не дешево это обходилось) у него это разрешение.
Опыт цеховой кооперации актуален в наше время. Мы знаем, что в прошлом наши предки обходились без государственных подачек, а государство было намного скромнее, чем сейчас. Ничего не мешает продолжить этот опыт с учетом особенностей современного общества. Человек, состоящий в корпорации с другими людьми для защиты общих интересов и для гарантий от несчастных случаев и пенсии на старость лет, избавлен от одиночества большого города и большого государства, и уязвимости перед преступниками и государственным произволом. Это полноценное гражданское общество. Рабочие союзы взаимопомощи, кассы взаимопомощи и прочие формы профессиональной и любой другой корпорации и кооперации — это один из уровней самоуправления на максимально возможном местном уровне, который совмещается с самоуправлением районов, т.е. самоорганизацией жителей того или иного района или города. Гражданин может принадлежать как к профессиональной корпорации, так и должен принадлежать к местному самоуправлению. В таких условиях государству останется лишь место защитника жизни и собственности граждан, судьи и арбитра в особых случаях тяжб между гражданами и их самоорганизациями.
***
Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History и моей страницы на Medium!