что такое свободное время досуг и отдых укажите их общие и отличительные особенности
Что такое свободное время досуг и отдых укажите их общие и отличительные особенности
Свободное время, отдых, досуг: общее и разница
Досуг – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование и развитие. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и деятеля. Три понятия постоянно рядорасположены: свободное время, отдых, досуг. В них много родственного, они отражают свободное (а не по обязанности и долгу) освоение того, что нравится, самовыражение в условиях относительной независимости и чувствования удовольствий.
Свободное время – это, прежде всего, временное пространство жизни ребенка, та его часть, что остается от учения в школе, выполнения домашних учебных заданий, работы, бытовых функций (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных домашних поручений и обязанностей. В остающемся от труда и учения времени есть серьезные издержки социального характера: дорога в школу, домой в магазин, очереди.
В структуре свободного времени школьника, в его наполнении можно выделить и такие важные компоненты: дополнительная учеба по личной инициативе, самообразование, общественная деятельность; потребление ценностей культуры; научно-техническое творчество; труд по желанию и оплачиваемая работа, прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм и физическая культура; общение с природой и экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия; игры и сюда же входит отдых как «ничегонеделание», и в том числе, к сожалению, антикультурные занятия и криминальный досуг.
Свободное время во все общественные периоды являлось своеобразным индикатором воспитывающей и развивающей деятельности – учебной, трудовой, досуговой. Но в развитии личности ребенка свободное (досуговое) время имеет и абсолютно самостоятельную педагогическую ценность, оказывая сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия во всех видах практической деятельности. Влечения, переживания, содержание свободных дней и часов детства неоценимы для будущей взрослой деятельности. Без них человеку тоже трудно плыть в океане бурной жизни. Прогнозисты будущего правы, что главное для человека будущего – это не цивилизация труда, а цивилизация свободного времени, умение распорядиться своим досугом как факторами развития и воспитания деятельностных личностей, гармонично сочетающих вдохновенное творчество, радость жизни и высоту труда.
С.А.Шмаков «Уроки детского досуга»
Реферат на тему «Программы отдыха и досуга»
1.Понятие свободного времени, отдыха, досуга, рекреации, анимации…. …4
2.Сущность организации отдыха, досуга и развлечений……………….…. 5-6
3.1.Разновидности досуга и досуговой деятельности……………. ……..…8-10
3.2.Отдых и его составляющие……………………………. ……………. 11-12
3.3.Принципы организации развлечений…………………………………..…..13
3.4.Факторы, обуславливающие выбор досуга………………………….……..14
Список использованной литературы…………………………………………..16
Целью данной работы является анализ основных программ отдыха и досуга
1.Изучение сущности организации отдыха и досуга
2.Изучение разновидностей досуга и досуговой деятельности
3.Изучение принципов организации развлечений
1.Понятие свободного времени, отдыха, досуга, рекреации, анимации.
Свободное время — обычно обозначают период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка.
Типы и примеры свободного времени
Говоря о свободном времени, следует различать три основных его типа:
1) рекреационный (отдых и восстановление сил после работы),
2) рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения)
3) деятельный (совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности).
О́тдых — времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма. Это время, свободное от работы и каких-либо интенсивных занятий.
Рекреа́ция (лат. recreatio — восстановление) — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека.
Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п
Культура досуга- качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации творческого потенциала личности.
2.Сущность организации отдыха, досуга и развлечений
Индустрия гостеприимства развивается быстрым темпами благодаря социальному, экономическому и политическому прогрессу и благодаря тому, что количество путешествующих существенно увеличилась.
С целью повышения конкурентоспособности и прибыли, предприятия гостиничного хозяйства пытаются вводить новые прогрессивные формы обслуживания и организовывать отдых, досуг и развлечения
Свидетельство о первых организованы путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народе пришли к нам из древнего мира. Поездки древних греков и римлян в Египте с V в.до н.э. были частым явлением. их привлекала необычная природа Египта, древняя история, культура, красота египетских зданий.
В мировой практике индустрии гостеприимства совокупность услуг по обеспечению путешествующих в активных культурных формах отдыха называется анимацией.
Анимация оживляет, одухотворяет отдыхающих, путешествующих и является важной составляющей для восстановления физических и духовных сил организма.
Для понимания организации анимационных процессов необходимо четко определиться с такими понятиями как отдых досуг и развлечения.
Понятие досуг, отдых в большом толковом словаре подаются как синонимы в обозначенные времени свободного от работы, какого-то действия.
3.Досуг и его составляющие
К досугу вероятнее всего можно отнести такие виды занятий, как чтение, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, концертов, общения с друзьями, занятия спортом, развлечения, прогулки, игры, пассивный отдых и т. Д. Для занятий в часы досуга характерна в основном же личностная направленность их содержания.
Формы организации досуговой деятельности
-Посещение общекультурных и внесанаторных мероприятий
-Вечера отдыха и развлечений
-Игровые автоматы, бильярд, шахматы
3.1.Разновидности досуга и досуговой деятельности.
Разновидности досуговой деятельности: отдых, развлечения, праздник, самообразование, общественная деятельность, потребление культурных ценностей, занятие спортом, туризм и путешествия, общение с людьми, общение с природой, пассивный отдых, творчество.
Отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности.
Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.
Самообразование как досуговая деятельность согласно мнению направлено на приобщение людей к ценностям культуры. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.
Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)
Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.
Сфера досуга объединяет самые разнообразные виды жизнедеятельности человека. Досуговая деятельность отличается от других видов жизнедеятельности человека тем, что осуществляется в соответствии с потребностями индивида, с целью получения удовольствия. Роль досуга заключается в восстановлении психологических и физических сил человека, повышении ее образовательного и духовного уровня, осуществлении только тех занятий в свободное время, соответствующие потребностям и желаниям человека и приносит ему удовольствие в процессе самой деятельности.
Современное досуга делится на много типов в зависимости от психологических, образовательных, социальных, рекреационных, физиологических и эстетических компонентов. В зависимости от того, какой параметр досуга преобладает, такого характера и приобретает конкретное досугового занятия.
Досуг можно разделить на следующие группы:
Формы досуговой деятельности меняются и зависят от того, что хочет получить от досуга человек, каких результатов она хочет постичь благодаря досуговый деятельности.
Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходят изменения в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня индивида. Если человек не ставит себе целью самосовершенствоваться, если ее свободное время ничем не заполнен, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.
3.2.Отдых и его составляющие
Активный отдых, наоборот, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он предоставляет работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, дружеское общение.
Основные функции активного отдыха:
Учитывая множественность и разнообразие классификаций досуга, общепринятой считается классификация досуга по следующим признакам:
— Видом активности: пассивное и активное досуга;
-периодичность ежедневное, еженедельное, праздничное, досуга во время отпуска;
-продолжительность: кратковременное, долговременное, эпизодическое;
— Направления деятельности: творческое, рекреационное, культурное, спортивное, декоративно-прикладное, туристическое.
Виды деятельности, осуществляемые во время досуга, могут быть самыми разнообразными: физические нагрузки (прогулки, спорт), любительские занятия (сбор ягод, грибов, охота, рыбалка), интерес миром искусств (посещение театров, кино, музеев и т.д.), интеллектуальная деятельность, общение по интересам на основе выбора, развлечения (активные, пассивные), путешествия ради удовольствия и тому подобное.
Для того, чтобы увеличить количество клиентов в гостиничном или туристическом комплексе можно не только путем увеличения гостиничных номеров, улучшение их комфортности, но и путем создания условий для разнообразного высококачественного отдыха, досуга и развлечений.
Организация досуга и развлечений предусматривает привлечение как местных жителей разных социальных групп так и путешествующих «приезжих гостей» к участию в различных художественно-развлекательных этнографических культурно-исторических театрализованных мероприятиях. Сюда можно отнести и анимационное обслуживание во время движения «на круизном теплоходе, в поезде, автобусе, самолете», а также во время пребывания в тематических парках, парках развлечений, вакацийних зонах и тому подобное.
3.3.Организация процесса развлечений строится по определенным принципам:
— Добровольный выбор развлечений;
— Предварительная подготовленность к потреблению развлечений;
— Неограниченный перечень видов развлечений;
— Изменение видов развлечений;
— Соблюдение периодичности потребления развлечений;
— Комбинирование развлечений с другими занятиями.
На характер организации отдыха, досуга развлечений влияют такие факторы, как менталитет процесса восстановления физических, духовных и нервно-психических сил и т.п. (рис. 11.3).
Свободное время. Термин «свободное время» появился в XIX в. и рассматривался с классовых позиций. Это обусловлено тем, что разные слои населения профессиональные и возрастные группы имеют неодинаковое количество свободного времени.
Следует различать понятия «свободное время общества, и особый свободное время».
3.4.Факторы, обуславливающие выбор досуга
Свободное время общества составляет изменения свободного времени личности, который не может существовать вне свободными время общества.
По оценкам специалистов, свободное время, не связан с выполнением человеком профессиональных обязанностей и физиологических занятий, составляет примерно четверть общественного времени. Рассматривая свободное время, необходимо учитывать ритм жизнедеятельности человека: суточный, недельный, годовой, жизненный.
Суточный ритм определяется для большинства людей Пятидневно рабочей неделей с двумя выходными, которые в большинстве посвящаются отдыха.
Годовой ритм связан со сменой времен года, детерминирует пики человеческой активности. Свободное время в его пределах связан с ежегодными отпусками.
Жизненный ритм характеризуется разной продолжительностью свободного времени в различные периоды жизни человека.
Структура свободного времени и характер его использования имеют свои особенности, зависящие от уровня доходов, сферы деятельности, национального менталитета, религиозных предписаний и тому подобное.
Много сделано, но еще больше нужно сделать, чтобы отдых человека был содержательным, разносторонним, интересным
Таким образом, активное, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Опираться на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого отдельного человека главный путь формирования в ней личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досуга. Организация отдыха, досуга и развлечений предусматривает привлечение как местных жителей разных социальных групп так и путешествующих «приезжих гостей» к участию в различных художественно-развлекательных этнографических культурно-исторических театрализованных мероприятиях.