что такое светская этика урок по орксэ 4 класс конспект урока
Урок «Что такое Светская этика?»
Тема: Что такое светская этика
Цель: формирование у обучающихся представления о том, что такое этика, что изучает светская этика.
Познакомить обучающихся с понятиями «этика» и «светская этика».
Развивать навыки смыслового чтения, умения аргументировать свой ответ.
Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.
Основные термины и понятия: этика, светская этика, религиозная этика, мораль, нравственность.
Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы (Приложение 1), тесты (Приложение2)
1.Организация деятельности учащихся
Урок сейчас пойдет,
В мир знаний вас, ребята, поведет.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
— Поделились ли вы с родителями тем, что узнали на нашем первом уроке?
1.Обсуждение по материалам учебника
—В чем особенности Российского государства?
2.Прослушивание стихотворений о Родине
(стихи известных авторов или собственного сочинения)
— О ком из известных людей вы рассказали дома?
— Каких героев России знают ваши близкие, о ком они советовали вам рассказать?
— Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
ВЫВОД: Люди, о которых вы рассказали, достойны нашего уважения. Они сделали нашу жизнь лучше. Их жизнь может быть для нас образцом для подражания.
3.Актуализация знаний, целеполагание
— Задумывались ли вы, почему так называется модуль?
— Как вы думаете, что мы будем изучать?
— Запишите в своих рабочих листах тему нашего урока.
— Поставьте перед собой цель урока. Что вы сегодня должны узнать?
— Прочитайте, что вы записали.
— Итак, на сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, чем светская этика отличается от религиозной. Кроме этого, вам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.
4. Чтение учебной статьи
— Откройте учебник на стр. 6. Но прежде чем вы прочитаете учебную статью, посмотрите задание 1 в рабочих листах.
— Какие понятия вы должны найти во время чтения и выписать?
Во время чтения делайте пометки в тексте:
Самостоятельное чтение статьи
Работа с притчей «Спор»
Притча в стихах о добре и зле».
Выделение особенностей Этики как науки
— Что такое этика? Как вы определите значение этого слова?
Запишите определение в рабочий лист.
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
«Сильнее Я» сказало Зло
«Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю.
Зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том.
Не знаю, что ещё сказать.
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
— Как вы думаете, кто сильнее? Почему?
-Почему спор Добра и Зла не закончился?
-Чью сторону вы выберете для себя? Почему?
Вывод: Этика – наука о добре и зле.
— Кого можно назвать основателем этой науки? Зачитайте.
— Что определяет понятие «светская»?
Запишите пояснение в рабочий лист.
— Почему в изучении светской этики не обойтись без понятий нравственность, мораль? Что обозначают эти понятия?
Выпишите определения этих понятий в рабочий лист.
— Какой математический знак можно поставить между понятиями «мораль …нравственность», «моральный … нравственный»?
Вывод: Этика – наука о морали.
— Осталась ли у вас информация, требующая пояснения?
-Сформулируем вывод о том, что мы узнали из учебной статьи. Для этого закончите мои предложения:
— Светская этика изучает ………
Слова мораль и нравственность – это синонимичные понятия, которые обозначают ………
— Светская этика помогает разобраться …..
— Светская этика помогает ответить на вопросы ….
-Кто следит за выполнением законов?
-Какое наказание предусмотрено за нарушение закона?
-Кто следит за выполнением правил морали?
-Какое наказание может быть за нарушение норм морали?
-Кто следит за соблюдением нравственных норм?
— Теперь, когда мы знаем, что такое светская этика, давайте разберемся с понятием религиозная этика.
Рассмотрите иллюстрации на слайде. Прокомментируйте, какая из них иллюстрирует правила религиозной этики. Как вы догадались?
— Прокомментируйте, о каком обычае идет речь? (Благословление на ратный подвиг, защиту отечества).
— Вспомните, о чём и о ком вы рассказывали в начале урока. Как вы думаете, противоречат ли нормы светской и религиозной морали?
Вывод: и светская, и религиозная этика предписывают людям моральные, нравственные поступки, и в этом смысле эти две науки не противоречат друг другу.
6. Чтение и анализ отрывка из «Поучения Владимира Мономаха» (Приложение2)
— Прочитайте отрывок из «Поучения Владимира Мономаха». Почему трудно читать этот текст?
— Чтобы советы князя стали понятны современному человеку, попробуйте «перевести» их с древнерусского языка на современный.
Чтение поучений, обсуждение, формулирование и запись в рабочий лист.
— Сделайте вывод, насколько поучения Владимира Мономаха, на ваш взгляд, устарели?
Вывод: Поучения, написанные в XII веке, читать тяжело, потому что язык за этот исторический период значительно изменился, устарел. С другой стороны, правила поведения, о которых говорит князь, понятны и действенны в современном обществе.
7.Чтение притчи (Приложение 2)
— Прочитайте притчу «Щедрый подарок». Подумайте и ответьте на вопрос, почему мальчик не стал делить медовик, а отдал его Пете.
— Кто может нам подсказать, как нужно правильно поступить в сложной ситуации? Как, на ваш взгляд, нужно было поступить по правилам поведения?
Обоснуйте свой ответ. Используйте в ответе слова я думаю…, я считаю…, мне кажется…
— Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли вам достичь ее? Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке: Всё получилось!
Я старался, но получилось не всё.
Было слишком трудно.
1. Расскажи родителям, что ты узнал на уроке.
2. Ответь на вопрос: «Что помогает понять светская этика?»
3. Подбери и запиши несколько пословиц, которые содержат мораль.
Моя цель на уроке: _____________________________________
Задание 1. Словарная работа
Задание 2. «Переведи» «Поучения Владимира Мономаха», т.е. составь советы для современных детей.
Задание 3. Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке.
1. Расскажи родителям, что ты узнал на уроке.
2. Ответь на вопрос: «Что помогает понять светская этика?»
3. Подбери и запиши несколько пословиц, которые содержат мораль.
Из «Поучения Владимира Мономаха»
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим.
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и около воинов ложитесь, а вставайте рано.
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас.
Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым.
Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро».
Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе».
— Лучше я отдам медовик Пете,— сказал Вася. — Пусть он делит его щедро.
Конспект урока ОРКСЭ «Что такое светская этика»; 4 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Конспект урока ОРКСЭ
(модуль Светская этика)
в 4 классе
«Что такое светская этика»
Подготовила учитель начальных классов
Небольсина Яна Игоревна
Цель: Сформировать у учащихся первоначальное представление об изучаемом предмете (светской этике).
Тема: Что такое светская этика.
Повторение пройденного материала.
По традиции начнем наш урок с проверки домашнего задания.
На прошлом уроке вы пообещали расспросить родителей о традициях, принятых в вашей семье. Хотелось бы услышать ваши ответы, чтобы лучше узнать вас и ваши семьи.
Переходим к теме сегодняшнего урока.
Как называется курс, который вы начали изучать вместе со мной в этом учебном году?
Ответ учащихся (светская этика).
Как вы понимаете данное название?
Что такое светская?
Версии учащихся (чаще всего дети не знают ответа на эти вопросы, но строят предположения).
Точные и развернутые ответы нам даст учебник.
Откройте урок 2 на странице 6 и 7.
Мне бы хотелось проверить ваши умения читать и понимать текст, возможность отвечать на вопросы по тексту.
Внимательно и вдумчиво прочтите про себя весь текст параграфа 2 на страницах 6 и 7.
Найдите в учебнике и прочтите вслух определение термина «этика».
Теперь прочтите определение слова «светская».
Запишите данные определения в тетрадь.
Что является предметом изучения светской этики?
Кто считается основателем этой науки?
Эти сведения вам тоже необходимо зафиксировать в тетради.
Вспомните курс русского языка. Что такое синонимы? Что такое антонимы?
Какие синонимы слова «светская» можно найти в тексте?
Можно ли назвать слова «мораль» и «нравственность» синонимами?
Каким является текст данного параграфа, художественным или научно-популярным? Аргументируйте свой ответ.
Во второй части параграфа на странице 7 вы найдете вопросы.
Ученик читает вопросы вслух:
Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?
Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
Как сделать жизнь людей лучше?
Как наградить человека, сделавшего добро?
Вам необходимо поделиться на группы, как вы это обычно делаете, каждая группа берет себе один вопрос для обсуждения.
Сколько у вас получилось групп?
( если один вопрос оказывается лишним, то учитель убирает вопрос о награде человека, сделавшего добро)
Вспомним правила работы в группе, они имеются в вашей памятке. Внимательно прочтите данную памятку.
В группе должен быть организатор обсуждения,
Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Через минуту представитель от каждой группы озвучит всем ответ на ваш вопрос.
Я переворачиваю песочные часы.
Ответы представителей групп и обсуждение их.
Урок подходит к концу, а мы с вами еще не рассмотрели иллюстрации на полях учебника.
Чей портрет вы видите на странице 7?
Какое отношение Аристотель имеет к теме сегодняшнего урока?
Домашнее задание для вас: подготовьте мини сообщение об одном из философов Древней Греции или Древнего Рима и разместите его в вашем интерактивном пространстве для всеобщего ознакомления.
Вы сегодня прекрасно потрудились и заслужили подарок – интересный и познавательный фильм, который ожидает вас на следующем уроке.
Спасибо за внимание!
Интернет ресурсы, использованные в работе:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Урок ОРКСЭ «Что такое светская этика?»
Данный урок носит осведомительный характер. Он готовит обучающихся к изучению новой учебной дисциплины.
Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ «Что такое светская этика?»»
по учебнику «Основы светской этики»
ТЕМА: «Что такое светская этика».
Формируют первоначальные представления о светской этике;
Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, светская этика;
Развивает готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
Учебник: «Основы светской этики», авт. А. Я. Данилюк,
издательство «Просвещение», 2012 год;
диск с музыкой: «Одинокий пастух»,
«Мир похож на цветной луг»
презентация к уроку;
таблички со словами: ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, СВЕТСКАЯ ЭТИКА;
ватманский лист, цветные мелки, фломастеры.
Звучит музыка «Одинокий пастух»
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама, как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для вас!
Проверка домашнего задания.
— О чём беседовали с родными и друзьями?
Что нового узнали для себя?
Учащиеся рассказывают историю названий улиц города.
Работа над новым материалом.
— Как вы понимаете смысл этих цитат?
«Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан».
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».
Лев Николаевич Толстой.
— Догадайтесь, о чём мы будем говорить на нашем уроке.
-На уроках мы изучаем языки, литературу, математику, окружающий мир…
— Как вы думаете, какая наука изучает поступки людей с точки зрения представлений о доброте и зле?
Подсказку вы найдёте на обложке нашего учебника.
— Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какую поставите цель?
— Мы хотим узнать, что такое светская этика?
Что она предполагает?
— Давайте запишем тему урока:
Что такое светская этика.
Работа со словарём С. И. Ожегова.
— Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова. Как он объясняет слово «этика».
Этика – это одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
— Итак, этика – это учение о морали.
У нас появился ещё один термин – «МОРАЛЬ»
Какое значение имеет это слово? Что говорится об этом в учебнике?
Дети читают статью учебника на стр. 6-7.
— С. И. Ожегов отметил, что мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность.
Тогда нам остаётся узнать, что такое нравственность? Обратимся к словарю.
Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Работа с учебником.
Чтение учащимися 2 и 3 абзаца учебника на стр. 7.
Работа над притчей о добре и зле.
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
-Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
— Конечно, нет! – ответил юноша.
— О чём эта притча? ( О добре и зле).
— Чему она нас учит? ( Не совершать зла).
— Надо ли понимать совет буквально? Нет, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он хотел, чтобы юноша понял, что эти пороки присутствуют в жизни.
— Добро и зло переплетены в наше жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
Ведь даже в русских народных сказках, которые мы знаем с детства, добро всегда побеждает зло.
— Как же нам сделать мир добрее?
— Совершать добрые дела.
Работа с учебником.
Чтение учащимися 4 абзаца учебника на стр. 7.
Работа с притчей о добре и зле.
— Я хочу рассказать вам ещё одну притчу. Задумайтесь над её смыслом.
«Однажды старый мудрец индеец – вождь племени, разговаривал с маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? – спрашивает его любознательный внук.
— В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Работа с понятиями «светская» и «религиозная» этика.
— Различают этику религиозную и светскую.
Свет, во вторичном понимании в словаре С. И. Ожегова обозначает: Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю.
— А что об этом говорится в 5 абзаце учебника на стр. 7?
Работа по учебнику.
С раннего детства перед ребятами встаёт проблема:
Что такое хорошо и что такое плохо?
Работа с презентацией.
Чтение стихотворения В. В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?»
Чем наука «Этика» помогает человеку?
— Давайте распределим черты людей на положительные (светлая часть доски) и отрицательные (тёмная часть доски):
Честь, трудолюбие, доброта, справедливость, забота, любовь, дружба, верность, искренность, отзывчивость;
— Понравился ли вам урок? Чем? Что запомнилось?
Справились ли мы с поставленными задачами? Смогли ли мы ответить на главный вопрос урока?
Так что же такое светская этика?
— Можно сказать, что светская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
(Последний абзац параграфа).
Составить вопросы и ответы на них к уроку №2 «Что такое светская этика».
Творческое задание: прочитать русскую народную сказку, сравнить добрые и злые поступки героев, проиллюстрировать.
— А как вы представляете себе добрый мир?
— Это солнце, это небо, это луг с цветами.
Под песню «Мир похож на цветной луг» ребята на ватманском листе рисуют добрый мир.
Класс: 4
Ключевые слова: светская этика
Презентация к уроку
Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.
Задачи:
Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.
Основные термины и понятия: «этика», «светская этика», «религиозная этика», «мораль», «нравственность».
Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.
Оборудование: проектор, презентация «Что такое светская этика?», толковый словарь Ожегова, рабочие листы.
Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности
Слайд 1.
— Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?
— Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое светская этика?»
— Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?
Слайд 2.
— На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.
II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока
1. Работа со словарём.
– Ребята, а где мы можем уточнить значение слова «этика»? Проверить, верны ли наши предположения?
— У вас на партах лежит толковый словарь С.И.Ожегова. Найдите в нём значение слова «этика».
Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.
2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).
— Откройте учебник на стр. 6.
— Найдите и зачитайте определение слова «этика» данное в учебнике. Слайд 4.
— Запишите определение слова в рабочие листы.
— Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.
— На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?
— Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.
III. Физминутка
IV. Работа по теме урока
1. Коллективная работа.
— Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)
Слайд 5.
— Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.
Слайд 6.
В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в
Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.
Слайд 7.
Перед вами фреска одного из самых знаменитых художников того времени Рафаэля «Афинская школа».
(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)
Слайд 8.
Аристотель считал этику частью философии.
Слайд 9.
Наукой он назвал этику, когда писал книгу о нравственных законах жизни человека для своего сына Никомаха. Книга называлась «Этика для Никомаха», или «Никомахова этика». Это был свод правил поведения в обществе.
2. Работа с учебником.
— Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)
Слайд 10.
Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.
Слайд 11.
— Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.
— Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)
Слайд 12.
— От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность».
Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.
(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)
— Для того чтобы жить в обществе, человеку нужно соблюдать нравственные нормы. Основой нравственных норм является принцип «не навредить», т.е. не сделать больно, не обидеть.
— Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)
— Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.
Слайд 13.
— В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)
3. Работа в группах.
Слайд 14.
— В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.
1 гр. – запишет положительные черты человека.
2 гр. – отрицательные черты человека.
4. Проверка работы групп.
Слайд 15.
Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.
Слайд 16.
— Почему же так происходит?
— Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?
— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
— Как наградить человека, сделавшего добро?
— Как сделать жизнь людей лучше?
— На все эти вопросы помогает ответить этика.
5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.
— Что означает слово «светская» этика? («Мирская», «гражданская».)
— Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)
Слайд 18.
— Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.
Слайд 19.
— Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.
Слайд 20.
— Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)
Слайд 21.
— Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)
— Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)
V. Подведение итогов урока
Слайд 22.
— Какая бывает этика?
— Что такое светская этика?
— Что предполагает светская этика?
— Что такое религиозная этика?
— Назовите синоним слову мораль?
— Кто является основателем этики?
— Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?
VI. Рефлексия учебной деятельности
Слайд. 23-24
— Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?
— Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.
VII. Домашнее задание
К учебнику: «Основы светской этики. 4-5 классы», Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.