что такое святая четыредесятница в православии

Святая Четыредесятница: что это в православии, и как ее проводить

В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.

что такое святая четыредесятница в православии. svyataya chetyredesyatnica chto eto 1. что такое святая четыредесятница в православии фото. что такое святая четыредесятница в православии-svyataya chetyredesyatnica chto eto 1. картинка что такое святая четыредесятница в православии. картинка svyataya chetyredesyatnica chto eto 1. В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.

Что такое Святая Четыредесятница

В третьем веке появились первые упоминания о Четыредесятнице.

Происхождение выражения

Само слово говорит за себя, оно состоит из слов: «четыре» и «десять». Это значит, что период состоит из сорока дней. Он восходит своими корнями к земной жизни Христа. Спаситель провел в строжайшем посте именно сорок дней в пустыне. В честь этого события и был создан самый главный пост у христиан. Он имеется у католиков и православных.

Значение понятия

История Появления Великого поста

В третьем веке был обычай принимать Таинство Крещение на Пасху. Перед ним оглашенные постились сорок дней по примеру поста Спасителя в пустыне. В знак солидарности с ними держали пост и остальные христиане. Также число «сорок» могло происходить и от количества часов, которые провел Спаситель во гробе.

На Востоке

На Западе

В Католической Церкви количество дней установилось не сразу. Сначала пост составлял 36 дней, позже ради числа «сорок» были добавлены еще четыре дня. Насчет воздержания в пище на Западе были не такие строгие правила, как в православии. Нельзя было вкушать только мясо, но позже ввелись запреты и на молочные продукты.

У католиков всегда существовал обычай вкушать пишу в пост только после вечерней службы. А поскольку это было не всем под силу, они стали служить ее раньше, после полудня. Позже было разрешено есть и по утрам. До наших дней на Западе сохранился такой режим питания в пост — одна обильная трапеза и две небольших.

Насчет строгости воздержания — у католиков пост более щадящий, чем у православных. В прошлом веке Папа официально издал указ — строго поститься только два дня (в Великую Пятницу и Пепельную Среду).

что такое святая четыредесятница в православии. svyataya chetyredesyatnica chto eto 2. что такое святая четыредесятница в православии фото. что такое святая четыредесятница в православии-svyataya chetyredesyatnica chto eto 2. картинка что такое святая четыредесятница в православии. картинка svyataya chetyredesyatnica chto eto 2. В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.

Как проводить Великую Четыредесятницу

Всем понятно, что это — время особого покаяния, осознания своих грехов, желания и попытки исправления своей жизни. Поэтому в такие дни надо отложить всякие развлечения, которые рассеивают ум.

Надо по возможности чаще ходить в храмы в этот период, читать духовные книги. Обязательно надо хотя бы раз поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Воздержание в пище способствует успокоению плоти, которая нередко мешает духовному восхождению. Ведь именно обилие жирной пищи и излишний покой расслабляют душу.

Однако, воздержание в пище не является самоцелью. Главное в посте — все же молитва и духовный рост.

Дата и сроки

Святая Четыредесятница состоит из пяти недель и пяти дней.

Великий пост каждый год имеет одинаковое количество дней и включает в себя:

Каждая неделя носит название по порядковому номеру (Первая седмица, Вторая седмица и т. д.). Каждый год пост начинается в разные дни, это зависит от того, в какой день празднуется Пасха. Как известно, празднование Пасхи связано с весенним полнолунием, а оно в каждый год приходится на новый день.

Этот пост может начаться в период с 15 февраля по 21 марта. В будущем году, например, он начнется 11 марта.

Подготовка к событию

К главному посту Церковь начинает подготавливать своих чад задолго, словно заботливая мать.

Подготовка состоит из трех недель:

Воскресенье последней недели (Масленицы) называется «прощеным», потому что в этот день все просят прощения друг от друга. На вечерней службе храмы облачаются в черный цвет, служится Чин прощения. Все — от настоятеля до прихожан — встают на колени и просят друг у друга прощения. Этот благочестивый обычай пришел из монашества — древние иноки уходили в затвор на весь период Великого поста и перед этим прощались со всеми.

Важно вступить в период поста, примирившись и попросив прощения у всех, особенно у тех, с кем мы были в ссоре.

что такое святая четыредесятница в православии. svyataya chetyredesyatnica chto eto 5. что такое святая четыредесятница в православии фото. что такое святая четыредесятница в православии-svyataya chetyredesyatnica chto eto 5. картинка что такое святая четыредесятница в православии. картинка svyataya chetyredesyatnica chto eto 5. В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.

Питание во время поста

Необходимо воздерживаться от скоромной пищи. Делается это для того, чтобы усмирить плоть, очистить душу и поднять дух. Все это имеет цель — с помощью молитвы приближение к Богу. Ведь непросто молиться и мыслить о духовном, если тело пресыщено пищей.

Что можно есть

Этот пост считается самым строгим, ведь он служит приготовлением к самому главному православному празднику — Пасхе. Возникает справедливый вопрос: что же можно есть в этот период?

Послабление поста допускается только по воскресеньям, субботам и праздникам. В эти дни можно есть горячую пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу рекомендуется сыроядение. В остальные дни можно есть вареную пищу без масла. На Первой и Страстной неделе устав предписывает вкушать только хлеб с водой. На праздник Благовещения и Вербное воскресенье разрешается рыба. В Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры. В первый день поста и Страстную пятницу обычно вообще ничего не едят.

Такой строгий устав рекомендуется только здоровым взрослым христианам. Больным же людям, беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым разрешается послабление. Строгость воздержания все индивидуальна, поэтому надо обязательно советоваться с духовником.

В пост разрешается пища растительного происхождения, а именно:

Что нельзя есть

Людям с некоторыми хроническими заболеваниями разрешаются молочные продукты, но мясо обычно не благословляется даже тяжело больным, за исключением редких случаев.

В этот период нельзя есть пищу животного происхождения, а именно:

что такое святая четыредесятница в православии. svyataya chetyredesyatnica chto eto. что такое святая четыредесятница в православии фото. что такое святая четыредесятница в православии-svyataya chetyredesyatnica chto eto. картинка что такое святая четыредесятница в православии. картинка svyataya chetyredesyatnica chto eto. В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.

Особенности Богослужения

Каждая неделя этого периода индивидуальна, носит свое название и имеет свои особенности в богослужениях. Великопостные службы отличаются красотой и неповторимостью. Весь период читается особая молитва с тремя великими (земными поклонами), которая называется «молитва Ефрема Сирина».

В этот период бывает особая служба — Литургия Преждеосвященных Даров. На ней причащают уже заготовленными заранее Святыми Таинами. Поэтому на этой службе нет евхаристического канона, а вместо Херувимской песни поют песнопение «Ныне Силы Небесные с нами».

Особенности каждой недели:

что такое святая четыредесятница в православии. svyataya chetyredesyatnica chto eto 4. что такое святая четыредесятница в православии фото. что такое святая четыредесятница в православии-svyataya chetyredesyatnica chto eto 4. картинка что такое святая четыредесятница в православии. картинка svyataya chetyredesyatnica chto eto 4. В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.

Значение Святой Четыредесятницы

Надо понимать, что воздержание в пище — не самоцель, главное: очистить душу с помощью покаяния, избавиться от страстей, приблизиться к Богу и подготовиться к Празднику Праздников — Пасхе.

Важно не переборщить с ограничением в пище, чтобы не ослабить свое здоровье. Мы должны убивать не свою плоть, а страсти.

Поэтому не надо доводить себя до истощения, поститься следует разумно, в соответствии со своими физическими силами и состоянием здоровья. Как сказал один подвижник: «Тело наше как осел, не докормишь, не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь — взбесится».

А для определения своей личной меры воздержания надо посоветоваться со священником.

Видео

Этот видеоролик поможет лучше понять суть поста.

Источник

Святая Четыредесятница

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопиим» включительно (в последней стихире).

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца (XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный.

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую.

Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Источник

Великий пост в 2022 году. 7 марта – 23 апреля

Под­го­то­ви­тель­ный период к Вели­кому посту

(с 13 фев­раля ; завер­ша­ется Про­щё­ным вос­кре­се­ньем, 6 марта ).

что такое святая четыредесятница в православии. lestnitsa. что такое святая четыредесятница в православии фото. что такое святая четыредесятница в православии-lestnitsa. картинка что такое святая четыредесятница в православии. картинка lestnitsa. В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.

Неделя мясо­пуст­ная (послед­ний день вку­ше­ния мяса),

Кален­дарь Вели­кого Поста

1. Святая Четы­ре­де­сят­ница

• В первые четыре дня первой сед­мицы Вели­кого поста (с поне­дель­ника по чет­верг, 7 марта – 10 марта ) за вечер­ним бого­слу­же­нием чита­ется Вели­кий (Пока­ян­ный) канон, про­из­ве­де­ние гени­аль­ного визан­тий­ского гим­но­графа свя­ти­теля Андрея Крит­ского (VIII в.).

• В пят­ницу сед­мицы вáий, 15 апреля – окон­ча­ние Святой четыредеся́тницы, то есть Соро­ка­днев­ного поста («душе­полéз­ную совер­шив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечер­ним бого­слу­же­нием).

2. Страст­ная сед­мица, или Неделя Стра­да­ний Гос­пода

Вели­кий Поне­дель­ник ( 18 апреля ). Темы бого­слу­жеб­ных вос­по­ми­на­ний: Иосиф Пре­крас­ный, про­дан­ный в Египет за два­дцать среб­ре­ни­ков ( Быт.37 ); про­кля­тие бес­плод­ной смо­ков­ницы, притча о злых вино­гра­да­рях; про­ро­че­ство о раз­ру­ше­нии Иеру­са­лима ( Мф.21:18-43; 24:3-35 ).

Вели­кий Втор­ник ( 19 апреля ). Притчи: о десяти девах и талан­тах; про­рочество о Страш­ном суде (Мф.24:36–26:2).

Вели­кая Среда ( 20 апреля ). Пока­я­ние греш­ницы, воз­лив­шей миро на ноги Иисуса, и пре­да­тель­ство Иуды (Мф.26:6–16).

Послед­ний раз чита­ется молитва прп. Ефрема Сирина с тремя вели­кими покло­нами. На вечер­ней службе в этот день все ста­ра­ются при­нять уча­стие в Таин­стве Пока­я­ния (Испо­веди).

Вели­кий Чет­верг ( 21 апреля ). Вос­по­ми­на­ние Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таин­ства Евха­ри­стии. Все пра­во­слав­ные хри­сти­ане ста­ра­ются при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин.

В кафед­раль­ных собо­рах, в конце Литур­гии, совер­ша­ется Чин умо­ве­ния ног (архи­ерей умы­вает ноги две­на­дцати сослу­жи­те­лям).

Пат­ри­арх совер­шает освя­ще­ние мира.

День вели­кой скорби и стро­гого поста (Устав пове­ле­вает полное воз­дер­жа­ние от пищи в тече­ние всего дня; но, согласно уза­ко­нен­ной тра­ди­ции, здо­ро­вые люди воз­дер­жи­ва­ются от пищи до окон­ча­ния выноса Пла­ща­ницы).

Литур­гия (Бес­кров­ная Жертва) в этот день не слу­жится, потому что Жертва при­не­сена на Гол­гофе (един­ствен­ное исклю­че­ние – в случае сов­па­де­ния Страст­ной Пят­ницы с празд­ни­ком Бла­го­ве­ще­ния).

Утром – чтение Вели­ких (Цар­ских) Часов.

В сере­дине дня (обычно в 14 часов) совер­ша­ется Чин выноса Пла­ща­ницы.

Вече­ром (обычно в 18 часов) совер­ша­ется Чин Погре­бе­ния.

Вели­кая Суб­бота ( 23 апреля ) Пре­бы­ва­ние Гос­пода телом во гробе, со­шествие душою во ад и одно­вре­менно пре­бы­ва­ние на Пре­столе со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).

Утром совер­ша­ется Литур­гия Вели­кой Суб­боты, после кото­рой, по тра­ди­ции, освя­ща­ется празд­нич­ная тра­пеза (по Уставу, это освя­ще­ние совер­ша­ется в Пас­халь­ную ночь, после Литур­гии и освя­ще­ния артоса).

Свет­лое Хри­стово Вос­кре­се­ние. Пасха – 24 апреля

Недели после Пасхи

Сед­мица 1‑я по Пяти­де­сят­нице, сплош­ная ( 13 июня – 18 июня ).

Источник

Почему Великий пост называют святой Четыредесятницей, если длится он почти пятьдесят дней?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Часто спрашивают: Почему Великий пост называют святой Четыредесятницей, если длится он почти пятьдесят дней?

что такое святая четыредесятница в православии. Efanov small. что такое святая четыредесятница в православии фото. что такое святая четыредесятница в православии-Efanov small. картинка что такое святая четыредесятница в православии. картинка Efanov small. В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Потому что Великий пост состоит из двух неравных частей. Одна из них — святая Четыредесятница — называется так, потому что длится ровно сорок дней в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Заканчивается пост святой Четыредесятницы в пятницу перед Вербным воскресеньем. В этот день в одном из церковных песнопений поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче» — то есть мы переходим ко второй части Великого поста — Страстной седмице. По окончании святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. В воскресенье Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй. С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа.

Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и другие события евангельской истории

Страстная седмица 2018

Богослужения Страстной седмицы

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Святая Четыредесятница: историко-литургический очерк

Многие службы, обряды и песнопения Триоди постной, появившись в эпоху высокой нравственной жизни христиан и будучи созданием их проникновенного духа, до сего дня служат уроками добродетели. Недаром наш отечественный богослов проф. А. А. Дмитриевский назвал эту книгу училищем благочестия. Можно ли быть равнодушным, слушая такие песнопения, как «Покаяния отверзи ми двери», «Помышляю день страшный» или «Душе моя, душе моя», где чувства болезненного раскаяния в порочном прошлом и страха ответа за него соединяются с теплой верой в милость любвеобильного Бога!

В период персидских нашествий на Палестину (VII-XI века) монахи вынуждены были часто оставаться Великим постом в монастыре, чтобы в случае нападения неприятелей быть защитой ддя беспомощных больных собратий. Так трогательный и поучительный обычай проведения поста в пустыне упразднился, обряд же прощения, откуда и само воскресенье называется «прощеным», распространился во всей Церкви, напоминая верующему о необходимости примирения с обидевшими его, дабы ему самому получить прощение от Бога по слову молитвы Господней – «остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Гимн же победителей греха, с которым они возвращались из пустыни в монастырь, сохранился в богослужении Недели ваий, в качестве первой вечерней стихиры.

Первую особенность первой седмицы поста составляет чтение Покаянного канона св. Андрея Критского. Этот канон состоит из 250 тропарей и называется Великим не за одни свои размеры, а и за глубину описанных в нем чувств и силу их выражения. В примерах из священной истории преп. Андрею представляются то высокие образцы святой жизни, то уроки к духовному исправлению. «Откуду начну плаката окаяннаго моего жития деяния? Кое положу начало, Христе, моему сетованию?» Так начинает преп. Андрей свой канон. Духовный взор его обращается к райскому грехопадению.

Описав опустошения, какие произвел грех в природе человека, певец призывает грешную душу искать вместе с Авраамом земли Обетованной – Отечества небесного. В Исааке он показывает образец послушания, а в Измаиле – дерзость, в судьбе городов Содома и Гоморры – гибельные действия похоти. Так проходит перед взором его история Ветхого Завета. Потрясающих чувств исполняется его душа, когда в 9-й песне канона ему представляется уже открытой дверь Царства Небесного и стремящиеся войти в нее евангельские грешники – мытари, блудницы, разбойник. Страх оказаться вне этой двери вырывает из его груди крик хананеянки «Помилуй меня, Сыне Давидов». Он готов, подобно блуднице, омочить своими слезами ноги Спасителя и, как умирающий разбойник, молит: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Вот вкратце содержание канона. Преп. Андрей написал его в конце VII века. За глубокую содержательность и теплоту чувств канон этот скоро получил в Церкви общую известность и вошел в богослужение первых дней Четыредесятницы.

Вторая особенность службы шестой седмицы – акафист в честь Божией Матери, который поется в субботу на утрене. Синаксарь субботнего дня и повесть о Неседальном, помещенная в конце Триоди, объясняют учреждение этого праздника в знак благодарности Божией Матери за избавление Константинополя от нашествия персов и арабов. В народе эта служба называется «Похвалой Богородицы».

Состоявшийся в Москве 31 января – 2 февраля [1945 года] ст. ст. Поместный Собор в своем послании к верующим отметил как печальное явление нашей религиозной жизни несоблюдение установленных Церковью постов. К сожалению, есть даже люди, пытающиеся оправдать это явление часто несостоятельными доводами, как, например, недостатком в продуктах питания, обусловленным военным временем. Рассуждающие так люди видят пост только в неупотреблении тех или иных видов пищи и не понимают, что христианский пост прежде всего есть процесс духовного нравственного совершенствования человека. Церковь налагает на верующих ограничения в части пищи, но рассматривает их не как самоцель,^а как одно из средств воспитания воли. «Пост не ошаяние (удаление) брашен точию совершим», – говорится в стиховной стихире вторника первой седмицы. В чем заключается пост, поясняет другая стихира: «Постимся постом приятным, благо-угодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный».

Церковь дала нам целый ряд советов, как проводить пост: «Постящеся, братие, телесно, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия безкровные введем в домы».

В свете этих указаний пост прежде всего является состоянием нашей духовной бдительности, труда над воспитанием своей воли и высокого морального состояния.

Стремясь по этому пути, каждый найдет, что ему нужно делать и что вкушать, и сам режим стола в эти святые дни для него явится не принуждением, а потребностью духа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *