Что такое цап в магнитоле
Все, что вам необходимо знать о ЦАП
Сохранить и прочитать потом —
Как ни досадно, нельзя не признать, что цифроаналоговые преобразователи – один из самых игнорируемых широкой публикой Hi-Fi-компонентов. Хороший и правильно подключенный ЦАП способен резко повысить качество звучания. Если хотите убедиться в этом, читайте наш материал.
Что такое ЦАП? Что он делает?
Звуки, которые мы постоянно слышим – дорожный шум, работающие инструменты, плачущий ребенок в транспорте – представляют собой акустические волны, которые распространяются в воздушной среде к нашим ушам в аналоговой ипостаси.
Аналоговые записи издавались на виниловых дисках и кассетах, однако нежелательный шум и ненадежность этих носителей стимулировали поиск новых форматов. Появление CD открыло дорогу для цифровой революции.
Цифровое аудио кардинально отличается от аналогового. Цифровые музыкальные файлы обычно создаются при помощи импульсно-кодовой модуляции (PCM) в процессе измерения амплитуды аналогового сигнала через равные интервалы времени.
Жизнь в цифре
Значение амплитуды представлено двоичным числом (1 или 0), а длина этого числа называется разрядностью, выраженной в битах. Величина, обратная временному интервалу измерений, является частотой дискретизации.
Например, при записи стандартного CD выборка делается 44 100 раз в секунду. Каждый из «срезов» измеряется с точностью до 16 бит, и результаты измерения сохраняются в 16-разрядном цифровом формате. С другой стороны, при записи трека в Hi-Res-аудио длина «среза» увеличивается до 24 бит, а выборка делается аж 192 000 раз в секунду.
У цифровых аудиоданных могут быть самые разные частота дискретизации, разрядность, форматы кодирования и сжатия – однако независимо от конкретных параметров именно ЦАП должен придать этим данным смысл, максимально точно переведя их из двоичного формата в исходную аналоговую форму.
Зачем нужен отдельный ЦАП?
Сегодня почти любой цифровой компонент оснащен собственным ЦАП, однако далеко не все ЦАП созданы равными. Начнем с того, что они могут поддерживать не все типы файлов.
Плохие модели могут привносить в звучание нежелательный шум из-за непродуманного проектирования печатных плат или вызывать искажения в связи с джиттером.
Джиттером называются ошибки синхронизации. Точная синхронизация цифрового музыкального потока, определяемая генератором тактовых импульсов, жизненно важна для качества воспроизведения, и если ее не удается обеспечить из-за конструктивных недостатков, качество страдает.
Проблема джиттера может возникнуть при любом перемещении цифрового сигнала по плате, но особенно серьезной становится при передаче сигнала между устройствами. В последние годы широкое распространение получили асинхронные ЦАП, именно по этой причине перехватившие у компьютеров обязанности по синхронизации.
Тактовые генераторы, применяющиеся в компонентных ЦАП класса High End, точнее и стабильнее, чем у обычных ПК, и звук в результате получается существенно лучше.
Все зависит от исходного материала
Разумеется, чтобы получить от ЦАП максимально возможный результат, необходимо позаботиться о качестве исходного материала. Не рассчитывайте на чудо, предлагая ему MP3-файлы с битрейтом 128 кбит/с. На самом деле, более качественное декодирование сжатого сигнала может еще сильнее подчеркнуть его недостатки. Для компонентных ЦАП оптимальные результаты обеспечивает контент CD-качества и выше. Обычно музыка с подобным разрешением записана в PCM-форматах без потерь – FLAC, WAV или ALAC (Mac), а также DSD.
DSD и PCM
DSD, или Direct Stream Digital – альтернатива PCM. Этот формат изначально был разработан для архивирования, а позднее применялся для записи Super Audio CD (SACD), продвигавшихся Sony и Philips в конце 90-х и начале 2000-х. Это намного более нишевый формат; в отличие от PCM, его разрядность составляет всего один бит, зато частота дискретизации намного выше – 2,8 МГц у DSD64 и 5,6 МГц у DSD128.
Споры о том, какая система кодирования лучше, продолжаются до сих пор. Мы лишь скажем, что убежденным сторонникам DSD следует внимательно проверять списки характеристик: не все ЦАП поддерживают этот формат.
ЦАП какого типа вам подойдут?
Спектр форм-факторов и габаритов этих устройств огромен, они различаются по функциональности и по числу входов, так что ваш выбор будет зависеть от конкретных потребностей и величины бюджета.
Компактные USB-ЦАП обеспечивают мобильность и удобство по разумной цене. Это могут быть устройства не больше стандартной USB-флэшки (например, AudioQuest DragonFly Black) или карманные аппараты, подключаемые отдельным USB-кабелем (такие как Oppo HA-2 SE).
Чаще всего они получают питание от компьютера, не требуя отдельного источника. Подключений у них обычно немного – выход для наушников и, возможно, линейный выход для активных АС или Hi-Fi-системы.
Стационарные ЦАП
Если вам нужно больше разъемов и не требуется носить ЦАП с места на место, настольное USB-устройство – такое как Audiolab M-DAC – может оказаться более подходящим. Подобные модели обычно более габаритны и требуют подключения к источнику питания, зато помимо USB-порта оснащены еще несколькими цифровыми или аналоговыми входами.
Если собираетесь использовать наушники, обратите внимание на наличие соответствующего выхода.
Наконец, некоторые ЦАП предназначены для работы в составе большой домашней аудиосистемы. У них обычно больше входов (в частности, таких редких, как AES/EBU) и функций. Они могут поддерживать весь спектр форматов Hi-Res-аудио или обеспечивать беспроводную трансляцию со смартфона или планшета посредством Bluetooth. Некоторые даже оснащены регулятором громкости и могут выступать в роли предусилителей.
Сага Его Величество Звук
§1 Вступление ТЫЦ!
§2 Второе вступление ТЫЦ!
§3. ЦАП ЦАПу рознь.
♫ Итак, мы снова (уже в третий раз? см. вступления) держим в руках болванку CD с записью группы Morcheeba 16 бит/44.1 кГц и флешку с оцифровкой винила Джо Дассена Люксембургский сад в формате WAV 24 бит/192 кГц (тут вы подумали, что я мог бы за это время еще че-нибудь скачать с торрента, но я итак вспотел от объема инфы, поэтому будем слушать то, что есть =). Вставляем диск или флешку (не суть) в магнитолу – цифирки с них считываются и попадают – куда? Правильно, в ЦАП.
ЦАП (DAC) – это цифро-аналоговый преобразователь, кушает цифру в виде 0110001 и отдает на выходе аналоговое тарарам-пам-пам в виде тока, напряжения или заряда. Например, получая на входе «0001», цап сделает из него напряжение 0,3125 В, «0010» — 0,6250 В и т.д
В рекламах магнитол, CD-ресиверов, плееров и прочей техники часто завлекают покупателя наличием 24-битного цапа. Это действительно плюс или маркетинговый ход?
Давайте разберемся.
Есть три основных вида цапов:
1) Мультибитные R-2R
2) Однобитные
3) Дельта-сигма
© И снятся аудиофилам резисторы…
Исторически первыми появились так называемые токовые R-2R цапы. Они построены на матрице, которая состоит из резисторов с сопротивлениями R и 2R. Такие цапы еще называют мультибитными, параллельными.
R-2R цап работает так: принимает цифровой код (длина может быть разной: 16, 18, 20, 24 бита) и в зависимости от числа – выдает на выход ток строго определенного уровня, причем градации выдержаны с очень высокой точностью путем лазерной подгонки номиналов резисторов + приняты меры для обеспечения термостабильности чипа. У некоторых вариантов микросхем есть входы для настройки точности младших разрядов – все серьезно!
Обработка битов идет параллельно – утрированно говоря, взял 24 бита, распределил между своими ребятами-резисторами по одному на каждого, и все дружно отдали на выходе… нет, не 24 бита, а чуть ниже (все не так просто и не совсем так как я написал;-) На выходе токовый эквивалент значений амплитуды суммируется и получается восстановленный с большой точностью аналоговый сигнал.
Например, если вспомнить снящиеся в самых сладких аудиофильских снах цапы от Burr Brown:
PCM63 – на выходе 20 бит
PCM 1702 – 20 бит
PCM 1704 – 20 бит.
Или известнейшие цапы от Philips с маркировкой TDA1541 разных грейдов – все 16 битные.
Это истинные мультибитники. Понятно, что из-за необходимости набрать резистивную матрицу из одинаковых(!) резисторов с точностью в десятые доли процента(!), их стоимость высока. Плюс сложнее организовать питание.
© Один – это много или мало?
Однобитный цап берет 1 бит и отдает 1 бит в аналоговом виде, потом снова берет 1 бит и т.д. Процесс идет последовательно, бит за битом. Однобитник дешевле мультибитника, но генерирует больше шумов. Пример – цапы CXD2552 и CXD2562 от Сони или некогда популярный в 90-е годы цап MASH. Сониевские однобитники можно найти в CD плеерах начала 90х, они до сих пор продаются на барахолках и ценятся за звук(Sony CDP X555ES, например). Сейчас однобитники днем с огнем не найдешь, они встречаются в схемах дешевых микроконтроллеров.
© Урок греческого.
Дельта-сигма цап обозначается ΣΔ DAC. Он работает «оптом» – берет сразу 24 бита, обрабатывает по одному, суммирует сигнал и отдает все 24 бита на выход. Собственно, дельта Σ и сигма Δ – это вычитание и сумма соответственно. Такие цапы быстры в работе, недороги и поэтому широко распространены в нынешней аппаратуре. И некоторые даже в состоянии отдавать аналоговый сигнал хорошего качества.
Таким образом, однобитные ЦАПы и дельта-сигма по сути одно и то же (!), оба обрабатывают числовое значение амплитуды последовательно (бит за битом), поэтому их и называют последовательными. Разница в самом преобразовании между старыми однобитниками и дельта-сигмой заключается в том, что однобитник набирает значение амплитуды от нуля, а дельта-сигма – от предыдущего значения амплитуды. Основное преимущество – низкая себестоимость, основной недостаток – плохая повторяемость (точность) амплитуд сигнала.
© Гибриды это не только Lexus.
У каждого вида цапа есть свои + и –, поэтому логично комбинировать разные схемы. Так появились гибридные цапы.
Например, цапы Burr-Brown PCM1793, 1794, 1738 построены по технологии Advanced Segment: это 24-битные ЦАПы, в которых 16 бит обрабатываются последовательно дельта-сигмой, а 8 бит (самый смак в звуке, например, детальность вч, точность сцены и т.п.) – параллельной схемой на матрице R-2R. Или мб деление на 18 бит : 6 бит, в разных цапах по-разному.
Таким образом, гибридные цапы могут дать звук более высокого качества, чем просто 1-битник или дельта-сигма. Да-да, «икона» от Burr Brown PCM1794 это гибридник!
Для закрепления.
— Однобитные и дельта-сигма цапы — последовательные. Мультибитные — параллельные
— И однобитные, и дельта-сигма, и мультибитные могут выдавать на выходе 14,16,18,20,24 бита. Другое дело как они это делают, насколько быстро и за какие деньги.
Собственно, это и имеется в виду в рекламных описаниях ГУ:
В этом случае 24 бита не означает «мультибит», это преобразуемый формат, а не принцип работы цапа. Т.е. 24 бита мы получаем на выходе в аналоговом виде.
Но на диске оцифровка-то 16-ти битная, помните? На самом деле, в современных дельта-сигма цапах действительно используется передискретизация разрядов в 20 или 24 разряда с целью снижения требований к конечному фильтру нижних частот и, соответственно, к снижению его стоимости. Дополнительные разряды не несут новой информации, это просто нолики на конце, но они помогают фильтру точнее обработать исходные 16-разрядные потоки.
Таким образом, в описаниях современных ГУ в подавляющем большинстве случаев найдете слова Burr Brown и 24-bit DAC, их уже ставят чуть ли не в блендеры. =)
* Burr Brown кстати говоря давно уже куплен Texas Instruments.
* 24-bit DAC это дельта-сигма цапы, способные кушать 16- и 24-битные сигналы. А сколько там будет битов на выходе уже не суть, реальное разрешение не больше 16, но важнее насколько бережно цап работает с каждым битом, хватает ли у него питания, в каком виде (ток или напряжение) он выдает звуковую информацию, какие в нем (а лучше после него) фильтры, какая вокруг него обвязка и т.д. Если повезет, то ваше ГУ будет содержать не простую дельта-сигму, а гибридный цап с (теоретически) бОльшими звуковыми возможностями.
* Но самое главное — применяемый алгоритм апсемплинга (см выше про превращение 16 бит в 24 бит). Мало впаять микросхему с известным именем, апсемплинг это тот секрет, который позволяет по-разному звучать «железу» у разных производителей.
В следующей серии будем искать хорошие (и не очень) цапы в разных гу. Не переключайтесь тыц!
Сага Его Величество Звук
§1 Вступление. ТЫЦ!
§2 Второе вступление. ТЫЦ!
§3. ЦАП ЦАПу рознь. ТЫЦ!
А сегодня покопаемся в магнитолах:
§4. А внутри у него… ЦАП! (+ сенсация)
(текст написан в 2014 году + ваш покорный слуга не профи, просто копатель)
Среди производителей цапов наиболее известны:
Texas Instruments (TI, бывший Burr-Brown)
Wolfson Micro (WM)
Cirrus Logic (CS)
Analog Devices (AD)
Asahi Kasei Microsystems (AKM).
А теперь самое интересное. Посмотрим, какие цапы ставят в ГУ.
Инфа собрана из многочисленных источников, особая благодарность блогерам hackjvc и Игорю известному как Каток. Фотки из тырнета и пару моих =) Начну с сенсации.
/////Alpine.
Алпайновцы совсем не хотят делиться инфой про цапы. То ли хвалиться нечем, то ли просто не считают нужным.
Исключение – Alpine F1 Status CDA-7990, цап Burr Brown PCM1704, собственно чего греха таить лучший из линейки PCM17xx. Это по-настоящему многобитный цап, если помните (ссыль про типы цапов третья сверху).
Но многим будет интереснее узнать, что спрятано в более доступных альпах.
Кстати, заглянув внутрь аппаратов, можно обнаружить ряд перемаркированных микросхем, так что неспециалист типа меня☻ и тем более без схемы не разберется где чего…
В старом Alpine CDE-102 спрятались:
Основной микроконтроллер: MN101E16YBEUB-QT (как в бюджетных JVC!)
CD-DSP-1-bit-DAC: MN6627971AH-QT
MN это чипы от Panasonic (вот поэтому и говорят, что младшие альпы это панасоники).
Смотрим Alpine CDE-120R за 3 рубля: «это выгодное решение в формате 1-DIN, которое позволит Вам узнать, что такое высокое качество звука Alpine и принесет Вам многие часы наслаждения музыкой».
А внутри:
Основной микроконтроллер: MNBE16YTAUB
CD-DSP-1-bit-DAC: MN6627962TC
Те же панасониевские чипы, в которые встроены цапы сами понимаете какого качества. (((
А вот народный любимец Alpine CDE-123R – сколько форумов о нем исписано! На сайте сказано про 1-битный ЦАП и даже медалька есть не понятно за что.
А что внутри? Сидите?
Чип от Тошибы TC94A92FG «CD/MP3 Processors and MCUs with USB Host Controller». На него даже даташита с характеристиками не найти… Так же, как и панасоники MN, этот чип содержит встроенные цапы (даже скромно умалчивают какие), всякие регулировки, фильтры, поэтому и обозвали его процессором — «CD/MP3 Processors», хотя это не тот проц про который вы подумали, без задержек, и правильнее назвать его микроконтроллером. Такие же тошибы TC94A92FG стоят – снова сидите? – в дешевых JVC за 2-3 рубля, типа такой:
Нормально, да? Для беспроцессорного гу микроконтроллер это в принципе главная микросхема, с которой начинается аналоговый звук. Такую экономию можно простить 120-му альпу, но 123-й стоит в 2 раза дороже! Получается, альпы из средней ценовой группы и дешевый дживис внутри одно и то же г. А поклонники альпов никак не поймут что же это за чудо альповский звук… Ооо, конечно, за такую цену померещится все что угодно – и воздушные вч, и поражающая воображение детальность, и т.п… >)
Почему же не впаяли отдельную микросхему более-менее приличного цапа на дельта-сигме, ему цена всего-то несколько долларов на ebay?
А ко встроенным в тошибу цапам доверия ведь никакого…
Теперь перейдем к легендарной серии Alpine 98хх
Когда-то в альпы ставили вольфсонские цапы, но в аппаратах 9812, 9835, 9855, 9880-87 можно найти… тоже микросхемы Toshiba!
На фото чип Toshiba TC94A70FG в алпайне 9880, такой же точно можно найти в музыкальных центрах от Sony, Maranz. Интересно, но высокие комбинационные искажения на сч и вч присущи всей троице, совпадение? Или не зря я такое внимание уделил цапам? *.*
А вот процевые альпы:
Альп 9835 построен на Сониевском DSP-процессоре CXD2729Q-3 – даташит на него тоже не найти (опять тайна магического звука?)
Альп 9855 прячет в себе Тошибу (тьфу, опять ты…) TC94A48FG — одночиповый DSP-процессор со встроенными однобитными дельта-сигма АЦП и ЦАП, а также цифровыми фильтрами, эквалайзерами, басс-бустом и другими улучшайзерами…
А что же новые альпы? к примеру, в альпах-117 и 137 ставят PCM 1754 – дельта-сигма от Burr-Brown. Своими глазами не видел, но так пишут, причем якобы он активен только для USB-тракта, все остальное идет через цапы, встроенные в микрочипы типа тошиб. Не скажу за всякие 178, 185, 195 и проч., но во-первых не понятно почему алпайн долго и упорно не использовал декодеры flac/wav и навязывал нам исключительно попсовую МРаЗь, хотя дело-то копеечное. И вот появились наконец первые альпы, читающие с флешки лосслесс-формат flac. Например, бездисковый Alpine UTE-92BT (с CD есть Alpine CDE-193BT). НО! внутри та же ширпотребная тошиба! Даташитов тоже не найти. Подробнее см. у Михаила Послыхалина halin-kvd.blogspot.ru/2016/03/3.html?m=1, там фото платы для тех кто не верит на слово
И чему тут восхищаться непонятно, зато понятно откуда растет альповская подача звука в стиле «пенопласт скрябает по стекл…» ой, молчу, затопчут же *.*
Таким образом, невероятно но факт:
1. чипы Toshiba TC94A70FG и TC94A92FG стоят в альпах 123 и 9880/9882 ценой 6-7 тыс руб и в JVC самой бюджетной линейки (легко отличить от средней категории по одному USB, а не двум, и по отсутствию чтения WAV), которые между прочим вдвое дешевле альпов. Альпайновцы видимо придумали чудо-прошивку, чтобы извлечь из тошибы мега-звук, и решили развести на этом народ. Ага, только уши не обманешь!
2. такие же Тошибы ставятся в музыкальные центры и ресиверы Sony и Maranz, которые – увы – звуком не блещут. Те же проблемы на вч, что и у альпов.
3. официальных datasheet на DAC и DSP для альпов в свободном виде не найти, что вызывает сомнения в их качестве.
Pioneer.
Самый обсуждаемый аппарат это, конечно, пион 88. Цапы там Burr Brown PCM 1793.
Пион 80 тоже построен на тех же PCM 1793, которых тоже три штуки.
PCM1793 – это гибридник Advanced Segment. Считается неплохим цапом, но не топовым. Один из самых дешевых Advanced Segment.
К слову, внешне пион 9600 не отличить от 80го, но цапы в них разные. И (неудивительно) звук не в пользу 9600.
Более дорогой пион 99 прячет внутри себя 4 цапа AK4396, по одному на каждую пару каналов.
AK4396 это тоже так называемый гибридный цап. В его datasheet написано «Advanced Multi-Bit 192kHz 24-Bit ΔΣ DAC» и на схеме нарисовано два дельта-сигма модулятора. В общем, гибрид мультибитника с дельта-сигмой. По звуку – после AK4399 это самый топовый из творений AKM (Asahi Kasei Microsystems, Япония), а цена-то всего 5 долларов на eBay.
А вот что интересно, проц в 99м какой-то D708E001BRFPA250, я не в курсе что это за абракадабра.
Теперь о доступных пионах. Проблема известна — кроме 80го и 99го, у всех других более бюджетных пионов с увеличением громкости растут искажения, плюс звук такой, как будто тонокомпенсация вшита уже программно. Дело тут конечно не только в цапах, но все же интересно. Вот например в аппараты типа таких
ставят цапы от Asahi Kasei, например, АК 4388. Всяко лучше, чем встроенные в Тошибу *.*
Clarion.
А что же Клары? Честно, не слышал как звучит 9255 — я про DRX 9255. В Кларе Харитоновне стоят одни из самых музыкальных цапов – Burr-Brown PCM1702, дающие честные 20 бит на выходе.
DRX 9255 — не процессорное ГУ, а то что мы видим на схеме ALPHA-Processor — это микросхема от Denon для интерполяции из 16 в 20 бит. Вживую выглядит так (фото из тырнета):
Другая клара, по отчеству Захаровна, — DRZ9255 — это уже процессорный аппарат.
Проц в нем AK7720 от Asahi Kasei, подробнее про него см. ниже — он тот же, как в Clarion 788! ЦАПы —
Burr-Brown PCM1792 из категории Advanced Segment.
То же самое внутри Clarion HX-D2, это просто переименованные по желанию одной из фирм-импортеров DRZ9255.
Спустимся с небес и посмотрим на Клару 788 – имхо, если бы она читала лосслесс, то 80му пиону было бы не так вольготно в этой ценовой категории. К сожалению, клара полностью построена на чипе процессора (DSP) со встроенными в него цапами. Отдельных цапов нет! Потому качество звука полностью ограничено их (цапов) возможностями. Даже громкость регулируется в DSP, до цапов, то есть в цифре (зло!). Теперь понятно, почему с увеличением громкости клара 788 звучит хуже.
Проц (DSP) в Clarion 788 стоит от Asahi Kasei, имеет маркировку AK7720 и содержит в себе (кроме всего прочего) 2канальный ацп и 6канальный цап.
Сравнили? А ведь для многих Alpine CDA 9855 это икона… Поясню:
DR это динамический диапазон, чем больше, тем лучше
S/N это сигнал-шум, чем больше, тем лучше
THD+N это уровень нелинейных искажений, чем меньше тем, лучше.
JVC & Kenwood.
Пока фанаты альпайна и пионера выясняют, чьи искажения приятнее звучат, инженеры «JVCKENWOOD Corporation» штампуют аппараты как китайские батарейки, на любой вкус и цвет. Но порой среди них появляются гу, не в пример альпам, кушающие флак или вавки и, не в пример пионам, аккуратнее обходящиеся со звуком. Последнее больше относится к дживисам.
По нескромному мнению блогера hachjvc, все дживисы можно разделить на три категории:
1. Модели CD-USB с одним USB входом
2. Модели CD-USB с двумя USB входами.
3. Модели с DVD.
Схемотехника 1 категории включает чипы от Toshiba (24-битное DSP с интегрированным цифровым фильтром и 1-bit DAC). Например, TC94A70FG. (а-ля алпайн 9880).
Схемотехника 2 категории построена на микроконтроллерах NEC либо MN от панасоника, но есть внешний 24-bit delta-sigma ЦАП, установленный на дополнительной плате. Модели 2-ой категории могут проигрывать WAV.
Схемотехника моделей 3 категории: контроллер NEC или MN101, реже другие. ЦАПы только внешние 24-битные. На сенсорный дисплей применяют 32-bit микроконтроллер GERDA.
Мне известны аудиофилы, поменявшие 921-й JVC на пион 80 и жалевшие об этом. Потому что в режиме обхода процессора дживис звучит натуральнее на верхах. При этом в 921м стоял цап Burr Brown PCM1780, обычный средненький дельта-сигма (против Advanced segment в пионе). Это к вопросу о том, что не цапом единым определяется звук.
Сейчас выпускается JVC R90BT, преемник 921-го с практически аналогичной схемотехникой и (на мой взгляд) еще более китайским дизайном. Цап тот же PCM1780. Звук на том же уровне.
В процессорном варианте звук дживисов особых эпитетов не заслужил, и цифры это подтверждают — хуже вышеперечисленных dsp в альпах и кларе788. Причем в процевом режиме там идет двойное преобразование аналог-цифра-цифра-аналог, о чем лучше всех знает Каток. magnitola.org/jvc/102270-…koi-bluetooth-jvc-16.html
И два слова о кенвудах. Казалось бы, дживисы и кенвуды – продукты одной компании, но схемы применяют разные.
Например, процевый KIV-700 это совсем не родственник 921го дживиса. Цап дельта-сигма Burr-Brown PCM 1754 (как в альпе 117), получает инфу только от USB, с других источников – через проц.
А в новых кенвудах из бюджетной линейки (например, КММ120) замечены цапы AK4387.
Таким образом,
а) алпайны опустились в моих глазах (правда высоко никогда и не были =) Что из себя представляют новые модели 193 и бездисковый UTE-92BT (про 195 не пишу — не читает lossless!) не слушал, но легко догадаться по их схемотехнике — ссылка выше в тексте.
б) если цап встроен в другую микросхему, то такой вариант звучит хуже, чем цап в виде отдельного чипа
в) в процевых головах пути сигнала, количество и качество его преобразований могут быть разными.
For Example, в Pioneer 88 и 80:
с задержками и эквалайзером: USB или CD [цифра] >> чип-контроллер (декодирование CD, WAV, MP3, WMA) >> DSP (проц) >> DAC (цап PCM1793) [далее аналог] >> постфильтр LPF >> e-vol (регулятор громкости) >> линейники
без задержек и эквалайзера: USB или CD [цифра] >> чип-контроллер (декодирование CD, WAV, MP3, WMA) >> DSP (мимоходом?) >> DAC (цап PCM1793) [далее аналог] >> постфильтр LPF >> e-vol (регулятор громкости) >> линейники
с задержками и эквалайзером: радио [аналог] или блютуз-микрофон [аналог] >> DSP (встроенный АЦП преобразует «аналог — цифра» для задержек)>> DAC pcm 1793 [далее аналог] >> постфильтр LPF >> e-vol (регулятор громкости) >> линейники
без задержек и эквалайзера: радио [аналог] >> e-vol (регулятор громкости) >> линейники
Т.е. в DSP нет встроенных цапов, решение достаточно аудиофильское!
в Clarion 788:
USB или CD [цифра] >> чип-контроллер (декодирование CD, WAV, MP3, WMA) >> DSP (проц: цифровой EQ, фильтры, задержки, цифровой(!) регулятор громкости, встроенный цап) [далее аналог] >> линейники
Т.е. у Клары нет режима обхода процессора, и она всегда звучит так, как звучит DSP.
в JVC 921 и 90:
с задержками и эквалайзером: USB или CD [цифра] >> чип-контроллер (декодирование CD, WAV, MP3, WMA) >> DAC pcm1780 [далее аналог] >> постфильтр LPF >> e-vol (регулятор громкости) >> DSP (встроенный АЦП преобразует «аналог — цифра» для цифрового 5-полосного EQ, фильтров, задержек, далее встроенный DAC преобразует цифру в аналог) >> снова на e-vol (регулятор громкости) >> линейники
без задержек и эквалайзера: USB или CD [цифра] >> чип-контроллер (декодирование CD, MP3, WMA) >> DAC [цифра — аналог] >> постфильтр LPF >> e-vol (регулятор громкости) >> линейники
Теперь наглядно ясно почему дживисы лучше слушать в беспроцевом режиме, с процем получается двойное преобразование.
Про процевые кенвуды инфы нет, но возможно с USB сигнал идет так же как в джисвисах, т.е. если захочется просто поиграться эквалайзером или ввести фильтры-задержки, то сигнал идет в dsp и портится двойным преобразованием.
>> >> >> >>
А напоследок цитата из журнала «Автозвук». В одной из статей там пишут: «Звучание в режиме Bypass мы не оценивали — нет смысла приобретать процессорный аппарат, чтобы потом использовать его без процессора…»
?!
И так думают многие! Потому что это навязывается специально и теперь народ хочет поканалку как панацею от всех проблем…
У кого стоят следующие аппараты:
Kenwood KDC-BT92SD
Kenwood KDC-6051U
Kenwood KIV-700
JVC KD-R921BT
JVC R90 BT, в них предусмотрен режим обхода звукового процессора (Bypass), т.е. проц DSP подключается лишь при вводе регулировок эквалайзера, настроек фильтров и временных задержек, без них – это беспроцессорные аппараты. Просто сравните звук и выберите что лично вам больше по душе, это касается любой аппаратуры.