что такое свободная экономическая зона в россии
Свободная экономическая зона
Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Содержание
Классификация ОЭЗ
ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
По функциям
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.
Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2008 г..
По степени интеграции в экономику
По системам льгот
Особые экономические зоны России
22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:
3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа:
В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ. [1]
Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 1 млрд 320 млн руб.
В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.
Также существуют три действующих проекта создания ОЭЗ:
Условия создания
Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2008 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ (распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).
Свободные экономические зоны в России: список
В наше время свободная экономическая зона – это территория, с особыми таможенными, торговыми или производственными режимами. В те времена, когда основным взаимодействием между различными государствами была торговля, появились первые зоны торговли без пошлин (порто-франко), вольные города и торговые союзы (Ганза). В этих особых зонах были созданы все условия для оживлённой торговли.
Наиболее старая порто-франко зона Триест, которая находится в Италии, ведёт торговлю уже более 270 лет. Сегодня самой крупной зоной беспошлинной торговли является голландский порт Гамбург.
В середине двадцатого столетия приоритетным направлением международного сотрудничества стало ведение совместной предпринимательской деятельности. Это повлекло за собой создание свободных экономических территорий, основным направлением которых стало производство.Совместное производство позволяет устанавливать тесную взаимосвязь между государствами, что способствует сохранению мирных взаимоотношений. Подобные экономические зоны базируются, в основном, в странах с развивающейся экономикой, что обусловлено наличием дешёвой рабочей силы, низкими требованиями к экологичности производства и невысокой стоимости аренды земли.
После того как финансы начали играть весомую роль в отношениях между разными странами, стали появляться офшорные и банковские зоны. В таких экономических территориях в большинстве регистрируются компании, основная деятельность которых сводится к коммерции, страхованию и управлению.
Сравнительно недавно, в результате третьей промышленной революции, появилось новое поколение свободных экономических территорий – технопарки или научно-технические зоны. Первый такой анклав с особым статусом достаточно известен и носит название Силиконовая долина.
Свободная экономическая зона — это анклав с специальными привилегиями, которыми могут воспользоваться предприниматели при соблюдении ряда условий. В сегодняшнем мире, территории с особым статусом, являются неким связующим звеном между партнёрами, которые могут значительно отличаться друг от друга в социальном и культурном плане. В таких экономических зонах производители не имеют всех тех бюрократических преград, которые имеются в других местах, за счёт этого обеспечивается высокий товарооборот.
Россия и территории с особым статусом
Наибольшее количество свободных экономических территорий имеют европейские страны. Россия в этом плане находится далеко не на последнем месте в Европе. На текущий момент в России насчитывается около 25 таких анклавов. Основные свободные экономические зоны в России список которых приведён ниже.
Кроме вышеперечисленных, в России существуют и другие специальные территориальные образования, которые базируются в:
В настоящее время интенсивно прорабатывается вопрос о создании особой зоны льготного налогообложения в Крыму. В проекте специального федерального закона, который посвящен этой проблематике предусматривается целый ряд упрощений для тех субъектов, которые будут вести свою деятельность в этих местах.
Основные определения
В литературе и информационном пространстве есть несколько созвучных терминов – «зона свободной торговли», «свободная экономическая зона», «особая экономическая зона». Все эти термины, хоть и звучат по-разному, подразумевают под собой одно и то же понятие.
Так что такое свободная экономическая зона? «Зона свободной торговли» или «свободная зона» — это наиболее знакомое всем понятие. Это то, что каждый, кто летал международными рейсами, видел в аэропортах – магазины Duty Free. По сути, это изолированное место, которое обычно располагается в портах, аэропортах или на нейтральной полосе между границами, то есть в том месте, где продажа товаров не облагается таможенными сборами.
Несмотря на то что свободные экономические зоны получили наибольшее распространение, другие виды территорий с отличным от универсального статусом не менее важны. Например, особые экономические территории, то есть территориальные образования, в которых действуют специальные (закрепленные законом) привилегии. Субъекты предпринимательской деятельности, которые функционируют в них, являются юрлицами и резидентами пользуются такими льготами.
Цели создания
Необходимость организации специальных экономических анклавов (зон) имеет, своей целью реализацию стратегических программ общегосударственного масштаба. Иногда решаемой с их помощью задачей является «подтягивание» отдельных отраслей и регионов. Таким образом, организация территорий с особым статусом преследует следующие цели:
Предприниматели и юрлица, которые работают в таких зонах, получают следующие бонусы:
Помимо этого, следует учитывать и тот факт, что зачастую возведение инфраструктуры таких экономических зон, происходит за счёт финансирования государственного бюджета.
Тут в качестве специфического и характерного примера стоит привести Крым. Все структуры на его территории работали по законам Украины и, соответственно, по украинской системе налогообложения. Чтобы перестройка бизнеса прошла наименее болезненно для предпринимателей, государство ввело специальные налоговые режимы и таможенные правила исключительно для территории Крыма.
Собственно в зависимости от того, какую стратегическую роль призвана выполнять данная спецтерритория, и вводятся различные послабления для предпринимателей. Таким образом, резидентам облегчается работа, что обеспечивает ускоренное развитие определённых регионов или производственных сфер.
Льготы
Работа предприятий и фирм в анклавах с особым статусом, как правило, предусматривает следующие льготы:
Виды экономических территорий
Существуют следующие виды свободных экономических зон:
Расскажем более подробно об одной из экономических зон.
Особая экономическая модель в г.Елабуге
Экономическая зона промышленно-производственного характера «Алабуга» находится в республике Татарстан, в городе Елабуге, который находится в 40 километрах от Нижнекамска и в 25 километрах от Набережных Челнов. Её специфика — это производство компонентов для автомобилестроения, автобусов и техники. Также на данной территории размещаются высокотехнологичные химические и фармацевтические кластеры.
Юридические лица и предприниматели, разместившие свои производства в зоне «Алабуги» пользуются следующими привилегиями:
Как видно льготы существенные и, естественно, тех, кто ими захочет воспользоваться достаточное количество. Но, для того чтобы получить резидентство «Алабуги», нужно выполнить ряд условий.
Резюме
Следует отметить, что в анклавах со специальным экономическим статусом развивается не только тот бизнес, который заявлен в основном приоритетном развитии зоны. Параллельно с крупным бизнесом развивается и малый бизнес, который направлен, прежде всего, на обслуживание жителей и сотрудников анклава. При этом малый бизнес, сосредоточенный здесь, имеет также ряд льгот.
Как правило, эти льготы прописаны в особом меморандуме, который подписывается руководством особой экономической зоны. Конечно, малый бизнес не является резидентом данного кластера и ему не доступны все привилегии, которыми пользуются резиденты. Но следует учитывать такой момент – чем более необходим предлагаемый предпринимателем бизнес на данной территории, тем больше льгот он получит.
Довольно перспективными, с точки зрения сроков окупаемости капвложений, является позиционирование своего бизнеса в экономических зонах, расположенных в Калининградской области и Крыму. Здесь льготные режимы действуют в независимости от размера инвестиций и, соответственно, даже небольшое предприятие сможет воспользоваться всеми льготами, которые существуют на данной территории.
В мировой экономике достаточно примеров быстрого развития стран или территорий, которые связаны именно с созданием особых экономических зон. Такие территории способствуют усилению экономики отдельно взятой страны и притоку больших иностранных инвестиций. Помимо этого, происходит укрепление экономических связей между различными странами, что способствует росту взаимопониманию и усилению диалога между государствами. Всё это в конечном итоге ведёт к укреплению мира на планете.
Свободные экономические зоны: понятие, виды, страны
Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?
нажмите для увеличения
Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.
СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.
Цели образования СЭЗ:
Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.
Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:
Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.
Причины образования СЭЗ
СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.
При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.
Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.
Классификация СЭЗ
Мировой опыт организации СЭЗ
Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.
В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году. На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.
Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом «Об особых экономических зонах в РФ». Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.
Причины формирования СЭЗ на территории РФ:
Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон. Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.
Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.
Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.
Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ
Место расположения ОЭЗ | Специализация ОЭЗ | Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ |
Санкт-Петербург | Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения | 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ) |
Дубна, Московская область | Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение | 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ) |
Елабуга, Татарстан | Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов | Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ) |
Липецк | Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров | 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ) |
Томск | Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий | 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ) |
Зеленоград | Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем | Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ) |
Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.
Почему особые экономические зоны в России так и не стали прорывом?
Специальные или особые экономические зоны дают возможность бизнесу работать в льготных условиях. Чаще всего это отсутствие таможенных пошлин и льготное налогообложение. В России таких зон около 30, но реально работающих – гораздо меньше. Так почему же особые экономические зоны пока не работают так, как должны?
Зачем нужны свободные экономические зоны
Впервые о свободных экономических зонах начали говорить в начале XX века в США. Там специально для экспорта автомобилей были организованы зоны внешней торговли.
Затем в истории свободных экономических зон были Израиль, Китай, Сингапур, Южная Корея, Ирландия и другие страны. По некоторым оценкам, создание более 60 зон свободной торговли вывело Ирландию в число европейских лидеров по уровню экономического развития.
Свободная экономическая зона (или зона свободного предпринимательства) – это территория с особым режимом государственного регулирования. Режим может быть разным – освобождение от таможенных пошлин, частичное или полное освобождение от налогов, иные льготы.
Создают такие зоны для развития территорий (приграничных, прибрежных или просто депрессивных). Более низкие налоги могут привлечь иностранных инвесторов, а также способствовать развитию инновационных отраслей экономики.
Обустройство свободной экономической зоны (СЭЗ) требует от государства, с одной стороны, законодательной подготовки (отменить или уменьшить налоги, предоставить субсидии или льготы), а с другой – серьезных финансовых вложений.
Чтобы в СЭЗ переехали инвесторы, туда должны быть проложены дороги, нужны электроэнергия, высокоскоростной интернет, другая инфраструктура. Для привлечения малого бизнеса (в том числе в IT-сфере) еще желательно построить бизнес-инкубатор.
Экономисты оценивают затраты на подготовку территории для обустройства СЭЗ в 20-60 миллионов долларов за квадратный километр. Если это промышленная зона, потребуется около 45 миллионов долларов, а если торговая – будет достаточно 20 миллионов.
Но такие суммы нужны для создания СЭЗ «по высшему разряду» – с уже готовой инфраструктурой, управляющими компаниями, логистикой и т.д. К сожалению, российские власти, создавая СЭЗ (в России они называются особые экономические зоны, или ОЭЗ), пошли по более простому пути, отдав под такие зоны крупные территории без подготовки инфраструктуры.
Возможно, именно поэтому опыт создания таких зон в России весьма спорный.
Особые экономические зоны в России
В России работа особых экономических зон регулируется соответствующим федеральным законом, принятым еще в 2005 году. Всего в стране работают 25 ОЭЗ, которые призваны развивать отдельные направления экономики:
Суть деятельности ОЭЗ в России заключается в предоставлении им права на особый режим ведения бизнеса. Это создание инфраструктуры за счет бюджета; таможенные льготы и налоговые преференции; более простой порядок взаимодействия с государственными органами.
В 25 российских ОЭЗ работают 656 резидентов, что на первый взгляд не так много. Там создано более 28 тысяч рабочих мест. Правда, если отнять от них автомобильные заводы, остальной бизнес окажется представлен не так широко.
Особые экономические зоны в России могут быть 5 видов:
Самая известная в России ОЭЗ – это зона «Алабуга», расположенная недалеко от города Елабуга Республики Татарстан. Она приносит 59% выручки всех ОЭЗ и 34% от налоговых поступлений.
Крупнейший резидент «Алабуги» – это компания «Форд Соллерс Елабуга», которая до недавнего времени выпускала десятки тысяч автомобилей Ford каждый год. Сейчас компания решила покинуть рынок легковых автомобилей и сосредоточиться на производстве коммерческой техники.
Еще в «Алабуге» производят стройматериалы Rockwool, инструменты «Интерскол», потолки «Армстронг», клейкую ленту 3M, а также стекло, одноразовую посуду, стекловолокно, бетон, аккумуляторы и множество другой продукции.
Промышленно-производственные ОЭЗ созданы в Липецке, Тольятти (не включает сам АвтоВАЗ), в Тульской области (там работает новый завод Haval), в Свердловской области («Титановая долина») и т.д.
Что касается туристско-рекреационных ОЭЗ, с ними все достаточно понятно – располагаются они в местах, которые имеют благоприятные условия для развития туризма. Больше всего территорий расположены в регионах Северного Кавказа, также ОЭЗ открыты в Иркутской области, Алтайском крае, Республике Алтай, Бурятии, Калининградской области, и в некоторых других регионах.
Портовая ОЭЗ в России только одна и расположена она на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Резиденты зоны занимаются преимущественно ремонтом и модернизацией авиационной техники, а также оказывают сопутствующие услуги.
Закон об ОЭЗ в России действует с 2005 года, но некоторые зоны создавались и ранее, с самого 1991 года. Но в 2016 году оказалось, что большая часть ОЭЗ в России работает неэффективно, несмотря на наличие определенных преференций со стороны государства.
Условия для резидентов
Государство и местные власти активно привлекают новых резидентов в особые экономические зоны. Им обещают экономию примерно в 30% от суммы затрат, что сделает предпринимательство более конкурентоспособным. Экономия достигается за счет того, что в ОЭЗ есть готовая инфраструктура, а налоги ниже, чем на других территориях.
Что касается налогов, больше всего на бизнес обычно давят НДС, налог на прибыль, а также страховые взносы на работников. По всем этим налогам есть преференции, правда не во всех ОЭЗ.
НДС могут не платить только резиденты портовых ОЭЗ, и лишь те, которые оказывают услуги или выполняют работы. Так как портовая зона в России всего одна, фактически об этой льготе говорить не приходится.
Если резиденты ОЭЗ работают с иностранными поставщиками и потребителями, то за купленные у них оборудование, сырье и материалы можно не платить таможенную пошлину. Это же правило распространяется на последующий вывоз за границу произведенной продукции.
Чаще всего при упоминании налоговых льгот имеется в виду налог на прибыль. Из общей ставки налога в 20% федеральный бюджет получает 3%, а остальные 17% – регион. Так как ОЭЗ создаются для развития регионов, они могут установить более низкую ставку.
Например, Татарстан для своих особых экономических зон снижает налог на прибыль до:
«Федеральная часть» налога на прибыль для ОЭЗ снижается до 2% (а для туристских зон и Магаданской области – до нуля). Так что в Татарстане в первые 5 лет бизнес платит всего 2% от прибыли в виде налога.
Но стоит понимать, что такие условия работают лишь для налогообложения той прибыли, которая получена от деятельности на территории ОЭЗ.
Страховые взносы с работников исчислялись по льготной ставке начиная с 2011 года, но общий процент начислений постепенно рос. Сейчас льгота есть только для взноса на обязательное пенсионное страхование – 20% от зарплаты вместо 22% (хотя еще годом ранее было 13%).
В итоге общие начисления достигают 28% от оплаты труда работников, что почти не отличается от общефедеральных норм (30%).
Еще хорошие условия в ОЭЗ действуют по части имущественных налогов:
В итоге на налогах резидент особой экономической зоны может действительно хорошо сэкономить. Но российские предприниматели (чаще небольшой бизнес) больше жалуются не на ставки налогов, а на порядок их администрирования и частые налоговые проверки. В этом аспекте деятельность резидента ОЭЗ не отличается от обычной предпринимательской деятельности в России.
Почему не все получилось
Первые претензии к работе ОЭЗ у государственных органов возникли через 10 лет активных финансовых вложений – только в 2016 году. Вдруг выяснилось, что десятки и даже сотни миллиардов бюджетных рублей потрачены крайне неэффективно.
В частности, называли такие цифры:
В итоге почти сразу после проверки было принято решение закрыть 10 самых неудачных ОЭЗ из имеющихся на тот момент 33 зон.
Тогда внимание на проблему обратил Общероссийский народный фронт, а Счетная палата провела глубокую проверку. Оказалось, что выделенные деньги потратили весьма странно.
Например, в Иркутской области за 8 лет власти потратили 119 миллионов рублей на разработку плана и концепции развития. При этом для ОЭЗ выбрали неудачную площадку, вообще непригодную для туризма. Естественно, что никаких 3 тысяч рабочих мест в зоне на берегу Байкала создать не удалось.
Курорты Северного Кавказа получили от государства деньги на развитие, часть их разместили в «Национальном банке развития бизнеса». Потом у банка отозвали лицензию и 2,6 миллиарда бюджетных рублей были потеряны.
3 года назад представители власти на разных уровнях удивлялись, почему ситуация с бесконтрольными тратами и отсутствием любой деятельности в ОЭЗ так долго оставалась без внимания.
Но пришел 2019 год, а Счетная палата снова с удивлением обнаружила, что большая часть особых экономических зон так и не работает. Очевидно, что принятые в 2016 году решения не помогли.
По данным проверки ведомством обнаружилось, что 80% производимой продукции идет на внутренний рынок (хотя изначально ОЭЗ проектировались под экспорт), где имеет преимущества перед другими национальными производителями.
При том, что в зонах зарегистрировано 656 резидентов, деятельность ведет лишь около 25% из них. Вместо разработки новых видов высокотехнологичной продукции резиденты занимаются производством строительных материалов, автомобильных шин, лекарств.
В результате аудиторы пришли к выводу: резиденты используют особые экономические зоны лишь как способ снизить налоговую нагрузку. Но соглашениями устанавливается требование способствовать социально-экономическому развитию, которое фактически не выполняется.
Что дальше делать с ОЭЗ – никому не понятно. С одной стороны, есть примеры успешных зон (относится это к «Алабуге»), но с другой оказывается, что государственные расходы на эти зоны не приносят достаточной отдачи.
Вероятно, зоны пока продолжат функционировать, но под более пристальным надзором со стороны федеральных ведомств.
Кстати, недавно в России придумали новый тип особых зон – так называемые «внутренние офшоры». Это специальные территории, где могут перерегистрироваться компании, до этого работавшие из офшорных зон. Взамен они получат право работать по корпоративному законодательству той страны, откуда «сбежали». Пока проект не стал популярным.
Как стать резидентом
Пока особые экономические зоны продолжают функционировать, они вполне могут принимать к себе новых резидентов. С учетом более низких налогов это может быть выгодно.
Чтобы стать резидентом, нужно сначала определиться с самой зоной и найти порядок регистрации в ней. Например, по правилам ОЭЗ «Алабуга» порядок действий такой:
Чтобы проект согласовали, будущий резидент должен иметь определенные средства или возможность привлечь их от инвестора. В первый год нужно будет вложить как минимум эквивалент 1 миллиона евро, а всего за проект – минимум 3 миллиона евро.
Точно не будут согласованы проекты в некоторых сферах деятельности:
Оформление статуса резидента ОЭЗ может быть выгодно для представителей малого бизнеса. Это не обязательно организация крупного производства, можно найти свою нишу в оказании сопутствующих услуг. Например, организовать транспорт для сотрудников крупного завода, открыть кафе на территории зоны, построить гостиницу для размещения прикомандированных работников или представителей делегаций.
Учитывая, что в каждой особой экономической зоне работают не больше сотни резидентов, и решение может приниматься в индивидуальном порядке. Если у малого предпринимателя не найдется минимальной суммы инвестиций, для него могут предусмотреть и особый порядок. Важно лишь, чтобы его деятельность отвечала целям – способствовала социально-экономическому развитию территории.