что такое свингующие шестидесятые
Что такое свингующие шестидесятые
Оттепельными, или свингующими, 60‒70-е годы прошлого века называют потому, что именно в этот период у диссидентов-западников началась благодатная жизнь. Важнейшие события в мире происходили в сфере науки и техники, музыки и литературы, театра и кино, моды и живописи, стремительно развивались телевидение и спорт, начали появляться первые компьютерные игры.
Впереди планеты всей в это время была Англия, подарившая миру «Битлз» и Джими Хендрикса, Джин Шримптон и Твигги, стильные наряды от Мэри Куант и мебель от Habitat, а также новые субкультуры – модов и хиппи. Местом их постоянных тусовок были столичные Кингз-роуд и Карнаби-стрит, которые стали сердцем стремящегося ко всему новому и современному свингующего Лондона.
Здесь зарождались новые тенденции мировой моды, здесь можно было встретить легендарных битлов, здесь и больше нигде в многочисленных модных бутиках продавались мини-юбки, созданные известным дизайнером-модельером 60-х Мэри Куант.
Ежедневно на Карнаби-стрит собирались люди, желающие изменить свою жизнь к лучшему. Здесь был сформирован образ нового человека. Тренды 60‒70-х навсегда вошли в историю Лондона, Англии и всего мира.
Карнаби-стрит как мировой центр моды просуществовала недолго, но тренды той эпохи нам знакомы и близки по сей день. Мы с удовольствием слушаем рок, покупаем мебель и одежду, дизайн которых был раскручен в эпоху свингующего Лондона.
Поэтому ностальгия по той эпохе никого не удивляет. И выглядит вполне естественным, что художники нет-нет да и вспомнят о том периоде, и посвятят ему тот или иной шедевр. Например, не так давно на экранах ТВ был показан документальный фильм о бушующем Лондоне 60‒70-х «Мое поколение».
А в прокате можно было увидеть художественный фильм о жизни и творчестве Фредди Меркьюри «Богемская рапсодия», который как нельзя лучше показал столицу Британии того времени.
В лондонском Музее дизайна и текстиля прошла выставка «Свингующий Лондон», посетители которой смогли ознакомиться с уникальными экспонатами, представляющими собой яркие образцы предметов интерьера, дизайна, искусства и одежды тех времен.
Более того, интереснейшую выставку, собравшую огромное количество посетителей со всего мира, не так давно организовал Музей Виктории и Альберта. Она была посвящена, пожалуй, самому известному дизайнеру-модельеру 60-х годов Мэри Куант – автору легендарной мини-юбки и других довольно смелых по тем меркам нарядов.
Мы тоже предлагаем пройтись вместе с нами по основным вехам мировой истории 60‒70-х годов прошлого столетия. Для того, чтобы вспомнить тренды той легендарной эпохи, которые живы и по сей день.
Жаждущая свободы молодёжь
Кем были те свингующие люди, талантливые модельеры, фотографы, архитекторы, дизайнеры, которые решились бросить вызов сложившемуся порядку вещей? Представителями творческой молодёжи, выросшими в послевоенный период, когда Лондон только начал оправляться после бомбёжек и прочих ужасов и лишений войны.
В те времена в столице Британии благодаря научно-техническому прогрессу начался настоящий «образовательный бум». Желающих получить образование молодых людей из необеспеченных семей правительство страны поощряло государственными грантами и стипендиями. Именно поэтому на вершине лондонского общества оказалась самая свежая и креативная мысль, которая на несколько лет стала законодателем моды для всего мира.
Ключевые фигуры и их фигуры
Бессменной иконой того времени была и остаётся Твигги, ставшая в 1966 году «лицом года». Внимательно рассмотрев её образ, можно получить общее представление о том, каким был дух свингующего Лондона.
Твигги была слишком маленькая и слишком худенькая для того, чтобы соответствовать модельным параметрам того времени. Но несмотря на это она стремительно взлетела на модный Олимп и составила достойную конкуренцию лондонским моделям высшего класса.
Твигги продемонстрировала английской элите образ современной женщины – представительницы рабочей молодёжи. Её сексуальность выражалась не столько в женственности форм, сколько в новом представлении о современной модели. Стиль Твигги переняли даже девушки-хиппи и моды.
На снимках этой легендарной фотомодели можно увидеть модные тренды начала 60-х годов: белые гольфы, имитирующие школьную форму костюмы-двойки в крупную клетку, мальчишескую стрижку и кукольный макияж. Она была невероятно хороша в одежде того времени. Казалось, что каждая модель создавалась именно для неё.
Визитной карточкой Твигги стала водолазка-лапша в сочетании с мини-юбкой. Она первой надела этот наряд, но очень скоро его стали носить все креативные девушки того времени. Оказалось, что он хорошо подходит представительницам прекрасного пола с длинными и худыми ногами – так появился новый образ «девочки-веточки». Идея его создания принадлежит известному лондонскому модельеру Мэри Куант, о которой мы поговорим дальше.
Новые образы и новые наряды
Нью-лук с подчёркнутой женственностью, который считался созданным самим Кристианом Диором, стремительно начал терять популярность ещё в конце 50-х годов. Подрастающим дочерям больше не хотелось походить на своих мам, носящих воздушные блузки и юбки-тюльпаны.
Их больше привлекал стиль flowerchildren, который предпочитали представители андеграундных субкультур. На этой волне самым модным лондонским дизайнером и стала Мэри Куант, первая во всём мире представившая мини-юбку.
Мэри Куант – девушка из простой уэльской семьи. Окончила Голдсмитский художественный колледж и занялась разработкой дизайна и производством собственной одежды. У неё было ощутимое преимущество перед конкурентами – молодой дизайнер оказалась современницей своих клиентов.
Именно поэтому ей удалось уловить настроение времени и предложить прогрессивной молодёжи новую концепцию нарядов, главными идеями которой были удобство и раскрепощённость. В 1955 году Мэри Куант открыла на Кингз-роуд свой первый розничный бутик Bazaar, где с удовольствием одевались приверженцы стиля модов.
С того времени до наших дней дошли разработанные в дизайнерских мастерских Мэри Куант фасоны туник свободного кроя и платьев с А-образным силуэтом. Не сдавливающим талию и грудь, а переводящим внимание от женских форм к длинным и стройным ногам.
Вся представленная в бутике Bazaar одежда была выполнена в ярких и сочных цветах. Потому она эффектно смотрелась даже под серым лондонским дождём, напоминая прохожим о том, что в повседневной жизни всегда должно быть место детским радостям.
Мэри Куант ввела в мировую моду яркую клетку, узкие рифленые свитера и белые лакированные сапоги на шнурках. Этот лук стал воплощением нового лондонского образа.
Общие локации
В 60 годах прошлого века Лондон стал мировой столицей моды, отобрав звание у Парижа. В это было сложно поверить: ведь ещё каких-то десять лет назад о шопинге в главном британском городе не могло быть и речи. Хотя бы потому, что поезда сюда ходили достаточно редко, а местные магазины и бутики закрывались в 4‒5 часов вечера.
Ситуация кардинально изменилась с появлением на Карнаби-стрит и Кингз-роуд альтернативных магазинов одежды для представителей субкультур. Спустя несколько лет эти лондонские улицы стали центром молодёжной жизни – с утра и до позднего вечера на них царило оживление, один за другим открывались многочисленные модные бутики.
Здесь начинал свою карьеру, «щёлкая» обычных, гуляющих по Карнаби-стрит, людей известный фотограф Филипп Таунсенд, снимавший впоследствии Черчилля, Тима Бёртона и Элизабет Тейлор. Прогуливались, мечтая о карьере модели, Твигги и её будущая конкурентка Джин Шримптон.
Через дорогу – на Риджент-стрит ‒ находился главный офис музыкального коллектива «Роллинг Стоунз», участники которого были настоящими бунтарями и смогли составить достойную конкуренцию «Битлз».
Глобальных изменений претерпела и сама концепция магазинов одежды. На Карнаби-стрит и Конгз-роуд начали открываться маленькие, но очень уютные бутики. Здесь всегда играла приятная музыка и работали вежливые продавцы, которые никогда не давили на клиентов и подходили к ним только тогда, когда их об этом просили.
Боа, шляпки, чуднЫе игрушки в качестве декораций и постеры обнаженных мужчин в кабинках – эти оазисы экстравагантности предназначались для того, чтобы прохлаждающийся покупатель мог сбежать подальше от давления телевидения, рекламы и ужасов серого рабочего дня в офисе. Досуг приобретает новые формы.
Торговля как стиль жизни
В 60‒70-е годы прошлого столетия умение продавать вещи стало считаться особым видом искусства. Им в совершенстве владели дизайнеры той эпохи. К примеру, основоположник современного английского стиля бизнесмен Теренс Конран, ставший впоследствии куратором лондонского Музея дизайна и получивший рыцарское звание за заслуги перед Родиной.
Действуя сначала в составе группы авангарда 50-х, впервые внедрившей в Англии моду на поп-арт, Теренс вскоре понимает, что хочет открыть свой собственный дизайнерский магазин. «Никто не может продавать мою мебель так, как это делаю я», – заявляет он, открывая в 1964 году магазин Habitat, демонстрирующий новую концепцию подачи предметов для дома.
Там наряду с его собственной мебелью продаются изделия и других талантливых дизайнеров, а персонал ходит в специально придуманной для них форменной одежде от Мэри Куант и с прическами от самого модного парикмахера Видала Сассуна.
В итоге, как и в рекламных каталогах магазинов, целое поколение клиентов Теренса, молодых хиппи, сидит на мягких пуфах, готовит на облицованных яркой плиткой кухнях блюда на воке и наслаждается светом ламп с уютными абажурами в японском стиле.
Даже не подозревая о том, что он делает, тем самым Теренс Конран прокладывает дорогу таким мультибрендам, как IKEA. Предлагающим «готовые решения» и рисующим покупателю картинку его собственного интерьера.
Музыка 60-х
Кардинальные изменения в свингующем Лондоне коснулись всех видов искусств. Законодателям мировой мужской моды, как это можно было ожидать, стали легендарные битлы. Они увековечили не только свою музыку, но и лица, причёски и стиль одежды.
Этому во многом способствовали прогрессивные дизайнеры той эпохи. Такие, как Джон Стивен, которому принадлежала целая сеть магазинов стильной мужской одежды. Его постоянные клиенты –солисты и музыканты групп The Beatles, The Rolling Stones, Bee Gees, The Kinks…
В 1966 году на сцену впервые вышла рок-группа The Jimi Hendrix Experience, познакомившая слушателей с новым роком. Отличным от привычного для них и по исполнению, и по написанию. В результате каждое выступление коллектива впоследствии оказывалось уникальным.
Солист группы прямо на сцене нередко сжигал и разбивал свои гитары, созданные для него специально. Так он демонстрировал принесение в жертву того, что он любит больше всего. Это и стало его своеобразным имиджем.
Но символическое сжигание гитары – это не единственное, чем запомнился нам легендарный рокер Джими Хендрикс. Он покорил нас своим особым стилем одежды, в котором кислотные цвета и фольклорные орнаменты сочетались с военным кителем.
Вскоре фанаты, подражая своему кумиру, так же как и он стали носить банданы, яркие рубашки с поднятым воротом, обтягивающие брюки клёш и круглый кулон на груди.
Угасание эпохи
Время свингующего Лондона, несмотря на свой яркий блеск и неистовство, продлилось чуть более десяти лет. Первым её угасание отметилось в культурной среде. Ведь, как ни крути, но молодёжь того периода потребляла огромное количество психотропных веществ.
И по прошествии десяти лет в СМИ стала регулярно появляться информация о смерти звёзд эпохи от передозировки. Этого не мог остановить ни невинный образ Твигги, ни другие сияющие юностью и красотой модели.
Лондонское общество вдруг обнаружило, что столь желанная для них свобода обернулась болью, тоской и разрушениями. Этому способствовали отголоски Вьетнамской войны, конфликт между давлением общества и желанием личной свободы. В результате появились новые хиппи, пропагандирующие полный уход от социальных структур.
На фоне этих событий на сценическом небосклоне взошла новая звезда – Фредди Меркьюри. Лидер группы Queen, в которой, по его словам, четыре изгоя играли для таких же изгоев. Своим творчеством они резюмировали настроение молодых талантов тех времён, желающих создать то, что не вписывается в общественные рамки, для таких же, как и они, неугодных обществу людей. В фильме «Богемская рапсодия» это показано очень точно.
Фредди Меркьюри в своих хорошо знакомых нам хитах пел об уходящей эпохе свингующего Лондона. И о людях, которые помогли ей войти в историю и запомниться надолго.
Говоря о 60‒70-х годах прошлого века, нельзя не упомянуть также о художественном фильме «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, рассказывающем современникам о блеске и сумасшествии Лондона времени хиппи и модов. При просмотре ленты вы сможете стать свидетелями того, что происходит тогда, когда эксцентричность и красота вдруг принимают новые формы.
«Свингующие» 60-е
«Свингующий Лондон» (Swinging London) – термин, который появился в середине 60-х годов в Англии. В 1965 году его употребила редактор журнала Vogue Диана Вриланд. Год спустя он появился на страницах журнала Time.
England swings like a pendulum do
Англия качается подобно маятнику
Эту строчку из песни Роджера Миллера я бы назвала гимном 60-х. Англия раскачивается, «свингует», взлетает ввысь на качелях эпохи и рвет связи с пугающим прошлым. Причем, так можно сказать не только об Англии. Молодежь этого десятилетия менее скована воспоминаниями о Второй мировой войне. Они дети поколения «беби-бумов», дети экономически восстановившихся городов. У них нет лишений, нет страхов, зато в кармане есть лишняя пачка денег, а в голове – свобода. Все это находит отражение во вкусах, в поведении и, конечно же, в моде.
Мода в этот период сама становится воплощением юношеского бунтарства. Важнейшее тому доказательство – настоящая революция в длине женских юбок. Короткие мини стали олицетворением 60-х. Они заполнили подиумы, без них не обходился ни один модный показ. Их создательницей считается британский дизайнер Мэри Куант. Первую коллекцию она представила в 1962 году. Это произошло на борту трансатлантического лайнера «Queen Elizabeth». Мини-юбки, мини-платья – все эти «мини» стали настоящим «макси» в головах людей. До этого длина, которая считалась приемлемой, была не выше колена. Но к чему говорить о старых предрассудках? 60-е – это время перемен. Время, когда вторая волна борьбы за гендерное равноправие берет верх. Молодежь отказывается принимать порядки, при которых женщины считаются лишь олицетворением хозяйки дома и никем больше. Мини-юбки – это одна из возможностей привлечения максимального внимания. Это безмолвное, по-рыцарски наивное «Я могу!», брошенное в сторону отрицающих.
by Mary Quant
by Abdre Couregges
Callemodista, London, 1967
Бернис Мартин, как и ее муж, – известный социолог. Она утверждает, что время «свингующего города» – а значит, время 60-х, – строилось на принципах романтизма:
«Романтизм разрушает границы, отвергает традиции, подрывает сложившиеся связи и универсализирует падение в бездну и восхождение к бесконечности. В основе романтической системы лежит удовлетворение потребности в самовыражении, допустимое на том основании, что человек обеспечен материально и не испытывает насущной необходимости бороться за выживание: поиск себя, самореализация, опытное и чувственное постижение».
Иногда разрушение границ доходит до абсурда. Как в детстве, когда, раскачиваясь на качелях, думаешь обо всем несерьезном и совсем не хочешь взрослеть. Возможно, именно тогда свобода кажется наиболее достижимой. Стало быть, именно поэтому в обществе 60-х популярным стал образ Лесли Хорнби. Она известна многим под именем Твигги. Этот псевдоним в переводе с английского означает «веточка». Ассоциируется с чем-то хрупким, длинным и тонким. Впрочем, как и сама Лесли – на фотографиях она выглядит худеньким подростком с изящной лебединой шеей. Ее глаза всегда яркие из-за цветных теней и неестественно длинных ресниц, широко раскрытых, как у испуганного ребенка. Платье-трапеция – единственное, что определяет в ней девушку, ведь даже волосы у нее пострижены на мальчишеский манер.
Twiggy, Sonny and Cher (слева), Beverly Hills, 1967. Ин Ralph Crane—Time & Life Pictures: Getty Images
Она не Лолита Набокова – нет; она Лолита «свингующего Лондона» – его идеал и его монада.
«Свингует» не только Лондон, но и весь мир. Он качается из стороны в сторону и смотрит в небо, в космос. Туда, куда впервые запускают спутник, куда впервые попадает человек. Яркое солнце перекликается с неоновыми нарядами на подиумах и в лучших традициях оп-арта сбивает с толку. Оп-арт от английского «optical art» переводится как «оптическое искусство». Это игра с абстрактными линиями, световыми эффектами и черно-белом контрастом. Ромбы, квадраты, полоски – идеально выверенные геометрические фигуры. Эти орнаменты в 1965-1966 годах в своих работах использовали дизайнеры Андре Курреж, Ларри Олдрич. Они же в модных коллекциях отразили увлечение людей космосом. Хотя первым в этом преуспел Пьер Карден.
Collection by Pierre Cardin, 1968
Fashion by Paco Rabban
Французский модельер уже в 1964 году выпустил коллекцию «Космическая эра» (Space Age), в которой скафандры астронавтов были переосмыслены с позиции высокой моды. В его показе преобладали синтетические ткани. Их начали широко распространять. Например, без полиэстера, который раньше был не очень популярен при пошиве одежды, теперь не обходился ни один модный показ. Наравне с искусственными тканями, футуристическую картину мира 60-х создавали такие материалы, как винил, пластик. Из них делали не только украшения – броские серьги и колье, – но даже платья. В 1966 году Пако Рабанн на своем показе в Париже представил двенадцать моделей. На них одежда была выполнена из материалов, не предназначенных для носки. Среди этих материалов – бумага, металл.
Вся эта бутафория даже сейчас выглядела бы ничем иным, как вызовом. Экспрессивным, по-детски несерьезным, но, бесспорно, смелым в сущности своей задумки. Этот вызов идеально подходит к эстетике «свингующего города» 60-х. А быть может, он составляет суть не просто города, а целого десятилетия?
Swinging London — Иконы стиля
В наших материалах о «Свингующих Шестидесятых» мы не раз говорили о причинах столь значительных перемен, случившихся в эту замечательную эпоху. Главным катализатором появления и дальнейшего развития молодежных субкультур стал послевоенный экономический рост, когда у большинства британских подростков появилась возможность не только устроиться на работу и относительно легко заработать на жизнь, но и потратить оставшиеся деньги на модную одежду или пластинки, а представители крупного бизнеса увидели в этом безграничный коммерческий потенциал. Но уникальность этого периода заключается не только в самом феномене появления молодежных движений: именно тогда множество сфер деятельности, прежде почти не связанных между собой, вдруг как будто стали частью единого целого — новой популярной культуры. Музыка, мода, телевидение, современное искусство, дизайн, газеты и журналы, кино и даже отчасти наука (начало эры покорения космоса — одна из важнейших вех того времени) сформировали главный тренд десятилетия — движение в будущее.
Спустя почти шестьдесят лет почти ничего не изменилось, с той лишь разницей, что влияние традиционных СМИ с каждым годом слабеет, но тренды формируют люди из всё тех же сфер: музыки, моды, спорта и создатели электромобилей и космических кораблей с миллионами подписчиков в соцсетях. Возникает вопрос: как же это получалось делать раньше, и кто были главными инфлюэнсерами? Чтобы найти ответ, мы составили список людей, которых можно назвать не только выдающимися представителями своих профессий, но и символами целого десятилетия.
|