что такое star в авиации

Что такое star в авиации

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

AIP STAR charts

Рассмотрим схему STAR на примере карты стандартного прибытия по приборам на 28ые полосы аэродрома Пулково.

что такое star в авиации. 114614 800. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-114614 800. картинка что такое star в авиации. картинка 114614 800. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
В заголовке карты видим, что это схема STAR, аэропорта Пулково, Санкт-Петербург, для захода на полосы 28 правую и 28 левую с использованием систем [ RNAV (GNSS) ]
RNAV – Area Navigation(Зональная навигация) – метод навигации, который позволяет лететь по любому запланированному маршруту без необходимости пролета наземных навигационных средств, за счет построения данного маршрута с помощью VOR DME и\или координат по широте и долготе. Данный вид навигации включает в себя использование VOR, FMS, INS, GPS или GNSS систем. И т.д. и т.п… Подробнее как-нибудь в следующий раз.

Так же в заголовке видим Transition Level (Эшелон перехода) и сноску, текст которой находим в правом нижнем углу.
Читаем, что эшелон перехода меняется с 50 на 60, или даже 70, при определенных нестандартных значениях давления QFE.

Переходим к самой схеме. За пример возьмем прибытие MOLEG2A. Начинается схема с точки MOLEG, ее мы пролетаем между эшелонами 120 и 250 (это было видно еще на area chart).

Небольшое внимание хотелось бы уделить немного другой схеме:
что такое star в авиации. 115895 800. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-115895 800. картинка что такое star в авиации. картинка 115895 800. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Как мы видим, карта абсолютно идентична предыдущей, только для выполнения данной схемы не требуется RNAV (GNSS) оборудование самолета. Все точки схемы имеют координаты в пространстве, так же их можно определить с помощью настроенного VOR DME приемника.
Например точка ADANI находится на 325 радиале от ВОР SPB, на удалении 25 километров.

А NDB\ОМ имеет буквы идентификатора P и U, а частоту работы маяка 303КГц.

Новые обозначения, которые не встречались на area chart:

что такое star в авиации. 116192 original. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-116192 original. картинка что такое star в авиации. картинка 116192 original. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal-минимальные безопасные высоты сектора, показывает относительную высоту в метрах на расстоянии 46 километров от VOR SPB, в зависимости от курса подлета к аэродрому.

что такое star в авиации. 116300 original. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-116300 original. картинка что такое star в авиации. картинка 116300 original. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal-данной линией обозначается железная дорога, которая, по мнению создателя схем, видимо является отличным визуальным ориентиром.
В основании карты указаны частоты диспетчерских позиций и различные заметки, относящиеся к данным схемам прибытия.

Источник

Что такое star в авиации

Основываясь на обратной связи от пилотов, компания Jeppesen приняла решение усовершенствовать свои IFR-схемы процедур SID и STAR.

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Эти усовершенствования нацелены на повышение ситуационной осведомленности, сократить продолжительность полета по приборам без наблюдения за внекабинной обстановкой (reduce heads-down time = уменьшение времени отвлечения внимания пилотов от пилотажных приборов) и, соответственно, снизить вероятность непреднамеренного нарушения правил полетов.

10 новых улучшений схем Jeppesen:

Некоторые из наиболее значимых изменений включают в себя отображение процедур SID/STAR в масштабе, добавление на схемы подложки рельефа местности, а также использование разноцветных надписей.

Тестирование данных нововведений по человеческому фактору подтвердило интуитивность данных усовершенствований, в то время как проверка независимого эксперта (TRS Aviation Consulting) по определению операционных рисков подтвердила, что пилотам не потребуется дополнительного обучения в классах.

Jeppesen также создал интерактивный интернет-курс для самостоятельной подготовки пилотов по изучению данных изменений.

Первые измененные схемы появились в сборниках Jeppesen (как в бумажных, так и в электронных) 16 декабря 2016 г, замена всех схем процедур SID/STAR всех аэродромов в библиотеке Jeppesen будет реализована в течение 2-х лет.

Основные изменения на схемах процедур SID/STAR:

Как было и как станет:

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements01. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements01. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements01. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Некоторые объекты на схемах процедур SID/STAR будут добавлены, некоторые – удалены, а некоторые – изменены.

Рассмотрим все нововведения подробнее:

1. Координаты навигационных средств (маяков VOR, NDB) и точек (Waypoints) будут удалены, как лишняя информация:

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements02. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements02. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements02. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Комментарий: в 21 веке все современные воздушные суда имеют навигационные системы (FMS, GNSS, GPS. ), с загруженной и регулярно обновляемой навигационной базой данных со всеми необходимыми навигационными объектами, и поиск нужного навигационного средства или точки пилот может выполнить за считанные секунды. Если же авиакомпания эксплуатирует старые воздушные суда с древней авионикой, имеющей некоторые ограничения по работе с навигационными базами данных, то пилотам таких ВС с такими новыми схемами SID/STAR Jeppesen будет не очень комфортно.

2. Длинные названия процедур SID/STAR будут заменены сокращенными:

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements03. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements03. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements03. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

3. Текстовая информация схемы будет перемещена на боковую панель карты, при этом размер листа при необходимости может быть увеличен:

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements04. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements04. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements04. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

4. Ограничения по высотам (по эшелонам) будут выделены синим цветом шрифта и без лишних слов:

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements05. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements05. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements05. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

5. Ограничения по скорости будут отображены пурпурным цветом шрифта:

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements06. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements06. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements06. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

6. Ограничения по высотам станут отображаться в соответствии со стандартами ИКАО:

7. Увеличен размер схем для лучшей презентабельности и отображения процедур в масштабе:

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements14. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements14. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements14. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

8. Для отображения навигационных средств на схемах SID/STAR будут использоваться такие же символы, как на маршрутных картах:

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements15. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements15. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements15. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

9. На картах SID/STAR будет добавлена топографическая информация (подложка), такая как, например, превышение рельефа и крупные водные ресурсы (реки, озера, каналы, проливы):

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements16. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements16. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements16. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

10. Основные собенности новых схем процедур SID/STAR:

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements17. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements17. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements17. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal1 – Шкала масштаба отображается снаружи с левой стороны схемы.

2 и вся страница – Топография и шкала высот (рельеф, гидрография, наивысшие точки рельефа, границы стран).

3 – Зоны ожидания: основанные на длине участка или дальности от DME, отображаются в масштабе, основанные на времени полета – не в масштабе.

4 – Ближайшие аэродромы с IFR – символы а/д отображаются на карте серым цветом.

5 – GRID MORA – указывается на карте с частотой сетки в 1° или 0,5° – в зависимости от опубликованного значения в АИПе государства. Число GRID MORA подразумевает сотни футов (нужно умножить на 100 для получения минимальной разрешенной высоты полета вне трассы в пределах данной ячейки).

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements18. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements18. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements18. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

6 – Минимальная высота в секторе отображается темно-красным цветом, как и сами границы сектора. Диаметр окружности MSA указывается, если он отличается от 25 NM.

7 – Ограничения скорости отображаются пурпурным цветом. Ограничения скорости обязательно содержат «AT», «MIN» или «MAX» ­– перед указанным значением скорости в узлах (IAS).

Сравнение вариантов схем процедур SID/STAR ДО и ПОСЛЕ улучшения на примере аэропорта Сиэтл Такома Межд. (KSEA/SEA):

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements19. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements19. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements19. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сравнение вариантов схем процедур SID/STAR ДО и ПОСЛЕ улучшения на примере аэропорта Гонконг (VHHH/HKG):

что такое star в авиации. jeppesen charts enhancements20. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-jeppesen charts enhancements20. картинка что такое star в авиации. картинка jeppesen charts enhancements20. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

На основе материалов с сайта Jeppesen

Источник

«Где карта, Билли?» — или как соотносятся план полёта и гроза по курсу

Поделиться

что такое star в авиации. imrqwhcfbl1arpgcuqrsekh2 b4. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-imrqwhcfbl1arpgcuqrsekh2 b4. картинка что такое star в авиации. картинка imrqwhcfbl1arpgcuqrsekh2 b4. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

VHF omnidirectional range в естественной среде обитания.

Михаил

Разберём вопрос в гражданской авиации: каким образом строится маршрут для полётов из аэропорта А в аэропорт Б. Что влияет на «прокладку» маршрута полёта, кто и как может повлиять на уже составленный маршрут и каким образом диспетчера узнают об всем этом безобразии.

Обсудим, как летит самолёт, на что ориентируется, что из полёта планируется на земле, а что нет. Например, если впереди гроза, то нужно же как-то обходить очаг. Флайтплан можно подать с воздуха прямо диспетчеру ОрВД. Мало кто про это знает, кто такое делал у нас в стране — единицы. На деле для этого есть другие процедуры.

Но для начала давайте совершим краткий исторический экскурс по опредёленным авиадисциплинам для лучшего понимания всей этой авиационной legacy, накопленной поколениями. Опять же, напомню вам — гражданская (да и в принципе вся) авиация — это одна из самых консервативных областей деятельности, что продиктовано в первую очередь фокусом на безопасности полётов (не путать с авиационной безопасностью — всякие САБ и иже с ними).

Времена пионеров авиации, к сожалению, давно прошли.

А вот здесь классный материал про то, как посадить самолёт.

Дисклеймер: я действующий пилот Airbus семейства 320. Соответственно, некоторые моменты, описываемые далее, будут привязаны именно к данному типу самолетов. И да, я не имею отношения к инженерно-авиационной службе и службе ОрВД (организации воздушного движения), поэтому уж простите возможные огрехи в описании матчасти.

1.1 Небольшой экскурс в географию

Как всем прекрасно известно, Земля в приближении похожа на слегка сплюснутый с полюсов шар (если говорить более сухим языком, то это эллипсоид вращения, но вообще, если уж говорить совсем правильно то земля — это геоид). Исходя из данного упрощенного предположения давным-давно была придумана геодезическая система координат, которая позволяет задать координаты произвольной точки на земной поверхности через долготу и широту места в градусах относительного нулевого меридиана.

что такое star в авиации. utdkkunyybbb7yp1ia41echjjbg. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-utdkkunyybbb7yp1ia41echjjbg. картинка что такое star в авиации. картинка utdkkunyybbb7yp1ia41echjjbg. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Михаил

Но как обычно, legacy и здесь не подкачало и в зависимости от выбранных параметров эллипсоида вращения мы имеем небольшой зоопарк, состоящий из:

СК 42, она же референц-эллипсоид Красовского. Изобретение как не трудно догадаться 1942 года, основная ее идея — минимальные искажения при картографических измерениях на 1/6 части суши. Были косметические апгрейды в виде СК 63, но суть происходящего (референц-эллипсоид) осталась прежней.
WGS 84, здесь все просто: используется в спутниковой системе GPS, и является «единой системой для всей планеты».
ПЗ 90, основное предназначение которой — обеспечения орбитальных полётов и решения навигационных задач. По сути, российский аналог WGS 84.

Весь мир сейчас использует систему WGS 84, авионика на всех современных самолетах рассчитана именно на внесение координат в данной системе. Повторюсь, что система координат ПЗ 90 почти не отличается от WGS 84 (скажем так, отличается некритично для самолётной навигации) и периодически встречается в Российских сборниках аэронавигационной информации (AIP, Aeronautical Information Publication). В конце 90х в нашем AIPе была каша из координат в системах СК 42, WGS 84 и ПЗ 90, что придавало особую пикантность при выполнении полета.

Теперь, когда мы умеем определять координаты точки А и точки Б на поверхности Земли, нам необходимо найти линию кратчайшего расстояние между ними. Для этого в навигации существуют два понятия:

Интересные факты:

Одной из причин катастрофы Ту-134 под Петрозаводском в 2011 году стало то, что штурман в сложных метеоусловиях использовал GPS-навигатор, введя в него координаты торца полосы с аэронавигационного сборника в системе СК 42, что довольно прилично отличалось от координат в системе WGS 84. Результат к сожалению предсказуем.
Например, при трансатлантических полётах, часто задают вопрос: почему самолёт вылетая из Москвы в тот же Нью-Йорк летит через Англию, Гренландию и север Канады, ведь так же дольше? Краткий ответ: это потому, что самолёт летит по ортодромии. Развернутый ответ: самолёт летит по кратчайшему пути между точками. Проверить это, кстати, очень просто: взять глобус и приложить нитку от Москвы до Нью-Йорка, при этом кратчайший маршрут пройдёт именно по описанным выше местам. А то, что мы видим на экранах в салоне самолёта — это проекция эллипсоида вращения на плоскую поверхность, которая вызывает существенные искажения размеров около полюсов. Сравните, например, площади Гренландии и Австралии на такой карте и в Википедии.

1.2 Переходим непосредственно к воздушным трассам

Теперь, когда мы научились определять координаты произвольной точки на поверхности земного шара и строить между ними линии кратчайшего пути и линии, при полёте по которым угол между осью самолёта и меридианом будет постоянным, попробуем построить воздушную трассу. Но есть один нюанс — для того, чтобы самолёт мог лететь по этой трассе, всегда необходимо знать текущее местоположение самолёта с заданной точностью. По мере развития науки и техники были внедрены различные способы решения данной проблемы, по которым мы пробежимся чуть дальше.

Опять же, на заре авиации полёты были визуальными, а знание координат аэропортов на карте не сильно помогало в вопросах навигации. Летали примерно так: «после взлёта на юг идем вдоль автомобильной дороги, увидев железную дорогу уходим налево и выдерживаем курс ххх градусов 5 минут. Далее, над озером поворачиваем направо…». Где-то в годах 30-40-х из-за бурного развития техники появилось понятие радионавигации и как результат стали появляться наземные радиомаяки (они же приводные радиостанции, NDB — Non directional beacon), которые устанавливались например на аэродромах или отдельных точках пути. Да, по сути, NDB — это передатчик с круговой диаграммой направленности. В сочетании с АРК (автоматический радиокомпас), установленном на самолёте, это позволяло выполнять полёты либо на, либо от привода. Поэтому именно первые приводы легли в основу первых воздушных трасс в классическом их понимании. Но из-за особенностей данного оборудования, местоположение самолёта можно было определить только по двум и более приводам с довольно большой погрешностью.

что такое star в авиации. iogni1h1ortklx p8dwdp7r0qjc 1. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-iogni1h1ortklx p8dwdp7r0qjc 1. картинка что такое star в авиации. картинка iogni1h1ortklx p8dwdp7r0qjc 1. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Вторым этапом развития систем радионавигации стало изобретение VOR (VHF omnidirectional range) устанавливаемых обычно в комплекте с DME (Distance measuring equipment). VOR-маяк позволял определить с довольно высокой точностью радиал — угол между направлением на магнитный север, проходящим через VOR и направлением на самолёт. DME — определить дальность от самолёта до маяка. Теперь уже по одному VOR/DME, зная радиал и удаление, можно было более точно определить местоположение самолёта. Особенно бурный рост VOR’ов был в США в 1970-1980-х, когда почти вся территория США была покрыта сетью VOR’ов. При этом маяки устанавливались в отдельных точках воздушной трассы и всегда была возможность контролировать одновременно два радиала от одного VOR’a к другому. До сих пор, при полётах в США в нижнем воздушном пространстве актуален как никогда термин Victor airway — полёт по трассе, заданной двумя VOR’ами.

Всё это позволило сильно упростить задачи навигации, позволяя осуществлять полностью приборные (без визуальной ориентировки) полёты на довольно большой территории. Но в тоже время поддержание всей наземной инфраструктуры регулярно вставало «в копеечку».

Дальнейшее появление GPS (или правильнее говорить GNSS — Global Navigation Satellite System), позволило определять местоположение самолёта независимо от наличия наземных радиосредств. Как результат — появление нового класса воздушных трасс, которые задавались произвольными координатами в пространстве. В авиации появился термин RNAV (Area NAVigation, она же зональная навигация), описывающий всё происходящее, требования к точности и т.д. и т.п.

что такое star в авиации. e1let eu51hgp5tgzvp 08yyetu. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-e1let eu51hgp5tgzvp 08yyetu. картинка что такое star в авиации. картинка e1let eu51hgp5tgzvp 08yyetu. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

При этом, самолёт может самостоятельно при помощи FMGC (Flight Management Guidance Computer) как отслеживать своё местоположение, так и осуществлять навигацию из точки А в точку Б по любой воздушной трассе с требуемой точностью.

Вывод: если говорить упрощённо, то воздушная трассаэто две произвольные точки на поверхности Земли, соединённые линией кратчайшего пути. При этом в данных точках могут находиться (но не обязаны) радиосредства (VOR/VOR-DME/NDB/NDB-DME).

Интересные факты:

1.3 Что такое SID/STAR и Flightplan

Данное повествование было бы неполным, если бы я не затронул еще несколько терминов, влияющих непосредственно на то, как самолёты покидают район аэродрома и каким образом попадают на него, пролетая до точки, из которой начинается конечный заход на посадку. В общем случае с точки зрения воздушной навигации полет самолёта выглядит следующим образом:

А теперь попробуем собрать всё это вместе на примере маршрута Шереметьево-Пулково:

UUEE 24C AR24E OBL1E B239 DB B160 OKULO R961 GENP1B 28L ULLI

То, что мы получили, — это маршрут полёта. После добавления всей служебной информации (бортовой номер, дата и время вылета и т.д.) мы получаем готовый флайт-план (план полёта), который получают пилоты в бумажном и электронном виде виде, он так же уходит в систему ОрВД через AFTN (Aeronautical Fixed Telecommunications Network) — эдакий «авиаинтернет».

Интересные факты:

1.4 И на десерт — немного воздушного законодательства

Как вам теперь известно, самолёты в гражданской авиации летают от аэропорта к аэропорту не как хочется пилотам, а строго по определённым правилам. Правила эти изначально формировались каждой страной по отдельности, но с дальнейшим бурным развитием авиации стало ясно, что сопутствующий этому бардак растёт в геометрической прогрессии. Как результат — под эгидой ООН в 1944 году была создана Международная организация гражданской авиации (ICAO — International Civil Aviation Organization).

что такое star в авиации. . что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-. картинка что такое star в авиации. картинка . Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В первом собрании в Чикаго участвовали 54 государства, в результате чего была подписана “Чикагская Конвенция” — устав ICAO (так называемый ICAO Doc 7300). В данном документе были описаны основные принципы работы международной гражданской авиации, в частности, правила полётов над территорией стран-участниц, принцип национальной принадлежности воздушного судна и т.д. Кроме этого, было введено понятие международных стандартов и рекомендуемых практик (SARPs) — то, на чём сейчас базируется авиационное законодательство любой страны — члена ICAO. Кстати, СССР стал членом ICAO только в 1970 году, но это уже совсем другая история.

Далее, есть понятие Приложений (Annexes) ICAO, в которых описываются SARPs для основных областей гражданской авиации. Например, в ICAO Annex за номером 2, который называется «Rules of the Air» можно найти описание формата флайт-плана.

К чему я всё это рассказал: правила полётов во всем мире очень сильно гармонизированы, так как ICAO включает в себя почти все страны мира. Благодаря повсеместному использованию SARPs разрабатываются местные правила полётов, гармонизированные с нормами ICAO. Опять же, каждая страна — член ICAO должна обязательно публиковать AIP в открытом доступе, а пилоты и штурманы — использовать его в работе. На самом деле всё гораздо хитрее — такие коммерческие гиганты как Jeppesen или Lufthansa стали консолидировать информацию из AIP разных стран и предоставлять её авиакомпаниям в едином формате за отдельные деньги. В итоге, есть два программных продукта которые используются во всём мире: Jeppesen Flitedeck Pro и Lufthansa LIDO. При этом обе конторы так же выпустили свои приложения для EFB (Electronic Flight Bag) — айпадов/винпадов, сертифицированных для использования на борту самолёта и прибитых к форточкам в кабине самолёта. EFB как раз и используются в процессе всего полёта пилотами — там есть вся информация по маршруту, схемам аэропортов, рулению и т.д. и т.п.

Интересные факты:

Надеюсь, я достаточно запудрил вам голову базовыми понятиями. Ну что ж, теперь давайте перейдём к практике, без которой теория, как известно, мертва.

2.1 Что видят пилоты перед вылетом

Пилоты, придя в комнату для брифингов в аэропорту, получают комплект полётной документации.

что такое star в авиации. kw1kr0lth79rbnf t325esitiqg. что такое star в авиации фото. что такое star в авиации-kw1kr0lth79rbnf t325esitiqg. картинка что такое star в авиации. картинка kw1kr0lth79rbnf t325esitiqg. Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Командир создает видимость работы в брифинге.

Состав данного пакета четко регламентирован (см. выше тему авиационного законодательства), но для нас самое интересное это:

В CFP/OFP всегда уже указан полный маршрут полёта, с SID/STAR/ENROUTE частью. Обычно сам маршрут — это RPL (Repetitive Flight Plan, повторяющийся план полёта), который повторяется каждый раз. Обычно штурманская группа авиакомпании прорабатывает несколько вариантов одного и того же маршрута и закладывает их в планировщик, и поэтому в зависимости, например, от струйных течений по эшелонам программа может выбрать сама наиболее оптимальный (экономичный, но исходя из заданных критериев) маршрут. Для понимания: струйные течения в верхней части атмосферы могут достигать 200 узлов (сам был свидетелем подобного и не раз). Типичная скорость струйного течения — около 100 узлов. Так же ветер может меняться по эшелонам, поэтому выбор оптимального (рекомендованного) эшелона тоже всегда за программой. Кроме этого в процессе расчёта OFP/CFP учитываются минимально безопасные высоты в случае отказа двигателя/разгерметизации, наличие запасных аэродромов по маршруту и много, много другой (бес)полезной информации.

В общем случае, пилоты не меняют маршрут, изначально заложенный в CFP/OFP, но возможны исключения:

В случае несогласия с маршрутом, обозначенном в CFP/OFP, вопрос почти всегда можно решить звонком в штурманскую службу, но надо понимать, что подача нового флайт-плана чревата задержками рейса. Поэтому задача командира — аргументированно донести (с ссылками на конкретные пункты РПП) свою позицию.

После получения нового/или согласия с текущим CFP/OFP задача командира определиться с количеством топлива, заправляемого в самолёт (а это — как минимум тема для отдельной статьи, как и принятие решения на вылет), подать данные по заправке/маршруту аэродромным службам и службе центровки и с гордым видом в окружении экипажа проследовать на борт для выполнения предполётных процедур.

Интересные факты:

2.2 В процессе выполнения полёта

Вот здесь начинается самое интересное: план полёта давно согласован, подан и находится «внутри» системы ОрВД. После заправки, загрузки пассажиров и груза и получения информации от старшего бортпроводника задраиваются двери и экипаж начинает готовиться к полёту. Один из первых этапов — это запрос у диспетчера delivery clearance (тут я затрудняюсь привести корректный русский термин, но пусть будет «диспетчерское разрешение на полёт по маршруту»). При этом диспетчер ОрВД контролирует для запрашиваемого рейса наличие флайт-плана в системе и выдаёт squawk (код бортового ответчика, состоящий из 4 цифр) вместе с условиями выхода — рабочая полоса, SID и transition. Как я писал ранее, факт отсутствия флайт-плана в системе ОрВД чреват невозможностью вылета и задержкой рейса (очень редко, но такое случается, в основном для чартерных рейсов). Далее — процедуры и запрос на запуск двигателей. Кстати, запрос о запуске двигателей говорит о том, что командир принял решение на выполнение полёта.

Запуск, руление, взлёт и… гроза по курсу. Самолёты в грозовых очагах не летают, поэтому самый правильный (единственно правильный) способ обойти грозовой очаг — запросить у диспетчера пролёт с определённым курсом для обхода засветок. При этом вы покидаете SID и летите с новым курсом, набирая высоту по указаниям. Флайт-план при этом не меняется, но диспетчеры, работающие на аэродромном кругу/подходе, постараются максимально быстро «выпнуть» вас из зоны аэродрома (а у них ещё под контролем весь прибывающий трафик). Как показывает практика, при наличии сложной погодной обстановки в районе аэродрома начинается «свалка» из прилетающих и вылетающих бортов, задача диспетчеров — всё это разрулить. При этом топливо ограничено, а самолёты, как известно, без него не летают. Начинаются зоны ожидания, уходы на запасные аэродромы… Но мы отвлеклись — благополучно обойдя засветки, диспетчер отправляет нас на одну из точек маршрутной части, с разрешением набора крейсерского эшелона.

Набрали крейсерский, летим, тишь да гладь. Вдруг начинается прогнозируемая в CFP/OFP болтанка из-за входа в струйное течение. Пристёгиваем всех, летим дальше, «болтанка» не стихает. Вверх уйти не можем — самолёт тяжёлый, или кто-то сверху над нами и диспетчер не даёт набор. Просимся вниз, диспетчер дает снижение, занимаем высоту на пару эшелонов ниже. При этом опять же основная часть маршрута остаётся без изменений, в процессе полета диспетчеры могут поднимать/снижать самолёты исходя из воздушной обстановки. Но вот тут и кроется тот самый дьявол из воздушного законодательства, о котором я писал ранее, так как спрямление воздушных трасс у нас в стране официально запрещено, а лететь на более низком эшелоне мы не можем, так как в этом случае не хватает топлива. И тут через час-другой начинаются игры «в пятнашки» с диспетчером и другими бортами вокруг, в попытке занять более высокий эшелон полёта для экономии топлива. И опять же, очень редко можно услышать слова от диспетчера: «следуйте на точку ххх по воздушной обстановке», эдакий вариант спрямления маршрута.

При подлёте к аэродрому назначения диспетчер подхода обязан обозначить STAR, по которому будет выполняться заход. А далее как обычно: грозы, векторение, уход со STAR заход на точку, с которой непосредственно начинается конечный этап захода на посадку. Что интересно, сейчас в нормальных (с точки зрения организации схем SID/STAR) аэропортах STAR представляет из себя «змейку», выполняемую на одной высоте. Это очень удобно для диспетчеров (да и пилотов тоже) — вас «загоняют» туда, гасят скорость («минимальная на чистом крыле» или что то в районе 230-200 узлов) и далее по мере захода самолётов на посадку «выдёргивают» из середины «змейки» и отправляют прямо на посадку. В этом случае обеспечивается максимально возможное количество взлётно-посадочных операций в час (эдакий KPI диспетчеров круга/подхода) с минимально возможными интервалами между заходящими на посадку самолётами. Влияния на флайт-план все подобные операции совершенно не оказывают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *