Что такое царские часы в богослужении перед рождеством
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Но есть в богослужебной практике Церкви и великие, или царские часы. Их содержание приурочено к наиважнейшим православным праздникам. Они служатся три раза в год: в Страстную Пятницу, Рождественский и Крещенский сочельники.
Великими они названы потому, что служатся очень торжественно. Священник в фелони при открытых Царских вратах. В каждый час совершается каждение. В первый и последний – каждение всего храма, с горящей свечой, как на полиелее. В каждый час читаются паремии (от греческого – притча) – специальные ветхозаветные чтения, после них Апостол и Евангелие. Чтения из Священного Писания приурочены к празднуемому событию. Кроме того, псалмы, прокимны, тропари, кондаки – почти все молитвословия великих часов – посвящаются празднику (Рождеству Христову, Крещению Господню либо Страстям Христовым).
Царскими же эти часы названы потому, что на них, как на особо торжественных службах, присутствовали византийские императоры, что подчеркивало не только литургическую духовную важность этих служб, но и общественное их значение.
В эортологическом смысле (от греческого «эортос» – праздник; богословская наука о праздниках) Рождественский и Крещенский сочельники похожи друг на друга, как братья-близнецы. Их службы по форме также похожи. Это связано с тем, что в древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день единым праздником, который назывался Святое Богоявление. В отдельную дату празднование Рождества Христова выделилось в IV веке.
В современной церковной традиции великие (царские) часы служатся сразу один за другим в следующем порядке – 1, 3, 6, 9. Обычно при начале каждого часа соответствующее число раз ударяется в колокол.
Они словно бы вводят христианина чтениями из Священного Писания и своими молитвословиями в празднование Рождества Христова, дают сердцу и душе верный настрой.
Ведь мы часто являемся будто бы героями стихотворения И. Бродского:
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свёртков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои́ и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.
Из-за всех этих хаотично нервных покупок, ломящихся столов, приезда родственников мы часто не видим тропы в Вифлеем. Забываем о главном смысле Рождества – Рождестве Спасителя мра Христа. И что мы изначально идем к Нему, а не к родственникам за бутербродами. Это все потом. Сначала – ОН.
И великие часы – это первый шаг к Нему. Переступая порог храма, мы будто бы входим в пещеру, где нас ждет Бог. И нам нужно соединиться с Ним по мере возможностей. Следует почтить Его в первую очередь. Важно наполниться не общественными традициями Рождества (это потом), но Духом Рождества, с Которого все начинается. А Он стяживается на богослужениях этих прекрасных, радостных величественных дней, в которые воспоминаются события спасения Богом человека.
Как писал в том же стихотворении поэт:
Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.
В светлый праздник Рождества Христова хочется, дорогие братья и сестры, всем нам в хаосе мирском разглядеть эту нежную сияющую звезду, ведущую нас к Богомладенцу.
Царские часы Рождества Христова
В Рождественский сочельник, 6 января, совершаются так называемые Великие, или, по-другому, Царские часы. Они представляют собой соединение всех четырех – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го – часов. К ним также присоединяется и служба Изобразительных.
Изначально час – богослужение, которое предназначено к совершению в определенное время суток. Как утреня должна совершаться ранним утром, а вечерня вечером, так и 1-й час приурочен к 7 утра, 3-й – к 9 часам, 6-й – к 12, а 9-й – к 15 часам дня. В нашем богослужении часто это время сдвигается, часы читаются обычно следующим образом: 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, а 9-й присоединяется к вечерне.
Однако в Сочельник Рождества Христова, в Сочельник Богоявления Господня и в Великую пятницу они все соединяются в некую особую службу. Почему это происходит? Постараемся заглянуть в историю этого богослужения.
Изначально Царские часы появляются в Великую пятницу. Это было дневное богослужение в воспоминание Страданий Христовых. В древнем иерусалимском богослужении оно начиналось после полудня и называлось Службой Чтений. Она совершалась на открытой площади храма Воскресения Христова. Во время нее читали пророчества о Страстях Господних из псалмов и других книг Ветхого и Нового Завета, читались страстные Евангелия. Между ними пелись специальные гимны и читались молитвы. По воспоминаниям паломницы по святым местам IV века Эгерии, во время этой службы многие люди плакали.
Изначально Царские часы появляются в Великую пятницу
В дальнейшем в богослужении палестинских и студийских монастырей Последование, состоящее из пения 12 тропарей-самогласных и чтения библейских пророчеств, Апостола и Евангелия, стало совершаться в составе суточных служб – часов. В Византии, а потом и на Руси на этой службе присутствовал император или царь, в связи с чем их стали называть иногда «царскими».
Так как богослужения Страстной седмицы являются необычными и торжественными, некоторые его элементы перешли и в празднования Рождества Христова и Богоявления. Так, в течение нескольких дней предпразднства этих праздников на малом повечерии читаются двупеснец, трипеснцы и каноны, которые подражают канонам, написанным для Страстной седмицы. Таким же образом составлены и Великие часы для Рождества Христова и Богоявления. Тем более что изначально эти два события праздновались в один день – 6 (19) января.
В настоящее время структура такого часа состоит из следующих элементов.
На всех часах навечерия поется тропарь:
«Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата вертеп Царице показашеся./ Христос раждается прежде падший воскресити образ».
В нем говорится о приходе Иосифа и Девы Марии в Вифлеем для того, чтобы участвовать в переписи населения. Но когда Они пришли, то оказалось, что Им не было места для того, чтобы остановиться, поэтому пещера стала для Них прекрасной палатой.
Затем поются две стихиры, в которых говорится о приготовлении Вифлеема к тому великому событию, что в нем произойдет. Третья составлена по образцу тропарей Великой пятницы, однако выражает недоумение Иосифа, когда он увидел, что Богородица непраздна.
Прокимен взят из 2-го псалма и говорит о предвечном усыновлении и облечении властью Мессии: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя».
Паремия читается из книги пророка Михея про то, что небольшой город Вифлеем станет местом рождения Мессии. Апостольское чтение из послания к Евреям говорит о том, что Сын Божий выше и величественнее ангелов. Евангелие, которое кроме 1-го часа читается также в Неделю святых отец и на утрене праздника, говорит о событиях перед Рождеством Христовым (о том, что Иосиф, узнав о непраздности Девы Марии, хотел Ее отпустить, но получил во сне указание от Ангела, что Она родит Спасителя мира).
Кондак на всех часах поется следующий:
«Дева днесь Превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися Отроча младо, Превечнаго Бога».
На 3-м часе кроме обычного 50-го псалма читаются 66-й («Боже, ущедри ны») и 86-й («Основания его на горах»). Первый из них говорит о том, что Бог дает нам путь спасения, а мы принимаем это и веселимся; второй описывает славу Сиона, которая состоит в том, что в нем явится Мессия.
Две стихиры, которые поются тут, говорят о том, что Единородный Сын Божий умалился здесь на земле – возлег в убогих яслях, а третья стихира продолжает тему одной из стихир 1-го часа, где говорилось о смущении Иосифа. Здесь Иосиф уже отвечает, что он проверил у пророков и принял весть от ангела, что Мария родит Бога.
Прокимен «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам» взят из книги пророка Исаии о рождении Мессии. Паремия из книги пророка Варуха повествует о явлении Бога на земле и призывает уверовать в это. Апостольское чтение читается из послания к Галатам, где говорится о пришествии веры, законе, усыновлении Богу, объединении во Христе всех (нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужского, ни женского полов). Также читается Евангельское чтение от Луки о Рождестве Христовом (о путешествии Иосифа и Марии на перепись в Вифлеем, о Рождении Богомладенца, положении Его в ясли, о том, как пастырям ангелы сообщили о рождении Мессии и они пошли поклониться Ему).
На 6-м часе из обычных псалмов остается только 90-й, а добавляются два псалма – 71-й («Боже, суд Твой цареви даждь»), который показывает Мессию как Сына царя, Которому поклонятся язычники (пророчество о поклонении волхвов), и 131-й («Помяни, Господи, Давида»), где говорится об обетовании роду Давида, что за ним сохранится навеки царский престол и что Сион избран для вселения Божия.
Первая из стихир этого часа говорит о том, как нам нужно встречать Мессию – очистившись умом, принести добродетели; вторая стихира призывает задуматься, что произошло величайшее событие – Бог стал плотью. Третья также призывает нас увидеть чудо, однако снова обращает внимание на Иосифа, который восхищается происходящими событиями.
Прокимен этого часа «Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается» взят из 109-го псалма о предвечном рождении Мессии. После этого читается паремия из книги пророка Исаии о рождении Мессии, где находится главное пророчество: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Апостольское чтение из послания к Евреям о предвечности и неизменяемости Сына Божия, а Евангельское чтение от Матфея передает рассказ о поклонении волхвов.
На 9-м часе сохраняется только его обычный 85-й псалом, а добавляются 109-й («Рече Господь Господеви»), один из центральных псалмов службы Рождества из-за своего мессианского содержания о предвечном Рождении Сына Божия и о победе Мессии, и 110-й («Исповемся Тебе, Господи») про избавление людей Богом и завете с Ним.
Первый особый тропарь последования на этом часе говорит о гневе Ирода и наполнен печалью об избитых им младенцах, второй содержит ответ Богородицы Иосифу на его недоумения по поводу Нее. Третья стихира построена по образцу известной стихиры Великой пятницы «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы». Она подробно рассказывает о событии воплощения Христа, а заканчивается фразой: «Покланяемся Рождеству Твоему, Христе», произносимой трижды, и просьбой: «Покажи нам и Божественная Твоя Богоявления». Ввиду особой важности данной стихиры ее должен исполнять канонарх посередине храма.
Стихира построена по образцу известной стихиры Великой пятницы «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы»
После этого устав предписывает в соборных храмах и по желанию в других произнести многолетие, что является остатком от присутствия в храме царских особ. После произнесения многолетия теперь уже хор должен исполнить еще раз стихиру «Днесь раждается от Девы».
Прокимен на 9-м часе «Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем» взят из 86-го псалма и указывает на духовное многочадие Сиона из-за рождения в нем Мессии. Следующая за ним паремия из пророчества Исаии говорит о служении Мессии после Его рождения. Апостольское чтение из послания к Евреям говорит о главной цели служения Иисуса Христа – первосвященническом служении. Евангельское чтение же рассказывает про избиение младенцев и бегство Святого Семейства в Египет.
Затем совершается обычное последование изобразительных с кондаком предпразднства. После этого, согласно логике устава, должен быть расход, а около 13–14 часов люди собираются для Рождественской вечерни с Литургией святителя Василия Великого. На практике же эта вечерня совершается сразу же после последования Царских часов.
Итак, нынешнее последование часов навечерия Рождества Христова берет свое начало от царских часов Великой пятницы, которые изначально представляли собой дневное последование с пением 12 тропарей, посвященных Страданиям Иисуса Христа, и чтением пророчеств, Апостольских и Евангельских чтений о происходящих событиях. В настоящее время это последование включено в службу часов, в каком виде оно и стало служиться в Сочельник Рождества Христова в качестве уподобления службам Страстной седмицы для большего внимания в подготовке к величайшему празднику – приходу на землю Спасителя мира. Важнейшая тема Рождественских Царских часов – показать осуществление пророчеств о рождении ожидаемого еврейским народом Мессии в лице Иисуса Христа и Его значение не только для иудеев, но и для всего мира, так как Он Тот Самый ожидаемый всеми Избавитель людей от греха и смерти.
Тюльганское благочиние
церковь-тюльган.рф
Свежие записи
Царские часы в канун Рождества Христова
Царские часы перед Рождеством — это великопостные богослужения, состоящие из чтения текстов и пения тропарей и стихир. Во-первых, читаются псалмы. Во-вторых, апостольские и пророческие послания. В-третьих, Евангелия. Они дополняют и расширяют смысл часов, которые читаются во время вечерних и утренних богослужений. Но сначала уясним себе, что же такое часы?
Смысл богослужения часов
Часы — это богослужения посвящённые определённому часу дня. В это время происходило важное событие в земной жизни Иисуса Христа. Службы короткие. Всего Православная церковь выделяет четыре часа: первый, третий, шестой и девятый.
Название часов заимствовано из еврейской традиции. Ветхозаветные иудеи делили день на четыре стражи. Оттуда взяты название часов. В наше время первому часу соответствует 7.00 часов. Третьему — 9.00 часов. Шестому — 12.00 часов. Девятому часу — 15.00 часов. Кроме того, сейчас для удобства богослужения, часы привязали к более длинным суточным службам.
Царские часы перед Рождеством
Но в богослужебной практике имеются великие или царские часы перед Рождеством и не только. Они служатся во время наиважнейших православных праздников. Всего таких торжеств три: Страстная Пятница, Рождественский и Крещенский сочельники.
Великими их назвали потому, что службы не только очень торжественные, но и великопостные. Царские врата постоянно открыты, священник облачен в епитрахиль и фелонь. Перед началом каждого часа совершается каждение. Причем перед началом первого и девятого часа иерей кадит весь храм в сопровождения диакона с горящей свечой, как на полиелее. В каждом часе читаются паремии (греч. притча). После них читаются Апостол и Евангелие. Истории из Нового Завет освещаются празднуемому событию. Кроме того, читаются и поются псалмы, прокимены, тропари, кондаки. Почти все слова молитв великих часов посвящаются празднику:
Царские часы так называются потому, что на них обязательно присутствовали византийские императоры. Этим самым подчёркивалась не только литургическая важность этих служб, но и значение их для общества.
Первый час
На 1-м часе читаются пророчества о Боге и вечном царстве Спасителя. Паремия этого часа содержит пророчество Михея о Вифлееме. Предсказание выбрано не случайно, поскольку это место рождения вечного Царя правды и мира. Апостол рассказывает о несравненном превосходстве и величии над Ангелами Сына Божия. А вот Евангелие уже повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа. Он был зачат от Духа Святого и рождён Марией Девой.
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Евангелие от Матфея, 2 зач., 1:18—25
Третий час
На 3-м часе псалмы содержат пророчество царя Давида. Во-первых, о грядущем спасении всех народов. Во-вторых, о служении Богу истинному. И в-третьих, о будущей славе Сиона. Паремия словами пророка Иеремии вещает о том, что Спаситель мира есть «Бог наш». Евангелие благовествует о походе Иосифа и Марии из Назарета в Вифлеем. Они пошли по случаю народной переписи. Но именно здесь родился Иисус Христос — спаситель мира.
Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна.
Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
Шестой час
На 6-м часе читаются пророчества о принесении даров и поклонении народов Спасителю, как Богу. Например, в паремии произносится пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Еммануила. А вот в Апостоле прославляется божественная вечная слава Спасителя, как сына Божия. И наконец, Евангелие благовествует о поклонении волхвов Божественному младенцу, Царю Иудейскому.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Евангелие от Матфея, 3 зач., 2:1—12
Девятый час
На 9-м часе читается пророчество царя Давида. Во-первых, о Божестве. Во-вторых, о вечном священстве. И наконец в-третьих, о царстве Иисуса Христа. Паремия же возвещает о пророчестве Исаии. Он тоже также говорил о Божестве, вечном царстве и земном служении Спасителя. Евангелие благовествует о бегстве в Египет и возвращение из него в Назарет Иосифа, Девы Марии и Иисуса Христа.
Когда же волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Евангелие от Матфея, 4 зач., 2:13—23
Когда Царские часы перед Рождеством будут отслужены, совершается Литургия свт. Василия Великого. Она начинается Великой Вечерней.
Время Церкви: Часы
После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?
Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.
Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:
«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).
Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).
Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.
Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.
Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..
Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на
апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).
Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.
Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.
В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).
По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.
Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.
Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».
Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.
Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».
Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.